Научная статья на тему 'Блог-литература как феномен: опыты Евгения Гришковца'

Блог-литература как феномен: опыты Евгения Гришковца Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2754
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОГ / БЛОГ-ЛИТЕРАТУРА / РОМАН-БЛОГ / БЛОГОКНИГА / СЕТЕРАТУРА / ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИК / Е. ГРИШКОВЕЦ / WRITER''S BLOG / BLOG LITERATURE / BLOG FICTION / BLOG NOVEL / BLOOK / DIGITAL LITERATURE / INTERNET DIARY / EVGENY GRISHKOVETS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абашева Марина Петровна, Максимова Татьяна Олеговна

В статье анализируется блог-литература как феномен современного литературного процесса в России. Рассматриваются художественные произведения писателей, созданные на основе блога (на разных платформах), осмысляется полемика литературоведов и критиков о его статусе: блог сегодня понимается как речевой жанр, как интернет-жанр, как жанр литературный. Главным предметом анализа стали индивидуальные стратегии авторов в обращении с блогом, особенности коммуникации с читателем, и в частности, внутрижанровые и внутрилитературные трансформации текста в блоге. Текст испытывает воздействие и со стороны законов интернет-коммуникации в целом, и от принятого в блоге стиля общения, зависит от творческой манеры и целей автора. Поскольку блог синтетическое явление, существующее на грани литературы, медиа, быта, а также визуальных и музыкальных кодов, его изучение требует выработки междисциплинарных методов анализа: применения методов рецептивной эстетики, нарратологии и дискурсивного анализа. В соответствии с принципами исторической поэтики в статье рассматриваются новые формы трансформированных окололитера турных жанров. На примере серии блогокниг Е. Гришковца («Год жжизни» (2008), «Продолжение жжизни» (2009), «151 эпизод жжизни» (2011), «От ЖЖизни к жизни» (2012), «Почти рукописная жизнь» (2013), «Одновременно: жизнь» (2014) в статье изучаются процессы трансформации блога в литературу, прослеживается индивидуальная стратегия поведения писателя в интернет-пространстве, осмысляется значение блога в творчестве писателя, который превратил блог в художественный текст, в серию книг. Авторы статьи приходят к выводу об очевидности перестройки литературного поля под влиянием блог-литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOG LITERATURE AS A PHENOMENON: THE EXPERIENCE OF EVGENY GRYSHKOVETS

The article considers blog literature as a phenomenon of the current literary process in Russia. Works of contemporary writers based on blogs (on different platforms) are analyzed in the context of the debates among literary scholars and critics about its status: blogging today could be seen as a speech genre, as an Internet genre, or as a literary genre. The analysis is focused on authors' individual strategies in dealing with the blog, features of the author reader communication, and in particular on the intra-genre and intraliterary transformations of text. Text in a blog is influenced by both laws of the Internet communication in general and the style of communication in the blog. It also depends on the creative manner and goals of the author. Since the blog is a synthetic phenomenon that exists at the intersection of literature, media, everyday life, as well as visual and musical codes, its study necessarily requires the development of interdisciplinary methods of analysis: the application of methods of receptive aesthetics, narratology and discursive analysis. In accordance with the principles of historical poetics, the article considers new forms of the transformed near-literary genres. The analysis is performed as a case study of a series of blog books (blooks) by E. Grishkovets based on his LiveJournal accounts (A Year of LJ-Life (God Zhzhizni, 2008), The Continuation of LJ-Life (Prodolzhenie Zhzhizni, 2009), 151 Episodes of LJ-Life (151 Epizod Zhzhizni, 2011), From LJ-Life to Life (Ot Zhzhizni k zhizni, 2012), Almost Manuscript Life (Pochti Rukopisnaya Zhizn, 2013), and Simultaneously: Life (Odnovremenno: Zhizn, 2014). The paper studies the processes of the blog's transformation into literature, traces the individual strategy of the writer's behavior in the Internet space, considers the significance of blogging in the work of the writer who turned his blog into literary text, into a series of books. The authors of the article come to a conclusion that the literary field is being restructured under the influence of blogging.

Текст научной работы на тему «Блог-литература как феномен: опыты Евгения Гришковца»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

2017. Том 9. Выпуск 4

ЛИТЕРА ТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬ ТУРЫ

УДК 82.09

doi 10.17072/2037-6681-2017-4-103-112

БЛОГ-ЛИТЕРАТУРА КАК ФЕНОМЕН: ОПЫТЫ ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА

Марина Петровна Абашева

д. филол. н., профессор кафедры новейшей русской литературы Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 24. m.abasheva@gmail.com

профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермский государственный национальный исследовательский университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 SPIN-код: 2169-4629

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5720-7916 ResearcherID: R-8012-2016

Татьяна Олеговна Максимова

соискатель кафедры современной русской литературы

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 24. vto1408@mail.ru SPIN-код: 4544-1435

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7166-175X ResearcherID: Р-6507-2017

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

АбашеваМ. П., Максимова Т. О. Блог-литература как феномен: опыт Евгения Гришковца // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 4. С. 103-112. doi 10.17072/2037-6681-20174-103-112

Please cite this article in English as:

Abasheva M. P., Maksimova T. O. Blog-literatura kak fenomen: opyt Evgeniya Grishkovtsa [Blog Literature as a Phenomenon: the Experience of Evgeny Gryshkovets]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2017, vol. 9, issue 4, pp. 103-112. doi 10.17072/2037-6681-2017-4-103-112 (In Russ.)

В статье анализируется блог-литература как феномен современного литературного процесса в России. Рассматриваются художественные произведения писателей, созданные на основе блога (на разных платформах), осмысляется полемика литературоведов и критиков о его статусе: блог сегодня понимается как речевой жанр, как интернет-жанр, как жанр литературный. Главным предметом анализа стали индивидуальные стратегии авторов в обращении с блогом, особенности коммуникации с читателем, и в частности, внутрижанровые и внутрилитературные трансформации текста в блоге. Текст испытывает воздействие и со стороны законов интернет-коммуникации в целом, и от принятого в блоге стиля общения, зависит от творческой манеры и целей автора. Поскольку блог - синтетическое явление, существующее на грани литературы, медиа, быта, а также визуальных и музыкальных кодов, его изучение требует выработки междисциплинарных методов анализа: применения методов рецептивной эстетики, нарратологии и дискурсивного анализа. В соответствии с принципами исторической поэтики в статье рассматриваются новые формы трансформированных окололитера-

© Абашева М. П., Максимова Т. О., 2017

турных жанров. На примере серии блогокниг Е. Гришковца («Год жжизни» (2008), «Продолжение жжизни» (2009), «151 эпизод жжизни» (2011), «От ЖЖизни к жизни» (2012), «Почти рукописная жизнь» (2013), «Одновременно: жизнь» (2014) в статье изучаются процессы трансформации блога в литературу, прослеживается индивидуальная стратегия поведения писателя в интернет-пространстве, осмысляется значение блога в творчестве писателя, который превратил блог в художественный текст, в серию книг. Авторы статьи приходят к выводу об очевидности перестройки литературного поля под влиянием блог-литературы.

Ключевые слова: писательский блог; блог-литература; роман-блог; блогокнига; сетература; интернет-дневник; Е. Гришковец.

Проблема взаимодействия литературы и Интернета - одна из ключевых в современных литературоведческих исследованиях, ведь сам объект изучения развивается чрезвычайно быстро. Художественная литература существует сегодня в русском Интернете в разных формах: как собственно сетература - тексты, размещенные в пространстве Интернета, как электронные аналоги бумажных текстов на специальных сайтах и в онлайн-библиотеках и т. п. (см. подробнее: [Абашева, Катаев 2013]). Блог писателя в этом ряду - особенно интересный предмет для изучения: в нем наглядно проявляются самые важные особенности бытования литературы в Интернете - на уровне писательского поведения, в сфере производства текста, в открытой читательской реакции. В блоге отражаются перемены в бытовании литературы и культуры в целом1.

Сегодня блоги писателей выступают, с одной стороны, преемниками записных книжек, черновиков будущих произведений, классических писательских дневников, с другой - интерактивной платформой для новых текстов, рабочим инструментом, экспериментальной творческой площадкой. В режиме онлайн создаются полноценные литературные жанры: повести, романы, рассказы. Возможностями блога активно пользуются многие авторы: Т. Толстая в книге «Легкие миры» (2014), Н. Горланова в «Повести Журнала Живаго» (2009) и «Романе с искусством» (2016), Д. Бавильский в книге «Музей воды. Венецианский дневник эпохи твиттера» (2016), Е. Попов в повести «Арбайт. Широкое полотно» (2012). Некоторые книги полностью складываются в блогах - таковы «Highest degree» (2011) и «Пенсия» (2015) А. Ильянена (последняя в 2015 г. вошла в шорт-лист премии НОС). С. Чупринин, как литературный критик отре-флексировав природу жанра, назвал свою выросшую из блога книгу «Вот жизнь моя. Фейс-бучный роман» (2015). Блогом как инструментом воздействия на читателя охотно пользуются авторы массовой литературы: Борис Акунин в книгах «Фото как хокку» (2011), «Любовь к истории» (2012) и «По следам группы Дятлова»

(2013), С. Лукьяненко при создании книги «Черновик» (2005) и др. Благодаря возможностям Интернета в «большую» печатную литературу вошли писатели, в литературе неизвестные и сделавшие себе имя в блоге: Марта Кетро, Слава Сэ, О. Лукас и др. Показателен пример Дмитрия Глуховского, чья карьера началась с размещения постапокалиптического романа «Метро» на сайте с бесплатным хостингом (m-e-t-r-o.ru) после отказа издательств публиковать роман. Сегодня проект особо успешен: в его рамках существуют книжная серия «Вселенная Метро 2033», компьютерные игры, квесты, настольные игры. Глу-ховский - автор бестселлеров «Сумерки» (2007), «Будущее» (2013), трилогии «Метро» (2005, 2009, 2015), его книги переведены на более чем 30 иностранных языков.

Книги на основе блога становятся характерной приметой эпохи web 2.0 - когда технические возможности интернет-платформы позволяют любому пользователю создавать и транслировать собственный контент. На поэтику текста, созданного в блоге, влияют особенности, общие для всех видов компьютерно опосредованной коммуникации. Прежде всего, это интерактивность, усилившая свойство культуры, что Ха-бермас назвал «публичностью», приводя в качестве параллели античную агору, когда каждый выступающий на площади (а теперь в Сети) виден друг другу [Хабермас 2013]. Ученица Ха-бермаса С. Бенхабиб определяет постиндустриальную «новую публику» как не обладающую никаким местом в пространстве, локализованную сразу во множестве мест и характеризует Интернет как сферу, превращающую публичный диалог в «публичный разговор» [цит. по: Вербило-вич 2013: 43].

Любой текст, существующий сегодня в Сети, и блог здесь не исключение, с необходимостью вырабатывает свойства мультимедийности (см.: [Морослин 2010; Казнова 2011; Горшкова 2013]: включает элементы фото, видео и музыки. Обилие интернет-ссылок, чужих цитат, разнородных текстов формирует блог как гипертекст. Гипертекстуальность (связанность системой ссылок в

единый большой текст) в блоге реализуется как в многоголосии реплик, так и во включенности эстетического содержания в бытовой контекст. Б. Гройс видит в этом проблему: «В интернете искусство и литература функционируют в том же пространстве, что и военное планирование, туристический бизнес, движения капитала и т. д.» [Гройс 2015: 4].

Перечисленные особенности блога как сетевого текста сообщают новое качество входящим в него окололитературным жанрам (записным книжкам писателя, дневникам, черновикам). Блог писателя состоит из малых «речевых жанров» (в терминологии М. М. Бахтина2): это письма, записи, байки, анекдоты, кулинарные рецепты, споры с читателями, черновики будущих произведений, анонсы новых книг, любимая музыка, фотографии, опросы читателей и др. Теперь речевые жанры в блоге оказываются в соседстве с литературными текстами и воспринимаются наравне с ними.

Новый массив созданной в Сети литературы требует литературоведческого осмысления. Не все филологи согласны признать блог литературным жанром. Лингвист Р. М. Фрумкина подчеркивает пограничный статус блога: «Мы вправе объявить тексты блогосферы литературой - и столько же оснований у нас считать это множество текстов паралитературой, антилитературой» [Фрумкина 2010: 402]. Действительно, качество текстов, размещенных одним и тем же автором, даже в одном блоге, неоднородно. У Е. Гриш-ковца один пост может содержать рецензию на фильм, другой - краткий комментарий по поводу какой-либо новости, третий - полноценный рассказ, впоследствии вошедший в бумажный сборник. Некоторые ученые, впрочем, склонны видеть в блоге литературную форму, даже поэтическую - как исследователь современной поэзии А. А. Житенев. Обращаясь к поэтическому творчеству Д. Воденникова, к книге «Здравствуйте, я пришел с вами попрощаться» (2007), представляющей собой переработку двух онлайн-днев-ников - netnikogda и vodennikov (2004-2006 гг.), А. А. Житенев выделяет три ключевые особенности новой формы. Это «поисковый характер онлайнового текста, его соотнесенность с «самособиранием» пишущего», «перформативность, проговаривание существенного в испытующем присутствии другого», «рефлексивность, мета-текстуальность» [Житенев 2011: 134-135]. Исследователь приходит к выводу о том, что «мультимедийность и интерактивность блога, а также ограниченная емкость постовых записей программируют новый тип художественной про-

зы. Неся в себе такие родовые черты «прозы поэта», как фрагментарность, бессюжетность и монтажность, он переводит все эти признаки в новое качество, поскольку создает новую модель отношения автора и реальности, автора и читателя» [там же: 135].

Постепенно в критике и литературоведении появляются гибридные синонимичные термины: «книга-блог», «роман-блог» и «блог-роман». Писательница и критик М. Галина оперирует термином «блог, изданный в формате книги» и считает, что Интернет способен «перекроить иерархию литературных жанров» [Галина 2007]. В противовес этой точке зрения Ю. В. Щербинина блог-роман называет квазижанром, видя в нем черты механистичности и неспособности «на творческое изобретение» [Щербинина 2014].

B. Пустовая, напротив, прочит блогу превращение в литературный жанр: «Грань между литературой и блогом остро ощущается сегодня, когда издание книги все еще веха на пути писателя. Но что если очередная техническая революция довершится и все искусства переместятся в цифровое пространство, оставив аналоговый мир на попечение декоративно-прикладного дизайна? Тогда роман окончательно уравняется в правах с блогом, который станет еще одним литературным жанром» [Пустовая 2011]. По мнению

C. Оробия, блог влияет на природу традиционных литературных жанров и писательскую идентичность: «блогопись существенно меняет формулу ключевого жанра литературы - романа» [Оробий 2012]. Сравнивая современный роман, родившийся «из музыки блога», с романом в понимании Белинского («эпос частной жизни»), литературовед пишет: «...Собственная, частная жизнь сегодня кардинально переосмыслена. «Свое», «личное» плотно встроено в коллективное бессознательное Сети. Квазианонимность, что царит на ее просторах, деформирует идентичность» [там же]. Современный постмодернистский роман и блог и вправду имеют много точек соприкосновения. Н. В. Максимова объясняет это тем, что «многие черты постмодернизма совпадают с законами существования в Сети -многоуровневость, игра и диалог с читателем, отсутствие доминанты, открытость структуры, возможность множественных вариантов прочтения и интерпретации, интертекстуальность, «смерть автора», читателя, индивидуального текста» [Максимова 2015: 155].

Представляется, что специфика блог-литера-туры должна рассматриваться в связи с технологическими особенностями создания и бытования текста. Понятием «блог-литература» сегодня обо-

значают «художественные произведения, написанные «с использованием технологий блог-сервисов» [Зимина 2008: 83]. Критики относят к блог-литературе и писательское творчество в традиционном понимании, где «никак не использовался движок блога», но «процесс написания такого произведения является интерактивным и дальнейшее развитие сюжета может зависеть от комментариев» [Шульга 2009: 275]. Исследователи отмечают, что блог-литература может создаваться как одним автором, так и коллективом авторов, иметь разнообразные поджанры: «от линейных повествований до гипертекстовых (нелинейных, фрагментарных) нарративов; от дневника до набора миниатюр или глав» [Зимина 2008: 83].

Западное литературоведение давно осваивает проблематику писательских блогов [Gross 2011; Maryl, Niewiadomski, Kidawa 2016]. Уже существует термин «Blook» (составленный из слов blog и book [Gibson 2006]), обозначающий книгу на основе блога. Свидетельство того, что феномен укоренен в российской культуре и вошел в массовое употребление, - появление статьи «Блог-литература» в популярной энциклопедии «Википедия» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог-литература).

Функция блога у каждого из писателей специфична. Т. Толстая ведет себя в Фейсбуке как медийная личность и охотно заполняет блог заметками, интересными массовому читателю, -кулинарными рецептами например. Для Н. Гор-лановой блог является черновиком и записной книжкой: записи блога потом находят свое место в ее рассказах. Так, диалог с мужем об Остапе Бендере, помещенный в блог, трансформируется в рассказе «Зеленая клякса» (2011) в лирическое отступление автора / главной героини. «Роман с искусством» Н. Горлановой полностью соткан из постов Живого Журнала и Фейсбука. Для писателей массовой литературы - Б. Акунина, Д. Глуховского, С. Лукьяненко и др. - блог является способом маркетинга, т. е. изучения читательского мнения, управления им, а иногда - способом сотворчества с читателем. Эти авторы проводят читательские опросы о том, как лучше назвать новую книгу, какой финал предпочтут читатели и т. д. Каждая из писательских стратегий в использовании блога заслуживает специального изучения. Нам представляется важным обратиться к опыту Евгения Гришковца - российского прозаика, драматурга, актера, режиссера и музыканта, чьи книги определили начало существования российской блог-литературы.

Гришковец начал вести блог в 2007 г. на площадке Живого Журнала (для сравнения: Д. Глу-ховский завел блог в 2005 г., Н. Горланова -в 2007, Б. Акунин лишь в 2010, Л. Петрушевская в 2016). Блог Гришковца состоит из ежедневных записей и напоминает эпистолярий: каждая запись начинается словом «Здравствуйте!» и заканчивается подписью «Ваш Гришковец». Основными темами становятся вопросы творчества (о новых книгах, спектаклях, концертах писателя), рассказы о друзьях, о детях, о путешествиях, размышления о политике, бытовые зарисовки. Нам представляется очевидной стилистическая близость «доблоговых» текстов Гришковца природе блога. Его монопьесы («Как я съел собаку», «Одновременно», «Дредноуты», «Прощание с бумагой», «Шепот сердца») состоят из фрагментов и микросюжетов, близких блогу в своей речевой стихии. Но писатель не сразу почувствовал близость своего творчества новой форме бытования: завел блог неохотно, «по совету и настоянию друзей и коллег» [Гришковец 2008: 3]. Решиться на этот шаг Гришковцу, который признавался в том, что пишет свои романы шариковой ручкой, затем отдает в набор и вычитывает текст после правки редактора [там же: 175], вероятно, было не просто. Однако через четыре года Гришковец демонстративно уходит из Живого Журнала. Главной причиной отказа писателя от ЖЖ стал конфликт с читателями: «В конце концов я понял всю опасность и вред зависимости от быстрой реакции на сказанное в интернете, жестокость и злоба ранили не меньше, чем благодушие и похвалы» [Гришковец 2012: 5]. Закрыв в 2011 г. свой блог в ЖЖ, Гришковец продолжил публикацию дневниковых записей на отдельном сайте «Odnovremenno.com». Главное отличие нового формата - невозможность комментирования записей. Писатель отказался от основного свойства Сети - интерактивности, возможности отклика читателей. Он перенес записи из ЖЖ (с июля 2008 г.) в архив нового дневника, но без читательских комментариев. Сегодня сайт «Odnovremenno.com» выглядит как имитация белых листов бумаги формата А4 на бледно-сером фоне. Каждый лист - датированная дневниковая запись с тематическими метками в конце страницы («гастроли», «Шепот сердца», «конец сезона» и т. д.). Имитация бумажного листа -едва ли не типовой дизайн интернет-сайта, но в случае Гришковца напоминание о бумажном листе особо значимо. Он любит бумагу, признается в дневнике: «... лист бумаги совершенен и прекрасен» [Гришковец 2011: 21]. Признание в любви к бумажному листу стало темой моноспектак-

ля, аудиоспектакля, иллюстрированной книги «Прощание с бумагой». То, что Гришковец не хочет такого прощания, подтверждается переводом блога в бумажные книги3.

На основе блоговых записей писателя их вышло шесть: «Год жжизни» (2008), «Продолжение жжизни» (2009), «151 эпизод жжизни» (2011), «От ЖЖизни к жизни» (2012), «Почти рукописная жизнь» (2013), «Одновременно: жизнь» (2014). По смыслу и содержанию интернет-дневник и книги равноценны: «бумажные» тексты представляет собой посты блога. Как соотносятся блог и книга между собою? Оценки критиков различны. В статье А. А. Суворова, исследующего «цифрового» читателя Гришковца, книга писателя рассматривается как равный бло-гу жанр [Суворов 2016]. А. А. Леонова видит в блоге Гришковца «своего рода «черновик» для тестирования и апробации отдельных идей, образов, вкусовых оценок», который «содержит внутренний потенциал для превращения в книгу» [Леонова 2009: 89]. Для Д. Кожановой блог Гришковца тоже имеет статус черновика: «пример Евгения Гришковца показал, что интернет-дневники можно превратить в литературу - хотя бы по формальному признаку, издав свои записи в печатном варианте» [Кожанова 2015]. К. В. Синегубова отказывает книге Гришковца «Год жжизни» в статусе художественного произведения, считая, что та «остается промежуточным вариантом - блогом, перенесенным на бумагу» [Синегубова 2016: 73]. Для нас важен не только ответ на вопрос, является ли блог литературой, но и определение функции блога в творчестве писателя и характеристика внутри-жанровых трансформаций внутри писательского блога.

Полагаем, что литературой блог Гришковца делает наличие авторского замысла, задающего тексту презумпцию целостности при объединении блогов в книгу. Если в «бумажной» литературе у писателя художественный замысел присутствует изначально, как и ориентация на «память жанра» (термин М. М. Бахтина), то в блог-книге он рождается при оформлении фрагментов в цельный текст. Когда автор осмысляет сумму блогов как книгу, он, очевидно, обнаруживает внутреннюю логику и сюжет, редактирует текст в соответствии с этой установкой. По замечанию Гришковца, у книги «От жжизни к жизни» «весьма сложный сюжет и даже довольно лихая фабула» [Гришковец 2013: 94]. Фабулой стало путешествие писателя от Живого Журнала (бло-га) к книге: первые книги («Год жжизни», «Продолжение жжизни», «151 эпизод жжизни») со-

средоточены на событиях, происходящих в блоге, четвертая книга «От жжизни к жизни» знаменует переход от жизни online к жизни без читательской реакции. Названия завершающих книг серии («Почти рукописная жизнь», «Одновременно: жизнь») указывают на дневниковый, мемуарный характер текста. Сюжетом стал именно выбор Гришковца между галактикой Гутенберга и галактикой Интернета.

Автор включает свои записи в таксономию литературных жанров: о книге «Почти рукописная жизнь» говорит, что это «настоящий личный писательский дневник» [там же: 5]. Использование Гришковцом формы традиционного литературного дневника вводит его [дневник] в почтенную жанровую традицию: «Опавшие листья» В. В. Розанова, «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши, «Дневник» Ж. Ренара и др. Примеряя к текстам Гришковца жанровые признаки дневника, выявленные, например, А. Зализняк (двуадресность, отсутствие повествователя, отдельного от автора, нефикциональность текста, наличие метатекстовой даты записи, единого авторского замысла и т. д.) [Зализняк 2010], находим ряд соответствий. Во-первых, в блоге и книгах Гришковца коммуникативная ситуация отмечена двуадресностью: писатель сам является адресатом («мне было интересно прочитать эту книгу. На бумаге все иначе» [Гришковец 2008: 4]), читатель - адресатом вторым, потенциальным. Во-вторых, в интернет-дневнике Гришковца нет отдельного от автора повествователя. Все тексты написаны от первого лица: автора блога. В-третьих, это текст о текущем моменте, каждой записи соответствует дата. Но в дневнике метатекстовая дата записи должна соответствовать моменту записи. В книгах же Гришковца запись датирована лишь числом и месяцем, но указание на год отсутствует. Это отсутствие позволяет А. А. Леоновой говорить о «смене режимов документальности / художественности. По мысли автора, это некий абстрактный год жизни» [Леонова 2009: 87].

И все же книги Гришковца - не буквальное возвращение к «старому» литературному жанру дневника или повести. Это очевидно уже в мультимедийном характере текста. Каждая книга серии имеет фотовставку / приложение: фотографии кабинета писателя, рукописи книги, репортажи с презентации книги, концерта и т.д. К книге «Продолжение жжизни» прилагается DVD-диск с трейлером к фильму «Сатисфакция», фрагментом документального фильма «Без сценария». В конце книги «Почти рукописная жизнь» даются интернет-ссылки на видеоресур-

сы. Кроме того, в книгах, несмотря на отсутствие читательских комментариев, сохраняется диалогичность. Гришковец косвенно цитирует вопросы читателей в блоге: «один человек, который много меня младше, задал мне интересный вопрос.» [Гришковец 2008: 173]. Таким образом, книжная серия Гришковца, созданная на основе блогов писателя, вбирает в себя атрибуты Сети: мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность.

Показательно: издав бумажные книги, Гриш-ковец не оставляет ведения блога. Блог необходим ему для того, чтобы осуществлять полноценную коммуникацию в современной культуре: для расширения творческого общения и продвижения своего творчества (помимо писательского слова, на сайте представлена совместная музыкальная деятельность Гришковца, видеоверсии спектаклей, аудиокниги); для информирования читателей о гастролях и выходе книг. Здесь же осуществляется экономическая деятельность: объявляется краудфандинг (сбор читательских средств) на создание видеоверсий спектаклей, на издание новых книг, на создание декораций для спектакля и т. д. Означает ли это многообразие функций блога, что он не может существовать как самостоятельная литературная форма, а может быть только предтекстом для литературы и средством продвижения имени и творчества писателя?

Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать слово «литература». Ц. Тодоров, например, в статье «Что такое литература?» под литературой понимает «многочисленные типы дискурса» в отсутствие какого-то особого, специального литературного дискурса [Тодоров 1983: 368]. Ю. Н. Тынянов представлял литературу как «[не]прерывно эволюционирующий ряд» [Тынянов 1977: 270], в котором факты быта постепенно превращаются в факты литературные и наоборот. (Тынянов, кстати, замечает, что «быт соотнесен с литературой прежде всего своей речевой стороной» [Тынянов 1977: 278], а ведь именно собранные в блогах «жанры речи» становятся основой блог-литературы.) По нашему мнению, блог, зародившийся в Сети как явление бытовое, постепенно становится литературным фактом. Блог и литература осуществляют процесс дискурсивного взаимообмена. Е. Пономарева справедливо полагает: сегодня «само творчество понимается как процесс, имеющий циклические характеристики: из отдельных произведений складываются рубрики-циклы, которые формируют более масштабные циклические единства - книги, а те, в свою очередь, могут

пониматься как циклически продолжающие друг друга. В читательском восприятии такие книги остаются неделимым мегатекстом» [Пономарева 2013: 198-199]. Вероятно, сейчас мы имеем дело с процессами перераспределения жанров в системе культуры, о которых писал Ю. М. Лотман: «Одновременно с включением (выключением) тех или иных текстов из области литературы работает и другой механизм -иерархического распределения литературных произведений и ценностной их характеристики» [Лотман 1992: 208]. На наших глазах происходит включение нелитературных (еще недавно) жанров в состав художественной литературы. И к этому процессу надлежит отнестись предельно внимательно - блог-литература заслуживает дальнейшего изучения.

Примечания

1 О глобальных изменениях языка культуры под воздействием Интернета см.: [Кастельс 2004; Маклюэн 2013].

2 «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» [Бахтин 1996: 159].

3 Аналогичный путь «возвращения» к бумаге прошел Б. Акунин. На основе его блога изданы книги «Самый страшный злодей и другие сюжеты» (2013), «Самая таинственная тайна и другие сюжеты» (2014) и др. В последних книгах («Нечеховская интеллигенция», 2016, «Жизнь замечательных людей и зверей. Короткие истории о всяком разном», 2017) Акунин, как Гришковец, удалил комментарии пользователей.

Список литературы

Абашева М. П., Катаев Ф. А. Русская проза в эпоху интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность. Пермь: Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2013. 168 с.

Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.

Вербилович О. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал // Публичная сфера: теория, методология, кейс стади / под ред. Е. Р. Ярской-Смир-новой и П. В. Романова М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. С. 35-52. (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»).

Галина М. Блог-романы // Знамя. 2007. № 3. URL : http ://magazines.russ.ru/znamia/2007/3/ga27. html (дата обращения: 20.09.2017).

Горшкова Е. И. Блог как вид интернет-коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2013. 23 с.

Гришковец Е. Продолжение ЖЖизни. М.: АСТ: Астрель, 2009. 317 с.

Гришковец Е. 151 эпизод жжизни. М.: Махаон: Азбука-Аттикус, 2011. 480 с.

Гришковец Е. Год жжизни. М.: АСТ: Астрель,

2008. 318 с.

Гришковец Е. Зима: все пьесы. М.: Эксмо, 2008а. 318 с.

Гришковец Е. От жжизни к жизни. М.: Махаон: Азбука-Аттикус, 2012. 432 с.

Гришковец Е. Почти рукописная жизнь. М.: Махаон: Азбука-Аттикус, 2013. 493 с.

Гройс Б. Дефикционализация фиктивного: искусство и литература в интернете // Логос. 2015. Т. 25, № 4. С. 1-15.

Житенев А. А. «Проза поэта» в контексте ме-диакультуры: блог как художественный феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 64, № 10. С.132-136.

Зализняк А. А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. 2010. № 106. С.162-180.

Зимина Л. В. Инструмент блоггинга в издательском деле, или в поисках новых авторов и жанровых форм // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2008.№ 4. С. 78-85.

Казнова Н. Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации (на примере французской блогосферы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2011. 23 с.

Кастельс М. Галактика Интернет: размышление об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

Кожанова Д. От критики до блогосферы // Октябрь. 2015, № 2. URL: http://magazines.russ.ru/ october/2015/2/15ko-pr.html (дата обращения: 20.09.2017).

Леонова А. А. Приемы «интернет-форматирования» в современной прозе: «электронная» книга «E-Гришковца» «Год жжизни» // Вестник Костромского государственного университета.

2009. Т. 15, № 2. С. 85-89.

Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лот-ман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 203-216.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. Изд. 2-е. М.: Акад. проект; Гаудеамус, 2013. 496 с.

Максимова Н. В. Писательские блоги как форма автобиографической и художественной практики // Гуманитарные исследования. 2015. № 4 (56). С. 154-159.

Морослин П. В. Лингвокультурные основы теории функционирования рунета в пространстве межкультурной коммуникации: дис. ... д-ра филол. Наук. М., 2010. 339 с.

Оробий С. Рождение романа из музыки бло-га? // Homo Legens. 2012. № 1. URL: http://ma-gazmes.russ.ru/homo_legens/2012/1/rozhdenie-ro-mana-iz-muzyki-bloga-pr.html (дата обращения: 20.09.2017).

Пономарева Е. В. «Оппозиция» или «позиция»: сетевая литература в современном литературном пространстве // Уральский филологический вестник. Сер. Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2012. № 1. С. 193-207.

Пустовая В. Антология скриншотов // Октябрь. 2011. № 12. URL: http://magazines.russ. ru/october/2011/12/pu28.html (дата обращения: 20.09.2017).

Синегубова К. В. Стратегии трансформации интернет-дневника в художественное произведение (на материале книг Е. Гришковца и Т. Мжаванадзе) // Знание. 2016. № 10-3(39). С. 69-74.

Суворов А. А. Блогосфера как литературная среда: «цифровой» читатель Евгения Гришковца // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. 2016. Т. 16, № 2. С. 211-222.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 1983. С. 355-369.

Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 255-269.

Фрумкина Р. Рецензия на книгу: From Poets to Padonki // Новое литературное обозрение. 2010. № 4. С. 401-402.

Хабермас Ю. Социоструктурная трансформация публичной сферы // Публичная сфера: теория, методология, кейс стади / под ред. Е. Р. Яр-ской-Смирновой и П. В. Романова (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. С. 226-265.

Шульга О. А. Основные жанровые разновидности интернет-текстов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Филология, история, востоковедение. 2009. № 3. С.274-276.

Щербинина Ю. Чтение в эпоху Web 2.0 // Знамя. 2014. № 5. URL: http://magazines.russ. ru/znamia/2014/5/17sh.html (дата обращения: 20.09.2017).

Gibson O. From blog to book: first awards for online writers who became mainstream successes. 3 April 2006. URL: https://www.theguardian.com/ technology/2006/apr/03/news.newmedia1/ (дата обращения: 20.09.2017).

Gross J. Australian Literary Blogs and Bloggers: A Review of the Converged Environment // Vanden Driesen, C. & Vanden Driesen Change - Conflict and Convergence: Austral-Asian Scenarios, 2011. P. 117-125. URL: http://ro.ecu.edu.au/cgi/viewcon-tent.cgi?article=7661&context=ecuworks (дата обращения: 20.09.2017).

Maryl M., Niewiadomski K., Kidawa M. Toward an Empirically-generated Typology of Weblog Genres // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2016. Vol. 18, Issue 2. URL: http://docs.lib.pur-due.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2846&context= clcweb (дата обращения: 20.09.2017).

References

Abasheva M. P., Kataev F. A. Russkaya proza v epokhu interneta: transformatsii v poetike i avtorskaya identichnost' [Russian prose in the age of the Internet: transformations in the poetics and author's identity]. Perm, 2013. 168 p. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [The problem of speech genres]. Collected works. Moscow, 1996, vol. 5, pp. 159-206. (In Russ.)

Verbilovich O. Teoriya kommunikativnogo dey-stviya: klyuchevye kategorii i poznavatel'nyy po-tentsial [Theory of communicative action: key categories and cognitive potential]. Publichnaya sfera: teoriya, metodologiya, keis stadi [Public sphere: theory, methodology, case study]. Moscow, Variant Publ., 2013, pp. 35-52. (In Russ.)

Galina M. Blog-romany [Blog-novels]. Znamya [Banner], 2007, issue 3. Available at: http://ma-gazines.russ.ru/znamia/2007/3/ga27.html (accessed 20.09.2017) (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gorshkova E. I. Blog kak vid internet-kommu-nikatsii. Avtoreferat diss. kand. filol. Nauk [Blog as a form of internet communication. Abstract of Cand. filol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2013. 23 p. (In Russ.)

Grishkovets E. Prodolzhenie ZHZHizni [Continuation of LJ-Life]. Moscow, AST: Astrel' Publ., 2009. 317 p. (In Russ.)

Grishkovets E. 151 epizod ZHZHizni [151 Episode of LJ-Life]. Moscow, Machaon: Azbuka-Atti-kus Publ., 2011. 480 p. (In Russ.)

Grishkovets E. God ZHZHizni [A Year of LJ-Life]. Moscow, AST: Astrel' Publ., 2008. 318 p. (In Russ.)

Grishkovets E. Zima: vse p'esy [Winter: All Plays]. Moscow, Eksmo Publ., 2008a. 318 p. (In Russ.)

Grishkovets E. Ot ZHZHizni k zhizni [From LJ-Life to Life]. Moscow, Machaon: Azbuka-Attikus Publ., 2012. 432 p. (In Russ.)

Grishkovets E. Pochti rukopisnaya zhizn' [Almost Handwritten Life]. Moscow, Machaon: Azbu-ka-Attikus Publ., 2013. 493 p. (In Russ.)

Groys B. Defiktsionalizatsiya fiktivnogo: is-kusstvo i literatura v internete [Fiction De-Fictionalized: Art and Literature Online]. Logos, 2015, vol. 25, issue 4, pp. 1-15. (In Russ.)

Zhitenev A. A. «Proza poeta» v kontekste me-diakul'tury: blog kak khudozhestvennyy fenomen ["Prose of a poet" in the context of media culture: a blog as the artistic phenomenon]. Izvestiya Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University], 2011, vol. 64, issue 10, pp. 132-136. (In Russ.)

Zaliznyak A. A. Dnevnik: k opredeleniyu zhanra [Diary: to the definition of genre]. Novoe litera-turnoe obozrenie [New Literary Observer], 2010, issue 106, pp. 162-180. (In Russ.)

Zimina L. V. Instrument blogginga v izdatel'-skom dele, ili v poiskakh novykh avtorov i zhan-rovykh form [The tool of blogging in publishing or in search for new authors and genre forms]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Problemy poligrafii i izdatel 'skogo dela [Proceedings of the Institutions of Higher Education. Issues of the Graphic Arts and Publishing], 2008, issue 4, pp. 78-85. (In Russ.)

Kaznova N. N. Transformatsiya yazykovoi lich-nosti v internet-kommunikatsii. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Transformation of the linguistic identity in the Internet communication. Abstract of Cand. filol. sci. diss.]. Perm, 2011. 23 p. (In Russ.)

Castells M. Galaktika Internet: razmyshlenie ob Internete, biznese i obshchestve [The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2004. 328 p. (In Russ.)

Leonova A. A. Priemy «internet-formatirovaniya» v sovremennoy proze: «elektronnaya» kniga «E-Grishkovtsa» «God zhzhizni» [Methods of "Internet formatting" in modern prose: the "electronic" book "E-Grishkovtsa" "The Year of LJ-Life"]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Kostroma State University], 2009, vol. 15, issue 2, pp. 85-89. (In Russ.)

Lotman Yu. M. O soderzhanii i strukture ponya-tiya "khudozhestvennaya literature" [On the content and structure of the concept "fiction"]. Izbrannye stat'i [Selected articles]. Tallinn, 1992, vol. 1, pp. 203-216. (In Russ.)

McLuhan M. Galaktika Gutenberga: Stanovlenie cheloveka pechatayushchego [The Gutenberg Gal-

axy: The Making of Typographic Man]. Moscow, Akademicheskiy proekt: Gaudeamus Publ., 2013. 496 p. (In Russ.)

Maksimova N. V. Pisatel'skie blogi kak forma avtobiograficheskoy i khudozhestvennoy praktiki [Writers' blogs as a form of autobiographical and artistic practice]. Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian Researches], 2015, issue 4(56), pp. 154159. (In Russ.)

Moroslin P. V. Lingvokul'turnye osnovy teorii funktsionirovaniya runeta v prostranstve mezh-kul'turnoi kommunikatsii. Diss. dokt. filol. nauk [Linguistic and cultural foundations of the theory of the RuNet's functioning in the space of intercultural communication. Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2010. 339 p. (In Russ.)

Orobiy S. Rozhdenie romana iz muzyki bloga? [Birth of the novel from the music of the blog?]. Homo Legens, 2012, issue 1. Available at: http://ma-gazines.russ.ru/homo_legens/2012/1/rozhdenie-roma-na-iz-muzyki-bloga-pr.html (accessed 20.09.2017). (In Russ.)

Ponomareva E. V. «Oppozitsiya» ili «pozitsiya»: setevaya literatura v sovremennom literaturnom prostranstve ["Opposition" or "position": network literature in the contemporary literary space]. Ural'skiy filologicheskiy vestnik. Seriya: Russkaya literatura XX-XXI vekov: napravleniya i techeniya [Ural Journal of Philology. Series: Russian Literature of 20 and 21 Centuries: Directions and Streams], 2012, issue 1, pp. 193-207. (In Russ.)

Pustovaya V. Antologiya skrinshotov [Anthology of screenshots]. Oktyabr' [October], 2011, issue 12. Available at: http://magazines.russ.ru/october/2011/ 12/pu28.html (accessed 20.09.2017). (In Russ.)

Sinegubova K. V. Strategii transformatsii internet-dnevnika v khudozhestvennoe proizvedenie (na mate-riale knig E. Grishkovtsa i T. Mzhavanadze) [Strategies for the transformation of the Internet diary into an artistic work (based on the books by E. Grish-kovets and T. Mzhavanadze)]. Znanie [Knowledge], 2016, issue 10-3(39), pp. 69-74. (In Russ.)

Suvorov A. A. Blogosfera kak literaturnaya sre-da: «tsifrovoy» chitatel' Evgeniya Grishkovtsa [Blogosphere as a literary environment: a "Digital" Reader of Evgeny Grishkovets]. Izvestiya Sara-tovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filo-logiya. Zhurnalistika [Izvestiya of Saratov University. Series: Philology. Journalism], 2016, vol. 16, issue 2, pp. 211-222. (In Russ.)

Todorov Ts. Ponyatie literatury [The concept of literature]. Semiotika [Semiotics]. Moscow, 1983, pp. 355-369. (In Russ.)

Tynyanov Yu. N. Literaturnyy fakt [Literary fact]. Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. History of literature. Cinema]. Moscow, 1977, pp. 255269. (In Russ.)

Frumkina R. Retsenziya na knigu: From Poets to Padonki [Book Review: From Poets to Padonki]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer], 2010, issue 4, pp. 401-402. (In Russ.)

Habermas J. Sotsiostrukturnaya transformatsiya publichnoy sfery [Socio-structural transformation of the public sphere]. Publichnaya sfera: teoriya, meto-dologiya, keis stadi [Public sphere: theory, methodology, case studies]. Ed. by E. R. Yarskaya-Smir-nova, P. V. Romanova. Moscow, Variant, TsSPGI Publ., 2013, pp. 226-265. (In Russ.)

Shul'ga O. A. Osnovnye zhanrovye raznovid-nosti internet-tekstov [The main genre varieties of Internet texts]. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie [Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series: Philology, History, Oriental Studies.], 2009, issue 3, pp. 274-276. (In Russ.)

Shcherbinina Yu. Chtenie v epokhu Web 2.0 [Reading in the Epoch of Web 2.0]. Znamya [Banner], 2014, issue 5. Available at: http://ma-gazines.russ.ru/znamia/2014/5/17sh.html (accessed 20.09.2017). (In Russ.)

Gibson O. From blog to book: first awards for online writers who became mainstream successes. 3 April 2006. Available at: https://www.theguar-dian.com/technology/2006/apr/03/news.newmedia1/ (accessed 20.09.2017) (In Eng.)

Gross J. Australian Literary Blogs and Bloggers: A Review of the Converged Environment. Vanden Driesen, C. & Vanden Driesen Change - Conflict and Convergence: Austral-Asian Scenarios, 2011, pp. 117-125. Available at: http://ro.ecu.edu.au/ cgi/viewcontent.cgi?article=7661&context=ecuworks (accessed 20.09.2017). (In Eng.)

Maryl M., Niewiadomski K., Kidawa M. Toward an Empirically-generated Typology of Weblog Genres. CLCWeb: Comparative Literature and Culture. Vol. 18(2016), issue 2. Available at: http ://docs. lib.purdue. edu/cgi/viewcontent.cgi?artic le=2846&context=clcweb (accessed 20.09.2017). (In Eng.)

BLOG LITERATURE AS A PHENOMENON: THE EXPERIENCE OF EVGENY GRYSHKOVETS

Marina P. Abasheva

Professor in the Department of Contemporary Russian Literature Perm State Humanitarian-Pedagogical University

24, Sibirskaya st., Perm, 614990, Russian Federation. m.abasheva@gmail.com

Professor in the Department of Journalism and Mass Communication Perm State University

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russian Federation SPIN-code: 2169-4629

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5720-7916 ResearcherID: R-8012-2016

Tatiana O. Maksimova

Postgraduate Student in the Department of Contemporary Russian Literature Perm State Humanitarian-Pedagogical University

24, Sibirskaya st., Perm, 614990, Russian Federation. vto1408@mail.ru

SPIN-code: 4544-1435

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7166-175X ResearcherID: P-6507-2017

The article considers blog literature as a phenomenon of the current literary process in Russia. Works of contemporary writers based on blogs (on different platforms) are analyzed in the context of the debates among literary scholars and critics about its status: blogging today could be seen as a speech genre, as an Internet genre, or as a literary genre. The analysis is focused on authors' individual strategies in dealing with the blog, features of the author - reader communication, and in particular on the intra-genre and intraliterary transformations of text. Text in a blog is influenced by both laws of the Internet communication in general and the style of communication in the blog. It also depends on the creative manner and goals of the author. Since the blog is a synthetic phenomenon that exists at the intersection of literature, media, everyday life, as well as visual and musical codes, its study necessarily requires the development of interdisciplinary methods of analysis: the application of methods of receptive aesthetics, narratology and discursive analysis. In accordance with the principles of historical poetics, the article considers new forms of the transformed near-literary genres. The analysis is performed as a case study of a series of blog books (blooks) by E. Grishkovets based on his LiveJournal accounts (A Year of LJ-Life (God Zhzhizni, 2008), The Continuation of LJ-Life (Prodolzhenie Zhzhizni, 2009), 151 Episodes of LJ-Life (151 Epizod Zhzhizni, 2011), From LJ-Life to Life (Ot Zhzhizni k zhizni, 2012), Almost Manuscript Life (Pochti Rukopisnaya Zhizn, 2013), and Simultaneously: Life (Odnovremenno: Zhizn, 2014). The paper studies the processes of the blog's transformation into literature, traces the individual strategy of the writer's behavior in the Internet space, considers the significance of blogging in the work of the writer who turned his blog into literary text, into a series of books. The authors of the article come to a conclusion that the literary field is being restructured under the influence of blogging.

Key words: writer's blog; blog literature; blog fiction; blog novel; blook; digital literature; Internet diary; Evgeny Grishkovets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.