Научная статья на тему 'Бизнес-планирование дополнительных образовательных услуг на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения'

Бизнес-планирование дополнительных образовательных услуг на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROJECT / BUSINESS PLANNING / INNOVATION / EDUCATIONAL SERVICES / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Ольга Валерьевна

В статье представлена значимость бизнес-планирования при формировании стратегии развития организации, особенно при поиске и реализации инноваций, в том числе на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PLANNING FOR ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES ON THE BASIS OF THE SPECIAL (CORRECTIVE) EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article presents the importance of business planning in the formation of strategy of development of the Organization, especially when you search and innovation, including in the educational market.

Текст научной работы на тему «Бизнес-планирование дополнительных образовательных услуг на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения»

УДК 330.322.5

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ольга Валерьевна Титова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: ovt08@mail.ru

В статье представлена значимость бизнес-планирования при формировании стратегии развития организации, особенно при поиске и реализации инноваций, в том числе на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: проект, бизнес-планирование, инновации, образовательные услуги, экономическая эффективность.

BUSINESS PLANNING FOR ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES ON THE BASIS OF THE SPECIAL (CORRECTIVE) EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Olga V. Titova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Candidate of Engineering Sciences, associate professor, Department of business-process, tel. (383)210-95-87, e-mail: ovt08@mail.ru

The article presents the importance of business planning in the formation of strategy of development of the Organization, especially when you search and innovation, including in the educational market.

Key word: project, business planning, innovation, educational services, economic efficiency.

В условиях рыночной экономики движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям, поскольку именно на основе нововведений можно обеспечить успех и эффективность деятельности организаций и учреждений. Решение подобных задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций. Особое значение при этом приобретают инновации с мощными преобразовательными функциями. К таким инновациям, прежде всего, следует отнести новую технику и технологии, позволяющие перевести деятельность организации на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перехода в качественно новое состояние. Это обуславливает и производство новых видов продукции или услуг, определяющих в итоге успех и перспективу долгосрочного выживания [1, 2, 3].

При формировании стратегии развития организации бизнес-планирование позволяет сформировать оптимальный портфель бизнесов, определяющий траекторию развития экономически обоснованных направлений деятельности. Актуальность бизнес-планирования для организаций в рыночных условиях хозяй-

ствования не вызывает сомнений - как в текущей деятельности организаций и учреждений, так и при разработке стратегии их развития [4]. .

Объектом исследования в данной работе является муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 14 VIII вида», сокращенно МКС(К)ОУ С(К)ОШ № 14 VIII вида» (далее учреждение), на базе которой и будет реализована цель: разработка бизнес-плана по оказанию дополнительных услуг. Предметом исследования является инвестиционный проект.

Учреждение находится в г. Новосибирске, создано в 1997 г. и является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма - казенное учреждение. Код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ): 20904 - казенные учреждения. Тип - специальное коррекци-онное образовательное учреждение, осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономических деятельности (ОКВЭД): 80.21.1 - основное общее образование.

В то же время, учреждение имеет лицензию серии 54ЛО1 № 0001921 от 15.07.2014 года - «...на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении лицензии. Реализация адаптированной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью».

Формы обучения по общеобразовательным программам определяются Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее Стандарт).

Видами текущей деятельности учреждения являются:

- удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;

- коррекция отклонений в развитии учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их социально-психологическая реабилитация;

- реализация адаптированных общеобразовательных программ с учетом особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- организация инклюзивного образования, обеспечивающего равный доступ к образованию для всех учащихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- создание условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию учащихся;

- создание необходимых условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи учащимся с

тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;

- интеллектуальное и личностное развитие учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

- профориентация и профилизация образовательного процесса и

- другие виды деятельности образовательного характера.

Учреждение выполняет муниципальное задание, установленное Главным

управлением образования мэрии города Новосибирска в соответствии с вышеперечисленными видами деятельности учреждения.

Представляло интерес, выявить рыночную востребованность услуг, оказываемых в настоящее время учреждением, а также возможность расширения спектра дополнительных, платных образовательных услуг. Проведенный анализ и систематизация полученной информации о внутренней и внешней среде учреждения показали, что учреждение обладает достаточной материально-технической базой, интеллектуальными и творческими кадровыми ресурсами. Законодательная база достаточна, и позволяет реализовать проект в рамках существующей организационно-правовой формы учреждения, нормативно-правовая база требует небольшой корректировки, но в целом соответствует поставленным целям. Также в ходе анализа была выявлена потребность рынка в дополнительной занятости детей в возрасте 11-14 лет.

Анализ текущей деятельности исследуемого учреждения показал, что оно обладает всеми необходимыми ресурсами для организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг. Кадровые ресурсы обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, достаточная материально-техническая база. В то же время имеется неохваченный сегмент рынка, наличие спроса на дополнительные общеразвивающие образовательные услуги. Законодательная база позволяет учреждению данной организационно-правовой формы заниматься оказанием платных образовательных услуг и приносящей доход деятельностью, при соблюдении ряда условий и согласования данной деятельности с учредителем. Нормативно-правовая база имеется, но требует корректировки.

С целью технического, организационно-экономического и финансового обоснования проекта по организации платных услуг, необходимо было разработать бизнес-план для подтверждения экономической целесообразности его внедрения на рынке образовательных услуг г. Новосибирска.

Учреждение является казенным и находится в муниципальной собственности, следовательно, полностью финансируется из средств городского бюджета. Составлена Бюджетная смета по прогнозируемым новым видам деятельности, которая предусматривает, что все средства по данному проекту будут сначала поступать в бюджет города, а потом в рамках сметы доводиться до учреждения. Таким образом, все необходимые инвестиционные средства по данному проекту являются привлеченными средствами муниципального бюджета. Возвратные средства бюджетной системы Российской Федерации и дополнительные средства, остающиеся в распоряжении организации в связи изменениями сроков уплаты налогов и сборов: отсутствуют. Сроки реализации проекта: 01.02. 2016 года - 30.09.2016 года. Срок окупаемости проекта: 8 месяцев.

В ходе реализации бизнес-плана, помимо достижения основной цели -предусматривается обновление основных производственных фондов учреждения, а также будет решен ряд социальных задач: увеличение числа занятости учащихся; прирост заработной платы сотрудников, задействованных в данном проекте, в том числе учителей, увеличение средней заработной платы по учреждению в целом.

Бизнес-план содержит финансово-экономическую, организационную и маркетинговую информацию о проекте. Даная информация носит конфиденциальный характер и является собственностью учреждения.

Проектом предусматривается оказание следующих новых видов образовательных услуг:

- услуга «Найди себя» дает возможность, посетить все творческие студии (для возможности ознакомления и выбора предпочитаемого занятия);

- творческая студия «Волшебный сундучок» - переплетно-картонажное дело, учебная программа рассчитана на 1, 2 , 3 года обучения, индивидуальные программы, в зависимости от возраста и предпочтений потребителя;

- творческая студия игрушки «Ожившая фантазия» - изготовление игрушек всеми возможными способами: шитье, вязание, фелтинг, лепка, изготовление кукол из ткани, природных материалов и т. п., учебная программа рассчитана на 1, 2, 3 года обучения, индивидуальные программы;

- творческая студия «Бревно» - работа с деревом, столярное дело, выжигание, рисование по дереву, учебная программа рассчитана на 1, 2 , 3 года обучения, индивидуальные программы;

- творческая студия «БУМажный калейдоскОП» - все виды работ с бумагой: папье-маше, квиллинг, модульное, объемное оригами, скрапбукинг и пр., учебная программа рассчитана на 1, 2, 3 года обучения, индивидуальные программы;

- творческая студия «Вторая жизнь» - поделки из природного, «вторичного» материала, учебная программа рассчитана на 1, 2 , 3 года обучения, индивидуальные программы;

- творческая студия «Путь к сердцу - открытка» - изготовление открыток, сувениров в различных техниках, учебная программа рассчитана на 1, 2 , 3 года обучения, индивидуальные программы;

- творческая студия «Цветы жизни» - изготовление цветов в различных техниках, учебная программа рассчитана на 1, 2 , 3 года обучения, индивидуальные программы;

- услуги логопеда, первоначальное обследование текущего состояния ребенка, выявление проблемы с последующим составлением индивидуальной программы, в зависимости от логопедической проблемы;

- услуги дефектолога, первоначальное обследование текущего состояния ребенка, выявление проблемы с последующим составлением индивидуального корректирующего маршрута с учетом сложности дефекта и с разными формами проведения занятий;

- сопровождение учащихся близлежащих школ до места проведения занятий в одной из студий.

Следует отметить, что планируемые услуги являются социально-значимыми и направлены на психо-эмоциональную разгрузку ребенка, воспитание художественно-эстетического восприятия мира, всестороннее развитие, как творческой, активной личности, приобретение опыта коммуникаций в социальных микро-группах по интересам.

Ценовая политика учреждения гибкая и предусматривает использование разных методов ценообразования, так к части услуг - затратного метода, а на отдельные услуги - в основе лежит рыночный метод. Планируется также дифференцированный подход к оплате услуг, сочетающий возможность разовой оплаты посещения занятий и месячного абонемента, дифференцированно в зависимости от формы предоставления услуг - индивидуально или в группе.

Расчеты финансовой составляющей Бизнес-плана проекта подтвердили экономическую целесообразность внедрения дополнительных образовательных услуг в указанном учреждении. Проект является не только экономическим выгодным для учреждения, но и содействует решению ряда важных социальных проблем города: обеспечение наибольшего охвата учащихся дополнительным образованием, увеличение заработной платы сотрудников задействованных в проекте, а так же увеличение средней заработной платы по учреждению в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Титова О. В. Роль дисциплины «Управление инновационной деятельностью» в системе подготовки специалиста в области экономики и природопользования // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, 27 февраля - 1 марта 2013 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 4. - Новосибирск: СГГА, 2013 г., С. 230-233.

2. Титова О. В. Взаимодействие бизнеса и образования в процессе формирования востребованного и конкурентоспособного выпускника в условиях инновационной экономики // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, 3 февраля - 7 февраля 2014 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 2. - Новосибирск: СГГА, 2014 г., С. 46-50.

3. Титова О. В. Повышение эффективности деятельности ЗАО «Сибирский антрацит» путем внедрения инновационных процессов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 172-177.

4. Титова О. В. Совершенствование стратегического управления для повышения уровня конкурентоспособности ООО ТК «Аккорд» // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 167-172

© О. В. Титова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.