Научная статья на тему 'Безнадзорность как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации'

Безнадзорность как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2877
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NEGLECT / JUVENILE DELINQUENCY / RUSSIAN FEDERATION / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

В статье исследована проблема безнадзорности как социального явления, детерминирующего подростковую преступность, рассмотрены основные аспекты развития государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGLECT AS FACTOR OF JUVENILE DELINQUENCY INRUSSIANFEDERATION

In the article the problem of neglect is investigational as the social phenomenon of determining juvenile delinquency, the basic aspects of development of public policy of Russian Federation are considered in the field of counteraction of prophylaxis to neglect.

Текст научной работы на тему «Безнадзорность как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации»

С.А. Бражников,

кандидат исторических наук

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

NEGLECT AS FACTOR OF JUVENILE DELINQUENCY INRUSSIANFEDERATION

В статье исследована проблема безнадзорности как социального явления, детерминирующего подростковую преступность, рассмотрены основные аспекты развития государственной политики Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности.

In the article the problem of neglect is investigational as the social phenomenon of determining juvenile delinquency, the basic aspects of development ofpublic policy of Russian Federation are considered in the field of counteraction of prophylaxis to neglect.

Актуальность темы настоящей статьи определяется значимостью, которую в настоящее время имеет проблема противодействия безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних в нашей стране.

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года, рассматривает безнадзорность в качестве одной из непосредственных причин увеличения количества несовершеннолетних преступников. При этом предупреждение безнадзорности, выявление и устранение причин и условий, ей способствующих, включено разработчиками данного документа в число основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам (абз. 5 подп. «б» п. 28).

Следует отметить, что проблемные вопросы влияния безнадзорности на формирование и развитие криминальной активности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, в последнее время получили определенную проработку,

прежде всего, в рамках криминологических и социологических исследований.

Так, представляются интересными научные результаты, полученные Ю.Р. Орловой, которая отмечает, что подростковая безнадзорность имеет различные причины возникновения, формы проявления, а также тяжесть последствий, к которым приводит ее существование. Она выступает условием негативного влияния на несовершеннолетних со стороны лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, а также обстоятельством, способствующим вовлечению детей и подростков в совершение противоправных деяний и преступлений. Безнадзорность, выступая в качестве криминогенного фактора в механизме преступного поведения несовершеннолетнего, может оказывать непосредственное влияние на формирование противоправной ориентации его личности, возникновение преступного умысла, принятие решения о совершении преступления. Обнаруживается достаточно тесная связь между безнадзорностью детей и подростков, их личностным поведением и преступной деятельностью [1. — С. 10].

О.А. Третьякова также рассматривает безнадзорность как один из факторов преступного поведения, который при наличии определенных обстоятельств (воздействии среды) становится реально действующим, при этом среда может как усиливать, так и тормозить его проявление [2. — С. 8].

О.П. Колударова полагает, что детская и подростковая безнадзорность является одной из причин девиантного и незаконопослушного поведения несовершеннолетних. Она выделяет криминологически значимые для изучения личности безнадзорного подростка причины, которые способствуют совершению им общественно опасных деяний: социально-экономические (трудное материальное положение, отсутствие жилья, пребывание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.); социально-педагогические (невнимание родителей и педагогов к проблемам ребенка, конфликтные ситуации в семье и школе и др.); психолого-педагогические (различный уровень доступа к образованию, отрицательная установка подростка на учебу, негативный опыт отношений в школьном коллективе и др.) [3. — С. 4, 17].

Среди социологических исследований по данной тематике можно выделить работы Д.К. Гайфуллина [4], Ю.В. Игнатенко [5], М.В. Литвякова [6] и др.

Вышеназванные и другие авторы, безусловно, внесли существенный вклад в разработку проблем взаимосвязи безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних. Вместе с тем анализ массива имеющейся междисциплинарной литературы, научных публикаций показал, что развитие подростковой безнадзорности как социального явления в условиях становления новой российской государственности, а также деятельности органов государственной власти по противодействию безнадзорности исследовано лишь фрагментарно.

Целью настоящей статьи является анализ положений нормативных правовых актов и руководящих документов, характеризующих криминогенный потенциал безнадзорности и отражающих основные аспекты формирования и последующего функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.

Начало комплексного решения проблем предупреждения безнадзорности и правонар у-шений несовершеннолетних в условиях интенсивного их нарастания было положено Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», определившим перечень

субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, а также их первоочередные задачи.

Органы государственной власти были нацелены на разработку принципиально новой системы предупреждения правонарушений и безнадзорности среди детей, подростков и молодежи, создание сети государственных и общественных организаций по социальной защите и коррекции поведения этой категории населения.

Программно-планирующими документами на государственном уровне предусматривались общие и специальные мероприятия, направленные на решение проблем, связанных с безнадзорностью и высоким уровнем правонарушений среди детей и подростков, акцентировалось общественное внимание на этих вопросах.

Реализация основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей предусматривала решение задач, связанных с поддержкой подростков, находящихся в особо трудных обстоятельствах и, в частности, создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [7].

Практика деятельности правоохранительных органов показывала, что безнадзорные подростки, как правило, занимаются мелким воровством, бродяжничеством, попрошайничеством, систематически употребляют алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества. Они зачастую оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.

В подростковой среде отмечалось резкое обострение криминальной ситуации. Ухудшалась качественная структура преступности несовершеннолетних (имел место рост числа умышленных убийств, грабежей, разбойных нападений, тяжких телесных повреждений). Появлялось все больше бездомных подростков. Система предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних функционировала в целом неэффективно. Только к концу 1994 года удалось приостановить практику ликвидации и прекращения работы комиссий по делам несовершеннолетних, выступавших головными органами координации и контроля деятельности всех учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Вместе с тем комиссии, являясь государственным органом, функционировали в основном на общественных началах, без штатных работников, что практически блокировало их деятельность в сложившихся социальных условиях. Серьезно осложнял ситуацию курс на свертывание деятельности милиции по предупреждению безнад-

зорности и преступности несовершеннолетних, хотя потенциал ее профильных подразделений являлся наиболее высоким среди всех учреждений профилактики [8].

Кроме того, следует отметить, что в нарастающей волне безнадзорности несовершеннолетних крайне негативную роль сыграли отдельные положения Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании», создавшие условия для отчисления из школ так называемых «трудных» подростков (этому способствовало снятие осуществлявшегося ранее государственного контроля за отчислением учащихся).

Руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации связывало рост безнадзорности, вызванной семейным неблагополучием и жестоким обращением с детьми, с повышением уровня групповой преступности несовершеннолетних [9].

Анализ обзорной информации, содержащейся в ряде Федеральных целевых программ «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», реализованных в Российской Федерации в период становления государственной системы противодействия криминализации подростковой среды, показывает, что подавляющее большинство несовершеннолетних утратили семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, в которых не обеспечивались минимально необходимые условия для жизнедеятельности и нормального развития.

Проблема безнадзорности несовершеннолетних в прямой постановке была обозначена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 года «Общими силами — к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». Ее решение было взято под контроль лично Президентом Российской Федерации.

В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 1998 года №2389-П ГД «О критической ситуации с детской безнадзорностью» ситуация, сложившаяся в нашей стране с детской безнадзорностью, названа одной из главных проблем детства. Согласно приведенным в этом документе статистическим данным, в 1998 году в Российской Федерации насчитывалось 573 тыс. подростков, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных детей, подростков без определенного места жительства, беженцев, вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей, нигде не учащихся и не работающих.

Изучение проблемных вопросов, связанных с социальной дезадаптацией несовершеннолетних, проведенное Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, показало, что безнадзорность тесно связана с такими явлениями, как уклонение подростков от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение [10].

В письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 15 сентября 1998 года указывалось, что рост числа безнадзорных и беспризорных детей является одним из основных факторов, способствующих развитию негативных тенденций преступности несовершеннолетних. В этом документе приведены данные о том, что ежегодно более 40 тыс. подростков уходят из семьи, бродяжничают, совершают противоправные деяния. Каждый четвертый несовершеннолетний, совершивший преступление, проживает в семье, где родители злоупотребляют алкогольными напитками, не занимаются воспитанием детей, не обеспечивают должного контроля за их поведением, способствуя тем самым вовлечению их в противоправную деятельность [11].

Важнейшим событием, имеющим стратегическое значение в сфере противодействия подростковой безнадзорности, стало принятие и вступление в силу Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», определившего основные принципы и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также основные направления их деятельности.

В соответствии с названным федеральным законом были разработаны и утверждены подзаконные нормативные правовые акты и руководящие документы, составляющие правовую основу деятельности органов внутренних дел и иных субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: приказы МВД России от 26 мая 2000 года №569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», от 2 апреля 2004 года №215 «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», от 15 октября 2013 года №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», от 1 сентября 2012 года №839 «О совершенствовании деятельности центров вре-

менного содержания для несовершеннолетних правонарушителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года №995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» и др.

Вместе с тем разработка законодательной основы недостаточно способствовала кардинальному улучшению криминальной ситуации в подростковой среде.

Участники парламентских слушаний «Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России», состоявшихся в декабре 2001 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, отмечали, что, несмотря на принятые меры по активизации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, преодолеть тенденцию их нарастания не удалось. Беспризорные подростки не в состоянии самостоятельно осуществлять свои конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, иные права. Данную функцию должно выполнять государство. У безнадзорных несовершеннолетних, лишенных заботы родителей, общества и государства, формируется стереотип противоправного поведения, отчуждение от жизнеутверждающих ориентиров, общепризнанных духовно-нравственных ценностей. Безнадзорность и беспризорность подростков выступают питательной средой для роста преступности в стране, а с учетом численности беспризорных и безнадзорных детей (по экспертным оценкам — до 3 млн. человек) представляют реальную угрозу национальной безопасности России [12].

В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о результатах его деятельности в 2001 году был сделан акцент на чрезвычайную остроту проблемы, связанной с детской (подростковой) преступностью. Он отмечал, что, хотя статистические данные свидетельствует об определенном снижении преступности несовершеннолетних, реальное положение очень тревожное. Огромное число детей и подростков, проживающих в неблагополучных семьях, интернатных учреждениях, приютах, безнадзорных и беспризорных, употребляющих алкогольные напитки и наркотики, — реальная основа для роста преступности, питательная среда для деятельности экстремистских организаций [13].

В Концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007—2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 года №79-р, при обосновании соответствия ее целей

приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации было указано на то, что семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей являются причинами ранней криминализации последних. Приведенные в данном документе статистические данные свидетельствовали об устойчивом росте преступности несовершеннолетних (в 2003 году ими совершено 145,4 тыс. преступлений; в 2004 году

— 154,4 тыс.; в 2005 году — 154,7 тыс.).

Проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграции с обществом рассматривались разработчиками указанной концепции в числе приоритетных задач деятельности органов власти всех уровней, всего общества.

В Рекомендациях об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми, разработанных и направленных на места в 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации, одной из наиболее значимых причин подростковой безнадзорности, совершения несовершеннолетними противоправных деяний названо насилие в семье, а также уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей [14].

В Государственном докладе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о положении детей и семей, имеющих детей, в 2013 году подчеркнуто, что поиск путей снижения уровня преступности среди молодежи, повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом. В качестве негативных тенденций развития преступности несовершеннолетних в последнее время в данном документе выделены следующие: увеличение числа подростков, совершивших преступления в составе группы (в 2011 году — 1,96 тыс. человек, в 2012 году — 1,81 тыс., в 2013 году — 1,94 тыс.) и группы лиц по предварительному сговору (в 2011 году — 25,97 тыс. человек, в 2012 году — 22,74 тыс., в 2013 году — 23,36 тыс.); рост количества несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (в 2011 году

— 7,2 тыс. человек, в 2012 году — 8,3 тыс.; в 2013 году — 8,4 тыс.); увеличение количества подростков, совершивших преступления повторно (в 2011 году — 12,96 тыс. человек, в 2012 году — 12,94 тыс., в 2013 году — 14,08 тыс.).

В настоящее время стратегической основой противодействия безнадзорности несовершеннолетних является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе-

дерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, которая предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения — повышение эффективности государственной поддержки семьи, в том числе путем укрепления системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидации действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы.

Проведенное в рамках настоящей статьи исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

На законодательном уровне, а также в подзаконных нормативных правовых актах и иных официальных документах исполнительно-распорядительных органов безнадзорность в большинстве случаев позиционируется как причина, а правонарушения и преступность несовершеннолетних — как следствие этой причины.

Безнадзорность является крайне негативным социальным явлением, обладающим огромным криминогенным потенциалом. Ее необходимо расценивать и учитывать в соответствующих условиях как один из основных детерминантов противоправного поведения детей и подростков.

На общегосударственном уровне безнадзорность объективно выступает фактором, во многом определяющим состояние и развитие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлова Ю.Р. Криминологическое изучение безнадзорности несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2004. — 29 с.

2. Третьякова О.А. Предупреждение безнадзорности и преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — Рязань, 2005. — 24 с.

3. Колударова О.П. Производство по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (отдельные вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. — Ижевск, 2011. — 26 с.

4. Гайфуллин Д.К. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. — Казань, 2012. — 26 с.

5. Игнатенко Ю.В. Детская безнадзорность как социальная проблема современного российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. — Уфа, 2009. — 23 с.

6. Литвяков М.В. Социализация безнадзорных подростков в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. — Новочеркасск, 2007. — 175 с.

7. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей): Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года №942 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №38. — Ст. 3669.

8. О неудовлетворительном функционировании государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних: письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 1-ГП-79-97 // Образование в документах. — 1997. — №19.

9. О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних: указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 августа 1997 года №53/21, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 августа 1997 года №1/12597 // СПС «КонсультантПлюс».

10. О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми: решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19 мая 1998 года №7/2 // Вестник образования. — 1998. — №11—12.

11. Об аналитических материалах «Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации в 1997 году»: письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 15 сентября 1998 года №15/329-6 // Образование в документах. — 1998. — № 21—22.

12. О парламентских слушаниях «Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России»: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 2001 года №389-СФ // Парламентская газета. — 2001. — 26 дек.

13. О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году: доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. — 2002. — 22 июня, 25 июня, 18 июля.

14. Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2009 года №06-224 // Вестник образования. — 2009 — №12.

REFERENCES

1. Orlova Yu.R. Kriminologicheskoe izuchenie beznadzornosti nesovershennoletnih: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. — M., 2004. — 29 s.

2. Tretyakova O.A. Preduprezhdenie beznadzornosti i prestupleniy nesovershennoletnih: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. — Ryazan, 2005. — 24 s.

3. Koludarova O.P. Proizvodstvo po ugolovnyim delam v otnoshenii beznadzornyih nesovershennoletnih podozrevaemyih, obvinyaemyih (otdelnyie voprosyi teorii i praktiki): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.09. — Izhevsk, 2011. — 26 s.

4. Gayfullin D.K. Beznadzornost i besprizornost nesovershennoletnih v rossiyskom obschestve: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. — Kazan, 2012. — 26 s.

5. Ignatenko Yu.V. Detskaya beznadzornost kak sotsialnaya problema sovremennogo rossiyskogo obschestva: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. — Ufa, 2009. — 23 s.

6. Litvyakov M.V. Sotsializatsiya beznad-zornyih podrostkov v usloviyah transformatsii rossiyskogo obschestva: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. — Novocherkassk, 2007. — 175 s.

7. Ob utverzhdenii Osnovnyih napravleniy gosudar-stvennoy sotsialnoy politiki po uluchsheniyu polozheni-ya detey v Rossiyskoy Federatsii do 2000 goda (Natsionalnogo plana deystviy v interesah detey): Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 14 sentyabrya 1995 goda №942 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 1995. — №38. — St. 3669.

8. O neudovletvoritelnom funktsionirovanii gosu-darstvennoy sistemyi profilaktiki pravonarusheniy nesovershennoletnih: pismo Generalnoy prokuraturyi Rossiyskoy Federatsii ot 17 iyunya 1997 goda № 1-GP-79-97 // Obrazovanie v dokumentah. — 1997. — №19.

9. O dopolnitelnyih merah po preduprezhdeniyu gruppovoy i organizovannoy prestupnosti nesovershennoletnih: ukazanie Generalnoy proku-raturyi Rossiyskoy Federatsii ot 25 avgusta 1997 goda №53/21, Ministerstva vnutrennih del Ros-siyskoy Federatsii ot 21 avgusta 1997 goda №1/12597 // SPS «KonsultantPlyus».

10. O rabote tsentrov psihologo-pedagogicheskoy i mediko-sotsialnoy pomoschi s beznadzornyimi detmi: reshenie Kollegii Ministerstva obschego i professionalnogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 19 maya 1998 goda №7/2 // Vestnik obrazovaniya. — 1998. — №11—12.

11. Ob analiticheskih materialah «Sostoyanie prestupnosti nesovershennoletnih v Rossiyskoy Fed-eratsii v 1997 godu»: pismo Ministerstva obschego i professionalnogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 15 sentyabrya 1998 goda №15/329-6 // Obrazovanie v dokumentah. — 1998. — № 21—22.

12. O parlamentskih slushaniyah «Detskaya beznadzornost i besprizornost kak odin iz faktorov ugrozyi natsionalnoy bezopasnosti Rossii»: Post-anovlenie Soveta Federatsii Federalnogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii ot 5 dekabrya 2001 goda №389-SF // Parlamentskaya gazeta. — 2001. — 26 dek.

13. O deyatelnosti Upolnomochennogo po pra-vam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii v 2001 godu: doklad Upolnomochennogo po pravam che-loveka v Rossiyskoy Federatsii // Rossiyskaya gazeta. — 2002. — 22 iyunya, 25 iyunya, 18 iyulya.

14. Ob organizatsii v sub'ektah Rossiyskoy Fed-eratsii rabotyi po profilaktike zhestokogo obrascheniya s detmi: pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 10 marta 2009 goda №06-224 // Vestnik obrazovaniya. — 2009 — №12.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бражников Сергей Александрович. Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат исторических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: 9525557070@mail.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-97.

Brazhnikov Sergey Aleksandrovich. Senior lecturer of the chair of Administrative Activities of Internal Affairs. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: 9525557070@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-95. Ключевые слова: безнадзорность; преступность несовершеннолетних; Российская Федерация. Keywords: neglect; juvenile delinquency; Russian Federation. УДК 343.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.