Научная статья на тему 'Безопасность дорожного движения в городском пространстве: опыт теоретико-методологического анализа'

Безопасность дорожного движения в городском пространстве: опыт теоретико-методологического анализа Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
221
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЧИСЛЕННОСТЬ И ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ROAD SAFETY / TRAFFIC ACCIDENT / URBAN SPACE / SIZE AND DENSITY OF POPULATION / URBANIZATION / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абдульзянов Артур Рашидович

В статье представлен анализ теоретико-методологических основ исследования городского пространства. Разработана их авторская классификация с учетом применения данных положений для анализа состояния системы безопасности дорожного движения в современных городах. Обозначены характеристики города, роль структуры городского пространства как основы, определяющие безопасность дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Абдульзянов Артур Рашидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road safety in the urban space: experience of theoretical and methodological analysis

This paper analyses theoretical and methodological foundations of the urban space study. The author has developed their classification taking into account application of these foundations to analyse the road safety system in modern cities. The paper outlines the features of a city, the role of the urban space structure as a basis defining the road traffic safety.

Текст научной работы на тему «Безопасность дорожного движения в городском пространстве: опыт теоретико-методологического анализа»

УДК 303.833.5:656.13/. 142

Абдульзянов Артур Рашидович

кандидат социологических наук,

научный сотрудник Центра семьи и демографии

Академии наук Республики Татарстан

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Abdulzyanov Arthur Rashidovich

PhD in Social Science, Research Associate, Center of Family and Demography, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

ROAD SAFETY IN THE URBAN SPACE: EXPERIENCE OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация:

В статье представлен анализ теоретико-методологических основ исследования городского пространства. Разработана их авторская классификация с учетом применения данных положений для анализа состояния системы безопасности дорожного движения в современных городах. Обозначены характеристики города, роль структуры городского пространства как основы, определяющие безопасность дорожного движения.

Ключевые слова:

безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, городское пространство, численность и плотность населения, урбанизация, теоретико-методологический анализ.

Summary:

This paper analyses theoretical and methodological foundations of the urban space study. The author has developed their classification taking into account application of these foundations to analyse the road safety system in modern cities. The paper outlines the features of a city, the role of the urban space structure as a basis defining the road traffic safety.

Keywords:

road safety, traffic accident, urban space, size and density of population, urbanization, theoretical and methodological analysis.

Система безопасности дорожного движения имеет свою локализацию именно в городской среде. Это связано с тем, что в городе происходит постоянный рост интенсивности дорожного движения, увеличивается количество автомобилей. Именно город локализует в себе проблему учащения дорожно-транспортных происшествий, является центром притяжения туристических и миграционных потоков, аккумулирует в себе проблему взаимодействия пешеходов и водителей, культуры их общения в целом.

Стоит также отметить, что большинство городов в РФ строились в советский период, отличительной чертой которого была невысокая автомобилизация дорог. В настоящее время становится нормой наличие автомобиля у каждого члена семьи. В связи с этим одна из проблем транспортной безопасности состоит в неприспособленности проезжей части дорог и тротуаров к повышенной нагрузке. Это в свою очередь показывает рассогласованность внутри городского пространства, в частности между физическим и социальным пространствами.

Суммируя обозначенные аспекты, считаем необходимым остановиться на аспекте городского пространства. Проведенный теоретико-методологический анализ работ позволяет выделить ряд направлений, в рамках которых проводился анализ города как социального пространства. К первому можно отнести исследования, касающиеся влияния города на психологическое состояние личности. Здесь стоит отметить работы Г. Зиммеля, Ж. Бодрийяра. В частности, Г. Зиммель выделил психологическую основу, на которой проявляется индивидуальность большого города, выраженная в повышенной нервозности городской жизни, источником которой выступает быстрая и непрерывная смена внешних и внутренних впечатлений. Им отмечены такие отличительные особенности города, как увеличение стрессов, расширение анонимной свободы и отчуждения, распад социальных связей [1]. Ж. Бодрийяр, характеризуя город, говорит о том, что все устремления к социальности переходят в отрицательную форму, выражающуюся в безразличии. Он считает, что городское пространство представляет собой атмосферу всеобщего безразличия, в которой каждый вращается на собственной орбите, происходит переход к одностороннему сосуществованию [2].

Безусловно, данные научные изыскания более близки к психологическим аспектам безопасности дорожного движения. Здесь речь может идти о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых виновники проявляли безразличие к пострадавшим, объясняли свое поведение усталостью, депрессивным состоянием. Но мы не рассматриваем данные причины в качестве ведущих в наблюдающихся процессах роста количества дорожно-транспортных происшествий и

снижения уровня безопасности движения в целом. На наш взгляд, негативное влияние психологической составляющей городского пространства на безопасность дорожного движения носит дополнительный характер и не является доминирующим.

В качестве особого направления можно обозначить работы, в которых представлены отличительные характеристики городского пространства. У М. Вебера такими признаками выступили наличие укрепления, рынка, собственного суда, управленческого аппарата, в котором принимали бы участие жители, и корпоративность [3]. Ф. Теннис определял признаки города через сравнение его с сельской общностью. Ученый применил термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничение на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Первое понятие означает общину и применяется к крестьянской деревенской общине. Второе обозначает общество и используется по отношению к индустриальному городскому обществу [4]. Отечественный ученый В.В. Трушков проводил сравнительный анализ между городом и селом и в своих исследованиях отмечал, что стирание имеющихся различий наиболее интенсивно происходит в пригородах [5]. В прикладных исследованиях региональных ученых акцент делается не столько на образе жизни, сколько на факторах, которые формируют социальный портрет жителя в зависимости от места его проживания [6].

Используя данные положения теоретиков социологической мысли, остановимся именно на различии между городом и селом. Относительно безопасности дорожного движения можно утверждать, что различие в этом случае заключается в первую очередь в степени данной безопасности. На наш взгляд, по аналогии с рассмотренными теоретико-методологическими положениями можно провести следующие различия: 1) город представляет пространство с высокой интенсивностью и скоростными потоками дорожного движения; 2) количество дорожно-транспортных происшествий в городской местности выше; 3) обеспечение безопасности дорожного движения должно дифференцироваться в зависимости от численности жителей.

В качестве отдельного направления в изучении социального пространства города можно обозначить работы, связанные с влиянием процесса урбанизации. Л. Вирт ввел в оборот социологической науки понятие «урбанизм». Он считал, что городской образ жизни приводит к ослаблению первичных связей, которые постепенно приобретают фрагментарный и поверхностный характер. Сам процесс урбанизации он характеризует исходя из учета размеров территории, плотности и гетерогенности городского населения. Согласно его позиции, городское пространство определяет психологическое состояние жителей и влияет на социальную структуру населения [7]. В рамках тематики авторского исследования урбанизацию можно рассматривать в качестве причины формирования системы безопасности дорожного движения в целом. Именно рост городов спровоцировал расширение территории городского пространства и увеличение его плотности. Технический прогресс, в свою очередь, предопределил интенсификацию транспортных потоков.

Еще одним направлением изучения пространственных характеристик городов можно признать работы, в которых исследуется структура города и ее влияние на социальную жизнь. Р. Парк и Э. Бёрджесс основной акцент делали на изучении разнообразных социальных патологий в городской среде в зависимости от «концентрических зон». По их мнению, город поделен на несколько зон, каждая из которых имеет свое содержание, а их расположение начинается от внутренней зоны - делового района, включающего магазины, банки, офисы и т. д., и до окраины, в которой проживают люди, совершающие регулярные поездки на работу в город. Зоны также различаются по типу жилья, стоимости земельных участков и престижности [8].

Безусловно, современный город имеет свои функциональные зоны. Однако мы можем говорить о несколько ином их наполнении: промышленная, спальная, пригородная и т. д. В частности, для некоторых городов характерна перегруженность дорожной сети, связанная с теми или иными зонами. Транспортные проблемы в определенных зонах города можно связать и с маятниковыми перемещениями рабочей силы. Стоит также отметить, что в ходе разработки плана модернизации дорожного движения следует учитывать архитектурную особенность городского пространства, плотность и гетерогенность состава населения.

Таким образом, система безопасности дорожного движения локализована в социальном пространстве города, отличительными чертами которого становятся интенсификация скоростных потоков, ускорение темпов автомобилизации дорог, изменение культуры социального взаимодействия основных участников дорожного движения, институциональная трансформация дорожно-транспортной инспекции. Проведенный теоретико-методологический анализ позволил обозначить ряд направлений, которые необходимо учитывать при разработке плана модернизации системы безопасности дорожного движения.

В первое направление включены работы, которые посвящены исследованию влияния городского пространства на психологическое состояние личности и его социальные характеристики. Однако мы придерживаемся мнения, что социально-психологический фактор снижения

безопасности на дорогах и роста числа дорожно-транспортных происшествий носит дополнительный характер и не является ведущим.

Во второе направление вошли работы, в которых производится анализ различий между городом и селом, городским и сельским образом жизни. Применяя данные положения, необходимо особо отметить наличие данных различий, которые через призму безопасности движения выглядят следующим образом. Именно город является центром, локализующим высокую интенсивность дорожного движения, для которого свойственны постоянное увеличение количества автомобилей и рост числа дорожно-транспортных происшествий. Поэтому разработка мер по обеспечению безопасности дорожного движения должна учитывать такой аспект, как плотность и количество городских жителей.

В третье направление считаем необходимым включить работы, в которых особое внимание уделено урбанизации как процессу роста городов. Здесь стоит обозначить такой аспект, как необходимость учета размеров территории, плотности городского пространства, а также роль культуры во взаимодействии горожан, которая определяет образ города и его культурный потенциал.

К четвертому направлению были отнесены работы, затрагивающие вопросы пространственных характеристик города, которые в настоящее время определяют уровень безопасности дорожного движения современных городов.

Ссылки:

1. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3-4 (34). С. 23-34.

2. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Там же. 1997. № 9. С. 107-116.

3. Вебер М. История хозяйства: Город. М., 2001.

4. Теннис Ф. Общность и общество. СПб., 2002.

5. Трушков В.В. Население города и пригорода. М., 1983.

6. Махиянова А.В.: 1) Казань в зеркале социально-экономических преобразований (по итогам социологических исследований в 2008-2014 гг.). Казань, 2014 ; 2) Социальный портрет сельского жителя: методика построения и основные характеристики. Казань, 2015.

7. Вирт Л. Избранные работы по социологии. М., 2005.

8. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 3.

References:

1. Simmel, G 2002, 'Large cities and spiritual life', Logos, no. 3-4 (34), p. 23-34.

2. Baudrillard, J 1997, 'City and hatred', Logos, no. 9, p. 107-116.

3. Weber, M 2001, The history of farming: City, Moscow.

4. Tennis, F 2002, Community and Society, St. Petersburg.

5. Trushkov, VV 1983, The population of the city and its suburbs, Moscow.

6. Mahiyanova, AV 2014, Kazan in the mirror of the socio-economic transformation (on the basis of sociological research in 2008-2014), Kazan; Mahiyanova, AV 2015, Social Portrait of a villager: the method of construction and basic characteristics, Kazan.

7. Wirth, L 2005, Selected Works in Sociology, Moscow.

8. Park, R 2002, 'City as a social laboratory', Sociological Review, vol. 2, no. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.