Научная статья на тему 'Биоэтический и гендерный дискурс в морально-правовом пространстве'

Биоэтический и гендерный дискурс в морально-правовом пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яскевич Ядвига

Автор статьи обращает особое внимание на проблему отношения между биоэтическим и гендерным дискурсом в морально-правовом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bioethical and gender discourse in moral and legal framework

The author of the article draws a special attention to the problem of relations between bioethical and gender discourses, interrelationship of bioethics and gender from the social-cultural and informative point of view.

Текст научной работы на тему «Биоэтический и гендерный дискурс в морально-правовом пространстве»

глобального контракта с природой: думать глобально и эффективно действовать локально. В рамках контракта с мировой культурой нам предстоит осознать ценность плюрализма культур и закрепить ее в системе образования. В рамках социального контракта нам надо совершенствовать умение жить сообща. В рамках этического контракта нам предстоит обойти подводные рифы нынешнего этапа глобализации.

Литература

1. Prigogine Ilya. Flech du temps et fin des certitudes //Les clés du XXIe siècle. 2000. Paris: UNESCO/Seuil. P. 13-19.

2. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека // Paris: ЮНЕСКО. 1997.

3. Venter C., et a. The sequence of the human genome // Science.

2001. Vol. 291. P. 1304-1351.

4. Internationa Human Genome Sequencing Consortium. Initia sequencing and analysis of the human genome // Nature. 2001. Vol. 409 (6822). P. 860-921.

5. International Human Genome Sequencing Consortium. Finishing the euchromatic sequence of the human genome // Nature. 2004. Vol. 431 (7011). P. 931-45.

6. 6.Bennet R. Antenatal Genetic Testing and the Right to Remain in Ignorance // Theoretical Medicine and Bioethics. 2001. Vol. 22, N° 5. P. 461-471.

7. Parens E. and Asch A., eds. Prenata Testing and Disability Rights. Washington, D.S.: Georgetown University Press. 2000.

8. Gonzaes J.L. Ethics for the Pediatrician: Genetic Testing and Newborn Screening // Pediatr. Rev. 2011. Vol. 32, N°11. P. 490-493.

9. Biesecker B.B. and Marteaux T.M. The future of genetic councel-ing: An international perspective// Nature Genetics. 1999. Vol. 22. P. 133-137.

10. Coughlin Steven. The Intersection of genetics, Public Health and Preventive Medicine// American Journal of Preventive Medicine. 1999. Vol. 16. P. 89-91.

11. Khoury M., Burke W., and Thompson E., eds. Genetics and Pubic Heath in the 21 Century. 2000. New York: Oxford University Press.

12. Sauchanka U.K. Geogenomics: Organisation of the Genosphere // CPL Press: Newbury, UK. 2009.

13. Савченко В.К. Геогеномика: организация геносферы. -MH., 2009.

14. Савченко В.К. Расшифровка генома человека и эволюционные перспективы вида Homo sapiens // Актуальные вопросы антропологии. - Mh., 2012.

15. Spier R.E. Towards a New Human Species // Science. Vol. 296, 7 June 2002. P. 1807.

16. Stock Gregory. Redesigning Humans: Our Inevitable Genetic Future. Boston: Houghton Mifflin Company. 2002. P. 287.

17. Fukuyama Francis. Our Posthuman Future: Consequences of the Biothechnology Revolution. New York: Farrar, Straus & Giroux.

2002.

18. Reading the Neanderta Genome // Science. Vol. 330, 17 December 2010. P. 1605.

19. Build Your Own Genome // Science. Vol. 330, 17 December 2010. P. 1605.

20. Word Commision on Environment and Sustainabe Deveopment. Our Common Future // Oxford: Oxford University Press. 1987.

21. Declaration on the Responsibilities of the Present Generation Towards the Future Generations. UNESCO. 1997.

Биоэтический и гендерный дискурс в

морально-правовом пространстве

Ядвига Яскевич,

директор Института

социально-гуманитарного

образования Белорусского

государственного

экономического

университета,

доктор философских наук,

профессор

Развитие биоэтики в Республике Беларусь, начавшись с середины 90-х гг. ХХ в., шло по двум направлениям: теоретическому и прикладному. Анализ биоэтики осуществлялся в качестве нового междисциплинарного научного знания и особой отрасли прикладной этики. В это время в ткань пост-неклассической науки входят непривычные для классической научной рациональности идеалы блага человека и человечества, морали и добра, долга и ответственности за результаты, полученные в процессе изучения человекоразмерных объектов.

Сегодня расширяется проблемное поле биоэтики: в нее включаются не только нравственные, философские, но и правовые компоненты, объединяющие различные системы ценностей - биологические, социальные, экологические, личностные. Биоэтический дискурс включает все новые и новые «открытые» вопросы.

К их числу относятся: проблемы эвтаназии, ставшей столь актуальной в результате небывалых достижений медицины по продлению жизни человека, а значит, и его страданий; реанимирования и трансплантации органов; проблема предвидения и предотвращения негативных последствий медико-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на человеке, использования био- и нанотехнологий и их последствий, определение меры ответственности исследователя и степени риска испытуемого; нравственно-правовые проблемы искусственного оплодотворения и прерывания беременности, установления критериев нормы и патологии человеческого зародыша.

Современная парадигма биоэтики олицетворяет собой высокие идеалы гармонии, гуманизма, защиты прав и до-

стоинств человека, актуализирует междисциплинарные подходы. В последнее время особое внимание уделяется проблеме взаимоотношения биоэтического и гендерного дискурсов.

В чем взаимосвязь биоэтики и тендера с социокультурной и содержательной точки зрения? Дело в том, что как биоэтика - это феномен культуры (отсюда термин «культурная биоэтика» - cultural bioethics, введенный американским антропологом и биоэтиком А. Гейсом), в рамках которой формируются основные понятия, подходы, отличающиеся друг от друга интерпретации открытых проблем биоэтики, так и гендер - это «социальный пол», воспринимающийся в рамках взаимодействия с определенной культурой. Есть биологическое определение пола, связанное со строением тела, мужского или женского, в котором концентрируется наша телесная принадлежность и различие между мужчинами и женщинами, и есть гендер как социокультурный смысл женственности и мужественности. В современных подходах гендер означает нечто большее, чем свойство индивида. Это компонент социальных отношений, общественного устройства, продукт культуры и, кроме того, феномен осмысления в научных концепциях гендерного неравенства, указывающий тем самым на признание наличия этого неравенства и отношение власти между полами [1]. В соответствии с этим обсуждение проблем гендера и биоэтики, организованное ЮНЕСКО в 2011 г. на базе Казанского государственного медицинского университета [2], позволяет приблизить нас к ответам на фундаментальные вопросы о социокультурном содержании биоэтики и гендера, влиянии этнической и культурной принадлежности на мировоззренческую оценку инноваци-

онных научных подходов и технологий, тендерных перспектив в общественном развитии. Важно при этом выявить и оценить вклад международных документов и национальных законодательств, системы образования, науки в развитие гендерного равенства и биоэтическое просвещение населения с целью защиты прав и достоинств человека, реализации принципов сотрудничества и диалога.

Беларусь добилась определенных успехов в выравнивании социального статуса мужчин и женщин, однако построение и продвижение сбалансированной тендерной политики - процесс долговременный и открытый. Республика ратифицировала ряд международных документов относительно обеспечения гендерного равенства и преодоления дискриминации по признаку пола. В частности: Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.); Декларацию и Платформу действий Всемирной конференции по улучшению положения женщин (Пекин, 1995 г.); Декларацию тысячелетия. Для выполнения этих международных обязательств у нас было принято несколько законодательных актов, важнейший из которых - пункт 4 Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства, предусматривающий разработку проекта Закона «О гендерном равенстве» и перспективную кодификацию законодательства Республики Беларусь. Реализовался уже Третий Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства (2008-2010 гг.), утвержденный постановлением правительства Беларуси. В 2010 г. принят Четвертый Национальный план по обеспечению гендерного равенства (2011-2015 гг.). Основные задачи этого документа - содействие достижению паритетного представительства мужчин

и женщин на всех уровнях управления; внедрение гендерных знаний в систему образования, формирование в общественном сознании необходимости социального равенства полов во всех сферах общественной жизни, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин, женщин и подростков для обеспечения нормального воспроизводства населения и повышения качества жизни.

Важным является содействие достижению гендерного равенства в экономической сфере, дальнейшее развитие предпринимательства среди женщин, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Акцент сделан на трансформацию общественного сознания, искоренение гендерных стереотипов, связанных с идеей превосходства и доминирования одного пола над другим.

Наша страна входит в тридцатку государств мира, которые достигли лучших показателей по участию женщин в процессе принятия управленческих решений. В белорусском парламенте треть депутатов - женщины. В местных советах всех уровней на их долю приходится 45%. Женщины составляют у нас пятую часть всех руководителей республиканских органов государственного управления и две трети - госслужащих всех уровней. Тем не менее гендерные стереотипы и предрассудки довольно глубоко укоренились в общественном сознании, на рынке труда и в семейной жизни.

Нормы традиционной медицинской этики и нравственные заповеди, которыми человечество пользуется на протяжении веков, не в полной мере обеспечивают механизмы регуляции в области изучения последствий влияния биотехнологических возможностей современной науки. Несомненно, это не просто вызов сложившимся научным и традиционным представлениям, этическим нормам, но и социальный заказ на разработку правовых основ современного общества, учитывающий инновационные представления о биологическом и социальном статусе человека, обладающего свободой, способного на самостоятельное и ответственное этическое поведение. Возможное же вторжение в генофонд индивида посторонних лиц означает, что свобода личности как автономного субъекта оказывается ограниченной, если вообще не

в РЕЗУЛЬТАТЕ ОТКРЫТИЙ И ДОСТИЖЕНИЙ в МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ, КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ О НЕЙРОННЫХ СТРУКТУРАХ МОЗГА, ПОПУЛЯЦИОННОЙ ГЕНЕТИКЕ, ГЕНЕТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ, ЭВОЛЮЦИОННОЙ БИОЛОГИИ И НЕЙРОФАРМАКОЛОГИИ ОТКРЫВАЮТСЯ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВ

НАША СТРАНА ВХОДИТ В ТРИДЦАТКУ ГОСУДАРСТВ МИРА, КОТОРЫЕ ДОСТИГЛИ ЛУЧШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО УЧАСТИЮ ЖЕНШИН В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

отменяется. Человек утрачивает свободу при этом не только по отношению к своему телу, но и к собственной личности.

Вместе с тем сегодня свобода человека безгранична, в том числе - в выборе биологического пола. Инновационные прорывы современной науки в области генетики, трансплантации органов и тканей, био- и нанотехнологий оказывают радикальное влияние на проблему взаимоотношения гендера и биоэтики. Биотехнологическая революция, научные достижения и строящиеся прогнозы, как отмечает американский политолог, писатель Фрэнсис Фукуяма, означают не просто нарушение или ускорение размеренного хода событий, а приводят к тому, что будущее человечества вовсе не является предопределенным - оно оказывается открытым, в решающей мере зависящим от наших нынешних решений и действий. В результате открытий и достижений в молекулярной биологии, когнитивных науках о нейронных структурах мозга, попу-ляционной генетике, генетике поведения, эволюционной биологии и нейрофармако-логии открываются беспрецедентные возможности изменения биологической природы человека, либерализации гендерных предпочтений и перспектив [3].

Биомедицинские исследования, актуализируя проблему природы человека в контексте высоких биотехнологий, создают предпосылки открытости, инновационной модальности существования людей, непредсказуемости онтологической модели личности, придают гуманистический ракурс моделям проектирования альтернативного будущего человечества, «этике предвидения», ибо речь идет о нравственном исчислении нового горизонта футурулогического существования человеческого рода. Фантастический модульный принцип в прогнозе американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера частично реализуется уже сегодня, не нарушая целостности тела при систематической замене некоторых частей - модулей. Неизменность человеческой природы уступает место принципу выхода из естественности, когда можно продлить жизнь, изменить пол, родить ребенка при отсутствии природных предпосылок и т.п. Это в свою очередь «втягивает» в орбиту гендерной проблематики

вопросы правового, духовного и социокультурного регулирования и решения реально возникающих ситуаций - например, после изменения пола необходимы механизмы оформления новых документов (паспорта, дипломов об образовании и т.п.).

Биоэтический дискурс со свойственной ему инновационностью и парадоксальностью, новыми «этическими стандартами» типа «суррогатного материнства», «либерализации добровольной смерти» и т.п. аккумулирует в себе реальную междисци-плинарность, стремительно внедряясь не только в различные науки, но и в современную философию человека, в философскую антропологию. Обозначив медицинские возможности изменения телесной природы, современная биоэтика задает новые ракурсы исследования человека, расширяет границы философской рефлексии, инициирует дальнейший критический взгляд на инвариантность телесно-природной сущности человека.

Особый импульс при этом приобретает трансплантология, обеспечивающая социальный заказ общества по отношению к корректировке биологической природы человека, изменению его пола, замещению отсутствующих или поврежденных органов и тканей. Заметим, что в Беларуси в области трансплантации органов осуществлен настоящий прорыв: в марте 2010 г. открыт Республиканский научно-практический центр трансплантации органов и тканей. С момента создания по март 2011 г. на его базе выполнено 109 ге-теротопических трансплантаций почки (из них 10 - от живого родственного донора), 70 ортопедических трансплантаций печени (из них две - от живого родственного донора; 6 - реципиентам детского возраста от 1 до 17 лет), 120 резекций печени, 19 - резекций поджелудочной железы, 20 лапароскопических спленэктомий, 4 дис-тальных спленоренальных шунта.

С 2007 по 2011 г. более 40 специалистов из 9-й клинической больницы Минска и РНПЦ «Кардиология» и РНПЦ онкологии и

медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова прошли стажировку в европейских и российских центрах. В результате увеличилось количество пересадок почек. С 1970 г. их совершено 1150. Через каждые три дня пациент из листа ожидания получает почечный трансплантат, а срок ожидания в этом листе минимален - чуть больше двух лет. Три женщины, которым были пересажены почки в Беларуси, родили и воспитывают детей. В апреле 2008 г. была проведена первая операция по трансплантации печени, в мае 2010 г. сделали пересадку части печени от живого донора маленьким детям. С 2008 г. выполнено более 100 операций по трансплантации печени, из них 18 - детям. Проведена первая операция по пересадке почки, извлеченной лапароскопическим путем с последующей трансплантацией живому родственному донору. В 2009 г. в РНПЦ «Кардиология» впервые выполнена трансплантация сердца, а также трансплантации комплекса почки и поджелудочной железы. Количество трансплантаций сердца в Беларуси увеличилось в два раза - с 11 в 2009-м до 22 в 2010 г. Велика потребность в пересадках органов грудной клетки. Необходимо примерно 50 операций в год. По данным Министерства здравоохранения, живы более чем 90% из 72 пациентов, которым была проведена операция по пересадке печени, и 38 из 43, получивших новое сердце. Проблема трансплантологии в республике, как и во всем мире, - постоянная нехватка доноров. Вместе с тем по числу пересадок органов в расчете на миллион жителей Беларусь находится на первом месте среди стран СНГ (18 трансплантаций в год), но отстает от других государств - Польши (27), Испании (84,8). Если мы сумеем сохранить темп, который набрали к концу прошлого года, сможем достичь уровня наших соседей. При этом руководитель РНПЦ трансплантации органов и тканей Олег Руммо подчеркивает, что предстоит многое сделать, чтобы приблизиться к лидерам трансплантации - Германии, Великобритании, Бельгии, Испании. Приоритетом в развитии

трансплантологии является пересадка органов детям. В результате ликвидируется детский лист ожидания на пересадку почки, выполнены операции детям по трансплантации сердца [4].

Среди других перспектив развития трансплантологии - расширение спектра выполняемых операций. Кардиохирурги и онкологи практически готовы к выполнению операции по пересадке комплекса «сердце и легкие», а также легких. Планируется освоить одновременную трансплантацию печени и почки, печени и поджелудочной железы. Для граждан Беларуси операции по трансплантации органов осуществляются бесплатно и с учетом гендерного равенства.

Решению проблем трансплантации органов и тканей человека способствует достаточно гибкая политика в этой области, учитывающая международные стандарты. В Законе Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» закреплена такая норма, как презумпция согласия, считающаяся весьма прогрессивной в плане развития этой отрасли медицины, так как человек, который при жизни не выразил своего несогласия, таким образом выразил согласие на посмертный забор своих органов. Благодаря новой редакции закона, принятой в 2007 г., трансплантация в Беларуси получила новый импульс в силу либерализации ряда юридических норм. По сравнению с ранее действующим законом (от 4 марта 1997 г.) представлены уточнения и даны определения отсутствующих ранее терминов (забор органов и (или) тканей человека, живой донор, трупный донор, смерть); уточнены аспекты международного сотрудничества; более четко определены условия и порядок выполнения трансплантации органов и тканей; определены организации, занимающиеся этим видом деятельности; установлены ранее отсутствовавшие четкие ограничения, связанные с забором органов для трансплантации у живого донора и т.д.

В контексте социокультурной менталь-ности Беларуси, гендерного равенства и принципа толерантности законом предусматриваются гарантии всем без исключения гражданам по отношению к уважению целостности их личности, ее основных прав и свобод: граждане республики независи-

мо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений имеют право на охрану здоровья (ст. 5); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Беларуси, пользуются правами в области охраны здоровья наравне с гражданами республики (ст. 6) [5].

В рамках защиты прав и достоинств личности пациента и сохранения врачебной тайны Законом о здравоохранении предусматривается, что искусственное оплодотворение (ЭКО, подсадка эмбриона, искусственная инсеминация) проводится в организациях здравоохранения по письменному заявлению женщины, достигшей восемнадцатилетнего возраста (для состоящей в браке - с согласия супруга). Женщине предоставляется информация о процедуре искусственного оплодотворения,ее медицинских и правовых последствиях, данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора. Сведения о проведенном искусственном оплодотворении, а также о личности донора составляют врачебную тайну (ст. 33).

В контексте соблюдения принципа гендерного равенства и гендерной свободы четко указывается, что изменение, коррекция половой принадлежности проводятся в организациях здравоохранения путем медицинского вмешательства по желанию совершеннолетнего пациента в соответствии с медико-биологическими и социально-психологическими показаниями в порядке, определяемом Минздравом (ст. 36).

В рамках взаимосвязи биоэтики и гендера, гендерного равенства особое место занимает проблема вспомогательных репродуктивных технологий. Согласно мнению специалистов, соотношение женского и мужского бесплодия составляет примерно 50 на 50%. Именно с мужским бесплодием зачастую возникают проблемы. И помочь здесь может только метод ЭКО. Сегодня в Беларуси насчитывается около 10 тыс. бесплодных женщин и 2 тыс. мужчин, всего из-за проблем со здоровьем не могут завести детей около 14% супружеских пар. И это всего лишь официальная статистика, ведь не секрет, что многие

предпочитают скрывать свою беду. Однако утверждать, что она является непоправимой, все же нельзя. Современные медицинские технологии многим дают шанс стать родителями. За последние 30 лет во всем мире родилось более 4 млн детей из пробирки. В Беларуси вспомогательными репродуктивными технологиями занимаются четыре центра - два государственных и два частных: РНПЦ «Мать и дитя»; Гомельский медицинский центр генетики; Центр репродуктивной медицины; Центр вспомогательной репродукции «Эмбрио». Ежегодно проводится 1500-1700 ЭКО, из них 70% выполняется в коммерческих центрах. Всего с помощью метода ЭКО в Беларуси родились 5 тыс. детей. Сегодня первенцам уже исполнилось по 14 лет [6].

Эксперты и исследователи в области биоэтики показывают, что имеются определенные гендерные качественные отличия в оценках ряда биомедицинских проблем. Представители условно «мужского» типа (в основном представленного мужчинами) допускают самоопределение на участие в биомедицинских экспериментах, на выбор жизни и смерти, принудительное лечение, генную инженерию и иные новые технологии биомедицины, тогда как представители «женского» типа гораздо гуманнее и осторожнее в этих вопросах. Характерно, что при одинаковом выборе мотивация решения может быть самой разной: мужчинам в большей степени присущ «прагматизм» при решении моральных проблем (принцип «цель оправдывает средства»), большая склонность к принципу талиона (мести), меньшее использование эмоциально-эсте-тических оценок. Гендерные особенности проявляются часто в том, что при решении дилемм мужчины и женщины принимают сходные решения, но актуализируют совершенно разные ценности. Отличаются позиции в отношении права на решение судьбы другого человека. Первый тип - мужской -допускает принудительное лечение, лишение помощи, второй тип - гораздо гуманнее. Лояльное отношение «мужского» типа распространяется на репродуктивные технологии, трансплантацию, генную инженерию, «женский» тип проявляет в этих вопросах осторожность и сдержанность. Только женщины указывают на возможность злоупотреблений при использовании

эвтаназии, и только мужчины предлагают альтернативные решения и указывают на материальную сторону вопроса при ее обосновании. Противники эвтаназии чаще всего объясняют свою позицию шансом на выздоровление, причем женщины достоверно чаще мужчин. При обосновании допустимости использовать «суррогатное материнство» для вынашивания плода (около 80% - «за») лишь женщины в качестве аргумента приводят потребность в материнстве [7].

В отношении модификации человека, его биологической природы особую роль сегодня выполняют нанотехнологии. В свое время (1959 г.) нобелевский лауреат Ричард Фейнман предсказал, что, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все что угодно. Нанотехнологии как приоритетное трансдисциплинарное направление современности объединяет ведущих ученых самых различных областей - физиков, химиков, биологов, фармакологов, инженеров, философов, социологов, экономистов и др., вбирая в себя лучшие инновационные подходы науки. Широкое признание нанотехнологии основывается во многом на пропагандируемых учеными и СМИ будущих проектах, способах дать феноменальные практические результаты (например, в сфере медицинской техники, автомобилестроении и т.п.).

Новые технологии обычно связывают с выгодами и рисками, и нанотехнологии - не исключение. Считается, что они приведут к радикальному скачку в развитии науки и техники, к революции в производстве материалов и устройств с беспрецедентными характеристиками и функциями. Ожидания высоки, но распространено и мнение, что блага от нанотехнологий могут быть получены лишь в том случае, если их развитие будет обеспечиваться устойчивой системой управления, позволяющей своевременно реагировать на связанные с этими технологиями риски и опасения.

Внедрение нанотехнологий - это не только дань современной моде, а вопрос конкурентоспособности новых экономик в глобальном мире. Игнорирование на раннем этапе вопросов гуманитарного характера может привести к перерастанию рисков, связанных с широким развитием

новых технологий, в реальные вызовы и угрозы безопасности человека, государства, международного сообщества. Дело в том, что современные достижения в области био- и нанотехнологий могут быть использованы для создания нового типа оружия, принципиально нового типа насилия, био/нанонасилия. Надо просчитывать влияние био- и нанотехнологий на здоровье населения, продолжительность жизни, гендерное равенство и в целом на развитие демографической ситуации в стране и мире, а значит, и на характер электорального поведения. Политологи и социологи обращают внимание на существование различий в политических предпочтениях в зависимости от возраста и пола электората. Например, женщины традиционно менее склонны поддерживать «милитаристски» настроенных политиков, негативно относятся к применению военной силы для решения политических задач. Как подчеркивают эксперты, старение населения (США, Европа, Россия, Япония) приведет к сокращению количества мужчин и женщин, способных служить в армии, вероятна перспектива к «возвращению» наемнических армий, которые, в свою очередь, будут широко применять достижения новых технологий. Если традиционные технологии в сельском хозяйстве, при производстве продуктов питания используются в том или ином варианте на протяжении многих веков и их влияние на человека и природу обсуждается довольно давно, то современные биотехнологии (генная инженерия и т.п.) и последствия их внедрения пока еще не изучены. Переход от микро- к нанотехноло-гиям многие эксперты рассматривают как качественное явление, кардинально меняющее среду обитания. В сфере медицины возможно создание молекулярных «роботов-врачей», вживляемых в человеческое тело. При внедрении их в организм можно предотвратить старение клеток, способствовать улучшению и перестройке тканей, продлить жизнь, «выключить» старение, переделать программы ДНК.

Становится ясно, что в методологическом ракурсе это инновационное направление требует глубокой гуманистической экспертизы и синергетического «проигрывания» различных сценариев и последствий их использования,интегриро-

вания порою трудносогласующихся между собой экономических, политических, экологических, социокультурных, технических, социально-психологических и этических аспектов, проектирования и диалога науки, техники, политики, этики, гражданского общества. Необходима тщательная этическая экспертиза и регуляция со стороны государственно-политических структур и гражданских инициатив, ибо быстро нарастающие изменения биосферы и природы человека, вызванные безудержным научно-техническим и промышленным развитием, контролировать невозможно. Таким образом, социокультурный контекст, межкультурные и гендерные отличия в ценностях, в понимании различных либерально-моральных стандартов (справедливость, чувство долга, ответственность, свобода и др.) оказывают сильнейшее влияние на понимание открытых биомедицинских проблем - эвтаназии, трансплантации органов и тканей, использования репродуктивных био- и нанотехнологий, клонирования и т.п. Современное общество глобального риска предъявляет новое понимание возможностей науки, выходящей за рамки дисциплинарной рациональности и включающей в себя политическое, социальное, гуманитарное, философское измерение и систему ценностей, этическое отношение к человеку, природе и технике.

Литература

1. Курленкова С., Гейс А.Д. Об антропологии биомедицины и «культурной биоэтике». http://jmaib.iea.ras.ru/russianversion/ issues/002/publ ications/gaines.html.

2. Международная конференция «Гендер и биоэтика», ЮНЕСКО, 21-22 ноября, Казань. http://www.bioethics.ru/rus/ chronicle/id/448/.

3. Яскевич Я.С. Время кризиса - время надежды и диалога. - Мн., 2011.

4. Белорусскую трансплантологию тормозит нехватка доноров. http://www.vidal.by/novosti/novosti_1109.html.

5. Закон Республики Беларусь от 13.12.2011 г. №325-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №140, 2/1877).

6. ЭКО в Беларуси: цена пробирки. http://infomed.by/ar-ticle/528.%20html.

7. Турмагомедова П.М. Психология решения студенческой молодежью моральных проблем биомедицинской этики / Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - М., 2010.

8. Нанотехнологии: общество, этика, риски/Под ред чл.-корр. РАН Б.Г. Юдина. - М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.