Научная статья на тему 'Беседа: разновидность интервью или самостоятельный жанр?'

Беседа: разновидность интервью или самостоятельный жанр? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8417
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беседа: разновидность интервью или самостоятельный жанр?»

©A.B. Пичугин, В.Б. Смирнов, 2005

БЕСЕДА: РАЗНОВИДНОСТЬ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЖАНР?

A.B. Пичугин, В.Б. Смирнов

Время не стоит на месте: меняются люди, пишутся книги, появляются новые методы исследований. Изменяется и журналистика. Еще совсем недавно читателей интересовали факты, события, происшествия и достижения. Сегодня акценты смещаются: становится важен человек — тюрец этих событий, личность. Читателю интересны мнения, подробности и комментарии из уст людей, которым в силу их общественного положения можно доверять. Реализуется все это на страницах газет, как правило, в виде различных диалогических жанров: интервью и беседы.

Между тем возникает много вопросов, касающихся определения самого жанра беседы. Во-первых, в советской жанровой типологии 1 жанру беседы места не нашлось. Интервью и беседа никак не дифференцировались. Во-вторых, в работах исследователей обычно слово «беседа» отождествляется с процессом разговора и используется в качестве синонима жанра интервью или интервью-метода. Наконец, научная библиография о беседе как жанре скудна, фрагментарна и по большей части включает теоретические исследования.

В монографии Г.В. Лазутиной «Технология и методика журналистского творчества» речь идет о беседе как методе познавательной деятельности, «который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения»2. Очевидно, основная задача журналиста — добыть сведения. В беседе корреспондент может рассчитывать на получение: а) фактических данных; б) мнений; в) объяснений; г) предположений и прогнозов; д) речевых примет собеседника (см. рис.). Важным, в силу различных психологических барьеров общения или социально-психологической природы, по мнению исследователя, является разработка журналистом тактики беседы, то есть «осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее

целесообразными и способны наилучшим образом обеспечить решение стоящих перед журналистом задач»3.

Наиболее прогрессивными и смелыми в расширении жанровой типологии являются работы А. Тертычного. В частности, это касается и беседы. Исследователь не только предлагает выделять жанр, но и называет факторы, определяющие успех беседы.

В беседе корреспондент и собеседник являются полноправными участниками речевого действия, поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями. В силу этого журналист-собеседник может получить гораздо больше непредвиденной информации, чем журналист-интервьюер.

«При этом в беседе каждый ее участник, рассуждая о предмете выступления, будет исходить из своей позиции, ориентируясь на освещение тех аспектов, качеств, достоинств, недостатков, связей обсуждаемого предмета, которые покажутся ему наиболее существенными»4, — замечает А. Тертычный в статье «У беседы свое лицо». Таким образом, в беседе какое-то явление будет освещено более многосторонне, будет дано полифоническое его видение, что, в свою очередь, повышает объективность текста5.

Очевидно, именно поэтому к беседе как методу и жанру журналист прибегает тогда, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, но требует всестороннего и глубокого рассмотрения. А. Тертычный также говорит в статье и о том, что предопределяет успех беседы. Эти условия, на наш взгляд, и являются теми основаниями, по которым надо выделять беседу из всех других жанров журналистики. Их всего шесть:

1. Компетентность собеседников. Жанр беседы требует достаточно высокой квали-

Сведения, которые журналист может получить, используя метод беседы

фикации, компетенции в обсуждаемом вопросе как лица, с которым ведется беседа, так и самого журналиста, который должен еще и продемонстрировать соответствующее понимание обсуждаемого предмета, выразить свое мнение по его поводу. Поэтому планировать беседу желательно прежде всего в пределах той тематики, в которой он действительно хорошо разбирается.

2. Актуальность темы. Беседа может привлечь внимание аудитории лишь в том слу-

чае, если обсуждаемый вопрос окажется по-настоящему актуальным. Актуальность обсуждаемого собеседниками явления будет тем выше, чем непосредственнее оно связано с наиболее неудовлетворенными потребностями, интересами аудитории.

3. Ясность цели. Цель служит журналисту своеобразным маяком, на который должен ориентироваться весь ход беседы.

4. Четкость стратегии. Стратегия заключается в том, чтобы в результате беседы была

достигнута ее цель, то есть в полной мере вьмвлены соответствующие позиции собеседников. Необходимо также построить хотя бы приблизительную модель будущей беседы, которая могла бы определить главное ее русло, выявить совпадения и разногласия собеседников во взглядах на предмет обсуждения.

5. Гибкость тактики. Она заключается в том, чтобы использовать знание особенностей собеседника для более эффективного выявления его позиции по интересующим вопросам.

6. Логическая стройность. В логически выдержанном тексте главный предмет обсуждения остается одним и тем же на протяжении всей беседы.

Что же касается отождествления интервью и беседы, то «интервью — наиболее часто употребляемый в журналистской практике метод получения информации при подготовке публикаций практически всех газетных жанров. Характерная черта метода интервью заключается в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важные... стороны интересующей его проблемы, и выслушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления». А беседа определяется как «общение, в ходе которого вопросы могут задавать... оба собеседника. Именно последний момент резко отделяет интервью от беседы как метода получения информации»6, — отмечает А. Тертычный.

В монографии Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать» также идет разговор об интервью-методе, то есть о «беседе для получения сведений, которые могут быть использованы как для создания материалов любого жанра, так и для других журналистских целей»7. Автор указывает на нецелесообразность отождествления интервью и беседы, так как между самими этими понятиями есть существенное различие. Всякая беседа, как правило, предполагает обмен мнениями, положение собеседников при этом равнозначно. Интервью же — это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица — опрашиваемого. В соответствии с этим Т.В. Шумилина разграничивает роли участников в интервью: один (опрашиваемый) выступает как объект исследования, другой (интервьюер) — как субъект исследования.

Свой взгляд на проблему разграничения жанров интервью и беседы у авторов сборника «Аргументация в публицистическом тек-

сте». По их мнению, два главных основания для такого жанрового деления — социальная ситуация и позиции говорящих. Так, «социальная ситуация интервью определяется тем, что в его основе лежит первичный диалог между журналистом и, скажем так, информированным лицом... Социальная ситуация для беседы определяется тем, что в ее основе также лежит первичный диалог, но участниками его являются информированные лица»8. То есть в интервью общаются стороны, наделенные разным объемом информации по обсуждаемой проблеме. В беседе этот объем одинаков. Соответственно различаются цели общения: в интервью осуществляется запрос информации, попытка узнать новое (причем личность в этом случае — «информированное лицо»), а в беседе происходит обмен информацией (и важно то, что думает именно этот человек по данной проблеме). Таким образом, основания для разделения жанров следующие: 1) неравенство объема информации у общающихся сторон + запрос информации — для интервью и 2) равенство объемов + обмен информацией — для беседы. Эти характеристики сказываются и на аргумента-тивной стороне текстов этих жанров. При этом в интервью главный способ формирования тезиса — предпосылка вопроса + ответ, в беседе это исходная формулировка + согласие (несогласие и возможная переформулировка)9.

В то же время многие исследователи считают беседу не самостоятельным жанром, а скорее разновидностью интервью. При этом зачастую в научной литературе можно встретить синонимичное употребление терминов «интервью» и «беседа», что не совсем верно. Так, по мнению Л.Е. Кройчика, «формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, анкеты... Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективация повествования, а ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором) и демонстрация точки зрения по обсуждаемому вопросу подразумевает... (иногда — прямо, иногда — косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника»10. Однако не во всех видах интервью содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором (например, в «информативных интервью»). В свою очередь, А.А. Тертычный, как уже отмечалось, при

120

А.В. Пичугин, В. Б. Смирнов. Беседа: разновидность интервью или самостоятельный жанр?

выявлении в публикации «позиции корреспондента», сразу относит ее к беседе.

Еще одним аргументом в пользу выделения беседы в качестве отдельного жанра, на наш взгляд, является и тот факт, что, если рассматривать средства массовой информации как систему печатных изданий, радиовещательных станций и телевизионных каналов в целом, то легко заметить, что многие жанры дублируют друг друга. Несомненно, они имеют свои особенности. Возьмем беседу на радио. «Радиобеседа — жанр живого разговорного общения. В интервью журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе же роль журналиста значительно активнее. Здесь он может высказать свое мнение, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним»11. То есть на радио существует четкое разделение жанров интервью и беседы. Логично было бы предположить такое же четкое деление и в газете.

Чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, необходимо теорию проверить практикой, то есть приложить наработки теоретиков к конкретным журналистским материалам. Тогда, возможно, не только появятся основания для разделения этих общих по своей диалогической природе жанров, но и определятся различного рода сти-

листические, композиционные особенности, которые позволят дифференцировать публикации в жанре беседы и интервью.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984; Проблемы теории печати / Под ред. В.Д. Пельта. М., 1973; Жанры журналистики. М., 1972; Слово о газетных жанрах. М., 1976: Газетные жанры / Под ред. М.Н. Власова. М., 1976; Хлынов Н. Жанры советской газеты. М., 1959; и др.

2 Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988. С. 51.

3 Там же. С. 53.

4 Тертычный А. У беседы свое лицо // Журналист. 2000. № 9. С. 57.

5 Там же.

6 Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 76.

7 Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать. М., 1989. С. 87.

8 Аргументация в публицистическом тексте. Свердловск, 1992. С. 31.

9 Там же. С. 63.

10 Кройчик J1.E. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 145.

11 Смирнов В.В. Современная аналитическая журналистика. Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Ростов н/Д, 1999. С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.