Научная статья на тему 'Библиотеки и семья: практика работы библиотек районов Томской области'

Библиотеки и семья: практика работы библиотек районов Томской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1178
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / RURAL LIBRARIES / LIBRARY SERVICES / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляпкова Анна Алексеевна

В статье рассматривается организация работы библиотеки с семьей как комплексной единицей-пользователем. Характеризуются задачи и направления работы, среди которых выделяются: способствование выстраиванию коммуникации между членами семьи, относящимися к разным поколениям; работа с детьми из «неблагополучных» семей; организация библиотечного обслуживания в помощь семейному воспитанию. Рассматриваются основные способы реализации обслуживания в библиотеках районов Томской области в рамкахреализации данных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ляпкова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Libraries and the family: the practice of libraries of Tomsk region

This paper deals with the organization of work with the family as an integrated unit, understood as the library' user. At the same attention is paid to family reading and also to other areas of work with the family. The article highlighted the following areas of work with the family as a part of the implementation of library and information services: promotion to alignment of communication between family members, which belongs to different generations; work with children from dysfunctional families; organization of library services for helping to family education. Considered the basic methods of implementation of service in libraries of Tomsk region within the framework of these directions. This direct servicing of library readers : the organization of exhibitions, mass and group actions with participation of families, but not certain readers; creation on the basis of libraries circles and clubs, which oriented to work with the families, as well as children from dysfunctional and broken families, and others. Also important area of work of libraries the help to families in ensuring collective family activities. First of allit is about assistance in the family education organization, interaction between family members. Besides, libraries provide assistance in the preparation of family members to participate in various competitions, directed to forming of more close family relations, provision of joint activities. Such competitions are organized at the levels of: individual settlements, districts, regions. Thus, in this article the family considered not as certain users of library, but as elements of peculiar «complex user» family. One of the main directions of servicing during the work with a family is providing the platform, knowledge and opportunities for communication, of general subjects of communication, general views of activities which could strengthen intra family relations. Such communicative and activity platforms are organized both based on the library, and in a family. These directions of activities are considered on the example of the organization of library and information services libraries of the Tomsk region: district libraries, children's libraries and departments, libraries, municipal library networks of the Tomsk region.

Текст научной работы на тему «Библиотеки и семья: практика работы библиотек районов Томской области»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24)

УДК 027.52

DOI: 10.17223/22220836/24/27

A.A. Ляпкова

БИБЛИОТЕКА И СЕМЬЯ: ПРАКТИКА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК РАЙОНОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ1

В статье рассматривается организация работы библиотеки с семьей как комплексной единицей-пользователем. Характеризуются задачи и направления работы, среди которых выделяются: способствование выстраиванию коммуникации между членами семьи, относящимися к разным поколениям; работа с детьми из «неблагополучных» семей; организация библиотечного обслуживания в помощь семейному воспитанию. Рассматриваются основные способы реализации обслуживания в библиотеках районов Томской области в рамкахреализации данных направлений.

Ключевые слова: сельские библиотеки, библиотечное обслуживание, Томская область.

Работа с семьей в библиотеке - многоаспектная деятельность, которой уделяется пристальное внимание в литературе и на страницах периодической печати. М.Я. Дворкина отмечает, что библиотека способна решить темпоральные проблемы семьи за счет своевременного обеспечения необходимой литературой на всех этапах ее становления и существования и тем самым в значительной степени сократить ее временные затраты на освоение новых семейных отношений, решение возникающих семейных вопросов и проблем [1].

Вопросам библиотечной деятельности по формированию толерантных отношений в семье посвящены статьи Э.Н. Якубова, Б.М. Умахановой [2, 3]. Значительное число публикаций посвящено формированию интереса к чтению посредством приобщения ребенка к чтению в кругу семьи, семейному чтению. В 2006 г. Е.А. Бухтияровой была защищена диссертация, посвященная взаимодействию библиотеки и семьи в процессе формирования читателя-ребенка [4]. Приобщению детей и подростков к чтению путем взаимодействия с семьей посвящены, например, статьи Т.А. Новиковой [5], В.М. Шамчи-ковой [6], В.М. Подобы [7] и др.

Специалистами раскрывается практика работы отдельных библиотек по реализации взаимодействия с семьей, семейному воспитанию молодежи, подготовке молодежи к самостоятельной семейной жизни. Так, в статье A.A. Бу-грановой отражен опыт взаимодействия Самарской областной юношеской библиотеки и центра «Семья» Железнодорожного района [8]. Отдельной достаточно обширной темой является возрождение традиций семейного чтения ([9, 10, 11] идр.).

Работа с семьей в рамках сельской библиотеки - это даже не комплекс мероприятий. Прежде всего, это ряд направлений деятельности, среди которых выделяются:

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса РГНФ, проект № 15-33-01261.

- Укрепление связи между поколениями в рамках семьи. Это обеспечение условий для совместной деятельности членов семьи, а также внедрение такой деятельности в семейный уклад. Сюда можно включить работу различных семейных клубов в рамках библиотек, организацию конкурсов, участниками которых становятся семьи читателей, и помощь в участии в областных и иных семейных конкурсах; пропаганду и развитие семейного чтения и др.

- Поддержка детей из «неблагополучных» семей. Как минимум, это обеспечение в рамках библиотеки площадки, где дети могут провести какое-то время в спокойной обстановке, участие в организации деятельности групп продленного дня; организация кружковой работы и профилактика вредных привычек (например, посредством проведения библиотерапевти-ческих занятий); привлечение детей к участию в подготовке библиотечных мероприятий, что дает возможность самовыражения, укрепления веры в себя и т.д.

- Работа с родителями в помощь воспитательному процессу: в эту группу мероприятий можно включить деятельность клубов, организацию праздников, выставок, подготовку методических пособий и библиографических обзоров новой литературы в помощь родителям.

Работа с семьями призвана найти темы для совместной деятельности детей и родителей, что способствует укреплению семейных отношений, взаимопонимания, осознанию необходимости взаимной поддержки.

Одним из таких направлений является организация семейных чтений и поддержка семейного чтения в домашних условиях.

Прежде всего, это организация конкурсов на лучшую читающую семью. Конкурсы вообще и читательские конкурсы в частности являются актуальным видом организации библиотечных мероприятий. Такие конкурсы являются традиционными для российских библиотек [12]. Так, в 2014 г. в Бакчарском районе проводился конкурс на лучшую читающую семью «Книга дарит вдохновение». Семьи-победители районных конкурсов принимают участие в областном конкурсе на лучшую читающую семью «Читаем всей семьей». Помощь в подготовке работ на такие конкурсы семьям оказывают библиоте-кари. Так, победители районного конкурса 2014 г. семья Глушковых подготовили свою работу под руководством библиотекаря Большегалкинской биб-лиотеки-филиала№ 1 МКУК «Бакчарская ЦРБ» Т.А. Фокиной [13. С. 11].

В 2015 г. прошел уже шестой ежегодный областной конкурс на лучшую читающую семью «Читаем всей семьей». Организацией областного конкурса в Томской области является Томская областная детско-юношеская библиотека при поддержке областной думы. В конкурсе приняла участие 201 семья

[14].

В Томской области действует и ряд других конкурсов, нацеленных на оказание помощи в формировании семейных ценностей, укрепление семейных отношений, актуализацию вопросов ответственного материнства, отцовства. Это такие конкурсы, как «Мы - семья» и «Я - мама». Эти конкурсы организованы Уполномоченным по правам ребенка в Томской области, партнером по организации выступает и Томская областная детско-юношеская библиотека. В 2014 г. конкурс «Я - мама» проводился в четвертый раз [15; 16. С. 27].

Важным направлением является работа с приемными семьями, в которых в первую очередь необходимо обеспечить сближение между детьми и приемными родителями. Библиотека обеспечивает такое сближение за счет организации совместной работы, конкурсов. Такая работа проводится библиотекой при взаимодействии с педагогами, органами опеки и попечительства.

Так, в рамках Года семьи в 2014 г. в отделе детской литературы центральной районной библиотеки Бакчарского района проводилась конкурсная программа «Мальчишки и девчонки, а также их родители». Она включала набор заданий, которые необходимо было решать совместными усилиями всем членам семьи. Интересной была организация оценки за правильные ответы. Вместо балльной системы предполагалось «построение» дома для дружной семьи: каждый правильный ответ добавлял элемент картины дома и окружающих его элементов (солнце, деревья и др.).

По итогам конкурса каждая семья получила семейное фото, сделанное во время прохождения конкурсов. Такое фото само по себе напоминание о совместной веселой, интересной, дружной семейной деятельности. Наконец, после завершения конкурсов библиотекарь О.В. Майнер провела для семей-участниц обзор безопасных и полезных для детей сайтов; особое внимание было уделено работе с сайтом «Началка», на котором представлена литература (в том числе аудиокниги) для детей, сгруппированная по рубрикам (в зависимости от класса начальной школы, на который ориентирована та или иная литература) [12. С. 55].

Работа с семьей обеспечивается посредством объединения усилий библиотек с другими организациями - школами, детскими садами и т.д. Так, в библиотеке Нового Васюгана Каргасокского района Томской области в 2014 г. начал действовать проект «Читаем вместе с мамой», при организации которого библиотека сотрудничала с детским садом «Теремок».

Продолжением работы по привлечению к семейному чтению стал второй проект, реализованный в том же году, - «Театр книги. Волшебные куклы». Этот проект был разработан библиотекарем Т.Н. Калининой и стал одним из проектов-победителей на районном конкурсе творческих проектов. Задача привлечения к семейному чтению и творчеству в рамках проекта осуществлялась через привлечение читателей к созданию кукольного театра. К концу 2014 г. в рамках проекта были подготовлены два спектакля. Первый был создан по пьесе С. Маршака «Теремок», роли в нем исполняли ученики старших классов вместе со своими родителями. Во втором спектакле - «Утенок Доро-фей» - роли исполняли младшеклассники. В подготовке спектаклей принял участие местный Центр культуры [17. С. 25]. Библиотеки Тегульдетского района под руководством детского отдела Центральной библиотеки с 2013 г. реализуют проект «Библиотека, книжка, я - вместе дружная семья», включающий серию мероприятий (праздники, акции, уроки и игровые программы длядетей) [18. С. 13; 19. С. 14].

Совместные чтения детей и взрослых - один из вариантов укрепления семьи за счет объединения интересов, они дают возможность для общения, улучшения взаимопонимания. Семейное чтение - это отдельная тема в век информационных технологий, когда досуговые возможности оказываются весьма широкими, но зачастую это приводит к обособлению досуга каждого

из членов семьи в итоге, сокращению времени, совместно проводимого членами семьи. Домашнее чтение, в свою очередь, видоизменяется: так, чтение сказок на ночь родителями может заменяться просмотром мультфильмов, использованием аудиокниг и другими видами досуга, не требующими непосредственного участия самих родителей.

Важным при этом является не эпизодическое совместное чтение, а формирование семейной читательской традиции. Способствование формированию и развитию семейного чтения является одним из важных направлений библиотечной работы с семьей. Так, в Кожевниковском районе с 2014 г. реализуется программа «Вместе с книжкой мы растем», направленная на привлечение к чтению дошкольников и их родителей. При этом детский отдел районной библиотеки и библиотеки района действуют в сотрудничестве с дошкольными учреждениями [20. С. 21]. Подобные программы есть в библиотеках других районов Томской области, например в Торбеевском филиале Первомайского района («Вместе с книгой мы растем»), Ежинском филиале Первомайского района («Расти с книгой, малыш!») идр. [21. С. 20].

Укреплению семейного чтения также способствует организация различных массовых мероприятий: как в рамках всероссийских акций («Библио-ночь»), так и в пределах отдельных библиотек. В частности, в данном направлении библиотеками готовятся и книжные выставки, рассчитанные на организацию семейного досуга. Так, в библиотеках Кривошеинского района в 2014 г. организовывались выставки «Семья и книга», «Семья в современном обществе», «Когда семья вместе, то и душа на месте», «Для вас, молодые родители», «Где любовь и совет, там и горя нет», имеющие основными задачами как предоставление информации об имеющейся в библиотечных фондах литературе по семейной педагогике в целом и организации семейного чтения в частности [22. С. 32]. В помощь родителям библиотеки готовят также разнообразную библиографическую продукцию. Так, в детском отделе Центральной библиотеки Парабельского района в 2014 г. был оформлен стенд «Советыродителям» [23. С. 47].

Важным самостоятельным направлением библиотечного обслуживания является работа библиотек с приемными семьями. Так, в Центральной библиотеке Кривошеинского района при содействии отдела опеки и попечительства криво-шеинской администрации был создан клуб «Дочки-сыночки». Заседания клуба ежемесячные и, помимо организации мероприятий для приемных и опекунских семей, осуществляет также информационную поддержку таких семей [22. С. 26].

Таким образом, работа библиотек с семьями - направление деятельности, включающее целый комплекс важных, достаточно самостоятельных задач, решение каждой из которых требует разработки отдельного алгоритма действий. Работа библиотеки с семьей, хотя и основывается на ситуациях чтения, имеет главной своей задачей в большинстве случаев не привлечение к совместному чтению, а сближение членов семьи, оказавшихся разобщенными отсутствием совместной работы и совместных интересов. Данное направление деятельности реализуется путем объединения усилий библиотеки с учреждениями образования и культуры. Также данная работа тесно переплетается с другими направлениями деятельности библиотеки - краеведческой работой,

патриотическим и экологическим воспитанием, формированием информационной культуры и др.

Литература

1. Дворкина М.Я. Семья и библиотека : темпоральный аспект : информационно-справочные материалы к конференции, Москва, 15-16 апреля 2008 г. // Междунар. науч. конф. «Румянцевские чтения». М., 2008. С. 25-28.

2. Якубов Э.Н. Формирование толерантных отношений в семье как задача библиотеки // Библиосфера. 2008. № 3. С. 59-60.

3. Умаханова Б.М. Мультиплицирование усилий семьи и библиотеки в вопросах формирования толерантных отношений между детьми и родителями / Б.М. Умаханова, Э.Н. Якубов // В мире научных открытий. 2010. № 1-3. С. 82-85.

4. Бухтиярова Е.А. Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 255 с.

5. Новикова Т.А. Семья и библиотека - единомышленники и партнеры в приобщении детей и подростков к чтению // Вестн. Моск.

6. Шамчикова В.М. Чтение детей : совместная деятельность семьи, школы, библиотеки // Семья в России. 2008. № 3. С. 62-67.

7. ПодобаВ.М. Библиотека и семья: грани взаимодействия // Вестн. Дальневост. гос. науч. библиотеки. 2010. № 2(47). С. 106-110.

8. Бугранова A.A. Все начинается с семьи : из опыта работы Самарской юношеской библиотеки и центра «Семья» Железнодорожного района // Седьмые Азаровские чтения. Библиотека в информационной среде региона : стратегии формирования и поддержки : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2011. С. 21-24.

9. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения // Библиотековедение. 2010. № 5. С. 59-62.

10. Зеткина И.А. Семейное чтение в России: в поисках утраченной традиции / И.А. Зеткина, Е.А. Николаева // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2011. № 1. С. 205-209.

11. МелентъеваЮ.П. Семейное чтение : теоретический аспект // Библиосфера. 2011. № 4. С. 11-14.

12. Косцова C.B. Конкурсы - функциональное звено библиотечного дела: попытка анализа и структурирования [Электронный ресурс] / Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью. Электрон. дан. URL: http://vmo.rgub.ru/editions/issue3/chap_16.php (дата обращения: 10.09.2016).

13. Информационный аналитический обзор Бакчарского района Томской области за 2014 г. Бакчар, 2015. 107 с.

14. Областной конкурс «Читаем всей семьей» [Электронный ресурс] / Законодательная дума Томской области. Электрон. дан. URL: http://duma.tomsk.ru/content/oblast-noj_konkurs_chitaem_vsej_semej (датаобращения: 10.09.2016).

15. 2014-01-16. 20 декабря первые участники конкурса «Я - Мама » получили подарки [Электронный ресурс] / Уполномоченный по правам ребенка в Томской области. Электрон. дан. Томск, 2014. URL: http://tomsk.rfdeti.ru/display.php?id=18664 (датаобращения: 10.09.2016).

16. Муниципальные библиотеки Зырянского района : Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2014 г. / Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Зырянского района»; сост. Т.М. Энгель. Зырянское, 2014. 118 с.

17. Деятельность библиотек Каргасокского района : Аналитическая справка за 2014 год / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Каргасокская центральная районная библиотека». Каргасок, 2015. 64 с.

18. Годовой отчет о деятельности МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» за 2012 г. [Электронный ресурс] / Муниципальное казенное учреждение «Тегульдетская районная централизованная библиотечная система». Тегульдет, 2013. Электрон. дан. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3572_AS_Teg_2013.pdf (датаобращения: 10.09.2016).

19. Годовой отчет о деятельности МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» за 2014 г. / Муниципальное казенное учреждение «Тегульдетская районная централизованная библиотечная система». Тегульдет, 2015. 37 с.

20. Аналитический обзор деятельности библиотек в 2014 г. / Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района». Кожевниково, 2015. 56 с.

21. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Первомайского района: информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2014 г. / Муниципальное автономное учреждение «Централизованная библиотечная система Первомайского района». Первомайское, 2015. 63 с.

22. Информационно-апалшический обзор состояния и деятельности за 2014 год / сост. Г.Ю. Грищенко; Муниципальное бюджетное учреждение «Кривошеинская центральная межпоселенческая библиотека». Кривошеино, 2015. 68 с.

23. Аналитическая справка МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района в 2014 г. / сост. К.В. Красикова, ред. Т.А. Мутных; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района. Парабель, 2015. 72 с.

Lyapkova Anna A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: anna_lyapkova@rambler.ru

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (4) 24; 240-247 pp.

DOI: 10.17223/22220836/24/27

LIBRARIES AND THE FAMILY: THE PRACTICE OF LIBRARIES OF TOMSK REGION

Key words: rural libraries, library services, Tomsk region.

This paper deals with the organization of work with the family as an integrated unit, understood as the library' user. At the same attention is paid to family reading and also to other areas of work with the family.

The article highlighted the following areas of work with the family as a part of the implementation of library and information services:

- promotion to alignment of communication between family members, which belongs to different generations;

- work with children from dysfunctional families;

- organization of library services for helping to family education.

Considered the basic methods of implementation of service in libraries of Tomsk region within the framework of these directions. This direct servicing of library readers : the organization of exhibitions, mass and group actions with participation of families, but not certain readers; creation on the basis of libraries circles and clubs, which oriented to work with the families, as well as children from dysfunctional and broken families, and others. Also important area of work of libraries the help to families in ensuring collective family activities. First of allit is about assistance in the family education organization, interaction between family members. Besides, libraries provide assistance in the preparation of family members to participate in various competitions, directed to forming of more close family relations, provision of joint activities. Such competitions are organized at the levels of: individual settlements, districts, regions.

Thus, in this article the family considered not as certain users of library, but as elements of peculiar «complex user» - family. One of the main directions of servicing during the work with a family is providing the platform, knowledge and opportunities for communication, of general subjects of communication, general views of activities which could strengthen intra family relations. Such communicative and activity platforms are organized both based on the library, and in a family.

These directions of activities are considered on the example of the organization of library and information services libraries of the Tomsk region: district libraries, children's libraries and departments, libraries, municipal library networks of the Tomsk region.

References

1. Dvorkina, M.Ya. (2008) [Family and library: The temporal aspect]. Rumyantsevskie chteniya [The Rumyantsev Readings]. Proc. of the International Conference. Moscow. April 15-16, 2008. Moscow. pp. 25-28. (In Russian).

2. Yakubov, E.N. (2008) Formirovanie tolerantnykh otnosheniy v sem'e kak zadacha biblioteki [The formation of tolerant relations in the family as a task of the library]. Bibliosfera. 3. pp. 59-60.

3. Umakhanova, B.M. & Yakubov, E.N. (2010) Mul'tiplitsirovanie usiliy sem'i i biblioteki v vo-prosakh formirovaniya tolerantnykh otnosheniy mezhdu det'mi i roditelyami [Replicating efforts of the family and library in the formation of tolerant relations between children and parents]. Vmire nauch-nykh otkrytiy - In the World of Scientific Discoveries. 1-3. pp. 82-85.

4. Bukhtiyarova, E.A. (2006) Vzaimodeystvie sem'i i biblioteki kak faktor formirovaniya chitate-lya-rebenka [Interaction of a family and library as a factor in the formation of the child-reader]. Pedagogy Cand. Diss. Chelyabinsk.

5. Novikova, T.A. (2008) Sem'ya i biblioteka - edinomyshlenniki i partnery v priobshchenii detey i podrostkov k chteniyu [Family and library as associates and partners in encouraging children and adolescents to read]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 5. pp.

6. Shamchikova, V.M. (2008) Chtenie detey: sovmestnaya deyatel'nost' sem'i, shkoly, biblioteki [Children's reading: Joint activities of the family, schools, libraries]. Sem'ya vRossii. 3. pp. 62-67.

7. Podoba, V.M. (2010) Biblioteka i sem'ya: grani vzaimodeystviya [Library and family: Aspects of interaction]. Vestn. Dal'nevost. gos. nauch. biblioteki. 2(47). pp. 106-110.

8. Bugranova, A.A. (2011) [It all starts with the family: The experience of the Samara Youth Library and the center "Semya", Zheleznodorozhny District]. Sed'mye Azarovskie chteniya. Biblioteka v informatsionnoy srede regiona: strategii formirovaniya i podderzhki [The Seventh Azarov Readings. The library in the information environment of the region: Sstrategy of formation and support]. Proc. of the All-Russian Conference. Samara. pp. 21-24. (In Russian).

9. Stepicheva, T.V. (2010) K voprosu o traditsii semeynogo chteniya [On the tradition of family reading]. Bibliotekovedenie. 5. pp. 59-62.

10. Zetkina, I.A. & Nikolaeva, E.A. (2011) Family reading in Russia: in search of the lost traditions. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 1. pp. 205-209. (In Russian).

11. Melentieva, Yu.P. (2011) Semeynoe chtenie: teoreticheskiy aspekt [Family reading: The theoretical aspect]. Bibliosfera. 4. pp. 11-14.

12. Kostsova, S.V. (n.d.) Konkursy - funktsional'noe zveno bibliotechnogo dela: popytka analiza i strukturirovaniya [Contests as a functional link of the library science: An attempt to analyse and structure]. [Online] Available from: http://vmo.rgub.ru/editions/issue3/chap_16.php. (Accessed: 10th September 2016).

13. Bakchar District. (2015) Informatsionnyy analiticheskiy obzorBakcharskogo rayona Tomskoy oblasti za 2014 g. [The information analytical review of Bakchar District, Tomsk Region, for 2014]. Bakchar: [s.n.].

14. Legislative Duma of Tomsk Region. (n.d.) Oblastnoy konkurs "Chitaem vsey sem'ey" [The regional competition "Read with the entire family"]. [Online] Available from: http://duma. tomsk.ru/content/oblastnoj_konkurs_chitaem_vsej_semej. (Accessed: 10th September 2016).

15. Ombudsman for Children in the Tomsk region. (2014) 20 dekabrya pervye uchastniki konkursa "Ya - Mama" poluchili podarki [December 20, the first participants of "I am mother" received gifts]. [Online] Available from: http://tomsk.rfdeti.ru/display.php?id=18664. (10th September 2016).

16. Engel, T.M. (2014) Munitsipal'nye biblioteki Zyryanskogo rayona: Informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2014 g. [The municipal library of Zyryansky District: The information-analytical review of the status and activity for 2014]. Zyryanskoe: [s.n.].

17. Kargasoksky District. (2015) Deyatel'nost' bibliotek Kargasokskogo rayona: Analiticheskaya spravka za 2014 god [Libraries of Kargasok District: Analytical review of the 2014]. Kargasok: [s.n.].

18. Municipal State-Owned Institution "Teguldetsky District Centralised Library System. (2013) Godovoy otchet o deyatel'nosti MKU "Tegul'detskaya rayonnaya TsBS" za 2012 g. [Annual report on the activities of CLS ofTeguldetsky District for 2012]. [Online] Available from: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3572_AS_Teg_2013.pdf. (Accessed: 10th September 2016).

19. Municipal State-Owned Institution "Teguldetsky District Centralised Library System. (2015) Godovoy otchet o deyatel'nosti MKU "Tegul'detskaya rayonnaya TsBS" za 2014 g. [Annual report on the activities of Teguldetsky District CLS for 2014]. Teguldet.

20. Municipal Budgetary Institution "Intersettlement Centralised Library System of Kozhevnik-ovsky District". (2015) Analiticheskiy obzor deyatel'nosti bibliotek v 2014 g. [Analytical review of library activities for 2014]. Kozhevnikovo: [s.n.].

21. Municipal Autonomous institution "Centralised Library System of Pervomaisky district". (2015) Munitsipal'nye obshchedostupnye (publichnye) biblioteki Pervomayskogo rayona: infor-matsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2014 g. [Municipal public (public) libraries of Pervomaisky District: Informational and analytical overview of the status and activity for 2014]. Pervomayskoe.

22. Grishchenko, G.Yu. (2015) Munitsipal'noe byudzhetnoe uchrezhdenie "Krivosheinskaya tsentral'naya mezhposelencheskaya biblioteka". Informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti za 2014 god [Municipal Budgetary Iinstitution "Krivosheino Central District Library". Informational and analytical overview of the status and activity for 2014]. Krivosheino: [s.n.].

23. Mutnykh, T.A. (ed.) (2015) Analiticheskaya spravka MBUK "Mezhposelencheskaya biblioteka" Parabel'skogo rayona v 2014 g. [Analytical Review MBUK "Intersettlement Library" of Parabel District in 2014]. Parabel: [s.n.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.