Научная статья на тему '«Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений»: подготовка, ход и итоги Всероссийской историко-культурной конференции (РГПУ им. А. И. Герцена. 23-24 января 2014 г. )'

«Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений»: подготовка, ход и итоги Всероссийской историко-культурной конференции (РГПУ им. А. И. Герцена. 23-24 января 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
831
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ВСЕРОССИЙСКАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: ИСТОРИЯ ГОРОДА В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николаев Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений»: подготовка, ход и итоги Всероссийской историко-культурной конференции (РГПУ им. А. И. Герцена. 23-24 января 2014 г. )»

А. Б. Николаев

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: ИСТОРИЯ ГОРОДА В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ»:

ПОДГОТОВКА, ХОД И ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (РГПУ им. А. И. Герцена. 23-24 января 2014 г.)

23-24 января 2014 г. в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена при поддержке Комитета по науке и высшей школы Правительства Санкт-Петербурга и участии ряда организаций и учреждений прошла Всероссийская историко-культурная конференция «Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений». Замечу, что ее подготовка началась в июле 2013 г., когда была сформирована рабочая группа, в которую вошли: профессор, декан факультета социальных наук РГПУ В. В. Барабанов, профессор, заведующий кафедрой русской истории РГПУ А. Б. Николаев, профессор С. В. Яров, доценты Т. Г. Фруменкова и Л. Г. Рогушина, а также лаборантка кафедры русской истории Е. С. Гавроева. Рабочая группа уже летом 2013 г. составила проект конференции, определив площадки/секции конференции и обозначив их проблемные поля. В частности, на 1-й площадке «Блокада Ленинграда: история сквозь призму современности» предполагалось обсудить следующие проблемы: 1) Власть и общество в условиях блокады: выстраивание социальных коммуникаций; 2) Блокада и дети: исторический и психолого-педагогический опыт; 3) Этические представления и моральные императивы во время блокады; 4) Патриотизм и гражданственность как формы взаимоподдержки жителей города в период блокады; 5) Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны в современной школе. 2-я площадка «Блокадный Ленинград в памяти поколений» предназначалась для рассмотрения таких проблем, как: 1) Блокада Ленинграда: героический опыт. Современная интерпретация; 2) Социальные скрепы в период блокады; 3) Человек, переживший блокаду. Личный и социальный опыт. Стремясь выдержать генеральную линию конференции, то есть показать блокадный Ленинград в памяти поколений, рабочая группа наметила также, во-первых, создание секции, на которой будут выступать блокадники со своими воспоминаниями, и, во-вторых, поиск участников — потомков блокадников — с докладами на основе семейных архивов, однако не намечая для них отдельной секции.

Осенью 2014 г. рабочая группа, под руководством А. Б. Николаева, приступила к составлению программы конференции. Главная трудность состояла в поиске докладчиков, согласовании тем их выступлений так, чтобы они «закрывали» проблемные поля конференции. Важную роль в привлечении видных специалистов к участию в конференции сыграл С. В. Яров, профессионально занимающийся блокадной темой. Эта задача была выполнена практически полностью. Крупнейшие историки блокады Ленинграда согласились принять участие в конференции. Одновременно шла доработка программы. В частности, в программе конференции появилась площадка, на которой предполагалось провести презентацию книг по истории блокады, изданных в РГПУ им. А. И. Герцена и в других крупных издательствах Санкт-Петербурга. В декабре созрело решение о создании секции «История блокады Ленинграда по материалам музейных фондов и экспозиций». Составлением программы секционного заседания занималась директор Музея РГПУ им. А. И. Герцена Е. М. Колосова. Она готовила и выставку «Герценовский рубеж стойкости: хроника блокадных дней» на основе коллекции Музея РГПУ. Другим украшением конференции должна была стать экспозиция книг, вышедших в дни блокады Ленинграда, из фондов Фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны РГПУ. Подготовку этой выставки осуществила директор библиотеки Н. Н. Квелидзе-Кузнецова. Также на конференции планировалось подвести

итоги конкурса школьных проектов. Подготовка конференции проводилась под руководством проректора РГПУ В. А. Рабоша. Начиная с января месяца 2014 г. в практику рабочей группы вошли ежедневные совещания у проректора В. А. Рабоша, в результате которых вносились изменения в программу конференции. Появились и новые элементы, которые были призваны превратить конференцию в торжественное мероприятие. Среди них: концертно-театральная программа «Встал Ленинград, в грозу одетый...», ответственным за подготовку и реализацию которой стал проректор по воспитательной работе РГПУ С. И. Махов. Огромный пласт работы был выполнен под руководством директора издательства РГПУ С. Н. Васильева: подготовка и издание приглашений, программы конференции, сертификатов участников, объявлений и баннеров. За регистрацию гостей и докладчиков конференции отвечала начальник учебно-методического управления О. Н. Верещагина. Декану факультета безопасности жизнедеятельности П. В. Станкевичу было поручено обеспечить дежурство во время конференции студенческого отряда, с целью обеспечения внутреннего порядка. Все было выполнено в срок и на высоком уровне.

На протяжении всех этапов общее руководство конференцией осуществлял ректор РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Павлович Соломин, благодаря чему удалось, во-первых, избежать недоразумений и просчетов, и, во-вторых, провести конференцию на высочайшем уровне.

Открывая конференцию, ректор РГПУ В. П. Соломин указал, что «конференция проходит и в неслучайном, особенном месте, в том квартале, где каждый камень связан с историей нашего города, с историей ленинградской блокады». Далее в своем выступлении В. П. Соломин сказал: «Отсюда уже 22 июня пошли на фронт, в действующую армию, первые герценовцы. Здесь, в нашем квартале, располагался штаб 1-й дивизии Ленинградского народного ополчения, во дворе проходили обучение ополченцы-добровольцы, те, кто не подлежал мобилизации, и среди них было немало наших преподавателей и студентов». Перейдя к дням блокады, Валерий Павлович охарактеризовал вклад герценовцев в тот подвиг, который совершили в тяжелейшие блокадные дни ленинградцы: «В главном корпусе, где мы сейчас находимся, разместился эвакогоспиталь № 1014. Здесь спасали жизнь и здоровье раненых воинов. Многие студентки окончили курсы медсестер и стали сотрудницами госпиталя. Несмотря на голод и холод, на бомбежки и обстрелы, шли занятия, велась научная работа, до декабря 1941 г. проходили защиты диссертаций, была проведена зимняя сессия 1942 г. Институтская команда МПВО боролась с последствиями бомбежек и артобстрелов, герценовцы работали и в городе, разбирали завалы и тушили пожары на Невском проспекте. Как и все ленинградцы, они теряли родных и друзей. 19 марта 1942 г. по льду Ладоги основную часть герценовцев вывезли за пределы блокадного кольца». Но и после этого «в Ленинграде, оставалась группа сотрудников, в основном женщин, которой удалось сберечь институтское имущество». Подводя итог, Валерий Павлович Соломин подчеркнул, что «Герценов-ский университет заслужил право на проведение этой конференции не только всей своей историей», но и сегодняшними заслугами, являясь «старейшим в России центром подготовки учителей, в том числе, учителей и общественных дисциплин». Поздравил В. П. Соломин и жителей блокадного Ленинграда. Вслед за ректором выступили представители Правительства и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а также государственных учреждений и общественных организаций. Затем состоялось возложение цветов к стеле памяти «Героям герценовцам, отдавшим жизнь за Родину. 1941-1945». Проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена В. В. Лаптев и директор Музея РГПУ Е. М. Колосова открыли выставку «Герценовский рубеж стойкости: хроника блокадных дней», а директор Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена Н. Н. Квелидзе-Кузнецова познакомила гостей с выставкой «Блокадная книга в фондах Фундаментальной библиотеки». В этот же день прошел торжественный прием, на котором чествовали блокадников.

Во второй части заседания 23 января 2014 г. участникам конференции были предложены научные доклады, с которыми выступили почетный профессор СПбГУ Г. Л. Соболев («Ученые Ленинграда в период блокады»), профессор СПбГУ В. А. Иванов («Блокада и преступность: фронт, город, человек») и профессор кафедры всеобщей истории Ю. З. Кантор («Ленинградская блокада: историческая память и историческая политика — болевые точки пересечения»). Руководили этой частью заседания В. В. Барабанов и А. Б. Николаев. Формат пленарного заседания не предполагает дискуссии, но избежать ее не удалось. Некоторые положения доклада Ю. З. Кантор вызвали возражения со стороны сотрудника ЦГА СПб Н. Ю. Черепениной. В частности, оспорена была цифра жертв блокады — от 1 200 000 до 1 500 000 человек, — которую привела Кантор. В дискуссию включился Г. Л. Соболев, который не только внес ясность в этот вопрос, но и отметил ценность документа, о котором сообщила Ю. З. Кантор. Речь идет о «Распоряжении начальника Главного управления по охране государственных тайн в печати» от 5 марта 1970 г., в котором указывалось: «При контроле материалов, содержащих сведения о жертвах среди населения гор. Ленинграда за время блокады в период Великой Отечественной войны, иметь в виду, что согласно заключению Чрезвычайной государственной комиссии в результате блокады умерло от голода 641 803 чел.» [2, с. 38]. Известно, что в первой половине 1960-х гг. Г. Л. Соболев и В. М. Ковальчук специально исследовали вопрос о потерях ленинградцев от голодной смерти. Они пришли к выводу, что официальную цифру, которая действовала в 1965 г., — 632 253 человека погибших от голода в Ленинграде в годы войны и блокады — нельзя считать окончательной, такой цифрой можно считать 800 тыс. человек [3]. Из короткой речи Г. Л. Соболева стало понятно, что он не склонен пересматривать эти подсчеты в сторону их увеличения. Его ученик, специально изучивший этот вопрос, пишет, что общая цифра потерь мирного населения Ленинграда, Пушкина и Петродворца составляет не менее 770 тыс. человек [1, с. 28].

24 января 2014 г. конференция проходила по пяти секциям. На первой из них — «Блокада Ленинграда: история сквозь призму современности», — заседавшей в Гербовом зале под руководством первого проректора РГПУ С. А. Гончарова и доцента Т. Г. Фруменковой, было заслушано 5 докладов. Доцент СПбГУ Н. А. Ломагин сообщил о политических настроениях в Ленинграде во время блокады 1941-1944 гг. Автор, опираясь на архивные документы, указал, что в первые месяцы войны в Ленинграде наблюдался патриотический подъем. Но после начала блокады настроения стали носить менее оптимистический характер, выявлены единичные случаи отказа от работы и хранения немецких листовок. Весьма ценным является вывод Ломагина о том, что заметного распространения протестные настроения в блокадном Ленинграде не получили. Выпускник ЛГПИ им. А. И. Герцена 1984 г., ведущий научный сотрудник санкт-петербургского Института истории РАН В. И. Мусаев посвятил свой доклад спецэвакуации из Ленинграда, то есть эвакуации немецкого и финского населения. Всего, по подсчетам автора, до начала блокады успели вывезти 28 000 человек из 96 000 подлежащих спецэвакуации из Ленинграда. В марте — апреле 1942 г., как сообщил Мусаев, по «специальному плану» из Ленинграда и неоккупированной части Ленинградской области были эвакуированы 38 112 человек. Автор обратил внимание на то, что отдельные лица в Ораниенбаумском районе были недовольны, что эвакуируют немцев и финнов, а им в эвакуации отказывают. Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга М. В. Шкаровский, сообщая о религиозной жизни блокадного Ленинграда, указал на рост религиозности ленинградцев (с 40% по переписи 1939 г. до 48% по окончании блокады). Заведующая отделом ЦГА СПб Н. Ю. Черепе-нина сделала обзор опубликованных сборников документов ЦГА СПб по истории блокады Ленинграда. Выпускник РГПУ 2010 г., кандидат исторических наук А. С. Романов

остановился в своем сообщении на информационном воздействии пропаганды и особенностях ее восприятия жителями блокадного Ленинграда. Автор отметил, что «пропаганда, несмотря на косность и формализм, служила все же поддержкой, как и любое возможное напоминание о привычной жизни».

Секция «Блокадный Ленинград в памяти поколений» прошла в Дискуссионном зале под руководством проректора по воспитательной работе РГПУ С. И. Махова, А. Б. Николаева и доцента кафедры русской истории А. М. Захарова. Профессор СПбГУ В. Л. Пянкевич рассказал о слухах в блокадном Ленинграде, а профессор РГПУ С. В. Яров посвятил свой доклад быту и повседневной жизни осажденного города. Примерами из блокадной жизни зимы 1941-1942 гг. он обозначил основные черты «смертного времени». Большой интерес участников заседания вызвал доклад заместителя директора СПб ИИ РАН А. Н. Чистикова, в котором он раскрыл тему «Блокада в дневниках ленинградских школьников» на примере дневников двух одноклассниц Лены Мухиной [4] и Тамары Артемьевой. А. Б. Николаев в основу своего сообщения положил материалы семейного архива, в котором, в частности, привел ценные сведения о настроениях среди ленинградцев, которые отчасти дополняют доклад Ломагина. После того, как немецкая авиация разбомбила в октябре 1941 г. д. 16 на ул. Жуковского, коммунальные службы начали восстанавливать повреждения в д. 22 по этой улице. В связи с этим родная тетя докладчика вспоминала: «Утром пришел печник, проверил печь, замазал глиной образовавшиеся щели и сказал, что печь можно топить. Затем пришел стекольщик, застеклил кусочком стекла нижнюю часть рамы, все остальное оконное пространство зашил фанерными листами и успокоил нас: "Ничего пока морозов нет — не замерзнете, а Нева замерзнет — придут немцы, вставят настоящие стекла, накормят". Мама в бешенстве подскочила к нему: "Ах, ты, фашистский прихвостень, ты немцев ждешь, надеешься, что они тебя кормить будут. Я тебя за агитацию сейчас сдам, куда следует". Парень перепугался: "Да не жду я их, я сам их боюсь, да куда денешься, вон они кругом", — и быстренько ушел». В докладе приведены и другие интересные сведения, касающиеся выживания в дни блокады семьи партноменклатурных работников (бабушка автора была заведующей организационно-инструкторским отделом Териок-ского ГК ВКП(б)).

Для третьей секции — «История блокады Ленинграда по материалам музейных фондов и экспозиций» — были отведены помещения Фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны РГПУ им. А. И. Герцена. Руководили секционным заседанием проректор по информатизации РГПУ Д. И. Бойков, директор Фундаментальной библиотеки Н. Н. Квелидзе-Кузнецова и директор Музея РГПУ им. А. И. Герцена Е. М. Колосова. В ходе секционного заседания были заслушаны 9 докладов, которые объединяла одна сюжетная линия — участие студентов и преподавателей различных вузов в обороне Ленинграда. Не касаясь всех докладов, отметим лишь некоторые из них. Директор Музея истории Санкт-Петербургского государственного технологического института О. В. Щербинина раскрыла роль преподавателей и студенов-технологов в выполнении военных заказов и создании новых химических препаратов, необходимых для обеспечения жизни ленинградцев. В докладе также цитировались воспоминания М. И. Крыловой, в которых содержится рассказ об учебе студентов, в том числе и под огнем вражеской артиллерии. Н. В. Павлова, директор Музея истории Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова, рассказала о создании и деятельности в дни блокады местной противовоздушной обороны. Директор Мемориального музея А. С. Попова, руководитель музейного комплекса Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Л. И. Золотинкина осветила некоторые страницы блокадной истории ЛЭТИ. В частности, она сообщила о стационаре, открытом в январе 1942 г.

в ЛЭТИ на 3-м этаже 1-го корпуса, который спас от голодной смерти многих сотрудников ЛЭТИ. Заведующие секторами Музея истории СПбГУ О. Л. Бильвина и Н. Н. Жер-вэ, опираясь на неопубликованные документы, показали жизнь Ленинградского государственного университета и его сотрудников в дни блокады Ленинграда. Директор Музея РГПУ им. А. И. Герцена Е. М. Колосова подробно охарактеризовала экспозицию Музея, в которой «представлены документы, раскрывающие учебно-воспитательный процесс в годы войны, который условно можно поделить на четыре этапа: первый — деятельность вуза до начала эвакуации студентов и преподавателей из Ленинграда; второй — деятельность эвакуированной части коллектива в городе Кисловодске; третий — работа коллектива в городе Кыштыме Челябинской области; четвертый — восстановление учебных занятий в октябре 1943 года в Ленинграде и полное восстановление деятельности института после реэвакуации в 1944 году». Для участников секционного заседания были проведены экскурсии по Фундаментальной библиотеке и по Главному корпусу РГПУ им. А. И. Герцена.

Четвертая секция — «Блокадный Ленинград в памяти поколений: воспоминания блокадников» — проходила в Мариинском зале Главного корпуса РГПУ под руководством проректора по международному сотрудничеству С. М. Шилова, доцентов кафедры русской истории РГПУ М. А. Златиной и Л. Г. Рогушиной. Характеризуя это заседание, сошлемся на впечатления студентов факультета социальных наук РГПУ: «Наверное, самой важной и интересной была секция, на которой выступали жители блокадного Ленинграда. Все они рассказывали о том, как боролись с голодом и холодом, как продолжали жить, несмотря ни на что. Все выполняли какую-либо работу по защите города. О работе детей в блокаду очень интересно рассказал В. Г. Григорьев. Ребят привлекали в госпитали, где они помогали ухаживать за ранеными, старались развлечь их. Дети выполняли опасную работу во время бомбежек, выбрасывая зажигательные бомбы, упавшие на чердаки домов» (Ба-лыкин А., Козлова Е., Макаров К., Маслобойщикова А. «Не все умрем, но все изменимся...» // Двадцатый корпус. 2014. Январь — февраль. № 96. С. 3).

В Дискуссионном зале (корп. 4) РГПУ прошла секция «Блокадный Ленинград: взгляд из прошлого и настоящего». Руководили ее работой проректор РГПУ им. А. И. Герцена В. З. Кантор, заместитель директора СПб ИИ РАН А. Н. Чистиков и профессор РГПУ С. В. Яров. В ходе заседания были представлены книги, подготовленные сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена [6; 7; 8] и ведущими специалистами других вузов и научных учреждений. Огромный интерес вызвал сборник «Рубеж стойкости: Гер-ценовская хроника блокадных дней», специально выпущенный к 70-летию снятия блокады Ленинграда издательством РГПУ им. А. И. Герцена [5]. Привлекло внимание участников заседания выступление дочери Олеся Адамовича, которая специально приехала из Минска на конференцию на один день. Н. А. Адамович рассказала о создании «Блокадной книги» ее отцом и Даниилом Граниным, а также познакомила присутствовавших на секции с неопубликованными документами из архива Олеся Адамовича.

На заключительном заседании наградили победителей школьных проектов, а также были подведены итоги конференции. В работе конференции приняли участие 414 человек, было заслушано 3 5 докладов, открыто 2 выставки, проведено 2 торжественных мероприятия и концерт, посвященные 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Участники конференции приняли резолюцию, в которой, в частности, постановили:

1. Отметить высокий уровень организации и проведения конференции Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена при поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга и при участии Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, а также общественной организации «Жители блокадного Ленинграда».

2. Продлить выставки «Герценовский рубеж стойкости: хроника блокадных дней» из фондов Музея РГПУ им. А. И. Герцена и книг из коллекции Фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны РГПУ им. А. И. Герцена, изданных в 1941-1945 гг., до празднования в 2015 г. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

3. Опубликовать сборник научных трудов Всероссийской историко-культурной конференции «Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений».

Необходимо отметить, что конференция «Блокада Ленинграда: история города в памяти поколений» была единственным научным форумом в Санкт-Петербурге, да и в России (!), где на высочайшем профессиональном уровне были изучены различные вопросы истории блокады Ленинграда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизев С. Б. Смертность гражданского населения Ленинграда в годы блокады 1941-1944 гг. (на материалах Ленинградской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — СПб., 2001.

2. Кантор Ю. Смертельная тайна // Дилетант. 2014. Январь. № 1. С. 34-38.

3. Ковальчук В. М., Соболев Г. Л. Ленинградский «реквием» (о жертвах населения в Ленинграде в годы войны и блокады) // Вопросы истории. 1965. № 12. С. 191-194.

4. Мухина Е. В. «... Сохрани мою печальную историю.»: блокадный дневник Лены Мухиной / Отв. ред. В. М. Ковальчук; Авт. вступ. ст. С. В. Яров. — СПб., 2011.

5. Рубеж стойкости: Герценовская хроника блокадных дней (Документы, воспоминания, дневники) / Рук. проекта В. П. Соломин; Орг. проекта Д. И. Бойков и С. Н. Васильев; Сост. Е. М. Колосова. — СПб., 2014.

6. Фруменкова Т. Г. Мы вышли из блокадных дней: Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / Под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005.

7. Яров С. В. Блокадная этика: Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг. — СПб., 2011.

8. Яров С. В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. — М., 2013.

В. В. Барабанов, Т. В. Кудрявцева

«БОИ ЗА ИСТОРИЮ»: К ИТОГАМ VII ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕЩАНИЯ ДЕКАНОВ

И ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЛАССИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

10-11 декабря 2013 г. в Российской академии наук прошло VII Всероссийское научно-методическое совещание деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов классических и педагогических университетов «Проблемы теории и методологии истории в образовательном контексте», организованное Институтом всеобщей истории РАН и Национальным комитетом российских историков. РГПУ им. А. И. Герцена на совещании представляли декан факультета социальных наук В. В. Барабанов и заведующая кафедрой всеобщей истории Т. В. Кудрявцева.

Конференцию открыл директор Института всеобщей истории РАН академик А. О. Чубарьян. Обрисовав в общих чертах тенденции в развитии современного исторического образования в России, А. О. Чубарьян подробнее остановился на тех его «болевых точках», которых в дальнейшем касались в своих выступлениях многие из участников форума и которые явились главным предметом разворачивающихся время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.