УДК 618.177:616-036.2(571.54)
М.П. Ринчиндоржиева, А.В. Борголов, Л.Н. Лебедева, З.Ю. Даржаев, Л.В. Сутурина
БЕСПЛОДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ГУЗ Республиканский перинатальный центр (Улан-Удэ) ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН (Иркутск)
В работе представлены результаты анализа заболеваемости бесплодием в современных экологических условиях Республики Бурятия.
Ключевые слова: бесплодие, экология
INFERTILITY IN BURJATIJA REGION AND ECOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ENVIRONMENT
M.P. Rinchindorzhieva, A.V. Borgolov, L.N. Lebedeva, Z.Ju. Darzhaev, L.V. Suturina
Republic Center of Perinatology, Ulan-Ude Scientific Center of Medical Ecology ESSC SB RAMS, Irkutsk
In the article the results of analysis of infertility case rate in modern ecological conditions of Buryat Region are presented.
Key words: infertility, ecology
Как показали исследования ГУ Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (Москва), за последние 5 лет значительно выросла частота гинекологических заболеваний среди женщин репродуктивного возраста, в том числе и бесплодия на 43 %. Бесплодие в России должно рассматриваться как государственная проблема, вследствие его значительного влияния на демографические показатели в стране. Известно, что если частота бесплодных браков достигает или
превышает 15 % (критический уровень), то проблема бесплодия в этом случае приобретает государственное значение. По данным исследователей частота бесплодных браков в нашей стране составляет 15—19 % и имеет тенденцию к росту. В России частота бесплодия значительно превышает критический уровень ВОЗ и наблюдается у 4,5 — 5 млн. Более того, сравнительные исследования, оценивающие частоту бесплодия в различных субпопуляциях России, красноречиво демонстриру-
ют неблагоприятное воздействие экологического неблагополучия на частоту бесплодия [4].
Традиционно и оправданно в структуре бесплодного брака выделяют эндокринные формы бесплодия — 30 — 40 %, трубно-перитонеальное бесплодие — 50 — 60 %, сочетанные формы бесплодия — 20 — 30 % [1, 6].
Долгое время бесплодие считалось чисто женской проблемой, что во многом обусловило интенсивное изучение этого вопроса и успехи, достигнутые в области его диагностики и лечения. Вместе с тем, правильно рассматривать проблему в контексте бесплодного брака, выделяя женские, мужские и сочетанные факторы бесплодия. Известно, что доля женского и мужского факторов в структуре бесплодного брака приблизительно равны.
Прежде чем сделать всестороннее заключение относительно причины бесплодия, следует рассмотреть возможное влияние географических и социально-экономических факторов. Впервые на связь между возрастанием риска бесплодия и увеличением показателей загрязненности окружающей среды обратил внимание Е. Саг^еп с соавторами в 1992 г. [6].
Гипотеза экологической обусловленности ухудшения состояния здоровья и сокращения продолжительности жизни населения России активно обсуждается в последние десятилетия различными специалистами (Ю.П. Гичев, Б.Б. Прохоров, А.Б. Рященко, А.Б. Косолапов и др.), в том числе — и акушерами-гинекологами [2].
Результаты многолетнего изучения воздействия различных загрязняющих веществ на состояние репродуктивного здоровья женщин сотрудниками Научно-исследовательского института акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта позволили сформулировать основные положения нового научного направления — «экологической репро-дуктологии», которое продолжает интенсивно развиваться [1, 6].
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использованы официальные данные по заболеваемости бесплодием министерства здравоохранения Республики Бурятия статистки за 2001 —2005 гг. и данные Доклада Комитета природных ресурсов по республике Бурятия о состоянии окружающей природной среды и природоохранной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Несмотря на то, что в последнее десятилетие в регионе Восточной Сибири наблюдается устойчивая тенденция к снижению суммарных выбросов загрязняющих веществ, в ряде территорий регистрируется загрязнение окружающей среды свинцом, ртутью, ДДТ, диоксинами, ПХБ и другими веществами [5], что требует оценки значимости вклада данных факторов в изменение состояния репродуктивного здоровья населения. По данным Доклада Комитета природных ресурсов по республике Бурятия о состоянии окружающей природ-
ной среды и природоохранной деятельности экологическое состояние окружающей среды в республике является сложным. Высоки уровень загрязнения атмосферного воздуха в большинстве городов республики, уровень антропогенного воздействия на озеро Байкал, неэкологичность большинства промышленных предприятий республики, высок уровень техногенных нагрузок [3].
Наибольшее количество выбросов от стационарных источников загрязнения (Гусиноозерская ГРЭС, Улан-Удэнская ТЭЦ-1, Тимлюйская ТЭЦ) отмечается в развитых в промышленном отношении районах: Селенгинский, Кабанский, Северобайкальский. Доля этих районов в общем объеме эмиссии загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Республике Бурятия составляет 62,5 %. В Селенгинском районе увеличились выбросы за счет увеличения отпуска тепловой электрической энергии ГО ГРЭС. Также увеличились выбросы в Селенгинском, Тункинском, Мухоршибирском и Окинском районах.
Экологически чистые площади сельскохозяйственных угодий — Кяхтинский, Курумканский, Кижингинский, Еравнинский, к более загрязненным относятся — Хоринский, Мухоршибирский, Бичурский. Сельскохозяйственных угодий с высоко опасной и чрезвычайно-опасной степенью загрязнения тяжелых металлов в Республике Бурятия нет.
Оценка химического загрязнения почв, динамика выбросов в атмосферный воздух г. Закамен-ска, оценка загрязнения химическими веществами поверх вод р. Модонкуль показывают, что зона загрязнения г. Закаменска является опасной и экологическая ситуация здесь оценивается как чрезвычайное и экологическое бедствие. Данные по содержанию тяжелых металлов в продуктах питания показывают, что в них накапливаются тяжелые металлы — молибден (превышение N в 1140 — 7140 раз), медь, хром и цинк (загрязнение г. Закаменска сульфидными промежуточными продуктами Джидинского вольфрамового комбината).
По мнению Ю.П. Гичева [2], вследствие возрастающего загрязнения окружающей среды может происходить перераспределение энергии в основном в сторону обеспечения адаптации организма к неблагоприятным условиям окружающей среды и выживание человека происходит за счет использования энергии, необходимой для осуществления репродуктивной функции.
Данная гипотеза имеет право на существование и подтверждается данными о распространенности бесплодия в экологически загрязненных районах республики Бурятия. Так, в 2 раза по сравнению с 2001 г. выросла заболеваемость женским бесплодием в Кабанском, Хоринском районах и в г. Улан-Удэ, в 1,5 раза в Бичурском районе. Имеется тенденция к росту женского бесплодия в экологически неблагоприятных районах — Джидин-ский, Закаменский, Тункинский. В целом, по республике Бурятия, отмечается рост заболеваемости женским бесплодием на 21 % за последние 5 лет
140 120 100 80 60 40 20 0
2000 г 2001 г 2002 г 2003 г 2004 г
—О— Показатели распростр. —Показатели забол.
Рис. 1. Динамика показателей распространенности и заболеваемости бесплодием женщин в республике Бурятия.
8 т
7
7 -6 -5 -4 -3 -
1,9
2.1 1,5
1 -0 -
2,1
2,2
0,2
2000 г 2001 г 2002 г 2003 г
В Показатели распростр. 0 Показатели забол.
2004 г
Рис. 2. Динамика показателей заболеваемости и распространенности бесплодия среди мужчин в Республике Бурятия.
Сепенгинский 802
Иволгинский ----
Кижингинский Бау нтовский Кяхтинский Итого по районам Кабанский Закаменский Всего по Окинский Ерав нинский Мухоршибирский Северобайкальск Тарбагатайский Баргу зинский Прибайкальский Хоринский Джидинский Заиграев ский Курумканский Муйский г. Улан-Удэ Ту нкинский Бичурский
100
200
300
400
500 600
700 800
900
Рис. 3. Распространенность женского бесплодия по районам республики Бурятия.
0
(рис. 1). Достоверных данных о росте заболеваемости мужским бесплодием нет (рис. 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, имеется тенденция к росту заболеваемости женским бесплодием в республике Бурятия в целом и, особенно, в экологически неблагоприятных районах. Современные подходы к диагности-
ке бесплодия определены в соответствующих руководствах ВОЗ, однако остается актуальной проблема изучения эпидемиологии мужского и женского бесплодия и связи различных эндогенных и экзогенных факторов с развитием бесплодия и разработка дополнительных мер для сохранения репродуктивного потенциала Республики Бурятия с учетом индивидуальных и популяционных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айламазян Э.К. Репродуктивное здоровье женщины как критерий биоэкологической диагностики и контроля окружающей среды / Э.К. Ай-ламазян // Женские болезни. — 1997. — № 3. — С. 6-10.
2. Гичев ЮП. Экологическая обусловленность основных заболеваний и сокращения продолжительности жизни / ЮП. Гичев. - Новосибирск, 2000.
3. Доклад Комитета природных ресурсов по республике Бурятия о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности за 20002004 гг.
4. Кулаков В.И. Репродуктивное здоровье: проблемы, достижения и перспективы / В.И. Кулаков // Проблемы репродукции. — 1999. — № 2. — С. 4-6.
5. Лещенко Я.А. Демографические процессы и динамика общественного здоровья в Иркутской области в 90-е годы / Я.А. Лещенко // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — № 3. — С. 18 — 22.
6. Окружающая среда и репродуктивное здоровье женщины / Э.К. Айламазян, Т.В. Беляева, Е.Г. Виноградрва, И.А. Шутова // Эколого-физи-ологические проблемы адаптации: Материалы 7 межд. Симпозиума, Москва, 27 — 30 января 1998 г. — М., 1998. —С. 11 — 12.