Научная статья на тему 'Библиография как ризома инфосферы: рецензия на новое издание учебника А. В. Кумановой «Введение в гуманитарную библиографию» (софия, 2012)'

Библиография как ризома инфосферы: рецензия на новое издание учебника А. В. Кумановой «Введение в гуманитарную библиографию» (софия, 2012) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов Аркадий Васильевич

Куманова, Александра Венкова. Ризома на инфосферата: Морфология на библиографията (Генезис на световната универсална библиография): учебник по общо библиографознание: (Теория на библиогр. форма) / Александра Куманова; предг., рец. С. Денчев; обща ред., дейксис Н. Василев; експертна ред. Н. Казански; библиогр. ред. М. Максимова; терминол. ред. Д. Ралева; справ.-информ. ред. Ц. Найденова, А. Даскалов; рец.: А. Соколов, В. Леонов, И. Теофилов. София: За буквите О писменехь, 2012. 1-442, І-CCCХLІІ, 443-534 с.; 350 ил., 59 сх., 22 репрод. Списък на цит. лит.: 1440 ном. назв. На бълг. ез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соколов Аркадий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиография как ризома инфосферы: рецензия на новое издание учебника А. В. Кумановой «Введение в гуманитарную библиографию» (софия, 2012)»

А. В. Соколов

Библиография как ризома инфосферы: рецензия на новое издание учебника А. В. Кумановой «Введение в гуманитарную библиографию» (София, 2012)

Arkadiy V. Sokolov

Bibliography as rhizome InfoSphere: review of the new edition of the textbook «Introduction to humanitarian bibliography» by Aleksandra V. Kumanova (Sophia, 2012)

Куманова, Александра Венкова. Ризома на инфосферата : Морфология на библиографията (Генезис на световната универсална библиография) : учебник по общо библиографознание : (Теория на библиогр. форма) / Александра Куманова ; предг., рец. С. Денчев ; обща ред., дейксис Н. Василев ; експертна ред. Н. Казански ; библиогр. ред. М. Максимова ; терминол. ред. Д. Ралева ; справ.-информ. ред. Ц. Найденова, А. Да-скалов ; рец.: А. Соколов, В. Леонов, И. Теофилов. - София : За буквите - О писменехь, 2012. - 1-442, I-CCCXLII, 443-534 с. ; 350 ил., 59 сх., 22 репрод. - Списък на цит. лит.: 1440 ном. назв. - На бълг. ез.

Одним из подарков СПбГУКИ в честь его 95-летия стал фундаментальный учебник по общему библиографоведению, изданный в столице Болгарии Университетом по библиотековедению и информационным технологиям1. Автор учебника - профессор Софийского университета Александра Куманова, выпускница библиотечного факультета нашего вуза, воспитанница ленинградской школы библиографии, преподнесла его своей альма матер в качестве отчета о научно-учебном творчестве последних лет. Учебник А. Кумановой заслуживает внимательного изучения по следующим причинам: во-первых, в нем изложена оригинальная концепция библиографоведения, отражающая современный уровень библиографической науки; во-вторых, он представляет собой существенный вклад в учебную литературу библиотечной школы XXI в.; в-третьих, учебник является итогом многолетних трудов талантливого и трудолюбивого автора, обладающего всеобъемлющей эрудицией в области гуманитарно-философского познания; наконец, в-четвертых, интересно и поучительно приобщиться к творчеству одного из питомцев нашего университета, активно отстаивающего гуманистические ценности на международной научной арене.

Мне уже приходилось анализировать предыдущие публикации Александры Кумановой2, которые убедили меня в том, что квинтэссенцию библиографии она видит в гуманистичности, гуманности, в общем - в человечности, изначально свойственной этой отрасли книжности. Приятно отметить, что профессионально-мировоззренческая позиция автора не изменилась и в новом учебнике по библиографоведению. Желающие могут удостовериться в этом, обратив-

шись к сочинению А. Кумановой, поступившему в фонд вузовской библиотеки СПбГУКИ. Кстати, не нужно опасаться языкового барьера: текст на болгарском языке нетрудно понять русскому человеку, кроме того, оглавление и развернутое резюме учебника написаны по-русски. Я полагаю, что преподавателям, аспирантам, магистрантам библиотечно-информационного факультета нужно не пожалеть времени и познакомиться поближе с произведением болгарско-русского библиографоведа, потому что в нем содержатся немаловажные методологические новации. Остановлюсь на некоторых из них.

А. Куманова впервые в библиографической науке использует в качестве основополагающего понятие ризома. В биологических словарях ризома определяется как «нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, грибов и некоторых водорослей»3. В общественных науках биологическая лексика применяется в переносном, метафорическом смысле и приобретает новое содержание. С. Т. Махлина в своем «Словаре по семиотике культуры» трактует ризому как «одно из основных проявлений постмодернизма: ей свойственны прерывистость, случайность в творческом самоопределении и восприятии, невозможность отделить главное от второстепенного... Ризома представляет собой нецентрированную, неиерархическую, неозначающую систему, лишенную чего бы то ни было Главного»4. А. Куманова определяет ризому в библиографоведческом контексте как совокупность ментальных связей между библиографическими реалиями, концентрирующимися вокруг библиографической информации, основного продукта

Рецензии • Reviews

библиографической деятельности. Причем, в отличие от постмодернистских трактовок, она полагает, что ризома устроена так, что каждый ее семантический узел имеет связь с другими узлами. Понятие ризомы используется ею для построения картины гуманитарной библиографии, представления истории библиографии, моделирования инфосферы и даже для построения «когнитологических портретов ученых». Методология выстраивания информационных ризом рассматривается как сердцевина методологии гуманитарной библиографии. С помощью информационной ризомы раскрывается суть системы образования и системы воспитания. Таким образом, оправдывается название учебника «Ризома инфосферы».

Другим биологическим термином, адаптированным А. Кумановой для библиографической проблематики, является ретикула, определяемая в биологии как «сетчатая ткань, разновидность соединительной ткани, составляющая основу кроветворных органов»5. В концепции Кумановой ретикула выступает в качестве сетки из семи структур (документальной, адресной, сущностной, видовой, функциональной, содержательной, организационной), категориальной решетки, сквозь узлы которой «высвечивается ментальное построение вторично-документального уровня единого информационного пространства, выявляя направления информационного моделирования». Таким образом, обосновывается новый взгляд на многомерную структуру инфосферы, имеющий принципиальное значение для моделирования ее вторично-документального уровня.

Отличительной особенностью библиотековедческого труда А. Кумановой является философско-культурологический энциклопедизм, благодаря которому воссоздается глобальная панорама гуманитарного знания и показывается, что развитие гуманитарных наук было исторически направлено на совершенствование обучения, образования, воспитания, т. е. педагогики или социального управления. Отсюда внимание к антропологии (этнологии) как комплексного учения о человеке (точнее, комплекса человековедче-ских дисциплин) и вывод о том, что «человек в наше время предстает в качестве глобальной научной проблемы и, что еще важнее, в качестве философской проблемы - выработки мировоззренческой системы взглядов на мир и место в нем человека, установления законов развития природы, общества и мышления с позиций познавательного, нравственного и

эстетического отношения человека к миру». С этих методологических позиций А. Кумано-ва осмысливает сущность гуманитарной библиографии как «вторично-документальной информации о человеке и/или об отдельных сторонах (духовной, физической и т. д.) его природы и жизни».

Будучи опытным педагогом, Александра Куманова позаботилась о том, чтобы ее учебник не позволял читателям равнодушно перелистывать страницы. Он переполнен именами, датами, названиями книг, схемами. Около 400 иллюстраций, тщательно и любовно подобранные автором, образуют своеобразную научно-художественную ризому, представляющую собой «совокупность ментальных связей между библиографическими реалиями», концентрирующимися вокруг портретной галереи выдающихся деятелей библиографии всех времен и народов. Для учебных целей особенно важен, можно сказать, незаменим алфавитный свод терминов и понятий, использованных в европейской и американской литературе по библиографии в XVIII-XXI вв., который включает около 1200 записей на русском языке. Список литературы по библиографоведению, представленный в учебнике, насчитывает более 1400 названий и сопровождается многочисленными вспомогательными указателями, которые могут служить для студентов образцами библиографической культуры.

Особое достоинство учебника Александры Кумановой заключается в том, что он представляет собой не стандартное упражнение ученого педанта, а уникальное произведение страстного искателя научной истины. Учебник уникален, потому что уникальна личность его автора. Не могу не процитировать слова А. Кумановой, сказанные 19 декабря 2013 года по случаю вступления в Санкт-Петербургскую Арктическую общественную академию наук, ибо они выражают ее жизненное кредо. «Наука, прежде всего, явление духовное! В основе науки всегда находится моральный выбор, неизменно встающий перед исследователем, когда он осуществляет свою миссию по усовершенствованию мира реалий, которыми оперирует. После долгих размышлений я решила, что весь мой жизненный и творческий путь представляет собой своего рода картину глубокого единения двух славянских народов, повенчанных на протяжении веков христианским учением о Триедином Боге - Отце, Сыне и Святом Духе. В этом смысле я являюсь посланцем Болгарии, но в то же время и посланцем России - здесь, сейчас и везде. Любовь - в ее христианских традициях - превращает каждое признанное добротворство в истину: „и нет

182 Вестник СПбГУКИ • № 2 (19) июнь • 2014

истины, где нет любви", как сказал Александр Сергеевич Пушкин. Вот она - духовная бытность человека, связывающая историю болгарского народа с историей русского народа!».

Учебник А. Кумановой создавался искренней любовью и стремлением к добротворству, поэтому изложенные в нем истины обязательно послужат профессиональному воспитанию молодого поколения библиографов-гумани-стов. Спасибо питомцу нашей ленинградско-петербургской библиографической школы в дружественной Болгарии за драгоценный подарок к юбилею альма матер.

Примечания

1 Куманова А. Ризома на инфосферата: морфология на библиографията: генезис на световната универсална библиография: учеб. по общо библиографознание. София: За буквите - О писменехь, 2012. 1 -442, 1-ССОЛ, 443-533 с.

2 Соколов А. В. Квинтэссенция человечности // Мир библиогр. 2001. № 2. С. 6-12.

3 Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. М., 1995. С. 542.

4 Махлина С. Т. Словарь по семиотике культуры. СПб.: Искусство-СПб., 2009. С. 462.

5 Биологический энциклопедический словарь. С. 538.

1S3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.