© Т.Б. Маркова, 2007
БИБЛИОТЕКА КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
Т.Б. Маркова
Первые библиотеки сформировались вместе с появлением письма в эпоху высоких культур и являлись как хранительницами знаний, так и общественными учреждениями, выполняющими идеологические и информационные и культурно-просветительские функции, они создавались при храмах, дворцах, школах, книжных лавках и, конечно, были следствием увлеченного коллекционирования книг. Несмотря на мечты Борхеса, никогда не существовало единой универсальной модели библиотек. Сегодня доминирующими историческими типами библиотек являются публичные, национальные библиотеки и библиотеки научных и образовательных учреждений. Функциональное предназначение библиотеки в каждую историческую эпоху определялось культурным и образовательным уровнем читательской публики, уровнем развития научного сообщества и техническими возможностями распространения информации.
Появление различных культурно-исторических типов библиотек напрямую связано с цивилизационным процессом и далее - эволюцией общества в направлении комфорта. Вследствие этого специализированные и научные библиотеки не могли появиться раньше частных и общественных, а возникновение и развитие национальных библиотек обусловлено становлением государственности. Кризис современной библиотеки вызван не только кризисом государства, но и серьезными изменениями общества, которое иногда называют постиндустриальным, чаще информационным, но также и обществом изобилия. В зависимости от того или иного трэнда библиотеки можно рассмотреть как дисциплинарное пространство, как информационное пространство, как коммуникативное пространство, как культурное пространство.
Формирование и развитие типов библиотек обусловлено установлением определен-
ных отношений между библиотекой как учреждением, выполняющим свои основные функции, и государством, обществом или профессиональными группами, с которыми она тесно связана в тот или иной исторический период. Сегодня образ библиотеки определяется потребностями в развитии науки, образования, культуры. Идеалом библиотеки считается некое транснациональное образование, где представлена вся информация. Однако в разные исторические эпохи сохраняется потребность в формировании и развитии библиотеки как самостоятельного института, выполняющего функцию хранения и защиты самобытного культурного наследия. При этом библиотека выступает пространством коммуникации своего и чужого, своеобразным фильтром, обеспечивающим безопасное взаимодействие текстов, которые, будучи озвученными на улице, могут стать поводом не только к единодушию, но и конфликту.
Библиотека как дисциплинарное пространство
Национальные библиотеки возникают как культурно-исторический тип в XIX в., когда появляется национальная литература, в школах и университетах вводится преподавание родного языка и основ национальной культуры. Библиотеки добивались статуса «национальной», поскольку не все они изначально пользовались поддержкой государства. Королевские, императорские и университетские в той или иной мере выполняли функции главной библиотеки страны. Понятие «национальная библиотека» родилось во Франции в конце ХУШ в. и означало прежде всего открытость обществу и сохранение национальной памяти. Возникновение национальных библиотек связано, в первую очередь, с появлением новых форм государственного един-
ства. Нация - образование политическое, пришедшее на смену сословному обществу. Государство-нация опирается на всеобщее избирательное право и гражданскую солидарность. Оно нуждается в своих символах, и таковыми становятся университеты, библиотеки и музеи. В 1737 г. открылась для посетителей королевская библиотека в Париже, переименованная в 1795 г. конвентом в национальную. В 1753 г. в Лондоне основана Библиотека Британского музея. А на закате XVIII в. возникли еще две библиотеки - Императорская публичная в Санкт-Петербурге (1795) и Библиотека Конгресса США (1800). Но еще раньше в Санкт-Петербурге при Петре Первом начала организовываться Библиотека Императорской академии наук (1714). Появление книг на национальных языках становится одним из значительных событий в истории культуры. Национальный язык и национальная литература способствовали изменению представления человека о своей культуре и ее истории. Понятия «нация», «народность», «государство» прочно вошли в сознание людей, в систему их мировоззрений о едином национальном образовательном и культурном пространстве, которому они принадлежат.
Развитие национальной культуры как символической системы защиты общества привело к преобразованию королевских и дворцовых библиотек в национальные и государственные. Их главная функция - собирание, хранение и приумножение книг - дополнилась таким качеством, как собирание и хранение печатной продукции своей страны. Введение обязательного экземпляра и появление соответствующих указов о поступлении в национальную библиотеку страны по одному экземпляру печатной продукции стало еще одним шагом к закреплению за библиотекой статуса государственности. Национальная библиотека призвана хранить культурное наследие страны, продвигать его на мировой уровень, а также делать мировые достижения своим национальным достоянием. Задача национальных библиотек в современном обществе видится как в сохранении памяти человечества, так и в приобщении людей к книжной культуре, особенно молодежи. За всем этим лежит вера в то, что чтение книг гуманизирует людей. Печать государства трансформирует этот процесс в направлении патриотизма.
Главная функция библиотеки - функция хранения. Что же хранит библиотека: информацию или старые ненужные книги? Сегодня приобретает особую значимость проблема сохранности культурных ценностей, к числу которых относятся и некоторые книги. Можно выделить несколько способов, какими осуществляется сохранение книги. В одном случае речь идет о циркуляции книги в библиотеке, то есть об ее активном использовании. Нужные и ненужные книги - деление условное. Нет таких произведений, которым не нашлось бы места и о которых можно было бы говорить абсолютно в прошедшем времени. Одна и та же книга вновь прочитывается людьми, разными поколениями через определенный промежуток времени. В этом и состоит цикличность, периодичность жизни книги. Своего читателя и свое признание книга и ее автор получают не с момента выхода в свет книги, а с начала массового спроса на нее. Жизнь книги определяется тем, как долго она сохраняет свои ведущие позиции в читающем сообществе, как часто ее спрашивают, перечитывают, переиздают. Что может сделать библиотека для того, чтобы книга находилась в постоянном обращении? Она может предоставить открытый доступ к коллекциям, создать текстовые базы данных для редко спрашиваемых книг и редких изданий, организовать выставки, презентации и другие культурные мероприятия, готовить специальные библиографические списки.
В другом случае речь идет о комплектовании фондов библиотеки и культурном предназначении книжных собраний. Библиотека собирает книги не в целях «заточения» их в подвалах, а для сохранения памяти человечества, для передачи их следующим поколениям. Идея библиотеки как культурного центра и коммуникативного пространства была заложена уже тогда, когда встал вопрос о сохранении и приумножении национального достояния страны как функции государства. Как было сказано выше, жизнь книги зависит от экономических, культурных, политических, общественных факторов. На нее влияют как идеология государства, так и общественное мнение. В библиотеку книги попадают пройдя соответствующий отбор, что уже является доказательством «полезности» и престижно-
сти книги. Однако книга - и вместе с ней библиотека - находятся в позиции ожидания, ожидания своего читателя, исследователя. Библиотека - это пространство воспитания и образования. По отношению к молодому поколению библиотека выполняет воспитательную функцию, которая заключается в приобщении к классическому наследию. В частности, задача выставочного отдела в библиотеке заключается в организации выставок и других культурных мероприятий в целях знакомства посетителей и читателей с символическим капиталом общества. Выставочный принцип в библиотеке способствует сохранению книги именно как памяти человечества, ибо через открытый доступ книга приобретает большую значимость и как источник информации, и как произведение искусства.
Библиотека, если ее рассматривать как явление культуры, является и формой (способом) хранения книг, и местом получения знаний, куда люди приходят за чужими мыслями, чтобы формировать свои. Библиотека - это специфическое дисциплинарное пространство, где читатель, помимо того, что он знакомится с книгой как произведением искусства и источником информации, прививает себе такие качества, как усидчивость, трудолюбие, вдумчивость, где существуют особые нормы и правила, свои авторитеты и иерархии, то есть отношения власти и подчинения.
Библиотека как информационное пространство
Увеличение информационного потока, многообразие его тематики, сложность систематизации и каталогизации литературы, создание информационных баз данных, устаревшая методология и теория управления библиотекой, эволюция сознания библиотекаря, вынужденного размышлять о роли и даже о судьбе библиотеки в обществе, обусловили необходимость появление новой парадигмы библиотечной науки, иного понимания сущности библиотеки. Консервативность библиотек очень сильна, и процесс их модернизации следует проводить осторожно. Преобразование должно строится на многоплановом подходе к библиотеке. Модель идеальной библиотеки создать нетрудно, труднее всего приблизить
такую библиотеку к конкретным условиям существования, задачам функционирования и управления, к потребностям читателя. В разных странах строились различные модели, теоретические концепции, основанные на эмпирических фактах и методах других научных дисциплин. В России библиотековеды и ученые долгое время пренебрегали обращением к другим наукам. Круг явлений и библиотечных процессов выявлялись из движения книг в системе библиотека - книга - читатель. Потребность в научных практических знаниях обострилась в 60-70-е гг. XX в., в период создания автоматизированных технологий, когда произошли значительные перемены в области культуры, науки. Кибернетика, социология, социальная психология, информатика активно начали влиять на сознание практиков, принимается во внимание и зарубежный опыт библиотек и разработка собственной методологии библиотековедения с привлечением методов других наук. На данный момент существует множество подходов и моделей библиотек - информационные, системные, математические, социологические, типологические. Математические и кибернетические концепции ограничивались конкретными задачами, типологические - выявлением сходства и различия изучаемых предметов, социологические - исследованием институциональных особенностей. Приверженцы информационной теории Х.Д. Шира и А.В. Соколов считают главной целью библиотек удовлетворение информационных потребностей. Узкоспециализированный подход к осмыслению сущности библиотеки не принес удовлетворения. Структурно-функциональный подход, согласно которому объект разделялся на простые элементы, не дал теоретического знания, отражающего специфику деятельности библиотек. Нормативная концепция не выявила, какие ценности - эмпирические или теоретические -будут преобладать в исследованиях 1.
Отсюда более перспективным представляется философский подход, сочетающий культурологическую и технологическую оценку библиотеки. Современная библиотека представляет собой переходную форму, попытку синтеза традиционных и новейших форм хранения и систематизации знания.
Какой должна быть библиотека в нашем информационном обществе? Среди множества концепций преобладает мнение о трансформации традиционной библиотеки в некий информационный центр, где читателю должна быть доступна любая информация. Современные библиотековеды и исследователи в своих публикациях ставят вопросы о сущности и функциях библиотеки в информационном обществе, о новых принципах систематизации и классификации литературы, о формировании нового подхода к библиотечной деятельности. Решение данных проблем назревало давно. Они становились актуальными в связи с увеличением информационной продукции и трудностями ее обработки, а также с появлением новых категорий читателей.
Развитие и деятельность нового типа библиотеки должны быть ориентированы: во-первых, на внутреннее содержание документа, на ценность знания, содержащего в нем; во-вторых, на культурные и социальные изменения общества; в-третьих, на индивидуального человека с его конкретными потребностями и идейной мотивацией. Исследователи говорят об общем информационном пространстве, которое охватывает все библиотечноинформационные и культурные ресурсы страны. Информационное пространство, по их мнению, не сама библиотека, а совокупность социальных институтов, работающих с информацией, производящих и распространяющих ее. Иначе говоря, под таковым пространством они понимают среду, в которой происходит информационная деятельность, обмен информацией. Проблема сегодня стоит не столько в доступности книги, сколько в выборе нужной книги в неограниченном книжном потоке. Как в большом разнообразном книжном потоке сориентировать читателя, определить основные тенденции литературы и показать их читателю? Решение этой задачи национальной библиотекой играет важную роль в формировании и сохранении культурных ценностей. Отмена цензуры не снимает с библиотеки защитных функций по охране своего символического наследия. Проблема состоит не только в том, как быстро доставить книгу читателю, но и в том, соответствуют ли существующие системы классификации и поиска литературы новым информационным техно-
логиям и потребностям читателей. В современных библиотеках применяется в качестве системы поиска библиотечно-библиографическая классификация, которая в своей основе построена по принципам формальной логики и опирается на систему классификации наук, которая выглядит довольно запутанной и устаревшей, не отвечающей новым динамично растущим специальностям.
Как информационное пространство, библиотека - это место циркуляции информации, в которой библиотекарь и читатель соединены отношением коммутации. Библиотеку также следует рассматривать и как культурное пространство, то есть место, в котором вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение своего труда. Нормативные свойства, библиотечная микросреда, с одной стороны, и контроль информации, обеспечение ее сохранности - с другой позволяют считать библиотеку не только информационным, но и культурным пространством.
Библиотека как коммуникативное пространство
Последние десятилетия двадцатого века в библиотечной среде насыщены значительными преобразованиями, связанными с трансформацией понятий «текст» и «книга», с появлением новых форм массовой коммуникации, с пониманием сущности библиотек, музеев, архивов как культурных центров. На различных научных конференциях и семинарах обсуждаются вопросы сохранности библиотек, музеев, архивов как культурных институтов; проблемы взаимодействия традиционных и нетрадиционных форм массовой коммуникации. Культурное сообщество становится все более дифференцированным и специализированным. Внедрение информационных технологий, появление компьютеров и мобильной связи привело к тому, что люди имеют возможность осуществлять свои потребности, запросы и желания не выходя из дома. Однако специалисты, даже из смежных областей, плохо понимают друг друга. Настоящая проблема возникает в связи с применением науч-
ных знаний. В технологическом обществе отсутствуют четкие границы, позволяющие классифицировать предметы по отраслям знания и культуры. Глобализация приводит к унификации национальных особенностей. Информация предстает перед нами в виде некой цепочки фактов, цифр, текстов разного содержания; ее можно изменить, продолжить, послать другому. Мы постоянно находимся в окружении «культурных машин», которые воспроизводят предметы традиционной материальной культуры при помощи файлов и образов. Материальный предмет сменяется картинкой со все более упрощенной и лишенной смысловых нагрузок надписью.
Библиотеки всегда являлись не только информационным, но и культурным, коммуникативным пространством. Важна и воспитательная функция библиотеки, с помощью которой библиотека притягивает людей в ряды читателей и способствует их общению и сближению друг с другом. Оказываясь в равных условиях и в равных позициях по отношению друг другу и к библиотекарю, независимо от социальной принадлежности и культурного уровня, автономные индивиды образуют читающую публику, для которой характерен общий вкус, здравый смысл и критерии рациональности. Библиотека, как и театр, объединяет людей в единое коммуникативное пространство.
Библиотека современного города, жители которого озабочены больше всего своим материальным благополучием и комфортом, имеет шанс сохранить облик культурного центра, если уделит внимание дефициту общения. Речь идет об общении «лицом к лицу», о личном контакте, который развивает воображение и интуицию, вызывает способность к сопереживанию и сочувствию. Библиотека должна возродиться как культурное и коммуникативное пространство, где читатель получает не только информацию, но и формирует себя на основе чтения книг и общения считающей публикой. Библиотека, кроме того что она хранит, обрабатывает и представляет информацию, обладает нормативно-этикетными свойствами, как музей и театр. Эта сторона вопроса, а именно: какие коммуникативные нормы определяют поведение и переживания людей в научных
институтах, театрах, музеях и библиотеках, -мало изучена.
В последние десятилетия в книжной культуре России наметились две противоречивые тенденции: 1) рост печатной продукции и в связи с этим - увеличение объемов продаж книг, потока читателей и нагрузок на массовые библиотеки; 2) изменение структуры чтения, резкое уменьшение количества «начитанных людей» во всех социальных слоях общества. Возникает вопрос: что люди читают, каков удельный вес чтения и кого можно назвать читателями, и, соответственно, являемся ли мы по-прежнему самой читающей страной или это миф?
На протяжении многих лет значение книги как вечного спутника человека претерпело множество трансформаций: сокровище, источник знаний, наконец, ненужная вещь. В прошлом потребность в книге была постоянной. Считалось престижным покупать книги. Руководство чтением рассматривалось как средство воспитания граждан, в связи с чем были устойчивы и высоки тиражи классической русской и советской литературы. Скудный ассортимент, отсутствие хороших книг, цензурные и идеологические ограничения способствовали увеличению тяги людей к книге. При этом существовал книжный дефицит и постоянно функционировал черный рынок. Сегодня структура чтения меняется. Современная жизнь литературы и книги в России характеризуется обилием печатной продукции на книжных прилавках, возникновением различных издательств и издательских фирм, созданием и тиражированием-копированием произведений классической и современной литературы. Книг действительно стало больше, а читают меньше. Утверждения «самая читающая страна - Россия» и «молодежь не читает» - одинаково мифологичны и, в то же время, отражают нашу противоречивую книжную культуру.
Библиотека как символическое пространство культуры
После Фуко трактовка библиотеки как дисциплинарного пространства культуры становится общепринятой. Между тем, в современных условиях трансформация институтов
культуры происходит в ином направлении. Все говорят о конце искусства, а между тем все общество целиком становится ни чем иным, как всеобщим произведением искусства. Модельер и дизайнер поистине властвуют над людьми. Сегодня общество, включая все его учреждения, стремительно эстетизируется, и при этом не только приобретает внешний лоск, но и становится все более удобным и уютным для проживания.
Музеи и библиотеки нельзя рассматривать как исключительно дисциплинарные пространства. Фуко, как художественно одаренный человек, использовал метафору тюрьмы для характеристики всех институций общества. В каком-то смысле памятники прошлого в музее и книги в библиотеке напоминают заключенных. Действительно, на каждом экспонате и книге стоит инвентарный номер, каждый предмет поставлен на свое место и подлежит надзору. Картина, нарисованная Фуко, становится тем более правдоподобной, если учесть принципы упорядочения, классификации и систематизации знания, на основе которых построены библиотечные и музейные каталоги. По сути дела, они не только вписывают прошлое в настоящее, тем самым подчиняя его современному порядку, но и наделяют его функцией обоснования настоящего. Книги, которые были написаны бунтарями или апологетами, предметы, которые имели обыденное или сакральное предназначение, -все они превращаются в экспонаты для обозрения или в артефакты для исследователей и диссертантов.
Хотя сохранение, а заодно классификация, интерпретация прошлого наследия, действительно напоминает функции пенитенциарного учреждения, это не следует абсолютизировать. На самом деле книги и предметы старины всегда были источниками наслаждения. Недаром старинные книги и картины хранятся не только в музеях, но и в частных домах, жильцами которых являются не только ученые или художники. Собиратель и хранитель древностей - коллекционер и библиофил, а также торговец - антиквар, столь же древние человеческие персонажи, как и ученый, автор, художник. Теперь это считается чудачеством или излишеством, хотя прозорливые экономисты указывают, что покупка и прода-
жа культурных ценностей не только спасает денежные накопления от инфляции, но и дает неплохую прибыль. Но, думается, и этот экономический подход не дает исчерпывающего объяснения трансформации библиотек и музеев в современном обществе. Но если они уже не являются тюрьмой для остатков прошлого и не сводятся к коммерческим организациям, оказывающим платные услуги населению, то как их понимать еще?
Конечно, лучше всего строить образ библиотеки или музея, руководствуясь установкой синтеза тех разнообразных функций, которые они выполняют в современном обществе. Собственно, так и должен делать исследователь. Однако философская рефлексия нацелена на диагностику и раскрытие возможностей тех или иных феноменов культуры. Она позволяет размышлять о новых тенденциях, которые намечаются в современных условиях, и даже предлагать эти новые трэн-ды, если они покажутся перспективными для развития человека.
Такая новая тенденция проявляется лучше всего на примере эволюции музея. Раньше это учреждение строилось по тому же образцу, что и библиотека. Но, пожалуй, уступало ей по значимости. Однако сегодня все по-другому. Библиотеки сокращаются, зато интерес публики к музеям так велик, что об их закрытии не может быть и речи. Чаще всего это находит объяснение, скорее, у экономистов, чем у культурологов. Преимущество музеев, позволяющее им выживать в современных условиях, видится в том, что в них хранятся не символические, а материальные ценности. Но все-таки большинство посетителей музеев - это не торговцы, а обычные люди, которые ходят на выставки и в музеи, чтобы получить удовольствие.
Думается, это и есть ключ для понимания трансформации традиционных учреждений культуры. Не переставая выполнять функции хранения, классификации, интерпретации и исследования, они трансформируются в особого рода символические пространства, в рамках которых люди чувствуют себя уютно и комфортно. Таким образом, именно коллекционеры и библиофилы бросают свет на новые функции этих серьезных государственных учреждений, некогда выросших именно
на почве любви к книгам и древностям, но потом высокомерно забывших о своих предшественниках и даже считающих их вымирающими чудаками. Но на самом деле среди современных посетителей музея или библиотеки лишь небольшая часть приходит туда на работу, для исследования, обучения, поиска информации или с целью нравственного и патриотического воспитания. Люди ходят туда с целью приятно провести время. Конечно, это пока в большей мере относится к музею. Но, судя по трансформации небольших городских и сельских библиотек, наибольшей популярностью в них пользуются читальные залы с не слишком серьезной литературой. А наиболее массовыми становятся такие библиотеки, где кроме чтения книг слушают музыку, смотрят фильмы, выходят в Интернет, проводят пре-
зентации, организуют встречи авторов с читателями и т. д. Наряду со специальными научными и национальными библиотеками должны сохраняться и развиваться массовые библиотеки, которые, осмысляя их с философско-антропологической точки зрения, должны стать своеобразными культурными парками или теплицами для формирования человека. Этот путь намечается эволюцией музея как культурного эстетического пространства, и по нему следует пойти библиотеке, если она хочет сохранить достойное положение в обществе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гусева Л.Н., Смолина Е.В. Библиотековедение: Нормативный подход (понимающая парадигма мышления). СПб., 1997. С. 44-45, 47-49, 51, 56-58, 59-62.