Научная статья на тему 'Блочно-уровневая модель развития информационно-коммуникативной компетентности студентов учебных военных центров'

Блочно-уровневая модель развития информационно-коммуникативной компетентности студентов учебных военных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешинский И. Ю., Погодаев В. П.

На основе проведенных исследований развития ИКТ-компетентности студентов УВЦ и построение этого процесса на основе реализации блочно-уровневой модели позволит выстроить учебно-воспитательный процесс подготовки будущего офицера последовательно и целеустремленно, решая необходимые учебные и воспитательные задачи, определенные в программе реформирования системы военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешинский И. Ю., Погодаев В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unit-ranked models of development of ICT-competence of students of the educational military centers

On the basis of the research of development of ICT-competence of students of the educational military centers and establishing of this process on the basis of implementation of unit-ranked models will allow to build teaching and educational process of the future officer training consistently and purposefully, solving necessary teaching and educational problems defined in the program of reforming of system of military education.

Текст научной работы на тему «Блочно-уровневая модель развития информационно-коммуникативной компетентности студентов учебных военных центров»

УДК 378 147 И. Ю. ЛЕПЕШИНСКИЙ

В. П. ПОГОДАЕВ

Омский государственный технический университет

БЛОЧНО-УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ

На основе проведенных исследований развития ИКТ-компетентности студентов УВЦ и построение этого процесса на основе реализации блочно-уровневой модели позволит выстроить учебно-воспитательный процесс подготовки будущего офицера последовательно и целеустремленно, решая необходимые учебные и воспитательные задачи, определенные в программе реформирования системы военного образования.

Эффективное решение задач совершенствования учебного процесса в учебном военном центре (УВЦ) при гражданском вузе, связанных с выбором целей, содержания, средств и технологий обучения, предполагает представление объектов, субъектов и процессов подготовки и становления будущих военных специалистов в виде определенных систем (образовательных, педагогических, становления личности и т.п.), изучение которых с целью принятия решений об их оптимизации, пригодности неразрывно связано с созданием их моделей. Под моделью в данном случае следует понимать объект, который в некоторых отношениях имеет сходство с прототипом и служит средством описания, объяснения или прогнозирования поведения прототипа. При этом каждая исследуемая система может быть представлена некоторым количеством моделей (подсистем, блоков), вид которых зависит от требуемой глубины познания, уровня абстрагирования, формы ее материальной презентации и т.д.

Модели — это идеальные объекты, аналоги реально существующих феноменов. Они фиксируют только основу явлений и процессов, освобождая их от излишней детализации, случайностей и второстепенных моментов, позволяют сделать любой сложный объект доступным для тщательного изучения. В совокупности их создание помогает военному педагогу в полной мере учитывать источники и способы постановки дидактических целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый результат и его соответствие квалификационным требованиям и ГОС ВПО.

Блочно-уровневая модель развития личностных качеств военного специалиста представляет собой системное описание совокупности мотивов, целей, содержания обучающего процесса, дидактических принципов их реализации, а также способов диагностирования и корректирования учебно-воспитательного процесса. Наличие блочно-уровневой модели позволяет строить учебно-воспитательный процесс (УВП) в УВЦ в интересах наиболее полного формирования и развития у студентов качеств личности, т.е. осуществлять всестороннюю подготовку будущего

офицера, последовательно и целеустремленно решая необходимые учебные и воспитательные задачи. Значение блочно-уровневой модели состоит также в том, что она позволяет информировать самих студентов о принципах, методах и формах развития качеств личности, необходимых для успешной деятельности по получаемой базовой гражданской и военно-учетной специальности. Это способствует сознательному, положительному отношению студентов ко всем звеньям УВП, вызывает у них расположенность к педагогическим воздействиям, направленным на воспитание необходимых качеств будущего офицера и внутреннюю потребность к самоутверждению, самовоспитанию, самообразованию, самоопределению, самовыражению, самоактуализации субъективной позиции личности и мотивации ее познавательной деятельности.

С позиций системно- и личностно-деятельностного подходов, а также с учетом теоретико-методологических основ и педагогических условий развития информационно-коммуникативной компетентности (далее — ИКТ-компетентность) студентов УВЦ нами была разработана блочно-уровневая модель (рис. 1).

Субъектами подготовки являются студенты УВЦ технических вузов, обучающие по программам подготовки кадровых офицеров. Цель применения модели — развитие ИКТ-компетентности студентов УВЦ в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования.

Мотивационно-целевой блок предназначен для обоснования целей и задач развития ИКТ-компетен-тности студентов УВЦ. Цель формируется исходя из государственного заказа на подготовку офицеров в условиях реализации задач, поставленных Федеральной программой «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года» [1] по приведению количественных и качественных параметров системы военного образования. В качестве цели, согласно разработанной модели, выступает результат — ИКТ-компетентность будущего офицера, которая определяет готовность военного инженера к продуктивной, креативной деятельности в информа-ционно-развивающемся обществе. При определении

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

цели развития ИКТ-компетентности мы исходили из обобщенного понятия, подразумевающего под собой развитие компетенции будущего офицера в сфере информационно-аналитической деятельности, в сфере познавательной деятельности, в сфере коммуникативной деятельности, в сфере развития технологической компетенции; в области техникознания (техническая компетентность); в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.

Процесс развития ИКТ-компетентности будущего офицера оказывает влияние на формирование мотивационной сферы. Мотивация повышает активность личности, способствует развитию абстрактного, кибернетического и креативного мышления, влияет на формирование цели и выбор путей ее достижения, оказывает влияние на результаты учебно-воспитательной деятельности подготовки кадрового офицера. Мотивы — удовлетворение социальных и личностных потребностей в овладении приемами работы с информационными ресурсами. В построении модели ИКТ-компетентности мы выделили три группы мотивов, соотнесенных с конкретными целями ее развития: профессиональные (ориентированные на овладение новыми знаниями); социальные (направленные на осознание социальной необходимости использования ИКТ в будущей военно-профессиональной деятельности); коммуникативные (способствующие совершенствованию способов общения и управления воинским коллективом).

Содержательный блок построен на влиянии межведомственной интеграции на развитие личностных качеств будущего офицера. под межведомственной интеграцией понимается процесс подготовки военных специалистов для вс РФ на базе гражданского высшего профессионального образования путем оптимизации межпредметных связей гражданских и военных дисциплин. Кроме этого, интеграция рассматривается в качестве определяющего базиса для повышения уровня ИКТ-компетентности как неизбежной в современных условиях компоненты профессиональной компетентности военного инженера.

В качестве основных уровней интеграции, влияющих на развитие ИКТ-компетентности студентов УВЦ, выделены: уровень диалектического синтеза; уровень целосности базового высшего профессионального и военно-профессионального образования, получаемого студентом в гражданском вузе; уровень междисциплинарных связей гражданских и военных дисциплин; уровень диверсификации информатики и ИКТ в базовые и гражданские дисциплины; уровень взаимодействия субъектов УВП УВЦ и вуза.

В органическом синтезе базового и военно-профессионального образования как методе научного исследования, состоящего в познании особенностей учебно-воспитательного процесса как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей заключается существо содержания обучения студентов в УВЦ как наиболее рациональной и эффективной формы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в эпоху информатизации современного общества.

Военная подготовка в УВЦ является составной частью высшего образования, получаемого в гражданском вузе, поэтому она соотносится с подготовкой по гражданской специальности как целостный, взаимосвязанный и взаимодополняющий процесс по формированию в вузе всесторонне и гармонически развитой личности, способной к ведению активной информационно-коммуникативной деятельности как военного, так и гражданского инженера.

В этом контексте хотелось бы обратить внимание на изучение информатики в начальный период обучения, т.к. она в той или иной степени присутствует практически в каждой изучаемой дисциплине, или, другими словами, диверсифицирует во все базовые и военные дисциплины программ подготовки будущего офицера.

Необходимость разрешения проблем гуманизации и личностной ориентации военного образования в УВЦ гражданского вуза приводит к новому уровню взаимоотношений и взаимодействия субъектов УВП. Это, прежде всего, выражается в доверительном, личностно-ориентированном характере обучения и воспитания будущих офицеров. Только знание и учет всех особенностей и тонкостей личности воспи-туемого позволяет выбрать наиболее эффективные методы и средства воспитательного воздействия. Решающим воспитывающим фактором является личное воздействие преподавателя на обучаемых. В отличие от курсантов военного вуза, учебно-воспитательная деятельность которых обусловлена необходимостью ее уставной регламентацией, сопоставимой с действительной срочной службой, обучение студентов УВЦ осуществляется в привычной («свободной») для студента гражданского вуза атмосфере. Это требует от преподавателей УВЦ особого педагогического такта, продуманной методики проявления требовательности к студентам, знания личностных особенностей каждого обучаемого и самое, на наш взгляд, важное — умения общаться на одном информационно-коммуникативном языке со своими воспитанниками. Опыт работы со студентами, обучающимися по программам подготовки офицеров запаса при гражданских вузах показывает, что преподаватели, обладающие высоким уровнем компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности, быстрее находят общий язык с обучаемыми, способны направлять творческие способности студентов на развитие и совершенствование учебно-материальной и методико-информационной базы УВЦ. Такая деятельность, несомненно, обладает обратной связью и ведет к развитию ИКТ-компетен-тности самих студентов.

Процесс обучения, независимо от его содержания и профессиональной направленности, носит творческий характер. Педагогика предлагает целый ряд исходных положений, руководствуясь которыми можно успешно строить учебный процесс. Их принято называть принципами обучения или дидактическими принципами. В качестве дидактических принципов отбора содержания обучения, адекватных для развития ИКТ-компетентности военного инженера в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования, мы выделяем: соответствие ГОСу и целям обучения; органическую связь УВП в УВЦ и вузе; научно-исследовательскую направленность; сознательность и активность обучаемых; системность, последовательность и комплексность в обучении; прочность знаний, умений и навыков; модульность обучения; перспективный, опережающий характер подготовки офицера; напряженность и интенсивность УВП; практическую направленность УВП.

Каждый принцип отражает одну закономерность и имеет тесную взаимообусловленную связь с другими принципами. Имея относительную самостоятельность, в УВП они выступают в виде взаимосвязанной системы содержания обучения, системы знаний, умений и навыков, которыми овладевает будущий офицер во время обучения в вузе и развивает их в процессе своей военно-профессиональной деятельности (ВПД).

Рис. 1. Блочно-уровневая модель развития ИКТ-компетентности студентов УВЦ на основе интеграции базового и

военно-профессионального образования

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

Операционно-деятельностный блок описывает организацию и формирование учебной деятельности УВЦ с целью развития ИКТ-компетентности студентов. Согласно представленной схеме предполагается, что развитие ИКТ-компетентности будущего офицера осуществляется в три этапа:

первый этап — овладение необходимыми знаниями для формирования и развития ключевой компетентности и стратегического уровня регуляции военно-профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что этот этап является основополагающим, на нем базируются последующие этапы;

второй этап — сформированность умений, направленных на формирование и развитие базовой компетентности и тактического уровня регуляции военно-профессиональной деятельности. Информационная компетентность позволяет осуществлять эффективный информационный обмен, обеспечиваемый сформированностью ряда информационных умений: оценки полезности и истинности получаемой информации; отбора личностно-значимой информации, поиска необходимой информации, в том числе о методах ее переработки; коммуникативных и языковых умений (восприятия и передачи); информационно-психологической самозащиты;

третий этап — выработка навыков, характеризующихся высокой мерой сформированности специальной компетентности и операционного уровня регуляции военно-профессиональной деятельности. Умения использовать средства информатизации и информационные технологии проявляются во всех военно-профессиональных способностях офицера. А это значит, что для решения военно-профессиональных задач офицеру необходимо привлекать эти средства и технологии на основе не только ключевой и базовой, но и на основе специальной компетентности.

Хотелось бы отметить, что все этапы взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование и последующее развитие каждого вида компетентности осуществляется в образовательно-воспитательной деятельности непрерывно. было бы неправильно пытаться рассматривать указанные уровни как хронологически жестко разделенные этапы формирования и развития разных видов компетентности в условиях ВПД. Явная относительность поэтапного подхода к рассмотрению процесса формирования и развития ИКТ-компетент-ности офицера вытекает уже из того, что этот процесс хронологически может захватывать рассредоточенные по времени периоды: период, предшествующий учебе в вузе; в ходе обучения в вузе; в процессе повышения квалификации; в ходе самообразования.

Успех в достижении поставленных целей на развитие ИКТ-компетентности будущего офицера в значительной степени зависит от правильного использования приемов и методов учебной работы. Они указывают наиболее оптимальные пути овладения прочными знаниями, формирования необходимых умений и выработки соответствующих навыков УВП. В разработанной модели упор делается на методы обучения с опорой на развитие ИКТ-компетентности военного специалиста.

Обучение есть процесс организованный, оно осуществляется в различных формах, которые определяют состав и группировку обучаемых, порядок и последовательность отработки учебного материала, место и продолжительность занятий, специфику деятельности участников УВП. Формы обучения должны обеспечивать наиболее эффективное выполнение учебных задач. В нашем исследовании формы обучения ориентированы на развитие ИКТ-компетентности

будущих офицеров в условиях интеграции базовых гражданских и военных дисциплин.

Методологическую основу теории обучения составляет теория познания. В нашем исследовании, в отличие от марксистско-ленинской теории познания, делающей акцент на руководящую роль обучающего, мы придаем особую роль самостоятельности обучаемого как необходимой составляющей развития ИКТ-компетентности военного специалиста. формулу процесса познания, разработанную В.И. Лениным: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практике» [2], — мы понимаем именно в контексте усиления роли самостоятельной, творческой деятельности обучаемого.

Основное назначение диагностико-регулиро-вочного блока заключается в определении результативности процесса развития ИКТ-компетентности будущего офицера и выработки необходимых дидактических принципов для проведения корректирующих действий в случае выявления несоответствия поставленным целям. На этапе контроля развития ИКТ-компетентности используются как традиционные методы оценки (тесты, анкеты, опросы, беседы и т.д.), так и методы контроля качества, определенные в соответствии с принимаемой у нас в стране «Системы менеджмента качества» [3] (аудит, верификация, мониторинг).

Аудит является разновидностью оценки соответствия, под которой понимается деятельность, обеспечивающая доказательство того, что установленные требования, относящиеся к продукции, процессам, системам, персоналу или организации (органу), выполняются.

Верификация — это проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем, или, как трактует современная философия неопозитивизма, принцип опытной проверки, согласно которому истинность каждого утверждения о мире должна быть, в конечном счете, установлена путем его сопоставления с чувственными данными, «непосредственным опытом» [4, С. 122].

Мониторинг — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [4, С. 392]. мониторинг, в нашем понимании, — это отслеживание во времени состояния и результатов формирования и развития ИКТ-компе-тентности с последующим анализом для воздействия на этот процесс.

Кроме указанных методов, которые в большей степени относятся к методам сторонней и комплексной проверки и оценки соответствия поставленных целей, в нашем исследовании акцент делается также на методы самоконтроля со стороны обучаемого. К одному из таких методов мы относим рефлексию, под которой понимается, прежде всего, анализ собственного психического состояния, осознание собственных результатов впд с использованием ИКТ на основе семантической обработки информации; самоанализ всей системы ВПД будущего офицера.

В случае выявления в результате проведенной диагностики соответствия требований к ИКТ-ком-петентности делается заключение о достижении поставленных целей и на основе этого заключения даются соответствующие рекомендации на внедрение предлагаемой методики ее формирования и развития. Для выполнения этих функций в рассматриваемую модель включен валидационный блок.

Аналитико-корректирующий блок используется в том случае, если анализ контролирующих материалов

требует внесения текущих изменений в методику или содержание подготовки будущих офицеров, если в результате проведенной диагностики выявлено несоответствие требований к ИКТ-компетентности. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения ранее обнаруженного несоответствия.

В отличие от исследований процесса формирования компетентностей специалиста (А.А. Абрамова [5], Е.С. Гайдамак [6], д.а. Картежников [7], С.Ю. Пестова [8], Л.Б. Сенкевич [9]), делающих акцент на включение в состав формирования (развития) компетентности коррекционного блока, в нашем исследовании его роль занимает корректирующий блок. В отличие от коррекции, корректирующее действие направлено не на одномоментное устранение несоответствия, а на устранение причины этого несоответствия.

Кроме этого, на наш взгляд, необходимо иметь возможность проведения корректирующего действия на всех ступенях формирования (развития) компетентности специалиста, что в значительной степени сократит сроки устранения выявленного несоответствия и позволит более детально воздействовать на корректируемый объект.

Реализация уровневой модели и психолого-педа-гогических условий развития ИКТ-компетентности позволит осуществить продвижение военного специалиста на более высокий уровень развития обозначенной компетентности и приведет к сформированности требуемого уровня профессиональной компетентности современного военного.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. №352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»;

2. Современный словарь иностранных слов. — М. : Рус. яз., 1993. - 740 с.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — Т. 29. — С. 152.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р 52614.2-2006.

5. Абрамова И.А. Формирование аналитической компетентности студентов инженерных факультетов вузов аграрного профиля на основе средств и методов информатики : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.02. — Омск, 2007. — 179 с.

6. Гайдамак Е.С. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования : дис. .канд. пед. наук : 13.00.02. — Омск, 2006. — 202 с.

7. Пестова С.Ю. Развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятия величины в процессе обучения информатике в основной школе : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.02. — Омск, 2006. — 22 с.

8. Картежников Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.02. — Екатеринбург, 2007. — 22 с.

9. Сенкевич Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.02. — Омск, 2001. — 21 с.

ЛЕПЕШИНСКИЙ Игорь Юрьевич, заместитель начальника военной кафедры, подполковник, соискатель кафедры методики преподавания информатики. ПОГОДАЕВ Виктор Павлович, начальник военной кафедры, профессор, кандидат технических наук, доцент, полковник.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.07.2008 г.

© Лепешинский И.Ю., Погодаев В.П.

Книжная полка

Социальная психология [Текст] : практикум: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология» / Г. М. Андреева [и др.] ; ред. Т. В. Фоломеева. — М. : Аспект Пресс, 2006. — 477, [3] с. : рис., табл. — Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-7567-0431-0.

Практикум написан авторским коллективом кафедры социальной психологии психологического факультета МГУ. Это первое учебное пособие, объединяющее методические разработки, посвященные различным социально-психологическим и исследовательским методам. В пособии представлены методы, которые широко применяются как в научно-исследовательской, так и в прикладной области современной социальной психологии. Помимо традиционных методов (контент-анализа, опроса, социометрии, групповой дискуссии) рассмотрены такие методы, как организационная диагностика, фокус-группы. Отдельно изложены принципы построения программы социально-психологического исследования. Описание каждого метода включает теоретическое обоснование, методические рекомендации и практические задания.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.