Научная статья на тему 'Боевая авиация в битве на Курской дуге'

Боевая авиация в битве на Курской дуге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1441
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казьмин П.В., Кузнецов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Боевая авиация в битве на Курской дуге»

БОЕВАЯ АВИАЦИЯ В БИТВЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ

П.В. Казьмин., Д.А. Кузнецов Военный авиационный инженерный университет

Величайшая битва на Курской дуге в истории Великой Отечественной войны накануне 65-летия Победы по-прежнему привлекает внимание исследователей. В летопись войны Курская битва вошла как важнейший этап на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. Битва под Курском останется в веках не только как символ непобедимой мощи нашего государства и его Вооруженных Сил, но и как памятник передовой советской военной науке, превзошедшей военную науку фашистской Германии.

В успешном завершении Курской битвы важную роль играла советская авиация. Именно от господства в воздухе наших самолетов во многом зависел успех планируемых операций фронтовых соединений. К началу сражения группировка нашей авиации под Курском состояла из 16-й воздушной армии Центрального фронта, 2-й воздушной армии Воронежского фронта, 5-й воздушной армии. Кроме того, привлекались 17-я воздушная армия Юго-Западного фронта, часть сил авиации дальнего действия и ПВО страны.

Наша авиация превосходила авиацию противника в истребителях в 1,8 и штурмовиках в 9 раз. Гитлеровскому командованию удалось создать превосходство лишь в дневных бомбардировщиках (2,4 : 1). Зато наша авиация абсолютно превосходила врага в ночных бомбардировщиках. С учетом сил 5-й воздушной армии (470 самолетов) общее превосходство еще более возрастало. Наряду с численным превосходством наши самолеты по ряду показателей имели качественное превосходство над противником. Так, истребитель Ла-5 с мотором АШ-82ФН превосходил по горизонтальной скорости первоклассные истребители врага на 40 - 80 км при высоте 2 - 4 тыс. м. Этот самолет имел лучшую горизонтальную и вертикальную маневренность на высоте 1000 - 5000 м. Советские бомбардировщики Ту-2 и Пе-2 не уступали однотипным самолетам противника по бомбовой нагрузке и вооружению и превосходили их по скорости. Следует, однако, иметь в виду, что в авиационных частях значительный процент составляли молодые летчики, не имевшие боевого опыта [1].

Основными задачами авиации являлись: уничтожение авиации противника в воздушных боях; уничтожение танков, артиллерии и мотопехоты врага действиями штурмовой и бомбардировочной авиации; воспрещение подхода резервов к району сражения; прикрытие войск на поле боя непрерывным патрулированием истребителей; поддержание войск при нанесении контрударов; ведение воздушной разведки. Планирование боевых действий авиации, исходя из вариантов обороны, способствовало организованному использованию авиационных соединений с момента перехода противника в наступление, облегчало управление авиацией и давало воз-

можность сосредоточить основные усилия воздушных армий на выполнение главных задач. Для ввода в действие авиационных соединений по любому из вариантов обороны требовалось сообщить только условное наименование варианта и время начала операции.

В штабах воздушных армий много внимания уделялось взаимодействию с сухопутными войсками, между воздушными армиями, с истребителями ПВО страны, авиацией дальнего действия, а также базированию авиации. Большая работа проводилась по дезориентации противника. Только в одной 2-й воздушной армии было оборудовано 17 ложных аэродромов, на которых установлено 158 макетов. Противник принимал их за действительные и неоднократно подвергал бомбардировкам. Так, например, в июне из 35 вражеских налетов 29 было произведено на ложные аэродромы, при этом многие из них атаковались по нескольку раз [2].

Координацию действий авиационных объединений осуществляли командующий Военно-Воздушными Силами Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков и его заместители - генералы Г.А. Ворожейкин и С.А. Худяков.

На протяжении всего оборонительного сражения одной из решающих задач наших ВВС являлась борьба за господство в воздухе. Эта борьба началась еще в воздушных сражениях на Кубани и под Курском приняла наиболее широкий размах. Завоевание господства в воздухе обеспечивалось непрерывным количественным и качественным ростом советских ВВС, более решительным массированием авиации на главных направлениях, повышением воинского мастерства летного состава, улучшением организационных форм (создание воздушных армий и однородных авиационных соединений), а также новым методом боевого использования авиации. Особенностью боевых действий авиации в период обороны являлось проведение крупных воздушных сражений, которые переросли тактические рамки и приобрели оперативное значение. Все чаще стали практиковаться массированные удары, в которых принимало участие несколько соединений. Улучшилось управление авиацией. Еще шире стало практиковаться наведение самолетов по радио не только на воздушные, но и на наземные цели.

В период контрнаступления авиация совершила 90 тыс. вылетов, из них около 50% на поддержку наступающих войск и 31% на борьбу за господство в воздухе. Враг потерял за это время до 2200 самолетов. В контрнаступление под Курском были привлечены значительные силы авиации. Если в контрнаступлении под Сталинградом с нашей стороны участвовало четыре воздушные армии, имевшие около 1350 исправных самолетов (с учетом авиации ПВО страны), то под Курском участвовали шесть воздушных армий, насчитывавших более 5000 самолетов (с учетом привлеченных соединений 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта). Как правило, основным средством поражения живой силы и техники врага являлись фугасные бомбы (ФАБ-100 и ФАБ-50). Эффективно были применены куму-

лятивные противотанковые бомбы весом 1,5 кг. Они являлись новым средством поражения танков противника с воздуха.

В контрнаступлении широко использовалась авиация дальнего действия. Она привлекалась к участию в авиационной подготовке, а также наносила удары по тылам противника с целью срыва железнодорожных перевозок. В битве под Курском советская авиация непрерывно поддерживала главные силы сухопутных войск. Говоря о ее действиях на этом этапе войны, маршал авиации С.А. Красовский с полным основанием отмечает: «...Советские Военно-воздушные силы успешно и наиболее полно решили сложный комплекс задач, начиная от завоевания и удержания господства в воздухе и кончая участием в преследовании разгромленных войск врага и борьбой с его оперативными резервами. С этой точки зрения Курская битва явилась важнейшим этапом в развитии форм и методов оперативно-тактического применения советской авиации» [3; 174].

Заслуживает внимания опыт тесного взаимодействия воздушных армий с танковыми армиями, действовавшими как подвижные группы фронтов. Для этого выделялись штурмовые и истребительные авиационные соединения, которые оказывали помощь танковым армиям в оперативной глубине.

В целом Курская битва предопределила крах пресловутой «воздушной стратегии» фашистской Германии. Наши военно-воздушные силы уничтожили (с 5 июля по 23 августа) 3700 самолетов врага. О масштабах боевой деятельности советской авиации, напряженности борьбы говорит следующий факт: за период обороны и контрнаступления она произвела почти в 3 раза больше боевых вылетов, чем американская авиация за весь 1943 год (около 64 тыс. вылетов против военных объектов Германии). Советская штурмовая и истребительная авиация, сбросив на войска врага около 20 тыс. т. бомб (в 4 раза больше, чем в битве под Москвой, и в 2,5 раза больше, чем в битве под Сталинградом), нанесла ему огромные потери в живой силе и технике.

Список использованной литературы

1. Архив МО, ф. 203, оп. 2845, д. 227, лл. 5, 6.

2. Архив МО, ф. 368, оп. 6476, д. 101, л. 3.

3. Красовский С.А. Жизнь в авиации / С.А. Красовский. - Воениздат, 1960. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.