Научная статья на тему 'Благоустройство и развитие инженерной инфраструктуры жилых территорий силами предприятий авиационной промышленности Куйбышевской области в послевоенное десятилетие'

Благоустройство и развитие инженерной инфраструктуры жилых территорий силами предприятий авиационной промышленности Куйбышевской области в послевоенное десятилетие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ / АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ / ЖИЛАЯ ЗОНА / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / KUIBYSHEV REGION / AVIATION INDUSTRY / ACCOMPLISHMENT / LANDSCAPING / RESIDENTIAL AREA / PUBLIC TRANSPORT / ENGINEERING INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Илья Владимирович

Статья представляет собой анализ практических мероприятий, форм и методов благоустройства жилых территорий и развития инженерной инфраструктуры авиационными заводами Куйбышевской области в послевоенное десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Козлов Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOMPLISHMENT AND DEVELOPMENT OF ENGINEERING INFRASTRUCTURE OF RESIDENTIAL AREAS BY THE AVIATION INDUSTRY ENTERPRISES IN KUIBYSHEV REGION DURING THE POST-WAR DECADE

The article contains the analysis of practical measures and methods of the accomplishment and development of the engineering infrastructure of the residential areas by the aircraft plants in Kuibyshev region in the post-war decade.

Текст научной работы на тему «Благоустройство и развитие инженерной инфраструктуры жилых территорий силами предприятий авиационной промышленности Куйбышевской области в послевоенное десятилетие»

УДК 947

БЛАГОУСТРОЙСТВО И РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИЛЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИЛАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

© 2013 И.В. Козлов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г.Самара

Поступила в редакцию 02.11.2012

Статья представляет собой анализ практических мероприятий, форм и методов благоустройства жилых территорий и развития инженерной инфраструктуры авиационными заводами Куйбышевской области в послевоенное десятилетие.

Ключевые слова: Куйбышевская область, авиапромышленность, благоустройство территорий, жилая зона, озеленение, общественный транспорт, инженерная инфраструктура.

В годы Великой Отечественной войны строительство авиапредприятиями Куйбышевской области жилых домов велось хаотично, без определенного плана, без элементарных мероприятий по благоустройству территорий. Недостаточно были развиты сеть дорог, тротуаров, уличное освещение, ливнестоки, не хватало зеленых насаждений и т.д. При поддержке руководства авиационных предприятий в послевоенные годы начинается массовая высадка деревьев, разбивка клумб и цветников на территориях, прилегающих к заводам. Распоряжением министерства авиационной промышленности (МАП) на авиазаводах было налажено производство сантехнических изделий, чугунного литья для ограждений и стоек уличного освещения, скобяных изделий, оборудования для скверов по номенклатуре и в количестве, установленном управлением капитального строительства министерства. С целью реализации поставленных задач Главстройснаб выделял Стройтресту №11 Глававиастроя и эксплуатационно-ремонтному тресту №1 министерства необходимые материалы. Выполнение этих мероприятий контролировалось со стороны Куйбышевского филиала Гипроавиапрома1. Начальникам отделов капитального строительства (ОКС) авиазаводов было предоставлено право определять объем и очередность работ по обустройству территорий на каждый год. Титульные списки этих работ согласовывались с местными органами власти, Глававиастроем и утверждались заместителем министра авиационной промышленности. Как показал анализ, при выполнении строительных работ активное участие принимали работники цехов заводов и население, проживающее в домах предприятий. Так, например, в 1945 году на общезаводской конференции рабочих и служащих авиазавода №1 было принято решение об

Козлов Илья Владимирович, соискатель кафедры отечественной истории и археологии. E-mail: kozlovi@mail.ru

отработке каждым работником предприятия не менее 30 часов в течение летне-осеннего периода2. К мероприятиям по благоустройству прилегающей территории активно привлекали молодых сотрудников3. Приказом наркома авиационной промышленности №356 от 18 сентября 1945 г. строительные подразделения завода приступили к выполнению пунктов, содержащихся в по-ложении4. В частности, особое внимание было уделено строительству нормальной дороги от жилой зоны, где проживали работники, до самого предприятия. Увеличились объемы строительства пешеходных дорожек и тротуаров с асфальтовым, булыжным и щебеночным покрытием. Работники предприятия принимали активное участие в приведении в должный порядок дорожно-мостового хозяйства Кировского района г. Куйбышева. При этом организационно-техническая помощь в строительстве оказывалась специалистами Стройтреста №115. В период с 1946 по 1954 год силами работников предприятия было посажено 13754 шт. деревьев, 108565 шт. кустарников, высажено 106900 шт. цветов, засеяно травой газонов на площади 122265 кв. м, сделаны тротуары, пешеходные дорожки на площади 41490 кв. м, установлено ограждений 3934 пог. м6.

На авиазаводе №18 в соответствии с планом на 1946-1948 годы также осуществлялись мероприятия по озеленению территорий7. С 1949 по 1951 год силами работников было посажено 10300 шт. деревьев, 23420 шт. кустарников, сделано тротуарных дорожек на площади в 600 кв. м, а также установлено 4000 пог. м оград8. В I полугодии 1949 года в парке был оборудован летний кинотеатр на 700 посадочных мест, построена танцевальная площадка площадью 1200 кв. м и дано освещение по Заводскому шоссе9. В благоустройстве района участвовало более 10 тыс. рабочих и служащих завода. По разным домоуправлениям были построены детские площадки, спортивные городки, дорожки для пешеходов10. В 1950 году

проложили нормальную дорогу к клубу «Волга» и заводской поликлинике11. В 1951 году на мероприятиях по благоустройству территорий работниками завода было отработано 10 тыс. чел./ч., перемещено около 3500 куб. м грунта, выкопано около 3,5 км траншей, произведено обустройство сквера у клуба «Волга»12. К августу 1952 года работниками отработано во внеурочное время около 10 тыс. чел./ч., проведено 3 массовых воскресника13. С августа 1952 года по июль 1953 года во внеурочное время было отработано около 15 тыс. чел./ч. и проведено 2 массовых воскресника, выкопано около 1,5 км траншей, осуществлен план весеннего озеленения14. В 1953 году заасфальтировано 3540 пог. м дорог и отмостков15. В 1954 году заасфальтировано 7877 кв. м дорог и тротуаров16. С января по сентябрь 1955 года было отработано более 6 тыс. чел./дн. по благоустройству жилого поселка. Построено дорог, отмостков, тротуаров - 9200 кв. м, посажено деревьев - 1560 шт., кустарников - 12 тыс. шт., цветов - 125 тыс. шт., посеяно травы на площади 15 тыс. кв. м17. В 1955 году на территории домоуправления №11 было посажено 130 шт. деревьев, 450 шт. кустарников, разбиты клумбы и цветники, очищена территория от мусора, построена спортплощадка18.

Работниками завода №24 в 1946 году было начато благоустройство поселка мастеров и отработано 19 тыс. чел./дн.19 Была произведена санитарная очистка территории с широким привлечением профсоюзного актива, который отработал суммарно 14308 чел./дн.20 В 1946 году установили 190 уборных и 50 мусорных ящиков21. В период с октября 1949 года по декабрь 1950 года, выполняя принятые обязательства по благоустройству жилых поселков, было проведено 12 воскресников, в которых приняло участие около 9 тыс. человек. Посажено 1250 шт. деревьев и около 14 тыс. шт. кустарников22. Всего в 1950 году построили 9744 кв. м асфальтовых дорог и тротуаров и 5812 кв. м деревянных ограждений23. В 1951 году были построены асфальтовые тротуары от проходной завода до трамвайной остановки. По благоустройству жилых поселков рабочими и служащими завода было отработано 12 тыс. чел./дн.24 В 1953 году было посажено 2815 шт. деревьев и 11510 шт. кустарников. Для ограждения зеленых насаждений изготовлено и установлено 5000 пог. м деревянного штакетника25. В 1955 году покрыли асфальтом 5295 кв. м дорог и тротуаров, посадили 2169 шт. деревьев и 9152 шт. кустарников, установили 9079 пог. м штакетни-ка26, а также заасфальтировали площадку у остановки электропоезда на 139-м километре и расширили Кировское шоссе27. По плану на 1955 год было запланировано привести в нормальное состояние дорогу до вновь построенных домов на улице Каховской28.

В 1948 году к благоустройству территорий завода «Гидроавтоматика» привлекались работники

Стройтреста №1129. Рабочими и служащими завода в 1950 году на территории вновь строящегося поселка было посажено 100 шт. фруктовых деревьев, 50 шт. декоративных деревьев, проложено 300 пог. м дорожек и установлено 10 скамеек для от-дыха30. В 1951 году план по озеленению территории был выполнен полностью31. В 1953 году посажено 200 шт. деревьев, 1705 шт. кустарников32. Жильцы заводских домов привлекались для оказания помощи при проведении ремонта и благоустройства территорий33. В 1955 году в соответствии с планом Кировского райисполкома г.Куйбышева были проведены все работы по благоустройству34. Посажено 1420 шт. кустарников, высажено газонной травы на площади 3100 кв. м, и отремонтировано 185 кв. м тротуаров35.

На заводе «Авиаагрегат» с 1945 по 1953 год работниками было посажено 6315 шт. деревьев и 13870 шт. кустарников36. С 1950 по 1953 год засеяно газонов на площади 4700 кв. м, проложены тротуарные дорожки на территории в 5060 кв. м, и установлено 5650 пог. м оград37. Во II полугодии 1947 года был огражден прилегающий к клубу завода сквер38. В 1949 году на территории сквера у клуба была построена танцплощадка площадью 130 кв. м и установлены скамейки39. В 1951 году на благоустройство жилфонда было выделено 125 тыс. руб. и отработано 26182 чел./дн. На 98544 руб. была заасфальтирована дорожка по ул.Воронежской40. В 1952 году по благоустройству территории сотрудники отработали 2 тыс. чел./дн.41 В 1953 году построили 3 капитальные выгребные ямы и распланировали 1500 кв. м территории42.

На благоустройство жилой зоны Кировского района г.Куйбышева исполком горсовета ежегодно выделял денежные средства. Планы благоустройства района на каждый год включали: строительство дорог и тротуаров с асфальтовым покрытием, планировку, ограждение и увеличение зеленых насаждений (посадка деревьев и кустарников), благоустройство территорий детских садов и детских яслей, а также планировку, устройство детских площадок и их озеленение43. Например, только в 1951 году силами и средствами промышленных предприятий в Кировском районе была произведена посадка 20237 шт. деревьев, построено 28307 пог. м ограждений44.

Развертывание масштабного жилищного строительства в послевоенные годы сопровождалось развитием необходимой инженерной инфраструктуры. Для повышения качества обслуживания населения руководством страны было предусмотрено расширить существующие коммунальные предприятия и построить за пятилетие водопровод в 16 городах, канализацию в 13 городах, трамвайное сообщение в 8 городах и троллейбусное сообщение в 20 городах.45 Для улучшения обслуживания населения в 19461949 годах было восстановлено и построено в

городах и рабочих поселках 185 водопроводов, в 27 городах введено трамвайное и троллейбусное сообщение и многие другие объекты жилищ-но-бытового обслуживания населения46. Об улучшении бытовых условий трудящихся говорит то, что общий объем продукции и услуг коммунальных предприятий только по РСФСР вырос в первую послевоенную пятилетку на 66% и превысил довоенный уровень на 22%, в том числе по водоснабжению на 40%, по подведению канализации на 28%, по предоставлению прачечных услуг на 20%, по электрическому и газовому снабжению - более чем вдвое47.

Проведенное исследование показало, что важным направлением в улучшении бытовых условий работников предприятий становится газификация, начавшаяся в Поволжье в первое послевоенное пятилетие. В 1949 году началась газификация квартир трудящихся г.Куйбышева48. Распоряжением Совета Министров СССР №7 942-р от 30 мая 1950 г. МАП совместно с подведомственными предприятиями произвели в г.Куйбышеве за счет своих средств работы по газификации квартир своих сотрудников. Контроль над выполнением был возложен на управляющего первым эксплуатационным трестом49. В 1950 году протяженность газовых сетей в г.Куйбышеве составила почти 250 км. За годы послевоенной пятилетки в Куйбышевской области было газифицировано 10 тыс. квартир50. Газификация квартир производилась в соответствии с утвержденными горисполкомом титульными списками51. Строились новые водопроводы и канализационные сети, усилилось внимание к вопросам энергоснабжения52. Параллельно с газификацией шла работа по теплофикации домов. К концу послевоенной пятилетки протяженность тепловых сетей в г.Куйбышеве достигла 23 км и было подключено 528 зданий против 218 в 1947 году53. Уже в 1946 году силами работников авиазавода №1 был сделан водопровод и электроосвещение центрального проезда, также были смонтированы водопровод и наружное электроосвещение у жилых домов в Соцгороде, проведена телефонизация и начаты работы по радиофикации54. В 1948 году было сделано центральное отопление в двух домах на площадке рядом с заводом и проложен новый водопровод на территории второго домоуправления и Юнгородка55. К 20 декабря 1949 года было газифицировано 109 квартир56. За весь 1949 год было газифицировано 300 квартир в жилфонде завода и теплофицировано 33 шлакобетонных дома57. В 1950 году руководство предприятия выделяет 2 млн. руб., на которые было газифицировано 209 квартир58. Приказом министра авиационной промышленности СССР №304 от 9 мая 1951 г. «О повышении благоустройства жилых домов и территории жилых кварталов» все дома, подведомственные авиазаводу № 1, ранее отапли-

ваемые местными котельными, переводились на отопление от ТЭЦ59. Кроме того, было газифицировано 811 квартир, теплофицировано 120 домов и подключено к канализационной системе 15 домов существующего жилого фонда60. В 1953 году устанавливается газовая аппаратура и газовые счетчики в домах завода61.

На авиазаводе №18 по плану в 1949 году на теплофикацию, газификацию, водопровод и канализацию было выделено 4500 тыс. руб.62. К концу I полугодия 1949 года практически были закончены внутренние работы по теплофикации домов на площадке около завода63. По плану на

1950 год на территории поселка индивидуальных домов (возле станции Сортировочная) было предусмотрено построить в I полугодии водопровод с установкой водоразборных колонок и пожарных гидрантов64. К сентябрю 1950 года было вырыто 3500 м траншей под теплоцентраль и газификацию квартир, спланирована внутренняя разводка газопровода в 350 квартирах65. За 10 месяцев

1951 года теплофицировано 32 дома, подведен водопровод и канализация к 12 домам, газифицировано 2 котельные и кухни детских учреждений, в которых было установлено 200 газовых и 350 электрических счетчиков66. В 1951 году работниками авиазавода №18 было смонтировано 6 км электролиний в индивидуальном поселке и в общежитиях67. В I полугодии 1952 года, в том числе на работы по теплофикации и газификации существующего жилья, было выделено 6 700 тыс. руб.68 В 1952 году было радиофицировано 3175 кв. м, теплофицировано 25 домов, проведена канализация в 10 домах и проведено 4,575 км внешнего газопровода. Общие затраты составили 6 млн. руб.69 В 1953 году было теплофицировано 4 дома площадью 1072 кв. м, газифицировано 2 дома площадью 640 кв. м, проведен водопровод и канализация в 4 дома площадью 1500 кв. м, смонтировано 5 капитальных санузлов, 10 капитальных выгребных ям. Были отремонтированы и расширены 2 котельные, установлены 2 водоразборные колонки70. В 1955 году планом было предусмотрено газифицировать 92 объекта71.

Затраты на коммунальное строительство завода №24 уже в 1946 году включали работы по водопроводу и благоустройству поселка мастеров, а также по теплотрассе Кировского района, переданной предприятию по приказу министер-ства72. В результате было построено 870 пог. м водопровода и смонтировано 5,8 км низковольтной электросети73. В 1946 году построили 1500 пог. м теплотрассы из запланированных 3000 пог. м74. Работниками завода был произведен монтаж уличного освещения и установлена трансформаторная подстанция75. В 1947 году окончательно смонтировали водопровод к поселку мастеров завода и внутриквартальные водопроводные сети. По состоянию на 1 января 1947 года 38,7% жилого фонда предприятия было оборудовано водо-

проводом и канализацией, 27,9% - центральным отоплением и 100% - электричеством76. Было продолжено строительство главной части теплотрассы Кировского района77. В 1949-1950 годах теплофицировано и газифицировано 550 квартир78. По состоянию на 1 января 1950 года водопроводом и канализацией было оборудовано 39,7% жилого фонда, центральным отоплением -34,6%, газом - 8,4% и электричеством - 100%79. В 1950 году на газификацию и теплофикацию по фактической стоимости было потрачено 1431 тыс. руб.80. Всего в 1950 году построено 4 магистральные водопроводные сети - 5475 пог. м и более 1500 пог. м внутриквартальных водопроводных сетей81. По состоянию на 1 января 1951 года жилой фонд был оборудован на 43,4% водопроводом, на 39,7% канализацией, на 40% центральным отоплением, на 26,5% газом и на 100% электриче-ством82. На 1 декабря 1951 года было теплофицировано 27 домов, или 81% к плану, и газифицировано 247 квартир в Соцгороде, что составило 69% от плана83. Проложено 1640 пог. м магистральных канализационных сетей и 1480 пог. м внутриквартальных сетей канализации, 1400 пог. м теплосети, газифицировано 503 квартиры и построено 1766 пог. м газопроводов84. В 1952 и 1953 годах было газифицировано 160 квартир и теплофицировано 24 дома85. В 1953 году теплофицировали 3 дома, оборудовали водопроводом и канализацией 1 дом. Установили 300 электросчетчиков и дополнительно 60 светоточек уличного освещения86. В 1954 году было теплофицировано 22 дома на Калининградской улице, 23 квартиры в доме №60 по Красноармейской улице87. В 1954 году проводились работы по подготовке и монтажу центрального отопления механических мастерских Михайло-Лебяжской МТС и в Доме культуры районного центра88.

Работниками завода «Гидроавтоматика» в 1948 году был выполнен на 100% план по капитальному строительству наружного водопровода и канализации, эксплуатацию которых передали местному Водоканалтресту. Работы по возведению трансформаторного киоска выполнили на 45,5%89. В январе 1950 года газифицировали 12 квартир90. До конца 1951 года было установлено 15 электросчетчиков91.

На заводе «Авиаагрегат» во втором полугодии 1947 года было увеличено количество световых точек уличного освещения92. В 1948 году произведено уличное освещение кварталов, общественных мест, коридоров, где установлено около 300 электроламп93. В 1950 году было газифицировано 64 квартиры94. В 1951 году газифицировали 10 домов и во всех местах общего пользования появилось электрическое освещение. Все дома и бараки были обеспечены электроэнергией95. Работниками завода к скверу клуба было проложено 380 пог. м водопровода96. В 1953 году был произведен капитальный ремонт

водоразборных колонок, что обеспечило бесперебойное снабжение водой населения97. В 1953 году подведено центральное отопление к 50 домам и к одному дому - водопровод и канализа-ция98. В 1953 году все вновь построенные дома были уже оборудованы водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газом, электричеством и радио99. В 1954 году был теплофицирован весь капитальный жилфонд завода100.

В ряде районов города, вследствие увеличения потребления воды промышленными предприятиями, образовался недостаток водоснабжения как предприятий, так и населения, проживающего в прилегающих к этим предприятиям районах (поселок им. Шмидта, район Кабельного завода, поселок имени Кузнецова, Хлебная площадь и т.д.). В соответствии с решением горисполкома №410 от 20 августа 1956 г. и №607 от 25 октября 1956 г. руководители промышленных предприятий и учреждений должны были построить в 1956-1957 годах водопроводные магистрали в заводских поселках индивидуальной зас-тройки101. Например, авиазавод №1 должен был построить своими силами 1 км водопроводных сетей в поселке Зубчаниновка и проложить 600 пог. м трубы диаметром 300 мм102.

В целом, как показал анализ, в послевоенное десятилетие авиационными предприятиями Куйбышевской области была проведена значительная работа по улучшению жилищно-бытовых условий работников. При этом руководство предприятий опиралось на поддержу местных органов власти, что позволило оперативно решать текущие задачи. Наряду с развитием инженерной инфраструктуры в достаточно короткие сроки удалось значительно улучшить благоустройство жилых массивов и подведомственных авиазаводам территорий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.4. Д.19. Л.8.

2 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.4131. Оп.1. Д.102. Л.178; ГУСО «ЦГАСО». Ф.Р-3562. Оп.2. Д.93. Л.5.

3 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4189. Оп.1. Д.14. Л.51; Д.45. Л.37.

4 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.18. Л.7.

5 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.18. Л.7.

6 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.1. Д.113. Л.36; Оп.2. Д.37. Л.15; Д.44. Л.27; Д.51. Л.32-34; Д.64. Л.21; Д.71. Л.40, 43, 44; Д.78. Л.10, 11.

7 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.35. Л.23; Д.44. Л.25-28.

8 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.2. Д.274. Л.43; Д.317. Л.43; Оп.3. Д.1. Л.42; ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.72. Л.14.

9 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.2. Д.274. Л.43.

10 Там же.

11 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.2. Д.317. Л.43.

12 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.3. Д.1. Л.42.

13 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.3. Д.2. Л.42.

14 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.6. Д.1. Л.58.

15 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.101. Л.10.

16 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.111. Л.13.

17 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.10. Д.1. Л.53.

18 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1830. Оп.2. Д.23. Л.33.

19 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.15. Л.16; Оп.6. Д.1. Л.9.

20 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.1. Л.95.

21 Там же. Л.117.

22 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.9. Л.33.

23 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.169. Л.33.

24 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.74. Л.39; ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.12. Л.40, 41.

25 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.190. Л.38.

26 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.25. Л.46.

27 Е. Кульмизева, депутат райсовета. Забота о трудящихся - закон социализма // Газета «Фрунзенец». №96 (5212), суббота, 3 декабря 1955 года.

28 П. Иванов, старший мастер. Благоустроить подход к домам // Газета «Фрунзенец». №84 (5200), суббота, 22 октября 1955 года.

29 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.2. Д.42. Л.2.

30 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.1. Д.22. Л.12.

31 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.1. Д.36. Л.7.

32 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.1. Д.68. Л.6.

33 Там же. Л.7.

34 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.1. Д.91. Л.5.

35 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.1. Д.103. Л.12.

36 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.1. Д.61. Л.40; Д.80. Л.37; Д.80. Л.37; Оп.3. Д.23. Л.28, 39; Д.32. Л.33; Д.41. Л.29, 30; ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 7347. Оп.1. Д.59. Л.35; Д.68. Л.138; Д.75. Л.135; Д.83. Л.42; Д.100. Л.148.

37 ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 7347. Оп.1. Д.75. Л.135; Д.83. Л.42; Д.100. Л.148; ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.23. Л.28, 39; Д.32. Л.33; Д.41. Л.29, 30.

38 ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 7347. Оп.1. Д.59. Л.35.

39 ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 7347. Оп.1. Д.68. Л.138.

40 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.23. Л.39.

41 ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 7347. Оп.1. Д.100. Л.148; ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.32. Л.33.

42 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.41. Л.29, 30, 58.

43 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.41. Л.29, 30, 58; Ф. Р-4189. Оп.1. Д.29. Л.79; Д.45. Л.35; ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 1776. Оп.3. Д.35. Л.20, 60, 61; Ф. 3409. Оп.1. Д.2. Л.69; Д.22. Л.26-28; Д.25. Л.12, 26.

44 ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 1816. Оп.27. Д.32. Л.158.

45 Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. М., 1946. С.49-50.

46 Мстиславский П.С. Неуклонный подъем благосостояния Советского народа. М., 1952. С.75.

47 Там же.

48 Соболев И.М. Город Куйбышев и Куйбышевская область за 40 лет Советской власти. Цифры и факты. Куйбышев, 1958. С.41.

49 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.46. Л.10а.

50 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.1. Л.63. 1951; ГУСО «СОГАСПИ». Ф.656. Оп.77. Д.170. Л.7-8.

51 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1776. Оп.3. Д.35. Л.73.

52 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.53. Л.16.

53 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.656. Оп.77. Д.170. Л.7, 8.

54 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.1. Д.113. Л.36.

55 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.37. Л.15.

56 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.1. Д.279. Л.8.

57 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.44. Л.24; Д.51. Л.31.

58 Сталинец. 1950. 21 января; ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.1. Д.279. Л.7.

59 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.53. Л.16.

60 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.53. Л.16; Ф. Р-4189. Оп.1. Д.45. Л.137.

61 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.71. Л.44.

62 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.53. Л.22.

63 ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 5692. Оп.2. Д.274. Л.43.

64 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.61. Л.17.

65 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.2. Д.317. Л.43.

66 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.72. Л.14; ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.3. Д.1. Л.41.

67 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.3. Д.1. Л.42.

68 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.3. Д.2. Л.40, 41.

69 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1830. Оп.2. Д.7. Л.97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3454. Оп.3. Д.101. Л.10.

71 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.5692. Оп.10. Д.1. Л.52.

72 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.15. Л.10.

73 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.1. Л.117.

74 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.15. Л.17.

75 Там же. Л.16.

76 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.13. Л.22.

77 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.50. Л.19.

78 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.6. Л.25; Д.9. Л.32; ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.1. Л.31.

79 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.119. Л.31, 32.

80 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.169. Л.6, 7, 16, 18.

81 Там же. Л.33.

82 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.166. Л.30.

83 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.74. Л.39; ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.12. Л.40.

84 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.2. Д.169. Л.34.

85 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-2453. Оп.6. Д.18. Л.61; ГУСО «СОГАСПИ». Ф. 1768. Оп.5. Д.138. Л.34.

86 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.190. Л.38.

87 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.233. Л.29.

88 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.1768. Оп.5. Д.190. Л.13.

89 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.2. Д.42. Л.1.

90 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.1. Д.22. Л.12.

91 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-4956. Оп.1. Д.36. Л.7.

92 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.7347. Оп.1. Д.59. Л.35.

93 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.7347. Оп.1. Д.68. Л.138.

94 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.7347. Оп.1. Д.75. Л.135; ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.16. Л.29.

95 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.16. Л.41.

96 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.23. Л.39.

97 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3442. Оп.3. Д.41. Л.28.

98 Там же. Л.16.

99 Там же. Л.58.

100 ГУСО «СОГАСПИ». Ф.7347. Оп.1. Д.108. Л.52.

101 ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-3562. Оп.2. Д.109. Л.30, 31.

102 Там же.

ACCOMPLISHMENT AND DEVELOPMENT OF ENGINEERING INFRASTRUCTURE OF RESIDENTIAL AREAS BY THE AVIATION INDUSTRY ENTERPRISES IN KUIBYSHEV REGION DURING THE POST-WAR DECADE

© 2013 I.V. Kozlov

Volga Region State Social-Humanity Academy, Samara

The article contains the analysis of practical measures and methods of the accomplishment and development of the engineering infrastructure of the residential areas by the aircraft plants in Kuibyshev region in the post-war decade.

Key words: Kuibyshev region, aviation industry accomplishment, landscaping, residential area, public transport, engineering infrastructure.

Ilya Kozlov, Applicant for the Russian History and Archeology Department. E-mail: kozlovi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.