Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как технология улучшения деятельности библиотечных организаций'

Бенчмаркинг как технология улучшения деятельности библиотечных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / КАЧЕСТВО БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ (ОБСЛУЖИВАНИЯ) / БЕНЧМАРКИНГ / ЭТАПЫ БЕНЧМАРКИНГА / ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ / READERS' SATISFACTION RESEARCH / LIBRARY / SERVICE QUALITY / BENCHMARKING / STAGES OF BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окладникова Анна Владимировна

Роль библиотечных услуг в современных условиях, необходимость смены парадигмы отечественных библиотечных организаций и ее основные принципы вопросы, затронутые в данной статье. В работе представлен алгоритм реализации бенчмаркинга в библиотечных учреждениях как современной технологии, способствующей улучшению их деятельности, раскрыто содержание основных и наиболее сложных его этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benchmarking as the technology of improvement of the library organizations activity

The role of library services and the necessity and principles of paradigmatic changes in the organization of libraries in Russia are discussed. An algorithm for implementing library benchmarking is described, which may improve their performance, and the main stages of such implementation are specified.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как технология улучшения деятельности библиотечных организаций»

фического развития страны в противовес проблемам, обусловленным суженным воспроизводством или, наоборот, высокими темпами увеличения численности населения. Однако при соблюдении баланса численности населения многократно повышается значение его качественных составляющих, главной из которых, безусловно, является здоровье. В свою очередь, здоровье, в данном случае общественное, определяет национальную безопасность государства во всей многоас-пектности рассматриваемого понятия.

В этой связи возрастает роль физкультуры и спорта как достаточно универсального и массового подхода к обеспечению качественных предпосылок для воспроизводства населения, сохранения и укрепления его здоровья. Таким образом, развитие сферы физкультуры и спорта является хорошей основой для позитивного влияния здорового

образа жизни населения на демографическое развитие России.

Примечания

1 Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы: федер. целевая программа, утв. постановлением Правительства РФ от 11 янв. 2006 г. № 7.

2 ASIADATA.RU: НОВОСТИ // http://www. asiadata.ru.

3 Рассчитано по данным: Омский областной статистический ежегодник: стат. сб.: в 2 ч. / Омскстат. Омск, 2006. Ч. 1. С. 223; Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 293.

4 Составлено и рассчитано по: Омский областной статистический ежегодник. С. 223.

5 ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 514 // http:// wciom.ru.

6 Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г.: одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сент. 2001 г. № 1270-р.

A.B. ОКЛАДНИКОВА

ассистент Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск

БЕНЧМАРКИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БИБЛИОТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В качестве стратегического ресурса в условиях постиндустриального общества выступает информация и теоретическое научное знание. В связи с этим на макро- и микроуровне возрастает роль нематериальных активов — интеллектуального капитала, и в первую очередь такой его составляющей, как человеческий капитал, который включает общеобразовательные и специальные знания, здоровье экономических субъектов, обладание экономически значимой информацией и пр.; усложняются требования, предъявляемые к работнику. Они не ограничиваются уровнем образования, квалификацией и профессиональными навыками работника, поскольку большое значение имеют уровень его интеллектуального развития и его творческие способности. Кроме того, перманентный характер приобретает процесс обучения, что вызвано быстрым устареванием знаний и информации.

Очевидно, что в условиях новой экономики существенно возросла роль человека.

Именно человек, обладающий значительным человеческим капиталом, выступает ее центральным звеном. По оценкам Всемирного банка, уже в середине 1990-х гг. 64% мирового богатства составлял человеческий капитал. В связи с этим невозможно переоценить роль институтов, деятельность которых способствует формированию такого капитала. К их числу относится и библиотека.

Значимость библиотечных организаций в современных условиях подтверждается выполняемыми ими функциями: сохранение культурного наследия; обеспечение свободного доступа к информации; содействие образовательному процессу, а также этическому, эстетическому, патриотическому и экологическому воспитанию. Как видно, деятельность библиотечных организаций непосредственно направлена на формирование человеческого и интеллектуального капиталов. Кроме того, реализуя коммуникативную функцию, библиотеки обеспечивают передачу социальных норм, правил, сле-

© А.В. Окладникова, 2008

А.В. ОКЛАДНИКОВА

довательно, способствуют формированию капитала социального.

Улучшение деятельности отечественных библиотек — важная задача в условиях становления постиндустриального общества в России. Именно поэтому назрела необходимость перехода к новой парадигме, основными принципами которой должны стать принцип доступности информации; сетевой принцип организации библиотек; принцип гибкости в обслуживании читателей; принцип ориентации на пользователей и принцип качества.

Рассмотрим принцип доступности информации. Из учреждений посреднических, строго регламентированных в своей деятельности, ресурсах, выборе партнеров и приоритетов развития, отечественные библиотеки трансформируются в стратегически важный институт, основная задача которого не только сохранение культурного наследия, но и удовлетворение разнообразных информационных потребностей пользователей. В связи с этим главный вектор развития библиотек определяется как движение к открытой библиотеке, фонд которой доступен в любое время и в любом месте. Появление электронных библиотек и возможность удаленного обслуживания читателей (обслуживание за пределами библиотеки) позволяют обеспечить свободный доступ пользователей к информации всегда и везде.

Постоянное и существенное повышение затрат на комплектование фондов библиотек в сочетании с усложнением содержания информационных потребностей пользователей приводит к необходимости совместного использования ресурсов. Именно поэтому для современных библиотек в работе пре-

обладающим становится сетевой принцип организации. Библиотечные сети могут быть созданы с целью формирования единого фонда электронных документов, баз данных электронных каталогов. Поэтому, что касается работы пользователей с электронным фондом библиотек, библиотечные услуги могут рассматриваться в качестве сетевых благ, обладающих такими характерными свойствами, как стандартность (доступность документов, их поиск, время ожидания при регистрации и подключении к базе данных, скорость выполнения запроса, возможность сохранения найденного материала) и экономия на масштабах производства.

В последнее время спрос на библиотечные услуги носит все более индивидуализированный характер, в связи с этим не менее важным становится и принцип гибкости в обслуживании читателей. Широкие возможности для его реализации открывают новые технологии — информационные и коммуникационные, которые все большее число библиотек используют в своей деятельности. Новейшие технологии позволяют библиотечным организациям удовлетворять самые разнообразные информационные запросы пользователей, даже не имея в своем фонде необходимой книги.

Важно подчеркнуть, что одним из основных принципов работы современной библиотеки должен стать принцип ориентации на пользователей, причем как внешних (читатели, различные организации), так и внутренних (персонал библиотеки), который предполагает необходимость постоянного выявления и учета их потребностей, оценки их удовлетворенности. Именно поэтому

Отбор показателей

Выбор эталона для сравнения

Определение метода сбора информации

Пересмотр целей бенчмаркинга

Контроль

Разработка и реализация корректирующих мероприятий

Сбор \ Формирование\

""" / базы данных

Сравнительный

анализ

Выявление причин появления слабых сторон

Выявление слабых сторон в работе

Цикл бенчмаркинга

Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57)

дальнейшее развитие библиотечных услуг и повышение эффективности работы библиотечных организаций видится в реализации принципа качества, а именно в повышении качества и культуры обслуживания. Современная теория и практика богаты различными инструментами, применение которых может обеспечить предприятие конкурентными преимуществами, в том числе и в области качества. Однако одним из самых мощных и эффективных инструментов, позволяющих непрерывно проводить сравнительный анализ продуктов, персонала, процессов и в результате применить наиболее передовой и удачный опыт функционирования, является бенчмаркинг, или эталонное сопоставление. Под бенчмаркингом понимается «сравнительный анализ, сравнение результатов работы схожих по каким-то параметрам или просто однотипных библиотек, а также процесс выполнения этого анализа»1. Алгоритм действий по реализации бенчмаркинга в библиотеке представлен на рисунке.

В отечественной практике долгие годы для оценки результатов работы библиотек применялся преимущественно количественный подход. В настоящее время значительный интерес должна представлять качественная оценка, и в первую очередь качественная оценка работы библиотеки, предоставляемых ею услуг со стороны ее непосредственных пользователей, как внешних, так и внутренних, что вызывает необходимость организации обратной связи. Причем особую актуальность сегодня приобретает перманентный характер этого процесса. На основе анализа отчетности библиотек и соответствующей литературы все показатели, позволяющие оценить качество библиотечных услуг и обслуживания, могут быть объединены в группы. Это показатели, характеризующие качество и использование библиотечного фонда; взаимоотношения с внешними пользователями; обеспеченность библиотеки сотрудниками и их качественные характеристики; состояние и развитие материально-технической базы библиотеки; финансовые показатели работы; качество и развитие библиотечных услуг; показатели удовлетворенности внутренних и внешних пользователей.

На этапе выбора эталона для сравнения основная задача библиотеки — поиск

партнеров для проведения сравнительного анализа, состав которых зависит от типа реализуемого бенчмаркинга. Западные специалисты выделяют конкурентный бенчмаркинг (сравнение с ведущими организациями отрасли); родовой (сравнение аналогичных бизнес-процессов независимо от отрасли); внутренний (сравнение внутренних процессов в организации); функциональный (сравнение аналогичных функций в отрасли) и пользовательский (сравнение того, в какой мере удовлетворены или превзойдены ожидания пользователей)2. Каждый из указанных видов бенчмаркинга может быть применен библиотеками, их выбор зависит от целей использования данной технологии.

Источником информации о статистических показателях могут стать результаты периодической отчетности, проводимой ежегодно библиотечными учреждениями, а методом сбора информации об удовлетворенности пользователей — такая разновидность количественного опроса, как анкетирование. Стоит отметить, что применение в рамках опроса методики SERVQUAL, направленной на оценку качества библиотечного обслуживания со стороны внешних пользователей, и метода «важность-исполнение», позволяющего оценить удовлетворенность персонала моти-вационными атрибутами работы, позволяет установить диалог библиотеки как со своими читателями, так и с работниками, что даст возможность выявить и впоследствии удовлетворить потребности перечисленных групп.

Думается, что использование бенчмаркинга позволит улучшить работу отечественных библиотек, поскольку знание слабых сторон своей деятельности и причин ее недостатков в сравнении с лучшими библиотечными организациями дает возможность оценить свое положение и определить пути дальнейшего развития в соответствии с требованиями современных условий и самых взыскательных пользователей.

Примечания

' Земсков А.И. Методика оценки эффективности работы библиотеки — бенчмаркинг // Научные и технические библиотеки. 2004. № 6. С. 3.

2 Kallen R. Benchmarking: overview and contexts // Российская библиотечная ассоциация. 2003. № 46 (сент.). С. 48 // http//www.rsl.ru.

Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.