Научная статья на тему 'Большая Перемена'

Большая Перемена Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большая Перемена»

актуальная тема

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (59) 2007 ■

Единый государственный экзамен не разрушит довузовскую подготовку абитуриентов — он лишь будет более точно показывать уровень образования школьников. Так считает Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Александр ТРУШИН

Большая перемена

— Виктор Александрович, единый государственный экзамен (ЕГЭ) существенно меняет систему оценок в российской школе — как в общеобразовательной, так и в высшей профессиональной. Зачем нужны такие изменения?

— Есть очевидные для всех вещи. Оценки в аттестатах выпускников двух соседних школ не давали представления об уровне знаний. Чего стоит пятерка в одной школе и

тройка в другой — никто сказать не может. У нас вообще нет представления о том, каков реальный уровень знаний у наших детей. Ме-

Виктор Болотов: «Оценки абитуриентов не должны зависеть ни от конкретной школы, ни от конкретного вуза»

ждународные исследования мало что в этом смысле говорят, потому что системы образования у нас и за рубежом очень разные. Другая проблема — крайне непростая ситуация с приемом абитуриентов в высшую школу. Дети два раза в течение месяца сдают одни и те же экзамены. Необходимость решения этих проблем была описана в «Концепции модернизации российского образования», которая была принята в 2000 году. Была поставлена задача: создать систему независимой оценки достижений школьников. Школы должны руководствоваться этой системой при выставлении оценок в аттестат, а

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (59) 2007

вузы — при приеме студентов. Оценки не должны зависеть ни от конкретной школы, ни от конкретного вуза.

— Во многих странах Европы и Америки такие системы работают уже много лет. Вы опирались на чей-то конкретный опыт?

— Мы проанализировали зарубежный опыт и поняли, что ни одна из существующих систем России не подходит. Пришлось комбинировать разные практики и выстраивать нашу собственную. Независимая оценка во многих странах проводится либо через чистое тестирование, либо через проверку экспертами, внешними по отношению к данной школе. Мы соединили две эти процедуры. У нас в ЕГЭ есть задания разного уровня. Есть задания (часть «А»), требующие выбрать ответ из предложенных — это на «тройку». Более сложные задания, требующие короткого ответа (часть «В»), Такие задания всем хорошо знакомы — цифры, слово, буква. Эти задания проверяет компьютер. Есть и задания повышенного уровня (часть «С»), так называемые открытые, где надо решать вполне серьезные задачи. Весь ход эксперимента у нас сопровождался международной экспертизой. К нам приезжали эксперты из стран, где давно практикуются национальные экзамены, и дали хорошую оценку. Они очень удивились тому, что мы за пять лет создали такую систему.

— Как сейчас продвигается эксперимент по введению ЕГЭ?

— Мы начинали эксперимент в четырех регионах. Сейчас ЕГЭ принимают все регионы, кроме трех — Чеченской Республики, Приморского края и Нижегородской области. В Чеченской Республике ЕГЭ не проводится из соображений безопасности. Приморский край приступает в нынешнем году. Нижегородская же область по «принципиальным» соображениям своего министра образования против ЕГЭ. В большинстве регионов — это уже не эксперимент. Все больше детей из небольших городов и сельской местности поступают в вузы, растет межрегиональная мобильность выпускников школ. Увеличивается число иногородних студентов в Москве и Санкт-Петербурге. Причем растет такими темпами, что ректоры говорят о необходимости восстановления общежитий, которые сдавались в аренду и пришли за последние годы в упадок.

— Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в закон РФ «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В чем суть этих изменений?

— Выпускные экзамены в школах будут проходить только в форме ЕГЭ, за исключением школ, которые расположены в труднодоступных местах. Я знаю, родители детей, живущих в таких местах, очень хотят включиться в ЕГЭ, но технологически это трудно сделать. Не будут сдавать ЕГЭ дети с девиантным поведением, которые обучаются в специальных учебных заведениях.

Результаты ЕГЭ будут засчитываться при поступлении в вузы. Сейчас у нас идут две волны ЕГЭ. Первая — школьные выпускники этого года, и вторая волна — выпускники прошлых лет. После выхода в штатный режим будет только одна волна — школьная, и выпускники прошлых лет должны будут включены в нее для сдачи экзамена, что упростит технологию. Будем говорить откровенно: это и более экономично для абитуриентов с точки зрения финансовых и физических затрат. Вступительных испытаний в вузах, к которым мы все привыкли, не будет.

Документ о сдаче ЕГЭ действует два года. Если в этом году по каким-либо причинам абитуриент не попал в вуз, либо поступил и понял, что это не его специальность, то он может либо сдавать ЕГЭ заново, либо предъявить результаты прошлого года. Такая поблажка ребятам сделана для того, чтобы они могли более точно выбрать свой путь.

а» Щ ТЙЛЛЕ-Я довдо ймрлр

(ттпткшшщвЛ

_ №54747 1054930

Н ..................гг* ¡>г. ¡'ч/

Отслужившие в армии в течение года после завершения службы могут пользоваться своими «доармейскими» результатами. В любом вузе известно, что ребята после армии сдают вступительные экзамены гораздо хуже тех, кто только что со школьной скамьи, но через год-два учебы они составляют сильный костяк студентов — более опытные, целеустремленные, больше работают.

Нужно отметить, что ряд вузов сохранит право на дополнительные испытания по специальностям, на которые очень большой конкурс. В Московский физико-технический институт уже сегодня приезжают со всей страны с оценками 90 баллов по ЕГЭ и выше. Таких ребят больше, чем бюджетных мест. Физтех имеет право из абитуриентов отобрать элиту элит. Понятно, что МГУ имени М.В. Ломоносова, ряд других университетов будут пользоваться такими же правами. Перечень таких вузов будет ежегодно утверждаться постановлением правительства РФ по их заявкам. Вузы должны будут доказать, что их претензии на дополнительные испытания имеют под собой реальные основания. Например, если специальность только что открылась, не понятно, почему надо давать такое право. Пусть работают, как все. Есть специальности, которые теряют популярность, ребята перестают на них идти — тоже непонятно, почему нужно проводить дополнительные испытания. Вузы культуры, искусства, спорта будут иметь свои тесты. Но они очень довольны, что им не нужно возиться с русским языком и историей.

И последнее — будет расширено число олимпиад, победители которых получат право на зачисление без экзаменов. Сегодня это право дано только победителям Всероссийских олимпиад и членам сборных команд России.

— Вы сказали вначале, что в Москву едут сейчас много ребят из других регионов. Как этот факт связан с ЕГЭ?

— Когда, например, Физтех работал только на Москву, конкурс был небольшой. Человеку с Сахалина или Камчатки поступать в Физтех — это граничило с нахальством. Сколько денег надо потратить на один только самолет! Но если человек с Сахалина набрал 96 баллов — а таких на всю Россию, может, тысяча человек наберется — то почему нет? У него уже есть основания, чтобы поехать, он знает, что выше подавляющего большинства абитуриентов, которые приезжают в Физтех. Однако большой конкурс — это только одно условие для дополнительного испытания. Есть и другие. Например, в вузах спецслужб требуется изучение биографий родителей. Мы будем поступать разумно: высокий балл будет не единственным критерием зачисления в вуз. Станем вместе с Российским союзом ректоров рассматривать каждый отдельный случай. Конечно, каждый ректор будет доказывать, что у него все специальности уникальные

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (59) 2007 ■

и надо по ним устраивать дополнительные испытания. Но есть и интересы ребят, которые надо учитывать.

— Что будет в переходный период, определенный законом до 2009 года?

— В нынешнем году никаких изменений по сравнению с теми схемами, которые были утверждены до принятия закона, не будет. В 2008 году сохранится примерно такая же схема, за одним исключением: все вузы будут принимать результаты ЕГЭ. При этом субъекты Федерации могут давать свой перечень экзаменов ЕГЭ в школе, а вузы смогут устанавливать свои дополнительные испытания по предметам, не вошедшим в этот перечень. Например: в регионе есть экзамен по русскому и нет — по математике, в этом случае вуз может ввести экзамен по математике, но если абитуриент из другого региона предоставит свидетельство ЕГЭ по математике, вуз обязан его освободить от экзамена. В штатный режим переходим в 2009 году. Тогда уже вся Россия будет жить по этому принципу.

— А какой порядок поступления будет в 2009 году?

— Для вузов, которые участвуют сейчас в эксперименте, такой же порядок и останется. Абитуриенты подают заявления в вузы и прилагают свои свидетельства о сдаче ЕГЭ. И абитуриентов зачисляют. В принципе инженерные вузы уже сейчас русский язык принимают по формуле «зачтено — не зачтено». Если вы предоставляете свидетельство с 30 баллами по ЕГЭ — это «зачтено». А вот по физике и математике инженерные вузы будут отбирать ребят, то есть зачислять на бюджетные места тех, у кого балл выше. У кого похуже — пойдут на платные места.

— С введением ЕГЭ отпадает необходимость в довузовской подготовке, в первую очередь — в репетиторах, которые натаскивали детей на вступительные экзамены. Это может лишить вузовских преподавателей значительной части их доходов. Не подорвет ли ЕГЭ экономику вузов?

— В подготовке к поступлению в вузы есть белый, черный и серый вал. Черный вал — это репетитор, который гарантирует поступление. Он стоит в десятки раз больше, чем обычный. Он решает с абитуриентом задачи, которые будут на вступительном испытании. Чистой воды уголовщина.

Серый вал. Он очень сильно распространен. На подготовительных курсах говорят: мы знаем, какого типа задачи будут на вступительных экзаменах, и будем по ним тренировать. Я своими глазами видел объявление на подфаке одного из московских вузов: «В нашем вузе преподаватели на вступительных экзаменах по иностранным языкам особое внимание обращают на неправильные глаголы. После обучения на наших курсах у вас с этим не будет проблем». Или ребятам объявляется: в прошлом году у нас на вступительных экзаменах были задачи по логарифмам, а в этом году будут задачи по тригонометрии. Это я называю серой ситуацией. Почему серой? Цена таких курсов выше. Абитуриент, живущий в это городе, может ходить на подкурсы. А что делать иногородним ребятам? Я знаю, что многие ректоры очень переживали по поводу ЕГЭ. Подготовительные курсы — немалый кусок внебюджетных средств. Мы отслеживали эту ситуацию в крупных вузовских центрах. Что произошло? С введением ЕГЭ пропала монополия вуза на собственные подготовительные курсы. Теперь абитуриент стал выбирать курсы, которые дают лучшую подготовку, или, наоборот, те, что ближе к дому. В результате сильные подготовительные курсы стали получать новых учащихся, а слабые, которые жили в сером режиме и спекулировали на своей осведомленности по поводу тем вопросов, проваливаются. То есть началась конкуренция и, соответственно, повысилось качество услуг. Это было зафиксировано во всех вузовских центрах через два-три года работы в формате ЕГЭ.

Стали готовить к ЕГЭ и учителя. Раньше они не могли этого делать, потому что не знали, какие экзамены будут в конкретном ву-

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (59) 2007

актуальная тема | 35

зе. Мне написала одна выпускница университета, живущая в райцентре: «Теперь я помогаю выпускникам готовиться к поступлению в хорошие вузы. И для меня это важно, потому что, помимо моральной, есть и материальная поддержка». Ничего страшного с подготовительными курсами не происходит. Когда говорят, что ЕГЭ вытесняет репетиторов — это глупость. Читателям вашего журнала должно быть очевидно: раз число желающих поступить на бюджетные места в вузе значительно превышает количество этих мест, всегда будут те, кто хочет знать предмет лучше, чем остальные. Они будут использовать интернет, пособия, репетиторов, курсы — все, что хотите. ЕГЭ дает возможность изучать материал не только в выбранном вузе.

Мой приятель, живущий в Москве, недавно меня спрашивал, по каким предметам будут принимать ЕГЭ в Москве в этом году. Я ответил, что об этом лучше спросить у московского правительства. А на мой вопрос, зачем ему это надо, он сказал: «У меня сосед по дому — аспирант. Вот я и думаю, мне его позвать или отправить ребенка на подготовительные курсы?» Конечно, сосед-аспирант — это удобно. И цена, понятно, тоже аспирантская будет.

А вот пример из города Томска. Как были подготовительные курсы в томских вузах, так и остались. Только они занимаются сегодня ЕГЭ, решают задачи ЕГЭ. Те, кто зарабатывал на сером и черном вале, безусловно, потеряют доходы. А у тех, кто работал по-белому, нет проблем.

— Очень много претензий к так называемым контрольно-измерительным материалам (КИМ). Верно ли, что они примитивны?

— Что я ни скажу, это будут просто слова. Перекрикивать наших оппонентов я не собираюсь. Кого действительно интересует этот вопрос, может зайти на сайт Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru). Там есть демоверсии, открытые банки заданий, смотрите.

— Показывают ли результаты ЕГЭ снижение успеваемости школьников?

— По математике мы имеем каждый год около 20% «двоек». Но учителя говорят, что так оно и есть на самом деле. Некоторые школьники в старших классах вообще не изучают интегралы или дифференциалы, потому что выбрали себе другую дорогу и им математика не нужна. Для многих старшая школа — уже не место обучения, а место, где надо прожить мальчикам — до армии, девочкам — до замужества. Они уже не учатся. 20% «двоек» — это вполне реальная цифра.

В результатах ЕГЭ меньше «пятерок», чем при традиционной оценке знаний. Но это зависит от школы. Если это физико-математическая школа, то часто бывает, что по ЕГЭ больше «пятерок», чем на традиционном экзамене. А если школа в сложном микрорайоне, то там «пятерок» на 7, 8, даже на 10% меньше. «Четверок» тоже чуть меньше. С «тройками» — серьезная разница, их гораздо меньше, чем на традиционном экзамене, потому что выросло число двоечников. Помните старую поговорку советской школы — три пишем, два в уме... Тогда просто нельзя было ставить двойку в аттестате.

Но если ребенок нормально учится, «двойку» он не получит. Мы так подбираем задания, чтобы ребенок, который на удовлетворительном уровне занимался, получил свою троечку. Но если хочешь высокий балл, от 75 и выше — то там надо работать. Это уже профильное обучение. Тут уже надо стараться.

— Можно ли сравнить наши российские КИМы с зарубежными?

— Прямое сравнение невозможно. Например, в США дети сдают на выбор один из двух тестов — SAT и SAT-1. Первый тест предполагает выбор одного из готовых ответов, а во втором больше открытых заданий. Как перевести баллы одного в баллы другого? Задача некорректная, как утверждают тестологи. Поэтому

сравнивать баллы просто бессмысленно. Что касается уровня сложности... Дело в том, что мы проводим предметное тестирование. По объему знаний и по сложности у нас очень высокий уровень по сравнению с мировыми. Но надо учитывать, что некоторые темы у нас только начинают изучаться. Например, теория вероятности только входит в школьную программу, а в других странах она там уже давно. Но если говорить о компетентностном подходе, о практических знаниях, то во многих странах гораздо больше обращают внимание на способности ребенка решать нештатные задачи.

Ну вот пример. На корабле было 22 человека. Корабль потерпел аварию. Сколько надо шлюпок, чтобы спасти всех пассажиров, если в каждую шлюпку поместятся 5 человек? Ответ — четыре. Потому что если 22 разделить на пять, получится четыре и две пятых, округляем и получаем четыре шлюпки. Вот что получается, если такие задачи решать по математике, а не «по жизни».

Мы такие задачи только начали вводить. Начали внедрять задания на сравнение текстов. Приводятся тексты двух разных авторов и перед абитуриентом стоит задача: сравнить и сказать, в чем авторы согласны и в чем расходятся. И показать свое отношение к этим высказываниям. Таких заданий в школе раньше никогда не было. Был учебник, и надо было отвечать по нему.

— Каковы аргументы ваших противников?

— Их можно разделить на три группы. Первая — что мы разрушаем лучшее в мире российское образование. Увы, оно уж далеко не лучшее... На чем основывается миф о лучшем в мире образовании? На том, что дети наших эмигрантов лучше учатся за границей? Давайте посмотрим нашу обычную школу, обычный класс и обычных детей. Что, они на самом деле знают ту же математику, если по-честному их поспрашивать? И как они знают русский язык? Посмотрите в интернете в блогах, какой это русский язык. У нас было и есть хорошее образование для ребят мотивированных. Наши учебники, программы и учителя сделаны под таких детей. А что делает на уроке физики девочка-гуманитарий? А с английским языком? Все учили язык, но сколько из нас после этого на английском говорят? Поэтому про лучшее в мире давайте будем говорить аккуратнее. ЕГЭ — это термометр, он показывает реальное состояние дел по изучаемым в школе предметам. ЕГЭ ничего не разрушает.

Вторая группа аргументов: говорят, что мы превращаем экзамены в «угадайку», как в ГАИ. Ну что можно сказать — возьмите демонстрационный материал и попробуйте сделать. Я это предложил оппонентам, которые вот здесь у меня в кабинете сидели. Сказал: хватить разговаривать, вот вам задания по русскому языку и математике — какой вам предмет больше нравится. Пять минут смотрят в материалы, забирают с собой. И перестают болтать про «угадайку». Это говорят люди, которые никогда КИМов не видели.

Третья группа. Принято ругать содержание КИМов. Причем у тех, кто читал, больше всего претензий к гуманитарным предметам. К физике, математике, химии есть претензии, но немного. А по гуманитарным предметам большая дискуссия. Но давайте посмотрим на школьные учебники и школьные стандарты. Мы ничего не спрашиваем за пределами стандартов. По сути дела и родители, и те, кто так ругал наши стандарты, говорили: а зачем мы всех детей этому учим? Тут гораздо больше критиков, которые работают не с заданиями ЕГЭ, а с текстами, которые они выбирают в пособиях. Пособия сейчас только ленивый не разрабатывает. И вопрос, как звали хозяина Фру-Фру — это из тех псевдопособий.

Читателям, у которых дети будут сдавать ЕГЭ, я хочу посоветовать: обратите внимание — на пособии обязательно должен стоять гриф экспертизы Федерального института педагогических измерений. За качество всякой прочей продукции никто поручиться не может. Опасайтесь подделок. И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.