Научная статья на тему 'Биография школьника как средство воспитания'

Биография школьника как средство воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКАЯ (НАРРАТИВНАЯ) ПАРАДИГМА В ПЕДАГОГИКЕ / БИОГРАФИЯ КАК ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО / ФУНКЦИИ БИОГРАФИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Геннадий Егорович

Рассмотрены вопросы формирования биографического подхода в зарубежной и отечественной педагогике, акцентируется внимание на изучении процесса воспитания как биографического феномена. Биография школьника раскрывается как цель и средство воспитания, предложены различные формы и методы воспитательной работы, направленные на помощь школьникам в осознании и конструировании своей биографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupil's biography as method of education

The paper focuses on the study of the education process as a biographic phenomenon and covers the issues of forming a biographic approach to foreign pedagogics and that of our country. The pupil's biography is treated as the objective and means of education. The paper proposes various forms and methods of education aimed at helping pupils in realizing and constructing their biography.

Текст научной работы на тему «Биография школьника как средство воспитания»

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

УДК 37.042(045) Г.Е. Соловьев

БИОГРАФИЯ ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Рассмотрены вопросы формирования биографического подхода в зарубежной и отечественной педагогике, акцентируется внимание на изучении процесса воспитания как биографического феномена. Биография школьника раскрывается как цель и средство воспитания, предложены различные формы и методы воспитательной работы, направленные на помощь школьникам в осознании и конструировании своей биографии.

Ключевые слова: биографическая (нарративная) парадигма в педагогике, биография как цель и средство, функции биографии в педагогическом процессе, формы и методы биографической работы.

Обучение в школе является значимым периодом в жизни человека, так как именно в этом временном отрезке решаются задачи личностного, социального и профессионального развития и самоопределения. В этот период формируются жизненные ценности, происходит осознание своих интересов, способностей, возможностей, формируются общие взгляды на жизнь.

Поэтому вопросы биографии школьников для педагога имеют центральное значение. Педагог является не только посредником в передаче знаний, но и значимым Другим. Отношения в школе приобретают биографический характер как для личности учителя, так и ученика. Работа с биографией школьников предполагает сформированность у педагогов панорамного видения жизни, умений оказывать позитивные изменения в их жизненной истории, умений прогнозировать личностное развитие детей и подростков. Помощь педагога заключается не только в активном, формирующем воздействии на сознание и психику детей, но и в создании условий для активизации процессов их жизненного самоопределения и самореализации [1. С. 61].

Под жизненным самоопределением мы понимаем процесс биографического развития личности, который проявляется в оценке и осмыслении человеком отдельных, разрозненных биографических эпизодов, объединении их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира. Биографическое мышление начинает активно формироваться в подростковом возрасте, когда молодые люди пытаются определить свое будущее, разработать жизненные планы и стратегии их осуществления. Осознание и коррекция субъективной картины жизненного пути, активизация у школьников способностей к самоопределению возможны в учебном процессе на основе работы с биографиями. Биография является важным средством педагогического взаимодействия. Поэтому важно определить то влияние, какое оказывает биография на внутренний мир человека, его отношение к себе и к другим людям [2. С. 97].

Проблемы использования биографии в воспитании и коррекции личности становятся предметом пристального внимания в педагогической литературе лишь в последнее время.

В конце 70-х годов двадцатого века начинает развиваться биографическая ориентация педагогических исследований в ФРГ. Одним из первых, кто начал заниматься биографическим направлением в педагогике, был Ю. Хен-нингсен. В своей работе «Автобиография и педагогика»(1962) он наметил три аспекта использования автобиографии в педагогике: автобиография как педагогический источник, как судьба учащегося и образовательная направленность автобиографии. Автобиография, сформулированная как в письменной форме литературного произведения, так и в устной форме интервью, предоставляет информацию, которая содержит знания о прошлом времени, дополняет, дифференцирует или представляет случаи, которые невозможно документировать. Она представляет собою языковую идентификацию жизни, причем жизни, понимаемой и прожитой как судьба. Автобиографический рассказ нацелен не только на осознание судьбы, формируемой в процессе получения образования. Автор своего жизнеописания также осуществляет операцию по формированию собственного жизненного пути как некоего духовного целого [3. С. 11-21].

Д. Бааке, Т. Шультце также акцентировали внимание на использовании автобиографических источников в педагогике. Особенная ценность использования автобиографических материалов в педагогике, по их мнению, заключается в том, что позволяет узнать, как воспитатель и воспитанник осмысливают воспитательную реальность, какой смысл они связывают с воспитанием своих детей и с воспитанием, которое они сами получили. Учитывая субъективные перспективы этих людей, можно говорить о разграничении теории воспитания с точки зрения воспитанника от теории воспитания с точки зрения воспитателя [4].

Педагогика рассматривалась в основном в рамках эмпирических социально-научных исследований и критических теорий. В науке существовала ориентация на «объективность» знания. Вопросы субъективного переживания, интроспекции, воспоминания и вопросы смысложизненных ориентаций личности были исключены из исследований. Вместо «образования и становления человека» в педагогике в основном шла речь об эмансипации, социализации. Только в рамках духовно-научной (гуманитарной) педагогики, а также в рамках антропологических и психоаналитических дискурсов рассматривались вопросы биографического исследования и биографического опыта.

Д. Бааке говорил о том, что педагогика должна возвращаться к своим истокам, то есть к пониманию науки, которая должна заниматься интерпретацией текстов и была представлена такими авторами, как В. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Ноль. Интерпретацией текстов занимаются различные науки: лингвистика, семиотика, философия, социология, а задача педагогики заключается в том, чтобы учиться этому у них [5. S. 120].

Биографические исследования в педагогике базируются на двух традициях: духовно-научной и герменевтической (В. Дильтей) - и линии развития, идущей от феноменологии и социологии знания (Э. Гуссерль, А. Шютц).

Благодаря концепту интенциональности, который был представлен в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля, стала возможной постановка вопросов, связывающих эгологию и космологию, философские и конкретно-научные исследования, в которых поднимаются проблемы отношений бессознательного и сознания, Я и мира, прошлого и будущего, времени и пространства. Философия Э. Гуссерля оказала существенное влияние на развитие педагогики. В. Лох говорит о феноменологической парадигме в педагогике, возможности которой еще недостаточно исследованы. Задача генетической феноменологии воспитания - реконструировать процессы развития своего Я и формирования своего жизненного мира. Поэтому множество проблем феноменологической педагогики рассматриваются генетически [6].

Традиция феноменологии и социологии знания способствовала развитию дискуссий о так называемом « повороте к повседневности», которые осуществлялись в 80-е гг. двадцатого столетия в педагогике. В рамках этих дебатов состоялось обсуждение тех принципов, благодаря которым субъект конструирует социальный мир. В это же время возрастает интерес к духовно-научной (гуманитарной) и герменевтической традиции В. Дильтея.

Два основных положения В. Дильтея оказали существенное влияние на развитие биографических исследований в педагогике. Во-первых, он понимал биографию в герменевтической традиции как диалектику единичного и общего, подчеркивая связь субъекта и мира. С другой стороны, он занимался проблемой происхождения конституирования смысла (телеология душевной жизни) [7].

Интерес к биографиям и автобиографиям как педагогическому средству в воспитании детей возникает в русской педагогике в конце девятнадцатого века. Задачи развития личности, воспитания Человека становятся определяющими в русской педагогике конца XIX - начала XX в. В связи с развитием экспериментальной психологии в научный оборот педагогики вводятся различные методы и методики. Наряду с методами (эксперимент, тесты, наблюдение), в педагогической практике широко использовались воспоминания взрослых о своих детских переживаниях, автобиографические произведения, основанные на воспоминаниях детства (Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков). Данный подход связан с тем фактом, что «отдельная личность может быть правильно понята только тогда, когда известна история ее развития в первые годы... Не зная, как дитя было поставлено в первые годы своей жизни, мы не сумеем понять, как из него вышла такая, а не другая личность» [8. С. 230].

В.П. Вахтеров широко использовал в своей педагогической практике биографии и автобиографии. Сопоставляя данные и факты детских лет с данными других возрастов, он имел возможность определить влияние детства на умственное и нравственное развитие человека. «В биографиях мы находим не только действия, но очень часто и мотивы этих действий и внешние условия, вызвавшие те или иные стремления, чувства и представления, определяющие

данное действие или направление деятельности» [9. С.350]. Он использует в педагогическом процессе как биографии знаменитых людей, так как в них некоторые свойства людей выражены ярче, так и обыкновенных, применяя для этого анкетирование.

Биографии и воспоминания других людей использовались в педагогическом процессе как метод не только познания и изучения личности ребенка, но и формирования ее. К.Н. Вентцель применял для этой цели журнал «Летописи Дома Свободного ребенка», где дети записывали сами или при участии взрослых свои воспоминания, краткий очерк своей жизни до поступления в учреждение. Он отмечал, что чем моложе дети, тем больше их надо знакомить с историей под видом тех или других художественных рассказов из жизни человечества, сказок, легенд, либо воспоминаний взрослых о тех событиях, которые им пришлось пережить [10].

Интерес к педагогической концепции К.Н. Вентцеля обусловлен тем, что в ней представлена оригинальная модель нравственного развития и воспитания личности ребенка. Он отмечал, что подлинное развитие осуществляется не извне, а путем самостоятельной творческой работы, развития "внутреннего человека". Поэтому в основу обучения нравственности должен быть положен принцип исследования человеком целей своей жизни. Анализ жизненных целей должен осуществляться детьми на основе переработки своего практического опыта.

В педагогической концепции К.Н. Вентцеля особое внимание уделено развитию способностей к целеполаганию и прогнозированию жизненного пути. Развитие способностей к целеполаганию осуществляется на основе сравнения жизненных целей, их гармонизации. Осознание и осмысление частных жизненных целей способствует также охвату тех целей, которые отдалены во временной перспективе. По-прежнему актуальны методы работы с жизненными целями: запись фактов жизни; самоотчеты; определение связей между различными целями, а также между целями и средствами их достижения [11. С. 402].

В педагогике дореволюционной России биографическому методу отводилось значительное место. Он нашел теоретическое отражение и практические применение в работе таких отечественных ученых, как В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, В.В. Зеньковский, И.М. Соловьев и др. В советский период биографический метод используется эпизодически. Основной акцент делается на изучение коллективных и групповых феноменов в педагогической действительности, а не на аспекты индивидуальной жизни детей и подростков. И только в конце 80-х гг. двадцатого столетия возрождается интерес к биографическому методу [12; 13; 14].

В педагогическом процессе можно выделить следующие функции биографии как средства воспитания: обучающая, регуляторная, ценностно-смысловая, проектировочная, психотерапевтическая.

Обучающая функция биографии заключается в иллюстрировании человеческой жизни, характеристике отдельных этапов и событий жизненного пути. Знакомясь с биографиями, человек приобретает уникальный опыт по-

ведения в различных жизненных ситуациях. Обращаясь к биографии, он имеет возможность увидеть развитие в динамике, рассмотреть жизнь в более широком контексте, познать законы и механизмы становления индивида в определенной среде. Популярность художественных произведений (романов), кинофильмов, имеющих биографическую тематику, связана с возможностью человека замечать, выделять и осознавать факты и события в собственной жизни и жизни других людей, корректировать и компенсировать недостающие знания.

Регуляторная функция биографии связана с процессами конструирования и реконструирования человеком своего жизненного пути. Если обучающая функция биографии акцентирует внимание на познании биографии других и самопознании, то регуляторная - на самоизменении личности. Процессы конструирования жизненной истории осуществляются с раннего детства.

В детском возрасте на основе знакомства с мифами и сказками, идентификации с героями и персонажами у ребенка формируется первоначальная схема жизни, содержащая первоначальные представления о мире и поведении человека. Образы мира и практик человека, которые еще носят смутный и неотрефлексированный характер, в дальнейшем прорабатываются и уточняются в игровых действиях, поисковой, познавательной активности, в наблюдении детей.

В подростковом возрасте особенно актуальной становится проблема выбора жизненного пути. Молодые люди испытывают острую потребность в осознании происходящих в своей жизни событий и управлении ими. Знакомясь с биографиями других людей, подростки и юноши имеют возможность осознать направление своей жизни, понять ее важнейшие темы и сконструировать свою биографию. Именно в этот период в их жизни особое место занимают автобиографические анкеты и дневники, которые можно рассматривать как формы познания и управления собственной жизнью.

Ценностно-смысловой аспект биографии проявляется в стремлении человека понять свою жизнь в более широком контексте. Отношение человека к своей судьбе, призванию как антропологическая характеристика существования находит свое преломление в интересе к биографиям. Изучение биографий позволяет осмыслить человеческую жизнь в истории, связать разрозненные эпизоды и события жизни в единое целое, понять уникальность своей жизненной истории. Развитие способности человека, осознание и осмысление своей жизни, определение призвания и смысла существования может рассматриваться как важнейшая задача педагогики. Реализация данной задачи возможна на основе знакомства с биографиями, постижения ценностей и смыслов, обусловливающих жизненные выборы и поступки человека в различные периоды его жизни. В процессе ознакомления с жизненными историями развивается рефлексия, проясняются жизненные смыслы, расширяется смысловое пространство личности.

Проектировочная функция биографии находит отражение в стремлении индивида прогнозировать и проектировать жизненный путь. Особенно актуальна эта задача в подростковом и юношеском возрасте, когда формируется

ориентация на будущее, создается проект будущей жизни. Интерес к биографии возникает как возможность увидеть свою жизнь в определенной перспективе, в целостности. Жизнь другого человека является своего рода моделью, относительно которой проектируется своя жизнь. Школьник примеряет различные биографии к себе, соотносит их со своими событиями, фактами биографии. Проектирование жизни в период обучения в школе происходит стихийно, в зависимости от влияния различных факторов. В ближайшем социальном окружении выделяются «значимые Другие», биографии и события жизни которых являются предметом пристального внимания и освоения. Поэтому педагогическая задача в работе с биографиями в этот период жизни будет заключаться в том, чтобы организовать процессы конструирования собственной биографии на основе изучения жизненного пути как сверстников, людей, принадлежащих к различным группам, так и выдающихся личностей.

На основе идентификации с биографиями активизируются процессы принятия себя, самоценности своего «Я», ориентировки в смыслах и ценностях человеческой жизни. Благодаря этому достигается психотерапевтический эффект, так как человек имеет возможность переживать, осознавать и воспринимать состояния себя и других, управлять собственными переживаниями, анализировать их, формировать навыки активного отношения к своей жизни.

Биографическое развитие школьников в педагогическом процессе может быть обеспечено на трех уровнях: в процессе преподавания гуманитарных предметов, во внеурочной деятельности и в деятельности детской общественной организации [15].

В процессе преподавания гуманитарных предметов акцентируется внимание на привлечении средств для создания эмоциональной и событийной насыщенности урока (эффекты неожиданности, таинства и загадочности), создании условий для проживания тех или иных событий, формировании умений фиксации и интерпретации событий, происходящих в жизни класса и отдельного человека.

Особое внимание уделяется активному использованию биографического материала в учебном процессе, знакомству школьников с биографическими фактами жизни литературных и исторических героев, их ролью в профессиональном и личностном становлении.

Для активизации биографического мышления школьников могут быть также использованы такие формы занятий, как урок-фантазия, урок-тренинг, урок-игра, урок-путешествие.

На уроках-фантазиях школьники моделируют свою будущую жизнь, создают различные ее варианты. Основная цель урока - развитие творческой фантазии, воображения на основе (материале) жизненных проблем возраста, умений анализа своей биографий и сверстников. Эффективность урока возрастает, если школьники пытаются разработать стратегию и пути достижения личностных целей, соотнести свои проекты с переживаниями настоящего.

Урок-путешествие представляет собой последовательное прохождение ряда этапов: хронологических, событийных, психологических. С самого начала определяется исходный пункт, от которого начинается путешествие. Это

могут быть события, внутренние состояния, временные отрезки жизни школьника, которые затем раскроются в различных временных планах: прошлом, настоящем, будущем. Движение осуществлялось от прошлого к будущему и наоборот. На уроке основное внимание уделяется фиксации состояния, чувства, события в сознании и его детальному анализу. Цель урока -научить школьников видеть связи одного события с другим, находить причины, обусловливающие сегодняшнюю жизнь, определять линии, идущие из прошлого или будущего.

На уроке-игре центральное место отводится организации игрового фона, игрового взаимодействия. Через «примерку» определенных ролей, стилей жизни школьники учатся решать проблемные, жизненные задачи, приобретают опыт взаимодействия в определенных ролях, видения других людей с различных жизненных позиций. Кроме того, игра создает на уроке положительный эмоциональный фон и способствует преодолению механизмов защитного поведения. Педагог выступает лишь инициатором игрового взаимодействия, занимается распределением ролей, созданием рабочей группы, знакомит с правилами игры. Затем работа класса строится по принципу саморазвивающейся системы, где школьники сами задают способы решения жизненных задач и возможные стратегии взаимодействия.

Урок-тренинг ориентирован на развитие способностей и качеств, необходимых для достижения личностных целей. Основное внимание уделяется развитию рефлексии, навыкам самопроектирования, обучению приемам и методам работы с самим собой. Тренинг проводится либо со всем классом, с последующей дискуссией и обсуждением полученных результатов, либо индивидуально.

Каждый урок направлен на работу с собственным жизненным опытом: на его осознание, структурирование и творческое использование в повседневной жизни. Осознание опыта осуществляется через приемы инверсии прошлого в будущее и, наоборот, через соотнесение жизненных целей с теми возможностями и способностями, которыми обладает индивид. Кроме того, существенное внимание уделяется разработке личностных планов, в которых жизненные цели приобретают определенную структуру. Изменение структуры целей зачастую приводит к тому, что индивид по-новому видит ситуацию собственного развития, перед ним открываются новые перспективы.

В организационном плане на уроке используются самые различные формы взаимодействия: индивидуальные, в парах, в группе. Педагог организует работу на уроке таким образом, чтобы активность исходила от самих учащихся. Поэтому в организации урока основное внимание должно уделяться тому, чтобы перейти от управления уроком со стороны педагога к самоуправлению (самоорганизации). Урок должен заканчиваться подведением итогов, которое осуществляют сами учащиеся.

Вариативность форм проведения занятий обусловлена потребностями школьников и спецификой учебного материала. На уроках могут быть использованы приемы структурирования жизненного и биографического опыта школьников.

На внеурочных занятиях осуществляется работа по развитию навыков самопознания, самоанализа, самоактуализации школьников в различных видах деятельности. Занятия проводятся в форме встреч с интересными людьми, знакомства со сложными и интересными жизненными судьбами, сильными характерами, многообразием жизненных стилей.

Внеурочные мероприятия могут создать неформальное общение и послужить основой для последующего свободного рассказывания жизненных историй и обмена разнообразным жизненным опытом. Цель занятий заключается не только в актуализации жизненного опыта, но и его обобщении, выделении смысловых точек и интеграции в целостную картину жизненного пути.

На занятиях целесообразно использовать различные техники, активизирующие биографические процессы у школьников: написание дневников, моделирование биографии, каузометрии, событийного анализа.

Среди условий, оказывающих влияние на биографическое развитие школьников, одно из ведущих мест занимает детская общественная организация. Она является фактором индивидуализации личности, проектирования и самореализации своего «Я». В рамках детской организации образуется субкультура, создаются условия для культурной адаптации и личностного роста. Задача педагога - управление групповой динамикой и направленностью развития школьников. Тогда история этой организации может стать частью личной биографии каждого, кто принимает в ней участие.

Школа является не только местом, где происходит усвоение знаний, формирование умений и навыков, но и пространством развития биографии школьников. Биографию школьников можно рассматривать как важнейший пункт деятельности педагога. Она направлена на помощь школьнику в выстраивании своей жизненной траектории, определении своего жизненного пути. Основная цель биографического подхода в воспитательной работе со школьниками - помощь им в осознании и управлении собственной жизнью, развитии субъектной позиции личности.

Рассмотренные формы и методы работы с биографией не исчерпывают всего многообразия подходов к этой проблеме. Проблема жизнетворчества в различные периоды жизни нуждается в дальнейшем исследовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагог как значимый Другой (биографический аспект) // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. Материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб. 2004.

2. Судьба человека как антропологическая проблема. Очерки по педагогической антропологии. - Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2003.

3. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика / под общ. ред. В.Г. Безрогова. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

4. Baacke D., Schultze T(Hg). Aus Geschichte lernen. - München: Juventa, 1985.

5. Baacke D. Ausschnitt und Ganzes. Theoretische und methodologische Probleme bei der Erschliessung von Geschichten // Baacke D., Schultze T(Hg). Aus Geschichte lernen. - München: Juventa, 1985.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

6. Loch W. Zur Konstitution der Erziehung im Gorizont der genetischen Phänomenologie Edmund Husserls // Bildung und Erziehung. 34. (1981).4.

7. Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. / под ред. А.В. Михайлова, Н.С.Плотникова. Т.3. Построение исторического мира в науках о духе. - М.: Три квадрата, 2004.

8. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. - М.: МПСИ, 1999.

9. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1987.

10. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. - М.: А.П.О., 1993.

11. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности.Т.1. Этика творческой личности. - М.,1912.

12. Природа ребенка в зеркале автобиографии / под ред. Б.М. Бим-Бада, О.Е.Кошелевой. - М. Изд-во УРАО, 1998.

13. Безрогов В.Г. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях / В.Г. Безрогов, О.Е. Кошелева, Е.Ю. Мещеркина, В.В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО. 2001.

14. Соловьев Г.Е. Биографический метод в деятельности социального педагога и социального работника. - Ижевск, 2002.

15. Соловьев Г.Е. Социально-педагогические условия воспитания личностных перспектив старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.

Поступила в редакцию 11.04.08

G.E. Solovjev

Pupil's biography as method of education

The paper focuses on the study of the education process as a biographic phenomenon and covers the issues of forming a biographic approach to foreign pedagogics and that of our country. The pupil's biography is treated as the objective and means of education. The paper proposes various forms and methods of education aimed at helping pupils in realizing and constructing their biography.

Соловьев Геннадий Егорович

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Solovyov G.Ye., candidate of pedagogical science, senior lecturer of the department of social work,

GOUVPO, Udmurt State University, Universitetskaya Street 1(building 6), 426034 Izhevsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.