Научная статья на тему 'Безопасность в велотуризме'

Безопасность в велотуризме Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
6743
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛОТУРИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МАРШРУТ / ДОРОГА / ВЕЛОСИПЕД / ТРАВМА / СНАРЯЖЕНИЕ / ПРАВИЛА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ТУРИСТ / CYCLING / SAFETY / ROUTE / ROAD / BICYCLE / INJURY / EQUIPMENT / RULES / TRAFFIC ACCIDENT / TOURIST

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гуменная Ксения Игоревна, Смирнов Дмитрий Витальевич

В статье речь идет о безопасности в велотуризме. Описаны причины возникновения несчастных случаев и меры безопасности, которых должны придерживаться велотуристы при прохождении маршрутов. Описываются особенности транспорта и подходящий тип велосипеда для такого рода путешествий. Даны характеристика снаряжения, его виды, и правила его выбора, чтобы облегчить маршрут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гуменная Ксения Игоревна, Смирнов Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety in cycling tourism

The article deals with safety in cycling. The reasons for the occurrence of accidents and the safety measures of which cyclists must adhere when passing the routes are described. The features of transport and the appropriate type of bicycle for this kind of travel are described. Given the characteristics of the equipment, its types, and the rules of its choice to facilitate route.

Текст научной работы на тему «Безопасность в велотуризме»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ И ЭКСПЕДИЦИЙ

УДК 379.853; 614.8.084

К. И. Гуменная, Д. В. Смирнов БЕЗОПАСНОСТЬ В ВЕЛОТУРИЗМЕ

В статье речь идет о безопасности в велотуризме. Описаны причины возникновения несчастных случаев и меры безопасности, которых должны придерживаться велотуристы при прохождении маршрутов. Описываются особенности транспорта и подходящий тип велосипеда для такого рода путешествий. Даны характеристика снаряжения, его виды, и правила его выбора, чтобы облегчить маршрут.

The article deals with safety in cycling. The reasons for the occurrence of accidents and the safety measures of which cyclists must adhere when passing the routes are described. The features of transport and the appropriate type of bicycle for this kind of travel are described. Given the characteristics of the equipment, its types, and the rules of its choice to facilitate route.

Ключевые слова: велотуризм, безопасность, маршрут, дорога, велосипед, травма, снаряжение, правила, дорожно-транспортное происшествие, турист.

Keywords: cycling, safety, route, road, bicycle, injury, equipment, rules, traffic accident,

tourist.

В современном мире огромное количество людей стали уделять большое внимание велоспорту. В связи с этим на рынке туристских услуг активно начали появляться предложения по организации велосипедных туров. Лидерами таких предложений стали страны Западной Европы и Скандинавии [1].

Потребность в «экстремальности» является составляющей потребности у современной молодежи, проживающей в условиях городской среды. Поэтому не удивительно, что путешествия на таком «безобидном» виде транспортного средства, как велосипед, являются экстремальным видом досуга для современного жителя мегаполисов.

Экстремальные виды спорта - это те виды спорта, которые представляют определенную опасность для жизни и здоровья спортсменов. Для этих видов спорта характерны большое количество сложных технических элементов -акробатических элементов, большая скорость (высота, глубина и т. п.), а также высокий уровень выработки адреналина в организме, который выделяется у экстремалов во время очередного трюка [2].

Группу риска по велотуризму составляют как профессиональные спортсмены, так и начинающие путешественники, и если первые осведомлены о безусловной необходимости соблюдения мер безопасности и стремятся их

соблюдать, то вторые, как правило, даже не только не имеют об этом представления, но и пренебрегают элементарными требованиями соблюдения техники безопасности.

Статистически установлено, что во всем мире велосипедисты наравне с пешеходами чаще всего становятся участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Участники велопоходов, путешествующие по автодорогам, не являются исключением. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием велотуристов увеличивается, как правило, в период с мая по сентябрь, когда велосипедисты-туристы становятся особенно активны. Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Как правило, основная причина ДТП - это то, что водитель велосипеда не выполняет требований правил дорожного движения (ПДД), и то, что участники дорожного движения могут друг друга просто не заметить, особенно при неблагоприятных атмосферных явлениях (дождь, туман) или при движении в темное время суток. Таким образом, при путешествиях на велосипеде необходимо строгое соблюдение ПДД.

Кроме того, исследователи рекомендуют: для того чтобы спортивный поход на велосипедах был безопасным, до отправления в велопоход необходимо придерживаться следующих правил в подборе туристского снаряжения:

1) стремиться к минимализму, то есть не брать лишнего снаряжения. По возможности следует несколько вещей заменить на одну, наиболее необходимую и обладающую следующими свойствами: легкий вес, компактность;

2) в погоне за минимализмом и экономией веса не нужно отказываться от снаряжения, обеспечивающего безопасность на маршруте и на привалах, например габаритных фонарей, веревок, ремонтного набора, карабинов, запасных частей. По возможности не забывать и о минимальном уровне комфорта.

Туристское снаряжение для велопоходов делится на три вида: групповое (палатка, котелок, аптечка первой помощи, ремнабор для велосипеда, запчасти для велосипеда и т. д.) [3], личное (велосипед, рюкзак, одежда, обувь, посуда и т. д.) и специальное, которое обеспечивает безопасность.

В велотуризме самым важным снаряжением, естественно, является средство передвижения - велосипед, к выбору которого необходимо подойти серьезно. Как правило, для велотуризма самым подходящим будет «горный велосипед» с колесами диаметром 26 дюймов и с передней амортизированной вилкой. Передвижение на таком велосипеде будет самым безопасным, легким и комфортабельным, так как он отличается повышенной надежностью и долговечностью, а также рассчитан на плохое качество дорожного покрытия. Благодаря наличию большого количества передач, такой велосипед позволяет подниматься практически на любую горку даже с достаточно большим по весу грузом в рюкзаке [4].

Однако не стоит забывать и о дополнительном снаряжении, которое не только обезопасит велотуриста, но и облегчит поход и поможет проследить

время и дистанцию на маршруте, которую преодолел турист, тем самым обеспечит равномерное распределение нагрузки, что, в свою очередь, не приведет к переутомлению и ухудшению состояния здоровья.

Переутомление является еще одним фактором травмоопасности в туристских путешествиях, и не только на велосипедах. Переутомление - это состояние, при котором наступает общая слабость, ноги делаются «ватными», начинает кружиться голова и очень хочется присесть.

Для того чтобы во время движения на маршруте у велотуристов не наступало переутомление, необходимо соблюдать следующие правила: подготовить организм к нагрузкам, спать не менее 8 часов, равномерно распределять нагрузку, снизить ритм движения [5].

При рассмотрении такой проблемы, как безопасность в велотуризме, не следует забывать и о некоторых особенностях транспорта, соблюдая которые велотурист сможет избежать пагубных последствий.

Во-первых, одной из проблем, связанных с велосипедами, является недостаточная видимость велосипедов со стороны, поэтому защитное оснащение велосипеда делает его более заметным особенно в транспортном потоке и в темное время суток, что позволяет велосипедисту лучше маневрировать и быстрее остановиться. Более совершенные катафоты и приборы освещения увеличивают расстояние обнаружения велосипедиста в темное время суток и таким образом снижают риск ДТП.

Во-вторых, велосипед с несколькими скоростями и низко опущенным рулем гоночного типа имеет более высокий риск ДТП, чем велосипед обычного типа, на такой машине легче достичь высокой скорости, а наклоненная голова сокращает велосипедисту обзорность.

В-третьих, тормоз на переднем колесе дает более короткий тормозной путь, чем тормоз на заднем колесе. Наиболее короткий тормозной путь дают тормоза на том и другом колесе. Тормоз на ободе эффективней, чем тормоз на ступице, ручной тормоз эффективнее педального. Синтетические тормозные колодки надежнее резиновых. Кожаные колодки лучше работают в дождливую погоду по сравнению с резиновыми.

В-четвертых, велосипед с высоким рулем хуже поддается управлению, чем велосипед с обычным рулем. Это затрудняет маневрирование на дороге, особенно в лесных массивах и горной (пересеченной) местности. То же относится к велосипедам с маленьким диаметром колес [6].

Самую большую опасность для велотуриста представляет авария - ДТП. Существует ряд типичных ошибок со стороны водителей и туристов-велосипедистов, которые могут привести к печальным последствиям. Практически любой турист-велосипедист при движении по ровному участку дороги без проблем разгоняется до скорости 40-45 км/ч. Следовательно, при движении в плотном потоке автотранспорта на автодорогах велосипедисты очень часто имеют с автомобилями одинаковую скорость, а зачастую могут автомобили и обгонять. В связи с этим водители не могут оценить скорость и тормозной путь велосипеда, тормозной путь у велосипеда достаточно длинный.

Так, двигаясь на скорости 20 км/ч, турист-велосипедист по инерции может остановиться только через 3-4 метра, а с 40 км/ч - тормозной путь уже составит 7-8 метров [7].

Главной причиной аварий с участием велотуристов при движениях на автодорогах, в том числе грунтовых, является невнимательность водителя при повороте направо. По статистике, около 12% смертельных ДТП с участием велосипедистов в России происходят из-за того, что автомобиль, поворачивая направо, не замечает велосипедиста, который двигается параллельно или прямо, так как он может находиться в «зоне невидимости» для водителя автомобиля.

Однако, несмотря на это, обочина дорог и особенно тротуары в населенных пунктах являются не менее безопасными для велосипедных маршрутов. Так, столкновение туристов-велосипедистов с пешеходами может привести к серьезным травмам.

Также велотуристам нужно помнить о том, что водители не всегда уступают дорогу велосипедисту и на перекрестках. При наличии знака «уступи дорогу» водитель должен пропустить не только автомобили, которые движутся по главной дороге, но и велосипедистов.

Часто ДТП с участие велотуристов происходит потому, что многие из них пренебрегают светоотражателями и фонарями. Необходимо оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования! Днем и ночью в населенных пунктах и на трассе велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря сзади. Пренебрежение этим правилом нередко приводит к ДТП, особенно при движении по загородным трассам.

Еще одной грубой ошибкой является то, что многие из велотуристов переезжают пешеходные переходы на колесах. Это недопустимо, так как они являются при движении на велосипеде участниками дорожного движения как транспортное средство, а не пешеход. На пешеходных переходах следует передвигаться пешком и вести велосипед рядом, более того, движение на велосипеде по пешеходному переходу приводит к тому, что некоторые из велотуристов, маневрируя и объезжая пешеходов, могут не справиться с управлением, выехать на проезжую часть и попасть под колеса, что приводит к тяжелым травмам или к смертельным случаям [8].

Несоблюдение ПДД и правил безопасности велотуристов приводит к пагубным последствиям, даже к летальному исходу, однако чаще всего - к травмам. По данным английских источников для велосипедистов, на одного погибшего приходятся 15 тяжелых и 61 легкая травма.

К легким травмам у велотуристов относятся: растяжения, порезы, незначительные повреждения кожи, распространенными из которых являются ссадины, раны и ушибы. Такие травмы нужно промыть перекисью водорода, которая очистит рану от грязи и уничтожит микробы. После этого желательно смазать рану йодом или зеленкой. При этом следует помнить, что йод следует

наносить только на края раны. Ушибы необходимо смазать специальным гелем, приложить что-то холодное и наложить эластичный бинт.

К травмам средней тяжести у велотуристов относятся раны с повреждением вены или артерии и перелом конечностей. При открытых кровоточащих ранах надо сначала промыть рану и обязательно наложить жгут (или ремень, веревку, шнурок) чтобы остановить кровь. Но следует помнить, что если повреждена артерия (кровь алого цвета), то жгут накладывается выше раны, а если вена (кровь темная) - ниже раны (на голень и верхнюю часть предплечья накладывать жгут бесполезно).

Однако самыми распространёнными травмами в велопоходах у туристов, после ушибов и ссадин, являются переломы. Если падение с велосипеда произошло в городе, то велосипедист может попытаться добраться до своего дома, медпункта самостоятельно или вызвать скорую помощь. В случае, если травма произошла в лесу, то у велотуриста не всегда есть возможность позвонить и вызвать врача, ему приходится оказывать первую доврачебную помощь товарищам по походу и, прервав маршрут, добираться до города.

К тяжелым травмам, случающимся в велопоходах при нарушении техники безопасности, также относят проникающие раны грудной или брюшной полости, в таких случаях нужно перевязать рану. После перевязки необходимо по возможности прекратить маршрут и срочно добраться до больницы, так как с такой травмой на счету каждая минута.

При переломах черепа или позвоночника в велопоходе группе необходимо обеспечить транспортировку пострадавшего для оказания помощи только специалистами, так как при такой травме помощь оказывать самостоятельно практически невозможно и какие-либо передвижение пострадавшего без специальной фиксации нежелательно. В этих случаях нельзя предпринимать никаких поспешных действий, лучше всего вызвать помощь специалиста (МЧС) и ждать ее [9].

Для обеспечения безопасности в велопоходах и во избежание аварий и несчастных случаев велотурист не должен:

- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

- перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье;

- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине, или груз, мешающий управлению;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения. В этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу;

- двигаться по автомагистралям;

- двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря;

- запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;

- управлять велосипедом в состоянии опьянения, пользоваться мобильными телефонами [10].

Дисциплинированность, знание правил поведения на дороге, техническая и специальная подготовленность велотуриста помогают значительно уменьшить степень риска. Также велотуристы должны двигаться по велосипедной дорожке или обочине дороги, а при её отсутствии по возможности принять правее.

Велотуристам необходимо обеспечить себя таким снаряжением, чтобы сделать себя максимально заметными на дороге. Объезды препятствий, замедления и перестроения велотуристам следует совершать максимально осторожно, по возможности информируя других участников дорожного движения об этом специальными жестами. Необходимо помнить, что лучшее средство предупреждения травмирования в походе - это специальная велосипедная экипировка, предельная внимательность на дороге и разумная скорость движения. Также рекомендуется по возможности всегда в велопоходе иметь с собой заряженный телефон, чтобы можно было позвонить, если вдруг понадобится помощь.

Велотуризм начинает становиться популярным. Чтобы велопутешествия стали приятной частью жизни, досуга и активного отдыха, а не неприятным воспоминанием, не нужно пренебрегать правилами движения, следует контролировать состояние транспортного средства.

Таким образом, анализ литературы показал, что безопасность является основным условием в велопоходе, так как такой вид туризма считается экстремальным. С каждым годом количество велотуристов растет, следовательно, в группу риска попадают все больше людей, поэтому знание причин несчастных случаев и соблюдение правил безопасности уменьшит количество пострадавших. Дисциплинированность на дорогах, знание ПДД и наличие специального снаряжения значительно облегчит велотуристам прохождение маршрута. Следует помнить, что выгоднее придерживаться всех правил в ущерб своему времени, чем потом искупать последствия возможных несчастных случаев.

Примечания

1. Велосипедный туризм // Безопасность жизнедеятельности. URL: http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/velosipednyy-turizm.html (дата обращения 01.12.2016)

2. Экстремальные виды спорта. URL: zab-active.ru http://zab-active.ru/articles/211 (дата обращения 02.12.2016)

3. Снаряжение для велопохода // «Дороги для велотуристов». URL: http://ddvt.narod.ru/AboutMySnarag.htm (дата обращения 02.12.2016)

4. Выбор велосипеда для велотуризма. URL: http://www.hotsale.ua/news.php?n=2359 (дата обращения 01.12.2016)

5. Переутомление в походе // TravelAssociation. URL: http://trasa.ru/safe/utomlen.html (дата обращения 03.11.2016)

6. Велосипедный туризм // Безопасность жизнедеятельности. URL: http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/velosipednyy-turizm.html (дата обращения 01.12.2016)

7. ДТП с участием велосипедиста // PDDMASTER. URL: http://pddmaster.ru/dtp/dtp-s-uchastiem-velosipedista.html (03.12.2016)

8. 10 причин ДТП с участием велосипедистов. URL: http://www.exo-ykt.ru/articles/01/560/13302/ (дата обращения 04.12.2016)

9. Травмы велосипедистов. Причины несчастных случаев и оказание первой помощи. URL: http://www.e-bike.com.ua /viewarticle/id/251/ (дата обращения 15.11.2016)

10. Как правильно вести себя велосипедисту на дороге // ВЕЛОФОРУМ. URL: http://velosipedinfo.ru/kak-pravilno-vesti-sebya-velosipedistu-na-doroge (дата обращения 05.10.2016)

УДК 614.8.084; 379.852; 614.88

А. А. Гучетль

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ

Туризм, здоровье, безопасность, воспитание - звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и любовь к своей малой родине, природе и истории. Туристский поход как одна из форм занятий сочетает в себе активный здоровый отдых, обучает навыкам выживания в окружающей среде, оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, что ставит его в ряд наиболее эффективных средств комплексного воспитания подрастающего поколения.

Главный принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения похода, дисциплина, организованность, взаимопомощь.

Tourism, health, safety, education are links in a chain. This are knowledge, the raise the cultural level and an important means of communication, friendship, strengthening the health of students the love for their homeland nature and history.

Backpacking as a form of training combines active and healthy rest, gets survival skills in the environment, the first aid in emergencies situations that put it in a number effective tools for a comprehensive education of the younger generation.

Ключевые слова: туризм, краеведение, поход, здоровье, безопасность, дополнительное образование.

Keywords: tourism, regional study, health, hike, safety, additional education.

Здоровье - величайшая ценность, которую невозможно купить. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Хорошее здоровье - основа для успешной самореализации личности. Именно в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.