Научная статья на тему 'Библиофильство как феномен книжной культуры'

Библиофильство как феномен книжной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
816
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиофильство как феномен книжной культуры»

148 Высшее образование в России • № 12, 2006

нических меньшинств. Регионально-ориентированное использование языка, по словам И.Д. Ушинского, «создает инстинкт местности » и в то же время расширяет представление о носителях языков.

Важным аспектом просветительского вещания в Северной Осетии-Алании, на наш взгляд, остается конфессиональный, поскольку регион представлен носителями практически всех мировых религий. Христианские, мусульманские,иудейские, буддийские общины в своем большинстве сохранили свою этнокультурную самобытность, но при этом сумели выработать формы толерантного существования, что очень важно в таком сложном и взрывоопасном регионе, как Северная Осетия.

Между тем на североосетинском телевидении по-прежнему сохраняется отстраненно-стыдливое отношение к религии -какотголосокпрежней атеистической пропаганды, что является признаком большого заблуждения и политической близорукости. Участники научной конференции «Россия и Кавказ: история и современ-

ность», прошедшей в середине ноября 2004 г. во Владикавказе, вскоре после бесланской трагедии, считают, что ход событий в XXI в. зависит от того, удастся ли «не допустить нового раздела страны, теперь уже по конфессиональномупринципу» [4]. Нам представляется, что в таком многонациональном регионе, как Северная Осетия, особенную значимость на телеэкране приобретает диалог православной и исламской конфессий.

Литература

1. Бердяев Н. Самопознание. - Л., 1991. - С.177.

2. Бюллетень Центра социальных и гумани-

тарных исследований Владикавказского института управления, Института этнологии и антропологии РАН. - Владикавказ, 2000. - № 1(5). - С. 175-181.

3. Магометов А.А. Гособразование - ре-

сурс межнациональной гармонии // Высшее образование в России. - 2005. -№3. - С. 92.

4. Россия и Кавказ: история и современность.

- Владикавказ, 2005.

Библиофильство как феномен книжной культуры

М. БОГДАНОВИЧ, редактор Издательский дом «Дейч»

Книжное собирательство зародилось в глубокой древности. До наших дней дошли сведения о библиотеке Ашшурбани-пала, сформировавшейся в VII в. до н. э. Как в Западной Европе, так и на Руси библиотека имела не только культурное, но и экономическое значение и служила хранилищем национального книжного фонда. Именно благодаря существованию общественных и частных собраний до нас дошли уникальные книжные памятники. В Европе расцвет библиофильства относится к эпохе Возрождения, когда потребности светского образования, появление книгопечатания, ослабление церкви привели к появлению крупных частных книжных и рукописных кол-

лекций. Подобные собрания становились основой государственных библиотек, способствовали развитию культуры и образования, их владельцы инициировали поиски и копирование редких изданий в монастырях. В последующие века библиофильство в Западной Европе и Америке заняло прочное место в структуре книжного дела, приобрело черты самостоятельного явления.

В России вместе с появлением книжности зародились первые, в том числе частные, библиотеки. В XI-XVII вв. личные коллекции играли значительную роль в создании, хранении и распространении книги. Наряду с церковью и государством книголюбы внесли вклад в переписывание, укра-

Образование. Культура. СМИ________________149

шение, переплетение книг. Они передавали библиотеки в монастыри, чем способствовали сохранности и дальнейшему функционированию книг и рукописей. Немалую роль сыграли частные любители книг в распространении иностранной светской и церковной литературы, оплачивая доставку и переводы зарубежных изданий. В период XIV-XV вв. книжное собирательство оформляется как особое культурное явление. Очевидно, что эта своеобразная мода способствовала сохранению многих памятников отечественной словесности. Увеличение количества книг и книжных собраний в XVI в. привело к появлению прообразов каталогов - описей.

В XVII в. количество книг в домашних собраниях определялось социальным положением владельца и его возможностями и зачастую не уступало собраниям иных публичных библиотек. Многие из подобных собраний легли в основу крупнейших государственных книгохранилищ. Частные библиотеки множились, социальный состав их владельцев расширялся за счет дьяков, купцов, бояр. Государственные библиотеки обращались к ним за содействием при формировании своих собраний.

Деятельность Петра I была отмечена, во-первых, усиленным вниманием к внешнему облику книг (бумага, иллюстрации, переплет и т.д.) и, во-вторых, появлением первого периодического издания - русской печатной газеты. В результате количество томов частных собраний исчислялось уже тысячами экземпляров. Во второй половине XVIII в. так называемое «усадебное» библиофильство отражало идеалы эпохи Просвещения, степень образованности владельцев книжных коллекций. Сформировалась мода на определенные темы собирательства, что диктовало издательский и торговый ассортимент. Другая тенденция, оказавшая влияние на развитие библиографии, - составление каталогов личных библиотек, которые сами тут же оказывались библиографической редкостью. И именно в XVIII в. появился первый книговедческий журнал И. Бакмейстера для учета книжной продукции - «Russische Bibliothek 7Ш

КепШ:^ des gegenwartigen Zustandes der ЬйегаШг ш Russland» («Русская библиотека для познания современного состояния литературы в России »).

Период 1825-1887 гг. - «золотой век» российского библиофильства. Среди книголюбов появились представители различных сословий и профессий. Выделились два типа частных собраний: публичные библиотеки, или «библиотеки для чтения» (обычно коммерческого характера), и личные библиотеки книголюбов - состоятельных людей. Произошло формирование нового типа собирателя - библиофила-библиогра-фа. Их труды, оказавшие влияние на развитие библиографии, археографии и других наук, вновь открываемые памятники отечественной письменности, рост книгоиздания привели к появлению и развитию книговедческих журналов, в том числе и «Библиографических записок». В результате активизировалась библиографическая, историко-литературная, текстологическая научная деятельность.

До 1917 г. происходило дальнейшее развитие библиофильства как феномена книжной культуры - формировались первые объединения («Кружок любителей русских изящных изданий», «Общество любителей книжных знаков » и др.); «универсального» библиофила постепенно сменял собиратель узкой специализации. Началась активная издательская и выставочная деятельность. Книговедческие журналы обрели специализацию. Формировалась почва для появления узкобиблиофильского периодического издания, каким стал «Альманах библиофила» 1929 г.

Революция 1917 г. катастрофическим образом отразилась на русском библиофильстве. В результате конфискации частных собраний погибло около двухсот коллекций. В годы гражданской войны многие библиофилы, прежде всего из привилегированных слоев, погибли или эмигрировали. Часть книжных коллекций была вывезена за рубеж, что положило начало собиранию русских книг в странах Западной Европы и особенно в Америке.

О.Г. Ласунский, характеризуя период

150 Высшее образование в России • № 12, 2006

после 1920-х гг.,отмечает сосредоточение книгособирательства в крупных городах (Москва и Петроград) среди гуманитарной интеллигенции, изменение отношений между государством и книжными коллекционерами (декрет о конфискации библиотек, доклад В. Брюсова от 14 октября 1918 г. о сохранении наиболее ценных библиотек). Иллюстрированная книга стала предметом собирательства, появилась тяга к художественно оформленным изданиям. Проявилось стремление к организационному сплочению (первое в Москве Русское библиофильское общество, Общество друзей книги и др.). Период 1917-1921 гг. характеризовался повышенным интересом к коллекционированию и изучению книжных знаков, что привело к расцвету экслибристи-ки и экслибрисоведения. Сформировались и развились провинциальные центры кни-голюбительства [1].

В 1930-е гг. прекратили существование библиофильские организации Белоруссии и Украины. Термин «библиофил» стал практически ругательным. Выход в 1959 г.

«Рассказов о книге» Н.П. Смирнова-Сокольского, как считает петербургский биб-лиофиловед профессор В.А. Петрицкий, нужно считать точкой отсчета нового периода в истории отечественного библиофильства. Основные характеристики данного периода: рост интереса к отечественной истории и ажиотажный спрос на книгу, который не удавалось удовлетворить. Элитное библиофильство развивалось по-прежнему. Однако создание Добровольного общества любителей книги (ДОЛК) привело к повсеместному появлению в стране так называемых «книголюбов». В настоящее время явление библиофильства получает новое развитие, и по-прежнему государственные книгохранилища периодически пополняются за счет частных коллекций.

Литература

1. Становление советского библиофильства / О.Г. Ласунский // Книга и культура. -М., 1979.

О. ДЕМЧЕНКО, аспирант Московский государственный университет печати

Произошедшее в 1990-е гг. в России изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности привело к реформированию издательской системы. Переход к рыночной экономике привел в сфере книгопечатания к увеличению числа названий книг и брошюр на фоне падения средних тиражей, то есть количественная модель, характерная для периода застоя, уступила место прогрессивной качественной модели, при которой развитие книгоиздания осуществляется путем расширения книжного репертуара и проведения тиражной политики, соответствующей платежеспособному покупательскому спросу.

Редактор и режиссер - партнеры или конкуренты?

Современный человек зачастую теряется в многообразии предоставляемого ассортимента и способах получения товара или услуги. Например, найти информацию -одну из главных на сегодняшний день ценностей - можно совершенно разными способами: из книги (печатной или так называемой «электронной»), газеты или журнала, посредством Интернета, благодаря телевидению и другими способами. На фоне растущей популярности различных СМИК современный издатель, как и любой другой деятель культуры, вынужден бороться за своего читателя (потребителя), используя специфические приемы. Среди таких приемов, например, обращение к классике, которая была и остается востребованной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.