Научная статья на тему 'Библиотека на постсоветском пространстве как символ культурного наследия: к постановке проблемы'

Библиотека на постсоветском пространстве как символ культурного наследия: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС БИБЛИОТЕК / ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / CULTURAL HERITAGE / LIBRARY POLICY / SOCIAL STATUS LIBRARIES / PUBLIC LIBRARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бакун Дмитрий Николаевич

В настоящее время библиотеки (как публичные, так и специальные) вынуждены подтверждать свой социальный статус целенаправленным обращением к национальному и/или региональному (местному) культурному наследию. Эта тенденция проявляется и в Западной Европе, и на постсоветском пространстве. Именно благодаря библиотекам сохранение культурного наследия становится существенным фактором обеспечения дальнейшего развития культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY ON THE POST-SOVIET SPACE AS A SYMBOL OF CULTURAL HERITAGE: STATEMENT OF A PROBLEM

Currently the library (both public and special) forced to confirm their social status purposeful appeal to national and/or regional (local) cultural heritage. This trend is visible in Western Europe and on the post-Soviet space. Thanks libraries preservation of cultural heritage is becoming an essential factor to ensure the further development of culture in general.

Текст научной работы на тему «Библиотека на постсоветском пространстве как символ культурного наследия: к постановке проблемы»

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Д.Н. Бакун

УДК 002.2:008

Библиотека на постсоветском пространстве как символ культурного наследия: к постановке проблемы

В настоящее время библиотеки (как публичные, так и специальные) вынуждены подтверждать свой социальный статус целенаправленным обращением к национальному и/или региональному (местному) культурному наследию. Эта тенденция проявляется и в Западной Европе, и на постсоветском пространстве. Именно благодаря библиотекам сохранение культурного наследия становится существенным фактором обеспечения дальнейшего развития культуры в целом.

Ключевые слова: культурное наследие, библиотечная политика, социальный статус библиотек, публичные библиотеки.

Библиотека — один из самых консервативных (в хорошем смысле этого слова) общественных институтов. В то же время, однако, формы и способы сохранения и ретрансляции знаний, а также место в обществе, особенности форм деятельности конкретных библиотек не могут не находиться «на переднем крае» социальных трансформаций. Конец ХХ века предоставил тому множество доказательств: смена идеологических парадигм, вступление на новые пути развития (как социальные, так и технологические), процессы глобализации и их последствия — все это сказалось, в той или иной мере, на библиотеках большинства стран (особенно — в Европе), которые после Второй мировой войны придерживались так называемой социалистической ориентации.

Безусловно, библиотечная ситуация в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во многом отличается сейчас от стран бывшего СССР. В какой-то мере публичные библиотеки (которые сохранились) сумели приспособиться к переменам стараются придерживаться в своем развитии «европейских» трендов; в специальных и научных библиотеках положение несколько другое. Тем не менее во многих случаях они вынуждены подтверждать свой социальный статус целенаправленным обращением к наци© Бакун Д.Н., 2013

ональному и/или региональному (местному) культурному наследию (что становится особенно актуальным в условиях, когда национальная идентичность части стран Европы находится под угрозой (например, в Германии, Франции, Великобритании)).

Наиболее явно задачи, связанные с изучением и пропагандой культурного наследия, декларируются Государственной библиотекой в Берлине «Прусское культурное наследие» (Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz, SBB-PK). Эта особенность деятельности библиотеки связана с историческими особенностями существования Германии во второй половине ХХ века. Сам фонд «Прусское культурное наследие» является одним из крупнейших культурных учреждений Европы (был образован в 1957 г.). Основная его цель — сохранять и пополнять собрания культурных ценностей бывшей Пруссии. В его ведении — не только Государственная библиотека в Берлине «Прусское культурное наследие», но и целый ряд музеев, институтов и других учреждений [1]. Фонд поддерживает различные мероприятия, связанные с культурным наследием, на территории всей Германии.

Есть разные определения того сложного явления, что понимается под термином «культурное наследие». Чаще всего считается, что культурное наследие — это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, которая выдержала испытание временем и передается последующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (своего рода «культурные аксиомы», для которых не требуется дополнительных обоснований и доказательств). Кроме того, культурное наследие трактуется и как один из главных способов существования культуры. Считается, что те элементы, которые не входят в той или иной форме в культурное наследие страны (или утрачивают с ним непосредственную связь), рано или поздно перестают ассоциироваться с культурой и, в конечном счете, прекращают свое существование. В этой связи очень симптоматично недавнее «покушение» на Российскую академию наук (бывшую до последнего времени в глазах многих неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации). Утрата в глазах правящей элиты культурной ценности детища Петра Великого повлекла за собой сомнения в необходимости существования основной (и наиболее результативной) научной инфраструктуры страны. Естественно, в случае ликвидации РАН плодотворная деятельность разветвленной сети ее научных библиотек (включая главные — Библиотеку Российской академии наук в Санкт-Петербурге и Библиотеку по естественным наукам в Москве), весьма вероятно, была бы поставлена под вопрос из-за неизбежной реорганизации.

За почти сорокалетний период, который можно отсчитывать со времени принятия (по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО) Конвенции по охране культурного и природного наследия человечества (1972) и формирования системы между-

народного культурного сотрудничества, было реализовано большое количество инициатив, направленных на поддержку рациональной политики в области культурного наследия. Тем не менее библиотеки большей частью оставались в стороне от данной проблемы — до тех пор, пока сами не были вынуждены доказывать свою нужность и полезность для общества уже в новых условиях.

Изменение ситуации началось в 1990-х годах, когда стало ясно, что, во всяком случае, публичным (массовым) библиотекам придется выживать, опираясь на свои собственные ресурсы. Были вновь востребованы многие формы и методы работы 1920—1930-х гг.: предоставление пользователям оперативной информации, в том числе правовой, доступ к специализированным документным ресурсам, реклама, элементы передового менеджмента, открытый доступ к фондам и многое другое. Вместе с тем, как это ни парадоксально, с точки зрения представителей властных структур, влиятельных сегментов так называемого креативного класса, бизнес-сообщества, СМИ (особенно медиа) и т.д. ценность библиотеки как информационного института не так аксиоматична, как на это можно было бы надеяться. Согласно наиболее распространенному мнению, библиотеки в век Интернета не нужны (или нужны маргинальным и/или слабозащи-щенным слоям общества, таким как пенсионеры, не сумевшие адаптироваться к Интернету). Следовательно, понадобилось найти более надежную аргументацию для подтверждения своего социального статуса: такой аргументацией в глазах многих и стало культурное наследие.

Следует отметить, что в определенной мере это связано с возрождением краеведческого движения, в том числе научного. С 1922 по 1937 г. функционировало Центральное бюро краеведения — общественная организация, координировавшая краеведческую работу (создана в 1922 г. по решению 1-й Всероссийской конференции научных обществ по изучению местного края при Российской академии наук; с 1925 г. находилась в подчинении Наркомпроса РСФСР). Возглавлял Центральное бюро краеведения на первом этапе непременный секретарь Академии С.Ф. Ольденбург (1922—1927). К сожалению, в первой половине ХХ в. краеведение разделило судьбу многих общественных начинаний; многие его формы и направления оказались во многом свернуты; в дальнейшем краеведение было поставлено под идеологический контроль, что исключало, например, излишний интерес к церковной или дворянской тематике (не говоря уже о местных деятелях с «неудобной биографией»), В 1990-е гг. краеведение, с одной стороны, освободилось от диктата и опеки, с другой — разделило трудности всех гуманитарных проектов того периода.

Однако логикой событий местные библиотечные деятели стали обращаться к истории своих библиотек и их фондов, исследовать, какие видные деятели края (или даже всероссийского и/или мирового масштаба) были связаны с библиотекой. Минувшее двадцатилетие можно назвать

периодом истинного ренессанса библиотечной истории субъектов Российской Федерации. Объектом исследования становилось все: библиотечные здания, бывшие и существующие; фонды в целом, отдельные коллекции и раритеты; сотрудники и руководство; меценаты и благотворители; участие библиотеки в местных акциях, движениях и общественных инициативах; роль библиотеки в развитии просвещения и культуры и т.д. и т.п. Часто именно этот месседж (вместе с соответствующим образом скорректированной миссией библиотеки) оказывался наиболее понятным и действенным при обращении к властным структурам.

За свою жизнь человек в силах (даже при самых благоприятных обстоятельствах) освоить лишь малую часть всемирного культурного наследия. Однако это не означает, что ареал культуры можно искусственно нивелировать или сокращать. В настоящее время именно благодаря библиотекам сохранение культурного наследия становится существенным фактором обеспечения дальнейшего развития культуры в целом.

Литература

[1] Staatsbibliothek zu Berlin «Preussischer Kulturbesitz» [Электронный ресурс] / Staatsbibliothek zu Berlin «Preussischer Kulturbesitz». — Режим доступа: http:// staatsbibliothek-berlin.de; Stiftung Preussicher Kulturbesitz [Электронный ресурс] / Stiftung Preussicher Kulturbesitz. — Режим доступа: http://hv.spk-berlin.de/deutsch/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.