Научная статья на тему 'Безопасность и интеграция в Центральной Азии: роль одкб и ШОС'

Безопасность и интеграция в Центральной Азии: роль одкб и ШОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8559
1554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОДКБ / ШОС / «ТАЛИБАН» / АФГАНИСТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Искандаров Акбаршо

Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе в рамках деятельности таких институтов, как ОДКБ и ШОС. Освещается история формирования эффективной структуры региональной безопасности, направленной на противодействие современным вызовам. Автор приходит к выводу, что для эффективного противодействия сохраняющимся угрозам важна дальнейшая интеграция стран Центральной Азии в сфере безопасности. Без этого весь регион будет оставаться зоной нестабильности и, как следствие, отставать от остального мира, что, в свою очередь, негативно скажется на его политическом и экономическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность и интеграция в Центральной Азии: роль одкб и ШОС»

БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНТЕГРАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: РОЛЬ ОДКБ И ШОС

Акбаршо ИСКАНДАРОВ

доктор политических наук, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Таджикистан (Душанбе, Таджикистан)

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе в рамках деятельности таких институтов, как ОДКБ и ШОС. Освещается история формирования эффективной структуры региональной безопасности, направленной на противодействие современным вызовам. Автор приходит к выводу, что для

эффективного противодействия сохраняющимся угрозам важна дальнейшая интеграция стран Центральной Азии в сфере безопасности. Без этого весь регион будет оставаться зоной нестабильности и, как следствие, отставать от остального мира, что, в свою очередь, негативно скажется на его политическом и экономическом развитии.

(Г X

КЛЮЧЕВЫЕ Центральная Азия, безопасность, региональная

СЛОВА: интеграция, ОДКБ, ШОС, «Талибан», Афганистан.

\ У

Введение

Обеспечение безопасности на любом уровне (национальном, региональном или международном) — важная и довольно сложная проблема, которая не раз становилась предметом оживленных дискуссий.

Очевидно, что актуализация старых и появление новых вызовов безопасности во многом вызваны разбалансированностью и потерей эффективности прежней системы глобальной безопасности, в том числе многих международных соглашений, уже не соответствующих современным реалиям.

Как показывает опыт, вопрос формирования эффективной структуры региональной безопасности занимает важное место в группе факторов, определяющих интеграционный комплекс.

В свете последних событий, вызванных процессами глобализации, а также значительными экономическими, социально-политическими и геополитическими изменениями в мире, страны Центральной Азии (ЦА) должны всемерно укреплять региональную стабильность и безопасность. Для этого им необходимы возможности давать серьезный коллективный ответ на любые угрозы и вызовы.

Напомним, что Центрально-Азиатский регион, занимающий значимое геостратегическое положение на перекрестке между Китаем, Россией и Южной Азией, обладает неоценимыми природными и человеческими ресурсами; там скрещиваются интересы самых различных сил.

Большинство государств постсоветской ЦА участвуют в различных объединениях, в том числе подразумевающих экономическое и военно-политическое сотрудничество. Наибольшей активностью отличаются Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), поэтому вопрос об их роли в обеспечении безопасности и развитии интеграционных процессов в регионе заслуживает особого изучения.

Угрозы безопасности Центрально-Азиатского региона

Существующие и потенциальные источники угроз безопасности в регионе обусловлены как внешними, так и внутренними причинами.

К внешним причинам, на наш взгляд, можно отнести следующие:

— распространение «трех зол»: международного терроризма, религиозного экстремизма и этнического сепаратизма;

— существующие и потенциальные очаги нестабильности в непосредственной близости от границ региона (Афганистан, Ирак, индийско-пакистанский конфликт, проблема Каспия);

— отставание некоторых стран региона, связанное с глобализацией;

— поведение основных геополитических игроков в реанимированной «Большой игре» и характер их взаимоотношений (различные взгляды стран на мегапроект «Новый Шелковый путь»);

— незаконный оборот наркотиков и контрабанда оружия;

— наличие на территории региона военных баз иностранных государств;

— активизация международных акторов (т.н. великих держав) — США, России и Китая;

— противоречия в мусульманском мире, в частности обострение взаимоотношений между различными течениями ислама: ваххабизмом, салафизмом, традиционным для ЦА суннизмом ханафитского толка и др.;

— активизация радикальных исламистов («Аль-Каида», ИДУ, «Хизб ут-Тахрир», «Движение за независимость Восточного Туркестана» и др.) и их скопление на афганско-центральноазиатских границах;

— возможное оживление движения «Талибан» после вывода коалиционных войск из Афганистана.

Среди внутренних причин следует отметить ряд экономических, политических и социальных факторов:

— внутри- и межэтнические противоречия;

— политическая нестабильность;

— кризисные тенденции, сохраняющиеся в экономическом и социальном развитии государств;

— территориальные споры и приграничные конфликты;

— транснациональная организованная преступность;

— нелегальная миграция;

— различия в структуре энергоресурсов и проблемы водопользования;

— экологические угрозы нетрадиционного характера (последствия производства и испытаний ядерного оружия, изменение климата, деградация окружающей среды и др.).

Афганистан как вызов безопасности

В настоящее время наибольшую угрозу для стран ЦА представляют конфликт и напряженность в Афганистане и действующее на его территории движение «Талибан».

За прошедшее десятилетие усилиями афганских властей и мирового сообщества (особенно США и стран НАТО) были созданы необходимые предпосылки для урегулирования конфликта и построения государственности в этой стране. Афганистан наладил конструктивное сотрудничество со всеми странами региона и принимает участие в работе авторитетных региональных и международных структур. В стране принята Конституция, дважды были проведены президентские и парламентские выборы; сформированы силовые структуры, к которым уже перешел контроль над безопасностью в ряде провинций. Однако обстановка в стране все еще остается напряженной.

В Афганистане сохраняются многочисленные вызовы и угрозы стабильности, которые вызывают особую обеспокоенность в контексте предстоящего вывода сил международной коалиции. Афганским властям и их международным партнерам еще не удалось решить основную задачу — обеспечить безопасность и устойчивое экономическое развитие страны. «Аль-Каида», «Талибан» и другие радикальные группировки все еще представляют серьезную угрозу как в центре, так и в отдельных регионах страны.

Действия НАТО недостаточно эффективны (особенно на антинаркотическом направлении), а периодически возникающие инциденты вызывают негативную реакцию местного населения и еще большее неприятие иностранного военного присутствия. Афганские силовые структуры пока не способны своими силами эффективно противодействовать многочисленным проявлениям терроризма и экстремизма, серьезно подрывающим процесс национального примирения в стране.

В последнее время особую обеспокоенность вызывает проникновение террористических группировок на север Афганистана, где еще несколько лет назад обстановка была относительно спокойной. Заметная активизация этих группировок не только может подорвать стабильность в Афганистане, но и несет в себе потенциальную угрозу перенесения террористической и экстремистской деятельности на соседние с ним страны.

В этих условиях намеченный на 2014 год вывод войск коалиции может привести к дальнейшему усилению напряженности в Афганистане с негативными последствиями для всего региона ЦА.

Изучение внутренних, региональных и международных факторов, а также причин и аспектов развития военно-политической и стратегической ситуации в Афганистане позволяет очертить возможные контуры ее динамики после 2014 года.

1. После вывода войск коалиции военно-стратегическая и политическая ситуация в Афганистане ввиду целого комплекса внутренних и внешних факторов останется весьма сложной. Более того, вывод основных контингентов сил международной антитеррористической коалиции, выборы президента ИРА и провинциальных советов в 2014 году, равно как и некоторые другие важные политические события, будут объективно способствовать обострению политической борьбы и ухудшению военно-политической ситуации в стране.

На предстоящих выборах может победить ставленник Карзая, кандидатура которого будет согласована с американцами.

Оппозиционные силы, скорее всего, опять выдвинут кандидатуру Абдуллы Аб-дуллы, которая, по их мнению, должна устроить всех. Абдулла Абдулла — крупный государственный и общественный деятель, который много сделал для стабилизации страны; он пользуется народной поддержкой и популярен не только в Афганистане, но и за его пределами. Немалое значение имеет и тот факт, что его отец — пуштун, а мать — таджичка.

Третьим вероятным кандидатом, бесспорно, является губернатор провинции Балх Атта Мохаммад Нур, чрезвычайно популярный среди афганцев.

2. Существует возможность возвращения талибов во власть; после вывода коалиционных войск они, безусловно, попытаются вернуть утраченные позиции либо путем мирных и «свободных» выборов, либо посредством насильственного захвата власти, как это было в 1995—1996 годах. Независимо от вариантов прихода «Талибана» к власти нужно быть готовыми к возвращению ситуации, существовавшей вплоть до начала антитеррористической операции.

3. Вполне вероятно, что после 2014 года страну охватит политический хаос, который не позволит властям Афганистана контролировать свои рубежи (прежде всего северные, которые на данный момент являются самыми проблемными и незащищенными). В свою очередь, ухудшение политической и военно-стратегической ситуации в Афганистане грозит прорывом международных террористических групп в ЦА.

С большой долей вероятности можно предположить, что боевики-талибы будут осуществлять вылазки на территории сопредельных государств большими группами; их переброска особенно активизируется после 2014 года.

Возможности развития событий по негативному сценарию после вывода коалиционных сил в 2014 году, равно как и нынешняя обстановка в стране, вызывают тревогу и в самом Афганистане.

Возможным развитием ситуации серьезно обеспокоен в первую очередь так называемый Северный альянс, большую часть сил которого составляют таджики, узбеки, туркмены, хаза-

рейцы и представители других этнических меньшинств — именно они вели открытую войну с талибами.

С политикой талибов не согласны и бывшие моджахеды. Не случайно один из их лидеров выступил с предложением создать совет моджахедов, вооружить их и быть готовыми обеспечить безопасность своих семей.

Перед очень сложным выбором оказался и простой народ Афганистана: к кому примкнуть и что делать?

В настоящее время наблюдаются переброски больших групп талибов на границы стран СНГ, причем они осуществляются с помощью войск коалиционных сил. Очевидцы отмечают, что на 60—65% территории афганского Бадахшана присутствуют талибы, оснащенные самым современным оружием.

Может ли быть построена эффективная система обеспечения коллективной безопасности в ЦА?

Перечисленные тревожные реалии современного Афганистана представляют собой объективный вызов стабильности и безопасности стран ЦА. В этих условиях их первостепенной задачей становится строительство эффективной системы коллективной безопасности в регионе. Эта система позволила бы им сообща решать проблемы поддержания стабильности, а также расширять и укреплять сотрудничество с учетом национальных интересов каждой из них. Однако решение данной задачи наталкивается на ряд объективных трудностей.

■ Во-первых, в ЦА по сей день сохраняется влияние России как доминирующей державы, не скрывающей, что она рассматривает этот регион как традиционную зону своих национальных интересов. Несмотря на то что в последнее десятилетие влияние России в силу некоторых факторов значительно ослабло, экспертное сообщество ЦА считает, что она вновь будет активизировать свое присутствие в регионе. Основанием для подобного вывода послужили избрание В. Путина президентом Российской Федерации (РФ) и его предвыборная программа.

Следует отметить, что страны ЦА изменили подход к своим внешнеполитическим партнерам. Теперь они ставят во главу угла свои национальные интересы, в том числе политические и экономические выгоды. Кроме того, ЦА входит в орбиту геополитического внимания таких акторов, как Китай, США, Индия, Иран, Турция и арабские страны; реализуются различные программы гуманитарного и экономического характера. Таким образом, у стран ЦА появилась возможность выбирать партнеров.

■ Во-вторых, развитие системы безопасности сдерживается конкурентной борьбой между главными «игроками» в регионе.

■ И, наконец, в-третьих, определенным препятствием для становления системы региональной безопасности в ЦА является отсутствие у государств общего подхода к ее формированию. Во многом это связано с различиями в осуществлении экономических, политических и военных реформ, со слабой взаимодополняемостью национальных экономик и схожестью структур экспорта, с различиями в оценках угроз национальной безопасности, во внешнеполитических приоритетах и ориентации на те или иные центры силы, с борьбой за региональное лидерство и личными амбициями ру-

ководителей государств, с неурегулированнностью территориально-пограничных споров и незавершенностью международно-правового оформления государственных границ1.

Перечисленные факторы в значительной мере определили характер и этапы формирования системы региональной безопасности в ЦА.

Безопасность как двигатель региональной интеграции: ОДКБ и ШОС

Региональное сотрудничество в сфере безопасности наталкивается на множество препятствий и трудностей. Между тем весомым аргументом в пользу кооперации государств региона в этой сфере является существование общих внешних угроз и вызовов, с которыми, как показала практика, ни одна страна не в состоянии справиться в одиночку, какой бы сильной она ни была.

На этом фоне углубление интеграции в сфере безопасности видится как один из эффективных способов решения существующих проблем.

За сравнительно короткий исторический период, измеряемый годами независимости, с участием стран ЦА были созданы различные организации субрегионального и международно-регионального характера, способные послужить реальной опорой в деле обеспечения региональной безопасности и стабильности. К их числу относятся ОДКБ и ШОС, на характеристиках которых и будет сфокусировано наше внимание. Их выбор не случаен: в них представлены два основных игрока мировой политики, находящиеся в непосредственном соседстве со странами ЦА и имеющие в каждой из них свои интересы, — Россия (ОДКБ и ШОС) и Китай (ШОС). Следует отметить, что на сегодняшний день единственным вариантом обеспечения безопасности в ЦА (предполагающего, помимо всего прочего, укрепление таджико-афганской границы) является интеграционное объединение стран региона с участием РФ.

ОДКБ — международная региональная организация, учрежденная участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года с целью его адаптации к современным геополитическим условиям и перевода в реальную плоскость возможностей использования сил и средств коллективной обороны. В начале 1990-х годов ОДКБ была единственным коллективным органом, призванным обеспечивать региональную безопасность.

Устав ОДКБ, подписанный Советом коллективной безопасности 7 октября 2002 года, вступил в силу 18 сентября 2003 года. Членами Организации являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, РФ и Республика Таджикистан; в 2012 году свое участие в ней приостановила Республика Узбекистан.

Сегодня правовую основу функционирования структур Организации определяет Устав, зарегистрированный в ООН, и ряд уставных документов:

■ Соглашение о правовом статусе ОДКБ от 7 октября 2002 года (вступил в силу 18 сентября 2003 г.);

■ Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 года;

1 См.: БурнашевР. О возможности системы региональной безопасности в Центральной Азии (Методологические аспекты) // Центральная Азия и Кавказ 2001, № 1 (13).

■ Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества от 20 июня 2000 года;

■ Соглашение об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств — членов ОДКБ (Астана, 18 июня 2004 г.);

■ Соглашение о подготовке военных кадров для государств — членов ОДКБ (Москва, 23 июня 2005 г.);

■ Соглашение о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (Минск, 23 июня 2006 г.);

■ Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ (Душанбе, 6 октября 2007 г.);

■ Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ (Москва, 14 июня 2009 г.);

■ Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ (Москва, 10 декабря 2010 г.);

■ Соглашения о сотрудничестве государств — членов ОДКБ в области разработки, производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и продления сроков эксплуатации и утилизации продукции военного назначения (Москва, 10 декабря 2010 г.);

■ Соглашение об общих принципах создания межгосударственных научно-производственных объединений в ОДКБ по выпуску продукции военного назначения (Москва, 10 декабря 2010 г.);

■ Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств — членов ОДКБ (Москва, 20 декабря 2011 г.).

ОДКБ является открытой военно-политической организацией, имеющей оборонительный характер. В соответствии с Уставом, ее основными целями являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Приоритет в достижении этих целей отдается политическим средствам.

В рамках Организации государства-члены согласовывают и координируют свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности (используя в первую очередь консультационные механизмы), объединяют усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами.

С мая 2001 года в рамках Организации действуют Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) — по одному батальону от России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Это первый опыт организации многосторонних сил в Центрально-Азиатском регионе. С 2002 года на аэродроме Кант в Кыргызстане на базе российской военно-воздушной базы началось формирование авиационного компонента КСБР; в перспективе в его состав могут войти и подразделения других государств — участников ОДКБ.

4 февраля 2009 года лидеры стран ОДКБ на саммите в Москве одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования; согласно подписанному документу, они будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Мощный импульс антинаркотическому сотрудничеству придали решения глав государств ОДКБ об усилении борьбы с наркоугрозой. Для координации антинаркотической борьбы на постсоветском пространстве был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств — членов ОДКБ, что явилось эффективным ответом транснациональной наркопреступности. Под эгидой КСОПН и во взаимодействии с Секретариатом ОДКБ с 2003 года было проведено несколько успешных оперативно-профилактических операций «Канал» по выявлению и блокированию каналов нелегальной транспортировки афганских наркотиков по так называемому Северному маршруту2.

В рамках ОДКБ принимаются активные меры по налаживанию сотрудничества с такими организациями, как КТК СБ ООН, ОБСЕ и ШОС; ведется диалог с НАТО.

Как показывает анализ деятельности ОДКБ, ее перспективными задачами выступают интенсификация военно-политической интеграции стран-участниц, координированное наращивание их потенциала, совершенствование и укрепление военной составляющей Организации. Соответствующее внимание уделяется также усилению военно-технического сотрудничества, совершенствованию взаимодействия между региональными коалиционными силами и средствами, являющимися главными звеньями системы коллективной безопасности, и совместная подготовка военных кадров и специалистов на многосторонней основе.

С началом официального функционирования ОДКБ государства — члены этой Организации вышли на качественно новый этап сотрудничества, который характеризируется углублением многоаспектного процесса создания системы коллективной безопасности.

Юридическое оформление ОДКБ позволяет говорить о создании в регионе полномасштабной структуры обеспечения как национальной, так и региональной безопасности; в деятельности Организации задействованы четкие политические механизмы, которые дают ее членам возможность совершенствовать координацию внешнеполитической активности и развивать военно-политическую интеграцию, укрепляя свой оборонительный потенциал.

В оценке деятельности ОДКБ эксперты расходятся. Некоторые считают маловероятным, что сотрудничество центральноазиатских стран под эгидой этой организации сможет обеспечить создание региональной системы коллективной безопасности. Они ссылаются на такие факты, как приостановка участия в Организации Узбекистана и невхождение в нее Туркменистана, указывают и на российское доминирование в Организации (Россия выступает главным военным и финансовым спонсором сил быстрого реагирования), а также отмечают, что многие решения и документы, подготовленные в рамках ОДКБ, остаются декларативными и фактически не работают. Виной тому они считают различия в финансовых возможностях государств-членов и уровнях боеготовности их вооруженных сил.

По мнению других экспертов, потенциал ОДКБ позволяет говорить о реальном процессе формирования в регионе эффективной системы коллективной безопасности. Они утверждают, что в основе политического фундамента ОДКБ лежат общие подходы и близость взглядов государств-участников на достаточно широкий круг региональных и глобальных проблем, а также общая озабоченность новыми глобальными и региональными вызовами безопасности.

На наш взгляд, другим эффективным инструментом решения актуальных проблем обеспечения безопасности в регионе может выступать ШОС, созданная на базе «Шанхайской пятерки».

2 См.: Одинаева Б.Ф. Особенности наркоситуации в Центральной Азии и сотрудничество Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Мат-лы междунар. научн. конф. «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение», Душанбе, 2010. С. 31—33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, «Шанхайская пятерка» служила многосторонним механизмом разрешения пограничных вопросов и укрепления безопасности в зоне бывшей советско-китайской границы. В апреле 1996 года в Шанхае состоялась первая встреча руководителей России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, в ходе которой было подписано Соглашение об укреплении доверия в военной области. Через год на саммите в Москве лидеры «пятерки» подписали Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

Успешная реализация указанных соглашений и прогресс в решении пограничных вопросов подтвердили целесообразность коллективного взаимодействия в подобном формате, что и послужило импульсом для дальнейшего развития сотрудничества. Саммит «Шанхайской пятерки» в Душанбе в июле 2000 года положил начало ее превращению в региональную структуру многостороннего сотрудничества в более широких масштабах. При этом приоритетными направлениями было объявлено противодействие нетрадиционным угрозам безопасности, возникшим в результате изменения геополитической ситуации в регионе.

В дальнейшем во исполнение решений Душанбинского саммита был разработан ряд многосторонних документов, направленных на интенсификацию взаимодействия государств «Шанхайской пятерки». Проделанная работа позволила лидерам Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана 15 июня 2001 года принять Декларацию о создании ШОС. В качестве наблюдателей в Организации представлены Монголия, Пакистан, Иран, Индия и Афганистан; партнерами ШОС по диалогу являются Беларусь и Шри-Ланка.

Предоставление статуса наблюдателя таким крупным странам, несомненно, расширяет возможности ШОС в развитии многостороннего взаимовыгодного сотрудничества по различным направлениям.

Сегодня можно констатировать, что ШОС уверенно идет по пути развертывания многостороннего сотрудничества государств-членов по разным направлениям; при этом приоритетное место отводится вопросам безопасности.

С 2004 года работают постоянно действующие органы ШОС — Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте, которые призваны обеспечивать бесперебойное функционирование Организации.

В рамках Совета министров иностранных дел уже запущен механизм многосторонних консультаций по актуальным международным проблемам современности. Кроме того, осуществляется большая конструктивная работа по развитию международных контактов ШОС. Так, в 2004 году Организация получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН; были подписаны меморандумы о взаимопонимании с АСЕАН и СНГ. В 2009 году была принята Резолюция ООН «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Шанхайской организацией сотрудничества».

Все это свидетельствует о растущем международном авторитете ШОС.

По итогам саммита, проходившего в июле 2005 года в Астане, стороны приняли «Концепцию сотрудничества государств — членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Как отмечалось в итоговой Декларации саммита, принятие этой Концепции позволит повысить эффективность сотрудничества и придать деятельности РАТС более четкий и целенаправленный характер.

21 апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире.

В июне 2012 года главы государств — членов ШОС приняли Декларацию о построении в регионе долгосрочного мира и совместного процветания, призванную, в числе прочего, и далее укреплять двустороннее и многостороннее сотрудничество в рамках совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, иными видами трансграничной преступной деятельности, незаконной миграцией, а также другими новыми вызовами и угрозами безопасности.

Деятельность Организации по борьбе с терроризмом уже приносит плоды. Она помогла предотвратить на территории стран ШОС сотни терактов; спецслужбами стран Организации задержаны или уничтожены десятки главарей террористических формирований.

С момента основания ШОС, в частности в 2011—2012 годах, страны-участницы провели ряд совместных антитеррористических учений. Среди них можно отметить совместное антитеррористическое учение спецслужб и правоохранительных органов государств — членов ШОС «Тянь-Шань-2 /2011/» (на территории КНР), совместные антитеррористические учения компетентных органов государств — членов ШОС «Восток-Антитеррор-2012» (на территории Узбекистана), совместное антитеррористическое командно-штабное учение вооруженных сил государств — членов ШОС «Мирная миссия-2012» (на территории Таджикистана).

Государствами — членами ШОС была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В ходе ее реализации налаживается практическое взаимодействие министерств и ведомств, ответственных за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, транспорт, охрану окружающей среды, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, культуру и образование. Организация постепенно становится осязаемым фактором жизни Азиатского континента и располагает значительным потенциалом содействия борьбе с международными вызовами.

Как отмечалось выше, в наши дни основным очагом напряженности в Центрально-Азиатском регионе является Афганистан. Риск дестабилизации этого региона многократно увеличится после вывода войск коалиции в 2014 году. В этой связи резко возрастет роль ШОС: необходимо обеспечить «пояс безопасности» на границах государств — членов Организации с Афганистаном3.

При этом следует учесть, что все страны — соседи Афганистана являются членами или наблюдателями ШОС; к мнению Организации прислушиваются и Пакистан, и Иран, от которых во многом зависит установление стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

Предоставление Афганистану статуса государства-наблюдателя позволило ШОС обсуждать с правительством этой страны дальнейшие перспективы совместной работы. Без активного привлечения Афганистана к деятельности ШОС практически невозможно обеспечить безопасность в регионе и бороться с так называемыми «тремя силами зла»: наркоугрозами, терроризмом и сепаратизмом, а также реализовать столь необходимые проекты в области энергетики, транспорта, коммуникаций и создать новый тип модели регионального сотрудни-чества4.

Значительную роль в обеспечении безопасности может сыграть также Контактная группа ШОС — Афганистан. Она была создана в 2005 году для выработки предложений и рекомендаций по осуществлению сотрудничества между ШОС и Афганистаном по вопросам, представляющим взаимный интерес.

ШОС уже провела несколько специальных конференций по вопросам стабилизации в Афганистане. В частности, на конференции по Афганистану под эгидой ШОС 27 марта 2009 года были приняты Декларация специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС, Заявление государств — членов ШОС и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью и План действий государств — членов ШОС и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. В этих документах были обозначены конкретные меры по установлению мира в Афганистане.

3 См.: Пойя С. (эксперт Центра изучения современного Афганистана [ЦИСА]). Афганские маршруты на территории ШОС // Афганистан.Ру, 15 июня 2012.

4 См.: Там же.

Думается, что взаимодействие ОДКБ и ШОС в противостоянии исходящим из Афганистана угрозам, позволяющее объединить существующие механизмы ОДКБ с международно-политическим весом ШОС, дало бы большие преимущества обеим организациям.

В настоящее время сотрудничество между ШОС и ОДКБ ограничивается подписанным в октябре 2007 года меморандумом о взаимопонимании между Секретариатами организаций. В документе указаны такие сферы взаимного интереса, как обеспечение региональной и международной безопасности и стабильности, противодействие терроризму, борьба с незаконным оборотом наркотиков, пресечение незаконного оборота оружия и противодействие организованной транснациональной преступности.

Еще одним вариантом решения обозначенной выше задачи может стать создание на базе ОДКБ и ШОС коалиции с участием Афганистана и Пакистана. Несомненно, при любом раскладе роль ШОС и ОДКБ на афганском направлении объективно возрастает. ОДКБ способна реально локализовать угрозы региональной безопасности, исходящие из Афганистана, а ШОС, действуя в основном в экономической области, сможет существенно дополнить усилия по решению социально-экономических проблем, что позволит, наконец, приблизиться к развязыванию «афганского узла»5.

Заключение

В последние годы в ЦА шло формирование сложной системы безопасности (с учетом специфики региона), главными элементами которой выступают ОДКБ и ШОС; ее основной целью является обеспечение необходимых военно-политических и социально-экономических условий для стабильного развития центральноазиатских государств. При этом следует отметить, что к числу составляющих этой системы многие причисляют также американское военно-политическое присутствие в регионе.

На наш взгляд, система региональной безопасности, в функционировании которой участвуют государства как регионального, так и глобального уровня, наиболее полно отвечает современным реалиям. Ведь при обеспечении безопасности наряду с факторами регионального измерения должно также учитываться то обстоятельство, что ЦА является частью международного сообщества.

Более того, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в сегодняшнем мире, характеризующемся взаимозависимостью стран и народов, нет альтернативы многостороннему сотрудничеству. Это относится и к сфере безопасности: изолированность друг от друга обязательно приведет к тупиковой ситуации.

Дальнейшая интеграция в обеспечении безопасности важна для эффективного противодействия сохраняющимся в регионе угрозам. Проблем, стоящих перед Центрально-Азиатским регионом (как внешних, так и внутренних), очень много, и государства региона должны найти адекватные ответы на эти угрозы. В противном случае ЦА будет продолжать оставаться зоной нестабильности.

5 Козырев Н. ОДКБ и ШОС: возможная роль в развязывании «афганского узла» [http://aoganesyan.interaffairs.ru/ read.php?item=526], 22 декабря 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.