Научная статья на тему 'Библиографический аспект методики формирования системы информационного сопровождения субъектов туристской деятельности'

Библиографический аспект методики формирования системы информационного сопровождения субъектов туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
539
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТУРИСТСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ / СУБЪЕКТЫ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА / INFORMATION-BIBLIOGRAPHICAL SUPPORT OF TOURIST SERVICES / TOURIST INFORMATION RESOURCES / COMMUNICATION CHANNELS / TRAVEL SERVICES USERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барабанова Н. А.

Статья посвящена методике формирования системы информационного сопровождения субъектов туризма, классификации туристских информационных ресурсов через библиографический аспект. Структура коммуникационных каналов, участвующих в информационно-библиографическом обеспечении туристской отрасли, по результатам нашего исследования, формирует устойчивые информационные потребности в библиографической информации, способствует их удовлетворению путем осуществления доступа к информационным ресурсам, что способствует повышению информационной компетентности субъектов туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Барабанова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF A TRAVEL ENTITY INFORMATION SUPPORT: BIBLIOGRAPHIC ASPECT OF FORMATION TECHNIQUES

The article is devoted to the methods of forming a travel entity information support system, classification of tourist information resources in bibliographical aspect. The research shows that the structure of communication channels, used in the information-bibliographical support of tourist services, creates strong information needs of bibliographical information. It promotes their satisfaction by access to the information resources, which increases the information competence of a travel entity.

Текст научной работы на тему «Библиографический аспект методики формирования системы информационного сопровождения субъектов туристской деятельности»

УДК 378+379.85

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2010 Н.А.Барабанова

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 18.01.2010

Статья посвящена методике формирования системы информационного сопровождения субъектов туризма, классификации туристских информационных ресурсов через библиографический аспект. Структура коммуникационных каналов, участвующих в информационно-библиографическом обеспечении туристской отрасли, по результатам нашего исследования, формирует устойчивые информационные потребности в библиографической информации, способствует их удовлетворению путем осуществления доступа к информационным ресурсам, что способствует повышению информационной компетентности субъектов туристской деятельности.

Ключевые слова: информационно-библиографическое обеспечение туристской деятельности, туристские информационные ресурсы, коммуникационные каналы, субъекты отрасли туризма.

Информационный аспект методики изучения туристского потенциала территории, рассмотренный автором в предыдущей статье1, позволил сформулировать вывод, что разумное использование туристских ресурсов сопровождается информационным обменом между субъектами туризма, при этом информация выступает средством информационного обеспечения туристской деятельности, что переводит ее в класс экономических ресурсов и формирует особый их вид - «туристские информационные ресурсы». Информационный аспект туризма может выражаться в эффективном и качественном информационном сопровождении туристской деятельности2, что характеризуется целенаправленным и систематическим формированием информационного ресурса и предоставлением услуг по осуществлению доступа к нему, доведению информации до потребителей.

Несмотря на то, что теория информационных ресурсов является относительно новым научным направлением, общесоциологическая сущность ресурсов и информационной деятель-

0

Барабанова Нина Александровна, старший преподаватель кафедры туризма и экскурсионной деятельности, аспирант. Е-mail: ЬагаЬатпа@уа^ех. ги

1 Барабанова Н.А. Информационный аспект методики изучения туристского потенциала территории // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - Том 11. - № 4 (6). «Педагогика и психология» «Филология и искусствоведение» 6 (8). - С. 1389 - 1395.

2 Барабанова Н.А. Содержание понятия «информационное сопровождение туристской деятельности» // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды III Междунар. науч.-практич. конференции МГУ им. Ломоносова, географический ф-т, Москва, 24 - 25 апреля 2008 г. - М.: 2008. - С. 232 - 237.

ности, определяющих его содержание, имеет историю теоретического исследования. Однако комплексное и системное изучение туристских информационных ресурсов не проводилось. На наш взгляд, методологические, теоретические и практические основы формирования, а также использования информационных ресурсов в сфере туризма заслуживают особого внимания. Большое практическое значение приобретает проблема классификации туристских информационных ресурсов с учетом библиографического аспекта и отраслевой специфики, чему посвящена данная работа.

Библиографический аспект методики формирования системы информационного сопровождения субъектов туристской деятельности заключается в квалифицированном использовании совокупности специфических приемов, обеспечивающих полноту и точность отбора документов туристской тематики, рациональность путей поиска информации, научность группировки и оценки документального знания и направленных на реализацию потребностей субъектов туризма в документально-фиксированном знании.

В настоящее время в Российской Федерации создана и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения достоверной, объективной и своевременной туристской информацией всех заинтересованных участников отношений в сфере туризма. Туристская информационная система представлена автором исследования как совокупность трех взаимосвязанных модулей: 1) туристские информационные ресурсы; 2) каналы информационного сопровождения сферы туризма; 3) потребители туристской информации. В этой

системе туристские информационные ресурсы выступают в качестве информационной базы для удовлетворения потребностей субъектов туризма в информации, а каналы информационного сопровождения сферы туризма служат

связующим звеном (посредником) между информацией и потребителями (субъектами туризма). Предложенная автором классификация туристских информационно-библиографических ресурсов представлена графически в таб. 1.

Таб.1 Классификация туристских информационно-библиографических ресурсов

ТУРИСТСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУСЫ

по степени свертываемости информации

X

документальные ресурсы (первичная информация)

печатные и электронные издания

ресурсы Интернет

радио- и телепрограммы

объекты материальной культуры

БД (документографические, полнотекстовые, фактографические, графические, гиб_ридные)_

СМИ (печатные и электронные)

I

библиографические ресурсы (вторичная информация)

каталоги (печатные и электронные)

библиографические пособия

библиографические базы данных

по уровню представления информации

федеральный

отраслевой (ведомственный)

региональный (территориальный, межотраслевой)

с учетом каналов представления информации ИС ТД

учреждения системы научно-технической информации

государственные органы и общественные организации

издательства и книготорговые организации

средства массовой информации

Интернет

учреждения сферы культуры (библиотеки, музеи, архивы)

предприниматели сферы туризма

потребители туристских услуг (собственно туристы)

по уровню представления в сети Интернет

информационно-поисковые системы общего назначения, _содержащие туристскую информацию_

специализированные туристские порталы и сайты

сайты профессиональных электронных изданий

сайты бронирования

сайты фирм туроператоров и турагентств

сайты объектов туристской индустрии

сайты объектов туристского интереса

личные страницы путешественников, форумы, блоги

Результатом информационного обеспечения любой деятельности является удовлетворение информационных потребностей субъектов этой деятельности, осуществляемое путем предоставления необходимой информации, которая может быть представлена в материальной (вещной) форме - информационный продукт, и нематериальной (неосязаемой) форме - информационная услуга. Материальным объектом, содержащим информацию и специально предназначенным для ее передачи во времени и пространстве, является документ. При этом следует отметить, что существуют две основные разновидности документов: первичные и вторичные, служащие средством удовлетворения опреде-

ленных информационных потребностей общества или его членов.

По степени свертываемости информации туристские информационные ресурсы подразделяются на документальные и библиографические ресурсы. Следовательно, туристские информационные ресурсы являются совокупным результатом процесса создания первичной информации (отражения реальности) и процесса создания вторичной (библиографической) информации на основе отображения документальных потоков первичного уровня.

Содержательный анализ документальных информационных ресурсов, т.е. ресурсов, содержащих первичную информацию, необходимую субъектам туризма, и каналов доведения

такой информации до потребителей, позволил выявить, что особенности туристской деятельности способствуют формированию специфики информационных ресурсов туризма. В частности, представление о первичных источниках туристской информации выходит за грани традиционного библиографического понимания. Так, составными частями первичной информации в туризме являются не только документы в печатной и электронной формах, но и результат общения (телефонные консультации, устные рассказы о чем-либо, комментарии туристских событий, интервью); впечатления: визуальные -от сопровождающих общение массивов материальных образцов и неосязаемые - от восприятия самобытной культуры региона, норм поведения, традиций, обычаев принимающей территории.

Учитывая специфику туризма, следует отметить, что туристская информация может быть зафиксирована на различных носителях, например, в книгах; электронных библиотеках; на аудио-, видео-, микроносителях; в памяти людей (знания, квалификация); музейных экспонатах, предметах быта, сувенирах, природных объектах и др. Целостность туристских информационных ресурсов обеспечивается всеми их видами и осуществлением доступа субъектов туризма ко всем классам носителей информации, существенным образом влияющим, на эффективность туристской деятельности. Таким образом, документальные ресурсы представлены такими видами как: печатные и электронные издания; телепрограммы; ресурсы Интернет; объекты материальной культуры; электронные издания и базы данных.

Функции создания, накопления и использования информационных туристских ресурсов реализуют определенные организации и учреждения, которые предложено называть институтами (или коммуникационными каналами)3 информационно-библиографического сопровождения туристской деятельности. С учетом каналов информационно-библиографического сопровождения туристской деятельности выделены информационные ресурсы, генерируемые и распространяемые учреждениями системы научно-технической информации, средствами массовой информации (включая Интернет); издательствами и книготорговыми организациями; учреждениями сферы культуры.

Информационные потребности субъектов туризма не всегда могут быть удовлетворены путем обращения к документальным ресурсам, что определяет востребованность библиографиче-

3 Сафиуллина З.А. Потребители управленческих документов: Классификация потребителей управленческой информации // Делопроизводство. - 2009. - № 1. -С. 13 - 20.

ской информации. При этом следует отметить, что потребность во вторичных документах по отношению к информационным потребностям в первичных документах имеет подчиненный характер. Библиографическая потребность определяется М.Г.Вохрышевой как необходимость в обнаружении и использовании библиографической информации с целью получения нужных документов4. Иными словами, средством удовлетворения информационной потребности человека выступает документ, но при определенных трудностях удовлетворения потребностей посредством документа человек меняет направление своих усилий, переориентировавшись на библиографическую информацию. Сказанное справедливо и для сферы информационно-библиографического обеспечения туристской деятельности, где потребность в первичной информации выступает гораздо более явственно, чем потребность в обращении к библиографическим ресурсам, включающим: каталоги; библиографические пособия и библиографические базы данных.

Таким образом, по нашему мнению, туристские информационно-библиографические ресурсы представляют собой систему, компонентами которой являются организованный массив документальной и библиографической информации, кадровый, духовно-культурный и материально-технический потенциал, которым располагают различные институты информационно-библиографического сопровождения для удовлетворения информационных потребностей субъектов туризма. Следует отметить, что система информационного сопровождения субъектов туристской деятельности характеризуется динамическими свойствами, постоянным обновлением (актуализацией) информационных ресурсов и совершенствованием средств доведения информации до конечного потребителя, т.е. развитием коммуникационных каналов информационного сопровождения сферы туризма. Единая туристская информационная система основана на необходимости многоуровневого информирования, соответственно в ней различаются три централизованных уровня: федеральный; отраслевой (ведомственный); региональный (территориальный).

Главенствующее положение в системе библиографического обеспечения субъектов туризма на национальном уровне принадлежит Российской книжной палате (РКП). Применительно к исследуемой нами теме можно назвать следующие библиографические указатели: «Книжная летопись» (а также ежегодник «Книги Российской Федерации», «Библиография Россий-

4 Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. - М.: 1989.

ской библиографии»), «Летопись авторефератов диссертаций», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись изоизданий», а также «Картографическая летопись». Литература о туризме находит отражение в разделе «Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга», подраздел «Организация досуга», в разделе «Экономика»: подраздел «Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены».

Текущая научно-вспомогательная библиографическая информация по туризму представлена в изданиях Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ РАН) в сводном томе РЖ «Экономика промышленности», в выпуске «Экономика непроизводственной сферы» и в ежемесячных бюллетенях Института научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам» в сериях «Экономика», «Правоведение. Политология»; в указателях «История. Археология. Этнография» и «Экономика и демография».

Библиографированием отраслевой туристской литературы занимается НИЦ Информ-культура РГБ. Основным и наиболее полным по тематическому охвату источником текущей отраслевой библиографической информации следует признать реферативно-библиогра-фический указатель литературы «Социокультурная деятельность в сфере досуга», содержащий предметную рубрику «Туризм» и другие (всего более 10). Определенную полезную информацию можно почерпнуть из предметных рубрик: «Культура. Культурология», «Музейное дело и охрана памятников» «Изобразительное искусство» и др.

В настоящее время на основе государственных библиографических указателей созданы одноименные базы данных, доступ к которым организован на сайтах: РКП (http: / / knigainfo.ru); ИНИОН http://www.inion.ru); ВИНИТИ (http:/ /www.viniti.ru); электронный каталог реферативно-библиографических ресурсов представлен на сайте НИЦ Информ-культура РГБ (http:// www.infoculture.rsl.ru). Наряду с этим организованы подготовка и распространение Электронного банка данных «Российская национальная библиография», насчитывающего в настоящее время более 4,5 млн библиографических записей, на компакт-дисках. В частности, для потребителей информации в сфере туризма отдельной тематической базой данных выходит диск «Социокультурная деятельность в сфере досуга», та же информа-

ция представлена в сводной (политематической) базе данных «Литература по культуре и искусству». Большой популярностью пользуется электронное издание РКП «Новые книги России», «Книги в наличии и печати» («Russian Books in Print»). Федеральный фонд сведений о всех электронных изданиях формируется Научно-техническим центром «Информре-гистр».

Современное состояние профессионально-производственной библиографии по туризму характеризуется отсутствием самостоятельных отраслевых библиографических указателей, отражающих документы туристской тематики. Наличие отдельных ретроспективных библиографических указателей, среди которых, «Рекреационная география, туризм, экскурсионное дело» (Ростов н/Д, 1981); «Иностранная литература по вопросам туризма за 1960-1981 гг.» (Москва, 1983); «Рекреационная география и туризм» (Ростов н/Д, 1985) подтверждает нерегулярность библиографирования туристской литературы.

Среди рекомендательных библиографических работ можно выделить издания, направленные на популяризацию туристских маршрутов. Примером могут служить библиографические издания «Я посетил тот уголок земли...» (Москва, 1976), «Открытие Москвы» (Москва, 1992), «Казань. Зачарованная столица» (Лондон, 1995) «Арбат предо мною» (Москва, 2004), «В песнях живет Казань, 2005), «Ярославль, тебя я славлю!» (2007), содержащие поэтическую, биографическую и библиографическую информацию, а также иллюстрации. Рекомендательные пособия существуют также в виде прикнижных, внутрикнижных и внутри-журнальных списков и являются источником новой, обзорной, концептуальной информации. Библиографические списки литературы содержатся в учебниках и учебных пособиях, а также в отраслевых периодических изданиях.

В структуре регионального уровня системы библиографических источников информации о туризме правомерно выделять универсальный и отраслевой подуровни: краеведческих подразделений региональных универсальных национальных библиотек (УНБ) и служб научной информации по культуре и искусству системы Росинформкультура (СНИКИ). Универсальный подуровень рассмотрен на примере библиографической деятельности краеведческого отдела Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ), основной задачей которого является создание краеведческого справочно-библиографического аппарата библиотеки, прежде всего - базы данных «Самарский каталог» (СКАТ). Отраслевой подуровень

региональной системы библиографической информации о туризме в Самарской области представлен деятельностью сектора научной информации по культуре, искусству, образованию, филологии СОУНБ (СНИКИОФ), формирующего фонд неопубликованных документов и малотиражных изданий по культуре и искусству и участвующего в создании Сводного каталога указанных видов изданий. СНИКИ-ОФ реализует различные формы библиографического обслуживания пользователей, включая и субъектов туризма: ДОР; ИРИ; справочное обслуживание в режиме «запрос - ответ», в том числе и в удаленном режиме (на сайте СОУНБ http: / / www.lib.smr.ru действует служба «Виртуальная справка»). Примером библиографических пособий СОУНБ могут служить отраслевой аннотированный список литературы за 1994 - 2001 гг. «Индустрия гостеприимства. Гостиничный, ресторанный и туристический бизнес» (Самара, 2002); универсальный текущий указатель «Самарский край: события и люди», на основе которого специалисты туристской отрасли готовят ежегодный календарь туристских событий, распространяемый в ходе отраслевых выставок, а также в Туристском информационном центре.

Подводя итог, необходимо отметить, что проведенный анализ выявил невостребованность существующих региональных ресурсов в силу низкой информационной культуры потребителей информации туристской отрасли, которая не может быть сведена только к системе знаний в области информационных процессов,

а являет собой их деятельное применение, создание наиболее благоприятных условий для освоения и применения информации. Несмотря на положительные тенденции, туристские информационные ресурсы Самарского региона не в полной мере отвечают современным требованиям в связи с неполнотой отраженной информации, неразвитостью корпоративных связей, недостаточным развитием материально-технической базы институтов информационного сопровождения.

Формирование системы информационно-библиографического сопровождения туристской деятельности в Самарском регионе находится в стадии становления и нуждается в обобщении и внедрении в практику опыта, накопленного в разных субъектах РФ, в связи с чем, автором разработаны рекомендации по совершенствованию качественных показателей туристских информационно-библиографических ресурсов, к числу которых следует отнести: 1) систематическое изучение информационных потребностей субъектов туризма; 2) формирование общей информационной культуры потребителей туристской информации; 3) подготовка системы отраслевых популярных библиографических пособий; 4) корпоративную деятельность администрации туристской отрасли и специалистов библиографических отделов библиотек, музеев, архивов по осуществлению заказов на библиографическую информацию тематического характера; 5) развитие новых форм взаимодействия субъектов туризма в туристской информационной среде.

SYSTEM OF A TRAVEL ENTITY INFORMATION SUPPORT: BIBLIOGRAPHIC ASPECT OF FORMATION TECHNIQUES

© 2010 N.A.Barabanova

Samara State Academy of Culture and Arts

The article is devoted to the methods of forming a travel entity information support system, classification of tourist information resources in bibliographical aspect. The research shows that the structure of communication channels, used in the information-bibliographical support of tourist services, creates strong information needs of bibliographical information. It promotes their satisfaction by access to the information resources, which increases the information competence of a travel entity.

Key word: information-bibliographical support of tourist services, tourist information resources, communication channels, travel services users.

o

Barabanova Nina Aleksandrovna, Post-graduate Student, Senior Lecturer of Tourism and Excursion Activities Department. E-mail: barabanina@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.