Научная статья на тему 'Безработица молодёжи как социальная проблема'

Безработица молодёжи как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1075
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мутиева Тойита Абазовна

У современной молодежи очень много проблем, одной из которых является трудоустройство и занятость молодых специалистов. В работе автором проведены исследования проблем, связанных с трудоустройством и занятостью молодых специалистов, рассмотрены основные факторы содействия трудоустройству молодежи и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безработица молодёжи как социальная проблема»

SCIENCE TIME

I

БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Мутиева Тойита Абазовна, Чеченский государственный университет, г. Грозный

E-mail: tutonchik@mail.ru

Аннотация. У современной молодежи очень много проблем, одной из которых является трудоустройство и занятость молодых специалистов. В работе ^ автором проведены исследования проблем, связанных с трудоустройством и * занятостью молодых специалистов, рассмотрены основные факторы содействия трудоустройству молодежи и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: безработица, стимулирование, мотивация,

конкурентоспособность.

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».

Альберт Эйнштейн

Безработица - это социально-экономическая ситуация, при которой часть экономически активного населения не может трудоустроиться в силу сложившихся определенных экономических условий. Согласно определению международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места [2].

Отсутствие у людей постоянной работы и стабильного заработка всегда являлось благодатной почвой для криминогенной обстановки, наркомании, психологическим сбоям индивидуума и, в целом, к проявлениям девиантного поведения граждан. Рост безработицы приводит к тому, что увеличивается миграция и количество людей без определённого места жительства, ухудшается общественно-психологический климат в социуме, люди становятся более озлобленными. Наиболее явно это проявляется в период социально-

565

о

Щ SCIENCE TIME Щ

психологического становления и самоопределения человека в молодом возрасте.

Молодой возраст является самым активным периодом трудоспособности и готовности к новаторским идеям. Именно при получении образования (начального, среднего, высшего) происходит самоутверждение и социализация индивидуума в общественно-рыночных отношениях. Именно в этот период наиболее остро встаёт вопрос о трудоустройстве.

Конституция России, как основной закон государства, даёт право на бесплатное образование и на труд. Следовательно, высокообразованные специалисты нуждаются в реализации этих прав, но, поскольку, в условиях рынка понятие полной занятости населения практически утопично, безработица становится вполне системной экономической закономерностью.

Адам Смит в своих первостепенных исследованиях экономических отношений не поспешил учесть и такие стороны капитализма, как теневой рынок, коррупция, клановость, экономическая преступность, уголовная преступность самих субъектов рынка, несовершенство экономической системы государства и ряд других, которые неизбежно, а порой и обязательно смешиваются с рыночным естественным отбором [1].

После окончания учебного заведения молодой человек зачастую остается не востребован в силу различных причин, в числе которых невысокий уровень профессиональной подготовки, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, отсутствие рабочих мест и др. Молодой специалист, как правило, подготовлен теоретически, но не имеет опыта практической работы.

Справедливо будет сказать, что идёт очевидная дискриминация молодёжи, вечное противостояние со «старыми» работниками. И в этом отношении необходимо поддерживать молодых специалистов, возможно даже установив механизм ротации кадров. Внимание к молодёжи должно стать одной из центральных задач для правительства страны и регионов.

Не зря, впервые выходя на рынок труда, конкуренцию принято считать основой рыночных отношений. Молодёжь, полностью и всецело вступает в рамки конкурентной борьбы. И, как показывает жизнь, рыночная конкуренция, в чистом виде далеко и глубоко отличается от практических жизненных реалий.

Безработица среди молодёжи имеет структурный характер: профессии, специальности, полученные в учебных заведениях, наполовину остаются невостребованными. Учатся, а устроиться на работу после не могут. Сегодня перед учебными заведениями, ставятся новые задачи - обеспечить подготовку специалистов и рабочих, конкурентоспособных на рынке труда [3].

Так же важно мотивировать молодых людей на занятие индивидуальным предпринимательством путём стимулирования бизнеса различными налоговыми льготами, обеспечением госгрантами наиболее рентабельных проектов.

Государством должны предусматриваться различные меры по

566

о

Щ SCIENCE TIME Щ

профессиональной ориентации молодёжи, сезонной занятости, в том числе при самих учебных заведениях, развитие молодёжных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и детей, которые остались без попечения родителей.

Зачастую молодые люди разочаровываются в своём выборе, если работа не оправдывает возложенные на неё надежды, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своего молодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, а нередко и знаний, чтобы правильно сделать выбор. И в этом им нужно всячески помогать, чтобы, с одной стороны, полученное ими образование не осталось не востребованным, а с другой-рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимались людьми, не имеющими его. Также очень важна сегодня нерегистрируемая безработица среди подростков до 16 лет, которая чревата серьёзными последствиями. Необходимо вводить обязательное полное среднее образование и выплачивать стипендии школьникам и детям из малообеспеченных семей.

Угроза безработицы категорий населений высока, так как различные выплаты так малы, что на них невозможно жить, они не соответствуют прожиточному минимуму, да и дискриминация и неконкурентоспособность тоже высока. Государство принимает различные по снижению безработицы, трудоустройству социально незащищённых граждан, повышению уровня доходов для обеспечения нормальной жизни им и их семьям.

На наш взгляд, главным регулятором трудоустройства должно выступать государство. Необходимо усилить контроль по трудоустройству, создание производственных предприятий и с этим создание рабочих мест, проводить конкурсы и собеседования на замещение вакантных должностей «за столом», а не «на бумаге».

Литература:

1. Адам Смит. Экономическая теория.—URL: http://www.grandars.ru/

2. Безработица молодежи. CareerRussia.ru

3. Социальная работа с безработными гражданами КГБУ ЦЗН ЗАТО города Зеленогорска Красноярского края [Электронный ресурс]. - URL: http:// refleader.ru/bewatyjge.html

567

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.