Научная статья на тему 'Библиотечное краеведение как один из факторов формирования культурной идентичности личности (на примере Республики Башкортостан)'

Библиотечное краеведение как один из факторов формирования культурной идентичности личности (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1738
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ / ГЛОБАЛИСТСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА БАШКОРТОСТАНА / LIBRARY REGIONAL STUDY / REGIONAL STUDY DOCUMENT / GLOBAL CULTURE / CULTURAL IDENTITY / CULTURE OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гильмиянова Римма Аскаровна

Рассмотрены объект, предмет, цели, задачи, направления библиотечного краеведения, показано значение краеведческой деятельности библиотек в аутентичном восстановлении культурной среды, культурной идентификации личности в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY REGIONAL STUDIES AS ONE OF THE FACTORS OF FORMING CULTURAL IDENTITY OF PERSONALITY (BY THE EXAMPLE OF BASHKORTOSTAN)

The article has considered the object, subject, aims, tasks, directions of library regional study, it has shown significance of regional study of libraries in authentic reconstruction of cultural sphere, cultural identification of personality in the conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Библиотечное краеведение как один из факторов формирования культурной идентичности личности (на примере Республики Башкортостан)»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 02/908

Р. А. Гильмиянова

БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Рассмотрены объект, предмет, цели, задачи, направления библиотечного краеведения, показано значение краеведческой деятельности библиотек в аутентичном восстановлении культурной среды, культурной идентификации личности в условиях глобализации.

Ключевые слова: библиотечное краеведение, краеведческий документ, глобалистская культура, культурная идентичность, культура Башкортостана

The article has considered the object, subject, aims, tasks, directions of library regional study, it has shown significance of regional study of libraries in authentic reconstruction of cultural sphere, cultural identification ofpersonality in the conditions of globalization.

Keywords: library regional study, regional study document, global culture, cultural identity, culture of Bashkortostan

Культура, являясь опытом народа, человечества, передается надбиологическими коммуникативными средствами. Благодаря культуре опыт накапливается, аккумулируется и становится основой для социализации личности. Через социализацию в определенной социокультурной среде, усвоение языка, освоение ценностей конкретной культуры индивид начинает относиться к миру сквозь призму опыта предшествующих поколений [4, а 26].

Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества [5, с. 29-30]. Являясь продуктом коммуникации, идентичность формируется в результате взаимодействия процессов самоидентификации и идентификации другими и выступает основной характеристикой личности, в которой проявляется неразрывная и многоуровневая связь человека с социокультурным пространством. Процесс идентификации связан с формированием различных видов идентичности: индивидуальной, групповой, национальной, социальной, гражданской, гендерной, конфессиональной и прочих, доминирование которых, по мнению Т. В. Беспаловой, зависит прежде всего от технологий управления ими, т. е. искусственного формирования государственной властью приоритетного типа идентификации [3, с. 11].

Одной из основных характеристик современности является глобализация, затронувшая различные стороны социальной жизни. Процессы глобализации, имеют ряд аспектов: экономический, политический и социокультурный, тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. Наиболее сложным является социокультурный аспект глобализации, поскольку взаимодействие глобалистской культуры с

этническими, национальными и региональными культурами, развивающееся в последние десятилетия, изучено еще недостаточно.

Глобалистская культура сближает людей, живущих в разных государствах и на разных континентах, придерживающихся различных политических, религиозных и иных воззрений и убеждений. Это способствует развитию взаимопонимания между народами, обогащая национальные культуры достижениями других цивилизаций.

В социокультурном пространстве глобализация подразумевает следование определенной общей идее, согласно которой в современном взаимозависимом мире должны доминировать и единые общемировые ценности, символы, что означает для национальных государств обязательность их воплощения в своей культурной политике. Это может грозить странам потерей национальной идентичности, собственной культуры и культурного наследия.

Логичным ответом на социокультурные вызовы глобализации, по словам О. Г. Леоновой, явилась наблюдаемая в последние десятилетия актуализация национального самосознания, попытки найти те его элементы, которые сегодня могут служить идейным, духовным основанием движения любой страны, в том числе России, как суверенного государства с четко обозначенной цивилизованной основой по пути интеграции в объективные глобализационные процессы [8, с. 3-4].

Одним из инструментов сохранения самобытной культуры каждого народа России, формирования культурной идентичности личности является развитие краеведения. Термин краеведение закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о краеведной (или краеведческой) деятельности можно говорить, характеризуя и более раннее время. В XIX в. уже разрабатывались школьные учебные программы «родинове-дения» (или «отчизноведения»), краеведению было

36

отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» Константина Дмитриевича Ушинского.

На протяжении всего XX в. содержательный аспект понятия краеведение менялся в связи с происходящими в стране политическими, культурными и экономическими изменениями: в 1920-е гг. - как метод синтетического изучения какой-либо определенной территории, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам; в 1930-е гг. -как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе его всестороннего изучения; в 1960-е гг. - как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, ведущих в своей совокупности к всестороннему научному познанию края [15]. Сегодня под краеведением понимают изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей [12, с. 296].

Краеведческая составляющая в той или иной степени, напрямую или опосредованно, присутствует во всех отраслях знания, всех сферах человеческой деятельности, независимо от вида интеллектуального и физического труда человека, придавая им конкретность, близость человеку читающему и ищущему. Сегодня как никогда актуальны слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Краеведение придает местности, не имеющей “авторского происхождения”, историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное... Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать» [9, с. 74]. Провинциальную социально-экономическую жизнь и культуру можно рассматривать как определенную «локальную цивилизацию», которая нуждается в изучении с различных точек зрения. Именно краеведение позволяет это сделать.

В. Г. Пирожков к числу причин активного развития краеведения в последние десятилетия относит подъем национального самосознания и признание приоритета общечеловеческих начал; интеллектуальную востребованность в очищенном от фальсификаций краеведческом знании; эмоционально-эстетическую потребность человека в осмыслении художественных произведений, памятников истории, культуры, природы родного края. В условиях информатизации современного общества краеведческая деятельность, став одним из направлений культурной региональной политики, реализуется в социальном партнерстве информационных и образовательных учреждений, творческих организаций, краеведов-общественников. Интерес к региональному историко-культурному опыту, востребованность локального знания распространяют влияние краеведения на все стороны жизни территорий, что

обеспечивает его включенность в региональное социокультурное пространство. По мнению Пирожкова, краеведение можно понимать как живое бытие культуры в ее целостности, как актуальное единство культурной деятельности человека и развития социума, как конструкцию культурно-исторической преемственности [13, с. 4, 12].

Классификация краеведения осуществлена

Н. Н. Щербой. В основание классификации им были положены признак отрасли (географическое, литературное, историческое краеведение), принадлежность к определенному социальному институту (архивное, библиотечное, музейное, вузовское, школьное, туристическое, церковное краеведение), организационная форма (государственное, общественное, индивидуальное краеведение) [16]. Цели в краеведческом поиске, - отмечает Е. С. Алексеева, - могут быть научными, производственными, познавательными, просветительскими [1, с. 11].

Источники изучения края разнообразны по своему характеру и содержанию. К их числу относятся так называемые вещественные источники: результаты археологических раскопок, памятники материальной культуры, образцы местной флоры и фауны, полезных ископаемых, изделия промышленного и сельскохозяйственного производства. Большое значение для познания истории и культуры края, быта его населения имеют лингвистические материалы (записи местных говоров и диалектов) и особенно фольклорный материал (былины, сказания, легенды, пословицы, частушки и т. д.). Огромный интерес для исследователей представляют архивные документы и источники (мемуары, описи, приказы и т. п.).

Краеведение входит в жизнь каждого человека независимо от его возраста, пола, принадлежности к тому или иному этносу, конфессии, научного статуса, профессии, места жительства. Мы соприкасаемся с краеведением, занимаемся им, пользуемся его результатами в форме документально зафиксированных итогов краеведческих поисков, представленных в произведениях печати, рукописях, аудиовизуальных документах, электронных ресурсах.

На протяжении длительного времени основным средством фиксирования и распространения социальной информации о крае были книги. Сегодня круг документальных источников информации значительно увеличился. В него входят неопубликованные документы, фотографии, аудио- и видеозаписи, базы данных. С появлением новых источников информации термин книга стал недостаточно отражать смысл заключенного в нем понятия, поэтому в научный лексикон было введено более широкое понятие документ, структурным элементом которого стала книга. По-прежнему встречается и термин краеведческая литература. Документ и литература - разнокачественные понятия. Термин литература объе-

37

диняет в себе только произведения, т. е. идеальную информационную составляющую. Большинство исследователей под краеведческой литературой понимает произведения печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места их издания, под документом - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. При определении понятия краеведческий документ воспользуемся подходом Г. В. Ядровой, определяющей его как документ, содержанием и (или) формой связанный с краем; под содержанием краеведческого документа - только заключенную в нем информацию о крае, под формой - информацию о месте издания, авторской принадлежности и принадлежности к краю других лиц, участвующих в создании документа [17]. Это определение учитывает не только содержательный, но формальный аспекты явления, что позволяет расширить круг документов, имеющих отношение к краю и включаемых в краеведческий фонд. К краеведческим документам можно отнести любые тексты (опубликованные, рукописные, машиночитаемые); аудиовизуальные материалы, полностью посвященные данному краю или содержащие значительные (по объему и ценности) сведения о нем, независимо от вида и способа издания (изготовления), тиража, языка, места издания или изготовления, политической и идейной направленности.

Самыми полными коллекциями краеведческих документов обладают библиотеки, архивы, музеи. Без библиотеки - наиболее доступного социокультурного учреждения не может обойтись ни один краевед, и краеведение входит в число приоритетных направлений деятельности современных общедоступных библиотек. Сегодня содержание библиотечного краеведения уже вышло за границы, очерченные работами известнейших исследователей проблемы А. В. Мамонтова, Н. Н. Щербы, Н. Н. Кушна-ренко, делавших акцент на сборе, хранении и предоставлении в общественное пользование краеведческих документов, а также информации о них [10; 16; 7]. Связано это, по мнению С. Г. Матлиной, с тем, что «сегодня мы имеем дело с качественно иной библиотекой, концептуальные изменения которой наиболее четко прослеживаются в краеведении. Из моностилистического культурного института, ориентированного на сбор, хранение и продвижение прежде всего печатных документов, библиотека превращается в полистилистический. При этом традиционные библиотечные функции не исчезают, они проявляют себя иначе - в синтезе с новыми формами культуротворчества» [11].

Объектом библиотечного краеведения выступает местная культура, предметом - изучение ее ста-

новления, исторического развития и современного состояния. Можно выделить следующие цели библиотечного краеведения: во-первых, такое восстановление культурного окружения, при котором у человека появляется возможность, пусть и в опосредованной форме, почувствовать свою сопричастность к культу-ротворчеству - через своих предков, земляков, культурный ландшафт, в который включается не только измененная природа и искусственные сооружения, но и сам человек как носитель определенного типа культуры; во-вторых, создание новых культурных смыслов. Смысл, по А. С. Ахиезеру, является результатом творческого освоения явления, происходящего через содержание и формы сложившейся культуры. «Смысл - это культура, тяготеющая к концентрации в точке осмысления. Реально всякое осмысление переходит в переосмысление. Важнейшее место в процессе переосмысления занимает экстраполяция и интерпретация. Экстраполяция - перенос накопленного культурного богатства, смыслов на осмысляемое явление, осмысление нового, неизвестного через известное. Интерпретация есть творческий акт изменения накопленных смыслов, накопленной культуры, точка роста культуры» [2, с. 31-32].

Библиотечное краеведение реализуется в разнообразных направлениях. Проблемы экологического краеведения находят отражение в «тревожных» выставках, экочасах, библиотечных уроках по экологии, экологических турнирах, конкурсах знатоков лекарственных растений и конкурсах рисунков детей на экологическую тематику, пресс-конференциях, экологических экспедициях, сайтах, клубах и объединениях, деятельности специализированных экологических библиотек.

В рамках искусствоведческого краеведения местные пейзажи, достопримечательности, запечатленные в произведениях живописи, графики, широко используются в эстетическом воспитании населения путем организации библиотекой выставок работ местных художников, украшают холлы библиотек. Этим же целям служат местные архитектурные памятники, садово-парковые, дворцовые комплексы и ансамбли, культовые и бытовые здания, например, Килимовский дворец и Килимовская мечеть, парк вокруг дворца и мусульманское кладбище - памятники архитектуры XIX в. в селе Килимово Буздякского района Башкортостана, являющиеся составной частью историкокультурного центра, созданного в селе в 2005 г. В библиотеках проводятся встречи с местными композиторами и исполнителями, экспонируются выставки, посвященные деятелям искусства, связанным с краем. В модельной библиотеке села Серменево Бело-рецкого района Башкортостана создана мемориальная экспозиция, отражающая грани жизни и творчества композитора Загира Исмагилова, в которой представлены некоторые автографы его музыкальных произ-

38

ведений, публикации о нем, фотографии, личные документы, вещи композитора.

Историко-этнографическое направление библиотечного краеведения выражается, как правило, в музейных экспозициях, создаваемых в библиотеках. Организация историко-этнографических музейных экспозиций отвечает задаче развития исторического сознания. Собирая предметы быта, народные костюмы, орудия труда, документы прошлых лет, возрождая национальные обряды, ремесла, библиотеки стремятся отразить неповторимость своего населенного пункта, своего народа, его вклад в общую культуру страны, сохранить воспоминания, традиции, язык как составляющие социального опыта и социальной памяти [6, с. 28]. Например, на базе Силантьевской библиотеки Бирского района Республики Башкортостан созданы специализированная библиотека-музей «Русская изба» и библиотека-центр «Мир русского дома». «Память сердца» - так назвал свой музей коллектив библиотеки № 6 г. Уфы. Многолетняя работа по историкопатриотическому воспитанию читателей, сотрудничество с клубом «Фронтовые подруги», членами клубов исторического фехтования «Братья по оружию» и «Уфимский пехотный полк» позволили создать необходимый фонд материальных и документальных памятников истории. Материалы мини-музея оживают, дополненные страницами видеолектория «Осколки старины глубокой», цель которого - донести до сегодняшних и завтрашних читателей уникальные кадры Уфы минувшей. Электронный ресурс, созданный центральной районной библиотекой Краснокамского района Башкортостана на основе текстовых и аудиовизуальных документов, архивных материалов, позволяет осуществить виртуальную экскурсию по достопримечательным местам района, познакомиться с людьми, знаковыми для Краснокамья. Празднование Масленицы, Пасхи, Троицы, Ураза-байрама и Курбан-байрама, организация праздников улиц, шежере (родословных) является не только проявлением игрового начала (инсценирования) в деятельности библиотек. Игровые формы библиотечного краеведения, ориентированные на сохранение и воспроизведение социально значимых для людей элементов бытия, направленные на воспроизводство и передачу культурных традиций, поиск собственных корней, самоидентификацию, выполняют социализирующую функцию.

В рамках динамично развивающегося в библиотеках литературного краеведения разрабатываются тематические и персональные книжные выставки, проходят литературные вечера, посвященные творчеству местных писателей, драматургов и поэтов, литературные гостиные, премьеры книг, вечера воспоми-

наний, встречи, литературные беседы, заседания местных литературных объединений. В библиотеках создаются мемориальные экспозиции, посвященные писателям. Такая экспозиция функционирует, например, в Центральной библиотеке Мишкинского района Башкортостана, она посвящена классику марийской литературы Янышу Ялкайну, чье имя носит библиотека. Использование экспозиции органично вошло составной частью в проект «Читающее Мишкино. Улица Яныша Ялкайна - территория чтения», реализованный данной библиотекой. В модельной библиотеке № 26 «Хазина» г. Уфы создан Музей современной башкирской книги.

С помощью мультимедийного ресурса «Литературная карта Башкортостана», созданного при участии библиотек всех муниципальных образований в рамках VI республиканского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года Республики Башкортостан», можно совершить виртуальное путешествие по литературному пространству края. Целями и задачами конкурса является «воспитание любви к своей Родине и уважения к традициям, истории родного края, распространение знаний о роли своей “малой” родины в прошлой и настоящей литературной жизни России; пробуждение интереса населения к литературно-краеведческому туризму, в том числе виртуальному; стимулирование историко-литературных исследований; изучение жизни и творчества башкирских писателей, связи их творчества и литературных героев с конкретным историческим и географическим местом, реальными лицами...» [14]. Ресурс отражает все аспекты литературной жизни городов и районов Башкортостана, включая в себя не только биографические справки о литераторах, фрагменты из текстов, но и автографы их произведений, библиографические данные, фотографии, аудио- и видеоматериалы, архивные источники и документы личного происхождения.

Итак, библиотечное краеведение способствует аутентичному восстановлению культурной среды, выступает культуротворчеством, проявляющимся как в создании новых культурных ценностей, смыслов, так и в актуализации массива культурного наследия - через их переосмысление в индивидуальном мире человека; позволяющим ему почувствовать свою сопричастность к прошлому, свою «включенность» в настоящее, отождествлять себя с определенной этнической общностью, географическим местом, социумом в целом. Происходит не только глубокое познание нравственных ценностей собственной культуры, но и осознание ее как части культуры мировой. Следовательно, библиотечное краеведение выступает как один из факторов культурной идентификации личности.

1. Алексеева, Е. С. Библиотечное краеведение: проблемы и перспективы развития / Е. С. Алексеева // Библиотечное краеведение: новые технологии: материалы международ. семинара, 22-23 марта 2005 г. / Харьков. гос. науч. б-ка им. В. Г. Короленко. - Харьков, 2005. - С. 11-19.

2. Ахиезер, А. С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А. С. Ахиезер // Вопр. философии. -2000. - № 9. - С. 29-45.

3. Беспалова, Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: спец. 09.00.11 «Социальная философия»: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Т. В. Беспалова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2011. - 50 с.

4. Волов, А. Г. О понятии «культурная идентичность» / А. Г. Волов // Философско-культурологический аспект культурной и цивилизационной идентичности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 22-23 сент. 2011 г., г. Пятигорск / Пя-тиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск, 2011. - С. 24-29.

5. Волова, Л. А. О трансформации духовных ценностей и культурной идентичности в России / Л. А. Волова // Философско-культурологический аспект культурной и цивилизационной идентичности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 22-23 сент. 2011 г., г. Пятигорск / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск, 2011. - С. 29-36.

6. Демченко, Ю. А. Культурологический подход к построению модели библиотеки-музея / Ю. А. Демченко // Библиотековедение. - 2009. - № 2. - С. 26-29.

7. Кушнаренко, Н. Н. Библиотечное краеведение: теоретико-методологический аспект: дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03 / Н. Н. Кушнаренко; Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1993. - 863 с.

8. Леонова, О. Г. Вызовы глобализации и актуальные тренды общественного сознания в России XXI века / О. Г. Леонова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 1. - С. 3-15.

9. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев. - М.: Рос. фонд культуры, 2006. - С. 72-87.

10. Мамонтов, А. В. Библиотечное краеведение: учеб. пособие: в 2 вып. / А. В. Мамонтов; С.-Петерб. гос. акад. культуры. -СПб., 1996-1998.

11. Матлина, С. Г. Библиотечное краеведение: от поисков утраченного времени к обретению национальной идеи [Электронный ресурс] / С. Г. Матлина. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/2s/2s_p25.htm. (Дата обращения: 02.09.2011).

12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: А ТЕМП, 2008. - 944 с.

13. Пирожков, В. Г. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / В. Г. Пирожков; Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар, 2007. - 38 с.

14. Положение о проведении VI Республиканского конкурса «Лучшая библиотека 2011 года Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: утверждено приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от 1 марта 2011 г., № 94. - Режим доступа: http://www.bashnl.ru/taxonomy/term/145. (Дата обращения: 19.10.2011).

15. Строев, К. Ф. Краеведение [Электронный ресурс] / К. Ф. Строев. Режим доступа: http://school-

kraevedenie.narod.ru/stroev/stroev1.htm. (Дата обращения: 06. 08. 2011).

16. Щерба, Н. Н. Библиотечное и библиографическое краеведение: сб. последних статей / Н. Н. Щерба; сост. А. В. Мар-кина-Щерба. - М.: Кн. палата, 1995. - 191 с.

17. Ядрова, Г. В. Использование компьютерных технологий в изучении краеведческих фондов научных библиотек [Электронный ресурс] / Г. В. Ядрова. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/77/pdf/knp77_116-129.pdf. (Дата обращения: 07. 09. 2011).

Сдано 2.10.2011

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.