Научная статья на тему 'Борьба на поясах как средство нравственно-волевого воспитания учащейся молодежи'

Борьба на поясах как средство нравственно-волевого воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА НА ПОЯСАХ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянкин Сергей Владимирович

В статье раскрывается педагогический потенциал борьбы на поясах, как одного из вида единоборств. Автор делится своим опытом, демонстрирует положительные и отрицательные моменты, с которыми он столкнулся в ходе педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба на поясах как средство нравственно-волевого воспитания учащейся молодежи»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

- приближение учебного процесса к реальным условиям работы того или иного специалиста;

- отражение в учебном процессе требований научно-технического прогресса, современных достижений науки и техники, что улучшает аналитическое мышление студентов и позволяет планировать действия на несколько шагов вперед.

Следует отметить, что современному педагогу необходимо предоставлять студентам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах [4].

Исследование показывает, что для совершенствования практических занятий внедряют в учебный процесс [5]:

- новые практические работы;

- информационно-компьютерные технологии;

- мультимедийные презентации лекций по учебным дисциплинам;

- комплект видеоматериалов по изучению устройств, состава и операционных действий по обслуживанию объектов;

- реальное оборудование, планшеты по изучению основных элементов оборудования;

- ситуационные задачи для проведения практических занятий. Список использованной литературы:

1. Мухамадеев И.Г. Компетентностный подход в подготовке специалистов высшей квалификации [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: материалы 2-й Международной научно-практической конференции (17-21 сентября 2012 года), в 2-х томах, Том 2, редкол.: Горохов А.А. (отв.ред.), Юго-Зап. гос. ун-т., Курск, 2012. - С. 37-39.

2. Мухамадеев И.Г., Зиатдинова Ф.Н. Развиваем научно-техническое мышление студентов [Текст] / И.Г.Мухамадеев, Ф.Н.Зиатдинова // Materially XI Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2015». Volume 5. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 95-97.

3. Зиатдинова Ф.Н., Мухамадеев И.Г., Туктарова Р.И. Психология реализации модульно-рейтинговой системы оценки компетенций студентов [Текст] / Ф.Н.Зиатдинова, И.Г.Мухамадеев, Р.И.Туктарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2015. Т. 15. № 12. - С. 65-67.

4. Зиатдинова Ф.Н., Батыршин И.Р., Климина И.В., Мухамадеев И.Г., Пилипенко Е.А., Серенко Ю.В., Хакимов ЭР. Стратегия индивидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса // Искусство и образование. 2009. № 7. - С. 22-30.

5. Мухамадеев И.Г. Кадровое обеспечение как приоритетное направление экономического развития АПК [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Материалы международной научно-практической конференции. - Курск, 2011. - С. 170-172.

© Трофимов Е.Д., 2017

УДК 377

Ульянкин Сергей Владимирович

Преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия

E-mail: ulserg33@mail.ru

БОРЬБА НА ПОЯСАХ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье раскрывается педагогический потенциал борьбы на поясах, как одного из вида единоборств.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Автор делится своим опытом, демонстрирует положительные и отрицательные моменты, с которыми он столкнулся в ходе педагогической работы.

Ключевые слова

Борьба на поясах, нравственно-волевое воспитание, самовоспитание, установки, ценности, ориентиры.

Спортивно-оздоровительная деятельность обладает значительным потенциалом в сфере нравственно-волевого воспитания обучающейся молодежи: обеспечение возможности формирования образцов социально обусловленного поведения; выработка особой организации жизнедеятельности обучающейся молодежи в деятельности спортивных объединений; формирование ответственности, самодисциплинированности, умения подчиняться нормам, регламентам [1-4].

Особое место в спортивной жизни студентов Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых занимает спортивная секция борьбы на поясах, имеющая высокий нравственно-волевой воспитательный ресурс. Практика показывает, что систематические занятия борьбой на поясах позволяют не только закалить характер, развить нравственно-волевые качества и укрепить здоровье, но и переосмыслить свое отношение к единоборствам, уяснить их глубинный философский, созидательный, истинно гуманный подтекст.

Начальный этап работы с учащейся молодежью в рамках спортивной секции борьбы на поясах осуществлялся нами с использованием отработки простейших приемов и их комбинаций, обеспечивающих понимание и усвоение двигательных умений и навыков, характерных для данного вида борьбы. Осознание обучающимися своих возможностей позволяло создать необходимые предпосылки для нравственно-волевого воспитания и самовоспитания как ключевого условия дальнейшего личностного развития.

В процессе нашего взаимодействия с обучающимися мы строили нашу работу таким образом, чтобы воспитательные посылы, исходящие от педагога, находили отражение и продолжение в последующем процессе нравственно-волевого самовоспитания обучающихся. Студенты постепенно приходили к пониманию того, что без дальнейшей самостоятельной работы над собой, своими слабостями и недостатками им будет очень сложно достичь высокого уровня саморазвития, необходимых спортивных результатов. Процесс трансформации воспитательных усилий в самовоспитательные происходил постепенно, иногда, будучи неосознаваемым самими обучающимися.

Ключевым аспектом в данном случае выступает естественная обстановка, обусловливающая закономерность и логичность нравственно-волевого воспитания. Так, приступая к совместному анализу проведенной тренировки, мы предлагали обучающимся сначала самим подумать над тем, что в ней получилось, а что требует дополнительного внимания. Мы не старались незамедлительно озвучить свое мнение, давая возможность обучающимся без авторитетной оценки тренера, проанализировать свои действия. Спортсмены самостоятельно анализировали степень своей усталости, объем запланированной и реализованной нагрузки, определяли причины и условия, не позволившие добиться нужного результата.

После того как обучающиеся озвучивали результаты проведенного самоанализа, мы предлагали им в домашней обстановке, самостоятельно продумать и выработать меры, с помощью которых они могут преодолеть выявленные негативные причины и условия. На следующем занятии мы обязательно проводили совместное обсуждение предлагаемых мер, по возможности отмечая старание и инициативность ребят, стимулируя процесс нравственно-волевого воспитания. Последующие тренировки, проводимые с учетом проведенного самоанализа, как правило, были более эффективными.

В ходе тренировочных занятий мы постоянно акцентировали внимание обучающихся на необходимость правильного выполнения упражнений и приемов, с обязательной страховкой при освоении новых действий, чередования отдыха и активности в процессе тренировки, тщательно контролируя их действия. Позже мы умышленно ослабляли контроль за действиями ребят, предоставляя им возможность самостоятельно следить за правильностью выполнения упражнений, определять необходимый объем отдыха и тренировок. Это способствовало развитию ответственности и самоорганизации обучающихся.

Мы установили, что воспитательные действия, исходящие от педагога, только тогда найдут продолжение в самостоятельной воспитательной работе, если они будут соответствовать особенностям

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

психического склада личности обучающегося. Так, для обучающегося, нуждающегося в ободрении весьма эффективными будут фразы: «ты отличный борец», «у тебя обязательно получится», «это непросто, но ты с этим справишься». Данные посылы в последующем трансформируются в методы самоубеждения «я отличный борец», «у меня обязательно получится», «это непросто, но я с этим справлюсь». В ряде случаев достаточно результативными стали воспитательные методы в виде приказа, принуждения. Необходимость выполнения требуемых действия должна быть озвучена ясно и твердо, не требующим возражения голосом. Значительно повышают эффективность данных методов личный пример педагога или товарищей по группе.

Понимая эффективность директивной педагогической позиции, обучающийся постепенно включает самоприказ и самопринуждение в свой арсенал методов нравственно-волевого самовоспитания, используя их в рамках самостоятельной работы. В дальнейшем четкие команды самому себе, выполнение действий через явное нежелание и лень становятся действенными рычагами, позволяющими обеспечить личностное самосовершенствование.

Весьма значимым моментом педагогической работы является гармоничное сочетание поощрения и наказания. Важно понимать, что основными предпосылками трансформации этих мер воздействия в аутовоспитательные являются справедливость и обоснованность их применения, на фоне достаточно весомого авторитета педагога. Значительно повысить психологический настрой и мотивацию обучающихся к спортивным занятиям может использование различных музыкальных, кинематографических и литературных произведений в процессе тренировок, религиозные обряды и традиции.

Овладение ключевым тактико-техническим инструментарием борьбы на поясах предполагает гармонизацию работы конечностей, формирование правильной техники, развитие навыков необходимого распределения центра тяжести. Такие действия связаны со значительными волевыми усилиями обучающихся, требуют серьезной выдержки, терпения и целеустремленности. Для многих обучающихся, ожидавших быстрого прогресса этот этап становился важным испытанием и проверкой устойчивости желания заниматься борьбой на поясах. Основной задачей педагога здесь выступает необходимость обеспечения разнообразия педагогического процесса, гармонично сочетать физические нагрузки с вербальными воспитательными приемами, позволяющими актуализировать потребность обучающегося в нравственно-волевом самовоспитании.

Особую значимость имеют занятия в условиях спортивно-оздоровительных лагерей, поскольку нам предоставлялась удачная возможность в течение месяца в принципиальной новой обстановке создавать и корректировать необходимые условия для развития нравственно-волевых качеств обучающихся в соответствии с целями и задачами нашего исследования. Ключевыми факторами нравственно-волевого воспитания здесь стали: жесткий режим тренировочных нагрузок, строго регламентированный режим дня, необходимость участия в общественно-полезной деятельности.

Изучение поведения обучающихся в новых условиях позволило нам выявить негативные факторы, характерные для занятий в рамках спортивно-оздоровительных лагерей: проблемы межличностной коммуникации и адаптации к коллективу в условиях покомнатного размещения обучающихся; трудности, обусловленные дифференцированным отношением к трудовой деятельности (необходимость уборки в жилом помещении, наведения порядка на общей территории лагеря, в спортивном помещении); сложности при выполнении общественной нагрузки (дежурный по комнате, дежурный по лагерю, дежурный по группе, выполнение общественных поручений); сложности, обусловленные отсутствием своего тренера (необходимость адаптации к новому педагогическому стилю, манере общения другого педагога, самостоятельного выполнения задач, поставленных тренером на период учебно-тренировочных сборов).

Вместе с тем, плотное включенное взаимодействие с обучающимися позволило более глубоко узнать их, изучить личные интересы, склонности, увлечения. Круглосуточное пребывание в коллективе раскрывало студентов с новых сторон, выявлялись как положительные, так и отрицательные качества. Занятия в условиях спортивно-оздоровительных лагерей позволяли нам эффективно осуществлять эндогенное наблюдение, влиять на процессы нравственно-волевого воспитания.

Список использованной литературы: 1. Овчинников О.М. Сущность и содержание феномена аддиктивного поведения студентов // Высшая

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 2013. С. 680-684.

2. Ульянкин, С.В. Физическая и волевая подготовка борцов на поясах на основе использования методики самовоспитания : Учебное пособие / С.В. Ульянкин, А.И. Бабаков. - Владимир, ВлГУ, 2010. - 102 с.

3. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Здоровьесберегающая педагогика в контексте современного образовательного пространства: проблемы и перспективы // Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 52-55.

4. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности // Научное мнение. 2014. № 9-2. С. 62-64.

© Ульянкин С.В., 2017

УДК 37.06

С.В. Чернышева

канд. пед. наук, преподаватель ГБПОУ СК

Кисловодский медицинский колледж г. Кисловодск, РФ E-mail: chalbor@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ В ОБЩЕСТВЕ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В работе рассмотрены различные взгляды на проблемы полового воспитания подростков в пубертатный период. Показан пример одного из подходов к решению проблемы на основе опыта полового воспитания в Швеции. Показана зависимость выбора подходов к половому воспитанию от предполагаемой в дальнейшей взрослой жизни половой роли индивида в обществе.

Ключевые слова

Половое воспитание, социализация, пол, брак, гендерная идентичность.

Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач пубертатного периода. С одной стороны, в обществе начала XXI века налицо прогрессивная тенденция к индивидуализации любовных отношений, которые регулируются не столько материальным расчетом и внешними нормами, сколько собственными чувствами и установками любящих. С другой стороны, появилась угроза дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной из-за роста сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращения сексуальности в предмет массового потребления, лишенного подлинного человеческого тепла и интимности [1].

Несмотря на определенные меры, принимаемые в стране, деятельность по решению проблемы сексуальности молодежи в виде обеспечения программ полового просвещения и рекламы средств зашиты от беременности, не ведет к желаемым результатам. Мнения специалистов и общественности разделились на два противоположных лагеря: тех, кто считает, что «всестороннее» половое просвещение будет вызывать у подростков экспериментаторский интерес, что, в свою очередь, приведет к резкому увеличению числа подростковых беременностей и скажется на возрастании темпа заболеваний, передаваемых половым путем, и тех, кто считает, что, так как большинство молодежи ведет сексуально активный образ жизни, необходимо, чтобы они были вооружены большим количеством информации [2,3].

В этой связи интересен успешный опыт выполнения просветительной и гигиенической функций полового воспитания в Швеции. В большинстве шведских семей - двое детей, только 20% детей имеют одного родителя,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.