Научная статья на тему 'Бильярд как активизация физического самовоспитания у студентов с особыми образовательными потребностями'

Бильярд как активизация физического самовоспитания у студентов с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

Исследование посвящено активизации процесса физического самовоспитания студентов с особыми образовательными потребностями на основе бильярда, статья содержит опрос студентов, занимающихся в бильярдном зале экономического университета. Анкетирование, позволило выявить у студентов с особыми образовательными потребностями отношение к своему здоровью, интеллектуальным способностям и владению техникой игры в бильярдном зале. Таким образом, нами активизировано физическое самовоспитание на основе бильярда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Billiards as activation of physical self-education for students with special educational needs

The study is devoted to the activation of the process of physical self-education of students with special educational needs on the basis of billiards; the article contains a survey of students engaged in the billiard of the economic university. Questioning has allowed to reveal among the students with the special educational needs the attitude towards the health, mental abilities and possession of technique of the game in the billiard hall. Thus, we have intensified physical self-education on the basis of billiards.

Текст научной работы на тему «Бильярд как активизация физического самовоспитания у студентов с особыми образовательными потребностями»

УДК 796.011

БИЛЬЯРД КАК АКТИВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Оксана Вячеславовна Мамонова, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Исследование посвящено активизации процесса физического самовоспитания студентов с особыми образовательными потребностями на основе бильярда, статья содержит опрос студентов, занимающихся в бильярдном зале экономического университета. Анкетирование, позволило выявить у студентов с особыми образовательными потребностями отношение к своему здоровью, интеллектуальным способностям и владению техникой игры в бильярдном зале. Таким образом, нами активизировано физическое самовоспитание на основе бильярда.

Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, физическое самовоспитание, опрос.

BILLIARDS AS ACTIVATION OF PHYSICAL SELF-EDUCATION FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Oksana Vyacheslavovna Mamonova, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The study is devoted to the activation of the process of physical self-education of students with special educational needs on the basis of billiards; the article contains a survey of students engaged in the billiard of the economic university.

Questioning has allowed to reveal among the students with the special educational needs the attitude towards the health, mental abilities and possession of technique of the game in the billiard hall. Thus, we have intensified physical self-education on the basis of billiards.

Keywords: students with special educational needs, physical self-education, survey.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня к бильярдной игре у молодежи с образовательными потребностями проявляется огромный интерес. Как говорится: «Всё новое - это забытое старое», с чем можно согласится. Ведь «бильярд» в системе физического воспитания студентов позволяет модернизировать учебный процесс, переосмыслить компоненты, содержание, ценностные ориентиры, улучшить технологии, дифференцировать учебные программы для студентов с особыми образовательными потребностями, отнесенных к специальной медицинской группе и к освобожденным от практических занятий, а также к основной группе здоровья занимающихся по элективной дисциплине физическая культура. Модернизация обусловлена тем, что около 60% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, на первом месте стоят заболевания сердечно-сосудистой системы 35-65%, опорно-двигательного аппарата 30-45%, органов зрения 20-35%; число студентов с особыми образовательными потребностями, а именно отнесенных к специальной медицинской группы и освобождённых от практических занятий по мнению учёных (М.Я. Виленский, О.Г. Румба, В.И. Лу-бовский, С.И. Филимонова и др.) увеличивается [1, 2, 3, 5].

Цель опроса - получение информации о студентах, занимающихся в бильярдном зале. В связи с нашей целью, мы применили индивидуальный анкетный опрос, направленный на активизацию физического самовоспитания. С помощью анкеты, которую раздали респондентам и определили сроки возврата, в которой отражены девять вопросов на оздоровительную сторону, три вопроса психологическую сторону и два техническую сторону.

В бильярдном зале основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Физические упражнения носят характер двигательного действия,

специально организованного для решения задач физического воспитания. Одну из таких важнейших основ физического воспитания в бильярде составляет способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом. Бильярд имеет оздоровительную, игровую, развивающую, интеллектуальную, творческую и психологическую направленность, в том числе позволяет целенаправленно укреплять основные мышечные группы, поступательно улучшать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировать мышцы глаз, развивать глазомер, точность, концентрацию и силу удар [4].

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование анализа и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический анализ, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для изучения физического самовоспитания студентов с особыми образовательными потребностями (СМГ и освобожденные от практических занятий физической культурой) и основной группы (рисунок 1). нами была разработана анкета, позволяющая выявить уровень физического самовоспитания в целом и его структурных компонентов.

АНКЕТА

№ Группа здоровья

1 Основная медицинская группа

2 Специальная медицинская группа

3 Освобожденные от практических занятий по физической культуре

Уважаемые студенты, при заполнении анкеты, прежде чем ответить на вопрос, просим Вас внимательно ознакомиться с каждым вариантом ответа. Номер ответа, который соответствует Вашему мнению, необходимо отметить галочкой или поставить плюс (+). Заранее благодарим Вас за участие и искренние

ответы.

1 Выполняете рекомендации врача на занятиях по физической культуре? Да Нет Примечание

2 Бывают ли у вас нарушения самочувствия на занятиях физической культурой?

3 Хотели бы Вы, чтобы во время пары преподаватель отвлекался на небольшую физкультпаузу?

4 Получается ли у Вас играть в бильярд левой рукой?

5 Получается ли у Вас играть в бильярд правой рукой?

6 Выполняете ли вы профилактические занятия для области тела, которые испытывают у вас повышенные нагрузки?

7 Есть ли нарушения зрения?

8 Помогает ли вам профилактическая гимнастика для глаз?

9 Чувствуете ли Вы, напряжения на глаза при занятиях в бильярдном зале?

10 Хватает ли вам освящения при занятиях в бильярдном зале?

11 Снимает ли стресс игра в бильярд?

12 Помогают ли вам успехи в бильярде повысить свою самооценку?

13 Способствует ли игра в бильярд по вашему мнению развитию точности и координации движения?

14 Развивает ли, по вашему мнению, игра в бильярд интеллектуальные способности?

Рисунок 1 - Образец анкеты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» со студентами 1-2 курса (2016-2017 гг.). Всего в исследовании участвовало 405 человек, из них 249 студентов 1 курса (233 чел. - с особыми образовательными потребностями,16 чел. -основная группа здоровья) и 156 студентов 2 курса (142 чел. - с особыми образовательными потребностями, 14 чел. - основная группа). (таблицы 1, 2).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления состояния физического самовоспитания студентов с особыми образовательными было опрошено 405 респондентов 1 и 2 курса (таблицы 1, 2). Среди опрошенных респондентов 30 человек составляли основную медицинскую группу, 289 студентов специальную медицинскую группу и 86 человек освобожденных от практических занятий. Нами выявлено, что у каждой медицинской группы имеются определённые рекомендации врача по физической культуре. Это говорит о том, что даже у здоровых студентов имеются незначительные рекомендации к занятиям физической культурой.

Таблица 1 - Результаты опроса студентов 1 курса

1 КУРС

Вопросы ООП ОМГ

СМГ ОСВ

п=249 186 47 16

да % нет % да % нет % да % нет %

1 Выполняете рекомендации врача на занятиях по физической культуре? 35 18 151 81 18 38 29 61 14 87 2 12

2 Бывают ли у вас нарушения самочувствия на занятиях физической культурой? 55 29 131 70 23 48 24 51 8 50 5 31

3 Хотели бы Вы, чтобы во время пары преподаватель отвлекался на небольшую физкультпаузу? 99 53 87 46 24 51 23 48 13 81 3 18

4 Получается ли у Вас играть в бильярд левой рукой? 15 8 171 91 36 76 11 23 2 12 14 87

5 Получается ли у Вас играть в бильярд правой рукой? 171 91 15 8 11 23 36 76 14 87 2 12

6 Выполняете ли вы профилактические занятия для области тела, которые испытывают у вас повышенные нагрузки? 58 31 128 68 31 65 16 34 11 68 5 31

7 Есть ли нарушения зрения? 88 44 98 52 32 68 15 31 6 37 10 62

8 Помогает ли вам профилактическая гимнастика для глаз? 61 32 125 67 16 34 31 65 4 25 12 75

9 Чувствуете ли Вы, напряжения на глаза при занятиях в бильярдном зале? 42 22 144 77 15 31 32 68 3 18 13 81

10 Хватает ли вам освящения при занятиях в бильярдном зале? 141 75 45 24 37 78 10 21 8 50 6 37

11 Снимает ли стресс игра в бильярд? 71 38 115 61 24 51 23 48 6 37 8 50

12 Помогают ли вам успехи в бильярде повысить свою самооценку? 54 29 132 70 8 17 39 82 6 37 8 50

13 Способствует ли игра в бильярд по вашему мнению развитию точности и координации движения? 138 74 48 25 31 65 16 34 10 62 6 37

14 Развивает ли, по вашему мнению, игра в бильярд интеллектуальные способности? 131 70 55 29 28 59 19 40 10 62 6 37

Таблица 2 - Результаты опроса физического здоровья студентов 2 курса

2 курс

Вопросы ООП ОМГ

СМГ ОСВ

п=156 103 39 14

да % нет % да % нет % да % не %

1 Рекомендации врача по физической культуре? 30 29 73 70 32 82 7 17 10 71 4 28

2 Бывают ли у вас нарушения самочувствия на занятиях физической культурой? 36 34 67 65 28 71 11 28 9 64 5 35

3 Хотели бы Вы, чтобы во время пары преподаватель отвлекался на небольшую физкульт-паузу? 48 46 55 53 15 38 24 61 6 42 8 57

2 курс

Вопросы ООП ОМГ

СМГ ОСВ

п=156 103 39 14

да % нет % да % нет % да % не %

4 Выполняете ли вы профилактические занятия для области тела, которые испытывают у вас повышенные нагрузки? 48 46 55 53 31 79 8 20 11 78 3 21

5 Получается ли у Вас играть в бильярд левой рукой? 9 8 94 91 9 23 30 76 0 0 14 100

6 Есть ли нарушения зрения? 47 45 56 54 28 71 11 28 9 64 5 35

7 Получается ли у Вас играть в бильярд правой рукой? 94 91 9 8 37 94 2 5 14 100 0 0

8 Помогает ли вам профилактическая гимнастика для глаз? 40 38 63 61 26 66 13 33 7 50 7 50

9 Чувствуете ли Вы, напряжения на глаза при занятиях в бильярдном зале? 17 16 86 83 12 30 27 69 4 28 10 71

10 Хватает ли вам освящения при занятиях в бильярдном зале? 81 78 22 21 22 56 17 43 12 85 2 14

11 Снимает ли стресс игра в бильярд? 24 23 79 76 14 35 25 64 5 35 9 64

12 Помогают ли вам успехи в бильярде повысить свою самооценку? 22 21 81 78 16 41 23 58 3 21 11 78

13 Способствует ли игра в бильярд по вашему мнению развитию точности и координации движения? 69 66 34 33 26 66 13 33 9 64 5 35

14 Развивает ли, по вашему мнению, игра в бильярд интеллектуальные способности? 68 66 35 33 29 74 10 25 11 78 3 21

В результате выявлено, что достаточно большое количество студентов имеет нарушение зрения как отмечено в вопросе 6, у СМГ на 1 курсе 88%, на 2 курсе - 47%), у ОСВ на 1 курсе - 32%, на 2 курсе - 28%), у ОМГ есть проблемы со зрением.

На занятиях в бильярдном зале у студентов нет плохого самочувствия. Однако, отметим, что большинство респондентов ответили на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы во время пары преподаватель отвлекался на небольшую физкультпаузу?», большинство ответило «ДА», что хотят, чтобы преподаватель делал физкультпаузы т.к. у многих, устают ноги, руки, локти, шея, кисти и т.д., всё это испытывает у них повышенные нагрузки в течении дня. Профилактической гимнастикой для глаз студенты не занимаются, так как на это нет времени. При занятиях бильярдом не ощущают напряжение на глаз, что для нас было весьма важным. Студенты отметили, что освещение в бильярдном зале очень хорошее.

На вопрос «Получается ли у Вас играть в бильярд левой или правой рукой?», респонденты ответили, что стараются упражняться правой и левой рукой, но в большинстве случаев лидирует рабочая рука.

По вопросу «снимает ли стресс игра в бильярд?», студенты ответили не однозначно, по мнению занимающихся это зависит от техничности, точности и немного везения.

Большинство студентов отметили, что успехи в бильярде не помогают повысить свою самооценку. Однозначный ответ был дан на 13 и 14 вопросы, все студенты считают, что бильярд способствуют развитию точности и координации движений, а также развивает интеллектуальные способности.

Вывод. Анкетирование, позволило выявить у студентов с особыми образовательными потребностями отношение к своему здоровью, интеллектуальным способностям и владению техникой игры в бильярдном зале. Таким образом, нами активизировано физическое самовоспитание на основе бильярда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Педагогическая категория «здоровье» как ценность воспитания / М.Я. Виленский // Научно-методические подходы к формированию образовательных программ

подготовки кадров в современных условиях : сборник статей III Региональной межвузовской научно-практической конференции. - М., 2016. - С. 29-32.

2. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : дис. ... д-ра пед. наук / Румба О.Г. - Санкт-Петербург, 2012. -472 с.

3. Лубовский, В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями / В.И. Лубовский // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города : сб. статей / под ред. Б.М. Когана и С.М. Валявко. - М. : Спутник, 2011. - С. 5-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мамонова, О.В. Бильярд в коррекции психофизического состояния студентов-экономистов / О.В. Мамонова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 4. - С. 17.

5. Педагогическое управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова, С.И. Филимонова, Ю.Б. Филимонова, Ю.О. Аверясова // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 4 (64). - С. 17-20.

REFERENCES

1. Vilensky, M.Ya. (2016), "Pedagogical category "health" as the value of education", Scientific and methodical approaches to the formation of educational programs for the training ofpersonnel in modern conditions: collection of articles of the III Regional Interuniversity Scientific and Practical Conference, Moscow, рр. 29-32.

2. Rumba, O.G. (2012), System ofpedagogical regulation of motor activity of students of special medical groups, dissertation, St. Petersburg,

3. Lubovsky, V.I. (2011), "Adaptation of children with special educational needs", Socio-psycho-logical support for the adaptation of children and adolescents with limited health opportunities in the educational environment of the city: collection articles, Sputnik, Moscow, рр. 5-7.

4. Mamonova, O.V. (2016), "Billiards in the correction of psychophysical state of students-economists", Theory and practice ofphysical culture, No 4. рр. 17.

5. Mamonova, O.V., Filimonova, S.I., Filimonova, Yu.B., Averyasova, Yu.O. (2017), "Pedagogical management of physical self-education of students with special educational needs", Culture physical and health, No. 4 (64), рp. 17-20.

Контактная информация: mamonova-o-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2018

УДК 796.91

ВЛИЯНИЕ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ КОНЬКОБЕЖЦЕВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ГОДОВОГО

МАКРОЦИКЛА

Иван Владимирович Мартыненко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Ивановна Львовская, доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск Сергей Алексеевич Ярушин, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный университет (ЧелГУ), Челябинск

Аннотация

В данной работе рассматривается влияние нагрузки на организм конькобежцев разных возрастных групп и специализаций. Показатели получены на общеподготовительном этапе и являются необходимыми для определения динамики изменений в течение годового макроцикла. Экспериментальная часть исследования проводится на конькобежцах-юношах 14-15 лет, имеющих I-е взрослые разряды и спортивные звания кандидатов в мастера спорта и мужчинах-спринтерах и мужчинах-многоборцах 20-26 лет, имеющих спортивные звания мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, данные конькобежцы специализируются в беге на короткие (500 м, 1000 м) и длинные дистанции (1500 м, 3000 м и 5000 м) соответственно.

Ключевые слова: конькобежцы, общеподготовительный этап, годовой макроцикл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.