2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года // Рос. газ. - 1993. -25 дек.
3. Федеральный закон Российской Федерации № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотре ния обращений граждан Российской Федерации» // Рос. газ. - 2006. - 5 мая.
Поступила 13.07.11.
БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ОЦЕНКАХ ГРАЖДАН СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Е. В. Ефанова
В статье диагностируется общественное отношение граждан современного российского общества по вопросу обеспечения безопасности и благоприятного социально-политического климата в стране. Определяется роль государства как гаранта личностной и национальной безопасности в РФ.
Безопасность представляет собой результат целенаправленного воздействия определенных субъектов политического процесса, причем главным актором ее обеспечения является национальное государство. 2000-е гт. характеризуются сдерживанием темпов демократического строительства в России. Возникновение и обострение ряда угроз (терроризм, утрата экономической самостоятельности страны, ее распад, парламентский хаос) объясняются не поспешностью с развитием демократии в России, а непродумаи-ностью принимаемых политических решений, непросчитанностыо их последствий. Подобная политика повлекла за собой утрату веры в государство как субъекта безопасности у значительной части населения России. Мало кто верит, что государство может или готово защищать своих граждан. Подавляющее большинство россиян (81 %) не верят в возможность вовремя получить необходимую помощь от властей в случае возникновения в их жизни опасности и надеются только на себя и своих близких. Таковы данные опроса, представленные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в мае 2006 г. При этом две трети (66 %) опрошенных россиян считают, что жизнь в стране становится год от года все опаснее и только 29 % — что опасностей становится меньше. Лишь 5 % россиян ничего не боятся в современной жизни. Немногим больше граждан (7 %) «вполне уверены в своем будущем». Как отметили социологи, более оп-
тимистично в этом вопросе настроены в основном молодые респонденты, в то время как зрелое поколение видит все больше опасностей вокруг. Только 18 % участников опроса, который ВЦИОМ провел в апреле 2006 г., заявили, что их безопасность смогут обеспечить органы власти. При этом 8 % респондентов из всех органов власти указали на Президента как на источник надежды в случае опасности. Как отмечают аналитики, люди с достатком полагают, что от опасностей их убережет государство, власть, а бедная часть населения больше уповает на Бога. В то же время данные опроса в сентябре 2006 г. показали, что около половины россиян (45 %) считают, что самым, важным для России является обеспечение безопасности и порядка, даже если это затрагивает права и свободы людей, 44 % респондентов полагают, что «...для современной России самое главное — неукоснительное соблюдение прав и свобод человека, без чего невозможны безопасность и порядок» [7]..
Наблюдаемый консерватизм в представлениях о сущности безопасности в фактической реализации политики ее обеспечения
позволяет сделать вывод, что безопасность
^ §
по-прежнему в России понимается не как состояние, при котором гарантируется беспрепятственное и успешное развитие всех социальных организмов и общественных структур, создаются оптимальные условия для существования и развития личности, общества и государства, а в традиционном смысле —
© Е. В. Ефанова, 2011
Серия 4 Социологические науки р
как безопасность в военной сфере. В то же время, анализ безопасности будет неполным, если не упомянуть о таком долговременном факторе, негативно влияющем на развитие общественных отношений в России, как терроризм. Свою актуализацию данная идея впервые получила в Концепции национальной безопасности РФ, где указано: «Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России» [5].
Анализ террористической активности в РФ свидетельствует о волнообразной динамике проявлений терроризма. Так, в 2003 г. по отношению к 2002 г. прирост числа фактов терроризма (Ст. 205 УК РФ) составил 56 %, заведомо ложного сообщения об акте терроризма (Ст. 207 УК РФ) - 15 % и на 98 % выросло количество преступлений по
Ст. 208 УК РФ [4, с. 118-119; 8, с. 79; 13,
с. 4]. Причем число выявленных лиц, совершивших преступление, незначительно и составляет лишь 14,7 %, по отношению к числу зарегистрированных преступлений. Это объясняется тем, что в условиях противоречивых преобразований, смены сложившихся схем и отношений в области политики, экономики, права, социальной и иных важных сферах жизни государства и общества были утрачены прежние, вырабатывавшиеся десятилетиями механизмы упорядочения и конституционного регулирования отношений между государством, обществом и личностью. Прежняя, социалистическая идеология на государственном уровне предана анафеме, а новой . обществу, потерявшему ориентиры, не предложено. Девальвированы, а по существу утрачены, такие объединяющие и основополагающие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, коллективизм, интернационализм. В то же время, по данным МВД России, в 2004 — 2006 гг. на территории РФ наблюдается спад террористической активности, В 2004 г. раскрытие преступлений составляло 1 689 (17,7 %), не раскрыто 7 834, в 2005 - 1 439 (26,5 %), не раскрыто 3 999, в 2006 г. - 626 (50,5 %), не раскрыто 613 [10]. Это говорит о положительной тенденции в борьбе с терроризмом в России.
Данный факт фиксируют и результаты опроса ВЦИОМ в 2008 г., где половина наших сограждан уверены в том, что ситуация в сфере борьбы с терроризмом улучшилась (53 % опрошенных) [3]. При этом каждый четвертый респондент изменений не заметил (25 %). И лишь 6 % россиян считают, что произошли изменения в худшую сторону.
Респонденты в возрасте 35 — 44 лет (58 %) более позитивно, чем, наприхмер, опрошенные 60-летние и старше (45 %) оценивают меры по борьбе с терроризмом. По мнению россиян, улучшение ситуации в сфере борьбы с терроризмом связано, прежде всего, с правильной политикой Президента и Правительства (24 %) и более эффективной работой спецслужб, правоохранительных органов (26 %). Каждый пятый респондент отметил, что появилось больше порядка и контроля (19 %). Еще 7 % сослались на то, что люди стали более бдительны, и по 6 % россиян указали на то, что усилилась охрана общественных мест и уничтожили многих главарей банд и бандформирований. Чем старше респонденты, тем чаще причины улучшения ситуации по борьбе с терроризмом они видят в правильной политике Президента и Правительства. То есть уверенность в том, что российские власти смогут защитить население страны от новых терактов, постепенно крепла у соотечественников начиная с 2002 г. и достигла максимального значения к 2008 г. (с 20 до 66 %). Однако серия терактов на Северном Кавказе в 2009 г. резко сократила число оптимистов (с 66 до 49 %), а взрывы в московском метро в 2010 г. подорвали авторитет властей еще больше, отбросив их к ситуации 2005 — 2006 гг. (36 %) [И]. В феврале 2011 г. ВЦИОМ фиксирует уже 80 % россиян, которые опасаются стать жертвой теракта. Причем каждый третий считает, что терроризм в России искоренить невозможно в принципе [12].
Ухудшение же ситуации в области обеспечения безопасности граждан россияне чаще обосновывают недостаточностью принятых мер безопасности (14 %) и плохой работой силовых ведомств (12 %). В списке причин негативных изменений также были отмечены продолжающиеся террористические акты (И %), бездействие властей (10 %), коррупция и бюрократия (5 %), а также беззаконие (3 %). В то же время две трети россиян уверены в том, что российские власти смогут защитить население России от новых террористических актов (66 % опрошенных). Однако каждый пятый опрошенный думает иначе: 21 % россиян считают, что власти не справятся с новой угрозой. Таким образом, пока Россия не ликвидирует продолжающийся распад российской государственности и слабость российской государственной власти в целом, не представляется возможным организовать эффективную правоохранительную деятельность с целью поддержания жизненно важных интересов общества, государства и личности. Следовательно, эф-
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
фективность борьбы с терроризмом всегда будет определяться адекватностью той системы мер, которую создает государство для защиты от этой угрозы, действенность которой в решающей степени зависит от объективности и своевременности выявления изменений, происходящих в содержании, организации и тактике терроризма.
Однако не военные опасности и угрозы в последние годы были приоритетными. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис,,издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, просчеты при проведении экономических и социальных реформ — первоочередные проблемы страны. Последнее десятилетие стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. То есть наблюдается противопоставление тех сфер жизнедеятельности, в которых реализуются национальные проекты национальной безопасности, а ведь именно качество жизни в конечном счете определяет эффективность си-сте-мы национальной безопасности.
В этой связи достаточно важным является определение ведущих дестабилизацион-ных факторов современного российского общества для мобилизации населения и эффективной борьбы с существующими угрозами безопасности. Как показали результаты ВЦИОМ в 2004 г. применительно к ситуации в России, чаще всего основными источниками страхов россиян являются: преступность (34 %), рост цен и инфляция (30 %), экономическое положение (26 %), безработица (22 %), терроризм (15 %) [9]. Исходя из этого очевидно: несмотря на то что данные демонстрируют повышенный уровень страха населения перед угрозой терроризма, в общем рейтинге страхов и опасений населения РФ проблема терроризма занимает одно из последних мест. Следовательно, представление о терроризме как одном из важнейших угроз, влияющих на безопасность российского общества, является преувеличенным. На сегодняшний день, согласно данным ВЦИОМ от 2010 г., терроризм занимает второе место в рейтинге угроз (60 %) после наркомании (65 %). Также менее остро стали восприниматься проблемы загрязнения окружающей среды (с 41 % в 2002 г. до 33 %), разгула преступности (с 42 до 28 %), распространения СПИДа (с 24 до 16 %), стихийных бедствий (с 20 до 12 %), крушения самолетов (с 26 до 12 %) и атомной энергетики (с 13 % в 2006 г. до 9 %). Зато, напротив, все более губительными респондентам кажутся авто-
мобильные аварии (с 4 до 33 %), курение (с 9 до 14 %) и расхлябанность, пренебрежение правилами безопасности (с 7 до 12 %) [11].
В начале 2009 г. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития перешла к новой государственной политике в области безопасности. Ядром новой «Стратегии национальной безопасности до 2020 г.» является соединение классической внешней политики, политики в области безопасности и военной политики с вопросами внутреннего развития, которое рассматривается наравне с ними в целях обеспечения национальной безопасности. В этой связи
* I
политика национальной безопасности долж.-
* *
на быть направлена не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по укреплению и развитию прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Национальную безопасность следует рассматривать как триаду, включающую национальное выживание, национальное благополучие и национальное развитие. Иными словами, это не состояние защищенности, а прежде всего, способность сохранять определенные параметры нации — способность к самосохранению, самовоспроизводству и самосовершенствованию. Весь этот круг вопросов имеет непосредственное отношение к проблеме национальной безопасности России, ее общества, государства и личности. В этой связи необходимо в первую очередь ответить на два принципиальных вопроса: как быстро меняющиеся условия влияют на складывающуюся систему опасностей и угроз во всех сферах жизнедеятельности и каким образом можно им противодействовать. Высшим критерием национальных интересов в демократическом обществе должны быть потребности каждого человека, ибо только их гарантия способна дать государству и обществу подлинные стабильность и безопасность. То есть защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества в сущности своей являются с позиции конкретного человека способами обеспечения главного, жизненно важного, значимого интереса государства — всестороннего развития личности. Соответственно необходима артикуляция государственно-правовой идеологии, которая, по справедливому выражению А. И. Овчинникова, должна включать в себя идею не правового госу-
Серия 4Социологические науки»-
дарства, а государства нравственного, «государства правды» [6]. Хотя в настоящее время именно с институтом государства связываются исходящие угрозы, только оно способно системно решать проблему безопасности, обладает способностью создать, организовать необходимые для этого силы и средства.
В целом, согласно опросу, проведенному Левада-центром, россияне хотят жить в стране, которую боятся и уважают другие государства. Причем в их ответах наблюдается положительная динамика (63 % в 2000 г. против 75 % в 2008 г.). И наоборот, противоположный вариант (маленькая, но уютная
страна) все менее привлекателен для россиян — сторонников такой перспективы стало меньше за этот же период (28 и 19 % в соответствующие годы) [2]. Причем 39 % россиян видят будущую Россию как государртво с особым устройством и особым путем развития, в первую очередь вкладывая в данное понятие смысл экономической целесообразности [1]. Речь, таким образом, идет об интегрированной и долгосрочной государственной политике. Именно эта формула составляет фундамент национальных интересов, нацеливает на консолидацию общества, его устойчивое развитие и обеспечение безопасности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
о
1. Будущее России и «особый путь развития» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.levada.ru/press/2008012903.html. — Загл. с экрана.
2. В какой стране хотели бы вы жить? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.levada.ru/press/ 2008031304.html. — Загл. с экрана.
3. Война с террором : кто одерживает верх? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.wciom.ru/index.php?id=268&uid=l0625. — Загл. с экрана.
4. Даниленко H. H. Терроризм : понятие и явление / H. Н. Даниленко // Закон. — 2005. — № 2. - С. 116-121.
5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., N? 24) // Безопасность : информ. сб. Фонда нац. и междунар. безопасности. - 2000. - № 1-2.
6. Пушкарев Е. А. Безопасность человека в системе политико-правового обеспечения национальной безопасности России / Е. А. Пушкарев // Философия права. — 2007. — № 4. — С. 51—54.
7. Россия — между безопасностью и свободой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.wciom.ru/index.php?id=268&uid=3101. — Загл. с экрана.
8. Современный терроризм : состояние и перспективы / под ред. Е. И. Степанова. — М.-: Эди-ториал УРСС, 2004. - 240 с.
9. Стабилизация — не итог, а залог движения вперед [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/769.htm. — Загл. с экрана.
10. Терроризм в России. Взгляд изнутри [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.uralpolit.ru/news/urfo/20-07-2006/page_39266.html. — Загл. с экрана.
11. Угроза терроризма и как с ней бороться [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.wciom.ru/index.php?id=268&uid=13419. — Загл. с экрана.
12. Угроза терроризма в России и как ее победить [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wdom.ru/index.php?id=268&uid=l 11350. — Загл. с экрана.
13. Хлобустов О. М. О стратегии противодействия терроризму / О. М. Хлобустов // Власть. -2003. - № 9. - С. 3-9.
Поступила 13.07.11.
6
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 3