Научная статья на тему 'Беспризорность на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы'

Беспризорность на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ПРАВО / ПОДРОСТКИ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕСПРИЗОРНИК / ДЕТСКИЙ ДОМ / CHILDREN'S HOME / THE SOVIET RIGHT / TEENAGERS / HOMELESSNESS / THE HOMELESS CHILD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Билим Наталья Николаевна

Статья посвящена правовым аспектам ликвидации беспризорности в СССР в 1920-1930 гг. Показаны особенности советского права, дан анализ советской правовой системы защиты детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted legal aspects of liquidation of homelessness in the USSR in 1920-1930 features of the Soviet right Are shown, the analysis is given. The Soviet legal system of protection of children and teenagers

Текст научной работы на тему «Беспризорность на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы»

Билим Наталья Николаевна

кандидат исторических наук,доцент, профессор кафедры общеправовых дисциплин Хабаровского пограничного института ФСБ России

(e-mail: ota12@ya.ru)

Беспризорность на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы

Аннотация

Статья посвящена правовым аспектам ликвидации беспризорности в СССР в 1920-1930 гг Показаны особенности советского права, дан анализ советской правовой системы защиты детей и подростков.

Annotation

Article is devoted legal aspects of liquidation of homelessness in the USSR in 1920-1930 features of the Soviet right Are shown, the analysis is given. The Soviet legal system of protection of children and teenagers

Ключевые слова: советское право, подростки, беспризорность, беспризорник, детский дом.

Key words: the Soviet right, teenagers, homelessness, the homeless child, Children's home.

Социальные, экономи-

ческие кризисы и войны порождают множество негативных последствий. В их числе и беспризор-

ность несовершеннолетних, характеризующаяся отсутствием у ребенка одновременно родителей (или лиц их заменяющих) и места постоянного проживания [1]. Она тесно связана с безнадзорностью - отсутствием воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Причинами этого явления могут быть и обстоятельства, связанные с проблемами в семье.

Одним из негативных результатов мировой и гражданской войн, иностранной интервенции и послевоенной разрухи в нашей стране и стали эти явления. Огромные массы детей и подростков, потерявших в эти суровые годы родителей и родных, бродили по стране в поисках пропитания и жилья. Многие из них пополняли ряды грабителей, бандитов, убийц. Число уголовные дела, заведённые на беспризорных, стремительно увеличивалось. Если в 1920 г. их было 12500, то в 1925 г уже 32635 [2]. В 1920-е гг. на рост количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков влиял низкий уровень жизни значительной части граждан, безработица

взрослого населения и неспособность вследствие этого достойно содержать детей в семье. В результате широкое распространение получили серьёзные болезни среди детей и подростков: туберкулёз, трахома, тиф и т.д. Для скорейшего решения этих проблем необходимы были усилия не только партийно-государственных органов, но и всего общества.

После окончания гражданской войны и иностранной интервенции государство приступило к созданию системы защиты детей и подростков. В январе 1921 г решением ВЦИК РСФСР была создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомисссия), председателем которой был назначен Ф.Э. Дзержинский. Тогда же в приказе по ВЧК № 23 разъяснялись причины ее создания и задачи ВЧК: "Положение детей, особенно беспризорных, тяжелое, несмотря на то, что советская власть не щадила для этого ни средств, ни сил <...>. Сейчас <...>, когда вздохнув легче на внешних фронтах, советская власть может со всей энергией <...> обратить свое внимание в первую очередь на заботу о детях - этой будущей нашей опоре коммунистического строя"[3]. Совершенно не случайно, что именно ВЧК было поручено возглавить эту работу. Во-первых, председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский был инициатором создания этого учреждения, во-вторых, по его

ІЗ

мнению, аппарат ВЧК был одним из наиболее чётко работающих государственных органов.

При решении этой проблемы следовало учитывать и региональный аспект. На местах в 1920-е гг. правотворчеством занимались революционные комитеты, местные Советы, исполкомы и их отделы, профсоюзы. Местные Советы, конечно, поводили политику государства. Но в силу того, что декреты Советской власти медленно доходили до мест, Советы на местах получили право издания нормативных актов. Такие нормативные акты заполняли существовавшие в праве пробелы [4].

Поскольку гражданская война и иностранная интервенция закончились на Дальнем Востоке позже (ноябрь 1922 г.), конституционные нормы, закрепляющие права молодёжи на образование, труд и отдых, создание общественных организаций стали применяться после вождения региона в состав РСФСР. На первый план выступали две первоочередные задачи: ликвидация неграмотности и малограмотности среди подрастающего поколения и борьба с беспризорностью и безнадзорностью. Губернские комитеты создавали комиссии по делам несовершеннолетних и открывали детские дома. Деткомиссия РСФСР предложила женотделам и губернским отделам народного образования увеличить штат сотрудников для юридической защиты детей[5]. В соответствии с приказом ВЧК № 23 губернские чрезвычайные комиссии вместе с отделами народного образования и др. назначали для этой работы ответственного руководителя.

Для решения проблемы кроме Деткомиссии в стране действовали различные общественные организации. Весной 1924 г. собрание учредителей Дальневосточного Общества Друзей Детей принимает решение о создании в регионе общества (ДОДД). Целью его была борьба "с детской беспризорностью, нуждой и нищетой во всех ее проявлениях", содействие органам государственной власти по правовой защите детей и пр.[6] На заседании был разработан проект Устава и избран Временный Совет. Среди важнейших вопросов, которыми призвано было заниматься общество, было и интернациональное воспитание (здесь проявились этнические и национальные особенности Дальнего Востока) -"сближение детей разных стран и национальностей между собой" [7].

Деятельность партийно-государственного руководства Дальнего Востока базировались на документах, принятых правительством страны. В сентябре 1926 г. в Госплане РСФСР был подготовлен проект дополнительного трехлетнего

плана борьбы с беспризорностью. Он стал основой постановления СНК РСФСР. Документ содержал основные направления работы по ликвидации беспризорности в стране и задания наркоматам и ведомствам страны по их реализации. Особое внимание было обращено на работу на местах. А в ноябре 1926 г., во исполнение правительственного документа, Далькрайисполком принимает постановление № 19-3-3, которым были определены меры борьбы с беспризорностью в крае на три года. Подростки, находившиеся на улице, нуждались в определении в заботе государства. С улицы их нужно было определять в детские учреждения. Однако детских домов в регионе не хватало. Достаточных средств на строительство новых в крае не было, да и времени тоже. Необходимо было решить эту проблему в короткий срок. Поэтому часть детей из детских домов предполагалось передавать на воспитание в крестьянские семьи. А освободившиеся места должны были пополняться беспризорниками. На это Деткомиссией было отпущено 23 000 руб. В 1926-1927 гг. на эти средства планировалось расширение сети краевых сельскохозяйственных колоний для подростков на 60 чел; открытие детприёмника в г. Хабаровске на 50 чел., как за счёт средств краевого Совета ДОДД, так и, частично, за счёт средств Деткомиссии. На 1927/ 28 и 1928/29 учебные годы намечалось создание в Дальневосточном крае специального учреждения для трудновоспитуемых подростков. Кроме того, в документе отмечалась необходимость открытия школы для слепых детей, т.к. дети этой категории (т. е. инвалиды) до сих пор не были обслужены. А также обращено внимание на расширение существующих школ глухонемых [8]. Для их обучения и воспитания открывались специализированные школы. Всего в крае их было 2 с числом учащихся в 1925/26 учебном году 40 чел., а в 192728 учебном году 76 чел. [9]

Для беспризорников существовало несколько типов учреждений - детские приёмники, детские дома, трудовые колонии, колонии для трудновоспитуемых, детские ночлежки. За три года (1925-1928) число таких учреждений в регионе возросло с 22 до 62. Общее число воспитанников в них в 1925/26 учебном году составило 2453 чел., в 1927/28 учебном г. - 1798 чел. [10].

В 1932 г. в крае была создана Юхтинская детская трудовая коммуна (около г. Свободный), а в 1935 г. - детская трудовая коммуна на о. Рейнике (около г. Владивосток). Юхтинская трудовая коммуна была признана лучшим

______________________________________14

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)

учреждением такого типа в крае. Число воспитанников, которое она могла вместить - 500. В коммуне на о. Рейнике могли воспитываться 60 чел., в дальнейшем - 150 чел. Но эти учреждения предназначались только для мальчиков. Для девочек, которых по предварительным данным насчитывалось в крае 100 чел., такого учреждения не было. Необходимо было срочно его создать. Общее положение с детскими домами в крае в 1935 г. было признано неудовлетворительным, однако лучше, чем в 1932 и 1933 г. Улучшилось санитарное состояние детских учреждений, однако общее состояние зданий требовало капитального ремонта. Не всё благополучно было и с воспитательной работой в них [11].

Все же желание изменить свою жизнь было у многих бывших правонарушителей. В 1935 г. в связи с 3-летием Юхтинской трудовой коммуны начальник Хабаровского УНКВД Т. Д. Дерибас ходатайствовал о досрочном освобождении трёх воспитанников коммуны и снятии с них судимости [12].

При распределении мест в дома отдыха, санатории, пионерские лагеря обязательно учитывались интересы подростков, которые воспитывались в детских домах. В июне 1937 г., например, Бюро Дальневосточного Краевого Комитета ВЛКСМ провело распределение мест во всесоюзный пионерский лагерь "Артек". На Хабаровский областной комитет ВЛКСМ было

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА выделено три путевки, из них одна для воспитанника детского дома, то же самое и для Амурского областного комитета комсомола [13].

В результате предпринимаемых Советским государством активным мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности детей и подростков, значительная их часть была удалена с улиц, обеспечена питание, одеждой, получила образование и трудовые навыки в детских учреждениях или через систему патроната.

1.Большая Российская Энциклопедия. Т. 3. М., 2005.

2. См. Гладыш С.Д. Дети большой беды. М., 2004. С. 6

3.ЦА ФСБ. Ф. 66. Оп. 1. Д. 102. Л. 30.

4. См.: Источники Российского права. Вопросы теории и истории. Уч. пособие. М., 2009.

5.Гладыш С. Д. Указ соч. С. 13.

6.РГИА ДВ. Ф. р. 2413. Оп. 4. Д. 633. Л. 13.

7. Там же.

8. Там же. Д. 15., Л. 179.

9. Там же.

10. Дальневосточный край в цифрах. Хабаровск, 1929. С.53.

11.ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 2. Д. 791. ЛЛ. 371, 372.

12. Там же. Л. 367.

13.ГАХК. Ф. 618. Оп. 1. Д. 313. Л. 283.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.