Научная статья на тему 'Биоритмологические аспекты пространственно-временного восприятия в спортивной деятельности'

Биоритмологические аспекты пространственно-временного восприятия в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
421
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ / БИОРИТМОЛОГИЯ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ХРОНОТИП

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна

Исследовании на 62 добровольцах спортсменах, специализирующихся в различных видах спорта (49 человек), и лицах, не занимающихся спортом (13 человек), в возрасте 20-25 лет, изучены особенности процессов восприятия времени и пространства и их ритмическая организация. В результате проведенного исследования изучена временная организация функций организма, рассмотрены биоритмологические колебания физической работоспособности, определено значение фактора времени в спорте, исследованы особенности восприятия времени и пространства при спортивной деятельности. Использование данных об особенностях восприятия времени и пространства будет достаточно результативным для решения задач спортивного отбора и контроля на всех этапах подготовки, поскольку сформированность процессов восприятия пространства у человека свидетельствует об уровне развития координационных способностей, а особенности временной организации являются одним из критериев его функционального состояния и адаптоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биоритмологические аспекты пространственно-временного восприятия в спортивной деятельности»

БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Якимова Елена Алексеевна, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М. Е. Евсевъева», г. Саранск

E-mail: jakimovalena@mail. ru

Аннотация: В исследовании на 62 добровольцах - спортсменах, специализирующихся в различных видах спорта (49 человек), и лицах, не занимающихся спортом (13 человек), в возрасте 20-25 лет, - изучены особенности процессов восприятия времени и пространства и их ритмическая организация. В результате проведенного исследования изучена временная организация функций организма, рассмотрены биоритмологические колебания физической работоспособности, определено значение фактора времени в спорте, исследованы особенности восприятия времени и пространства при спортивной деятельности. Использование данных об особенностях восприятия времени и пространства будет достаточно результативным для решения задач спортивного отбора и контроля на всех этапах подготовки, поскольку сформированность процессов восприятия пространства у человека свидетельствует об уровне развития координационных способностей, а особенности временной организации являются одним из критериев его функционального состояния и адаптоспособности.

Ключевые слова: биологические ритмы, биоритмология, пространство, время, спортивная деятельность, спортивная специализация, физическая работоспособность, хронотип.

В современной науке ученые различных областей знаний уделяют пристальное внимание изучению феномена времени-пространства. Восприятие времени играет значительную роль в характеристике состояния организма, определения адаптоспособности и биологического возраста, эффективности социальной адаптации человека, а также лежит в основе успеха и результативности большинства видов деятельности. Особое место занимает восприятие времени и пространства в спортивной деятельности [4].

Для изучения хронобиологических особенностей восприятия времени нами

было обследовано 49 спортсменов, имеющих стаж занятий спортом 2 года и более, и специализирующихся в различных видах спорта: волейбол (9 человек), футбол (10 человек), лыжные гонки (10 человек), борьба (11 человек), тяжелая атлетика (9 человек). Наряду со спортсменами, в исследовании приняли участие 13 человек, лица мужского пола, не занимающиеся спортом. Определение хронотипа лиц, находящихся под наблюдением, проводилось в процессе анкетирования по специально разработанной методике (анкета Остберга). Исследование точности восприятия времени осуществлялось с помощью методики, которая включала задания на отмеривание, оценивание и воспроизведение временных и пространственных интервалов. Статистическая обработка данных заключалась в расчете достоверности различий по значению 1-критерия Стьюдента.

Определение хронотипа представителей наблюдаемых групп выявило, что характер двигательной деятельности оказывает определенное влияние на хронотип человека (таблица 1).

Таблица 1

Распределение представителей различных видов спорта по хронобиологическим

типам работоспособности (%)

Виды спорта Хронобиологический тип работоспособности

четко выраженный утренний слабо выраженный утренний индиффе- рентный слабо выраженный вечерний четко выраженный вечерний

Неспортсмены 0 7,7 46,2 38,4 7,7

Волейбол 11,1 33,3 33,3 11,1 11,1

Футбол 0 40,0 40,0 10,0 10,1

Лыжные гонки 0 30,0 50,0 10,0 10,0

Борьба 0 18,2 81,8 0 0

Тяжелая атлетика 0 0 88,9 11,1 0

Так, оказалось, что среди лиц, не занимающихся спортом, преобладает индифферентный («аритмики») и слабо выраженный вечерний (умеренные «совы») типы работоспособности, что в процентном выражении составляет 46,2 % и 38,4 % соответственно.

Среди представителей видов спорта, развивающих преимущественно выносливость (волейбол, футбол, лыжные гонки, борьба), преобладают индифферентный и слабо выраженный утренний (умеренные «жаворонки») типы - 33,3-50,0 % и 30,0-40,0 % соответственно. А представители видов спорта, развивающих преимущественно силу (тяжелая атлетика), в подавляющем большинстве случаев представлены индифферентным типом («аритмиками») -81,8-88,9 %.

Исследование точности восприятия времени у спортсменов, специализирующихся в видах спорта с различной структурой движений, показало, что тесты на оценивание и отмеривание временных интервалов, отражающие величину индивидуального масштаба времени, выполнялись представителями данных групп с различной величиной ошибки (таблица 2).

Таблица 2

Величина ошибки (%), допущенной при оценивании и отмеривании времени и пространства у спортсменов, занимающихся различными видами спорта

Виды спорта Время

оценивание отмеривание

Неспортсмены 13,5±33,5 -11,64±10,12

Волейбол 10,2±21,4 5,89±12,8

Футбол 13,5±14,5 -6,07±17,8

Лыжные гонки 12,4±14,58 5,3±6,9

Борьба 4,5±35,7 -2,7±14,67

Тяжелая атлетика 14,3±13,48 -14,4±20,5

В частности, оказалось, что наиболее точно тесты на оценивание и отмеривание временного промежутка продолжительностью в 1 минуту выполняли спортсмены, специализирующиеся в борьбе, величина ошибки у которых составила 4,5 %.

Наибольшие ошибки при восприятии времени допускали футболисты, тяжелоатлеты, лыжники и лица, не занимающиеся спортом. Величина ошибки, допущенной при оценивании времени, составила у них в среднем 13,4 %.

Следовательно, индивидуальное время и пространство спортсменов ситуационных видов спорта более точно отражают физическое время по сравнению с таковыми у спортсменов циклических (лыжи) и ациклических (тяжелая атлетика) видов.

Полученные нами данные частично согласуются с данными исследований, проводившихся ранее. Так, Ю. В. Корягина (2002) отмечала, что восприятие структуры и свойств времени имеет свои особенности в зависимости от спортивной специализации. Автором установлено, что восприятие структуры и свойств времени менее развито у лиц, не занимающихся спортом, у спортсменов -волейболистов, тяжелоатлетов и пауэрлифтеров. К лицам, с наиболее развитыми представлениями о структуре и свойствах времени относятся единоборцы, боксеры, лыжники, пловцы и велосипедисты [3].

Автором было также установлено, что в зависимости от характера спортивной деятельности находится и способность восприятия пространства. Ю. В. Корягина (2009) установила, что между показателями восприятия времени и показателями восприятия пространства существует прямая корреляционная

зависимость [6].

На основании особенностей восприятия времени и пространства было выделено несколько групп видов спорта:

а) спортсмены ситуационных видов спорта с высокой интенсивностью деятельности - процессы восприятия времени и пространства наиболее развиты;

б) спортсмены стандартных видов спорта, передвижения которых относительно не ограничены в пространстве - процессы восприятия времени и пространства наиболее развиты, развито восприятие структуры и величины времени;

в) спортсмены ситуационных видов спорта с менее высокой интенсивностью деятельности - процессы восприятия времени и пространства менее развиты, чем у представителей первых 2-х групп;

г) спортсмены стандартных видов спорта, передвижения которых значительно ограничены в пространстве - характеризуются наиболее ограниченной структурой показателей восприятия времени и пространства и наименее развитым восприятием структуры и свойств времени.

К сожалению, нам не удалось изучить особенности ритмической организации процессов восприятия времени и пространства, поскольку подобное исследование требует непрерывного наблюдения за испытуемыми на протяжении нескольких суток и определения интересующих нас показателей через как можно более короткие временные интервалы (1-2 часа).

Однако данные литературных источников свидетельствуют о том, что лица, не занимающиеся спортом, имеют наименьшее количест во ст ат ист ически значимых ритмов по сравнению со спортсменами. При изучении 12 показателей восприятия времени и пространства у лиц, не занимающихся спортом, статистически достоверно установлен суточный ритм только для 3-х показателей: времени простой сенсомоторной реакции на звук, времени реакции выбора и величин ошибок, допущенных при узнавании углов. Все они были синхронизированы между собой [7].

По мере увеличения количества статистически значимых ритмов показателей восприятия времени и пространства за неспортсменами следуют спортсмены-гиревики: их рит мическая организация процессов восприят ия времени и пространства включает 4 ритма (2 суточных ритма и 2 ультрадианных 14-часовых ритма).

Ритмическая организация показателей восприятия времени и пространства у борцов включает ст ат ист ически значимые рит мы 6-ти показателей, из которых 5 суточных ритмов и 1 инфрадианный (30-часовой) ритм. Ритмы показателей восприятия времени были синхронизированы между собой и с ритмами показателей восприятия пространства.

Ритмическая организация показателей восприятия времени и пространства

у тяжелоатлетов характ еризует ся наличием 8-ми ритмов. Из них 5 суточных ритмов, 2 - ультрадианных (14-часовой и 15-часовой) и 1 инфрадианный (30часовой) ритм.

Анализ ритмической организации показателей восприятия времени и пространства у легкоатлетов позволил установить наибольшее число статистически значимых ритмов - 11, из них 7 суточных ритмов и 4 ультрадианных ритма (с периодом 14 часов). Между суточными ритмами показателей восприятия времени и пространства у легкоатлетов сформировались сильные, как положительные, так и отрицательные корреляционные взаимосвязи, выявлены корреляционные взаимосвязи и между 14-часовыми ритмами.

Таким образом, особенности восприятия времени и пространства у спортсменов зависят от характера деятельности в избранном виде спорта. Спортсмены ситуационных видов спорта характеризуются более точным восприятием временных и пространственных параметров по сравнению с представителями циклических и ациклических видов спорта.

Характер спортивной деятельности оказывает влияние и на ритмическую организацию процессов восприятия времени и пространства, которая у лиц, не занимающихся спортом, наиболее ограничена (у них установлены только суточные ритмы). Ритмическая организация показателей восприятия времени и пространства у спортсменов включает ультрадианные, суточные и

инфрадианные колебания.

Характер спортивной деятельности вызывает изменение показателей восприятия времени и пространства и хронобиологических особенностей человека, что, по-видимому, возникает в результате формирования специальной функциональной системы адаптации к конкретной спортивной деятельности человека [10].

Поскольку ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения является полезный для жизнедеятельности организма приспособительный результат, можно заключить, что при спортивной деятельности таким системообразующим фактором является достижение наилучшего спортивного результата.

Результаты проведенного собственного исследования и данные литературных источников свидетельствуют о том, что у спортсменов,

занимающихся различными видами спорта, формируются свои высоко адаптивные функциональные системы с высоко специализированными

особенностями восприятия времени и пространства, способствующими достижению наилучшего спортивного результата [2].

Ритмическая организация показателей восприятия времени и пространства у лиц, не занимающихся спортом, наиболее ограничена, у них

установлены только суточные ритмы для 3-х показателей восприятия времени и пространства. Хронотип неспортсменов представлен, в большинстве случаев, индифферентным и слабо выраженным вечерним типами. Данный факт, по -видимому, обусловлен «феноменом биоритмологических проявлений», согласно которому ритмичность проявляется в определенном диапазоне физических нагрузок [1; 9].

«Утрата ритмичности» в данном случае связана с малыми физическими нагрузками. Лица, не занимающиеся спортом, имеют более ограниченную, по сравнению со спортсменами, структуру показателей восприятия времени и пространства. Подобная функциональная система является достаточно устойчивой и адаптированной к условиям обычной жизнедеятельности.

Ритмическая организация спортсменов имеет свои специфические особенности в зависимости от спортивной специализации и характера спортивной деятельности.

Спортсмены ситуационных видов спорта характ еризуют ся расширенной, по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, ритмической организацией процессов восприятия времени и пространства, ритмы их в основном синхронизированы между собой и с внешними датчиками времени, структура показателей восприятия времени и пространства включает большее количество переменных по сравнению с лицами, не занимающимися спортом. Хронотип представителей данной группы представлен индифферентным и слабо выраженным утренним типом физической работоспособности. Подобная функциональная система находится на стадии формирования.

Спортсмены стандартных динамических видов спорта, передвижения которых не ограничены в пространстве, характ еризуют ся наиболее выраженной ритмической организацией процессов восприятия времени и пространства, их синхронизацией между собой и с внешним датчиком времени, наиболее расширенной структурой показателей восприятия времени и пространства. Хронотип спортсменов данных видов спорта представлен в основном индифферентным и слабо выраженным утренним типами физической работоспособности. Элементы подобной системы взаимосодействуют достижению системой ее полезного приспособительного результата. Данная функциональная система адаптации является наиболее оптимальной и полностью сформированной.

Спортсмены стандартных видов спорта, передвижения которых значительно ограничены в пространстве (силовые виды спорт а), характеризуются наиболее ограниченной ритмической организацией процессов восприятия времени и пространства. У них обнаружено наибольшее количество ультрадианных и инфрадианных ритмов, что свидетельствует о перестройке

циркадианной системы на режим ауторегуляции. Обнаруженные особенности в ритмической организации процессов восприятия времени и пространства у представителей силовых видов спорта свидетельствуют о дизадаптации функциональной системы, которая, по-видимому, является результатом больших напряжений организма в период выполнения статических усилий и состояния натуживания, присутствующих при выполнении силовых упражнений [5; 8].

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод, что использование данных об особенностях восприятия времени и пространства будет достаточно результативным для решения задач спортивного отбора контроля на всех этапах подготовки, поскольку сформированность процессов восприятия времени и пространства у человека свидетельствует об уровне развития координационных способностей, а особенности временной организации являются одним из критериев его функционального состояния и адаптоспособности.

В ситуационные виды спорта с высокой интенсивностью деятельности и в циклические виды спорта, вероятнее всего, следует отбирать спортсменов с наиболее высокими оценками и наиболее расширенной структурой показателей восприятия времени и пространства, в ситуационные виды спорта с низкой интенсивностью деятельности - лиц со средними оценками показателей.

Учет хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства позволит не только повысить эффективность спортивного отбора, но и, в конечном счете, добиться более высоких спортивных результатов при использовании данных об индивидуальном хронотипе спортсмена.

Литература:

1. Доскин, В. А. Биологические ритмы растущего организма : учеб. пособие /

В.А. Доскин, Н.Н. Куинджи. - М. : Медицина, 1989. - 224 с.

2. Команов, В. Биолокация, биоэнергетика, биоритмология в спорте и в повседневной жизни : учеб. пособие / В. Команов. - М. : Амрита, 2012. - 160 с.

3. Корягина, Ю.В. Хронобиологическая характеристика восприятия времени и пространства у спортсменов / Ю.В. Корягина, В.Г. Тристан // 4-й Съезд физиологов Сибири : тезисы докладов. - Новосибирск : Институт физиологии СО РАМН, 2002. - С. 135-139.

4. Корягина, Ю.В. Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов / Ю.В. Корягина // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 14-15.

5. Корягина, Ю.В. Хронобиологические основы спортивной деятельности / Ю.В. Корягина // Российский физиологический журнал. - СПб. : Наука. -2004. - Т. 90. - № 8. - С. 199-204.

6. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства в спортивной

SCIENCE TIME

деятельности / Ю.В. Корягина. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. - 224 с.

7. Кривощеков, С.Г Системные механизмы адаптации и компенсации / С.Г. Кривощеков, В.П. Леутин, В.Э. Диверт // Бюллетень СО РАМН. - 2004. -№ 2. -

С. 148-153.

8. Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности : учеб. пособие / Н.И. Моисеева, Н.И. Караулова, С.В. Панюшкина, А.Н. Петров. - Ташкент : Медицина, 1985. - 158 с.

9. Назаренко, Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 45-50.

10. Солодков, А.С. Адаптивные изменения функций организма при мышечной деятельности / А.С. Солодков // Физиология мышечной деятельности : тезисы докл. Междунар. конференции. - М. : МГУ, 2000. - С. 135-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.