Научная статья на тему '« Болезни роста» в преподавании дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика» – продвинутый уровень»'

« Болезни роста» в преподавании дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика» – продвинутый уровень» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЬЮТОРСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / MASTER''S PROGRAM / AN INTERACTIVE FORM OF TEACHING / TUTORING / COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Л. Г., Дубовик М. В.

В статье предлагается анализ проблем преподавания магистерских курсов «Микроэкономика» и «Макроэкономика» продвинутый уровень» в Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова. Какие «подводные камни» ждут разработчиков и преподавателей этих курсов в новых магистерских программах? Как сделать курс и образовательную программу конкурентоспособной? Каковы факторы успеха и неудач магистерской образовательной программы?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents an analysis of the problems of teaching Masters Courses "Microeconomics" and "Macroeconomics advanced level" in Plekhanov Russian University of Economics. What are the "pitfalls" of waiting for developers and teachers of these courses in the new master's programs? How to make courses and programs competitive? What are the factors of success and failure of master education program?

Текст научной работы на тему «« Болезни роста» в преподавании дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика» – продвинутый уровень»»

Л. Г. Чередниченко, М. В. Дубовик

« БОЛЕЗНИ РОСТА» В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН «МИКРОЭКОНОМИКА»

И «МАКРОЭКОНОМИКА» - ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ»

Ключевые слова: магистерская программа, интерактивные формы обучения, тьюторство, конкурентоспособность

образовательной программы.

В статье предлагается анализ проблем преподавания магистерских курсов «Микроэкономика» и «Макроэкономика» - продвинутый уровень» в Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова. Какие «подводные камни» ждут разработчиков и преподавателей этих курсов в новых магистерских программах? Как сделать курс и образовательную программу конкурентоспособной? Каковы факторы успеха и неудач магистерской образовательной программы?

Keywords: master's program, an interactive form of teaching, tutoring, competitiveness of the educational program.

The paper presents an analysis of the problems of teaching Masters Courses "Microeconomics" and "Macroeconomics - advanced level" in Plekhanov Russian University of Economics. What are the "pitfalls" of waiting for developers and teachers of these courses in the new master's programs? How to make courses and programs competitive? What are the factors of success and failure of master education program?

Введение

Присоединение к Болонскому процессу и вхождение России в единое европейское

образовательное пространство требуют серьезной

корректировки деятельности высшей школы и связанного с этими процессами пересмотра структуры

образовательных программ высших учебных

заведений. В условиях становления стандартов третьего поколения особую актуальность в

двухуровневой системе высшего профессионального

образования приобретает второй его уровень -магистратура. Причинами тому являются

необходимость расширения и углубления процесса совершенствования образования в России, в том числе и в разрезе уровневого образования; углубления методологической подготовки студентов;

модернизации и расширения учебного обеспечения преподавания; внедрения новых технологий и форм работы в образовательный процесс; привлечения магистрантов к НИР кафедр.

У разработчиков магистерских программ не вызывает удивления тот факт, что те, кто

непосредственно занят организацией магистерской подготовки, сталкиваются с большим числом проблем, так называемых «болезней роста» в новом образовательном пространстве. Опыт преподавания магистерских курсов «Микроэкономика» и

«Макроэкономика» - продвинутый уровень» в РЭУ им.

Г.В.Плеханова позволяет выявить и провести

рефлексию наиболее проблемных аспектов. Процесс разработки магистерской программы связан с

решением большого числа важных задач. Вначале необходимо спроектировать будущую магистерскую программу целиком, т. е. создать образ, отвечающий функциональному ее назначению. Кроме того, программа должна обладать существенными конкурентными преимуществами перед уже имеющимися, а также служить заделом на

перспективу. Затем следует вписать в нее органично сочетающимися модулями отдельные дисциплины. В нашем случае такими дисциплинами являются «Микроэкономика» и «Макроэкономика» -

продвинутый уровень». Эти курсы наряду с эконометрикой входят в блок базовых дисциплин в стандартах третьего поколения. Творческий коллектив кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова предпринял попытку и разработал программы «Микроэкономика» и

«Макроэкономика» - продвинутый уровень» в

условиях стандартов третьего поколения, а также программы «Методика преподавания дисциплин «Микроэкономика»- и «Макроэкономика» -

продвинутый уровень».

Основная часть

При разработке программы магистерского уровня принципиально важно, чтобы она отвечала своему функциональному назначению. Дисциплины «Микроэкономика» - и «Макроэкономика» -

продвинутый уровень» должны служить основой для формирования не только общих компетенций, но в значительной степени профессиональных в сочетании с инструментальными навыками и умениями. Стратегически необходимо дать возможность выпускнику магистратуры

самостоятельно решать определенный класс профессиональных задач в изменяющихся условиях социального заказа и других вызовов среды. Компетентность представляет собой культурное новообразование личности, т.е. совокупность ценностей, убеждений, знаний, дорастающих до полноценных деятельностей [2]. Так, в программе «Макроэкономика» - продвинутый уровень»

основное внимание в ходе преподавания курса концентрируется на макроэкономических проблемах открытой экономики. Анализируются точки зрения различных экономических школ на роль платежного баланса, реального и номинального валютного курса, внутреннего и внешнего равновесия, государственного долга в условиях открытой экономики. В данном курсе открытая экономика изучается как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Значительное место отводится проблемам макроэкономической

политики. Курс нацелен на формирование у магистров четкого представления о механизме

функционирования открытой экономики и основных взаимосвязях в открытой экономике в интерпретации различных экономических школ. Целью курса является устранение одностороннего подхода к оценке макроэкономических процессов в открытой экономике и объективная оценка научной значимости различных экономических школ и направлений в контексте реальных событий и конкретных мер макроэкономической политики. Микроэкономика предоставляет аналитический аппарат как для современной макроэкономики, так и для всех специальных разделов экономики.

Микроэкономический анализ сегодня

сконцентрирован на изучении и импортировании различных институтов, разработанных в успешных экономиках, как правило, бедных ресурсами. Изучение продвинутого уровня микроэкономики важно для получения навыков построения моделей, объясняющих поведение любых экономических агентов, действующих в той или иной степени рационально.

Проблемы реформирования отечественной экономики и ее части - системы образования призваны решать базовые курсы дисциплин « Микроэкономика» и «Макроэкономика» - продвинутый уровень.

«Продвинутость» не в сторону математизации и наращивания сложности экономико-математических моделей, а в направлении изучения тесной взаимосвязи экономики и образования.

При подготовке курсов «Микроэкономика» - и «Макроэкономика» - продвинутый уровень» серьезное внимание было обращено на совершенствование интерактивных методов обучения. Наряду с традиционными лекциями и семинарами в программе были использованы методы активного участия магистрантов, ориентированные на развитие таких компетенций, как навыки коллективной работы и креативного решения конкретных проблем. К таким методам относятся разбор проблемных ситуаций и их обсуждение в малых (3-5 человек) группах, подготовкой проектно-аналитических работ и минипроектов с последующей их презентацией и обсуждением результатов проектирования, ролевые игры, мозговой штурм, организация опросов и интервью, проведение рефлексии и т.п. Широкое использование активных методов обучения позволило создать творческую атмосферу в группах магистрантов и преодолеть ряд трудностей, связанных с различием в их базовом образовании, что является существенным препятствием на пути к успешной реализации программ продвинутого уровня. В зарубежной практике высшего образования довольно распространен институт тьюторов, напоминающий наставничество в российском варианте. В РЭУ им. Г.В.Плеханова этот относительно новый феномен также получил свое развитие. За каждым курсом программы закрепляется тьютор, прошедший соответствующую стажировку по интерактивным методам обучения.

Наиболее типичными методами формирования и развития ключевых компетенций мы считаем

обращение к ретроспективному опыту магистрантов, работающих в различных компаниях; решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций; дискуссии, диспуты, коллоквиумы; деловые и ролевые игры, практические работы; проектная деятельность: исследовательские,

творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты-практические работы, имеющие жизненный контекст. Проектный метод -исследовательская деятельность магистрантов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебной и внеучебной деятельности различных материалов. Проектная деятельность построена на активизации

познавательной и практической составляющих, в результате которой магистранты производят

продукт, обладающий субъективной и объективной новизной. Тематика исследований предлагается не только учебными планами, но и зачастую выбирается самостоятельно магистрантами, при этом часто исследования носят междисциплинарный характер. Текущий и рубежный контроль включает задания, различные по назначению, содержанию и, так сказать, жанровой принадлежности.

Контролируются: 1) уровень усвоения читаемого курса; 2) интегральные навыки и знания,

связывающие этот курс с дидактическими задачами учебного модуля в целом; 3) профессиональноквалификационные компетенции. По мере

приближения к рубежному контролю существенно увеличивается удельный вес заданий, требующих самостоятельного творческого приложения сил со стороны самого магистранта (от обычных тестов до написания статей, рецензий, коротких эссе, выполнения модераторских функций и др.).

Одним из методов повышения качества образования является использование

инновационных технологий, а именно

использование современных средств обучения -интерактивной доски и мультимедийного проектора. Работа с интерактивной доской и мультимедийным проектором позволяет преподавателям обращаться к всевозможным электронным базам и ресурсам; создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные миниисследования; повысить интерес обучаемых к рассматриваемому материалу; оптимизировать процесс обучения, экономить время визуального представления; использовать контролирующую часть в виде вопросов, тестов, проверочных заданий.

С какими проблемами нам, как разработчикам, пришлось столкнуться?

1. Отсутствие преемственности между поколением преподавателей, выросшем на марксистской идеологии, и неоклассическим направлением “main stream”; а также неопределенностью и асимметрией информации о различиях между программами специалитета и магистратуры; необходимостью интегрироваться в международные программы, при этом сохранив свою индивидуальность и специфику.

2. Замена разнообразных курсов политической

экономии дисциплинами микро-, макроэкономика, эконометрика в связи с отказом от тотальной марксистской идеологии и нацеленностью на международные стандарты. Необходимостью

погружения в ФГОС-3, кредитно-модульную и балльно-рейтинговую структуру организации учебного процесса в магистратурах.

3. Необходимость усиления практической направленности программ в связи с трансформацией некоторых прежних прикладных курсов в теоретические дисциплины, а также акцентом на социальный заказ со стороны бизнес-сообщества и связей с работодателем.

4. Обновление междисциплинарных связей в соответствии с международными стандартами подготовки «Бакалавр-магистр» и, как следствие, углубление диверсификации НИР магистранта и изменение нагрузки преподавателей и руководителей НИР магистрантов.

5. Необходимость, вследствие интеграции в международное образовательное пространство, подготовки учебно-методических материалов на английском языке в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения.

6. Настоятельная ориентация на усиленную подготовку магистров в области математики и информационных технологий, учитывая, что М. Фридман считал, что в экономической науке «слишком большой акцент делается на математику как таковую, а не на математику, помогающую понять взаимосвязи в экономике»[1].

Что касается конкурентных преимуществ наших программ «Микроэкономика» и

«Макроэкономика - продвинутый уровень», то они в достаточной степени совместимы с инновационными процессами, происходящими в современном европейском образовательном пространстве.

Программы предполагают динамическое развитие и разнообразные модульно рейтинговые траектории как для профессорско-преподавательского состава, так и для магистрантов. Наполнение программ

осуществляют профессиональные преподаватели и представители реального сектора, что позволяет анализировать обратную связь между дипломированными магистрантами и работодателями. Полученные компетенции прокладывают путь к профессионально-статусному и «социальному» лифту.

Заключение

Погружение наших программ

«Микроэкономика» и «Макроэкономика -продвинутый уровень» в условия 3-го ФГОСа позволяет надеяться, что путь к интеграции наших выпускников на международный рынок труда станет существенно короче. Мы полагаем, что сегодня наша программа представляет широкое поле для дальнейшего совершенствования и встраивания в нее различных блоков и новых тем. В долгосрочной перспективе нам видится сотрудничество с зарубежными вузами и бизнес-сообществом. Мы отчетливо представляем себе, что сотрудничество - это всегда возможность компромисса как с одной, так и с другой стороны. Мы твердо убеждены, что простой перевод зарубежных курсов и программ неприемлем, также как и неприемлемы гибридные формы отечественных и зарубежных программ. Однако никогда не следует забывать об интересах и отечественных научных школ, образования в целом и авторитете российских ученых. Этими интересами нельзя пренебрегать и они не должны быть поглощены. В противном случае мы обречены на поражение и риск потерять уважение не только со стороны российских ученых и организаторов науки, но и со стороны наших зарубежных партнеров.

Литература

1. П. Самуэльсон. О чем думают экономисты: Беседы с нобелевскими лауреатами / Под ред. П. Самуэльсона и У. Барнета; Пер. с англ. - М.: Московская школа управления «Сколково»; Альпина Бизнес Букс, 2009. -490с. - (Серия «Сколково»).

2. Инновационные образовательные технологии в высшей школе: теория и практика: монография / под ред. Т.Ф. Кряклиной. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2010. -180 с.

3. В.С. Автономов, М.Е.Дорошенко, О.О.Замков.

Совершенствование экономического образования.

Аналитический доклад.- М.: Логос, 2005. - 108 с.

4. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

5. Е.Н. Ивахненко. Проблемы построения магистерских программ в современном российском вузе / Е.Н. Ивахненко // Вестник высшей школы. 2009. № 1. С. 5-9.

© Л. Г.Чередниченко - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономической теории, РЭУ им. Г.В. Плеханова,

cherednichenkoL@rambler.ru; М. В.Дубовик - канд. экон. наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.