Научная статья на тему 'Библейский Текст в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"'

Библейский Текст в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2263
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Art Logos
ВАК
Ключевые слова
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ / РОМАН "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" / БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ / ХРИСТИАНС / F. M. DOSTOEVSKY / NOVEL "THE BROTHERS KARAMAZOV" / BIBLICAL THEMES / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штепа С.С.

В статье анализируется христианский контекст романа Достоевского «Братья Карамазовы». Определяются основные темы романа, которые отражают духовный поиск Достоевского: тема исторического пути христианства, тема веры и безверия, тема борьбы человекобога и богочеловека. Автор прослеживает развитие темы веры и безверия в судьбах героев романа «Братья Карамазовы». Особое внимание уделено поэме «Великий инквизитор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the Christian context of Dostoevsky’s novel "The Brothers Karamazov". It identifies the main themes of the novel, which reflect the spiritual search of Dostoevsky: the theme of the historical path of Christianity, the theme of faith and unbelief, the theme of the struggle between man-god and God-man. The author traces the development of the theme of faith and unbelief in the fate of the heroes of the novel “The Brothers Karamazov”. Particular attention is paid to the poem "Grand Inquisitor."

Текст научной работы на тему «Библейский Текст в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"»

УДК 821.161.1

ГРНТИ 17.09

C. C. Штепа

Библейский текст в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

В статье анализируется христианский контекст романа Достоевского «Братья Карамазовы». Определяются основные темы романа, которые отражают духовный поиск Достоевского: тема исторического пути христианства, тема веры и безверия, тема борьбы человекобога и богочеловека. Автор прослеживает развитие темы веры и безверия в судьбах героев романа «Братья Карамазовы». Особое внимание уделено поэме «Великий инквизитор».

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман «Братья Карамазовы», библейские темы, христианство.

Stepanida Shtepa

The Biblical Text in the Novel "The Brothers of Karamazov"

by F. M. Dostoevsky

The article analyzes the Christian context of Dostoevsky's novel "The Brothers Karamazov". It identifies the main themes of the novel, which reflect the spiritual search of Dostoevsky: the theme of the historical path of Christianity, the theme of faith and unbelief, the theme of the struggle between man-god and God-man. The author traces the development of the theme of faith and unbelief in the fate of the heroes of the novel "The Brothers Karamazov". Particular attention is paid to the poem "Grand Inquisitor."

Key words: F. M. Dostoevsky, the novel "The Brothers Karamazov", biblical themes, Christianity.

Для рассмотрения литературного наследия Ф. М. Достоевского необходимо иметь представление о религиозных воззрениях писателя, основных чертах его характера, т.к. личное авторское суждение находит отражение в творчестве. Достоевского всегда увлекал идеал абсолютного совершенства, все прекрасное затрагивало его до глубины души, а идея об абсолютном добре проросла из Царства Божия.

© Штепа C. C., 2019 © Shtepa S., 2019

Главная тема творчества Достоевского - человек и его судьба. По мнению Достоевского, человек - загадка, решив которую познаешь Бога. Именно христианство обращает нас к постижению человеческой души, его микрокосмоса.

В число первых воспоминаний писателя входит молитва с няней и посещение церкви, а детскую книжку по Священной истории Достоевский хранил как святыню всю жизнь. Чтение Евангелия производило на писателя большое впечатление, а особенно рассказы о христианских мучениках. Немалую роль в развитии религиозных соображений Достоевского сыграло искусство. «Христос во гробе» Ганса Гольбейна, «Кесарево кесареви» Тициана, «Голова молодого Христа» Аннибала Карраччи, «Мадонна» Рафаэля - эти картины были спутниками жизни писателя, а также некоторые из них появляются в контексте его произведений. Со времен каторги Достоевского увлекала и религиозная литература: сочинения Дмитрия Ростовского и св. Тихона Задонского.

Силу русского народа Ф. М. Достоевский видел в православии, которое являлось сущностью будущего бытия. Работая над «Атеизмом» - произведением, которое в дальнейшем перерастет в «Братьев Карамазовых», -автор размышляет над главным вопросом - Божиим существованием. Одним из героев произведения он задумывает сделать Тихона Задонского, в дальнейшем ставшим героем «Братьев Карамазовых» - Зосимой. Также Достоевский хотел написать книгу об Иисусе Христе, но не успел реализовать свой замысел. Испытав на себе исцеляющую силу страдания, автор так же, как и герой его романа Дмитрий Карамазов, ведет длительные и мучительные размышления о Христе. Подобно тому, как сам писатель сознавал Христа и ощущал Его присутствие в своей жизни, так и практически судьбы всех героев так или иначе связаны с Сыном Божьим - эти параллели и составляют христианский контекст.

Внерелигиозные герои практически отсутствуют, а тема веры и безверия проходит через все литературное наследие великого писателя.

В центре миропонимания Ф. М. Достоевского стоит Бог, как и для любого религиозного человека. Писатель считал, что только христианство может спасти человека и сохранить его образ, а убить Бога означало бы убить человека. Человекобог привел бы к гибели всего человечества, а Богочеловек - единственное его спасение. В основе диалектики Достоевского лежит противоположность Богочеловека и человекобога, Христа и антихриста.

Один из исследователей творчества Достоевского Ф. Б. Тарасов обратил внимание на тот факт, что в черновых набросках романа главная тема произведения указана как евангельская традиция. Он увидел указание на особое призвание русского человека: духовное сопротивление злу. В «Дневнике писателя» от октября 1876 года Достоевский пишет: «...любитель жертв и ищущий правды и знающий, где она, народ кроткий, но сильный, честный и чистый сердцем» [2, с. 150], а в черновиках за февраль этого же года он размышлял о лучших русских литературных героях, которые хранят в себе духовные идеалы: «Кроткий человек... примириться со злом и сделать хоть малейшую нравственную уступку ему в душе своей он не может» [3, с. 189].

Одной из доминирующих идей в творчестве писателя является рассуждение об историческом пути христианства, о возникновении католичества и православия, их судьбе, которая прослеживается в очерке «Две половинки» (выпуск «Дневника» за август 1880 г.) В нем Достоевский говорит о расхождении идей церкви и роли государства. Эта же тема находит отражение в «Братьях Карамазовых»: в беседе между о. Иосифом, о. Паи-сеем, Миусовым и Иваном. В данном случае, Иван - человек, чуждый самому писателю, - становится носителем его собственных мыслей. Размышления об этом столкновении можно найти и в статьях 18761877-х гг.

По мере написания великого пятикнижия Ф. М. Достоевский все больше и ближе приближался к Церкви, выходя на истинный путь религии. В. С. Соловьев говорил на могиле писателя: «А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением <...>. Изведав божественную силу в душе, <...> Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека» [7, с. 4].

«Братья Карамазовы» - это синтез душевного анализа, борьба веры и безверия. Одним из главных элементов романа является поэма «Великий инквизитор», сочиненная Иваном. Смысл ее очень глубок: Иван, страдающий вопросами веры и безверия, сочиняет поэму, где выводит на первый план Христа и великого инквизитора, который в сущности своей оказывается атеистом. Если христианскую веру исказить, то утратится и весь смысл христианства, его предназначение, ум обязательно впадет в безверие, а вместо Христова идеала появится лишь новая Вавилонская башня. Человечество рассматривается инквизитором как стадо, которым управля-

ет церковь. Именно в этом разговоре Ивана и Алеши выражается одна из главных идей романа.

«В «легенде» Христос предстает утопистом, предлагающим главным образом духовные ценности и способным увлечь всерьез только немногих. Ему противостоит представитель католической иерархии, который воображает, что делает людей счастливыми, поманив их «земным хлебом», предложив им «чудо, тайну и авторитет», а на деле предавшись дьяволу, с тем чтобы «вести людей уже сознательно к смерти и разрушению». Мелькнувшая возможность убийства Бога-Христа, может быть, символически связана (правда, достаточно отдаленно) с общей темой отцеубийства» [4, с. 180].

В этой легенде явно проглядываются евангельские мотивы: искушение чудом, тайной и авторитетом. В поэме же позднейшие духовные и светские власти Западной Европы отвергли завет Христа, утвердив свое господство на том, чем пренебрег Христос (чудо, тайна, авторитет). Инквизитор Достоевского признает себя в «легенде» слугой дьявола, который его искусил. Одним из главных упреков, сказанных в адрес Христа, таков: он не только не облегчает судьбу человека, а возлагает на плечи его тяжелое бремя, с которым человеку не дано справиться.

Кардинал - лицо трагическое. Он отдал свою жизнь служению Христу, но утратил веру в него. Инквизитор выступает против Христа, но ради его завета: во имя любви к ближнему. Его монолог - дело всей жизни писателя. Дары, которые принес Христос на землю, слишком высоки, поэтому не могут быть вмещены человеком, следовательно, человек не в силах принять их. Из-за несоответствия идеала и действительности человек должен быть несчастным. Христос переоценил возможности людей. Отнесшись с высоким уважением к ним, он поступил как бы не любя человека. Католицизм выступил в качестве урегулирования небесного учения, понизив его до земного понимания. Народ, следуя за католицизмом, считает, что следует Христу. Религия здесь выступает как иллюзия, необходимая для обмана, чтобы как-то устроиться на земле.

Почему же Христос молчит и только лишь целует Инквизитора? По мнению Н. Бердяева, положительная религиозная идея не может быть выражена в слове, так как истина о свободе - неизреченна. Кроткое молчание Христа заражает сильнее, чем весь монолог Великого Инквизитора.

В поэме сливается горячая любовь к человеку и презрение к нему, скептицизм и вера, сомнение в человеческих силах и вера в достаточность сил для того, чтобы совершить подвиг, величайшее преступление и пони-

мание о праведном. Вера в человека тесно связана с верой в Бога, без свободы человечество представляет собой стадо, но одновременно свобода непостижима. Инквизитор не верит не только в Бога, но и в человека, он видишь лишь низкую сторону его личности, так как считает, что человек ищет больше чудес, нежели Бога.

Поэма является вставной конструкцией, но в то же время она занимает центральное место во всей композиции романа «Братья Карамазовы». «Между романом и «Легендою» есть связь внутренняя: именно «Легенда» составляет как бы душу всего произведения, которое только группируется около нее, как вариации около своей темы; в ней схоронена заветная мысль писателя, без которой не был бы написан не только этот роман, но и многие другие произведения его: по крайней мере не было бы в них всех самых лучших и высоких мест» [5, с. 211].

В поэме о «Великом инквизиторе» Достоевский изобличает антихристианскую тенденцию католичества, которое заменило свободу авторитетом. Идея земного рая является основной для понимания программы Великого Инквизитора. Ф. М. Достоевский приходит к выводу, что этот идеал неосуществим. Истинный путь познается путем страдания, постоянной духовной борьбы.

Евангельские мотивы можно найти и в эпиграфе романа «Братья Карамазовы». Ф. М. Достоевский выносит слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» [6; от Иоанна, 12:24]. Для Достоевского значение данного эпиграфа в контексте романа важно. Евангелие от Иоанна играло большую роль в судьбе самого писателя. Исследователи считают, что Евангелие от Иоанна более соответствует духу Православной церкви. Писатель избрал эпиграфом к роману цитату, которая наиболее отвечает его «Я верую». Таким образом, уже эпиграфом Достоевский определяет основную тему «Братьев Карамазовых». Главное -процесс отречения от плотского «я» для принесения высшего плода. Исследователи обращают внимание и на следующий аспект эпиграфа - идея жертвенности детализируется далее в Евангелии и трактуется в альтруистическом плане: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» [6, от Иоанна, 12:25]. Диалектика жертвенности высказана в крайней форме. Чтобы сохранить свою душу, надо пренебречь личным, победить эгоизм, и, жертвуя собой, страдать, принять вину всех на себя.

Библейские мотивы находят свое отражение на каждой странице итогового произведения писателя. Три брата составляют единство: Дмитрий -чувственное начало, Иван - разум, а Алеша - представитель воли как идеала. Братья, каждый по-своему, переживают общую трагедию, имеют общую вину и общее искупление. Явно или подсознательно все желали смерти отца: Иван, вынашивающий идею «все позволено», Дмитрий со своей безудержной страстью, а Алеша не смог спасти отца, хотя и знал о возможности преступления. Дмитрий наказан ссылкой на каторгу, Иван -распадением личности и явлениями черта, а Алеша - духовными терзаниями. Все братья тесно связаны между собой, поэтому грех Дмитрия является и грехом Алеши. Четвертый брат, незаконный сын Федора Павловича Смердяков - олицетворенный грех, воплощенный соблазн. Этот герой иного происхождения и социального положения. Духовное единство семьи разрывается его отъединением от братьев. Но все же подсознательно Смердяков чувствует все мысли и намерения братьев, воплощая их в реальной жизни.

Повествование в романе опирается на житийную традицию: в начале романа повествователь объясняет читателю причину написания, а также выражает свое беспокойство. Взволнованный тон, учитывающий неизбежную катастрофу, продолжает житийную традицию, т. к. агиографические произведения носят отчетливую эмоциональную окраску. Несмотря на близость повествователя к героям он отдален от них, не «спускается» к ним. Ф. М. Достоевский старался воспроизвести дидактико-повествовательный слог, использовал архаизмы и церковнославянизмы, чтобы максимально приблизиться к жанру жития. Таким образом, не только проблематика говорит о христианской основе романа, но и стиль повествования.

Двойственной натурой обладают все герои, проявляя ее в ходе развития действия. Ветхозаветные цитаты и аллюзии помогают читателям раскрыть главную идею произведения и в полной мере постичь образы главных героев. Вертикальная плоскость романа отсылает нас к святым и к носителям идеи абсолютного зла. Именно их черты несут в себе действующие персонажи, соединяя в себе как положительное, так и отрицательное, добро и зло. Таким образом, сложность человеческой натуры максимально раскрывается в заключительном романе Ф. М. Достоевского.

Библейский пласт занимает важное значение в поэтике романа. Наиболее важным источником для Достоевского являлась Библия. Произ-

ведение буквально наполняют тематические, структурные и вербальные параллели со Священным Писанием. Например:

«Братья Карамазовы»:

«Что-то было в нем (Алеше), что говорило и внушало, что он не хочет быть судьей людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит» [1, с. 20].

Библия:

«Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» [6, Лк 6:37].

Писателя привлекали живые люди, внутри которых бушуют эмоции и соединяются добро и зло. Благодаря сопоставлению романа с религиозными текстами, можно рассмотреть концептуальный уровень романа, который представляет собой сложную структуру, а также приблизиться к пониманию глубинной идеи Ф. М. Достоевского.

Список литературы

1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2014. 800 с.

2. Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1981. Т. 23. 423 с.

3. Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1981. Т. 22. 407 с.

4. Лосский В. Н. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: изд-во имени А. П. Чехова, 1953.

5. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: АСТ, 2016.

7. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского: (1881-1883 гг.) // Сочинения Владимира. Соловьева. М.: Университетская типография, 1884. 55 с.

References

1. Dostoevskij F. M. Brat'ya Karamazovy [The Brothers Karamazov]. Moscow: EHks-mo Publ., 2014. 800 p.

2. Dostoevskij F. M. Dnevnikpisatelya [Writer's diary] Dostoevskij F. M. Sobranie so-chinenij v 30 t. [Collected Works in 30 t.] Leningrad: Nauka Publ., 1981. T. 23. 423 p.

3. Dostoevskij F. M. Dnevnik pisatelya [Writer's diary]. Dostoevskij F. M. Sobranie so-chinenij v 30 t. [Collected Works in 30 t.]. Leningrad: Nauka Publ., 1981. T. 22. 407 p.

4. Losskij V. N. Dostoevskij i ego hristianskoe miroponimanie [Dostoevsky and his Christian understanding of the world]. N'yu-Jork: izd-vo imeni A. P. CHekhova, 1953.

5. Mochul'skij K. Gogol'. Solov'ev. Dostoevskij [Gogol. Solovyov. Dostoevsky]. Moscow: Respublika Publ., 1995.

6. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta [he Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments]. Moscow: AST Publ., 2016.

7. Solov'ev V. S. Tri rechi v pamyat' Dostoevskogo: (1881-1883 gg.) [Three speeches in memory of Dostoevsky: (1881-1883)] Sochineniya Vladimira Solov'eva. Moscow: Univer-sitetskaya tipografiya, 1884. 55 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.