Научная статья на тему 'Библиотечный, информационный, культурный центр по искусству и музыке как пример организации библиотечного пространства в здании — объекте культурного наследия'

Библиотечный, информационный, культурный центр по искусству и музыке как пример организации библиотечного пространства в здании — объекте культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
388
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ИСТОРИЯ / ПАМЯТНИК / ГОЛЛАНДСКАЯ ЦЕРКОВЬ / БИБЛИОТЕКА / ARCHITECTURE / HISTORY / DUTCH CHURCH / LIBRARY / ARCHITECTURAL MONUMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Урусова Марина Федоровна

Статья рассказывает об истории Голландской церкви, в здании которой находится центр по искусству и музыке Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY, INFORMATIVE AND CULTURAL CENTER FOR ART AND MUSIC AS AN EXAMPLE OF THE ORGANIZATION OF LIBRARY SPACE IN CULTURAL HERITAGE BUILDING

The article tells about the history of the Dutch Church, now it is the center of art and music Central public library named by V.V. Majakovsky.

Текст научной работы на тему «Библиотечный, информационный, культурный центр по искусству и музыке как пример организации библиотечного пространства в здании — объекте культурного наследия»

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

М.Ф. Урусова

УДК 71.719

Библиотечный, информационный, культурный центр по искусству и музыке как пример организации библиотечного пространства в здании — объекте культурного наследия

Статья рассказывает об истории Голландской церкви, в здании которой находится центр по искусству и музыке Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского.

Ключевые слова: архитектура, история, памятник, Голландская церковь, библиотека.

Библиотечный, информационный, культурный центр по искусству и музыке расположен в Доме бывшей Голландской Реформатской церкви, находящемся на Невском проспекте. Здание — архитектурный памятник XIX в. и является неотъемлемой частью ансамбля главной магистрали Санкт-Петербурга.

История Голландской церкви в Петербурге начинается со времени основания города. Петр I привлек во вновь строящуюся столицу большое число иноземных мастеров — специалистов по судостроению, механике, строительству. Одними из первых на русскую службу прибыли голландцы, сведущие в кораблестроении и морском деле. К ним присоединились купцы, которые вели свои дела в Петербурге с 1718 г. Поскольку Петр I подтвердил дозволение строить иноверческие церкви, голландцы, как и другие европейцы — представители протестантских исповеданий, начинают создавать в городе свою общину. Реформаты, изначально посещавшие лютеранскую церковь в доме адмирала К. Крюйса, составили свой отдельный приход, в который входили немцы, голландцы, французы. В 1720 г. старшины Голландской церкви обратились с прошением в Полицмейстерскую канцелярию о выдаче им участка под строение кирхи. Однако в связи с отсутствием денег участок остался пустым. Затем наступило время, когда община опасалась вкладывать средства в постройку, будучи неуверенной в возвращении столицы в Санкт-Петербург.

© Урусова М.Ф., 2013

С воцарением Анны Иоанновны на российский престол идея строительства вновь приобрела реальные очертания. При поддержке нидерландского посланника община получила во владения землю вдоль Невского проспекта от реки Мойки до Конюшенной улицы с существовавшими на нем строениями: угловым домом на набережной Мойки архитектора Леблона и угловым домом на Большой Конюшенной улице, принадлежащим ранее графине Строгановой. До конца XVIII в. участок представлял собой обширную дворовую площадь, фланкированную угловыми домами. В августе 1797 г. был утвержден чертеж, подписанный архитектором И. Кербером. Проект предусматривал частичную перестройку зданий (увеличение этажности до трех этажей) и строительство отдельно стоящей церкви. Проект был осуществлен с большими отступлениями от первоначального замысла и не смог удовлетворить заказчиков, которые еще и вследствие денежных затруднений несколько раз предпринимали попытку перестройки зданий.

В 1830 г. церковный совет, владея приличным капиталом, полученным от сдачи внаем существующих доходных домов, вынес на обсуждение вопрос о строительстве церкви. После всех перипетий, связанных с обсуждением и утверждением предложения архитектора де Ригеля, проект был передан на рассмотрение «Комитета для строений и гидравлических работ». В то время как де Ригель оспаривал замечания Комитета и не спешил вносить в проект изменения, Павел Жако — архитектор на службе Е.В. императора, профессор института путей сообщения и рыцарь, по собственному побуждению обратился к церковному совету с просьбой рассмотреть его проект церкви и церковного дома, не требуя вознаграждения. Жако предложил остроумное решение пространства двора и домов. Большая церковная зала, имеющая парадный выход на Невский проспект, была представлена в виде ротонды диаметром 16 метров и такой же высоты, на 372 места для сидения. Под ротондой Жако предложил устроить зал для заседаний церковного совета и комнату пастора с отдельной лесенкой для подъема на кафедру. Церковный зал вплотную примыкал к существующим строениям, образуя, таким образом, единый фасад. Инженеры А.А. Бетанкур и П.П. Базен — инженер-генерал председатель Комитета для строений и гидравлических работ и одновременно директор института путей сообщения, определили решение по проекту и утверждению П. Жако в качестве архитектора. На прошение старшин голландской церкви был получен также положительный ответ от генерал-губернатора П.К. Эссена.

15 июля 1831 г. был заложен фундамент Дома голландской церкви. По чертежам П. Жако органный мастер Й. Таль в Дерпте к сентябрю 1832 г. сделал для церкви орган. Завершающая очередь строительства предусматривала надстройку на два этажа надворного флигеля, что и было завершено к 1838 г. В 1837 г. составлена страховая опись здания.

Церковь была освящена в 1834 г. На этой церемонии присутствовали принц Оранский с сыном (будущие короли Нидерландов Вильгельм II

и Вильгельм III). С 1842 г. Голландская церковь была посольской. При ней работали магазины, училище, Голландский клуб, правление Нидерландского банка. В церковной школе учились историк М.И. Пыляев, писатель Н.А. Лейкин. В конце 1833 — начале 1834 года строительство дома было окончено — квартиры начинают сдавать внаем. Интересен список съемщиков: Комитет общества поощрения художеств, французский книжный магазин, посещаемый известными литераторами, издательство Франца Фельтена, одна из первых в Петербурге фотографий. По-видимому, местоположение дома определило его назначение как центра искусств.

Внешний вид дома Голландской церкви сохранился почти без изменений. Поэтому и по сей день можно судить о совершенстве авторского замысла и талантливом исполнении. Сложная задача соединения церкви и жилых помещений в одном здании была гениально решена. Если посмотреть на весь комплекс с птичьего полета, прочитывается точность в построении взаимосвязей объемов с различными функциями: вместе с дворовым флигелем, переходами, переброшенными от основного здания, в плане получается прямоугольник. Это прекрасный образец позднего классицизма. Главный фасад обращен к Невскому проспекту. Центр выделен торжественным портиком.

В 1900-х гг. в доме № 20 по Невскому проспекту работали Петербургский учетный и ссудный банк, Сибирский торговый банк (позже переехавший в дом № 44), правление Нидерландского банка, офис торгового (банкирского) дома «Лампе и К». Одновременно с банками здесь работала контора и выставка-продажа популярнейших в Петербурге финских изразцовых печей из города Або (Турку). Реклама на фасаде здания в начале ХХ в. оповещала прохожих о том, что здесь работают книжный магазин «Мелье и К», газета «Санкт-Петербургские немецкие ведомости», обойный магазин А.М. Камюзе, магазин-склад мебели петербургских столяров и другие заведения. На углу Большой Конюшенной улицы размещались базар марок, бюро объявлений, «Большой Парижский магазин», позже уступивший свое место магазину альбомной фабрики С.С. Бехли. Рядом находилось представительство голландской фирмы «Янсен, Йоост и К», торговавшей в том числе табачными изделиями.

После революции количество прихожан Голландской церкви быстро сокращалось. В 1926 г. ее староста был вынужден объявить о прекращении богослужений. Голландская церковь была закрыта в 1927 г., здание национализировали, а знаменитый орган передали на хранение Певческой капелле. Помещения бывшего храма передали Ленинградскому кукольному театру, в 1928 г. — Театру актерского мастерства Л.С. Вивьена (ТАМ). В нем начинали свою карьеру В.В. Меркурьев, Ю.В. Толубеев.

Вначале 1930-х гг. ТАМ вошел в состав Академического театра драмы им. А.С. Пушкина. В 1933 г. в этом же доме открылся Новый театр, впоследствии — Театр имени Ленсовета. Долгое время в здании Голландской

церкви работал «Дом военной книги», основанный еще в 1920 г. В послереволюционное время здание оставалось местом средоточения творческих сил Петрограда. К сожалению, в 1933 г. в ротонде вспыхнул пожар, который уничтожил архитектурно-художественную отделку — кафедру, деревянные сидения и т.д.

После восстановления помещений в 1936 г. они были переданы библиотеке райсовета Куйбышевского района. В 1935—1936 гг. здание реконструировалось по проекту Б.Л. Васильева. В обновленных помещениях и была открыта библиотека им. А.А. Блока. Церковные интерьеры прошли через реставрацию в 1969—1971 гг. Частичная реконструкция и приспособление здания под библиотечные функции привели к перепланировке жилых квартир правого и левого крыла.

Библиотечно-информационный культурный центр по искусству и музыке (БИКЦИМ) — библиотечный центр нового формата сложился на этой площадке в несколько этапов. В 80-х гг. Центральная музыкальная библиотека вошла нотно-музыкальным отделом в структуру ЦГПБ им. В.В. Маяковского. В 1997 г. фонды нотно-музыкальной библиотеки переехали в здание бывшей Голландской церкви и объединились с фондами Библиотеки им. А.А. Блока, также включенной в структуру ЦГПБ им. В.В. Маяковского.

Деятельность БИКЦИМ направлена не только на оказание помощи в образовательном процессе своих читателей, но и на информирование о современных тенденциях в искусстве и музыке, театре и кинематографе. Здесь можно узнать о деятельности прошлых поколений музыкантов и художников и сверить свои творческие мысли с соратниками по ремеслу. Прекрасно сформированный фонд литературы по искусству, по-своему уникальное собрание музыкальной литературы и нот, выставки и мастер-классы, концерты и дискуссии — этот информационный арсенал позволяет вести общение старшему и молодому поколению творческой интеллигенции, а также помогает открывать для себя современное искусство и искусство прошлого пользователям библиотеки, только вступившим на трудный и извилистый путь познания мастерства.

В структуре центра три отдела: отдел фондов и обслуживания, включающий три сектора (нотно-музыкальной литературы, литературы по искусству и медиацентр); отдел выставок и проектов; отдел информационно-библиографической и справочной работы. В зале по литературе и искусству на русском и иностранных языках представлена коллекция книг и альбомов по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну, по истории костюма и моды. Свежие новости из мира искусства можно почерпнуть в профессиональных журналах по моде, дизайну, архитектуре и т. д. В разделе справочной литературы читатель имеет возможность найти книги по истории, философии и религии, подобрать литературу известных отечественных и зарубежных издательств

по антикварному делу и реставрации, литературоведению, театральному и киноискусству. Каждый читатель библиотеки может воспользоваться информацией через подписные базы данных. Собрание медиатеки знакомит с коллекцией художественных и мультипликационных фильмов, записей театральных постановок, научно-популярных и учебных программ. Гордостью медиатеки является коллекция виниловых грампластинок — около 20 тысяч единиц хранения, в которой широко представлена вокальная, оркестровая, инструментальная, детская и духовная музыка.

В нотно-музыкальном фонде хранятся сочинения русских и зарубежных композиторов, фольклор, вокальная, сценическая, инструментальная, вокально-симфоническая и духовная музыка. Фонд располагает коллекцией, в которую вошли прижизненные издания русских и зарубежных композиторов Х1Х—ХХ вв. — это 4317 единиц хранения.

Фонды абонементного и читального залов делятся на ноты — 115 000 единиц хранения — и книги — 35 000 единиц хранения. Широко представлен раздел фольклора. Он включает в себя не только русские народные песни, но и фольклор отдельных областей и народностей России: народные песни Вологодской, Архангельской, Брянской и других областей, а также песни народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Особой популярностью у педагогов и учащихся музыкальных школ, студентов и любителей музыки пользуется самый крупный раздел фонда — инструментальная музыка. Многие клавиры из собрания сценической музыки не переиздавались более 100 лет, и этот редкий фонд востребован посетителями библиотеки. И конечно, фонд детской музыки от материалов по музыкальному воспитанию до оркестровой музыки является большим подспорьем для музыкальных руководителей от детского сада до музыкальных школ.

В 2011—2012 гг. в БИКЦИМ была проведена модернизация. Она потребовалась для внедрения инновационных технологий в процессы обслуживания читателей, организации комфортной и эстетически привлекательной среды в библиотечных стенах не только для образовательной деятельности, но и для проведения различных мероприятий: концертов, литературных встреч, спектаклей, лекций и, в конечном счете, для привлечения людей всех возрастов и интересов в библиотеку.

Самое большое богатство библиотеки — это книжные фонды. Это богатство необходимо пропагандировать, представлять и открывать читателю. В процессе модернизации фонд литературы по искусству практически полностью предстал в открытом хранении. Пространство читального зала теперь оснащено удобными рабочими местами с компьютерами и большими круглыми столами, располагающими к беседе и занятиям с группой. Следуя интересам современных пользователей, в отдельное пространство выделили медиатеку. Прослушивать и просматривать диски и кассеты стало возможным и в индивидуальном порядке, и на видеосеансах в специальном зале. Здесь же можно получить свободный доступ в Интернет.

Интерьеры здания, которые не подверглись конструктивным и декоративным изменениям, создают свою неповторимую и очень привлекательную для посетителей атмосферу. В большой двухсветной ротонде и более камерном овальном зале два раза в месяц открываются выставки петербургских художников и художников из других городов России. В наших залах можно увидеть и произведения прикладного искусства, и станковую живопись, и скульптуру, и графику. И как замечательно звучат в этом окружении музыкальные произведения в исполнении известных музыкантов и тех, с чьим творчеством впервые знакомится публика. Лекции, семинары, спектакли, литературные чтения — эти мероприятия проходят в БИКЦИМ еженедельно.

Центр становится тем местом, где можно приятно и познавательно провести время.

Те, кто нашел своих единомышленников, объединились по интересам. Так, на базе Центра возникли клубы: «Маяк-Арт» — студенческий, клуб «Путешественников», на заседаниях которого читатели делятся впечатлениями о посещениях разных уголков мира, клуб «Кругозор», еженедельно приглашающий на встречи с интересными людьми, клуб любителей философии, книжный клуб. История создания и бытования здания вызывает живейший интерес у петербуржцев и гостей города. Голландцы, приезжая в Санкт-Петербург, считают своим долгом поклониться творению своих предков. Для них сотрудники Центра подготовили экскурсионную программу на русском и английском языках.

Мы учимся у наших читателей. Их интерес к какой-либо теме заставляет нас заниматься поиском новых форм работы. В современных условиях библиотеки, в особенности центры, подобные БИКЦИМ, должны строить свою работу таким образом, чтобы постоянно стремиться к интеллектуальному обмену с окружающим миром, чтобы стать частью этого мира и привлечением к своей деятельности постоянно увеличивать число посетителей и друзей. В этот процесс включены все сотрудники БИКЦИМ: библиотекари, библиографы, методисты, сотрудники проектного отдела. В 90-е гг. музеи провозгласили основой взаимоотношений с посетителем заботу о нем. Мы стараемся следовать этой тенденции, а опыт показывает, что главная модернизация должна произойти в отношении самих сотрудников библиотеки к своей работе и к человеку, который открыл дверь библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.