Научная статья на тему 'Безопасность в пограничном пространстве и правовая регламентация вопросов пограничной политики Российской империи в XIX - начале XX века'

Безопасность в пограничном пространстве и правовая регламентация вопросов пограничной политики Российской империи в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛИТИКА / BOUNDARY POLICY / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ПОГРАНИЧНАЯ СТРАЖА / BOUNDARY GUARDS / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / FRONTIER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусин Фрид Саитович

Через призму пограничной политики государства рассматривается развитие правовой основы по реализации интересов России на внешних рубежах, созданию условий по развитию межгосударственных отношений и обеспечению безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY IN THE BORDER SPACE AND LEGAL REGULATION OF BORDER POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XIX - EARLY XX CENTURY

Through a prism of boundary policy of the state development of a legal basis in realization of interests of Russia at external boundaries, creation of conditions on development of the interstate relations and safety are considered.

Текст научной работы на тему «Безопасность в пограничном пространстве и правовая регламентация вопросов пограничной политики Российской империи в XIX - начале XX века»

УДК 342+351.73

БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Мусин Ф.С.

АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», Московская область Одинцовский

р-он, р.п. Большие Вяземы

SECURITY IN THE BORDER SPACE AND LEGAL REGULATION OF BORDER POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XIX - EARLY XX CENTURY

Mussin F.S.

ANOO VPO "Odintsovo Humanitarian Institute", Moscow region, Odintsovo, Bolshiye Vyazemy

Через призму пограничной политики государства рассматривается развитие правовой основы по реализации интересов России на внешних рубежах, созданию условий по развитию межгосударственных отношений и обеспечению безопасности.

Ключевые слова: пограничная политика, интересы, безопасность, государственная граница, пограничная стража, Российская империя

Through a prism of boundary policy of the state development of a legal basis in realization of interests of Russia at external boundaries, creation of conditions on development of the interstate relations and safety are considered.

Key words: boundary policy, interests, safety, frontier, boundary guards, Russian Empire.

Обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории России, ее национальных интересов и безопасности в пограничном пространстве, согласованные действия государственных и военных органов по защите границы не могут быть достигнуты без четкой правовой регламентации этой сферы деятельности. В XIX - начале XX века в России уделялось должное внимание разработке нормативной правовой базы в сфере защиты интересов на внешних рубежах (пограничной политике) и пограничной деятельности.

Весь пакет нормативной правовой базы, на наш взгляд, условно можно классифицировать следующим образом [1]:

- нормативные акты высших органов государственной власти и управления Российской империи, определявшие вопросы территориального разграничения, отношений с сопредельными государствами, общие положения по защите интересов в пограничной сфере - специфической области жизнедеятельности личности, общества и государства, определяющим фактором которой является государственная граница и границы юрисдикции государства на море;

- ведомственная нормативная база - документы министерств и ведомств, которые определяли состав, порядок несения службы по реализации задач пограничной политики, устанавливали обязанности, права и ответственность должностных лиц уполномоченных воинских и специальных формирований (пограничной стражи, линейных батальонов, казачьих войск, таможенных органов, жандармских подразделений и др.) и их взаимодействие в ходе совместной деятельности.

Поскольку Россия была наследственной монархией, император, обладавший самодержавной властью, как верховный главнокомандующий российской армии и военно-морского флота лично формировал пограничную политику и руководил ее реализацией. Император Николай II, в частности,

государственными делами занимался настолько скрупулезно, что порой это доходило до мелочной опеки. Он не имел личного секретаря и сам просматривал доклады и выслушивал сообщения министров. По заведенному порядку министр финансов - шеф Отдельного корпуса пограничной стражи2 - дважды в месяц делал доклад императору о положении дел в корпусе, так же как и военный министр в части, касавшейся казачьих войск. Аналогичные правила были установлены в звене шеф Отдельного корпуса пограничной стражи - командир корпуса. Положением об управлении Отдельным корпусом пограничной стражи на командира корпуса возлагались все права и обязанности по управлению стражей. Командир корпуса периодически делал доклады министру финансов: в 1904 г. -41 доклад, в 1907 г. - 34, в 1909 г. - 38 докладов и т.д. по различным вопросам защиты интересов на государственной границе [2].

Реализация политики государства на внешних рубежах осуществлялась высшими государственными органами власти и управления: с 1810 г. - Государственным советом, с 1906 по 1917 гг. - Государственной думой. Сенат по традиции назывался «правительствующим» и сохранил только функции суда и надзора, «толкователя законов». Исполнительную власть осуществляли 11 министерств, деятельность которых контролировал Комитет министров. Его председатель выполнял несколько иные функции, чем премьер-министр. Каждый министр сохранял полную самостоятельность и докладывал о состоянии дел в его министерстве непосредственно императору. Со 2 марта по 25 октября 1917 г. Временное правительство взяло на себя не только исполнительные, но отчасти и законодательные функции [3].

На протяжении всего исследуемого периода высшие органы власти России совершенствовали правовые нормы, регулировавшие защиту интересов на государственной границе и деятельность специальных структур, отвечавших за безопасность на внешних рубежах.

Центральное место в реализации пограничной политики государства отводилось вопросам межгосударственного разграничения и сохранения территориальной целостности. В рассматриваемом периоде процесс формирования территории и установления государственной границы продолжился. Территориальное строительство происходило в основном мирным путем посредством освоения огромных территорий. Но в отличие от западных государств (Англии, Германии), Россия осуществляло приращение осваиваемых близлежащих, то есть сопредельных, территорий. Участие России в войнах XIX - начала XX века привело также к изменениям территориальной конфигурации. Здесь уместно отметить, что участие в войнах, в основном, было направлено на обеспечение территориальной безопасности. На формирование территории, кроме того, влияли обращения соседних народов с просьбами о вхождении в состав России для защиты от агрессии [4].

Важнейшим направлением пограничной политики являлось своевременное урегулирование проблем, связанных с межгосударственным разграничением границы России, которое во многом обеспечило стабильность в развитии межгосударственных отношений, безопасность самого государства и его территории. Ф. Мартенс, рассматривая вопрос о границах государства, подчеркивал, что «еще более необходимым представляется оно (разграничение между государствами - Ф. М.) для мирных и устроенных международных отношений, ибо пограничные столкновения, вызываемые неопределенностью границ, не только порождают недоразумения между государствами, но и служат тормозом, препятствующим развитию международных пограничных оборотов» [5].

Именно в XIX в. территория государства стала рассматриваться уже территорией, на которой осуществляется власть, то есть основанием принадлежности территории признавалось осуществление власти в ее пределах. До этого, в условиях феодального общественного устройства, доминировали представления, согласно которым территория государства рассматривалась в качестве собственности верховной власти [6]. Известно немало случаев продажи, обмена, заклада, отдачи в приданное и завещания земель монархами. В XX в. этот подход был дополнен принципами

2 Высшее должностное лицо (должность введена в 1893 г.), ответственное за защиту интересов государства на внешних рубежах.

запрещения угрозы или применения силы, неприкосновенности и целостности государственной территории, нерушимости границ и признании права наций на самоопределение [7].

История формирования и установления границ Российской империи имеет принципиальное значение, так как во многом уже в конце XIX в. были заложены контуры той новой границы, которая оформилась в качестве государственной на постимперском и постсоветском пространствах в XX в. [8].

К началу XX века линия государственной границы Российской империи была надлежащим образом юридически закреплена практически на всем ее протяжении, кроме Восточного Памира. Российская империя граничила с 10 государствами, с которыми поддерживала многолетние политические, экономические, военные, культурные и другие связи, контакты и отношения. Безусловно, отношения с сопредельными странами были различными: времена мира часто сменялись периодами военных действий. Это влияло на состояние существующей международно-договорной основы, регламентировавшей характер и содержание двусторонних отношений России с конкретной, отдельно взятой страной.

Характеризуя отношения с сопредельными государствами, необходимо заметить, что на западе с конца XIX в. возникла угроза российским границам со стороны Германии. В Закавказье, Средней и Центральной Азии, на Дальнем Востоке великие державы пристально следили за политикой России и ограничивали свободу ее действий соглашениями о раздел сфер влияния. Попытка утвердиться в Северо-Восточном Китае, предпринятая в конце XIX - начале XX века, закончилась для России неудачей в войне с Японией и вынужденной территориальной потерей южной части острова Сахалин.

Международно-правовое оформление границы предусматривало ее делимитацию, то есть определение общего направления пограничной линии путем переговоров, обычно без работы на местности, и подготовку соответствующих постановлений и генеральных карт, которые являлись составной частью мирных договоров, трактатов, конвенций или других специальных соглашений о государственной границе. В качестве примеров можно привести Фридрихсгамский (1809 г.), Бухарестский (1812 г.), Гюлистанский (1813 г.), Туркманчайский (1828 г.), Адрианопольский (1829 г.) мирные договоры, Венский (1815 г.) и Петербургский трактаты (1875 г.), Пекинский (1860 г.) и Портсмутский (1905 г.) договоры и др. На основании документов о делимитации границы осуществлялась ее демаркация, то есть проведение границы на местности с составлением подробных описаний и топографических карт.

В результате присоединения новых территорий, перед правительством вставали вопросы постепенного сближения системы управления и административных отношений центра и окраин. Решая эту задачу, российское правительство учитывало особенности географического положения, этнического состава, истории и социально-экономического развития отдельных областей. Наиболее быстро процесс унификации протекал на территориях с большой долей русского населения и достаточно тесно связанных в хозяйственном, культурном, конфессиональном отношениях с Центральной Россией.

К началу XX в. отрицательные стороны огромной протяженности страны давали о себе знать во многих сферах государственной жизни. Примат военно-стратегических задач привел к присоединению многих экономически слаборазвитых районов (на Кавказе, в Закавказье, Казахстане, Средней Азии), обладание которыми не всегда приносило существенных хозяйственных выгод и доходов России. Между тем, содержание войск и аппарата власти с соответствующим обеспечением (пути сообщения, укрепленные пункты) требовало огромных финансовых и материальных затрат. Меры правительства и российских предпринимателей по колонизации свободных земель, развитию сельского хозяйства, промышленных производств, ориентированных на российский рынок, способствовали установлению экономических связей с Центральной Россией, но до подлинной интеграции было еще далеко. Кроме того, потоки переселенцев, новые экономические и социальные реалии порой создавали дополнительный источник напряженности в результате конфликта с устоями привычного уклада жизни и традиционными представлениями, особенно у народов азиатской части

Российской империи. Занимавшиеся в начале XX в. решением аграрных проблем П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин, объявили переселения «важнейшим государственным делом». Они предлагали мероприятия в плане «охраны границ, подъема жизнедеятельности окраин, вовлеченных в общий хозяйственный оборот страны, в смягчении аграрных затруднений, имевших место в Европейской России» [9].

Серьезные проблемы существовали в области государственного устройства. В Российской империи действовало немало административных положений и норм, учитывавших местные условия. Но эти положения и нормы порой трактовались произвольно, показывали засилье российской бюрократии. При разработке и исполнении особых инструкций по местному управлению, к сожалению, допускались отклонения от норм законодательства. Главным действующим лицом, в конечном счете, являлся чиновник, независимый от общества и связанный жесткой иерархической системой назначений, контроля и подчинения высшим государственным учреждениям и должностным лицам.

Важнейшим направлением работы государственных органов по реализации пограничной политики было создание прочной и продуманной нормативной правовой базы для деятельности уполномоченных государственных структур, которым предстояло защищать интересы на внешних рубежах Российской империи. Необходимо было конкретно сформулировать их обязанности, предоставить соответствующие права для установления деловых отношений с населением приграничья и др.

Отправными документами по созданию специализированных формирований для реализации пограничной политики являются:

Положение «Об устройстве военной стражи на границах западных губерний» от 1811 года [10], в соответствии с которым охрана западной границы России строилась в две линии: первая линия -полками казачьей военной стражи; вторая линия - силами таможенных надзирателей и вольнонаемных объездчиков;

Записка «Об устройстве таможенной стражи по сухопутной европейской границе» от 1822 г., в соответствии с которой таможенная стража стала располагаться на первой линии охраны границы и стала комплектоваться только из воинских чинов, преимущественно служивших в кавалерии и не являвшихся местными жителями [11];

Положение «Об устройстве пограничной Таможенной стражи» от 5 августа 1827 года, которое положило начало созданию специального рода войск, предназначенного для охраны государственной границы [12];

Указ императора Александра III Правительствующему сенату от 15 октября 1893 года «О выделении Пограничной стражи из Таможенного управления в Отдельный корпус пограничной стражи» и утвержденное указом Правительствующего сената «Положение об управлении Отдельного корпуса пограничной стражи» [13]. Эти указы положили начало законотворческой деятельности по определению места и роли Отдельного корпуса пограничной стражи в защите интересов империи на государственной границе.

Наиболее общие положения порядка организации пограничного надзора, основные права и обязанности должностных лиц пограничной стражи нашли свое отражение и в Таможенном уставе3.

Успехом реализации пограничной политики являлась всесторонняя регламентация полномочий и ответственности между различными формированиями и местными органами власти и управления приграничных территорий. Местным органам власти вменялось в обязанность самостоятельно решать вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности на вверенной территории, а также оказывать поддержку и помощь в ходе защиты интересов на внешних рубежах уполномоченным структурам. Например, в статьях Учреждения об «Управлении губерний царства Польского», в разделе о «губернском и уездном управлении» ряд положений напрямую связывались с

3 Таможенный устав в исследуемом периоде издавался и переиздавался в 1832, 1842, 1846, 1857, 1866, 1876, 1887, 1892 гг. Кроме того, для правового регулирования отношений в пограничной сфере в 1850 г. был введен в действие Устав Таможенный для Царства Польского.

вопросами охраны границы. Варшавскому генерал-губернатору предоставлялось право: «...издавать в пределах вверенного ему края обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности». Губернаторы приграничных губерний в каждом случае производственной необходимости, в пределах определенной 250-саженной пограничной с Австрией и Пруссией полосах, должны были согласовывать свои действия с начальником округа Отдельного корпуса пограничной стражи [14]. Для обеспечения надзора за сохранением государственного порядка и общественной безопасности в пределах Привислинского края в каждом уезде учреждалась взаимодействующая с частями пограничной стражи земская стража. Таким образом, в реализации пограничной политики государства, наряду с военизированными структурами участвовали местные органы самоуправления.

Значительную роль в формировании и реализации пограничной политики играла Государственная дума. С апреля 1906 г. по март 1917 г. состоялось четыре ее созыва. Существенные правовые ограничения не помешали депутатскому корпусу занять свою позицию в пограничной политике и наладить законотворческий процесс. За 11 лет в Госдуме, помимо ежегодных смет Отдельного корпуса пограничной стражи, было рассмотрено более 50 законопроектов, из них принято 40. В том числе «Об увеличении флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи» (1908 г.), «Правила о пропуске лиц, следующих через границу» (1913 г.), «Об организации в Отдельном корпусе пограничной стражи агентуры для разведки о контрабанде и об отпуске средств на эту надобность» (1914 г.), «Техническое обустройство границы России с Австрией, Китаем и Румынией» (1909-1914 гг.) и др. Рассматривались вопросы борьбы с контрабандой товаров и оружия, с нелегальными эмигрантскими потоками, меры, направленные на войсковое прикрытие границы, особенно в Закавказье и на Дальнем Востоке, вопросы реорганизации пограничной стражи. Наряду с этим предметом обсуждения были комплектование, обучение, воспитание, денежное содержание офицеров и нижних чинов Отдельного корпуса пограничной стражи, материально-техническое обеспечение частей корпуса.

Объективным является тот факт, что более основательно была разработана ведомственная правовая база, опиравшаяся на законопроекты, выработанные государством. Такими нормативными актами для Отдельного корпуса пограничной стражи были инструкции, наставления, приказы, распоряжения и циркуляры. По указанию шефа пограничной стражи все распоряжения кодифицировались и включались в «Систематический сборник распоряжений по Отдельному корпусу пограничной стражи», что позволяло в хронологической последовательности в одном месте отражать все нормы, относящиеся к служебной деятельности ОКПС.

Важной вехой в упорядочении службы на границе стало принятие «Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи» (1910 г.) и «Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи» (1912 г.). Большое значение имел тот факт, что в этих документах регламентировался порядок применения оружия, производства обысков и выемок, а также многосторонние отношения в области защиты и охраны государственной границы. С их принятием было завершено создание нормативной правовой базы деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи на основе обобщения многовекового опыта службы [15].

Самым востребованным документом для Отдельного корпуса пограничной стражи стала «Инструкция службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи», утвержденная шефом пограничной стражи министром финансов статс-секретарем В.Н. Коковцовым. Она стала основным нормативным правовым документом по регламентации порядка и правил несения службы по пограничному надзору. Инструкция отражала все области служебно-боевой деятельности пограничной стражи, права и обязанности должностных лиц от шефа пограничной стражи до нижних чинов, вопросы взаимодействия с ведомствами, участвовавшими в охране границы, а также порядок действия по обстановке. Документ не только определил деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи на годы вперед, но и, безусловно, явился прообразом нормативной правовой

базы документов, регламентировавших деятельность отечественной пограничной службы в последующие исторические периоды.

Заслуживают внимания нормативные правовые акты, регламентировавшие деятельность Заа-мурского округа пограничной стражи4. В силу специфики подчинения, своеобразия обстановки и решаемых задач возникла острая необходимость правовой регламентации действий по охране Китайско-Восточной железной дороги. В 1901 г. было утверждено «Положение о Заамурском округе ОКПС». Продуманная правовая база, регламентировавшая все направления служебно-боевой деятельности Заамурского округа, послужила залогом успешного выполнения задач по обеспечению безопасности КВЖД и реализации задач пограничной политики на дальневосточном направлении России.

В силу большого сосредоточения на внешних рубежах различных формирований и решения ими совместных задач по обеспечению безопасности, остро стояли вопросы взаимодействия. Так, например, Отдельный корпус пограничной стражи взаимодействовал с чинами военного, морского и таможенного ведомств, а также с корчемной и земской стражей, корпусом жандармов, чинами полиции и гражданскими властями. Порядок взаимодействия с каждым из них определяла «Инструкция службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи».

Вопросы взаимодействия, не требующие разработки различного рода положений, инструкций и утверждения их императором, разрешались на министерском уровне. Взаимные решения, отвечавшие интересам обеих сторон, для подчиненных были обязательными к исполнению.

Одним из важнейших документов, разработанных Военным министерством относительно взаимодействия с Отдельным корпусом пограничной стражи, были «Правила об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны». Они были утверждены императором в 1899 г. До разработки данного документа действовало «Положение об организации и употреблении пограничной стражи в случае войны» 1882 г., а также «Инструкция для мобилизации пограничной стражи» 1890 г. В 1909 г. с незначительными изменениями вышло положение «О службе Отдельного корпуса пограничной стражи в военное время». Завершает этот цикл документов, регламентирующих использование Отдельного корпуса пограничной стражи в военное время, положение «Об организации и службе Отдельного корпуса пограничной стражи в военное время», которое было утверждено императором в 1913 г. [16].

Отдельным направлением реализации пограничной политики является совершенствование законодательства Российской империи в сфере защиты экономических (а в более поздние годы и политических) интересов. Особый интерес представляют предпринимаемые шаги по разработке законодательно-правовых актов в области борьбы с контрабандным промыслом. Значительным достижением в этом направлении стало принятие Таможенного Устава в 1819 года. С принятием данного акта, как отметил Б.М. Угаров, «В России появляется систематизированное законодательство о контрабанде» [17]. В Уставе под контрабандой понимались не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в предъявленных в таможню документах.

Следующим шагом в развитии законодательства о борьбе с контрабандой стало принятие в новой редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года и Таможенного Устава 1892 года. В данных нормативных документах определялись особенности применения мер ответственности к лицам, участвовавшим в контрабандной деятельности. Таможенный Устав 1892 г. не внес изменений в определение контрабанды. Тайный ввоз и вывоз товаров через государственную границу без должного оформления наказывался конфискацией товара с наложением денежного штрафа. Устав предусматривал ответственность за «квалифицированную» контрабанду. К ней относилась ввоз и вывоз контрабандных товаров «скопищем» (группой лиц), вооруженными людьми и с сопротивлением задержателям. Такие действия влекли серьезные наказание в виде тюремного заключения или пребывания в исправительном доме. Таможенным Уставом 1903 года были внесены

4 Округ создан в 1901 г. на базе Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и выполнял задачи по охране железной дороги от бандитских нападений.

изменения в содержание определения контрабанды. В соответствии с его положениями контрабандными признавались товары, провозимые или проносимые незаконными путями и способами за границу или из-за границы, а равно те товары, которые из-за границы были привезены в таможню, но на основании правил о привозе считаются тайно провозимыми. Таможенный устав 1910 г. уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив уполномоченным органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов.

Особое место в этом направлении необходимо уделить тем актам, которые были обращены на усиление ответственности контрабандистов перед законом за осуществление противоправной деятельности. Так, в 1829 г. был подготовлен проект императорского указа «О производстве дел по контрабанде и о наказании контрабандистов» [18]. 21 ноября 1829 г. император, рассмотрев законопроект, нашел его положения оправданными и подписал документ. Рассматривая его, необходимо подчеркнуть принципиальную позицию о направлении задержанных несостоятельных контрабандистов, то есть тех, у кого отсутствовали средства для выплаты штрафов за нарушения, рекрутами в войска и в рабочие исправительные роты, а также о выселении их для жительства в отдаленные районы. Право самостоятельно принимать такие решения было предоставлено Губернскому правлению без особых судебных приговоров.

В последующие годы был разработан и 25 марта 1838 г. утвержден указ «Об усилении мер против контрабанды». Данный документ наглядно свидетельствует о том, что на некоторых участках западной границы империи и, в частности, на берегах Курляндии, в исследуемый автором период увеличилось число покушений контрабандистов на чинов пограничной стражи при противодействии последних незаконной деятельности нарушителей, а также появилась тенденция к увеличению случаев принуждения силой оружия приграничных жителей к занятию контрабандой. Так, например, Министерством финансов было предложено законные правила о семиверстной пограничной черте всей западной сухопутной границы распространить на расстояние до 30 верст и по сухопутной западной границе Виленской и Курляндской губерний от границы с Пруссией до мыса Домеснеса. В соответствии с этим решением местному начальству было определено подготовить «расписание всем тем городам, местечкам, селениям и прочим местам жительства, кои должны служить границею новой черты, и таковые расстояния представить через Министра финансов в Правительствующий Сенат для опубликования» [19]. Через шесть лет, 4 июля 1844 г., было издано положение Комитета Министров «О продолжении действия правил о семиверстной пограничной черте на 30-верстном пространстве по Прусской границе». В документе было подчеркнуто, что правила о семиверстной пограничной черте всей западной сухопутной границы были распространены с 1 июля 1838 г. на 6 лет на расстояние до 30 верст по сухопутной западной границе Виленской и Курляндской губерний, а также и по морскому берегу от границы с Пруссией до мыса Домеснеса. По случаю истечения 1 июля 1844 г. определенного ранее срока министр финансов обратился к императору с предложением о продлении действия этих правил на «30-верстном пространстве по Прусской границе» [20]. Ходатайство министра финансов Николаем I было утверждено.

Вместе с этим, на законодательном уровне было закреплено, чтобы все дела о контрабанде, задержанной в пространстве новой 30-верстной черты, решались на основании изданных законоположений о семиверстной черте. Новые правила расширяли возможности пограничной стражи по повышению контроля за деятельностью приграничных жителей. Всех жителей, которые в пределах новой черты оказывали содействие контрабандистам, было решено отсылать в арестантские роты на сроки, определяемые решениями судебных органов. Все владельцы имений должны были, согласно постановлению, информировать о месте нахождения нарушителей и подозреваемых земскую полицию. В случае невыполнения указанных требований или оказания помощи контрабандистам они тоже предавались суду. Данные правила были доведены до жителей приграничья под роспись [21].

Наряду с прочим, законоположение устанавливало повышенный спрос с земской полиции за промедления ведения следствия по контрабанде. За побег арестанта во время следствия виновные подвергались самой строгой ответственности. Созданным при уездных судах по делам о контрабанде военным судам было предписано решение дел о насильственных действиях контрабандистов проводить немедленно и представлять их в уголовные палаты через начальников таможенных округов, которые были обязаны «присовокуплять свое мнение». После поступления в уголовные палаты на ревизию дел о контрабанде они должны были их рассматривать и принимать по ним решения вне очереди. Приговоры о наказании преступников было определено приводить в исполнение непременно в том самом селении или городе, в котором или близ которого произошло преступление [20].

В исследуемый период была проведена значительная работа по совершенствованию законодательной базы по обеспечению материального стимулирования лиц, которые содействовали выявлению владельцев контрабанды. Так, например, 24 августа 1827 г. было утверждено мнение Государственного Совета «Об установлении награды из пени за конфискованные товары тем лицам, которые откроют и докажут хозяев или провозителей товаров» [22]: данной категории людей были установлены денежные выплаты в размере 15 процентов из пени, которая поступала в Департамент внешней торговли Министерства финансов.

В годовых отчетах и обзорах деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи также содержалась информация о задержаниях контрабанды. На базе обобщения этих сведений Департаментом таможенных сборов Министерства финансов был издан «Сборник ухищрений и уловок, употребляемых контрабандирами, пассажирами и прочими лицами при незаконном водворении товаров в пределы России», опубликованный для нужд пограничной стражи и таможенных учреждений в 1872 г. [23].

Таким образом, можно констатировать, что в исследуемый период в целях реализации пограничной политики государства были разработаны и внедрены многочисленные нормативные правовые документы. Нормотворческая деятельность государства в этой сфере позволила на прочной основе отстаивать политику России в интересах сохранения суверенитета, развития отношений с сопредельными государствами в области межгосударственного разграничения, реализации переселенческой политики, а также создания системы мер по предотвращению и нейтрализации военных, политических и экономических угроз в пограничном пространстве. Важнейшая роль отводилась разработке правовых основ деятельности, в первую очередь пограничной стражи (с 1893 г. - Отдельного корпуса пограничной стражи) и других формирований, на которые были возложены задачи по надежной вооруженной охране и защите интересов государства на ее передовых рубежах. Регулирование процесса реализации основных направлений пограничной политики осуществлялось на основе правовых актов высших государственных органов власти и управления, межведомственных и ведомственных законоположений. При рассмотрении законопроектов неизменно учитывалось место пограничной политики в защите интересов на внешних рубежах и в общей системе безопасности государства.

Библиографический список

1. Минаев, А.В. Анализ тенденций эволюции военно-правового управления Отечества (статья). Краснодар: // "ОБЩЕСТВО: политика, экономика, право", ООО Издательский дом «Хорс» Выпуск 1, 2011 - С.120-122.

2. РГВИА. Ф. 4888, оп. 1, д. 268, л. 1-3; д. 273, л. 1; д. 276, л. 1-2.

3. На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. М.: Граница, 1998. - 607 с.

4. Минаев, А.В. Обстановка на государственной границе Российского государства на рубеже XIX, XX веков(статья). Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Изд-во: Самарский государственный университет, 2012, №3-4, - С.122-124

5. Мартенс, Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. - 468 с.

6. Клименко, Б.М. Государственная территория. М.: Международные отношения, 1974. - 216с.

7. Хахалин, К.В. Русско-китайское разграничение в Центральной Азии и трансформация международно-правовой характеристики «государственной территории» // Вестник исторической географии. М. - Смоленск. 2001. № 2. С. 41-43

8. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М. - Волгоград: НОФМО, 2002. - 572 с.

9. Столыпин, П.А. Об итогах и проблемах переселенческого движения в Сибирь / П.А. Столыпин, А.В. Кривошеин // Сибирские переселения. Документы и материалы. Новосибирск, 2003. Вып. 1. С. 190-200.

iG. Формирование границ. Нормативная база. Структуры. Символы. Пограничная служба России: энциклопедия. М.: Кучково поле, 2009. - 624 с.

11. История охраны государственной границы: хрестоматия. М.: Академия ФПС России, 2001. - 540 с.

12. РГВИА. Ф. 1341, оп. 28, д. 2619, лл. 1 - i5.

13. ПСЗРИ. Собр. 3-е. СПб., 1897. Т. 13. № 9975.

14. Высотенко, А.В. Исторический опыт обеспечения безопасности государственной границы Российской империи Отдельным корпусом пограничной стражи: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.

15. Минаев, А.В. Становление организации и системы управления пограничной охраны Советского государства (статья). Москва: // «Социология власти», Изд-во: ОПМТ РАГС, 2010, № 7 - С. 191-i98.

16. Минаев, А.В. Возложение охраны сухопутных и морских границ СССР на ОГПУ (статья). Москва: // «История государства и права». Издательская группа «Юрист», 2012, № 18. - С. 14-i6.

17. Угаров, Б.М. Международная борьба с контрабандой. М.: Международные отношения, 1981. - 216 с.

18. ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1830. Т. 5. Отд. 2. № 4073. С. 256 - 259.

19. ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1838. Т. 13. Отд. 1. № 11087. С. 199 - 2Gi.

2G. ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1844. Т. 19. Отд. 1. № 18050. С. 433 - 434.

21. Минаев, А.В. Правовое закрепление охраны границы и службы войск по охране границы РСФСР в 1921 году. (статья). Москва: // «Закон и право». Издательство «Юнити-Дана», 2014, № 6. - С. 26-29

22. ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1830. Т. 2. № 1327. С. 726 - 727.

23. Минаев, А.В. Международно-правовой процесс закрепления границ Российской Федерации (статья). Кызыл: //«Вестник ТывГУ» Изд-во РИО ТывГУ, выпуск 1, 2013. - С. 77-83.

Bibliograficheskij spisok

1. Minaev, A.V. Analiz tendentsiy evolyutsii voenno-pravovogo upravleniya Otechestva (statya). Krasnodar // "OBSCHESTVO: politika, ekonomika, pravo, OOO Izdatelskiy dom «Hors» Vyipusk 1, 2011 - S. i2G-i22.

2. RGVIA. F. 4888, op. i, d. 268, l. i-3; d. 273, l. i; d. 276, l. i-2.

3. Na straje granits Otechestva. Istoriya pogranichnoy slujbyi. Kratkiy ocherk. M.: Granitsa, i998. - 6G7 s.

4. Minaev, A.V. Obstanovka na gosudarstvennoy granitse Rossiyskogo gosudarstva na rubeje XIX, XX vekov(statya). Samara: // «Aspirantskiy vestnik Povoljya». Izd-vo: Samarskiy gosudarstvennyiy universitet, 2012, №3-4, - S.122-124

5. Martens, F. Sovremennoe mejdunarodnoe pravo tsivilizovannyih narodov. SPb., 1882. T. 1. - 468 s.

6. Klimenko, B.M. Gosudarstvennaya tenitoriya. M.: Mejdunarod-nyie otnosheniya, 1974. - 216 s.

7. Hahalin, K.V. Russko-kitayskoe razgranichenie v TSentralnoy Azii i transformatsiya mejdunarodno-pravovoy harakteristiki «gosudarstvennoy territorii» // Vestnik istoricheskoy geografii. M. - Smolensk. 2001. № 2. S. 41-43.

8. Bezopasnost i mejdunarodnoe sotrudnichestvo v poyase novyih granits Rossii / Pod red. L.B. Vardomskogo i S.V. Golunova. M. - Volgograd: NOFMO, 2GG2. - 572 s.

9. Stolyipin, P.A. Ob itogah i problemah pereselencheskogo dvijeniya v Sibir / P.A. Stolyipin, A.V. Krivoshein // Sibirskie pereseleniya. Dokumentyi i materialyi. Novosibirsk, 2GG3. Vyip. i. S. 19G-2GG.

1G. Formirovanie granits. Normativnaya baza. Strukturyi. Simvolyi. Pogranichnaya slujba Rossii: entsiklopediya. M.: Kuchkovo pole, 2GG9. - 624 s.

11. Istoriya ohranyi gosudarstvennoy granitsyi: hrestomatiya. M.: Akademiya FPS Rossii, 2GG1. - 54G s.

12. RGVIA. F. 1341, op. 28, d. 2619, ll. 1 - 15.

13. PSZRI. Sobr. 3-e. SPb., 1897. T. 13. № 9975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Vyisotenko, A.V. Istoricheskiy opyit obespecheniya bezopasnosti gosudarstvennoy granitsyi Rossiyskoy imperii Otdelnyim korpusom pogranichnoy straji: dis. ... kand. ist. nauk. M., 2004.

15. Minaev, A.V. Stanovlenie organizatsii i sistemyi upravleniya po-granichnoy ohranyi Sovetskogo gosudarstva (statya). Moskva: // «Sotsiologiya vlasti», Izd-vo: OPMT RAGS, 2010, № 7 - S. 191-198.

16. Minaev, A.V. Vozlojenie ohranyi suhoputnyih i morskih granits SSSR na OGPU (statya). Moskva: // «Istoriya gosudarstva i prava». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2012, № 18. - S. 14-16.

17. Ugarov, B.M. Mejdunarodnaya borba s kontrabandoy. M.: Mejdunarodnyie otnosheniya, 1981. - 216 s.

18. PSZRI. Sobr. 2-e. SPb., 1830. T. 5. Otd. 2. № 4073. S. 256 - 259.

19. PSZRI. Sobr. 2-e. SPb., 1838. T. 13. Otd. 1. № 11087. S. 199 - 2G1.

2G. PSZRI. Sobr. 2-e. SPb., 1844. T. 19. Otd. 1. № 18050. S. 433 - 434.

21. Minaev, A.V. Pravovoe zakreplenie ohranyi granitsyi i slujbyi voysk po ohrane granitsyi RSFSR v 1921 godu. (statya). Moskva: // «Zakon i pravo». Izdatelstvo «YUniti-Dana», 2014, № 6. - S. 26-29.

22. PSZRI. Sobr. 2-e. SPb., 183G. T. 2. № 1327. S. 726 - 727.

23. Minaev, A.V. Mejdunarodno-pravovoy protsess zakrepleniya granits Rossiyskoy Federatsii (statya). Kyizyil: //«Vestnik TyivGU» Izd-vo RIO TyivGU, vyipusk i, 2G13. - S. 77-83.

Мусин Фрид Саитович - кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», E-mail: mfs33@mail.ru

Mussin Freed - candidate of historical sciences, associate professor of social and humanities ANOO VPO "Odintsovo Humanitarian Institute", E-mail: mfs33@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.