Научная статья на тему 'Безопасность дорожного движения в системе национальной безопасности Российской Федерации'

Безопасность дорожного движения в системе национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / STRATEGY OF NATIONAL SECURITY / ROAD SAFETY / NATIONAL SECURITY / THE FLOW OF TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжный Юрий Николаевич

Исследуются взаимосвязи понятия «безопасность дорожного движения» в структуре национальной безопасности Российской Федерации, анализу совокупности особенностей, характеризующих безопасность дорожного движения с отдельными составляющими национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traffic safety in system of national security of the Russian Federation

The article is devoted to the study of the relationship of the concept of “road safety” in the structure of the national security of the Russian Federation, the analysis of a set of features describing road safety with the individual components of national security.

Текст научной работы на тему «Безопасность дорожного движения в системе национальной безопасности Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

щиися опыт позволяют автору выделить некоторые тенденции дальнейшего развития законодательства:

• негативный сценарий: установление уголовной ответственности за вредительство, спекуляцию, антироссийскую агитацию и пропаганду, непристойное поведение в отношении высокопоставленных лиц;

• более позитивный сценарий: устранение деяний, не соответствующих Конституции РФ, расширение оснований для освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, исключение из УК смертной казни, переименование преступлений небольшой тяжести в уголовные проступки. Все громче раздаются призывы к принятию нового УК РФ. Может быть, такое решение удовлетворило сторонников разных позиций, но необходима тщательная научная разработка подобного проекта с использованием широкого круга ученых, практиков, представителей гражданского общества.

Хотелось бы надеяться, что через 20 лет действия УК РФ возобладает более позитивный сценарий развития законодательства.

1 См. подробнее: Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. И.М. Мацкевича, Н.Г. Кадникова. М., Издательство: Союз криминалистов и криминологов, Криминологическая библиотека, Российский криминологический взгляд. 2015.

2 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический, постатейный) (4-е изд., перераб. и доп.) (под ред. д.ю.н., профессора С.В. Дьякова, д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова). М., «Юриспруденция», 2016.

3 См. подробнее: Кадников Н.Г., Дайшутов М.М. К вопросу о категоризации преступлений в УК РФ //Общество и право. № 3. 2015. С. 56—60.

4 См. подробнее: Кадников Н.Г., Кадников Б.Н., Коробец Б.Н. К вопросу о новеллах уголовного закона в свете теории криминализации и декриминализации //Общество и право. № 3. 2015. С. 60—62.

5 Например, в Ставрополе 2 марта 2016 г. начался процесс над блогером К., который в обсуждении во «ВКонтакте» написал, что «Бога нет». В конце 2015 года ему предъявили обвинение по ч. 1 ст. 148 УК «оскорбление чувств верующих» и направили на психиатрическую экспертизу, которая признала его вменяемым // http://read-news.ru/hot-news/novosti/obshchestvo/12571

УДК 351.81 ББК 67.99(2)

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ КАЛЮЖНЫЙ,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

E-mail: kaluzhniy-y@yandex.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются взаимосвязи понятия «безопасность дорожного движения» в структуре национальной безопасности Российской Федерации, анализу совокупности особенностей, характеризующих безопасность дорожного движения с отдельными составляющими национальной безопасности.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, безопасность дорожного движения, национальная безопасность, дорожное движение.

Annotation. The article is devoted to the study of the relationship of the concept of "road safety" in the structure of the national security of the Russian Federation, the analysis of a set of features describing road safety with the individual components of national security.

Keywords: strategy of national security, road safety, national security, the flow of traffic.

Вопросы, обеспечения безопасности дорожного движения занимают одно из ведущих мест среди национальных приоритетов многих государств. Решение указанных вопросов, напрямую зависит от специфики реализации основных направлений, проводимой государственной политики страны в области безопасности дорожного движения, посредством регулирования правоотношений, в рассматриваемой области, нормативными правовыми актами; координации деятельности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения; проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществления федерального государственного надзора за их исполнением.

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Задача властей — обеспечить эффективность и безопасность дорог для качественной жизни россиян1.

Имеющиеся показатели аварийности наглядно демонстрируют необходимость проведения дополнительной целенаправленной, системной и наступательной работы субъектов управляющего воздействия, ориентированной на снижение количества погибших и раненых в ДТП2. Совершенно очевидно, что необходим поиск новых методов, средств, форм и научных подходов к обеспечению безопасности дорожного движения.

Следует отметить, что в научной литературе наблюдается повышение внимания к безопасности дорожного движения, как одного из направлений развития государства в современных условиях.

Не смотря на то, что в 1997 году Указом Президента Российской Федерации была принята «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»3, в ней вопросы безопасности дорожного движения, не нашли должного отражения. Хотя самостоятельный нормативный правовой акт — Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определял основные направления государственной политики в указанной области.

Основные ориентиры развития государства, были уточнены в 2009 году в Стратегии нацио-

нальной безопасности Российской Федерации, рассчитанной на перспективу до 2020 года4, но общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности Российской Федерации, вследствие изменения политических, экономических, социальных и иных явлений потребовали новых подходов к обеспечению безопасности государства, которые нашли отражение в ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федера-ции5. Анализ основных положений которой позволяет установить, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения представлены: во-первых, реализацией долгосрочной государственной политикой в области национальной обороны путем совершенствования сил и средств транспортной инфраструктуры страны, а во-вторых, разработкой системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в интересах всего нашего общества.

В свою очередь, для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан государство во взаимодействии с институтами гражданского общества улучшает и развивает транспортную инфраструктуру, которая оказывает влияние, в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения, повышает защиту населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, то есть дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В указанной Концепции определены основные пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повы-

шения национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В качестве одного из целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития нашего государства определена безопасность граждан и общества. Отдельной составляющей, которой, конечно же, является безопасность дорожного движения. Кроме того, помимо прямого указания на такое приоритетное направление, как обеспечение безопасности граждан и общества за счет снижения смертности и травматизма в результате ДТП, в Концепции находят закрепление и отдельные мероприятия, направленные на достижение, заявленного целевого ориентира. В частности, связанные с повышением качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и других внешних причин.

Анализ положений рассматриваемой Концепции позволяет установить, что целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, а также такого ключевого направления, как повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Таким образом, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения находят свое отражение в основных нормативных правовых актах, определяющих стратегические, перспективные, долгосрочные ориентиры дальнейшего развития нашего государства, в таких направлениях, как повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. И об этом прямо указано в Концепции, выделяя в качестве приоритетного направления развития транспортной системы — повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения6.

Изложенное, наглядно свидетельствует о рассмотрении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, в структуре комплексной безопасности нашего государства, а также в структуре национальной безопасности, т.е. в совокупности единой, целостной планомерной и системной дея-

тельности, для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны.

В Стратегии определены основные понятия, где под «национальной безопасностью» понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации7.

Существенным дополнением к рассматриваемому понятию, изложенным в Стратегии является указание на то, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Таким образом, в Стратегии подчеркивается, что национальная безопасность включает в себя все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Напомним, что безопасность дорожного движения законодателем определена как состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий8.

Конечно же, безопасность дорожного движения является составной частью национальной безопасности и соответственно критерии, изложенные в понятии национальная безопасность, можно отнести к безопасности дорожного движения, часть из них в широком смысле толкования.

Не вызывает сомнений, что общественные отношения, связанные с безопасностью дорожного движения находятся в тесной взаимосвязи и отношениях взаимообусловленности с такими видами безопасности, указанными в Стратегии, как общественная, транспортная, экономическая и безопасность личности.

Совершенно справедливой является авторская позиция А.Г. Елагина, который утверждает, что такую важную сферу жизнедеятельности, как безопасность (внутренняя, внешняя), нельзя оставлять без внимания со стороны государства. Особенно это касается внутренней безопасности, поскольку, исходя из подсчетов социологов и историков, лишь одна тысячная процента исторического времени была на самом деле занята войнами, остальные угрозы жизнедеятельности — пожары, дорожно-транспортные происшествия, терроризм и т.д. — «дело рук чело-веческих»9.

Несомненно, рассматривая безопасность дорожного движения с позиций национальной безопасности, учитывая риски и угрозы, которые могут возникнуть в процессе реализации общественных отношений в области дорожного движения, их необходимо отнести к внутренним угрозам безопасности государства.

Российской Федерацией проводится целенаправленная государственная политика по обеспечения безопасности дорожного движения с учетом рисков и угроз, связанных с общественными отношениями в области дорожного движения. В частности, безопасность и определенные риски закладываются при проектировании дорог (в зависимости от сцепных качеств дорожного полотна, геометрических параметров автомобильных дорог и др.), поддерживаются в процессе эксплуатации (состояние дорожного покрытия, допустимые скоростные ограничения движения транспортных средств и т.д.), обеспечиваются при изготовлении (транспортные средства, в зависимости от стоимости автомобиля комплектуются системами активной и пассивной безопасности). То есть, на всех этапах жизнедеятельности нашего общества, изначально закладываются определенные риски возникновения негативных последствий в процессе дорожного движения, при несоблюдении его участниками установленных правил (норм). Каковы границы этих рисков, каково приемлемое значение рисков зависит от установленных государством нормативов, требований, приемлемых значений.

Примерное значение риска зависит от уровня экономики страны, отрасли и объекта. Чем выше уровень экономики, культуры безопасности, тем

выше уровень требований общества, предъявляемый к безопасности и ниже уровень приемлемого риска10.

Дорожное движения представляет собой социальное явление, некую совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права, соответственно дорожное движение и его безопасность взаимосвязаны с такими социально-правовыми категориями как общественный порядок и общественная безопасность.

Общественный порядок включает в себя систему общественных отношений, складывающихся в различных областях социальной жизнедеятельности но, прежде всего, в общественных местах.

Процесс движения по дорогам общего пользования, дабы быть безопасным осуществляется в соответствии с определенными правилами. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок движения являются Правила дорожного движения, которые утверждены в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта11. Общественные отношения, относящиеся к безопасности дорожного движения, в основной своей совокупности реализуются в социуме, поэтому безопасность дорожного движения очень тесно взаимосвязана с общественным порядком и общественной безопасностью.

Под общественной безопасностью, понимается система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера12.

Безопасность дорожного движения в структуре национальной безопасности представляется возможным изложить следующим образом: безопасность дорожного движения — общественный порядок — общественная безопасность — национальная безопасность.

Безопасность дорожного движения как социально-правовая категория, затрагивающая специфиче-

скую область общественных отношений, характеризуется совокупностью особенностей.

Во-первых, общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения касаются всех участников дорожного движения.

Во-вторых, одним участникам дорожного движения право участвовать в данном процессе предоставлено с рождения (пассажиры, пешеходы и т.д.). Другие же, имеют право участвовать в дорожном движении только когда им соответствующее право предоставлено Госавтоинспекцией (водитель транспортного средства).

В-третьих, безопасность дорожного движения представляет собой процесс государственного управления совокупностью общественных отношений, урегулированных нормативными правовыми актами, связанными с перемещением людей и грузов, как транспортными средствами, так и вне их по дорогам.

В-четвертых, безопасность дорожного движения зависит от соблюдения участниками дорожного движения определенных правил поведения, закрепленных нормативными правовыми актами, а также от выполнения должностными лицами требований определяемой государством системы правовых, технических, экономических, организационных и иных мер в области дорожного движения.

В-пятых, в области дорожного движения ежегодно совершается десятки миллионов правонарушений, и эта динамика имеет предпосылки к постоянному увеличению, за счет активного внедрения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи13.

В-шестых, на безопасность дорожного движения, непосредственное влияние оказывают некоторые асоциальные явления, такие как управление, транспортным средством лицом, в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, иного).

В-седьмых, целевым назначением процесса дорожного движения является перемещение людей и грузов, в силу чего, с общественными отношениями, связанными с безопасностью дорожного движения взаимосвязаны правоотношения в сфере общественного порядка и безопасности. Соответственно,

в процессе дорожного движения могут происходить нарушения правил оборота объектов и предметов, запрещенных свободным оборотом государства (оружие, наркотические средства и психотропные вещества и т.д.).

В-восьмых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении дорожно-транспортных происшествиях, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

В-девятых, несмотря на проведение в нашей стране значительного комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, ежедневно в сфере дорожного движения возникают негативные последствия в виде гибели или ранении людей, повреждений транспортных средств, сооружений, грузов либо причинения иного материального ущерба.

Выделенные особенности безопасности дорожного движения показывают с одной стороны неразрывную взаимосвязь, рассматриваемой сферы с такими категориями, как общественный порядок и общественная безопасность, а с другой стороны, многогранность общественных отношений, возникающих в области дорожного движения способствует проявлению совокупности условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам и безопасности Российской Федерации.

Материал вычитан, факты, цифры, цитаты сверены с первоисточником.

1 http://www.oprf.ru/files/2014dok/doklad_BDD_ kucherena26022014.doc Общественный доклад «О состоянии дел в сфере организации и безопасности дорожного движения в регионах России». М/, 2014. С. 6.

2 Калюжный Ю.Н., Хромов В.Н. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3. С. 33—36.

3 Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

4 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

5 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

№ 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http:// www.consultant.ru

6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru

7 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г. № 483) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru

8 Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 13 июля 2015 г. № 233-ФЗ) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru.

9 Елагин А.Г. Управление комплексной безопасностью: «человек — руководитель — сотрудник надзорных органов» /А.Г. Ела-

гин. // Труды Академии управления МВД России. 2012 . № 1. С. 49.

10 Фролов К.В., Воробьев Ю.Л., Лаверов Н.П. Безопасность России. Анализ риска и проблем безопасности. Часть 3. Прикладные вопросы анализа рисков критически важных объектов. М.: Знание 2007. С. 816.

11 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 2 ноября 2015 г.) «О Правилах дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru.

12 Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 697 с.

13 В 2014 году было выявлено 31584356 собственников (владельцев) транспортных средств, совершивших правонарушения, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. http://www.gibdd.ru/stat/ Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения.

УДК 34 ББК 67

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: support@mosu-mvd.com

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы борьбы с коррупцией на примере итальянской республики. Проведен анализ и изучен зарубежный опыт борьбы с коррупцией в итальянской республике.

Ключевые слова: коррупция, зарубежный опыт борьбы с коррупцией, организованная преступность, противодействие коррупции, конфискация.

Annotation. The article raises topical issues of fighting corruption on the example of the Italian Republic. Analyzed and studied the foreign experience of combating corruption in the Republic of Italy.

Keywords: corruption, foreign experience of fight against corruption, organized crime, corruption, confiscation.

Опыт Италии в борьбе с коррупцией и организованной преступностью1 активно используется во всех странах Евросоюза. Как заявил в 1994 году в Неаполе на Всемирной конференции по пробле-

ме организованной транснациональной преступности представитель Италии в комиссии ООН по преступности Ди Маджио: «Многие европейские страны отрицают, что для них существует проблема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.