Научная статья на тему '\ благотворительность \ исток Нила Чудотворца'

\ благотворительность \ исток Нила Чудотворца Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
154
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ благотворительность \ исток Нила Чудотворца»

\ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ \

Исток

Нила чудотворца

Ольга КАМЕНЕВА

«Вложили деньги в вечность», — так говорят монахи Ниловой пустыни о купцах, которые возводили храмы обители в дореволюционное время. Сегодня уникальный островной монастырь на озере Селигер нуждается в финансовой поддержке. Ожидает благотворителя и главная святыня этих мест — разрушенный в 30-е годы XX века Иоанно-Покровский храм над кельей преподобного Нила Столобенского.

«Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. 20,35

Хрустальным куполом России, землей Истока называют среднюю полосу нашей страны на юго-восточных склонах Валдайской возвышенности, на стыке Новгородской, Тверской и Смоленской областей. Здесь, в Око-вецких лесах берут начало три реки — Волга, Днепр, Западная Двина. Здесь расположена цепочка серебристых озер, главное из которых — Селигер — обнимает своими тихими плесами 160 островов и множество живописных мысов — места сплошь рыбные, грибные и ягодные.

Озеро обрамляют песчаные пляжи, высокие и стройные, как восковые свечи, сосны с пушистыми сизыми кронами, сквозь которые в хорошую погоду пробиваются фейерверки солнечных лучей. Наблюдая причудливую игру света и тени, Иван Шишкин делал на Городомле (втором по величине селигерском острове) зарисовки к картине «Утро в сосновом бору».

Воду из озера местные жители, как и много лет назад, употребляют в сыром виде. Приезжие — кипятят и тоже пьют. Очень хороша, например, уха на селигерской воде.

«Здешние жители — первые рыбаки губернии и России», — писал

А. Островский.

PH0T0XPRESS.RU

Похожие на поверженных змей копченые угри, «шоколадные» лещи, линь, судак — ходовой товар на побережье. «Здешние жители — первые рыбаки губернии и России», — писал в своем дневнике Александр Островский, посетивший Осташков в 1856 году и, видимо, отведавший селигерские деликатесы — пироги с ершами, налимами и налимьими молоками, жаркое из лещей и язей, жареную плотву и уклейку.

Селигер нередко сравнивают с евангельским Генни-саретским озером на Святой земле, по водам которого ходил Спаситель, и где Он призвал на апостольское служение рыбаков, сделав их «ловцами человеков». Сам воздух напоен здесь духом хлада тонка — морской свежестью, едва уловимыми ароматами хвои и ладана. В разное время на островах и берегах озера действовало 13 православных монастырей (сегодня — три: Волго-Верховский Ольгинский у истока Волги, Нилова Пустынь на острове Столобный в восьми километрах от Осташкова и Житенный женский монастырь в самом городе).

В 1821-1833 годах в Ниловой пустыни был реализован проект известного столичного архитектора француза Иосифа Шарлеманя, предназначенный для Исаа-киевского собора в Санкт-Петербурге, но занявший на конкурсе только второе место. Душа замирает, когда смотришь сегодня на сверкающие на солнце золотые шпили Архиерейской пристани и Светлицкой башни, колокольню, отдаленно напоминающую Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, залитые светом белоснежные классические колонны шестикупольного Богоявленского храма.

А ведь в 1991 году, когда поруганная обитель была возвращена Церкви, территория монастыря напоминала послевоенный пейзаж — братские корпуса лежали в руинах, под куполом Богоявленского собора летали птицы. Анатолий Приставкин писал тогда в журнале «Огонек»: «Мы должны восстановить селигерское чудо, чтобы стать лучше, чтобы поверить в себя. И тогда вернется на нашу истерзанную землю Божья благодать, и если не мы, то наши дети увидят снова, как, пестря всеми цветами радуги, встретит их Столобенский остров и колокольный благовест разнесется над вечными водами Селигера».

Город на острове Столобный

С архимандритом Аркадием (Губановым), и.о. наместника Ниловой пустыни, мы беседуем в только что отремонтированном корпусе монастырской гостиницы. «Пожалуйста, закусываете, Успенский пост закончился», — батюшка приглашает нас к чаю.

На столе — воздушные ватрушки с творогом и брусникой, покрытое капельками росы свежее масло, сметана,

№Г

4. —., 1и1 £ С -—\ ЬР— ■

п __ I —

> '-пг

ЦШ

иш

__■ -==У— -

ФОТОБАНК ЛОРИ

сыр, сверкающая склянка с медом. Все — продукты натурального хозяйства обители, в котором есть своя пасека, коровник, огород.

45-летний архимандрит Аркадий руководит реставрационными работами монастыря с 2003 года, за что получил специальный титул Строителя обители. Два последних года он исполняет обязанности наместника (80-летний настоятель архимандрит Вассиан (Шуста) по состоянию здоровья проживает в Осташкове).

— Отец Аркадий, монастырь хорошеет на глазах, но дел, судя по всему, еще много. Какова общая стоимость восстановительных работ в Ниловой пустыни?

— Когда начиналось восстановление монастыря, мы считали — только если делать фасады, укреплять фундаменты зданий — требовалось около 1 млрд. руб. Сейчас корпуса в основном отремонтированы, мы строим большую трапезную на 200 человек, братский корпус. У нас около 30 трудников, 50 человек братий — монахи, послушники, кандидаты. Братских, гостиничных корпусов не хватает.

Святой покровитель Селигера

Преподобный Нил Столобенский, великий аскет, пустынник и столпник, родился в конце XV века в Жа-бенском погосте Новгородской области (ныне — пограничный с Осташковским Фировский район Тверской области). После смерти родителей ушел в Псковские земли, в монастырь Иоанна Богослова в Крыпицах. Здесь принял постриг с именем Нила, в честь подвижника горы Синайской, стоявшего у истоков христианского монашества. Высокая подвижническая жизнь преподобного Нила

в Крыпецах, соединенная с кротостью, смирением, послушанием, скоро была замечена братией. Не желая похвалы людей, преподобный испрашивает благословение

уйти в пустынь. 13 лет он подвизался в лесу на берегу реки Серемхи в 25 верстах от Столобного, близ д. Красуха. Затем в поисках уединения поселился на о. Столобный, где ныне находится монастырь Нилова пустынь. Здесь преподобный прожил 27 лет (с 1528-го вплоть до своей кончины в 1554 году). С терпением перенося скорби и лишения, он молился перед образом Богоматери Владимирской, которая впоследствии получила название Селигерская. В общей сложности 40 лет святой не ложился на спину для отдыха, постоянно находясь в умной сердечной молитве. В случае крайнего изнеможения подвижник опирался на деревянные крюки, вбитые в стену кельи. Монастырь Нилова пустынь возник через 40 лет после кончины преподобного, в 1594 году.

— Есть ли у монастыря постоянный источник финансирования?

— А вот — кружка. Нам маленько помогают в реставрации — фонд «Культурное возрождение России» при Патриархии. Но это очень немного. Например, на крышу над трапезной выделили 1,5 млн., а надо было пять. Но мы все равно программы эти подписываем и добавляем свои деньги.

— Какие из храмов требуют первоочередного восстановления?

— Главное — это Богоявленский собор, который надо расписывать. Второй очень важный момент — это возрождение храма над кельей преподобного Нила — Иоанно-Покровского собора. (Двухэтажная пятикупольная церковь была разрушена в 30-е годы XX века, когда на территории обители разместили колонию для малолетних преступников. Кирпич тогда высыпали в Селигер — таким образом строили дамбу, ныне соединяющую о. Столобный с полуостровом Светлица — ред.). Там жил преподобный, была пещера, колодец. В пещере стояла чудотворная ростовая статуя Нила Столобенского, которая сейчас хранится в Осташкове, надо бы ее перевезти.

— Батюшка, а келью преподобного Нила не планируете воссоздать? Сделать историческую ретроспективу — чтобы человек мог войти, постоять, прочувствовать жизнь столпника?

— Со временем, с Божией помощью, потихонечку...

Пещера была на месте Иоанно-Покровского храма, сегодня расчищен его фундамент — документы для восстановления готовы, уже нашелся человек, который хотел возглавить процесс, но кризисная ситуация помешала.

Сейчас есть более насущные проблемы. Это, во-первых, размещение паломников. В большие праздники здесь ночует по 500 человек, на полу, в церкви. Самое главное — инфраструктура: трапезная, гостиница. Музей необходимо формировать. Это важный воспитательный момент. Надо восстанавливать историческую библиотеку монастыря, который уже в XVII веке был крупным просветительским центром всего Верхневолжья.

Благотворителей всех обычно пугают объемы. Приходят в Нилову пустынь: «О-о-о-о-о... Целый город».

Архимандрит Аркадий — Строитель Ниловой Пустыни.

Иоанно-Покровский храм (обведен красным) над кельей преподобного Нила был разрушен в 30-е годы XX века. Кирпич высыпали в Селигер для строительства дамбы.

Я когда сам приехал, посмотрел: с какого конца начинать, даже в голову не приходит. В этом здании было несколько окошек, разруха, сугробы снега, обогреватель в каждой келье стоял, пробки постоянно выбивало. Огромное количество уголовников здесь жило.

— Уголовники — в монастыре?

— Да. Они после тюрем шли, и здесь для них была вольница — ни ворот, ни охраны, а братия даже пряталась в подвалах. Пришлось устроить Варфоломеевскую ночь, когда я вызвал милицию, и всех «элементов» просто-напросто выдворяли восвояси.

Мне тут чем только не угрожали — всеми карами небесными, точнее земными: «Ты — покойник!».

Сейчас милицию поставили — объект очень важный, святынь много, мало ли что.

— Сегодня трудников всех принимаете?

— Нет, не всех. Если человек говорит, что будет жить по уставу, не станет нарушать канонов и правил, то благословляем на проживание. А если человек продолжает жить своей жизнью: пить, гулять, дебоширить — конечно, его здесь не будет. Хотя у нас есть и братия из уголовников бывших. Отец Василий, например, 30 лет отсидел, здесь на малолетке еще был..

— Изменил свою жизнь?

— Иноком стал, конечно изменил. Такой смиренный, любимец кошек — он их кормит, каждую знает, идет из трапезной, они бегут к нему. Бывают у него какие-то всплески, но он быстро приходит в разум истинный. Я ему говорю: «Ты знаешь, кто ты? Ты — монах...»

Отрекаясь от мира и всех суетных попечений, монах приобретает бесценное время для познания смысла и цели человеческой жизни — быть соработником Богу в деле своего спасения от всякого зла, погибели. Ведь если христианин не станет соработником Богу, не будет стараться, по крайней мере, признаться самому себе в ограниченности своих человеческих сил, то Господь не спасет — сердце такого человека будет закрыто для Слова Божия.

В монастыре есть монахи и с высшем образованием, кандидаты наук, профессор. Именно здесь эти люди обрели полноту жизни в своем устремлении к святости, тому возвышенному евангельскому состоянию духа, когда совесть спокойна, тому нравственному совершенству, когда душа сливается с гармонией Замысла Бога о мире и человеке. Но чтобы достичь такого умиротворения, нужен упорный и постоянный труд приближения к Богу: через участие в Таинствах исповеди и причастия, молитвах, чтении Священного Писания.

«С преподобным преподобен будеши»

— Отец Аркадий, пятый год на озере близ Ниловой пустыни проходят палаточные стоянки общественного молодежного движения «Наши». В этом году формат мероприятия был изменен на образовательный, около 50 тыс. студентов жили в селигерских лесах — их учили быть лидерами. Что вы думаете по поводу возможного участия монастыря в молодежных мероприятиях?

— Монастырь и так уже в этом деле участвует, принимая нашу молодежь, отдав эти земли в аренду для студенческого палаточного городка, а также молясь за всех.

Дело хорошее и нужное, так как мероприятие проходит рядом со святыней. Не случайно движение связано с перспективами развития России. А Церковь всегда была вне времени и пространства, свидетельствовала о вечных ценностях. Радует и то, что среди общего состава участников форума успешно действует и православное движение ребят.

Молодежь приходит, помогает в меру своих возможностей, освящается колокольным звоном, кто-то на службу заходит, на молебен. Я считаю — слава Богу. Сказано же: «С преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26-27), а тут происходит принятие благодати Духа Святого.

— Селигер освящается?

— Конечно, освящается. Исток Волги по традиции освящается владыкой в конце мая. Селигер — на Крещение. Люди все купаются с удовольствием, в любую погоду. Также как и в Оковецком источнике — там находится наше подворье — чистейшая вода идет из-под земли в объеме 6 кубов в минуту, такая благодать... Это настоящее чудо природы не только Тверского края, но

и всей России.

— Есть ли у вас возможности и намерение заниматься воцерковлением школьников, студентов, их нравственным воспитанием?

— Пока такой возможности у нас нет — для таких программ нужна инфраструктура. Сегодня у нас есть гостиница для паломников, которые приехали и уехали. Нынешняя трапезная — это приспособленное помещение, не стационарное.

Но при создании нормальных условий: питания, круглогодичного проживания, по мере обустройства классов для семинаров, музея — образовательные программы планируются. Сейчас это потихоньку все проходит, в меру наших сил. Но в идеале это система, которая должна иметь специальную братию и научную базу.

Через нас и так проходят сегодня десятки и даже сотни людей без определенного места жительства, без определенного уклада своего бытия, которых мы одеваем, обуваем, лечим. Сегодня, например, ехал, одна мама слезно просила: «Ребенок болеет, стал употреблять наркотики, возьмите его, пожалуйста, пусть поживет в монастыре». Таких много.

— Взяли?

— Взяли, конечно, привезли сюда. Но тоже ведь задача теперь — ребенок в миру не знал, что такое монастырь, попал как в Берендеево царство.

Здесь на святом острове мы помогаем молодым людям воцерковиться. Большинство из них впервые ис-поведываются, анализируют свою прежнюю горькую жизнь, признают ошибки.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике писал: «Ощущал я тысячекратно, что после Причастия Святых Тайн Господь подавал мне как бы новую природу духа, чистую, добрую, величественную, вместо нечистой, унылой и вялой, малодушной, мрачной, тупой, злой. Я много раз изменялся, чудным великим изменением на удивление самому себе». Так и эти молодые ребята после Причастия изменяются, в глазах появляется желание жить по совести, по христиански.

— Сегодня много говорится о социальной ответственности бизнеса. Что вы думаете по этому поводу?

— К сожалению, сейчас мир выбирает совершенно другое — жизнь по своему состоянию. У меня есть возможность финансовая? Я живу на эту возможность. А ведь если мне Бог дает эти возможности, я должен их направлять в том числе на помощь ближним. Как вот, например, Нилова пустынь — богатейший монастырь — деньги до революции вкладывал в то, чтобы люди могли строить кирпичные дома (большевики, которые искали ценности, обнаружили здесь акции Осташковского народного банка). Крестьяне имели возможность взять кредит, построить дом и в нем жить. Было огромное количество процветающих хозяйств, семей вокруг центра духовного и экономического.

Ты говоришь: «Это — мое». А это не твое, тебе Бог дал это. Тебе Бог дал распоряжаться заводом, где работают люди. Ведь считается смертным грехом не платить заработную плату. Я понимаю, если нет возможностей, предприятие обанкротилось. Но если человек удерживает заработную плату, не выплачивает ее вовремя ради

Вниманию благотворителей

Программы, в которых монастырь приглашает принять участие благотворителей:

РИА-НОВОСТИ

Владимир Путин на студенческом форуме

«Селигер — 2009»

пообещал не

прекращать

финансировать

мероприятие,

несмотря на

кризис.

1. Ремонт и благоустройство трапезной на 200 человек с установкой современного оборудования для пищеблока.

2. Ремонт и оборудование гостиницы на 200 человек для школьников и студентов.

3. Роспись Богоявленского собора.

4. Создание музея.

5. Воссоздание библиотеки.

6. Строительство разрушенного Иоан-но-Покровского храма XVIII века на месте подвигов преподобного Нила.

7. Издание исторической и духовно-просветительской литературы, фильмов.

8. Капитальная реставрация храма Всех Святых (XVII век).

9. Благоустройство внутреннего убранства храмов XVIII века: преподобного Нила, св. Петра и Павла, Кресто-воздвиженского.

10. Приобретение большого колокола для соборной звонницы.

11. Установка больших часов с боем на соборной колокольне.

12. Благоустройство острова. Программы обустройства монастыря направлены прежде всего на скорейшее создание инфраструктуры и привлекательности обители для проведения образовательных путешествий для детей и молодежи.

Телефон для предложений о благотворительном участии в программах: 8-961-160-15-42. Инок Иоанн. E-mail: baltrus@inbox.ru Адрес монастыря Нило-Столобенская пустынь: 172757, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица. Факс: (48235)5-80-50, тел.: (48235)5-08-04. ИНН/КПП 6913005842/691301001, р/с 40703810563160100155 в Осташковском ОСБ №5640, г. Осташков, к/с 30101810700000000679 в Тверском ОСБ №8607, г. Тверь, БИК 042809679.

своих выгод, это смертный грех, который накладывает проклятье на человека в этой жизни и будущей, и который ложится на весь род. Понимаете, какая ответственность. Думают — украл, положил в карман, никто не видит. Ничего подобного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я воспитывался в простой большой деревенской семье в Клину. Бабушка была неграмотным человеком, читать не умела. Дедушка — плотник, у нас было свое хозяйство, и жили мы очень богато. Господь помогал и давал все, потому что через нас проходило очень много людей — нищих, ссыльных, которые возвращались домой.

Так вот, у нас была одна семья, про которую бабушка говорила: «Девчонки! Вы с этими ребятами не гуляйте, не ходите, счастья у вас не будет».

— А почему же счастья не будет? Может, они жениться захотят.

— Род-то у них нехороший. Они ведь в свое время (царское еще время) с кистинем под мостом стояли — деньги у людей отымали. Люди с зарплатой шли, а они отымали. Они все — проклятые. У них жизни нет. Вы выйдете за них — будете несчастными.

— Богословие деревенское...

— Почему деревенское? Это жизненное. Почему у нас в жизни бывают несчастья, а мы удивляемся. Почему мы болеем, страдаем? Потому что мы несем тот крест, который часто дарован нам нашими прародителями. Но если мы делаем это с пониманием, благодаря Бога, Господь помогает.

В 35-м, кажется, году был случай, когда священник отрекся от отца, стал счетоводом. А все, кто отрекались, обычно очень плохо заканчивали свою жизнь. Так и этот: год и или два прошли — у него рак горла, и он умер. И вот его дочка решила не выходить замуж, осталась девой (тогда монашество еще не было распространено). Она собирала ягоды, продавала, шила одежду для детей, раздавала милостыню — многодетным, больным, всем. Ее считали дурочкой деревенской, глупенькой. На самом деле она совершенно дурочкой не была, у нее были церковные книжки, она читала. И за отца, который совершил такой грех, она несла подвиг — одевала многодетных, ухаживала за больными, вела аскетический образ жизни. Она знала травы, и кто приходил за травкой полечиться, через ее руки, через ее благословение исцелялись от болезней, немощей. Ведь очень важно через

Святитель Нектарий — второй игумен Ниловой пустыни — дед выдающегося математика Леонтия Магницкого.

«Стоит ли достигать успеха ценой порока?» Инок Иоанн (Захаров) со студентами образовательного лагеря.

кого лекарство даруется. Как святые: дадут какое-нибудь маслице или водичку, и через это происходит исцеление и вразумление.

— Есть ли в монастыре чудотворные иконы?

— Икона Божией Матери Казанская, с ней связано одно удивительное событие. 11 июля 2003 года, после праздника преподобного Нила (9 июля) кто-то из паломников пожертвовал большой букет, а цветы, пока их везли из Москвы, подвяли. Их поставили в красивую вазу, но впопыхах, может, воды не налили, и они завяли полностью — стали как банный веник — головочки, листочки засохли. Когда стали прибирать, топчемся все вокруг раки, я говорю: «Ваза-то больно хорошая. Поставьте ее на подставочку, где икона, чтобы не разбить. Сейчас мы цветы переберем, выкинем совсем засохшие, а туда поставим другие». Я этим процессом руковожу, и вот, чтобы прикинуть количество цветов, которые нужно в вазу поставить, оборачиваюсь, смотрю. а эти цветы — бордовые розы — стоят с сочными листьями, с живыми головками, как только что срезанные — во всей своей красоте. Я был потрясен этим чудом...

Они стояли очень долго, их бы засушить, но я боялся. Если Господь распорядился, чтобы они процвели, вернулись к жизни, то я опасался просто над ними что-либо сделать. А потом, видимо, кто-то кому-то сказал — смотрю, ни одного цветочка.

— Разобрали?

— Да, наверное, разобрали. В память об этом событии у иконы Царицы Небесной всегда стоят живые цветы.

Быть успешным, не став порочным

Будущие проекты по воцерковлению студенческой молодежи в обители связывают с именем уроженца Осташкова, выдающегося математика России Леонтия Филипповича Магницкого. Он, как считают краеведы, приходился внучатым племянником святителю Нектарию — второму игумену Ниловой Пустыни. В этом году исполнилось 340 лет со дня рождения Магницкого.

Педагог и математик Леонтий Магницкий (16691739) по своей жизни схож с Ломоносовым: прочитав монастырскую библиотеку, юноша по фамилии Теля-шин с обозом селигерской рыбы отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Впоследствии он был представлен царю, и Петр I удивился энциклопедическим познаниям молодого человека. Помня выражение своего духовного наставника Симеона Полоцкого «Христос, как Магнит, притягивает к себе души людей», царь Петр называет Теляшина из Осташкова Магницким — человеком, который как магнит притягивает к себе знания. Именно ему было поручено написать первый учебник математики для детей. В своей «Арифметике сиречь науке числительной» (М., 1703) Магницкий широко использует русскую рукописную литературу, «математический фольклор», достижения мировой научной мысли. Именно он вводит такие понятия, как миллион, квадриллион, с его подачи математика начинает использовать арабские цифры.

В один из дней работы молодежного лагеря «Селигер — 2007» в монастыре обедали первый заместитель главы Администрации Президента Владислав Сурков и глава Федерального агентства по работе с молодежью Василий Якеменко. Когда речь зашла о Магницком,

чиновники оживились: «Это то, чем мы занимаемся. Мы Озеро Сели-

занимаемся лидерами, студентами-магнитами». гер в Тверской

Сами студенты, которые приходили в монастырь, впер- и Новгородс-

вые услышали здесь о необычном жизненном ориентире: кой областях

«Быть успешными, не став порочными». представляет

Рассказывает инок Ниловой Пустыни Иоанн (Заха- собой скорее це-

ров), сотрудник службы монастыря по связям с об- почку водоемов,

щественностью: расположенных

«Они удивились, спрашивают: один за другим

— Что это такое? в форме вытя-

— Это значит быть успешным в той области знаний, ко- нутого креста. торую выбрал, быть успешным в семейной жизни, в лич- Протяженность ной, в общественной. Но при этом не стать порочным. водного бассейна

— Тогда мы ничего не достигнем, — говорит одна де- озера с севера на вушка. юг составляет

— А стоит ли достигать успеха ценой порока? Стоит более 100 км, ли идти на компромисс с совестью ради карьерных ин- площадь — тересов? 212 кв. км, глу-

Они задумались. Интересуются: бина — до 24м,

— Что такое порок? прозрачность —

Я говорю: до 5м. В Селигер

— Все отрицательные герои Достоевского — страш- впадает 110 рек, ные исковерканные судьбы людей, которые сами уничто- вытекает жали свое человеческое счастье и святое право жить по единственная заповедям в церковной ограде — это и есть порок. речка Селижа-

На форуме ребята получили такой посыл: если у тебя ровка, которая

есть талант — мы поможем его продать. Но Евангелие вскоре присоеди-

говорит: даром получил, даром отдавай. Многие наши няет свои воды

ученые, политические деятели отдавали себя России бес- к Волге. корыстно — Магницкий, Менделеев, Столыпин, который писал: «Родина требует к себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая личная выгода омрачает душу и парализует свою работу».

ПросветительскийЦентрименисвятогоНектарияархи-епископа Сибирского и Тобольского, второго строителя Нило-Столобенской пустыни

на родине Леонтия Филипповича Магницкого, выдающегося математика России — так, по мнению отца Иоанна, мог бы называться образовательный центр в Ниловой пустыни. Программа для студентов может включать в себя богословские лекции, работу со специальными темами, оздоровительные мероприятия — поездки на исток Волги, Оковецкий источник, рыбалку, лыжные прогулки.

Дело — за созданием инфраструктуры, которая опять-таки требует крупных финансовых вливаний и ожидает своих благотворителей.

«Вложили деньги в вечность» — так говорили монахи о русских купцах, некогда построивших на свои деньги Крестовоздвиженскую церковь на монастырском кладбище, Иоанно-Покровский собор над кельей преподобного Нила. Сегодняшние меценаты имеют шанс направить средства не только в вечность, но и в свое ближайшее будущее — в воспитание детей.

«Главное завещание преподобного Нила — трудиться над своей душой, — говорит отец Иоанн. — Плоды этого завета — в людях, в их чистых устремлениях и богоугодных делах. Это — святитель Нектарий, это — его внучатый племянник Леонтий Магницкий, это — Василий Киприанов, первый организатор публичной библиотеки Москвы и России, который помог Магницкому издать и напечатать в Москве первый учебник арифметики, это — уроженец села Кравотынь на Селигере Василий Болотов, церковный историк мирового уровня.

Формула «быть успешным и непорочным» подтверждается жизнью этих людей. В благочестивых семьях детей оберегали от порочной жизни, их творческая энергия высвобождалась и таланты раскрывались во всей полноте. А первой помощницей, наставницей и хранительницей Божественной мудрости была и остается Христова

Церковь»

Как поселиться в Ниловой пустыни?

Нынешним летом в монастыре открылся круглогодичный гостиничный корпус на 160 человек. Это — одна из лучших монастырских гостиниц в России. Здесь есть многоместные комнаты для мужчин и женщин за весьма символическую плату — 300 руб. в сутки с человека, причем цена включает ужин и обед. Двухместные номера с санузлом на этаже стоят 800 руб. с человека (опять-таки включая двухразовое питание), трехместные, со своим санузлом — 850 руб. В обители по-прежнему работает скромная бесплатная гостиница на 100 мест. Телефон гостиницы: 8-909-267-24-73.

ФОТОБАНК ЛОРИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.