Научная статья на тему 'Библиотека - душа университета'

Библиотека - душа университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / LIBRARIES / ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РОССИИ / SPIRITUAL UPDATING OF RUSSIA / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIBRARY INFORMATION EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / AN EDUCATION MODERNIZATION / ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ / TRAINING OF LIBRARY EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

В статье раскрывается роль библиотек в современной социокультурной практике, историческая гуманистическая миссия библиотек как центров духовной культуры человечества, поднимаются проблемы подготовки библиотечных кадров в вузах культуры и искусств, раскрываются перспективы библиотечного образования и новые подходы к подготовке библиотечно-информационных кадров.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the role of libraries in modern welfare practice reveals, historical humanistic mission of libraries as centers of spiritual culture of mankind reveals. Problems of training of library employee in universities of culture and arts rise, prospects of library education and new approaches to training of library-information employee in quickly changing public conditions reveal.

Текст научной работы на тему «Библиотека - душа университета»

УНИВЕРСИТЕТ

И ОБЩЕСТВО

£

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.

Р. Г. Абдулатипов

БИБЛИОТЕКА - ДУША УНИВЕРСИТЕТА

В статье раскрывается роль библиотек в современной социокультурной практике, историческая гуманистическая миссия библиотек как центров духовной культуры человечества, поднимаются проблемы подготовки библиотечных кадров в вузах культуры и искусств, раскрываются перспективы библиотечного образования и новые подходы к подготовке библиотечно-информационных кадров. Ключевые слова: библиотеки, духовное обновление России, библиотечно-информационное образование, модернизация образования, подготовка библиотечных кадров.

In article the role of libraries in modern welfare practice reveals, historical humanistic mission of libraries as centers of spiritual culture of mankind reveals. Problems of training of library employee in universities of culture and arts rise, prospects of library education and new approaches to training of library-information employee in quickly changing public conditions reveal. Keywords: libraries, spiritual updating of Russia, library information education, an education modernization, training of library employee.

Библиотеки России работают в новых социокультурных условиях, для которых характерно повышение роли средств массовой коммуникации, лавинообразный рост научных знаний, интенсификация общения и сотрудничества между народами и странами. В обществе меняются ценности, традиции, нормы жизнедеятельности и цели жизни современного человека. Социально-политические изменения и трансформации, преобразования в идеологической сфере оказывают, в свою очередь, воздействие на массовое сознание, что многократно усиливается и тиражируется благодаря всемогущим современным средствам массовой коммуникации. Социальные изменения ставят перед обществом проблему адаптации к быстро меняющимся социокультурным реалиям, возрастает роль активной, образованной, творческой личности в самых различных областях деятельности. И здесь роль библиотек будет неуклонно повышаться.

Важно, чтобы в новых условиях библиотеки сохранили свою историческую гуманистическую миссию и продолжили выступать центрами духовной культуры человечества. Публичные библиотеки и сегодня, во времена торжествующего прагматизма и экономического расчета, являются общедоступными институтами, гарантирующими всем членам общества бесплатное обслуживание. В современ-

ном мире они являются базами непрерывного образования в течение всей жизни человека, оказывают социально-психологическую поддержку населению, помогают адаптироваться к новым общественным условиям, способствуют сохранению и развитию культурных традиций, участвуют в организации досуга. Вся эта многообразная деятельность была бы невозможна, если бы не поистине подвижнический труд библиотекарей. Именно благодаря их самоотверженному труду современные российские библиотеки являются духовными, культурными и информационными центрами. Поэтому необходимо существенно повысить роль библиотек и библиотечных работников в учебно-воспитательной работе.

Состояние библиотек и библиотечного дела является существенным показателем развития культуры и общества. Во всех странах они рассматриваются как одно из важнейших условий процветания образования, науки и культуры, способствуют осуществлению вековой мечты человечества: обеспечить всем без исключения широкий доступ к богатствам мировой культуры и науки, к мудрости и знаниям человечества. Мы формируем в университете «культуру, основанную на знаниях».

Сегодня государство ставит перед библиотечными работниками значимую цель: духовное обновление России, фор-

мирование нравственных ценностей общества, сохранение социокультурного наследия народов России. Успешная деятельность библиотек во многом зависит от того, насколько эффективно они участвуют в социально-политической жизни государства и общества, а в нашем случае — в жизни университета. Сегодня первоочередные задачи библиотечного дела обозначены в таких документах, как: «Закон о библиотечном деле», «Закон об информации, информационных технологиях и защите информации», «Закон об информационной безопасности», «Национальная программа поддержки и развития чтения», «Концепция развития библиотечного дела до 2015 года».

Роль публичных библиотек особенно велика в период становления информационного общества. Они способствуют реализации права граждан на информацию, смягчают диспропорции, возникающие в силу неравномерного развития информационной инфраструктуры путем организации доступа к информационным сетям для жителей удаленных или технологически отсталых регионов, нейтрализуют опасность ограничения доступа к отдельным информационным ресурсам.

Одно из важнейших направлений развития библиотечного дела - подготовка кадров для библиотек, способных решать современные задачи культуры и образования.

В библиотечном строительстве как никогда актуализируются задачи улучшения обеспеченности библиотек высококвалифицированными кадрами, совершенствования системы высшего и среднего библиотечного образования, повышения квалификации.

Динамичные процессы в развитии общества, культуры, образования должны находить адекватные ответы в библиотечном деле, обеспечивая его технологическую модернизацию и повышение социальной роли библиотек как информационных центров, следовательно, и профессиональных требований, предъявляемых к библиотечным работ-

никам. В библиотечном деле традиционные и новаторские подходы должны сочетаться с учетом того, что библиотеки играют существенную роль в сохранении духовной культуры общества.

Мы так много говорим об экономическом кризисе, но он только следствие переживаемого человечеством системного кризиса духовной культуры, который проявляется в крахе мировоззренческих основ и идеалов, шаткости ценностных оснований бытия современного человека, отсутствии приемлемых нравственных ориентиров, превалировании в идеалах и ценностных ориентациях прагматических, потребительских начал. Чрезмерный индивидуализм и экономический расчет стали ловушкой либерализма, обернулись жесточайшей духовной деструкцией, духовным обнищанием, деградацией личности, ее отрывом от интересов общества.

Современный библиотекарь — это хранитель гуманистических традиций общества, активный субъект системы социокультурных коммуникаций, специалист в области новых информационных технологий, проводник информационной культуры, менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере. Все это должно найти свое отражение в подготовке библиотечных кадров.

Постоянный рост объема, содержания и качества предоставляемых пользователям библиотечных услуг выдвигает требование непрерывной учебы специалистов, повышения профессионального мастерства, регулярного обновления библиотечных знаний.

В связи с этим нам важно осуществить коренные преобразования в биб-лиотечно-информационном образовании, которые назрели давно. Библиотечные работники говорят о кризисе библиотечной школы, падении ее социального престижа, неумении вписаться в рыночную экономику (А. В. Соколов). Если прежде библиотечные факультеты были сориентированы на гуманитарный цикл дисциплин, и вузы культуры готовили специалистов гуманитариев, прекрасно ориентирующихся в литературе,

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.

то теперь для библиотечного образования характерен информационно-технократический уклон. Тем не менее, для библиотекаря по-прежнему важно знание книжного мира, чтение книг. Духовное общение библиотекаря и читателя не должно заменяться поиском информации пользователем. В вузах культуры недопустимо сокращать программы, предметы гуманитарного цикла, которые ранее считались базовыми, например программу по литературе.

Может ли профессия библиотекаря-библиографа рассматриваться лишь как деятельность специалиста в системе информационных документальных коммуникаций? Думаю, что нет.

С другой стороны, использование современных методов информационной деятельности под силу только специалистам с высоким общим уровнем информационной культуры. Это предполагает свободное владение методами новых информационных технологий, навыками поиска и обработки различных видов информационных ресурсов социальных, культурных, политических, экономических, научно-технических и т.д., способность самостоятельного анализа и общения.

До недавнего времени миссия библиотечной школы заключалась в подготовке библиотекарей-библиографов высшей квалификации, способных работать в библиотеках разных типов и видов. Сегодня же практика диктует необходимость концентрации усилий библиотечной высшей школы на умении студентов использовать основы теории и методики библиотековедения и библиографии в многомерном пространстве. Меняется не только сфера, для которой готовятся специалисты, но установка на характер знаний и профессиональное поведение библиотекарей. Процесс культуры и образования, как целостная система, должен характеризоваться стабильностью и фундаментальностью. Но при этом элементы данной системы должны быть подвижными, открытыми для нововведений.

В связи с этим одной из важнейших

задач вузов культуры и искусств является подготовка специалистов, знающих и любящих книгу и владеющих новыми информационными технологиями, обеспечивающими доступ к информации и ее поиск. Вместе с тем в подготовке библиотечных кадров продолжает играть значительную роль также знание психолого-педагогических аспектов библиотечной профессии.

Ставя задачи перед библиотекарями важно заботиться о повышении роли, статуса, материального положения библиотекаря. Необходимо восстановить систему государственного распределения и систему льгот молодым специалистам как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это позволит осуществить приток новых кадров в библиотечную отрасль. В свою очередь органам руководства культурой на местах необходимо шире практиковать подготовку специалистов на контрактной основе.

Для решения разнообразного спектра проблем, связанных с подготовкой библиотечных кадров, необходимо всестороннее расширение связей вузов культуры и будущих работодателей. В этом плане у нашего университета налажены связи с Министерством культуры Московской области.

Становление информационного общества и усиление роли информации в глобализирующемся мире привело к возрастанию общественной значимости деятельности библиотек, а также учебных заведений, в стенах которых готовятся кадры для этой сферы.

Наш университет сегодня развивается с учетом современных тенденций модернизации образования в России и мире, интеграции в европейское образовательное пространство.

Предполагаемый с 2010 года переход на двухуровневую систему подготовки кадров в соответствии с Болонской декларацией потребовал модернизации библиотечного образования, коренной перестройки учебных программ, форм и методов обучения. С этой целью на библиотечном факультете МГУКИ были оперативно разработаны следующие програм-

мы подготовки магистров: «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Библиотечно-информационные технологии: теория и методика», «Теория и методология библиотечно-педаго-гической деятельности». С 2006 года ежегодно выпускаются магистры дневной и заочной форм обучения. В образовательный процесс библиотечно-инфор-мационного факультета введены такие учебные курсы, как: «Информатика», «Информационные технологии», «Автоматизированные библиотечно-информа-ционные системы», «Электронные библиотеки». Также в образовательном процессе широко используется Интернет. Библиотечно-информационный факультет Московского государственного университета культуры и искусств успешно сотрудничает с Российской государственной библиотекой по созданию электронного Кабинета библиотековедения, оцифровка фондов которого позволит использовать его ресурсы в процессе обучения студентов в режиме удаленного доступа.

Факультет принимает активное участие в создании Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «Либнет», в разработке проекта Национальной электронной библиотеки, в составлении Сводного каталога библиотек России, внедрении Национальной системы форматов КИЗМАКС. Ведется разработка нового образовательного стандарта по внедрению Болонской системы совместно с Российской библиотечной ассоциацией.

Новый взгляд на образование биб-

лиотечно-информационных специалистов заключается в системе формирования компетентного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в современных общественных условиях.

В подготовке библиотечно-инфор-мационных кадров назрело немало проблем:

— сокращение приема на библиотечно-информационные факультеты;

— низкий уровень заработной платы библиотекарей;

— отсутствие широкой возможности для библиотекарей и преподавателей вузов профессиональной переподготовки;

— отсутствие системы государственного заказа на подготовку кадров для библиотек и государственного распределения на работу в библиотеки.

В современном образовании важно отразить огромный пласт национальной культуры русского и других народов страны. Вступая в Болонскую систему, мы должны сохранить основу нашего образования - российскую культуру. Образование человек может получить за несколько лет, с культурой дело обстоит сложнее. Поэтому важно, чтобы выпускники нашего университета в своей деятельности опирались на бесценное культурное наследие, которое накопили народы России, выполняли свою высокую просветительскую задачу. Россия -духовная крепость мира, и мы должны сделать все, чтобы сохранить эту высокую миссию нашего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.