Научная статья на тему 'Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое пространство'

Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1720
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / THE BOLOGNA PROCESS / HIGHEST PROFESSIONAL EDUCATION / BACHELOR MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова А. К.

В данной статье раскрывается содержание Болонского процесса. Выявляются актуальные проблемы влияния Болонского процесса на систему высшего профессионального образования в России. Делаются выводы о специфике протекания Болонского процесса в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баженова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article describes the Bologna process. The significant issues of the Bologna process influence on the Russian educational system are concerned. The author makes conclusion on the peculiarities of the Bologna process in our country

Текст научной работы на тему «Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое пространство»

УДК 378

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ И МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

INTEGRATION OF RUSSIA IN THE EUROPEAN AND WORLD SPACE

Баженова А.К.

студентка факультета управления ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Bazhenova A.K.

the student of faculty of managment RANEPA

В данной статье раскрывается содержание Болонского процесса. Выявляются актуальные проблемы влияния Болонского процесса на систему высшего профессионального образования в России. Делаются выводы о специфике протекания Болонского процесса в нашей стране.

Ключевые слова: Болонский процесс, высшее профессиональное образование, бакалавр, магистр.

The given article describes the Bologna process. The significant issues of the Bologna process influence on the Russian educational system are concerned. The author makes conclusion on the peculiarities of the Bologna process in our country.

Key words: the Bologna process, highest professional education, bachelor master.

Болонский процесс - это глубокая структурная реформа европейской высшей школы на этапе перехода к обществу знаний, расползания глобализма (конкуренции), это интеграция систем профессионального образования в европейское и мировое пространство [1].

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

Болонский процесс на уровне государств был основан в июне 1999 года, подписанием 29 министрами образования документа, получившего название «Бо-лонская декларация». 19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования Европы к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования присоединилась и Россия.

На сегодняшний день определены цели нового этапа Болонского процесса, которые включают:

1. Расширение доступности высшего образования, включая определение каждой страной-участницей Болонского процесса (БП) измеримых целей для интеграции в высшее образование различных социально уязвимых групп.

2. Реализация национальных стратегий обучения в течение всей жизни на основе принципов и процедур, сформулированных Европейской ассоциацией университетов в Хартии по обучению в течение всей жизни;

3. Формирование в рамках вузовских программ навыков, обеспечивающих занятость выпускников.

4. Интернационализация программ и деятельности институтов высшего образования, расширение международного сотрудничества;

5. Повышение мобильности до 20 % к 2020 г. на основе внедрения совместных программ, осуществления комплекса практических мер, направленных на улучшение качества информации и инфраструктуры, уровня финансирования, гибкости программ повышения привлекательности карьеры преподавателя и исследователя.

Из этих целей вытекает ряд задач, посредством которых реализуются основные положения Болонской декларации:

1) введение сравнимых квалификаций (степеней) в области высшего образования;

2) введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат - магистратура);

3) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов), аналогичных ECTS (European Credit Transfer System);

4) отражение результатов освоения образовательной программы в общепринятом приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

5) развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

6) введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

7) придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

8) доступность высшего образования. Обеспечение доступа ко всем системам образования и подготовки включает создание более открытой учебной среды. [2]

9) развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение жизни»).

Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд ограничений и особенностей. Рассмотрим основные проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования на пути реализации принципов Болонской декларации.

Так, в процессе реформирования российского образования наибольшую дискуссию у российских оппонентов вызывает двухуровневая система образования «бакалавриат - магистратура». В. Никольский справедливо указывает на то, что затруднительно говорить о гибкости программ бакалавриата, включающих большое количество общих обязательных дисциплин и фиксированное количество часов аудиторных занятий [3]. При реализации вузами программ бакалавриата под сокращение попадает значительное количество общепрофессиональных дисциплин, массово ликвидируются дисциплины специализации. Так, выпускник со

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

степенью бакалавра включает общую культуру, коммуникабельность, способность к адаптации, а профессиональные компетенции. Кроме этого, существуют большие сложности практического признания этой образовательной степени российским рынком труда. Поэтому говоря о реформировании высшего образования становится крайне важным решить концептуально: либо бакалавр - это человек, получивший то, что можно назвать «общее высшее образование», которое служит основой для выбора им далее конкретной профессии, либо бакалавр - самостоятельная и законченная ступень профессионального образования[6].

В отличие от большинства стран — участниц Болонского процесса в России в вопросах обеспечения качества наблюдаются прямо противоположные процессы. А именно, бюрократия, обременительные механизмы оценки качества и аккредитации, опора на стандарты, количественные методы, наборы критериев. Аккредитация и лицензирование становятся все более жесткими, сложными и многоаспектными, что затрудняет процесс достижения стратегических целей в сфере ВПО.

На сегодняшний день, вопреки всем ожиданиям, мы наблюдаем увеличение привлекательности европейского образования, которое способствует «утечки мозгов» из России, падению престижа российских ВУЗов, ослабление позиций на мировом рынке образовательных услуг [4].

Более того, в последние годы стало заметно, что получение высшего профессионального образования в нашей стране стало общедоступным благом, а его качество потерпело «крен вниз». На сегодняшний день, система образования слабо ориентирована на потребности рынка труда, она готовит армию некомпетентных полупрофессионалов, обладающих «пространственными» знаниями, усвоенными ими по сокращенной программе системы «бакалавриат», ущербность которой уже ощущают на себе студенты многих высших учебных заведений Рос-сии[7].

Таким образом, реформы, проводимые в нашей стране в сфере образования и науки, должны не только отвечать основным требованиям Болонского процесса,

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

но и требованиям российской системы высшего профессионального образования. Ведь преимуществами нашей системы образования традиционно считались высокое качество, фундаментальность и системность обучения.

Болонский процесс позволяет студенту выбрать свою образовательную траекторию. Выбор такой траектории зависит от объективных и субъективных факторов. О.А. Митусова проанализировала стратегии включения в образовательные траектории, которые помогут студенту включится в европейское образовательное пространство [5].

Стоит отметить, что Болонский процесс направлен на сближение, а не на стандартизацию и унификацию высшего образования в Европе, а значит, никто не может извне заставить Россию отказаться от тех или иных достижений российской образовательной системы.

Поэтому необходимо внимательно, всесторонне и на различных уровнях (национальном, региональном и институциональном) рассмотреть необходимые изменения и дополнения российской системы образования, с тем, чтобы в процессе реформирования не растерять ничего из того, чем российская образовательная система может справедливо гордиться, и в то же время, сделать ее более понятной для зарубежных граждан, университетов и работодателей. Следует четко сформулировать и то, в чем заключается национальные интересы России в этой области, и в соответствии с этим ставит цели предстоящих реформ.

Список литературы

1. Байденко В.И. Болонский процесс. Изд-во «Логос», Москва 2004г.

2. Митусова О.А. Исторический аспект Болонского процесса и модернизация российского высшего образования //Вестник университета управления. №5., 2010г. С.54-57.

3. Никольский В. Тенденции Болонского процесса // Высшее образование в России. 2005, №10. С.156-169.

4. Гретченко А.И., Гретченко А. А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. Изд-во «Кнорус», Москва, 2009 г.

5. Митусова О.А. Стратегии включения студентов/выпускников российских вузов в образовательной траектории Европы //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС - 2012 - № 2 - С.69-74.

6. Фролова Ю.Г. Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 241-246.

7. Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 171-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.