Научная статья на тему 'Болонский процесс и педагогическое образование'

Болонский процесс и педагогическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вениамин Цикин

В статье раскрываются основные требования к педагогическому процессу в свете Болонской декларации, анализируются основные принципы инновационного подхода на современном, интеграционном этапе. Особое внимание уделяется характеристике основных компонентов оптимальной модели учителя и путей их формирования в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bologna Process and Teacher-Training Education

The article discusses the key issues of pedagogical process in the context of the Bologna declaration. The today main principles of the innovative approach are analyzed. Characteristic of the ideal teacher model's main components and the ways of its formation at a teachertraining higher pedagogical institution have been examined.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс и педагогическое образование»

Вениамин ЦИКИН

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье раскрываются основные требования к педагогическому процессу в свете Болонской декларации, анализируются основные принципы инновационного подхода на современном, интеграционном этапе. Особое внимание уделяется характеристике основных компонентов оптимальной модели учителя и путей их формирования в педагогическом вузе.

В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, принятых в системе высшего образования Европы. Эта конвенция зафиксировала договоренности относительно основных сроков, с помощью которых описываются модели высшего образования в европейском пространстве. Она определила компетенцию государственных органов, главные принципы оценки квалификации в период обучения, согласовала механизмы признания уровня высшего образования. Как отмечается в конвенции, большое разнообразие систем образования в европейском регионе отображает его культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие, которое составляет исключительное достояние каждой страны и требует всякого уважения, поскольку обеспечивает возможности использования этого разнообразия, облегчает доступ граждан к образовательным ресурсам других государств.

Эту конвенцию подписали 43 страны (в том числе и Украина), большинство из которых и сформулировали впоследствии принципы Болон-ской декларации. Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и ставит целью создание условий, при которых большое количество людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, станет более мобильным на европейском рынке труда.

ОСВ1ТН1 СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

В 1998 году четыре страны: Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали так называемую Сорбоннскую декларацию с целью создания открытого европейского пространства высшего образования, которое должно стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Основная идея этих документов — двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ЕСТ8 — европейская кредитно-трансферная система), международное признание бакалавра как уровня высшего образования, которое дает право продолжить учебу по программе магистра в соответствии с положением Лиссабонского соглашения [19, 17-18].

Год спустя идеи, сформулированные в этом документе, были развиты в Болонской декларации. Деятельность европейских стран по гармонизации своих образовательных систем стали называть Болонским процессом. Гармонизация означает, что при реформировании своих систем образования страны-участницы процесса будут двигаться в одном направлении, придерживаясь сообща выработанных принципов [3].

Ключевыми принципами интегрированной модели европейского образования были задекларированы следующие: мобильность, общее признание дипломов, доступ к рынку работы. Процесс структурного реформирования национальных систем образования, изменения образовательных программ и институционных преобразований может происходить по таким главным направлениям: принятие понятных градаций дипломов, степеней и квалификаций; введение двухстепенной системы образования; внедрение единой системы кредитных единиц; определение и соблюдение европейских стандартов качества образовательных услуг; устранение преград для расширения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев высшей школы. Подобные инновации должны быть осуществлены в каждом вузе Украины [19, 20-24].

Таким образом, постепенно создавались условия для интеграционных процессов в сфере образования европейских стран. Украина является активным участником этих процессов. Принципы Болонской декларации в полной мере решено внедрить в 2010 году.

Основным заданием на этот период является внедрение предусмотренной декларацией системы академических кредитов, аналогичной ЕСТ8. Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов в процессе перехода из одной учебной программы на другую, включительно с программами последипломного образования. ЕСТ8 станет многоцелевым инструментом подтверждения квалификации и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством подтверждения кредитов высшими учебными заведениями других стран. Важный момент внедрения кредитной системы — возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку. Например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах.

Определение смысловых модулей обучения для каждой дисциплины, согласование кредитных систем оценивания достижений студента должно стать основой при решении еще одной задекларированной в Болоньи цели — создания условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей по всей Европе. Обязательным считается наличие внутренних и внешних государственных и общественных систем контроля качества образования.

Определяющими критериями образования в рамках Болонского процесса являются: качество подготовки специалистов; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейскому рынку труда; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и поствузовском этапах подготовки; повышение конкурентоспособности европейской системы образования [16, 42-44].

Скептики и оппоненты объединительного процесса задают вопрос: не приведет ли это к нивелированию национально-культурных особенностей, образа жизни и ментальных характеристик личности? Однозначного ответа на него быть пока не может. Все зависит от того, с какими амбициями то или другое государство войдет в Болонский процесс. Этот процесс — добровольный, полисубъектный, многовариантный, гибкий, открытый и постепенный. Он основывается на ценностях европейского образования и культуры и не имеет цель разрушения национальных особенностей образовательных систем разных стран Европы. От того, с какими внутренними преобразованиями мы "войдем" в общеобразовательное европейское пространство, от чего откажемся и что примем в национальную систему образования от европейских стандартов, будет зависеть уровень нашей науки и образования и, в конце концов, отношения к нам со стороны европейского сообщества [6, 10-12].

Вне всякого сомнения, национальный характер образования мы должны не только сохранить, но и усилить. Ни одна из стран-участниц Болонского процесса не собирается уступать национальным приоритетам. Они их согласовывают как взаимообогащающие национальные приоритеты. С другой стороны, эти же страны принимают общие "правила игры", скажем, относительно обоюдного признания дипломов об образовании, трудоустройстве и мобильности граждан, которые существенным образом повышают конкурентоспособность европейского рынка работы и образовательных услуг.

Ученые-педагоги стараются выделить общие тенденции развития современного педагогического образования. В европейских странах можно выделить такие принципы реализации инновационного подхода в педагогическом образовании:

— беспрерывное профессиональное развитие и усовершенствование учителя;

— демократизация педагогического образования, всего устройства жизнедеятельности педагогических учебных заведений, широкое самоуправление;

ОСВ1ТН1 СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

— ориентация на творческую деятельность, неповторимую личность каждого учителя, обеспечение дифференцированного личностно-творче-ского подхода к его подготовке;

— единство социально-этического, общекультурного и профессионального развития личности учителя в условиях широкой гуманитаризации педагогического образования;

— гуманизация педагогического образования, заботливое, внимательное отношение к человеку — субъекту общения, познания, социального творчества;

— единство фундаментальной и практической направленности в целостном процессе подготовки учителя;

— постоянное усовершенствование системы педагогического образования, которое предусматривает откровенность, гибкость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки учителя в соответствии с требованиями современности и прогнозами на будущее;

— единство и преемственность в работе школ, педагогических учебных заведений, органов образования, общественных организаций, институтов усовершенствования учителей, институтов повышения квалификации относительно формирования и усовершенствования мастерства учителя;

— направленность содержания, форм и методов подготовки учителя на широкое использование новых информационных технологий [5, 64-65].

ЮНЕСКО разработала новую парадигму образования, в соответствии с которой она может разветвляться на четыре направления: научиться получать знание; научиться работать; научиться жить вместе; научиться существовать. Тяжело реализовать эту концепцию педагогу, который сам в этом некомпетентен.

Основа образования — научиться получать знание. При этом оптимальным ныне является объединение широкого общекультурного образования с глубоким усвоением конкретных специализированных знаний. Это будет составлять фундамент для беспрерывного образования в течение всей жизни. Учитель, можно считать, выполнил свои задачи, если помог ученику получить определенные знания и научил применять их на практике. Обучение с целью научить жить вместе в поликультурном европейском обществе — важнейшая задача, которая стоит перед современным образованием. Это означает развивать знание о других, об их истории, культуре, традициях, мышлении. Взаимозависимость, которая возрастает, приводит к общему анализу проблем, осуществлению общих проектов, мирному решению имеющихся конфликтов. Такое образование носит творческий характер и оказывает содействие развитию нового мышления.

Образование поможет научиться жить, лучше понимать себя, не оставит без внимания ни один из талантов, которым потенциально владеет каждый человек: память, воображение, способность мыслить, физиче-

ские возможности, эстетичные ощущения, способность к общению с другими. Все это сугубо индивидуально.

Вхождение в Болонский процесс требует радикальной модернизации содержания педагогического образования, его лейтмотивом должны стать ликвидация устаревших мифов, своеобразной идеологизации образования, присущей тоталитарному обществу, изъятие мелочного материала и приближение к реальному историческому процессу, современным социокультурным реалиям и прогнозируемое будущее.

Значительные изменения должны быть осуществлены в направлении демократизации образовательной политики, в частности, децентрализации системы образования, повышения самостоятельности университетов, мобильности преподавателей и студентов, внедрения государственно-общественного управления педагогическим учреждением.

Инновации должны затронуть организацию ранней профориентации выпускников общеобразовательных школ как будущих абитуриентов педагогических университетов, прежде всего, в контексте направления их симпатий на учительскую профессию, тестового определения их психологических и морально-этических качеств, необходимых для педагогической деятельности [12, 45-48].

Особое внимание должно уделяться воспитательной работе в педагогическом университете. Она может осуществляться через формирование толерантности, умения жить вместе, культивирования уважения к этническому, конфессиональному и культурному разнообразию, через формирование уважения к собственному национальному бытию, культуре, национальной идентичности. При этом никто и никому не имеет права навязывать собственные ценности. Каждый должен иметь право "оставаться собой". Для того чтобы разнообразие не привело к конфликту, учитель должен выполнять соответствующую посредническую функцию, согласовывать модели поведения, а главное — сформировать у своих учеников модель соответствующего "понимающего" восприятия ими своего окружения и каждой отдельной человеческой личности. В этом и состоит новизна подготовки будущего учителя в педагогическом университете в свете требований Болонского процесса.

Инновации педагогического образования должны обеспечить высокую конкурентоспособность будущего выпускника. Его образование должно быть фундаментальным, качественным, осуществляться в органической взаимосвязи с наукой и педагогической практикой. Выпускник педагогического университета должен качественно владеть информационными технологиями, несколькими иностранными языками, желательно еще и дополнительной не учительской профессией.

Важной нормой Болонского содружества является повышение мобильности преподавателей и студентов, самостоятельности студентов, уровня их самоорганизации. Для нашего педагогического образования это положение является достаточно новым. Мы привыкли к стабильной

ОСВ1ТН1 СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

работе, обучению в одном (собственном) учреждении и с определенным подозрением смотрим на тех, кто стремится освоить какой-то предмет еще и в другом университете. И более подозрительно мы смотрим на преподавателя, приглашенного из другого университета прочитать тот или иной курс. Обмен преподавателями между университетами в Украине практически не проводится. Лишь единицы из нас приглашаются для чтения лекций в заграничные университеты. Нас мало знают, а потому и мало приглашают.

Мы весьма скромные, тогда как зарубежные преподаватели и ученые имеют свои сайты, принимают участие в разнообразных международных презентациях, пропагандируют свои достижения через Интернет. Очевидно, и нам пришло время изменить содержание понятия собственной "скромности". "Скромность" не может превращаться в путь в небытие. Ведь лишь с помощью обмена мнениями и идеями можно достичь наиболее эффективного постижения предмета, углубить научные изыскания, сформировать своеобразное поле научно-педагогического поиска, которое оказывает содействие в усовершенствовании мастерства как преподавателя, так и студента.

В европейском пространстве украинское педагогическое образование всегда было заметно. Таким оно остается и сегодня. Однако сравнительные исследования, касательно этого вопроса, в стране почти не проводились. Требуются определенные меры стандартизации. Болонский процесс стимулирует создание соответствующих сравнительных систем организации обучения и воспитания будущего педагога, уровня кадрового и научно-методического обеспечения, качества учебного процесса, эффективности реализации его разнообразных моделей и механизмов.

Болонский процесс — это программное, целенаправленное сотрудничество европейских педагогических университетов, институтов, школ, центров. Украинские высшие педагогические учреждения привлекаются к нему еще недостаточно активно. Конечно, определенный опыт такого сотрудничества существует. Однако сегодня нужен другой уровень: активный обмен студентами и преподавателями, проведение общих педагогических экспериментов, научных конференций. Цель этого сотрудничества — обмен научным и педагогическим опытом, формирование норм и правил, принятых в европейском культурном пространстве. Украинские педагогические университеты должны достичь такого уровня сотрудничества, который бы позволил выдавать студенту-выпускнику соответствующие дипломы по нескольким направлениям и специальностям.

В свете обозначенных требований логически возникает вопрос: какие же первоочередные шаги может осуществить Украина для вступления в Болонское содружество образования?

С начала девяностых годов в Украине состоялся лавиноподобный процесс преобразования высших учебных заведений в университеты. Пока сложно определить однозначно, была ли оправданной такая широ-

комасштабная акция. Возможно, более благоприятным был бы индивидуальный подход? Тем не менее, вследствие массового переименования, из институтов в университеты перешло значительное количество высших учебных заведений, которые и сеёчас не всегда подтверждают название "университет".

За прошедшие годы сделано несколько попыток создать научно обоснованную концепцию университетского высшего образования. По нашему мнению, основными признаками университета можно считать следующие:

— университетский, а не отраслевой тип образования;

— высший уровень фундаментального образования;

— высокий уровень гуманитарного образования;

— высокий уровень информатизации научной, учебной и административной деятельности;

— ведущая роль университета как центра распространения высшего и последипломного образования в регионе;

— углубление уровня психолого-педагогической подготовки будущих специалистов.

Обеспечение высокого уровня фундаментализации и гуманитаризации высшего образования является одним из основных направлений развития университетского образования. Решение этих сложных проблем даст возможность большинству украинских университетов не по названию, а по сути своей быть такими и готовить настоящего представителя интеллигенции [19, 95-100].

Если мы не станем постоянными и активными участниками любых европейских совещаний, конференций по вопросам развития науки и образования и не представим нашу систему образования, ее преимущества и привлекательность для европейского сообщества, то ни о каком активном вхождении в Болонский процесс не может быть и речи.

Демократизация — ведущая черта интеграционного процесса. Однако она не может развиваться стихийно, без соответствующей образовательной и воспитательной деятельности в средней и высшей школе. Демократии нужно учиться. Чрезвычайно важная роль в воспитании демократической культуры личности принадлежит учителю. Болонский процесс формулирует требования к демократическому образованию подготовки учителя.

Можно выделить такие способы воспитания учителя в духе демократических идей:

1) отображение плюрализма в истории, гражданском образовании, иностранном языке, художественной литературе и др., поликультурности — в теории культуры, истории этнических групп страны;

2) развитие ощущения партнерства в образовательном учреждении.

Как подчеркивается в документах ЮНЕСКО, качество образования

и качество подготовки учителя — неразделимы. От профессионализма

ОСВ1ТН1 СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

педагога зависит судьба ученика, развитие его личностных качеств. В начальной школе формируется, главным образом, отношение ученика к обучению, а также представления о себе самом. На этом этапе учитель играет решающую роль. Если первый педагог, с которым сталкивается ребенок, недостаточно подготовлен и не проявляет надлежащей заинтересованности в своей работе, то сама основа, на которой будет строиться весь процесс обучения в будущем, не будет крепкой. Повышение качества педагогического образования и заинтересованность учителей в нем должны стать основными приоритетами во всех странах [1, 516-520]. Подходы к организации подготовки педагогов во всех странах мира, в том числе и в европейских, настолько разные, что можно говорить только о консенсусе, цель которого определяется просто: "педагогическую деятельность нужно считать высококвалифицированной профессией".

В европейских странах делаются попытки сформулировать общеевропейские рекомендации для подготовки современного учителя. В предложениях Совета Европы речь идет о необходимости формирования определенной компетентности учителя. Европейская интеграция в образовании зависит не только от знания дидактических и методических понятий, а в определенной степени и от духа, который передается учителю (почет, плюрализм и поликультурность, которые принадлежат к европейским ценностям, благосклонность к идее демократии и разнообразию культур). Это проявляется в признании учителем плюрализма, культурного наследия, стремление его к взаимопониманию. Восприятие такого образа жизни — это восприятие европейской интеграции.

Новые образовательные парадигмы усложняют педагогическую деятельность учителя, повышают требовательность прежде всего к его личностным качествам. Как и во все предыдущие периоды, в наше время бытует истина, что личностные качества учителя имеют большое значение для развития личности ученика. Ставя такие задачи развития необходимых качеств в ученике, как коммуникативность, способность к адаптации и творчеству, уверенность в своих силах, учитель прежде всего должен развить их у себя.

Исследователи учительской профессии на первое место ставят такие качества личности педагога: высокие этические нормы; широта взглядов, адаптивность, заинтересованность нововведениями, любознательность; готовность взять на себя ответственность; способность к анализу и решению важных проблем; доступность, контактность, внимание к личности; высокая гражданская активность; умение работать в коллективе, проявляя самостоятельность; высокая устойчивость в стрессовых ситуациях, эмоциональная стабильность. Эти качества необходимы и для межкультурного взаимодействия специалистов в области образования [15, 42-46].

Современные требования к учителю как к специалисту и профессионалу включают также: высокое академическое образование, углубленное знание своего предмета, определенный практический и жизнен-

ный опыт, владение современными технологиями обучения и исследовательскими приемами, высокую эрудицию и владение иностранными языками [11, 67-70].

Информационная революция требует от учителя постоянного обновления знаний. А для этого он должен быть научным работником, исследователем, уметь учиться на протяжении жизни, а главное — воспитать соответствующие способности, будучи студентом. А это ставит новые требования к преподавательскому составу педагогического университета. Быть хорошим методистом сегодня недостаточно. Преподаватель должен быть ученым, вести разветвленные научные исследования, "втягивать" в них студента.

Высокая миссия учителя в современном европейском обществе сохраняется — ему необходимо уметь передавать не только знания и умения, а и систему общеевропейских, интернациональных ценностей. Анализируя особенности подготовки учителей к межкультурному взаимодействию в европейских странах, были выявлены тенденции развития их начальной подготовки:

— повышение уровня требований к образованию учителя;

— увеличение продолжительности начальной подготовки;

— профессионализм;

— развитие педагогической и дидактической компетентности;

— связь с научными исследованиями;

— использования новых технологий [9, 123].

Начальное педагогическое образование в европейских странах, подготовка учителей к "европейской интеграции в образовании" находится на стадии концептуального становления. Тем не менее, несмотря на высокий уровень автономности высших учебных заведений и отсутствие общегосударственных и общеевропейских стандартов педагогического образования, можно выделить некоторые общие тенденции в подготовке учителей, которые способствуют развитию компетентности межкультурного взаимодействия:

1. Подготовка педагогов к инновационным образовательным процессам в целом, включая инновационное обучение, когда учитель стремится формировать творческое и критическое мышления, опыт и инструментарий индивидуальной и коллективной наставительно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования [8, 28-30].

2. В некоторых странах включены в содержание педагогического образования методологические курсы сравнительной педагогики, цель которой ознакомить с методологией сопоставимых исследований.

3. Развитие лингвистического образования и практики стажировок учителей за рубежом.

Междисциплинарный подход педагогов на основе концепции "модели единой Европы" может повлиять на развитие нового мышления учителя.

Основой может служить теоретическая модель "педагогики Европы", которая использована в практике "европейской интеграции" на всех уров-

ОСВ1ТН1 СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

нях и для любого возраста тех, кто учится. Теоретическая модель включает четыре этапа подготовки (четыре уровня):

1. Идентификация и восприятие реалий европейского пространства. Цель — построение единой Европы на основе изучения конкретных реалий: традиций, национальных символов, песен, монет.

2. Работа, связанная с обобщением основной деятельности сообщества, то есть, учет важнейшего, что определяет единичное и общее (взгляды, идеи, деятельность). Талант учителя состоит в умении выделить такие характерные особенности.

3. Установление отношений с "другими странами", организация обменов с привлечением родителей и органов власти.

4. Реализация идей демократии, защита универсальных ценностей.

Таким образом, концепция "европейской интеграции в образовании"

включает в себя понимание отличий и общего в едином европейском пространстве, осознание необходимости европейского единения.

Особенности систем образования разных стран будут влиять и на особенности организации европейской интеграции в школьном образовании. Можно выделить определенные условия, которые будут оказывать положительное влияние на результаты: гибкость учебных программ, которые предоставляют возможность свободы и творчества для преподавателей и позволяют внедрять европейские аспекты в содержание разных предметов (истории, географии, экономики и литературы).

На современном этапе усиливается значение образования для учителей, которые повышают свою квалификацию. Оно может рассматриваться как беспрерывный процесс в течение всей деятельности педагога, чтобы развивать способность адаптации к постоянным изменениям в знаниях и методике их передачи [20, 50-51].

Стратегия деятельности Совета Европы относительно повышения квалификации учителей предусматривает:

— проведение продолжительных и кратковременных семинаров, стажировки, которые оказывали бы содействие развитию отношений, предоставляли возможность наблюдать реальные проекты;

— обеспечение системы оценки и официального признания стажировки учителей;

— просмотр содержания стажировок относительно педагогики обмена;

— развитие междисциплинарного подхода, поскольку европейская интеграция пребывает на пересечении многочисленных областей знаний: истории, политики, экономики, математики, географии, культуры и религии [14].

Профессиональная деятельность современного учителя в европейских странах претерпевает большие изменения, а это, в свою очередь, требует и изменения в педагогическом образовании. В оценке качества квалификации европейского учителя появляются новые индикаторы: способность к межкультурной деятельности на основе творчества, широ-

кая профессиональная компетентность, которая включает знание нескольких иностранных языков. Идеология европейского измерения в педагогическом образовании ведет к развитию нового мышления и новой профессиональной компетентности будущих учителей [16, 42-44].

Главное в модернизации содержания педагогического образования — готовить конкурентоспособного учителя, адаптированного к рыночным и демократическим преобразованиям. В недалеком прошлом в университете готовился учитель как проводник нормативного научного знания. Золотое правило дидактики запрещало давать в школе знания, которые не прошли достаточной научной и практической апробации. Информационная революция удваивает, а то и утраивает, знания практически ежегодно. А это означает, что учитель должен дать ученику сегодня то, что завтра не окажется устаревшим. Поэтому надо изменять сами подходы: во-первых, "выводить" учителя на современный уровень научного знания; во-вторых, научить его учиться на протяжении жизни и, в-третьих, сформировать способность учить этому своих будущих учеников [12, 45-48].

Все это требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом университете. Его базовыми составляющими становятся: современная наука, новейшая методика, педагогическое мастерство и высокие педагогические технологии. Стратегической является задача информатизации педагогического образования. Обучение надо организовать таким образом, чтобы высокие информационные технологии стали органической потребностью каждого преподавателя, аспиранта и студента. В перспективе речь идет о том, чтобы каждый студент имел еженедельно 5-7 часов, а со временем и более, работы на компьютере.

Такой же нормой и условием модернизации педагогического образования должны стать языковые стратегии образования, то есть выпускники должны в совершенстве владеть украинским и двумя-тремя иностранными языками.

Важной задачей модернизации педагогического образования является развертывание в университете подготовки специалистов по новым направлениям и специальностям. Педагогический университет готовит учителя конкурентоспособного, готового к жизни и работе в системе рыноч-но-демократических отношений. А это значит, что новый учитель должен быть психологом, социальным работником, знать основы права, маркетинга и менеджмента. Он должен быть всесторонне подготовленным в случае назначения на руководящую должность, организатором воспитательной работы в коллективе. Для этого в университете должны создаваться условия для обучения студентов по нескольким направлениям и специальностям [14, 42-44].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студент является центральной фигурой университета. Нет студента — университет превращается в научно-исследовательский институт и не более. Именно поэтому мы должны сконцентрировать свое внимание на воспитательной, социальной, организационной, управленческой работе с

ОСВ1ТН1 СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

молодежью. Причем не навязывать студенту собственную волю, а создавать возможности для проявления его самостоятельности, самоорганизации, творческой активности. Каждый студент должен ощутить собственную перспективу, понять и реализовать свое "я" — и индивидуальное, и коллективное. Главное заключается в том, чтобы войти со студентом в активный диалог, установить партнерские отношения. А для этого мы должны создать гуманитарную инфраструктуру университета, которая бы формировала и отображала гуманитарную ауру будущего педагога, украинской национальной культуры и государственности.

Предполагается, что подготовку педагогических работников будут осуществлять педагогические колледжи, педагогические университеты, классические университеты и прочие высшие учебные заведения при условии выполнения ими требований отраслевых стандартов высшего педагогического образования. С этой целью педагогические училища (техникумы) реорганизовываются в педагогические колледжи, которые будут функционировать по двум моделям:

— педагогические колледжи как структурные подразделения педагогических или классических университетов;

— педагогические колледжи с правами юридического лица.

В педагогических колледжах будет осуществляться подготовка педагогических работников квалификационного уровня бакалавра (на основе полного общего среднего образования). В педагогических университетах — подготовка и переподготовка педагогических работников — специалистов квалификационного уровня бакалавра и профессионалов квалификационного уровня магистра.

В классических университетах — подготовка и переподготовка педагогических работников — специалистов квалификационного уровня бакалавра и профессионалов квалификационного уровня магистра. Подготовка педагогических работников может осуществляться также в других высших учебных заведениях при условии выполнения ими требований отраслевых стандартов высшего педагогического образования.

Повышение качества педагогического образования, обеспечение его мобильности, привлекательности, конкурентоспособности на рынке труда требуют дальнейшего усовершенствования организации учебного процесса в высших учебных заведениях на основе гуманности, личностно ориентированной педагогики, развития и саморазвития студентов. Это предусматривает:

— внедрение кредитно-модульной системы обучения;

— использование информационно-компьютерных технологий, интерактивных методов обучения и мультимедийных средств;

— индивидуализацию учебно-воспитательного процесса и усиление роли самостоятельной работы студентов;

— внедрение электронных средств обучения (учебников, пособий, каталогов, словарей и т.п.), компьютерных учебных программ;

— техническую и технологическую модернизацию учебных лабораторий и средств обучения;

— использование современных систем контроля за качеством знаний студентов и проведение мониторинга качества образования [17, 84-87].

Последипломное педагогическое образование педагогических и научно-педагогических работников осуществляется путем переподготовки, специализации, повышения квалификации и стажировки.

Повышение квалификации педагогических работников (как основная форма профессионального усовершенствования) должно осуществляться в институтах последипломного педагогического образования и на факультетах педагогических и классических университетов; переподготовка и специализация педагогических работников — в педагогических и классических университетах; стажировка педагогических работников — в университетах, научных учреждениях Академии педагогических наук и институтах последипломного педагогического образования.

Необходимо ввести систему повышения квалификации научно-педагогических работников педагогических и классических университетов, которые осуществляют подготовку учителей на базе ведущих университетов и научных учреждений Национальной академии наук Украины и Академии педагогических наук Украины.

В последипломном педагогическом образовании необходимо внедрять вариативные образовательные программы и проекты по проблемам педагогического мастерства, инновационных технологий и интерактивных форм и методов обучения, достижений теории и практики, психологии, педагогики, методики обучения и воспитания, активного использования дистанционных форм обучения [22, 58].

Основным условием эффективности интеграционных процессов является готовность учителя к новому, к творческой деятельности, к широкому полю культурного образования, активной гражданской позиции. Какими качествами должен обладать выпускник педагогического учебного заведения, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, а придя в школу — соответствовать высокой должности?

Во-первых, профессионализмом, компетентностью учителя, знающего в совершенстве свой предмет. "Образ учителя чем-то сродни бриллианту: чем больше граней, тем лучше он сияет. Но есть среди множества качеств личности педагога своего рода нормативное. Например, он должен основательно знать свой предмет" [15, 42]. Получение глубоких знаний по своей специальности с учетом современного уровня развития — одна из основных задач каждого будущего учителя. Темпы обновления знаний в настоящее время высокие. Их удвоение в ведущих отраслях науки происходит каждые 5-7 лет. Это накладывает особую ответственность на каждого учителя за рост профессиональной компетентности, совершенствование навыков по сбору и обработке специальной информации,

ОСВ!ТН! СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

публикуемой в научных и периодических изданиях Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Давняя истина: учитель живет, пока учится; учитель учится, пока живет. Этот девиз не только не утратил своего значения, но и превратился в острую социальную проблему. Застой в деле просвещения привел к тому, что стала разрушаться установка на ценность знания. Чем духовно богаче будет учитель, тем больше у него будет возможности настроить учеников на волну познания. Настоящий учитель, находясь в состоянии вечного ученичества, не передает знания учащимся, а учит их учиться. Содержание предметных дисциплин должно быть нацелено не на освоение определенного набора знаний, а на формирование целостной картины мира, освоение логики предметного материала. Надо помнить, что изучение предметных дисциплин — не самоцель, а средство развития личности ребенка.

Во-вторых, учитель должен овладеть педагогическим мастерством, совокупностью современных познавательных средств, принципов, методов и приемов обучения и воспитания, отлично знать педагогику и психологию, владеть широким кругом профессиональных умений и навыков. Нам нужны педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие разнообразными педагогическими приемами, имеющие основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого мало. Нужна эрудиция, культура, жажда знаний, стремление к творчеству. Педагогическое мастерство — не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает отшлифован-ность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебного и воспитательного процесса [7, 4-6].

Учитель должен учиться педагогике сотрудничества, строить новые отношения с учениками, родителями, общественностью, овладевать педагогической технологией, в содержание которой в качестве составляющей входит так называемая педагогическая техника: искусство владения психофизическим аппаратом (голосом, мимикой, пластикой и т. п.). Одним из элементов педагогической технологии является умение профессионально разрешать конфликт. Это неизбежное и необходимое условие совершенствования личности учителя. В серьезном конфликте, если это не ссора, не склока и не скандал, оба субъекта обогащаются духовно, преодолевая противоречия позиций, взглядов, мнений, интересов.

Педагогическое мастерство может проявляться в различных сферах деятельности учителя. Оно прежде всего связано с выработкой речевой культуры, мимики, жестов. Приятный, хорошо поставленный и располагающий к восприятию объясняемого материала тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений при изложении знаний, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью инто-

нации главных положений, которые должны быть усвоены учащимися, — все это слагаемые педагогического мастерства.

В-третьих, учитель должен быть творческой личностью. Творчество учителя ассоциируется с созданием качественно новых культурных, материальных и духовных ценностей. Педагогическое творчество содержит элементы новизны, которые чаще всего связаны не столько с продуцированием новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их некоторой модернизацией. Педагогическое творчество во многом зависит от старательности учителя, его пытливости и стремления искать более совершенные пути обучения и воспитания [1, 552].

Таким образом, современного учителя должно отличать постоянное стремление к творчеству, мастерству, новаторству. Искусство современного учителя, очевидно, и состоит в том, чтобы с высоты своей образованности и жизненной мудрости уметь понимать ребенка, природу детства. Только понимая и принимая многообразный и противоречивый мир мыслей, переживаний, чувств детей, учитель сумеет направить их на путь познания, воодушевит их на добрые дела.

В-четвертых, важнейшим компонентом современного учителя является высокая нравственность и культура. Учитель, кроме профессиональных знаний и умений, должен обладать огромным духовным, нравственным, этическим потенциалом, такими человеческими качествами, как трудолюбие, доброта, любовь к ближнему, сострадание, милосердие. Учитель должен быть идеалом, образцом по практической реализации таких моральных категорий, как долг, совесть, честь, должен проявлять терпимость к другому образу жизни, мысли.

Ведущими элементами духовной культуры признаны начитанность, знание отечественного и мирового искусства, понимание многообразия мира, быта людей, их традиций, знание путей развития человечества, то есть мировой и отечественной истории, владение иностранными языками. Конкретные запросы современных учителей относительно совершенствования своей культуры разнообразны. Проведенные исследования показали, что на первое место выходит искусство (50 %), затем называются история религии (41 %), художественная литература (3 %), этика и психология (36 %), знание иностранных языков (36 %), история (29 %). 33 % опрошенных отметили потребность в совершенствовании компьютерной грамотности, что соответствует требованиям времени, и лишь 15 % — проявили желание совершенствоваться в вопросах естествознания, истории науки и техники [4, 72].

Педагогическая культура — это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в профессиональную сферу, это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого освоения и преобразования накоплен-

ОСВ!ТН! СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

ного человечеством опыта. Учитель, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является сосредоточием всемирного культурно-исторического опыта.

Что является высшей ценностью для учителя — духовные идеалы добра, справедливости, человечности и т.д. или вещи? В условиях перехода к рыночным отношениям стал велик соблазн культа "вещизма" — иномарки, дачи, поклонение золотому тельцу и др. Конечно, учитель должен иметь квартиру, хорошо одеваться, нормально питаться, но главное для него — это духовная культура.

В настоящее время серьезными проблемами стали подготовка учителей, повышение их общей и педагогической культуры. Низкая заработная плата, невысокий социальный статус сделали профессию учителя малопривлекательной для молодых людей. Многие из них, получив диплом, не хотят работать в школе. Постепенно ряды педагогов стали пополняться людьми низкой профессиональной подготовки и культуры. Теперь учителя и вузовские преподаватели испытывают настоящий культурный голод, они устали от борьбы, конфронтации, митинговой бестолковщины и политиканства [23, 249].

В-пятых, любовь к детям — важнейшее качество учителя. Эта труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творческого горения, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Учитель — ваятель духовного мира юной личности. По существу, в этих словах сформулирован и социальный статус учителя, определены его место и роль в процессе перестройки школы и обновления общества.

Быть учителем — не только большая честь, но и большая ответственность, и трудно представить педагога, тем более молодого, без вдохновения в работе, без таланта любви к детям и к своему благородному и трудному делу. Учитель никогда не должен забывать простую, но в тоже время великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить того, кому преподаешь. Учительская профессия в самом высоком смысле гуманистична, так как учитель формирует природу человека. Педагог-гуманист Я. Корчак пишет: "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит... , переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут" [13, 106].

В-шестых, специфичность содержания педагогического образования должна выражаться в овладении широкими человековедческими знаниями, педагогической антропологией. Оно должно давать системное знание о человеке как субъекте образовательного процесса, включающего образование и воспитание. Поэтому содержательная реформа педагогического образования должна быть связана с отказом от старой педагогической парадигмы "Знай свой предмет и излагай его" и ее редукции "Знай методику

преподавания и следуй ей неукоснительно" и с ориентацией на новую парадигму — "Знай, что развивается в твоем ученике, и сумей это обеспечить".

Определяя качество учебно-воспитательной работы учителя, зачастую имеют в виду осмысленность, глубину и прочность знаний учащихся, их умственное развитие, нравственную и эстетическую воспитанность. И это правильно, ибо эффективность деятельности может быть оценена только по ее результатам.

Есть просто умелый учитель, который работает на обычном профессиональном уровне, и есть тот, кто проявляет высокие педагогические умения, мастерство и творчество, своими находками обогащает искусство обучения и воспитания. Есть и преподаватели, которые поднимаются до уровня педагогического новаторства, вносят существенные изменения в школьную практику. Подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто. Таким образом, ступенями роста профессиональной педагогической деятельности учителя являются: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.

В-седьмых, функцию стратегического компаса в деятельности учителя выполняет научное мировоззрение.

Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир в целом, место человека в нем, отношение его к окружающей действительности и обусловленная этой системой жизненная позиция человека: идеалы, цели, убеждения и принципы познавательной и практической деятельности. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности учителя, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации. Это своего рода духовная призма учителя, сквозь которую воспринимается и переживается все окружающее [1 .

К сожалению, на сегодняшний день оказалась расшатанной система общественных идеалов, и молодой человек оказался перед проблемой мучительного выбора: следовать накатанным путем конформизма или принять ответственное решение и реализовать его согласно внутренней этической установке и органической потребности самосовершенствования. Функцию стратегического ориентирования в повседневной жизни студента, учителя выполняет научное мировоззрение, формирование которого и является одной из важнейших задач всего учебно-воспитательного процесса в вузе.

Таковы основные компоненты оптимальной модели учителя. Все они диалектически связаны между собой, отсутствие одного из них будет негативно сказываться на практической и теоретической работе.

Эта модель не статичная, а динамическая, так как каждый ее элемент находится в постоянном изменении и развитии. Поэтому предела в совершенствовании профессионального и педагогического мастерства,

ОСВ!ТН! СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

повышении культуры, формировании научного мировоззрения не существует. И требуется систематическая, целенаправленная работа по развитию всех компонентов личности учителя.

С другой стороны, каждый преподаватель педагогического вуза (от ассистента до ректора), с учетом своей специальности и занимаемой должности, обязан четко представлять механизмы реализации этой модели ежедневно, на каждом занятии (лекции, семинаре, практическом занятии и др.), чтобы по окончании университета эти качества личности учителя были максимально сформированы.

Введение европейской интеграции в процесс подготовки учителей повышает качество образования, поскольку ориентирует на международный показатель и оказывает положительное влияние на подготовку к жизни молодого поколения в открытом культурном пространстве. Итак, критериями современного качества педагогического образования есть динамизм и профессиональная компетентность. Содержание и технология подготовки учителей изменяются в связи с европейской интеграцией образования. Последнее оказывает содействие формированию новых отношений, возникновению диалога и обмена, развивает знания и методы, которые обогащают взаимопонимание между учителями и учениками, помогает лучше ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, которая складывается в Европе и мире.

В каждой стране Европы существует своя специфика внедрения общеевропейской образовательной политики в национальную. Это находит отображение и в педагогическом образовании [21, 226].

Идея единой Европы может быть осознана будущими учителями, если будет принята эвристическая "модель единой Европы". Модель единой Европы включает четыре важных сферы, которые взаимосвязаны между собою и составляют систему: сфера "экономики", сфера "политики", сфера "способов жизни" (социальная), сфера "менталитетов".

Итак, Болонский процесс — это своеобразное движение образовательных национальных систем к единым критериям и стандартам, которые утверждаются в европейском пространстве. Его главная цель состоит в консолидации усилий научной и просвещенческой общественности и правительств стран Европы [10, 42-44]. Это движение обусловлено реальными изменениями, которые происходят в Европе и мире. Это своеобразный ответ на вызов глобализации, становления информационного общества, усиления миграционных процессов, мобильности рынка работы и межкультурных обменов. Цель — научиться "жить вместе", сохраняя собственное этническое, культурное, религиозное разнообразие и одновременно понимая и уважая друг друга в соответствии с общими нормами и стандартами.

Л^ература:

1. Андрущенко В. П. Роздуми про осв^у. — К.: Знания Украши, 2005. — 604 с.

2. Андрущенко В. П. Вища освт в пост-Болонському просторi // Фiлософiя освгги. - 2005. - № 2. - С. 6-19.

3. Байденко В. Сорбонна, Болонья, далее — везде? // Поиск. — 2003. — № 3. — 24 января. — С. 2-3.

4. Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. — 1993. - № 2. - С. 70-75.

5. Бугрш О. Пщготовка майбутнього вчителя до творчо! дiяльностi // Вища школа. - 2003. - № 4-5. - С. 62-65.

6. Вища освт Украши i Болонський процес. — Т.: Богдан, 2004. — 384 с.

7. Гершунский Б. С. Концепция самоорганизации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. — 2003. — №10. — С. 3-7.

8. Данилишин Б., Куценко В. 1нновацшна модель економiчного розвитку: роль вищо! осв^и // Вюник НАН Украши. — 2005. — № 9. — С. 26-35.

9. Добронравова I. С. Фiлософiя осв^и в епоху постнекласично! науки // Фшо-соф!я освгти. - 2005. - № 1. - С. 116-125.

10. Журавський В. Основш завдання вищо! школи щодо реалiзацi!' в Укра!'ш принцишв i завдань Болонського процесу // Вища школа. — 2001. — № 1. — С. 42-45.

11. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Корепанова Н. В. и др. // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 66-70.

12. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза Кор-жуев А. В. и др. // Педагогика. — 2003. — № 5. — С. 44-48.

13. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1979.

- С. 106-109.

14. Кремень В. Г. Осв™ i наука Украши: шляхи модершзацп. — К.: Грамота, 2003. - 216 с.

15. Левицкий М. Л. Профессиональная подготовка учителя // Педагогика. — 1993. - № 3. - С. 40-49.

16. Литвин О. Болонський процес i нашi державш стандарта // Вища освт Украши. - 2004. - № 3. - С. 42-44.

17. Мазоха Д. Феномен Свропейсько! штеграцп педагопчно! осв^и // Вища освгта Украши. - 2005. - № 2. - С. 83-87.

18. Майцнер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. — 1997.

- № 3. - С. 48-61.

19. Основш засади розвитку вищо! осв^и Украши в контекст Болонського процесу. - К., 2004. - 140 с.

20. Ротендельф Ю. А. Новый подход к философии образования // Практическая философия. - 2004. - № 2. - С. 44-52.

ОСВ1ТН1 СТРАТЕГИ I ПРАКТИКИ

21. Синергетика и учебный процесс. — М.: РАГС, 1999. — 300 с.

22. Сучасш шкшьш технологiï. — К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. — 128 с.

23. Цикин В. А., Брижатый А. В. Синергетика и образование: новые подходы: Монография. - С: СумГПУ, 2005. - 276 с.

Ветамт Цикгн. Болонський процес та педагопчна ocBÏTa

У статт розгдлядаються основш вимоги до педагопчного про-цесу у св1тт Болонськоï декларацiï, анал1зуються основш принципи шновацшного пiдходу на сучасному, штеграцшному етапi. Особлива увага надаеться характеристицi основних компонентiв оптималь-ноï моделi вчителя й шляхiв ïï формування в педагогiчному ВНЗ.

Veniamin Tsykin. The Bologna Process and Teacher-Training Education

The article discusses the key issues of pedagogical process in the context of the Bologna declaration. The today main principles of the innovative approach are analyzed. Characteristic of the ideal teacher model's main components and the ways of its formation at a teacher-training higher pedagogical institution have been examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.