Научная статья на тему 'Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим'

Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
1361
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / БИОСФЕРНЫЙ ПОЛИГОН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОГРАНИЧЕННАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORY / BIOSPHERE POLYGON / STATE NATURE BIOSPHERE RESERVES / LAND PLOT / LIMITED ECONOMIC ACTIVITY / LIMITED CIVIL CIRCULATION

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Лунева Елена Викторовна

В статье дано оригинальное понятие биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Под ним автор понимает особо охраняемую природную территорию, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования, являющуюся частью государственного природного биосферного заповедника, образованную из земельных участков, вновь присоединённых к его территории в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы. Сформулированы авторские предложения по внесению законодательных изменений и дополнений, связанных с образованием и функционированием биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. В частности, предложено запретить образовывать биосферные полигоны из земельных участков, выделенных из состава государственного природного биосферного заповедника. Сделан вывод о том, что правовой режим биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника является запретительно-дозволительным, поскольку в границах такой особо охраняемой природной территории разрешена только ограниченная хозяйственная деятельность, а земельные участки в её составе в особых случаях включаются в ограниченный гражданский оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Лунева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper proposes an original concept of biosphere polygon. The author defines it as a specially protected natural area, with differentiated regime of protection and use in particular, which is a part of the state nature biosphere reserve formed by land plots newly attached to its territory for the purpose of scientific research, state ecological monitoring, as well as testing and introduction of the methods for sustainable environmental practices that are environmentally friendly and do not deplete biological resources. The conclusion is made that the legal regime of the biosphere polygon in the state nature biosphere reserve is prohibitive-permissible, because only limited economic activity is allowed within the borders of this specially protected natural area and its land plots are involved in the limited civil circulation in special cases. The author’s suggestions for legislative changes and amendments associated with the formation and functioning of biosphere polygons are formulated. Recommendations are made to supplement St. 2 Art. 10 of the Federal Law on Specially Protected Nature Territories with the following P. 2: “The territory of the biosphere polygon may involve only land plots that were newly attached to the territory of the state nature biosphere reserve. It is prohibited to form biosphere polygons out of land plots removed from the state nature biosphere reserve”. It is suggested to legally define the obligation of business persons servicing the objects of recreational, tourist, and sport infrastructures in the territory of the biosphere polygon to conclude joint venture agreements without any profit motives with the federal government agencies responsible for nature reserves.

Текст научной работы на тему «Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим»

2016, Т. 158, кн. 2 С. 554-566

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

УДК 349.6

БИОСФЕРНЫЙ ПОЛИГОН ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Е.В. Лунева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

Аннотация

В статье дано оригинальное понятие биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Под ним автор понимает особо охраняемую природную территорию, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования, являющуюся частью государственного природного биосферного заповедника, образованную из земельных участков, вновь присоединённых к его территории в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы.

Сформулированы авторские предложения по внесению законодательных изменений и дополнений, связанных с образованием и функционированием биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. В частности, предложено запретить образовывать биосферные полигоны из земельных участков, выделенных из состава государственного природного биосферного заповедника.

Сделан вывод о том, что правовой режим биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника является запретительно-дозволительным, поскольку в границах такой особо охраняемой природной территории разрешена только ограниченная хозяйственная деятельность, а земельные участки в её составе в особых случаях включаются в ограниченный гражданский оборот.

Ключевые слова: особо охраняемая природная территория, биосферный полигон, государственный природный биосферный заповедник, земельный участок, ограниченная хозяйственная деятельность, ограниченный гражданский оборот

В настоящее время в границах Российской Федерации располагается более 100 действующих государственных природных заповедников, включая биосферные заповедники, которые, как отмечается в Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2014 году», занимают суммарную территорию в размере, близком к 34 млн га. За период с 2010 г. их площадь увеличилась на 0.25% (ГД, с. 30), что свидетельствует о насущной потребности в сохранении типичных и уникальных природных ландшафтов.

Земельные участки в государственных природных заповедниках полностью изымаются из хозяйственного использования, за исключением территорий

биосферных полигонов. В результате возникает конфликт интересов между целями эталонности и рекреации, наукой и развлечениями на такого вида особо охраняемых природных территориях [1, с. 5]. Поэтому исследование правового обеспечения осуществления хозяйственной деятельности на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, их правового режима представляется актуальным. Своевременность заявленной проблематики подтверждается и тем, что в целях привлечения внимания общества к вопросам сохранения объектов природного наследия В.В. Путин постановил провести в 2017 г. в Российской Федерации Год особо охраняемых природных территорий (см. Указ от Президента РФ от 1 августа 2015 г. № 392 (УП)).

Сфера правового регламентирования рационального природопользования на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников не получила ни надлежащего закрепления в нормативных правовых актах, ни освещения в юридической литературе. Непроработанной остаётся система правовых запретов и дозволений хозяйственной деятельности на их территориях. Анализ основных характеристик правового режима биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников, на наш взгляд, позволит описать не только порядок правового регулирования предпринимательства в их границах, но и средства правовой охраны уникальных природных достопримечательностей.

Биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников представляют собой гигантские по размеру территории. К примеру, площадь биосферного полигона «Седые Саяны» Саяно-Шушенского государственного природного биосферного заповедника составляет 591400 га (СШ), биосферного полигона Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника - 521047 га (п. 3.3 ППИ), биосферного полигона Баргузинского природного биосферного заповедника - 111200 га [2, с. 72]. Как показывает практика, в их границы могут попасть объекты капитального строительства, принадлежащие частным лицам. Например, в пределах биосферного полигона Дарвинского государственного природного биосферного заповедника (Череповецкий район Вологодской области и Брейтовский район Ярославской области) расположены деревни (см. АОЯОС).

В последнее время наметилась тенденция к образованию новых биосферных полигонов. О необходимости осуществления практических шагов по созданию биосферных полигонов для всех государственных природных заповедников, имеющих статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, говорится в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 апреля 2003 г. № 342 (ПМПР). Во исполнение последнего Распоряжением Правительства РФ от 4 мая 2010 г. № 667-р был организован биосферный полигон Тебердинского государственного природного биосферного заповедника в Зеленчукском и Урупском районах Карачаево-Черкесской Республики (РП1). Для образования такого биосферного полигона земли запаса площадью 27277.6 га были переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (см. Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2013 г. № 1629-р (РП2)).

Легальная дефиниция исследуемой категории отсутствует. Более того, в законе практически нет правовой регламентации относительно создания и исполь-

зования биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников. Поэтому не случайно в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 2322-р, обращается внимание на необходимость более чёткого нормативного правового обеспечения порядка образования и функционирования биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников (РП3). Цели их образования, возможность включения в состав особо охраняемых природных территорий, порядок введения режима особой охраны, перечень видов допустимой деятельности и основы осуществления гражданского оборота земельных участков биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников закреплены в небольшой по объёму ст. 10 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (33-ФЗ). Очевидно, что такого нормативного обеспечения явно не достаточно для природоохранного регулирования хозяйственной деятельности на территории биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников.

Согласно п. 2 указанной статьи в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, к государственным природным биосферным заповедникам могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования (33-ФЗ). Получается, что под биосферным полигоном законодатель подразумевает территорию, которая присоединяется к территории заповедника в строго определённых целях [3].

Конкретный режим биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ устанавливается индивидуальным положением. К таким документам часто апеллирует и судебная практика (см., например, ПЧААС, ПДААС, РПКС). Как правило, положение о биосферном полигоне оформляется в виде приложения к положению о государственном природном биосферном заповеднике, которое утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Например, Положение о биосферном полигоне Баргу-зинского государственного природного биосферного заповедника является Приложением № 10 к Положению о федеральном государственном учреждении «Государственный природный биосферный заповедник "Баргузинский"» (далее -ПБ). В то же время Положение о биосферном полигоне Окского государственного природного биосферного заповедника не является частью Положения о федеральном государственном учреждении «Окский государственный природный биосферный заповедник», а представляет собой самостоятельный документ (см. абз 2 п. 3.2 ПО).

В соответствии с ранее действовавшим Положением о Министерстве природных ресурсов РФ, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370, Министерство самостоятельно, то есть без дополнительных согласований, принимало положения о биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников (ПП1). В ныне действующем

Положении такой нормы не содержится (см. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 (III12)), хотя первоначально Проект Постановления Правительства РФ «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» (ППП) предусматривал данное правило. Надеемся, в ближайшем будущем образовавшийся пробел будет устранён.

В фундаментальных исследованиях по экологии под биосферными полигонами понимают территории с щадящим регулируемым режимом природопользования, где возможно развитие рекреационных услуг и апробирование степени их воздействия на экосистемы (см., например, [4]). А.К. Голиченков даёт описание биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника, близкое к нормативному, подчёркивая, что биосферный полигон также является особо охраняемой природной территорией [5]. Таким образом, в науке не выработано единого понимания категории биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника.

В законодательстве РФ однозначно не определено, является ли биосферный полигон составной частью государственного природного биосферного заповедника или это самостоятельная особо охраняемая природная территория со своим собственным природоохранным режимом. В теории экологического права высказывается интересное мнение о том, что если биосферный полигон включается в состав территории государственного природного биосферного заповедника, то он становится, по сути, частью буферной зоны в пределах последнего (см. [3]). Указанная позиция подтверждается нормами, содержащимися в положениях о государственных природных биосферных заповедниках. Например, в п. 3.5 Положения о федеральном государственном учреждении «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» (далее - ПК) сказано, что территория биосферного полигона выделяется в границах территории заповедника. Аналогичная норма содержится в п. 3 Приложения № 10 к ПБ. Судебная практика, руководствуясь вышеназванными положениями, также подтверждает, что территория биосферного полигона является частью территории государственного природного биосферного заповедника (см., например, АОЯОС).

Исходя из анализа индивидуальных положений о биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, делаем вывод о том, что их территория может состоять как из земельных участков, вновь присоединённых к территории заповедника, так и из выделенных из его состава (см., например, п. 2 Приложения № 5 к ПК). Иными словами, законодательный пробел по созданию биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников позволил ведомственным актам необоснованно образовывать биосферные полигоны из земельных участков заповедников, что фактически является средством изменения правового режима таких земельных участков с запретительного на запретительно-дозволительный.

Учитывая строгость природоохранного режима государственного природного биосферного заповедника, предлагаем на законодательном уровне закрепить возможность образования биосферных полигонов только из земельных участков, присоединённых к территории государственных природных биосферных заповедников извне. Для достижения обозначенной цели п. 2 ст. 10

Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ необходимо дополнить абзацем 2 следующего содержания: Территория биосферного полигона может состоять только из земельных участков, вновь присоединённых к территории государственного природного биосферного заповедника. Запрещено образовывать биосферные полигоны из земельных участков, выделенных из состава государственного природного биосферного заповедника.

Как правило, содержание биосферного полигона осуществляется за счёт средств и штатов государственного природного биосферного заповедника (см., например, п. 5 Приложения № 5 к ПК, п. 3 Приложения № 10 к ПБ). Однако бывают случаи, когда для указанных целей в структуре соответствующего природоохранного федерального государственного учреждения создаётся филиал с тем же названием, осуществляющий свою деятельность по единым с заповедником планам охранно-оперативной, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности. Например, такой филиал создан в составе Саяно-Шушенского государственного природного биосферного заповедника (см. п. З Приложения № 3 к Положению о государственном учреждении «Государственный природный биосферный заповедник "Саяно-Шушенский"» (далее - ПС)).

Биосферные полигоны государственных природных биосферных заповедников имеют внутреннее территориальное зонирование. Обычно выделяются буферная зона (зона покоя), зона частичного хозяйственного использования и зона полного хозяйственного использования (зоны традиционной хозяйственной деятельности) (см., например, п. 9 Приложения № 5 к ПК). В этой связи предлагаем в структуре правового режима биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника выделять два правовых компонента. Первый состоит из запретов1 и дозволений по использованию (осуществлению конкретных видов деятельности) территории биосферных полигонов, второй представлен запретами и дозволениями по гражданскому обороту земельных участков в составе биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.

В Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ не содержится конкретных запретов, характеризующих режим биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Указанные правовые средства устанавливаются в индивидуальных положениях о биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников. Обычно на их территории запрещаются:

- изменение гидрологического режима земель;

- нарушение почвенного покрова, выходов минералов и горных пород;

- осуществление изыскательских работ и разработка полезных ископаемых;

- строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов;

- применение минеральных удобрений;

- интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

1 Категория запреты охватывает как частичные (следует относить к ограничениям), так и полные (самостоятельные правовые средства) запреты [6, с. 144].

- загрязнение территории бытовыми и производственными отходами;

- другие виды негативного воздействия, которые приводят к нарушению естественного развития природных процессов (см., например, п. 10 Приложения № 5 к ПК, п. 9 Приложения № 10 к ПБ).

Пункт 4 ст. 10 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ закрепляет дозволение на размещение в биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников объектов капитального строительства и связанную с ними инфраструктуру для развития рекреации, туризма и спорта (подробнее об этом см. [7]). При этом разрешается возводить не любые сооружения, а только те, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 603-р для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника в отдельности (РП4). Так, в Лагонак-ском биосферном полигоне Кавказского государственного природного биосферного заповедника и в биосферном полигоне Тебердинского государственного природного биосферного заповедника возможно строительство горнолыжных трасс, бугельных подъёмников, канатных дорог, домов-кордонов и гостевых домов с сопутствующими хозяйственно-бытовыми постройками, зданий информационного центра для посетителей, конюшен, а также транспортной и инженерной инфраструктуры горнолыжных курортов. На территории биосферных полигонов Окского и Баргузинского государственных природных биосферных заповедников допустимо возводить дома-кордоны, гостевые дома с сопутствующими хозяйственно-бытовыми постройками и объектами (в том числе линейными) транспортной и инженерной инфраструктуры.

Осуществление градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях имеет свою специфику (об этом см. также [8]). Перед строительством рекреационных, туристических и спортивных сооружений и объектов на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников обязательно должна быть проведена как государственная экспертиза проектной документации, так и государственная экологическая экспертиза (п. 6.1. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ)). Порядок представления проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы установлен Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. № 822 (ПП3).

Для того чтобы объекты рекреационной, туристической и спортивной инфраструктуры, обслуживаемые коммерсантами, не наносили урон редким экологическим системам биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников, целесообразно предусмотреть обязанность коммерсантов заключать договоры о совместной деятельности без цели извлечения прибыли2 с соответствующими природоохранными федеральными государственными учреждениями. Поэтому предлагаем в ст. 10 Федерального закона

2 Правоположение о возможности некоммерческих организаций заключать договоры о совместной деятельности, если эти договоры не преследуют цели осуществления предпринимательской деятельности, было выработано судебной практикой (см. п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 25 июля 2000 г. № 56 (ИПП)).

от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ добавить пункт 6 следующего содержания: Функционирование на территории биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников объектов рекреационной, туристической и спортивной инфраструктуры, обслуживаемых юридическими и физическими лицами, допускается только на платной основе при условии заключения договоров о совместной деятельности с федеральными государственными учреждениями, ведающими государственными природными биосферными заповедниками.

Индивидуальными положениями о биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников разрешается ограниченная хозяйственная деятельность. В их границах допускаются:

- проведение научных и экспериментальных работ, связанных с изучением влияния антропогенных факторов, а также с целью разработки методов охраны и рационального использования природных ресурсов;

- ограниченное пользование растительным миром (сбор растений, грибов, плодов и другого лекарственно-технического сырья) в научных, экспериментальных и хозяйственных целях для апробирования методов рационального природопользования;

- охота;

- рыболовство;

- организация экологического туризма;

- рубки промежуточного пользования;

- побочное пользование лесом и другие виды ограниченного хозяйственного использования (см., например, п. 10 Приложения № 10 к ПБ, п. 11 Приложения № 5 к ПК).

Запреты и дозволения по гражданскому обороту земельных участков характеризуют второй компонент правового режима биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Рассматриваемый сегмент правового регулирования по большей части состоит из запретов, к которым относится запрет на приватизацию земельных участков биосферных полигонов, на совершение иных гражданско-правовых сделок, направленных на их отчуждение.

Дозволения представлены несколькими гражданско-правовыми сделками по передаче земельных участков биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников во временное владение и пользование. Следует отметить, что введение новых ограниченных вещных прав на земельные участки, по нашему мнению, может способствовать расширению имущественного оборота земельных участков биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников (подробнее см. [9, с. 38-39]).

Для осуществления ограниченного хозяйственного использования земельные участки анализируемых особо охраняемых природных территорий в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством (33-ФЗ). Порядок подготовки и заключения договоров аренды земельных участков биосферных полигонов установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 6 июля 2012 г. № 388 (ПМ). Объектами договоров аренды земельных участков могут быть лишь земельные участки, расположенные в границах специально выделенных Министерством

природных ресурсов и экологии РФ участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника, предназначенные для развития рекреации, туризма и спорта. Границы земельных участков, образуемых в целях заключения договоров аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласованной федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление государственным природным биосферным заповедником. До принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков или до принятия решения о проведении торгов по передаче их в аренду территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет подготовку проектов соответствующих гражданско-правовых договоров. Министерство природных ресурсов и экологии РФ согласовывает проекты договоров аренды земельных участков биосферных полигонов в 30-дневный срок с даты их поступления (см. Приложение к ПМ).

Описанная процедура заключения договора аренды земельного участка биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника существенно осложнена публично-правовым элементом, что говорит о «частно-публичной комплексности» [10, с. 9] экологических правоотношений. Указанное обстоятельство свидетельствует о преобладании публичного интереса над частным в правовой регламентации осуществления ограниченной хозяйственной деятельности, а также организации рекреации, туризма и спорта на территории биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников.

На основании п. 2 ст. 24 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земельные участки в границах государственных природных биосферных заповедников разрешено предоставлять в безвозмездное пользование работникам соответствующих природоохранных учреждений в виде служебных наделов. Согласно индивидуальным положениям о государственных природных биосферных заповедниках в пределах их биосферных полигонов разрешается предоставлять:

- служебные наделы для ведения личного подсобного хозяйства и для иных целей, связанных с нарушением почвенного покрова;

- служебные сенокосные наделы;

- участки под выпас служебного и личного конепоголовья, крупного и мелкого рогатого скота;

- участки для размещения пасек (см., например, Приложения № 5-9 к ПБ, Приложения № 6-9 к ПК, Приложение № 3 к ПС).

В границах биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников при использовании возмездной договорной конструкции3 допускается предоставлять угодья под выпас конепоголовья, крупного и мелкого рогатого скота в целях поддержания традиционных способов природопользования местного населения (см., например, Приложение № 8 к ПК), а также участки пасек для сезонных работников государственных природных биосферных заповедников (см., например, Приложение № 9 к ПК). Указанное обстоятельство свидетельствует об увеличении роли договорных правовых средств в области

3 О договоре как о гибкой правовой форме (юридической конструкции) см. [11, с. 66].

рационального природопользования на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников (подробнее см. [12, с. 18]).

Итак, проведённое исследование позволяет сформулировать оригинальное определение биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника. Под ним целесообразно понимать особо охраняемую природную территорию, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и использования, являющуюся частью государственного природного биосферного заповедника, образованную из земельных участков, вновь присоединённых к его территории в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы.

На земельных участках биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников разрешено осуществлять ограниченную хозяйственную деятельность. Такие земельные участки дозволено сдавать в аренду для развития рекреации, туризма и спорта на особо охраняемых природных территориях. Земельные участки биосферных полигонов могут предоставляться работникам государственных природных биосферных заповедников в качестве служебных наделов для организации личного подсобного хозяйства и служебных сенокосных наделов, участков под выпас служебного и личного конепоголовья, крупного и мелкого рогатого скота, а также служебных пасек.

Источники

ГД - Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году». - URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/b27/ gosdoklad_2015.pdf, свободный. УП - Указ Президента РФ от 1 авг. 2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» // Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). - 2015. - № 31. - Ст. 4670.

СШ - История заповедника // Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский». - URL: http://sayanzapoved.ru/index.php/o-zapovednike/nasha-istoriya.html, свободный. ППИ - Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 5 марта 2003 г. № 163 «Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник" (ред. от 26 марта 2009 г.). - URL: http://www.pechora-reserve.ru/sites/default/files/ polozhenie3262.pdf, свободный.

АОЯОС - Апелляционное определение Ярославского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу № 33-3151/2015. - URL: https://oblsud--jrs.sudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2235922&delo_id =5&new=5&text_number=1&case_id=1057048, свободный.

ПМПР - Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 апр. 2003 г. № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года». - URL: http://www.alppp.ru/law/okruzhayuschaja-sreda-i-prirodnye-resursy/ohrana-okruzhayuschej-sredy-i-obespechenie-ekologicheskoj-bezopasnosti/7/prikaz-mpr-rf-ot-22-04-2003--342.pdf, свободный.

РП1 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 667-р «О создании биосферного полигона Тебердинского государственного природного биосферного заповедника» // СЗ РФ. - 2010. - № 20. - Ст. 2485.

РП2 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сент. 2013 г. № 1629-р «О переводе земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для организации биосферного полигона Тебердинского государственного природного биосферного заповедника» // СЗ РФ. - 2013. - № 38. - Ст. 4843.

РП3 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 дек. 2011 г. № 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и плана мероприятий по реализации по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» // СЗ РФ. -2012. - № 3. - Ст. 452.

ЗЗ-ФЗ - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 13 июля 2015 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 9010833, свободный.

ПЧААС - Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г. по делу № А66-15646/2014. - URL: http://14aas.arbitr.ru/cases_pda/ cdoc?docnd=839431626, свободный.

ПДААС - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2015 г. № 09АП-55983/2014 по делу № А40-19006/2014/144-126. - URL: http://sudact.ru/ arbitral/doc/GmXJ7DeGVVQm, свободный.

РПКС - Решение Приморского краевого суда от 26 нояб. 2014 г. по делу № 211144/2014 // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1366031.

ПБ - Положение о федеральном государственном учреждении «Государственный природный биосферный заповедник "Баргузинский"». - URL: http://zapovednoe-podlemorye.ru/downloads/Положение_ГПБЗ_Баргузинский.PDF, свободный.

ПО - Положение о федеральном государственном учреждении «Окский государственный природный биосферный заповедник». - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902127928, свободный.

ПП1 - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» (ред. от 24 мая 2007 г.). - URL: http://base.garant.ru/12136301/, свободный.

ПП2 - Постановление Правительства Российской Федерации от 11 нояб. 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 25 дек. 2015 г.). -URL: http://docs.cntd.ru/document/420315598, свободный.

ППП - Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» № 00/04-3365/06-13/7-4-3. - URL: http://ecostaff.ru/novosti/4025-proekt-pp-rf-o-ministerstve-prirodnykh-resursov-i-ekologii-rossij skoj -federatsii, свободный.

ПК - Положение о федеральном государственном учреждении «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова». - URL: http://www.alppp.ru/law/okruzhayuschaja-sreda-i-prirodnye-resursy/obschie-voprosy/17/ polozhenie-o-federalnom-gosudarstvennom-uchrezhdenii-kavkazskij-gosudarstvennyj-prirodnyj-.pdf, свободный.

ПС - Положение о государственном учреждении «Государственный природный биосферный заповедник "Саяно-Шушенский"». - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902177346, свободный.

РП4 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 апр. 2012 г. № 603-р «Об утверждении перечня объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, размещение которых допускается на территориях биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников» // СЗ РФ. - 2012. - № 18. - Ст. 2254.

ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 30 дек. 2015 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/901919338, свободный.

ПП3 - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 нояб. 2008 г. № 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы» (ред. от 26 марта 2014 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902127061, свободный.

ИПП - Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № 56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве» // Вестн. Высш. арбитраж. суда РФ. - 2000. - № 9. - URL: http://www.alppp.ru/law/ grazhdanskoe-pravo/dogovory-i-drugie-objazatelstva/8/informacionnoe-pismo-prezidiuma-vas-rf-ot-25-07-2000--56.pdf, свободный.

ПМ - Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 388 «Об установлении Порядка подготовки и заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах специально выделенных участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника» // Рос. газ. - 2012. - № 5894(221).

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 30 дек. 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=183052&from=197525-0&rnd=208987.9449062752262877&, свободный.

Литература

1. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. - М.: Мысль, 1978. - 295 с.

2. Шадрина Г.М. Баргузинский архив // Отеч. архивы. - 2006. - № 5. - С. 72-78.

3. Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (постатейный). - URL: http://www.docipedia.ru/ document/5209976, свободный.

4. Кудактин А.Н., Крохмаль А.Г. Создание биосферных полигонов - путь рационального использования ООПТ // Фундамент. исслед. - 2007. - № 12 (ч. 2) - С. 405-407.

5. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. -М.: Городец, 2008. - 429 с.

6. Лунева Е.В. Система ограничений гражданских прав на земельные участки в особо охраняемых природных территориях // Вестн. экономики, права и социологии. -2013. - № 3. - С. 144-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Веселкова Е.Е. Правовые аспекты функционирования особых экономических зон в инфраструктуре инновационной деятельности // Законодательство и экономика. -2012. - № 5. - С. 46-50.

8. Гринев В.П. Правовое регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях, а также на территориях объектов культурного наследия и в исторических зонах. -М.: ГОУ ДПО ГАСИС, 2009. - 74 с.

9. Лунева Е.В. Проблемы и пути развития гражданского права в области ограниченных вещных прав на земельные участки особо охраняемых природных территорий // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 2. - С. 35-42.

10. Сафин З.Ф. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений субъектов предпринимательской деятельности агропромышленного комплекса в валютно-финансовой сфере: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2005. - 41 с.

11. Сафин З.Ф., Хабибуллина А.Ш. Роль гражданско-правовых договоров в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 12. - С. 65-68.

12. Лунева Е.В. Гражданско-правовые средства в регулировании отношений, объектом которых является земельный участок особо охраняемых природных территорий // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 4. - С. 13-23.

Поступила в редакцию 18.01.16

Лунева Елена Викторовна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: vilisa_vilisa@mail ru

ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)

UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)

2016, vol. 158, no. 2, pp. 554-566

Biosphere Polygon of State Nature Biosphere Reserve: Concept and Legal Regime

E. V. Luneva

Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: vilisa_vilisa@mail. ru

Received January 18, 2016 Abstract

The paper proposes an original concept of biosphere polygon. The author defines it as a specially protected natural area, with differentiated regime of protection and use in particular, which is a part of the state nature biosphere reserve formed by land plots newly attached to its territory for the purpose of scientific research, state ecological monitoring, as well as testing and introduction of the methods for sustainable environmental practices that are environmentally friendly and do not deplete biological resources. The conclusion is made that the legal regime of the biosphere polygon in the state nature biosphere reserve is prohibitive-permissible, because only limited economic activity is allowed within the borders of this specially protected natural area and its land plots are involved in the limited civil circulation in special cases.

The author's suggestions for legislative changes and amendments associated with the formation and functioning of biosphere polygons are formulated. Recommendations are made to supplement St. 2

Art. 10 of the Federal Law on Specially Protected Nature Territories with the following P. 2: "The territory of the biosphere polygon may involve only land plots that were newly attached to the territory of the state nature biosphere reserve. It is prohibited to form biosphere polygons out of land plots removed from the state nature biosphere reserve". It is suggested to legally define the obligation of business persons servicing the objects of recreational, tourist, and sport infrastructures in the territory of the biosphere polygon to conclude joint venture agreements without any profit motives with the federal government agencies responsible for nature reserves.

Keywords: specially protected natural territory, biosphere polygon, state nature biosphere reserves, land plot, limited economic activity, limited civil circulation

Для цитирования: Лунева Е.В. Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. - Т. 158, кн. 2. - С. 554-566.

For citation: Luneva E.V. Biosphere polygon of state nature biosphere reserve: concept and legal regime. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2016, vol. 158, no. 2, pp. 554-566. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.