Научная статья на тему 'Бонапартизм: власть и ценности'

Бонапартизм: власть и ценности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1825
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
БОНАПАРТИЗМ / ВЛАСТЬ / ЦЕННОСТИ / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭЛИТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Протасенко Ирина Николаевна

Статья посвящена философскому анализу феномена бонапартизма в аспекте целеценностной детерминации власти. Показано, что в условиях системного кризиса возникает парадоксальная ситуация, когда власть, занимая надпартийную и надэлитную позицию в интересах укрепления собственной власти, вынуждена опереться и поддержать ценности направленные на укрепление социальной целостности, идентичности и социальной субъектности народа и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the philosophical analysis of the phenomenon of Bonapartism in terms of purpose-value determination of the power. It is shown that in the conditions of a system crisis there occurs a paradoxical situation when the power, while taking an over-party and over-elite position with a view to strengthening own authority, is compelled to rely on and support the values instrumental in strengthening of the nation's and the country's social integrity, identity and social subjectiveness.

Текст научной работы на тему «Бонапартизм: власть и ценности»

политическом режиме гражданское общество находится в оппозиции — пассивной или активной — по отношению к государству.

При демократическом государственно-политическом режиме взаимодействие гражданского общества и государства осуществляется

в форме сотрудничества, причем позитивного. Правовое регулирование отношений в сфере гражданского общества происходит как по инициативе государства, так и в результате воздействия на него институтов гражданского общества.

список литературы

1. Кузьмин, А.В. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политической партии как института гражданского общества [Текст] / А.В. Кузьмин // История государства и права. — 2008. - № 12. - С. 2-3.

2. Любашиц, В.Я. Гражданское общество и личность: проблемы теории [Текст] / В.Я. Любашиц // Науч. тр. Рос. акад. наук. Вып. 3. В 3 т. Т. 1. — М.: Юрист, 2003.

3. Курскова, Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект [Текст]: моногр. / Г.Ю. Курскова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

4. Снетков, В.Н. СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества [Текст] / В.Н. Снетков. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.

5. Влазнев, В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования [Текст]: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право / В.Н. Влазнев. — М., 2002.

6. Лысенко, В.В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания [Текст] / В.В. Лысенко // История государства и права. — 2009. — № 23.

7. Хмара, Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия [Текст] / Ю.Н. Хмара. — Челябинск, 2007.

УДК 17.033."20"+022.1

И.Н. Протасенко

бонапартизм: власть и ценности

Нравственный закон в нас надежнее звездного неба над нами. Чем беднее делается мир, тем больше ценность этого подарка.

В.В. Бибихин

Актуальность данной темы связана с анализом современных преобразований и трансформаций, происходящих в нашей стране и мире. Изменения в социальной, политической и экономической сферах жизни во многом способствовали разрушению ценностного мира человека, его (человека) дезориентации и дезорганизации.

Попробуем показать значимость ценностных ориентаций и их взаимосвязь с властными стратегиями.

Эпоху, как известно, не выбирают. Но время перемен заставляет делать выбор всякого думающего о своем будущем, будущем своих детей и своей страны. Этот выбор предопределяется системой базовых ценностей, идеальных

целей и набором допустимых средств, а также готовностью рисковать, воплощая в жизнь то или иное решение.

У каждого, действительно, не только своя система ценностей, но и свой горизонт риска в достижении своих целей. В сюжете бонапартизма имеет смысл говорить, по крайней мере, о трех субъектах (или, точнее, о значимых субъектах разной степени общности), чьи ценностные ориентации в горизонте риска актуализируются в бонапартизме. Это — индивидуальный (простой) человек, это — социум как целое и это — лидер, представляющий не только себя, но и персонифицирующий интересы первых двух.

Что такое бонапартизм? Это специфическое обнаружение социального порядка, кото-

рый возникает в условиях системного кризиса и предстает как режим персональной власти, установленный «по видимости» народного волеизъявления. Ш. Монтескье в трактате «О духе законов» подчеркивал, что «поскольку в демократиях народ по видимости может делать все, что хочет, свободу приурочили к этому строю, смешав, таким образом, власть народа со свободой народа» [1]. Полагаем, что характеристика «по видимости народного волеизъявления» — это мерцание действительной воли народа, проявляющейся в определенные исторические моменты, и властная манипуляция, освящающая волей народа решения, которые таковыми являются только «по видимости».

Бонапартизм оказывается парадоксальным явлением в ряду авторитарных режимов. Во-первых, в атмосфере шумных дискуссий о демократии и воле народа происходит концентрация власти, сравнимая с монархической. И здесь подходят такие характеристики, как диктатура, тирания, узурпация. Во-вторых, на этой основе возникает противоречие между легитимностью и законностью. Легитимация посредством народного волеизъявления оказывается выше права, за которым стоят устойчивые инварианты государственности. Системный кризис как единство экономического, социального, политического, идеологического и психологического кризисов является необходимым условием генезиса бонапартизма. Причем возникновение бонапартизма связано как с революциями Нового и Новейшего времени, так и с кризисом без революции (скажем, современные условия глобализации или война).

Известно, что базовые ценности — это ядро мировоззрения человека. Вместе с тем нравственные ценности являются фундаментальными для всей общественной структуры. Ценности принадлежат к фактам духовной жизни и относятся к субъективным явлениям макроуровня. Посредством ценностей предметы материального и духовного мира обретают социальную значимость. Ценности — это социокультурные стандарты, усвоение которых индивидами способствует поддержанию и воспроизведению определенного общественного порядка. Без ценностных оснований у общества нет будущего: если нет конституирующих ценностей, то нет и конституирующих отношений, а значит, нет возможности построить какие-либо нормальные и

устойчивые социальные взаимодействия. В ситуациях институционального слома и распада сферы представлений о высших целях, о социально возможном кризис ценностей грозит разложением самой ткани общественной жизни.

Субъективность — это личностное содержание человека, система его базовых ценностей. Манифестация субъективности — это субъект-ность, системное свойство субъекта [См. об этом, например: 4, 5]. Системный регресс и деградация губительным образом сказываются на субъектности и части, и целого, т. е. и человека, и общества.

В современных условиях индивидуальный человек вынужден заново социализироваться в корпоративное мироустройство. Корпоративная субъектность подменяет индивидуальную субъектность. Именно кризис вымывает мировоззренческие основания, происходит подмена базовых ценностей, особенно в ситуации нестабильности и экстремального выживания индивида. Легко заметить, что даже самые простые (обыденные) ценности становятся дефицитом. Речь идет даже не о политической свободе и правах личности или об идеалах демократии, а о таких ценностях, как солидарность, взаимопомощь, порядочность, труд и трудолюбие, право на жизнь. Нас уже не шокируют высказывания, за которыми стоит определенная социальная практика: «Это твои проблемы», «Ничего личного, просто — бизнес» и т. д.

Если взглянуть на сюжет власти и ценности, так сказать, практически, то всплывает проблема социализации. Новое мироустройство требует новой социализации, т. е. практики усвоения новой или существенно скорректированной системы ценностей. Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Обычно полагают, что проблему социализации необходимо решать в отношении народа, определенного класса или социальной группы. Якобинцы, как известно, прибегли к такому средству, как гильотина. В 1917 году большевики отказали в возможности социализироваться в новом социальном порядке классу дворян или так называемых «бывших». Тех, кто мог повлиять или помешать в выборе базовых

ценностей, посадили на пароход и отправили за границу, а прочих несогласных сослали в Сибирь. Младореформаторы времен перестройки, по нашему мнению, вообще проблемой социализации не были озабочены. Однако формулировка «Пенсионеры не впишутся в рынок» или такая фатальная характеристика своего народа, как «совок», не способный понять своего «капиталистического счастья», позволяют судить о своеобразном видении проблемы социализации. Иными словами, «совку» (т. е. большинству бывшего советского народа) также было отказано в социализации. Более того, единственный адрес реформ — это будущие поколения. И «дело» сделано: катастрофа вымирания страны очевидна, ее демографическая несостоятельность стала реальностью. В поисках национальной идеи деньги были провозглашены как ценность. Общество, в котором деньги являются ценностью, уверенно идет к тотальной и непобедимой коррупции. Здесь же хотелось бы упомянуть практику Китая: за последние 10 лет казнены за коррупцию 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10—20 лет заключения. [3] Что касается современной России, то вполне очевидна актуальность вопроса социализации элиты и бизнеса. Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества, массовое распространение коррупции и безответственности.

Социально-философский анализ показывает, что системный кризис обнаруживает болезненный процесс трансформации субъект-ности (разных уровней и разной степени общности). Системный кризис нельзя объяснить только слабостью или параличом власти. Бес-субъектность означает неспособность элит ответить на вызовы системного кризиса, что с необходимостью требует появления надэлитной, надклассовой персоны, личности бонапарта, лидера, способного предложить свои пути выхода из кризиса, свои решения ключевых проблем, стоящих перед социумом [5].

Анализ управленческой практики режима Наполеона I позволяет сформулировать ряд

тезисов. Во-первых, наполеоновская диктатура была довольно гибкой, а ее социально-экономическая политика в целом устраивала французскую буржуазию и собственническое крестьянство. Более того, первый консул, а потом император был одним из первых государственных деятелей, понимавших необходимость целенаправленного воздействия на общественное мнение. Во-вторых, следует заметить, что социальная база, на которую опирался Бонапарт, была достаточно широка [6]. Общественное мнение в условиях бонапартизма, несомненно, формируется и контролируется. При этом используются все возможные каналы воздействия. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что режим Наполеона I стабилизировал, умиротворил и консолидировал постреволюционную Францию, действительно способствовал закреплению решающих завоеваний революции в социально-экономической области. В-третьих, существенной характеристикой режима Наполеона I является то, что единство персонального авторитета и институциональной власти представляет бонапартизм как авторский режим.

Методология аналитики бонапартизма в контексте парадигмы персональности позволяет двигаться от анализа «субъективности» индивидуального человека к «субъекту» (индивидуальному, ассоциированному или над-индивидуальному, особенно в политическом контексте), к прояснению понятия «субъект-ность». А от субъектности через осмысление понятий персонификации и персонализации — к пониманию бонапартизма в аспекте власти как единства персонификации и персонализации.

Бонапартизм как режим авторитарной власти, несомненно, проявление архаизации (откат революции). Общество закономерно обращается к архаизации как механизму мобилизации своих ресурсов. Этот процесс сопряжен с ограничением индивидуальной субъектности и усилением надиндивидуальной субъектности. Бонапартизм запускает процессы ресоциализа-ции, реструктурирует социум, восстанавливает разрушенную или утраченную в результате социального катаклизма субъектность общества как социального целого и индивида как части этого целого. Стратегия бонапарта объективно ведет к тому, чтобы возникла элита, способная к политическому, экономическому и культурно-

му господству, — такой класс, полномасштабно ответственный за нормальное функционирование государства.

Существует определенное соответствие между состоянием социума и тем лидером, которого общество выдвигает. При этом «герой» может быть как истинным, так и призрачным, а его харизма может выступать как в подлинной, так и в превращенной форме. Таким образом, специфика бонапартизма проявляется в единстве персонализации власти и персонификации общественного интереса в харизме лидера. Однако следует понимать, что власть сама не творит ценности. Ценности существуют и транслируются посредством субъективности человека в проявлениях его субъектности [4]. Власть может поддержать те или иные ценности, уже существующие в социуме.

Усиление авторитарных тенденций во власти принято трактовать однозначно негативно, как возврат к прошлому, советскому, тоталитарному, к такому положению дел, когда за человека думает власть и предлагает ему готовые формы [2]. Иными словами, патернализм власти, когда народ — дитя, государство — отец, который воспитывает это дитя, трактуется как возвращение к такому состоянию страны и общества, которое можно определить как детское, не взрослое, безответственное. Однако глубина социального кризиса, социально-классовое расслоение выдвигает на первый план проблему государственного регулирования в условиях социально-политической трансформации.

Обострение отношения культурной общности и государства ставит в центр социально-философской аналитики проблему эффективности государственного управления, связанную с поиском ресурсов социального контроля, надежности функционирования социальной системы, стабильности государства и безопасности жизни его граждан. Неявные средовые факторы, в частности архетипические представления, архетипы и ценности, которые складываются в истории культурной общности, обретают значимую, а подчас ключевую роль в планировании стратегии государственного управления [7, с. 111].

Именно ценности обеспечивают легитимацию политической власти, помогая осуществить связь между индивидом и властью, создавая иллюзию их общности, необходимости и естест-

венности, незыблемости и правильности. И как это ни парадоксально, ценностное измерение политики, вопреки ее нередко апологетическому назначению, привлекает большое внимание к гуманистическим аспектам самой политики. Оно требует признания потребности человека быть субъектом, а не только объектом политических решений. Назначение ценностей как раз в том и состоит, чтобы заполнить ими все поли-тико-мотивационное пространство в обществе, ибо в политике действует конкретный человек, который ведет себя в соответствии со своим особым складом ума и ценностными представлениями. Своим участием в политике он пытается что-то изменить в мире, выдвигая те или иные требования, так как считает то или иное явление справедливым или, напротив, несправедливым. Для политической практики существенно то, что ценности связаны с чувствами и настроениями индивида таким образом, что они всегда могут быть регулятивами его мышления и его действия, и потому никакая политическая сила не может быть исключительно материальной. Если же по каким-то причинам роль политических ценностей (политические ценности в отличие от иных ценностей, затрагивающих сферу труда, семейной жизни, досуг и т. п.) снижается или утрачивается, то утрачивается и ощущение общности с системой политической власти, возникают настроения неодобрения, недовольства, несогласия с ней и, как следствие, противостояние. Эта ситуация создает основу для резких политических потрясений, а затем и для смены власти или политического режима.

В общем и целом идейное руководство, в котором нуждается страна, должно опираться на прочное и искреннее одобрение граждан. Такой основополагающий консенсус не может быть обеспечен законными и судебными решениями, его достижение предполагает обращение к огромному моральному капиталу нации. Вместе с тем успешное реформирование общества возможно лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей.

Таким образом, целеценностная ориентация социума задается властью и элитой. Имен-

но элитные группы выступают той средой, где в первую очередь происходит генерация новых социальных тканей, создание и рост общественного капитала. В условиях системного кризиса, социально-политической трансформации, отсутствия единства правящего класса

раскол элиты на правящую и оппозиционную с неизбежностью вызывает надклассового, надпартийного «арбитра», реализующего интересы государственной субъектности, опираясь на ценности части социума, отвечающие решению этой задачи.

список литературы

1. Монтескье, Ш. О духе законов [Текст] / Ш. Монтескье // Избр. произв. Кн. XI. — М., 1955.

2. Историки: чем опасен Мединский [Электронный ресурс] // Publicpost от 21.05.2012. Текст: Евгений На-телашвили. — Режим доступа: http://www.publicpost.ru/ theme/id/1478/istoriki_chem_opasen_medmskiy/?utm_ source=newsmail&utm_medшm=teaser&utm_content= medmskiy&utm_campaign=mail.

3. Овчинников, Вс. За взятку — к высшей мере [Электронный ресурс] / Вс. Овчинников // «Российская газета» — «Неделя». — № 4939 (115). — 25.06.2009. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html.

4. Протасенко, И.Н. Бонапартизм как модель социальной субъектности [Текст] / И.Н. Протасенко // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. Сер. Гуманит. и обществ. науки. — 2011. — № 1 (118). — С. 25—31.

5. Она же. Философские концепты персональ-ности в аналитике бонапартизма [Текст] / И.Н. Протасенко // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. — 2011. — Вып. 4. — С. 34—37.

6. Она же. Формирование общественного мнения в процессе легитимации бонапартизма [Текст] / И.Н. Протасенко // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. Сер. Гуманит. и обществ. науки. — 2012. — № 1 (143). — С. 262—270.

7. Шипунова, О.Д. Средовые факторы государственного управления: архетипы и ценности [Текст] / О.Д. Шипунова // Публичное управление: теория и практика: сб. науч. тр. Ассоциации докторов гос. управления (спец. вып.). — Харьков: ДокНаукДержУпр, 2011. — С. 111—119.

УДК 101.1:316«312»

И.С. Бинюкова

общественное благо в природе социального капитала:

философский аспект

Современное состояние научных дискуссий в области рассмотрения социального капитала определяется объяснением его природы как общественного блага. Одним из первых на взаимосвязь понятий указывал социолог, экономист Дж. Коулман, который писал: «Сущность социального капитала (свойство, присущее большинству форм социального капитала, отличающее его от других форм капитала) заключается в его выражении в качестве общественного блага ...» [1, с. 138]. По его мнению, общественное благо представляет собой все то, что не может быть полностью присвоено индивидом. Экономическая наука вкладывает в понятие тот же смысл. Цель данной работы заключается в попытке приблизиться к пониманию социального капитала с философской точки зрения, связав его с общественным бла-

гом и проследив эту связь в историко-философском аспекте. Новизна исследования связана с осмыслением духовно-этической, ценностной природы социального капитала.

В философии древнегреческого философа Платона, который сравнивал благо с солнцем, освещающим и согревающим все телесные вещи, именно общественное благо выдвигается в качестве первоосновы. Ассоциируя общественное благо и счастье государства, где справедливость — величайшее благо, Платон писал: «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» [2, с. 78]. Изображая теоретическую модель идеального государства, философ определял его социальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.