Научная статья на тему 'Болгар, Свияжск и Святой остров Афон: перекличка культур и поколений'

Болгар, Свияжск и Святой остров Афон: перекличка культур и поколений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / СВИЯЖСК / СВЯТОЙ ОСТРОВ АФОН / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ / ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО / СОХРАНЕНИЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / THE ISLAND OF ST. AFON / NATIONAL MEMORY / MUSEUM / VOLZHSK BULGARIA / SVIYAZHSK / SPIRITUAL CULTURE / HUMAN VALUES / DIALOGUE OF CULTURES AND CIVILIZATIONS / THE HISTORICAL PAST / ISLAMIC CULTURE / ORTHODOX MONASTIC LIFE / SAVE / REVIVAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Охотникова Т. В.

Болгар, Свияжск и святой остров Афон это сохранившаяся народная память, история, прошлое, что создавалось нашими предками и не умирает и сегодня, помогая осознавать действительность. Что общего между нами? Дружба народов разных вероисповеданий, диалог разных культур и поколений. Статья приглашает заглянуть в глубь веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Охотникова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bolgar, Sviyazhsk and the island of St. Afon: tie of cultures and generations

Historical past of Bolgar, Sviyazhsk and the island of St. Afon is full of legends. Nowadays open air museums invite visitors to take a look into far distant past in order to learn kindness, belief and respect of our ancestors.

Текст научной работы на тему «Болгар, Свияжск и Святой остров Афон: перекличка культур и поколений»

УДК 13.61.91

Т.В. Охотникова

БОЛГАР, СВИЯЖСК И СВЯТОЙ ОСТРОВ АФОН: ПЕРЕКЛИЧКА КУЛЬТУР И ПОКОЛЕНИЙ

Болгар, Свияжск и святой остров Афон - это сохранившаяся народная память, история, прошлое, что создавалось нашими предками и не умирает и сегодня, помогая осознавать действительность.

Что общего между нами? Дружба народов разных вероисповеданий, диалог разных культур и поколений. Статья приглашает заглянуть в глубь веков.

Ключевые слова: народная память, музей-заповедник, Волжская Булгария, Свияжск, Святой остров Афон, духовная культура, общечеловеческие ценности, диалог культур и цивилизаций, историческое прошлое, исламская культура, православное монашество, сохранение, возрождение

T. V. Okhotnikova Bolgar, Sviyazhsk and the island of St Afon: tie of cultures and generations.

Historical past of Bolgar, Sviyazhsk and the island of St. Afon is full of legends.

Nowadays open air museums invite visitors to take a look into far distant past in order to learn kindness, belief and respect of our ancestors.

Key words: national memory, museum, Volzhsk Bulgaria, Sviyazhsk, the island of St. Afon, spiritual culture, human values, dialogue of cultures and civilizations, the historical past, Islamic culture, orthodox monastic life, save, revival

Болгар, Свияжск и Святой остров Афон. Что объединяет их? Сохранившаяся народная память, культура, символика судеб народа, которые свидетельствуют об одном: все бесценно. История не умирает, а живет в нас, помогая осознавать действительность.

И мы заглядываем в прошлое, понимая, что это большое счастье каждого - знать и любить все бесценное, что создавалось нашими предками, пережило века и сохранилось до наших дней.

Музей - заповедник на древней Волжской Булгарской земле с архитектурными памятниками, храмами, мечетями, святыми ключами и колодцами, с богатым историческим прошлым, прекрасной природой находится в краю, овеянном легендами.

Волжскую Булгарию - государство, возникшее приблизительно в VIII - IX века, основали булгары - народ тюркского происхождения, пришедшие в Среднее Поволжье после гибели Великой Болгарии (Приазовье) в следствии войны между булгарами и хазарами. Переселение булгар происходило не единожды. В конце IX - начале X века от печенегов, пришедших с востока и принесших гибель, разгром и пожары городам Донского бассейна, покатилась четвертая волна переселения.

Война Руси с Хазарами закончилась победой Руси и окончательным освобождением Волжской Булгарии от хазарской зависимости. С этого момента Булгария начинает бурно развиваться [2, с. 133].

Средневековый мир. IX - XII вв. Волжская Булгария имеет высокий международный статус и выполняет миссию культурного посредника между цивилизациями Востока и Запада вследствие географического расположения страны на перекрестке сухопутных и водных дорог Европы и Азии; развития земледелия и ремесел; окончательного перехода к оседлости; строительства городов, интенсивного товарообмена и всесторонних взаимосвязей со многими регионами средневекового мира.

Что ценили булгары в это время? Гуманность, открытость взглядов, терпимость, восприимчивость к обычаям и верованиям других народов, но такая идеология и нравственность укреплялась самобытным (общетюркским) наследием предшествующих эпох.

Для усиления роли централизованной власти необходимо было принятие государственной идеологии, ставившей Булгарию на один уровень с другими суверенными державами. Наступает время, и народ принимает ислам для того, чтобы государство укрепилось единой религией. 16 мая 922 года состоялось облачение булгарского эльтебера, повелителя пока небольшого, но набирающего силы государства, властью. С этого момента у Алмаса новое мусульманское царское имя - булгарский эмир Джафар ибн Абдаллахом. В булгарской стране окончательно утвержден ислам. Естественно, это сказалось сразу и на идеологии, и на культуре, и на искусстве, и на образовании булгар [2, с. 135]. Благодаря сохранению, переосмыслению и включению прежних традиций в новую духовную составляющую, религия быстро и прочно закрепилась. Осталось множество свидетельств о том, как в начале X века мирно уживались старинные языческие (общетюркские, булгарские, относящиеся к культурам других народов) и новые исламские традиции [6, с.56].

В культовой обрядности, в сфере научной деятельности, в художественной практике традиции ислама адаптировались к местным условиям булгарского народа. Складывалась многоступенчатая система образования на принципах всего мусульманского мира. В эпическом творчестве (творчество сказателей) булгар появляется нравоучительный, назидательный стиль повествования, что

соответствовало эстетическим критериям ислама. В песнях булгар содержится тюркский язык, да и вообще, народное творчество становится схожим с творчеством народов Средней Азии и арабского Востока.

Наряду со всем этим воспитывали и образовывали и прикладные виды художественного творчества, формируя своей продукцией художественный вкус и эстетические потребности общества.

В системе духовности Волжской Булгарии ислам становится мировоззренческой основой, развиваясь на самобытной почве традиций, но ориентируясь на нравственно-эстетические критерии, сформулированные в Коране. Огромную роль при этом играли духовные лица, прибывшие с Востока в качестве служителей в мечетях и преподавателей в учебных заведениях, а так же местное духовенство, получившее свое образование в центрах исламской культуры. Система педагогики посредством книги всесторонне гармонично развивала человека, жившего в это время в Волжской Булгарии. Распевно читались книги почти в каждом доме, так как новый эпический жанр мунаджат позволял верующим обращаться к всевышнему на родном языке (древние языческие песнопения татар вытеснялись исламом, оставались напевы). «Мунаджаты прочно вошли в булгарский быт, семейное воспитание и учебную практику и стали непреходящим достоянием системы духовных ценностей булгаро-татарской культуры» [6, с.61].

В 1223 году в Волжской Булгарии появляется поэма Кул Гали «Сказания о Юсуфе», которая стала вершиной развития духовной культуры и явила эпоху наивысшего расцвета Булгарского государства, прерванную монгольским нашествием в 1236 году. Она (поэма) написана на местном языке -булгарском тюрки (близок к разговорной речи и фольклору), в основе ее - библейский сюжет, а в содержании - гуманистические идеи и общечеловеческие ценности на все времена, которые и составили в дальнейшем фундамент духовной культуры татарского народа.

Тогда же (не позднее X века) устанавливаются экономические, культурные, политические, религиозные связи Древней Руси и Волжской Булгарии, являющейся к этому времени мусульманским государством в средневековом мире. Взаимосвязи эти были взаимно необходимы и определяли мирное сосуществование обеих государств. И этому есть огромное число разнообразных свидетельств. В X - XI веке Волжская Булгария стала важным торговым центром и торговым посредником между севером и югом, востоком и западом [1, с.82].

Нашествие монгол и уничтожение Великого города в 1236 году послужило тому, что булгары бежали в русские земли, где были встречены с радушием и расселены. Это еще раз подтверждает, «как глубоко в века уходят корни дружбы народов» [1, с.5].

Город Булгар был не единственным городом древнего государства. Археологами выявлено более 200 городищ, где (предполагают) были каменные мечети, караван-сарай, ханские дворцы, судные палаты, ремесленные мастерские, богатые дома знати. Сохранились до наших дней предметы древнего быта (керамическая посуда, светильники, детские игрушки, орудия труда, вооружение и пр.); ювелирные (художественное литье, чеканка по серебру, гравировка, скань), нумизматика, важные исторические документы [5, с.48], уникальные природные объекты (живописное озеро Рабига-Куль, тысячелетний колодец Туйбике коесы, полноводная Волга с озерцами и заливчиками).

Музей - заповедник удобно расположен на волжском пути, богатое историческое прошлое, удивительно красивая природа позволяют создать специально туристический маршрут «Серебряная дуга» (Булгары, Биляры, Сувар, Джукетау и др.) Сегодня Булгар для всех татар - священное место. Место паломничества и музей под открытым небом, который начали сами создавать казанские татары по религиозному своему уважению к Булгару.

Еще в 1864 году предполагалось открыть музей (древлехранилище) и хранителем развалин Булгар назначить священника села, Булгары содержать музей предполагалось на жертвоприношения богатых татар, а так же использовать законным путем возможности паломников (финансовые), которые идут на поклонение из Бухары, Киргизии, Башкирии и со всего Востока. Предполагалось так же продавать древние находки (излишки), а вырученные деньги вносить в кассу музея [4, с.9].

В 1870-90 - е годы на земле древних булгар проводятся археологические исследования, а с 1913 года они проходят каждый сезон и только с 1920 года начинается популяризация булгарских древностей и идеи музея под открытым небом. Сегодня это - Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Сегодня нас не удивить тем, что современная жизнь общества характеризуется тесным взаимодействием, сближением и соприкосновением социокультурных пространств государств и народов. Но в современный мир все это пришло от потомков. Уже тогда существовал диалог культур и цивилизаций.

Греция. Святая гора Афон. Ее называют земным Уделом Божией Матери, поэтому для

православных всего мира это одно из главных святых мест. По преданию Пресвятая Богородица, направляясь на Кипр, из-за бури на море сошла на берег и возвестила афонцам о Христе. С тех пор непрерывные молитвы и труд создали образ Святой Горы как место, которое, находясь на земле, дотрагивается до неба. Это крупнейшее в мире средоточие православного монашества [3, 24].

Большинство афонских монастырей берут начало своей истории с первых веков христианства. Самое раннее упоминание об афонском монашестве датируется серединой Х века, монашеские скиты появляются на Афоне в VII веке. Было все: пожары и грабительские набеги, крестоносцы и гонение со стороны папства, самоуправство тюрков - османов, войны и революции, и снова войны. Все это неблагоприятно сказывалось на житие и благодати самого места и на проживающих в нем. Сегодня - 20 монастырей, 12 скитов, множество калии и калив (и т.д.) рассредоточены по всей Святой горе.

Расположено Святогорье на полуострове Айон - Орос в Греции. Это крайняя восточная оконечность полуострова Халкидики. Сегодня Афон - особая единица греческой республики, самоуправляющее сообщество православных монастырей. Статус Святой горы закреплен конституцией Греции. Главное занятие подвижников - непрестанная молитва как борьба с темными силами. Наряду с этим - работа на благо обители. Многие монастыри содержат больницу, аптеку или дом престарелых, так же развиты художественные промыслы и рукоделия, в том числе иконописание и резьба по дереву, помимо этого - труд на земле (сбор винограда, маслин и т.д.). Афон - богатейшая сокровищница Святых мощей, чудотворных икон, старинных рукописей (более 15 тысяч рукописей на пергаменте, бомбицине и бумаге [3,26], имеются собрания монастырских библиотек, а Афонская академия (первоначально как духовная школа, а сегодня это всестороннее образование монахов) - свидетельство расцвета и книгоиздательства афонских монастырей.

Первый русский монастырь на Афоне был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. «Обителью русских» называли ее. Затем появляется Пантелеимонов монастырь, который (после установления на Руси татаро-монгольского ига) постепенно заселился сербами. В XIV веке непосильные подати туркам - османам заставили афонских монахов чаще выезжать на Русь за милостыней и пожертвованиями. С 1509 года, когда великий князь Василий III взял под покровительство Святую гору, приезды такие стали регулярными. По инициативе Петра I сроки выплат и размеры материальной помощи были регламентированы, Екатерина I, а затем и Анна Иоанновна поддержали эту инициативу (ежегодную выплату пособия). Покровительство соотечественникам во второй половине XIX века оказывали члены русского императорского дома. Афонские монахи основывали монастыри и пустыни на Кавказе, а так же вели миссионерскую деятельность. В начале ХХ века на Святой Горе было основано Братство русских обителей, которое существовало до 30-х годов ХХ века. Затем гражданская война, революция, Великая Отечественная война и другие изменения геополитические послужили не только постоянному сокращению русской братии в Афоне, но и почти всех своих предводителей в России. Первая официальная делегация Московского патриарха посетила Афон в 1962 году Русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться. Сегодня на Афоне 70 русских монахов [3, с.28]. Активизировалась работа по поддержке русских святынь на Горе Афон. В 2016 году русский православный мир готовится встретить 1000-летие русского монашества на Святой горе Афон.

Со времен Великого переселения народов (ранее Средневековье) наблюдается взаимодействие тюрко-славянских этносов. Диалог этот уникален, как уникальны тюркские и славянские культуры, которые составляют богатство человечества. Одним из таких богатств является историко-архитектурный и художественный музей - заповедник Остров - град Свияжск. Это не только уникальный памятник древнерусской православной культуры и искусства, находящийся в пространстве тюркско-мусульманского мира, [7,87] но и природный заповедник. Музей под открытом небом представляет собой 37 объектов культурного наследия, среди которых храмы Иоанно-Предтеченского женского монастыря и Успенского мужского монастыря, Троицкая церковь (памятник русского деревянного зодчества XVI века), Приходская церковь Святых Константина и Елены, храм Богородицы Всех Скорбящих радости.

Сегодня делается все возможное для создания условий возрождения острова и сохранения наследия старины и культуры верующих людей, а так же для знакомства всех желающих с историей и архитектурой дивного града - острова Буяна.

На землю свияжскую ступала нога Державина, Пушкина, Л.Толстого, Достоевского; посещали остров императоры: Петр I, Александр I, Павел I, Николай I и императрица Екатерина II; жили ссыльные: декабристы, Герцен и Радищев... В начале кровожадного ХХ века рухнуло все: и высокая культура русского уездного города, и храмы были поруганы и разгромлены, и сам город сгинул, превратившийся в небольшую часть суши, затопленную водой, вследствие создания Куйбышевского водохранилища. Свияжск стал островом смерти, он медленно умирал.

Верующие люди, любители старины и культуры своей страны, знатоки истории, туристы имеют сегодня возможность заглянуть вглубь веков. В музее под открытым небом собраны ценные материалы, коллекции. Это уникальные свияжские иконы, произведения декоративно - прикладного искусства, археологии, деревянной скульптуры и сооружения свияжского посада, некрополи, мостовые проезды, лестничные подъемы другое архитектурное богатство острова-града [7, с.89].

Планируется создание музея истории Свияжска и художественный музей с выставочным залом. Уже сегодня проходят выставки художников («Дорога и Храму», «Свияжские узники») и фотографов. Работает программа «Свияжские музейные праздники», где традиционным становятся: праздник «Сначала аз да буки» (День славянской письменности), праздники Петра и Февронии, праздник обретения Казанской иконы Божией Матери, Яблочный спас - праздник Преображения, праздник Успения Богородицы, музыкально - фольклорный праздник «Свияжский благовест».

Историческое прошлое, казалось бы таких разных культур: Волжской Булгарии (традиции исламской культуры), Святого острова Афон(крупнейшее в мире средоточие православного монашества) и Свияжска (памятник древнерусской православной культуры) свидетельствует о том, что благодаря межнациональному и межконфессиональному миру сохраняются удивительные по красоте уголки земли, которые снискали добрую славу среди современников, приезжающих не только помолиться у святынь, но и осмыслить свои взгляды на окружающий мир, на жизнь.

Болгары, Свияжск, Святой остров Афон. Что общего между ними? Древние ветры, вера людская, молитва против зла, общечеловеческие ценности на все времена, дружба народов. Музеи под открытым небом, как международные, культурные, образовательные, туристические центры приглашают причаститься к истории, где учат добру, вере и уважению.

Общеевропейское сотрудничество, внимание государств к сохранению культурного наследия, позволяют динамично развиваться этим центрам.

Страница XX века перевернута, начался новый век и новая эпоха. Диалог культур продолжается.

Литература

1. Волжская Булгария и Русь: к 1000-летию русско-болгарского договора: научное издание/ ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР.- Казань: [б.и], 1986.-151 с.

2. Гагин И.А. Волжская Булгария: от посольства богратского халифа до походов князя Святослава (х.в)/ И.А.Гагин Вопросы истории.- 2008. №.3-С.131-142.

3. Г орячева Ю.Святой Афон / Ю.Г орячева// Этносфера.-2011.-№.2.-с.24-29

4. Медведь А. Наследие Волжской Болгарии. Как возникал Булгарский музей - заповедник /А.Медведь // Мир музея.- 2005.- №8.- с.8-10

5. Мустафин Рафаэль. Станет ли Булгар туристической Меккой / Р.Мустафин // Татарстан,- 2002. №.6. - с.46-

49

6. Салитова Ф.Ш. Своеобразие музыкально-педагогической культуры Волжской Булгарии (IX-XГVвв.) /Ф.Ш. Салитова // педагогика.-2004.- №7. с.55-56.

7. Тутаева А. Боль и надежда Свияжской земли / А.Тутаева // Казань.-2009.- №9.- с.86-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.