Научная статья на тему 'Библиометрический анализ как способ вхождения в проблему исследования (на примере понятия «Самостоятельная работа студентов»)'

Библиометрический анализ как способ вхождения в проблему исследования (на примере понятия «Самостоятельная работа студентов») Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2697
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОМЕТРИЯ / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / BIBLIOMETRICS / BIBLIOMETRIC ANALYSIS / PROBLEM-ORIENTED DATABASE / INDEPENDENT STUDENT WORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Даринская Лариса Александровна, Гуслина Александра Семеновна

В данной статье раскрыты возможности общенаучного метода «библиометрический анализ» на начальном этапе вхождения в проблему исследования и показано его применение на примере понятия «самостоятельная работа студентов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Даринская Лариса Александровна, Гуслина Александра Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bibliometric analysis as a research method

This paper describes the scientific method of bibliometric analysis and shows its applications in independent student work

Текст научной работы на тему «Библиометрический анализ как способ вхождения в проблему исследования (на примере понятия «Самостоятельная работа студентов»)»

ИННОВАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

УДК 001.891378.147

Л. А. Даринская, А. С. Гуслина

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ В ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

(на примере понятия «самостоятельная работа студентов»)

В процессе организации исследовательской деятельности студентов, аспирантов, слушателей дополнительных образовательных программ, особенно при вхождении в новое для них междисциплинарное проблемное поле, наряду с типичными для той или иной науки методами анализа и представления понятийно-категориального аппарата существует ряд общенаучных методов. Одним из них является библиометрический анализ понятий, позволяющий обосновать проблему исследования на конкретном фактическом материале.

Так, например, в 1911 г. русский химик, академик П. И. Валден впервые в России использовал библиометрические методы для определения роли русских ученых (Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, А. А. Воскресенского) в развитии мировой науки [4]. В современной литературе, рассматривающей различные аспекты библиомет-рического анализа, представлен широкий спектр вопросов для изучения. В основном, это статьи в специализированных изданиях, таких как «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Мир библиографии» и др. В них, например, описывается методика создания указателя «Цитирование трудов ученых МИФИ», обозначены основные проблемы применения количественных характеристик потока публикаций и цитирования авторов Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ) в электронной среде [8]. Предполагается, что внедрение библиометрии как способа синтезирования информации может помочь библиотеке адекватно отвечать на запросы своих читателей [12]. Описывается опыт применения библиометрии как мониторингового инструмента — в фокусе рассмотрения находятся разные вопросы, например: как освещать в прессе экологические проблемы, как представить ход реализации национальных проектов и т. д. [7].

С помощью методов библиометрии производится анализ документально-информационного потока по проблемам краеведения. Так, автор одной из статей устанавливает регионы, активно работающие по данной проблематике, например Санкт-Петербург, Новосибирск, Белгород, Петрозаводск, Сыктывкар и др., популярные, разработанные темы, динамику изучения [10]. Предметом другого библиометрического исследования выступают тенденции развития отечественной исторической науки, в частности изучение российской эмиграции, объектом — базы данных по авторефератам диссертаций. Автор доказывает существование такого направления в исторической науке, как эми-грановедение [11].

© Л.А.Даринская, А.С.Гуслина, 2010

Серьезную работу по библиометрии проводит Государственная публичная научнотехническая библиотека сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Сборник научных трудов «Состояние и развитие основных направлений научных исследований: библиометрический анализ» (Новосибирск, 2003) содержит описание опыта использования данного наукометрического метода, при помощи которого проанализированы такие предметные области, как геология и горное дело, народонаселение Сибири и Дальнего Востока, народная культура региона и пр.

Таким образом, обзор имеющегося опыта применения библиометрического анализа в научных исследованиях в разных областях знания подтверждает его значимость и объективность и дает возможность провести ретроспективный анализ изучения проблемы и предвидеть динамику ее развития.

Как новое направление в исследованиях науки библиометрический анализ зарождается в 1960-е годы. Связан он с количественным анализом документальных потоков. Документальный поток — это совокупность функционирующих в обществе первичных документов. В отличие от таких понятий, как документальный фонд, документальная база данных, «поток» представляется некоторой абстракцией. Реальным объектом он становится лишь в процессе его выявления и анализа [13, с. 51]. Методы анализа документального потока позволяют определять: уровень информационной обеспеченности отрасли или проблемы; направления и темпы развития различных областей научно-практической деятельности; вклад отдельных стран, организаций, авторских коллективов в развитие тех или иных областей; интегративные связи между отраслями и проблемами.

Согласно терминологическому словарю, библиометрия — это научная дисциплина, занимающаяся изучением документов на основе количественного анализа первичных и вторичных источников информации с помощью формализованных методов с целью получения данных об эффективности, динамике, структуре и закономерностях развития исследуемых областей. Библиометрия является сравнительно новым подходом в исследовании науки, который сформировался в рамках науковедческих исследований в процессе анализа библиографических данных [14, с. 49].

Таким образом, библиометрия рассматривается как:

1) раздел наукометрии, области науковедения, которая занимается статистическими исследованиями структуры и динамики массивов и потоков научной информации;

2) направление знаний, тесно связанное как с информационными науками, так и с отдельными научными дисциплинами, прежде всего с исследованием сети научной коммуникации;

3) комплекс количественных методов изучения потоков научных документов.

В рассмотрении и квантификации информационных потоков возможны два подхода. Первый — когда прослеживается динамика исследуемых объектов. Второй — выявляются связи между объектами, их корреляция, классификация. Библиометрия, таким образом, может осуществлять как количественную оценку элементов документального информационного потока (это так называемая «простая библиометрия»), так и производить цитатный анализ («структурная библиометрия»). Кроме того, допускается лексический анализ документов [9].

Обязательным условием проведения библиометрического анализа выступает наличие проблемно-ориентированных баз данных. Они должны удовлетворять определенным требованиям, среди которых:

• интеграция данных в едином информационном ресурсе;

• возможность унифицированного доступа к подобному ресурсу;

• объем данных по определенной предметно-ориентированной тематике, обеспечивающий адекватное отображение состояния предметной области;

• возможность проведения анализа с использованием информационных технологий.

Примером могут служить библиографические ресурсы универсальных и отраслевых библиографирующих центров (БЦ — организация, осуществляющая деятельность по производству, сбору, переработке и распространению библиографической информации). В России это Российская книжная палата (РКП), отраслевые и межотраслевые информационные учреждения (ИНИОН, ВИНИТИ, Информкультура) и др. [5, с. 41].

Важнейшая составляющая информационной базы библиографических исследований — каталоги и картотеки национальных библиотек, каталоги крупных научных библиотек, многие из которых доступны в онлайновом режиме [3]. В Российской Федерации существуют две национальные библиотеки, играющие роль главных книгохранилищ страны: Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге и Российская государственная библиотека (РГБ) в Москве. Обе библиотеки входят в пятерку крупнейших в мире. Так, объем фондов РНБ составляет 34,5 млн, а фондов РГБ — 43 млн единиц хранения. Такие объемы делают эти ресурсы поистине уникальными, особенно для поиска изданий на русском языке [5, с. 50].

Термин «библиометрия» ввел в 1969 г. английский ученый Алан Причард [1], расширив область применения библиографии, информационной инфраструктуры, которая обеспечивает подготовку, распространение и использование библиографической информации (т. е. информации о книгах, брошюрах, журналах, газетах, статьях, картах, нотах и прочей издательской продукции). Применение метода библиографического свертывания документа позволяет представить документ в более экономичной знаковой системе, например в библиографической записи. Библиографическая запись фиксирует в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть состав и содержание в целях библиографического поиска [14, с. 32, 46].

Создание библиографической записи строго регламентировано. В ее состав входят библиографическое описание, классификационные индексы, предметные рубрики, аннотация (реферат), шифры хранения документа, справки о добавочных библиографических записях, дата завершения обработки документа, сведения служебного характера [2, с. 40-41].

Библиографическое описание — это основной компонент библиографической записи, который выстраивается по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок расположения элементов и следующих областей:

• заглавия и сведений об ответственности (содержит основные сведения, необходимые для идентификации документа, состоит из заглавия и связанных с ним сведений, а также сведений об авторах, редакторах, других лицах и организациях, принимавших участие в создании произведения и его публикации);

• издания (содержит сведения об отличительных признаках издания, его повторности, идентичности с другими изданиями);

• специфических сведений (содержит сведения, присущие только определенному виду документов);

• выходных данных (место издания, название издательства, дата издания);

• физической характеристики (указан объем, наличие иллюстраций, сопроводительного материала, библиографии);

• серии (содержит информацию о многочастном документе);

• примечания (содержит дополнительную информацию об объекте описания);

• стандартного номера (международный стандартный номер, присвоенный объекту описания).

Источником информации для библиографического описания является весь документ: титульный лист, оборот титульного листа, при необходимости могут быть привлечены сведения, заимствованные из источников вне документа. Каждому документу присваивается классификационный индекс (условное — буквенное, цифровое, смешанное — обозначение деления какой-либо классификации, к которой отнесен индексируемый документ) в соответствии с правилами какого-либо классификационного информационно-поискового языка (формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью последующего хранения и поиска) [6, с. 120, 292].

Это может быть Библиотечно-библиографическая классификация (далее — ББК; наиболее распространена в библиотеках Российской Федерации и стран СНГ) или Универсальная десятичная классификация (далее — УДК; широко используется во всем мире). Иначе говоря, индекс обозначает принадлежность конкретного издания к определенной отрасли знаний. Например, согласно ББК, «философия» имеет классификационный индекс 87, «естественные науки» —2, «социология» — 60.5, «психология» — 88, «психология личности» — 88.37, «общая педагогика» —74.00.

Таким образом, первичным материалом для библиометрического исследования являются библиографическая запись и ее компоненты. Преобразование содержания документов с целью их анализа, извлечения необходимых сведений, а также оценки, сопоставления и обобщения носит название аналитико-синтетическая обработка документов или информации [14, с. 24].

Успешный результат данной обработки напрямую связан с качеством реферирования документов. Наличие рефератов и аннотаций позволяет изучать разные аспекты деятельности, характеризовать изучаемые объекты, используемый инструментарий, оборудование, сопутствующие условия, направление использования результатов и пр.

Следует отметить, что для проведения библиометрического анализа существуют специальные компьютерные программы. Например, в Государственной публичной научно-технической библиотеке сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) возможность получать статистические данные по информационным потокам дает пакет прикладных программ ИПС «Ирбис», под управлением которого функционируют базы данных собственной генерации библиотеки. Библиографическая запись в БД вводится по полям (их достаточно много), основное количество которых поисковые. Среди них — автор, организация, тематическая и географическая рубрики, вид и характер публикации, год, город и др.

К сожалению, в распоряжении авторов данной публикации подобного инструментария не оказалось, поэтому все операции с индикаторами осуществлялись handmade, в «ручном режиме». Примерный алгоритм выполнения библиометрического анализа включает в себя несколько этапов.

Шаг № 1: обеспечение поля исследования — следует подобрать предметноориентированную базу данных; подобными ресурсами располагают, например, Российская книжная палата (РКП), Российская государственная библиотека (РГБ, Москва), Российская национальная библиотека (РНБ, Санкт-Петербург). Доступ к большинству баз данных можно получить на официальных сайтах библиотек. В строке поиска электронного каталога задается интересующий термин / ключевое понятие. Массив библиографических записей, который будет представлен, составит поле для библиометриче-ского анализа.

Шаг №2: первичная обработка данных. В текстовом редакторе Microsoft Word происходит обработка массива по индикаторам. С помощью опции «выделение цветом» обозначаются, например, «год издания», «место издания», «предметная область». Далее используется редактор Microsoft Excel. Он позволяет представить индикатор «год издания» в виде графика, индикатор «место издания» — в виде обычной гистограммы, индикатор «предметные области» — в виде круговой диаграммы. На этом этапе уже возможно делать выводы, например, о динамике обращения к исследуемому термину, о научных центрах, изучающих тему, о науках, в которых термином оперируют.

Шаг №3: установление взаимосвязей между индикаторами. Например, индикатор «место издания» + «год издания» позволяет измерить интенсивность работы научных центров; индикатор «год издания» + «вид издания» — позволяет разграничить этапы работы научного сообщества с изучаемым термином (по параметру — какой вид издания преобладает). Выход в свет монографий, сборников статей позволяет сделать выводы об этапах теоретического изучения проблемы, обозначенной тем или иным понятием. Активный выпуск учебных пособий, методических рекомендаций говорит о наступлении этапа внедрения теоретических разработок в практику; индикатор «предметная область» + «место издания» позволяет определить научные центры, работающие в разных предметных областях и т. д. Параллельно можно проводить сравнения и обобщения.

Трудности и ограничения работы с проблемно-ориентированной базой могут быть такие:

• электронный ресурс не открывается — отказано в доступе;

• дважды встречается библиографическая запись на один и тот же документ — это затрудняет количественный подсчет;

• не все области библиографического описания заполнены: отсутствует год выпуска издания, не всегда определен вид издания, его жанр, иногда не показано место издания или отсутствует тираж;

• встречаются библиографические записи на один и тот же документ с разным классификационным индексом и т. д.

Итогом библиометрического исследования является предоставление экспертной оценки, например, о степени актуальности и новизны информации, осуществление мониторинга. Однако наибольшая практическая польза заключается в возможности получения нового знания, оригинального и проверяемого, которое содержит в себе анализ и синтез имеющейся информации. Рассмотрим это на конкретном примере. Проведем библиометрический анализ понятия «самостоятельная работа студентов», которое выбрано для примера потому, что проблема организации, качества, контроля, реализации потенциала самостоятельной работы студентов является на сегодняшний день одной из ведущих в высшем профессиональном образовании.

Полем для исследования выступила проблемно-ориентированная электронная база данных Российской государственной библиотеки (Москва). Массив библиографических записей состоит из данных «Каталога книг (изданных с 1831 г. по настоящее время)» и «Каталога авторефератов диссертаций». Всего 413 записей. Был проведен библио-метрический анализ первого порядка, т. е. прослеживалась динамика использования понятия «самостоятельная работа студентов». Осуществлялась количественная оценка элементов документального информационного потока, так называемая «простая библиометрия».

Рассматриваемый электронный ресурс содержит библиографические записи с 1979 г., за который зафиксировано три издания: «Самостоятельная работа студен-

тов дефектологического факультета по специальным дисциплинам: Метод. пособие» Ж. И. Намазбаева, Р. А. Сулейменова, Р. К. Луцкина и др. Алма-Ата: Казпи; «Методические рекомендации по организации и нормированию самостоятельной работы студентов в экономическом вузе», сост. Н. В. Кужельный. Киев: КИНХ; «Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Материалы Всесоюзного совещания-семинара [14-17 июня 1977 г.]», под. ред. Л.Е. Кертман и др. Пермь: ПГУ.

В последующие два года (1980-1981) имеет место отрицательная динамика (см. рис. 1). В изучении данной темы периоды подъема исследовательского интереса чередуются с точками спада исследовательской активности. Можно выделить два хронологических периода в изучении проблемы: советский (до 1991 г.) и российский (после 1991 г.). В каждом периоде имеется «урожайный» год на количество изданий: советский—1988 г. (28 изданий), российский — 2006 г. (37 изданий). Интересно отметить, что в период экономически нестабильных 1990-х годов работы продолжают выходить. Конечно, цифры здесь меньше, но само их наличие позволяет констатировать существование интереса к данной теме, а значит, и ее актуальность. С 2000 по 2006 г. наблюдается устойчивая положительная динамика, с незначительным спадом в 2005 г. Последние годы отмечены некоторым снижением исследовательского интереса.

40

Года

Рис. 1. Динамика выхода изданий по теме «Самостоятельная работа студентов»

В данном массиве 398 документов имеют указание на место издания, поэтому можно говорить о географии изучения проблемы «Самостоятельная работа студентов». Здесь и бывшие союзные республики (Украина — 20 изданий, Казахстан— 8 изданий, Узбекистан— 6 изданий и т.д., всего — 49 изданий), и российские крупные города (Волгоград, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Саратов, Челябинск и пр. —253 изданий), и Санкт-Петербург (26 изданий), и Москва (70 изданий).

Типовидовая структура документопотока представлена самым широким образом: от сборников статей и тезисов до библиографических указателей и нормативных документов. Если предположить, что теоретические знания оформляются в монографиях, материалах конференций, сборниках статей и тезисов, а практические наработки издаются в методических пособиях и учебниках, то тема «Самостоятельная работа студентов», согласно базе данных РГБ, активнее проработана в теоретических аспектах. Однако и специалисты-практики участвуют в разработке темы: внедряют авторские

методики в обучающий процесс, осуществляют популяризаторскую деятельность, составляют программы курсов.

Проводя библиометрическое исследование, можно выявить этапы как практической разработки, так и теоретических изысканий по теме. Авторефераты диссертаций закономерно рассматривать как конкретные примеры теоретического развития темы. В исследуемом массиве авторефераты представлены в количестве 89 экземпляров, начиная с 1989 г. Динамика выхода авторефератов, отраженная на рис. 2, показывает, что особенный интерес к данной теме в науке зафиксирован с 2001 г. Пик, 16 авторефератов, приходится на 2006 г. Существенно, что почти 98% (87 авторефератов) — это авторефераты на соискание ученой степени кандидата наук.

Года

Рис. 2. Динамика выхода авторефератов по теме «Самостоятельная работа студентов»

Интересно выявить предметные области, включающие работу с данным термином. Это определяется через указание на науку, в рамках которой присуждается ученая степень. Например, «автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук», «автореферат на соискание ученой степени доктора медицинских наук». Картина выглядит следующим образом: педагогика — 85 авторефератов, техника — 3 автореферата, медицина — 1 автореферат. Это ожидаемое распределение: естественно, что самостоятельной работой студентов занимается педагогика. Согласно базе данных, другие социальные науки, например психология, социология, экономика, обходят своим вниманием данное предметное поле.

В итоге можно заключить, что тема «Самостоятельная работа студентов» насчитывает почти тридцатилетнюю историю разработки, она не нова для отечественной педагогической науки. Велика вероятность, что за этот период оформились соответствующие научные школы. Тема имеет самую широкую географию, к ней обращались и в Нижнем Новгороде, и в Уфе, и в Петрозаводске. Изучался этот вопрос и в прежних союзных республиках, особенно на Украине. Говорить о нынешнем положении дел на постсоветском пространстве несколько затруднительно, хотя вполне реально. Следует обращаться в фонды национальных библиотек бывших союзных республик. Эти базы данных доступны в онлайновом режиме. Например, есть возможность применить библиометрический анализ к базам данных национальных библиотек Беларуси, Узбекистана.

Тема «Самостоятельная работа студентов» разрабатывается, в основном, в теоретико-методологическом ключе, зафиксировано большое число монографий, сборников

статей и тезисов. Практический аспект темы представлен не так широко — это открытое поле для деятельности. Обратившись к предметным областям авторефератов диссертаций, можно обнаружить, что проблема самостоятельной работы студентов привлекает, в основном, специалистов-педагогов. Но в данном предметном поле, наверное, смогут найти себя психологи, социологи, экономисты и другие специалисты-гуманитарии.

Выводы

1. На начальном этапе исследования существенную информацию о состоянии изученности проблемы можно получить при помощи библиометрического анализа, первичным материалом для которого являются библиографическая запись и ее компоненты.

2. Аналитико-синтетическая обработка документов / информации подразумевает преобразование их содержания с целью анализа, получения необходимых сведений, а также оценки, сопоставления и обобщения.

3. Алгоритм выполнения библиометрического анализа:

• обеспечение поля исследования;

• первичная обработка данных;

• установление взаимосвязей между индикаторами.

4. Результатом библиометрического анализа является экспертная оценка степени актуальности и новизны информации, мониторинг имеющейся информации по проблеме исследования.

5. Библиометрический анализ понятия «самостоятельная работа студентов» показал, что, несмотря на актуальность данной проблемы, исследовательский интерес к ней в настоящее время снизился по сравнению с периодом 2000-2006 гг. Тем не менее существует потребность в практических разработках и рекомендациях по организации и контролю самостоятельной работы студентов.

Литература

1. Naukometrya (Наукометрия) // Сайт Новосибирского государственного технического университета. иКЬ: http://edu.nstu.ru/courses/ibo/naukometriya.htm (дата обращения:

22.11.2009).

2. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Дата введения 01.07.2004 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности. СПб., 2006. 547с.

3. Вершинин М. И., Колпаков Н. В., Золотарев В. М. Разработка предметно-ориентированных баз данных. иКЬ: http://books.ifmo.ru/book/vip/88.pdf (дата обращения: 22.11.2009).

4. Иванова А. Ю. Задачи и методы библиометрического исследования в специализированной научной библиотеке. иИЬ: http://books.ifmo.ru/book/vip/88.pdf (дата обращения:

22.11.2009).

5. Информационное обслуживание в библиотеках: электронные библиографические ресурсы: Науч.-метод. пособие / Под науч. ред. д-ра пед. наук Е. Д. Жабко. СПб.: Изд-во «Российская национальная библиотека», 2009. 200 с.

6. Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст]: ГОСТ 7.74-96. Межгосударственный стандарт. Дата введения 01.07.1997 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности. СПб., 2006. 547 с.

7. Куликова О. Библиометрические исследования. Новые задачи и новые возможности для библиотек: [изучение документопотока как основного источника исследования социальнозначимых проблем; функция анализа информации с целью получения нового знания; библио-

теки могут предлагать новую аналитическую информацию, которая востребована и необходима для принятия управленческих решений] // Библиотечное дело. 2008. №14. С. 39-41.

8. Левченко О. В. Указатель «Цитирование трудов ученых МИФИ» как источник информации о научных исследованиях: [библиометрический метод как способ определения индекса цитирования авторов] // Библиотековедение. 2009. №6. С. 40-44.

9. Маршакова-Шайкевич И. В. Вклад России в развитие мировой науки: библиометри-ческая оценка. иКЬ: http://magazines.russ.ru/oz/2002/7/2002_07_39.html (дата обращения:

22.11.2009).

10. Маслова А. Библиометрический анализ для характеристики документально-информационного потока по вопросам библиотечного краеведения // Библиотечное дело. 2009. № 6. С. 40-43.

11. Пронин А. А. Российская эмиграция и российское зарубежье в отечественных диссертационных исследованиях 1980-2005 годов (библиометрический анализ) // Библиотековедение. 2009. №3. С. 72-79.

12. Романов П. С. Библиометрический анализ: достоинства и трудности внедрения // Мир библиографии. 2008. № 2. С. 32-36.

13. Справочник библиографа. 3-е изд., перераб. и доп. / Под науч. ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. СПб., 2006. 592 с.

14. Фокеев В. А. Библиографическая наука и практика: терминологически словарь / Под науч. ред. Г. В. Михеева. СПб.: Профессия, 2008. 272 с.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.