Научная статья на тему 'Бедность в социальной доктрине католической Церкви'

Бедность в социальной доктрине католической Церкви Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
555
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / КАТОЛИЦИЗМ / CATHOLICISM / ЭКУМЕНИЗМ / ECUMENISM / ЭТИКА / ETHICS / ПАПСТВО / PAPACY / ПАПА ФРАНЦИСК / POPE FRANCIS / БЕДНОСТЬ / POVERTY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ТРУД / WORK / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поташинская Наталия Николаевна

В статье рассматривается понятие «бедность» в системе католической социальной доктрины от Льва XIII до Франциска. Отмечается приоритетный выбор Католической Церкви в пользу бедняков, провозглашение ею права каждого человека на счастье и достойную жизнь, а также осуждение социального неравенства, эгоизма, увлечения деньгами, прибылями и потребительством как причин голода, нищеты, безработицы и эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POVERTY IN THE SOCIAL DOCTRINE OF THE CATHOLIC CHURCH

The article examined the evolution of the conception of the poverty in the social catholic doctrine from Leo XIII to the Pope Francis, is apparent the main choice of Catholic Church for the poor, her proclamation the right of every human thing of the luck and worthy life. Also there are convicted the social inequality, egoism, inclination from money, profit and consumption as the causes of the hunger, misery, unemployment and emigration.

Текст научной работы на тему «Бедность в социальной доктрине католической Церкви»

УДК 272 ББК 86.375

БЕДНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Поташинская Наталия Николаевна,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. В статье рассматривается понятие «бедность» в системе католической социальной доктрины от Льва XIII до Франциска. Отмечается приоритетный выбор Католической Церкви в пользу бедняков, провозглашение ею права каждого человека на счастье и достойную жизнь, а также осуждение социального неравенства, эгоизма, увлечения деньгами, прибылями и потребительством как причин голода, нищеты, безработицы и эмиграции.

Ключевые слова: христианство, католицизм, экуменизм, этика, папство, Папа Франциск, бедность, справедливость, труд, безработица, эмиграция.

THE POVERTY IN THE SOCIAL DOCTRINE OF THE CATHOLIC CHURCH

Potascinscaja N.N.,

candidate of historical sciences,

Institute of sociology of Russian Academy of sciences

(Moscow)

Annotation. The article examined the evolution of the conception of the poverty in the social catholic doctrine from Leo XIII to the Pope Francis, is apparent the main choice of Catholic Church for the poor, her proclamation the right of every human thing of the luck and worthy life. Also there are convicted the social inequality, egoism, inclination from money, profit and consumption as the causes of the hunger, misery, unemployment and emigration.

Key words: christianity, catholicism, ecumenism, ethics, papacy, Pope Francis, poverty, justice, work, unemployment, emigration.

В последние десятилетия XX и в начале XXI века в мире особенно широко дискутируется проблема бедности. Ее признают глобальной, но до сих пор подходы государственных служб, научных центров, политических партий и различных экспертов к анализу сущности, причин, основных проявлений и потенциальных возможностей борьбы с этим явлением значительно различаются. Подсчет бедных проводится с помощью использования трех

направлений: абсолютного, определяющего черту бедности как несоответствие прожиточному минимуму, относительного, включающего недостаток ресурсов для жизни, которая привычна для окружающего общества или же субъективного, основанного на самооценке собственного экономического состояния. При абсолютной нищете люди не могут удовлетворять свои основные потребности, приобретать необходимые пищевые продукты, одежду и

лекарства. Они теряют доступ к основным социальным институтам, попадают в «социальную эксклюзию», становясь выброшенными из общества изгоями, лишенными возможности улучшить жилищное положение, получить образование, квалификацию, работу. В категорию исключенных попадают престарелые, инвалиды, иммигранты, беженцы, матери-одиночки, женщины с малолетними детьми, семьи с алкоголиками и наркоманами. Очевидно, что для выживания таким людям и семьям нужна, прежде всего, немедленная гуманитарная помощь [1].

Генеральная Ассамблея ООН объявляла 1997-2006 гг. международным десятилетием борьбы за ликвидацию нищеты, и в принятой ею «Декларации тысячелетия» целью развития называлось двойное сокращение численности голодающих и живущих за чертой бедности, расширение доступа людей к питьевой воде, снижение детской и материнской смертности, а также увеличение охвата детей начальным образованием. Однако сколько-нибудь значительных успехов достичь не удалось. 4 апреля 2014 г. Святой Престол на очередной ГА ООН констатировал, что искоренение бедности остается важнейшей глобальной задачей современности; никогда еще Земля не производила так много, и никогда на ней не было столько несчастных. Отмечалось, что более 1,3 миллиарда людей живут в абсолютной бедности, голодают или недоедают; от нищеты ежегодно умирают около 770 млн человек [2].

На Земле нет стран, в которых совсем не было бы бедности, которая растет даже в тех из них, что считаются развитыми и богатыми, - и там, как оказывается, не на всех хватает питания, социального обслуживания, образования. Во Франции, например, до 10 млн человек живут в бедности или близко к ней. В России, богатейшей природными и человеческими ресурсами, по официальным данным Росстата, в третьем квартале 2016 г. ниже прожиточного минимума проживали 18,8 млн жителей (12,8%). Другие подсчеты говорят о 20-50% крайне бедных россиян, а также о том, что 90% национального богатства нашей страны принадлежит 10% населения [3].

В настоящее время в мире 250 млн детей от 5 до 14 лет вынуждены работать, причем, как правило, на трудоемких работах. Отмечает-

ся феминизация бедности - женщины составляют 70% бедных; их последними нанимают и первыми увольняют; они подвергаются сексуальным преследованиям, стрессам от монотонного труда, не всегда и не везде имеют равную зарплату за равный с мужчинами труд. Сегодня три четверти неграмотных - женщины, и около 70% детей без начального образования - девочки.

Ряды бедняков пополняют покидающие родные места из-за вооруженных конфликтов и войн, сложных экономических условий, этнических и социальных потрясений, а также природных катаклизмов [4]. Официальная ватиканская газета «Оссерваторе Романо» приводила данные из доклада ООН о том, что к концу 2015 г. до 244 млн человек жили не там, где родились, причем в Европе - 62 млн из них, включая 11 млн русских и 6 млн украинцев. Это же издание сообщало, что по данным Международного доклада об иммиграции на 2015 г. в Германии число иммигрантов составляло более 12 млн (17% населения), во Франции около 7,8 млн (18%) и в Италии 5,8 млн (10%) [5].

Постоянно заявляя о своем надклассовом характере и любви ко всем людям без исключения, Католическая Церковь уделяет особое внимание бедным, подчеркивая приоритетный выбор служения бедным и всегда ставя вопрос о социальной справедливости. Начиная с датируемой 1891 г. «Рерум новарум» Льва XIII (Винченцо Джоаккино Печчи, 1878-1903), положившей начало социальной доктрине Католической Церкви, энциклики и другие выступления Пап, повторяемые кардиналами и епископами, постоянно обращались к нищете и путям ее искоренения.

Понтификат Льва XIII совпал с годами роста классового самосознания рабочих и подъемом рабочего движения, а «Рерум нова-рум» впервые попыталась дать христианскую альтернативу социалистическим учениям. В данном документе отразилась этическая концепция Эммануила Канта (1724-1804), включающая требование равного, межклассового подхода и к бедным, и к богатым. Полемизируя с «Манифестом Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса (1847-1848), объявившим труд товаром, эта энциклика утверждала облагораживающее значение труда как прояв-

ления человеческой личности. Она объявила справедливым право каждого человека владеть собственностью, подчеркивая, что «достигнутое трудом принадлежит тому, кто трудится». В «Рерум новарум» говорилось о необходимости решить рабочий вопрос «согласно с истиной и справедливостью», определяя «относительные права и взаимные обязанности богатых и бедных, капиталистов и рабочих». На Церковь возлагалась задача напоминать богатым и бедным об их долге, связанном со справедливостью, причем особое место отводилось «справедливой зарплате» [6]. При этом сохранялись основные положения христианства, касающиеся неизбежности социального неравенства в земной жизни: люди не равны по физическим возможностям, интеллекту, нравственному потенциалу, а бремя первородного греха толкает их к эгоизму, зависти, жестокости и ненависти. Следует отметить, что в свое время Организация ООН по сотрудничеству и развитию констатировала, что бедность человеческих способностей нередко обуславливается бедностью доходов и связана с незнанием элементарных санитарных норм, неграмотностью, отсутствием медицинского родовспоможения и недостаточным питанием детей [7].

В понтификат св. Пия XII (Эудженио Па-челли, 1939-1958) идеалом социальной католической доктрины оставалось, как в «Рерум новарум», ожидание того времени, когда богатые и власть имущие придут к христианскому самоусовершенствованию и захотят предоставить беднякам «справедливую зарплату» и возможность приобретать собственность [8].

Поворотным этапом развития католицизма стал понтификат св. Папы Иоанна XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли, 1958-1963), открывшего Католической Церкви путь признания произошедших в мире перемен и необходимости приспособления к современности путем обновления.

Католическая высшая церковная иерархия всегда отделяла духовное от мирского и подчеркивала приоритетное значение будущей вечной жизни над обычной жизнью на Земле. Один из заключительных документов созванного св. Папой Ронкалли II Ватиканского собора (1962-1965) - Пастырская конституция «Га-удиум эт спес» - стал первым официальным заявлением католической высшей церковной

иерархии, поставившим человеческое рядом с Божественным. После II Ватиканского собора социальная доктрина Католической Церкви особо подчеркивает необходимость усиленного внимания к упорядочению земной жизни, осуждая жадность, а также индивидуальный и коллективный эгоизм как противоречащие Божьим предначертаниям.

По словам «Гаудиум эт спес» «признание Бога ни в коей мере не препятствует признанию достоинства человека», и ожидание потусторонней жизни должно не ослаблять, а, напротив, стимулировать желание трудиться. Этот документ говорит о необходимости всеобщего сотрудничества: «все люди, верующие и неверующие, должны внести вклад в построение мира, в котором они совместно живут, что, конечно, невозможно без искреннего и благоразумного диалога».

В «Гаудиум эт спес» употребляется термин «социальный порядок»; там уделяется особое внимание общественному и духовному призванию человека и утверждается необходимость рассматривать каждого индивидуума в качестве «центра и цели всей общественной жизни», причем приоритет должен отдаваться не всеобщему общественному прогрессу, а пользе и благу каждой отдельной личности. В документе отмечается, что любой человек обладает неприкосновенными правами на подлинно человеческую жизнь: достаточное обеспечение пищей, одеждой, жилищем; возможностью свободного избрания образа жизни и создания семьи; получение воспитания, образования, работы, а также доступа к информации. «Га-удиум эт спес» подчеркивает обязанность каждого человека помогать бедным, исходя из своих возможностей. Предлагается содействовать развивающимся странам таким образом, чтобы там и отдельные люди, и целые народы сумели прийти к последующему самостоятельному обеспечению и развитию. Соборный декрет «Оптатам тотиус» объявлял непрестанную заботу о справедливости одной из человеческих добродетелей [9].

В деле достижения всеобщего благосостояния и самореализации каждого человека путем предоставления ему возможности служить обществу и экономике, католическая социальная доктрина придает первостепенное значение частной собственности, которую объявля-

ет продуктом труда и творчества. Подчеркивая, что любому человеку и всякой группе людей необходимо владеть частной собственностью, блаженный Павел VI (Джованни Батиста Мон-тини, (1963-1978), как и его предшественники, отмечал, что по библейскому учению Земля создана для снабжения каждого человека всем необходимым для достойной жизни, и никто не должен присваивать превышающее собственные нужды, пока имеются терпящие недостаток в самом насущном. Новым было допущение возможности перехода частной собственности в общественную или экспроприация «по требованиям общего блага и при справедливом возмещении».

Блаженный Папа Монтини говорил о труде как благословленном Богом, объединяющим людей и делающих их братьями.

Он связывал целостное развитие человека с солидарным развитием человечества, объявляя образование первейшей задачей развития.

Блаженный Павел VI, говоря о срочной необходимости победы над голодом и борьбы с нищетой и бедностью, утверждал, что при этом главным является построение «мира, где каждый человек, независимо от его расы, религии или национальности, сможет жить полной жизнью», когда бедный Лазарь сядет за стол рядом с богачом. При этом он видел всемирную солидарность в том, что каждый народ станет сам определять собственную судьбу, активно участвуя в построении мира, который будет уважать права и призвание каждого человека. Для этого предлагалось преодолеть эгоизм, гордость, соперничество, амбиции и несправедливость [10].

Социальная доктрина Католической Церкви все время подчеркивает, что считает своим долгом не навязывание обществу собственного решения экономических и социальных проблем, а предложение комплекса принципов, которые способны помочь построить более справедливое и достойное человека общество. Она предостерегает, что крайняя бедность многих людей и народов может разрушить семейную жизнь, оказать негативное физическое и моральное влияние на грядущие поколения, толкая их к иллюзорным путям самоубийства - алкоголизму, наркомании, проституции, организованной преступности [11]. Католическая Церковь подчеркивает, что несправедливость

в отношении бедных людей, народов и стран, как нарушение экономического равновесия в развитии, способны поставить под вопрос само выживание человечества и привести к концу историю нашей Земли.

В то же время по социальной доктрине католицизма проблема бедности не является фатальной и вполне может быть разрешена. По Откровению Библии Бог не хочет бедности, так как она мешает человеку реализовать свои естественные достоинства и способности. Материальными благами и производительными силами нашей планеты можно достойно обеспечить всех людей без исключения. Св. Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 1978-2005) призывал к изменению образа жизни, менталитета, привычек, а также отношения к земным благам и ресурсам, чтобы научиться проявлять внимание к ближнему и его законным нуждам.

Св. Папа Войтыла считал, что для пропитания всего человечества достаточно с умом и терпением использовать природные ресурсы, уважая окружающую среду, основываясь на солидарности и обеспечивая равенство и справедливость в распределении богатств и ведении торговли [12]. Утверждается, что неравенство и несправедливость распределения на международном уровне вполне можно решить силами правительств, международных и национальных правительственных и неправительственных организаций, Христианских и Нехристианских Церквей. Ключом к искоренению бедности объявлялись доступ к образованию и культуре, а также проявление солидарности, в духе которой следует воспитывать с детства [13].

Св. Папа Войтыла, как и последующие Папы, вопреки Льву XIII и его ближайшим преемникам, не относил рабочих и вообще трудящихся к слабым, нуждающимся в помощи и защите государства. Св. Иоанн Павел II считал бедными не их, а «раненых жизнью» угнетенных, маргиналов, престарелых, больных и инвалидов, бездомных, безработных, иммигрантов, беженцев, перемещенных лиц, детей и женщин, - всех тех, кто еще до лишения материальных средств вытеснен из системы производства, свободного рынка труда и капитала, кого не любят в обществе. Св. Папа Войтыла говорил о конкретных обязательствах Церкви по отношению к обездоленным и страдающим [14].

Св. Иоанн Павел II подчеркивал необходимость рассматривать бедных не в качестве объекта гуманитарной помощи, а как субъекта и участника построения нового, более человечного будущего всех людей. В его энциклике «Центезимус аннус» (1991) утверждалось, что бедняки-маргиналы способны не только улучшить собственную жизнь, но и внести вклад в достижение всеобщего процветания, морального и культурного роста всего человечества. В этом документе отмечалось, что «прогресс бедных - великий шанс морального, культурного и экономического роста всего человечества». Для реализации этого прогресса предлагалось перейти от «цивилизации эгоизма» к «цивилизации любви», создавая действительно открытое, свободное, гармоничное, культурное общество, в котором каждый человек найдет свое место, сможет использовать собственные творческие способности и будет жить достойно, построив более справедливую экономическую и социальную систему, единую общечеловеческую семью и братский мир. Св. Иоанн Павел II призывал также сотрудничать с местными Церквами, устанавливая с ними «отношения истинного партнерства»; принимать и обучать священнослужителей из стран Третьего мира [15].

Св. Папа Войтыла говорил об отражении проблемы бедности в Библии, выделяя различия в трактовках Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете обилие и богатство обещаны богобоязненным, а бедность в виде «нищеты и посрамления» рассматривается как наказание тем, кто отвергает заповеди. Но в то же время обидчик и притеснитель бедных осуждается, так как своими неправедными действиями он «хулит Творца». Этот Папа нашел в ветхозаветных текстах рекомендацию защищать и помогать бедным в качестве «почитания Бога, Отца бедных». Он отмечал, что Евангелие, напротив, усиливает религиозный аспект бинома бедность/богатство, когда Иисус возвещает Благую весть о Спасении нищим, сокрушенным сердцем, слепым, пленным, измученным и увечным. Новый Завет ставит риторический вопрос: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верой и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?». Св. Папа Войтыла говорил о «бедности, благословленной Богом» как христианской добродетели «нищих духом», блаженных, по Евангелию,

чистых сердцем, готовых на духовное служение, верящих не в материальные, а в духовные ценности. К данной категории он относил и монашествующих, в первую очередь, нищенствующие ордена, которые не только собирают пожертвования, но и собственным трудом добывают средства на обеспечение своей жизни и благотворительной деятельности [16].

Св. Иоанн Павел II связывал труд с понятием социальной справедливости; в своей энциклике - «Лаборем экзерценс» (1981) он заявлял в традициях предшественников, что в человеке следует видеть не орудие производства, а субъект труда, подлинного творца. Помимо выделения роли труда как средства материального обеспечения, св. Папа Войтыла подчеркивал и его социальную функцию в виде вклада каждого трудящегося в жизнь всего общества. Он выступал против «ненависти и дискриминации» в отношении труда мужчины и женщины и проповедовал идею своих предшественников о «справедливой семейной зарплате», которая позволила бы женщине-матери остаться дома и посвятить себя воспитанию детей. Отмечая, что потеря работы может привести к распаду семьи и росту насилия, св. Иоанн Павел II акцентировал внимание на значении максимальной занятости и преодоления безработицы. Св. Папа Войтыла призывал все правительства улучшить «распределение рабочих мест между всеми трудящимися», а профсоюзам и наемным рабочим -согласиться на потенциальные потери рабочего времени и зарплаты во имя «принципа человеческой справедливости и социальной морали», создать «кооперативное правительство», а также расширить деятельность неполитических и некоммерческих неправительственных организаций, а затем, используя банки солидарности, движения за права человека, лиги экологистов, а также различного рода кооперативы, внутри и вне отдельных стран распределять помощь безработным альтернативными рынку путями [17].

В 1994 г. св. Иоанн Павел II создал Папскую Академию общественных наук, определив ее задачу как содействие исследованиям и прогрессу общественных, экономических и политических наук на основе социальной доктрины Католической Церкви. В 1996-1997 гг. эта Академия изучала тему труда в качестве «ключа ко всем социальным проблемам», первостепенное право каждого человека иметь ра-

боту, позволяющую достойно жить вместе с семьей, и подчеркивала «приоритет человеческой личности, которой должны быть подчинены экономические системы». Академия объявила о намерении выработать «Декларацию по проблемам занятости» [18].

Св. Папа Войтыла утверждал, что труд должен предоставлять трудящимся всех стран, всем людям Земли равные права, в том числе и в отношении уровня жизни. В традиции предшественников он объявлял мерой справедливости и правильного функционирования социально-экономической системы справедливую оплату труда, которая откроет трудящимся доступ ко всем благам, «предназначенным Богом для всеобщего использования человечеством». Он констатировал, что «наше общество переживает многочисленные кризисы: рост числа бедных, беженцев, маргиналов, а также тенденции к обесчеловечиванию труда» [19].

Св. Иоанн Павел II отмечал также и «скандальные формы» понятия бедности - материальную, означающую лишение необходимого для жизни, то есть средств на пропитание, одежды, жилья, врачебной помощи, работы, семьи, родины; бедность невежества, связанную с неграмотностью, отсутствием или недостатком образования, а также моральную бедность как неведение смысла жизни в виде незнания основ религии. Он подчеркивал, что долгое время бедность считалась вернейшим путем богослужения, но в нашей ситуации она является злом, потому что разделяет человечество надвое [20].

В документах католической высшей церковной иерархии человек занимает ведущее место, и недаром самая первая энциклика св. Иоанна Павла II «Редемптор гоминис» (1979) была посвящена именно человеку. Этот Папа постоянно подчеркивал, что каждый человек, в том числе и еще находящийся в утробе матери, а также каждый народ - имеет право на жизнь, достойную человека, на уважение своей личности, обеспечение питанием, одеждой, жильем, медико-санитарной помощью, социальным обслуживанием, образованием, работой и отдыхом, доступом к частной собственности, культуре и информации. Бог передал земные блага всем людям без исключения, и никто не должен присваивать превышающее его нужды, пока у других отсутствует самое необходимое [21]. Со-

циальная комиссия французского епископата, отражая суть социальной доктрины католицизма, отмечала, что «прогресс сам по себе слеп, а прибыль - нейтральна». Они всего лишь механизмы, а потому сокращение социального неравенства является делом не только и не столько средств, сколько ума и сердца [22].

Св. Папа Войтыла утверждал, что всякий человек имеет право на место в построении общества, «на собственную роль в социальной, политической и экономической жизни в соответствии со своими духовными и культурными традициями», не противоречащими общему благу. Он утверждал право каждого человека на все полезное для его существования и призывал, не ограничиваясь материальной помощью нуждающимся, учитывать и их духовное развитие, обеспечивая всем образование и культуру, профессиональное обучение, моральное и духовное воспитание. Кроме того, св. Иоанн Павел II призывал церковных иерархов серьезно изучить систему католического здравоохранения, сделав ее приемлемой для самых обездоленных и обеспечивая необходимую всем медицинскую помощь [23].

Почетный Папа Бенедикт XVI (Йозеф Рат-цингер, 2005- 2013) говорил, что история экономического развития XX в. свидетельствует о связи распределения с отношениями между рынками, гражданским обществом и государствами. По его словам, Церковь всегда подчеркивала значимость для развития рыночной экономики распределения и социальной справедливости. Мировой финансовый кризис, считал почетный Папа Ратцингер, показал, что без моральных критериев и общественного вмешательства рынок не способен к справедливому урегулированию. Поэтому этот Папа призывал к глобализации и демократии в основной социальной и распределительной деятельности. Однако, выступая за справедливость распределения материальных и нематериальных ресурсов, почетный Папа Бенедикт XVI объявлял прямое распределение иллюзорным и признавал, что социальные проблемы невозможно решить путем простого расширения рыночной экономики. Почетный Папа Ратцингер отмечал, что рынок не должен становиться местом господства сильного над слабым. Справедливость и сбалансированность торговли, особенно аграрной продукцией, выгодна для всех ее участни-

ков на уровне как предложения, так и спроса. Поэтому особенно важно не только усиливать финансовую помощь развивающимся странам и направлять в мировую торговлю их продукцию, но и установить международные правила, которые способны обеспечить справедливую реализацию такой продукции, утверждал этот Папа.

Почетный Папа Ратцингер осуждал практику «неистовых кредитов», зачастую сводящихся к безудержной спекуляции, распространяющейся на продовольствие, воду, землю, что еще сильнее умножает бедность. Рост цен на энергию и поиски альтернативных энергетических источников нередко приводят к негативным последствиям для человека и окружающей его среды, отмечал почетный Папа Бенедикт XVI. Он считал, что для превращения экономики развивающихся стран в более производительную следует распределять финансовую помощь не только через правительства стран, которым помогают, но и через местных представителей гражданского общества, включая деятелей культуры и Церкви. Кроме того, по его мнению, для защиты самых бедных стран и обеспечения их участия в общих решениях нужна срочная реформа ООН. Он уточнял, что забота об общественном благосостоянии должна вверяться особому социальному учреждению с чередующимся руководством, находящимся под контролем граждан. Почетный Папа Бенедикт XVI утверждал, что честная и прозрачная политическая власть, «хотя бы на международном уровне», способна достичь социальной справедливости, связанной с гражданским обществом и рыночной экономикой [24].

Почетный Папа Ратцингер подчеркивал, что бедность и голод не являются неизбежными и их вполне возможно преодолеть путем проведения структурных реформ. Он отмечал, что нищета и голод в большей степени зависят не от географического положения, климатических условий или урожаев, а от эгоизма человеческих сердец, который проявляется в недостатках общественной организации и экономических структур, ориентирующихся исключительно на прибыль и сводящих личность к орудию производства, лишая ее человеческого достоинства. Почетный Папа Бенедикт XVI объявлял пропитание и доступ к питьевой воде универсальным правом абсолютно всех людей.

Он призывал уважать «экологию человека», рассматривая численность населения как богатство, а не источник бедности.

Почетный Папа Ратцингер призывал воспитывать молодежь в духе истинного братства, а также уважать достоинство бедных, повышая уровень их образования с тем, чтобы они могли помогать и себе и другим бедным, участвуя в производстве пищевой продукции, очистке воды, организации базового санитарного обслуживания, создании рабочих мест, помощи нуждающимся семьям, особенно иммигрантов [25].

Курс своих предшественников продолжает и развивает нынешний Папа Франциск (Хорхе Марио Бергольо, февраль 2013). Он постоянно говорит о преимущественном, приоритетном выборе Католической Церкви в пользу бедняков, заявляя, что «бедных следует рассматривать не как приложение к Евангелию, а как его центральную страницу» [26].

Папа Бергольо выступает за бедную Церковь для бедных, осуждая алчность, дворцы, роскошь, золото, драгоценные камни, банковские счета и привилегии, хотя допускает у священников, которые не давали обета бедности, наличие «честных и разумных сбережений», если такие накопления «не входят в сердце и не руководят их жизнью». Церковь должна служить бедным, которые занимают привилегированное положение среди «народа Божьего», открыть все двери, выйти на улицу и стать всеобщей матерью, «полевым госпиталем», оазисом милосердия, лечащим раны и согревающим сердца.

Франциск призывает охранять «одиноких, заброшенных и отбракованных» от внутреннего «человеческого землетрясения» и дискриминации, услышать нуждающихся в помощи, понять их нужды и увидеть в них «братьев и сестер, сыновей и дочерей, матерей и отцов». Обращаясь к предпринимателям, Папа Берго-льо говорит о необходимости «фундаментального обновления» общества, которое не должно превратиться в «простую связь с рыночной экономикой, развитием сырьевой базы и улучшением инфраструктуры». Напротив, Папа Бергольо призывает направить все усилия на развитие общего благосостояния человечества и обеспечение «права каждого человека на часть ресурсов нашего мира и возможность реализации собственного потенциала, который

связан с достоинством созданного по образу и подобию Божьему».

Весной 2008 г. в список смертных грехов было включено принуждение к бедности [27].

Нынешний Папа все время обращается к теме бедности. Этот Папа объявляет «язвами нашего времени» голод и нищету миллионов людей, наряду с войнами, насилием, коррупцией, кризисом окружающей среды, а также упадком нравственности, связанных с неполадками в институте семьи и в экономике [28]. Он констатирует, что сегодня многие народы страдают от голода, и объявляет голод преступлением, одной из самых больших угроз миру в мире и самому существованию человека, а также нарушением основных человеческих прав. В мае 2014 г. Папская Академия наук провела в Ватикане семинар, в заключительной Декларации которого отмечалось, что хронический голод и недостаточное питание терпит миллиард людей. Выступая в ООН, постоянный наблюдатель Святого Престола архиепископ Бернардино Ауза напоминал о том, что от голода ежегодно умирают 7 млн детей, не достигших пяти лет. В марте 2014 г. Папа Бергольо учредил Папскую комиссию по защите малолетних, снабдив ее соответствующей страницей в Интернете [29].

Франциск подчеркивает, что для обеспечения всех людей достаточно имеющихся в мире земельных, водных и энергетических ресурсов, однако их нерационально используют и неправильно распределяют - мелкие аграрии испытывают недостаток земли, семян, доступа к рынкам и страдают от климатических изменений. По его словам, «человеческая экология» позволяет признать тесную связь охраны окружающей среды с жизнью самых бедных и интеграции в общество исключенных из него, особенно беженцев и иммигрантов. Чрезмерное потребление, а также перевод в отходы, корм для животных или гидрокарбюраты до 30% всех произведенных пищевых продуктов также способствуют росту числа голодающих, «Пища, которую выбрасывают, украдена у бедных», - подчеркивает Папа Бергольо [30].

Франциск говорит о «человеческой экологии», которую видит в тесной связи заботы об окружающей среде с жизнью человека и насущной необходимостью бороться с «человеческим землетрясением» внутри нас самих,

- преодолевая безразличие заботиться об одиноких, заброшенных, отбракованных обществом людях, относиться к самым бедным как к братьям, оказывая им помощь для интеграции в общество [31].

Папа Бергольо подчеркивает, что бедность, голод, болезни и угнетение не являются чем-то фатальным, что ситуацию можно изменить или хотя бы улучшить путем постоянных молитв и развития солидарности и соучастия [32].

Франциск напоминает, что масса людей вынуждена переезжать из одной страны в другую «в поисках пищи, работы, дома и мира», и это создает «драматическую общечеловеческую проблему». Папа Бергольо осуждает замкнутость «отгораживающих стен, барьеров и закрытых дверей», призывая к открытости, наведению мостов, диалогу и солидарности с иммигрантами. Он утверждает, что Св. Престол и местные Католические Церкви прилагают все усилия в деле умиротворения воюющих регионов и стран, и призывает все епархии, приходы, монашеские ордена, религиозные ассоциации и организации, а также всех христиан «принимать тех братьев и сестер, которые бегут от войны, голода, насилия, бедности и вообще от бесчеловечных условий жизни», кто потерял родину, семью и работу, помогать им найти достойную работу и обрести стабильность. До тысячи национальных католических организаций распределяют экономические и финансовые средства, предназначенные для обеспечения социального и духовного развития. Ими руководят 20 авторитетных международных объединений. 99 национальных отделений влиятельной католической международной организации Каритас Интернационалис представляют 83% мирового населения.

Католическая Церковь располагает до 200 тыс. образовательных учреждений по всему миру - от яслей до университетов, причем многие - в развивающихся странах, более 100 тыс. католических учреждений здравоохранения и санитарного просвещения - больниц, лепрозориев, поликлиник, диспансеров, женских консультаций, сиротских приютов, домов для престарелых и инвалидов. Во многих католических епархиях созданы структуры для приема неизлечимо больных и их семей.

Обычно католическая помощь передается через эту организацию или через местные Епи-

скопские конференции, но иногда Папа лично направляет денежные средства на благотворительность. Так, в 2015 г. Франциск определил 150 тыс. долл. на помощь жертвам войны в Сирии и Ираке, а также иорданским беженцам, а в 2016 г. передал 400 тыс. долл. правительству государства Лесото, в котором в результате засухи пострадали от голода более 500 тыс. человек [33].

Папа Бергольо считает причиной бедности неравенство и «социальное исключение из доступа к благам» бедняков, инвалидов, престарелых, безработной молодежи, детей и женщин в результате распространения «нехорошей экономической системы», которая впала в грех идолопоклонства, поклонения деньгам и прибыли. Он объявляет далекими от Бога поиски материальных богатств и власти за счет ближних, утверждая, что «деньги должны служить, а не править». По его мнению, христиане, способные прощать многие слабости и грехи, должны сделать решительное исключение для приверженности к деньгам и плохому отношению к верующим, особенно со стороны духовенства [34].

По мнению Папы Бергольо, несмотря на то, что в настоящее время человечество переживает исторический поворот, сопровождающийся прогрессом во многих областях, особенно в здравоохранении, образовании, средствах общения и новых видах информации, большая часть людей переживает нищету, страх и отчаяние. Нынешний Папа осуждает угрожающий всему человечеству «базовый терроризм», ко -торый, по его словам, «ошибочно называют этническим и религиозным», тогда как «никакой народ и никакая религия не являются террористическими». Мелкие группы террористов имеются в каждой стране, утверждает Папа Бергольо, но террор начинается тогда, когда во главу угла ставят деньги - разрушающий человека «навоз дьявола». Он полагает, что мировые проблемы, включая бедность, будут радикальным образом разрешены только после отказа от абсолютной автономии рынков и финансовых спекуляций.

Франциск призывает к обращению умов и сердец к человечности и «экономике с человеческим лицом», которая сделает человека главным. Он говорит о моральном долге введения «социальной экономики» в виде справед-

ливого распределения плодов Земли и человеческого труда - инвестирования человеческого капитала путем предоставления рабочих мест и расширения профессионального обучения, а также капиталовложений в аграрную инфраструктуру бедных стран, организацию национальных рынков, аграрной техники и ирригационных систем. Осенью 2016 г. Франциск объявил, что с 1 января 2017 г. Ведомству по служению целостному развитию человека передаются функции Папского совета по справедливости и миру, Совета «Кор унум», а также пастырских организаций для иммигрантов, путешествующих и санитарных работников, комиссий по милосердию и экологии [35].

Франциск призывает строить более человечный мир, сохраняя свободу народов и их культурную и социальную идентичность, способствуя диалогу, сотрудничеству и упрочению мира в мире. При этом он подчеркивает, что будущее человечества зависит не только от лидеров, властей и элиты, но и, прежде всего, от способности народов организоваться и реализовать соответствующие изменения, победив неравенство как корень социального зла [36].

Его энциклика «Лаудато си» (2005) требует срочной защиты нашего общего дома, Земли, «самой бедной, угнетаемой и опустошаемой промышленностью и торговлей» ради немедленной прибыли, - и объявляет извращением экономики постоянное стремление к увеличению прибылей.

Франциск провозглашает право каждого человека жить и быть счастливым, осуждая попытки заменить решение проблемы бедности регулированием рождаемости. Он считает, что денежная помощь нуждающимся должна оказываться только в самых крайних случаях, а главное - обеспечение их достойной работой [37].

Апостольское увещевание Папы Бергольо «Эвангелии гаудиум» (2013) отмечает, что ни Папа, ни Католическая Церковь не обладают монополией на решение современных проблем. В насущном диалоге с государствами, обществом (включая культуру и науку), а также с верующими, в том числе и с не входящими в нее, Католическая Церковь «совместно с другими силами поддерживает те предложения, которые в большей степени отвечают достоинству человека и всеобщему благосостоянию».

Франциск считает, что современные проблемы невозможно разрешить без радикального устранения бедности, ликвидации неравенства путем преодоления абсолютной автономии, «слепой силы и невидимых рук» рынков, финансовых спекуляций и безудержного потребления. По его словам, эта сила, отрицая приоритет человека, поклоняется золотому тельцу и исключает значительную часть населения, которую превращает в маргиналов, лишенных работы и перспектив. Папа Берго-льо выступает за принятие «специальных решений, программ, механизмов и процессов, направленных на лучшее распределение доходов, создание новых рабочих мест и продвижение бедных». Он отмечает, что для Католической Церкви акцентирование внимания на бедных является скорее теологическим, чем культурным, социологическим, политическим или философским аспектом. Церковь признает неотъемлемую ценность как всякой человеческой жизни, так и всех остальных созданий [38].

Франциск подчеркивает роль религий в развитии культуры искренних и взаимно уважительных встреч, диалогов, сотрудничества и общения всех людей доброй воли, включая не исповедующих никакой религии. Призывая показать истинные ценности религиозных традиций, этот Папа постоянно осуждает использующих имя Божье для оправдания жестокостей терроризма, отравляющего души и разрушающего мирное сосуществование. Он подчеркивает, что с конфликтами связаны бедность, несправедливость, неравенство, эксплуатация, презрение к человеческой жизни, а «война -это самое худшее, оставляющее в наследство горести и ненависть. С ней теряют все, включая победивших». Нынешний Папа все время подчеркивает значение экуменического движения, особенно диалог и сотрудничество Христианских Церквей, у которых, по его словам, гораздо больше того, что объединяет, чем того, что их разделяет. Он говорит об «экуменизме крови», связанным с тем, что обычно преследуют и убивают христиан вообще, а не потому, что они лютеране, кальвинисты, англиканцы, католики или православные. Папа Бергольо призывает всех вести «успешный диалог». 12 февраля 2016 г. в международном аэропорте Гаваны (Куба) состоялась первая после раскола 1054 г. встреча Папы Франциска с главой Рус-

ской Православной Церкви Патриархом Кириллом и закрепленный в совместной Декларации важный шаг на пути примирения двух Христианских Церквей [39].

Франциск уделяет большое внимание экуменизму, рассматривая его шире теологических отношений между различными Церквами и подчеркивает необходимость не только молиться, но и вести диалог и переговоры, а также совместно работать в среде бедных и иммигрантов, помогая людям удалиться от зла и выявить все лучшее в себе самих. Он назначил Всемирный день борьбы против бедности, которая, по его словам, «оскорбляет и убивает стольких наших братьев и сестер» и в значительной степени затрагивает детей. 13 ноября 2016 г. Франциск посвятил исключенным из общества бедным, а 17 января 2017 г. - иммигрантам и переселенцам, особенно уязвимым малолетним [40].

Нынешний Папа констатирует, что сегодня иммиграция охватывает все континенты и становится глобальной проблемой, потому что к людям, которые ищут достойную работу или лучшие условия жизни, все чаще и чаще добавляются покидающие родину в поисках мира и безопасности для себя и своих семей. Рост иммиграции, как отмечает Франциск, почти всегда связан с увеличением насилия, нищеты и ухудшением экологии, а безудержное стремление к легкому обогащению приводит к эксплуатации малолетних, вовлечение их в трудовое рабство, проституцию и другую организованную преступность, превращает в солдат. На Земле слишком много мест, где умение читать, писать, элементарно считать, заниматься спортом, играть и вообще оставаться детьми, - остается привилегией немногих.

Таким образом, чтобы достичь социального, культурного, духовного и экономического благосостояния каждого члена всех обществ, включая самые бедные страны Третьего мира, современная католическая социальная доктрина предлагает целый ряд мер. Среди них - более справедливое распределение мировых богатств и отказ от непомерного потребления, потому что неограниченная свобода рынка, являясь «выбором против бедных», не учитывает интересы бедных стран. Также говорится о необходимости обеспечить равенство и справедливость в области торговли и уменьшении

или полном устранении международного долга, который довлеет над многими странами.

Католические исследователи придают особое значение изучению причин современной бедности, анализу структур несправедливости и предложениям конкретных решений, особенно по постоянному созданию новых рабочих мест и улучшению условий труда и найма. Помимо того, предлагается осуществить немедленную насущную помощь бедным людям и странам (включая продвижение демократии, экономики, образования и культуры Восточной Европы), но при непременном условии непосредственного участия наиболее нуждающихся в помощи. Отмечается, что гуманитарная помощь зачастую препятствует развитию местной индустрии. В частности, значительное ко -личество подержанной одежды, направляемой в Африку, явно затормозило развитие местной текстильной промышленности, а низкие цены на продукты питания из бесплатной гуманитарной помощи лишают продукцию тамошних крестьян возможности конкурировать с ними и отбивают охоту к производству на местах. Поэтому современная социальная доктрина Католической Церкви рекомендует проявлять осторожность по отношению к распространению безвозмездной гуманитарной помощи. Евангельская идея о необходимости накормить голодного и одеть раздетого, конечно, остаются в силе. Только при этом делается упор на создание рабочих мест, а также улучшение условий найма и труда. Если голодный и раздетый бедняк трудоспособен, в обмен на пищу и одежду он должен начать работать, чтобы в дальнейшем содержать себя самостоятельно. Раньше Католическая Церковь посылала в Третий мир своих добровольцев, рывших колодцы, строивших жилые дома, школы, больницы, открывавших столовые и так далее. Теперь направляют больше консультантов по технике и специалистов по профессиональному обучению. Уже на начальном этапе строительства привлекается местная рабочая сила, которую обучают в ходе работы с тем, чтобы она смогла закончить начатое.

Современная католическая доктрина выступает за усиление эффективности социальных программ и упорядочение международной помощи бедным странам, учитывая, что международная финансовая помощь нередко

идет на уплату внешнего долга, на реализацию краткосрочных политических, экономических или военных интересов коррумпированных правителей.

Эта доктрина утверждает необходимость видеть в бедном брата, который имеет право на самое непосредственное участие в разрешении касающихся его проблем, чтобы постепенно научиться самостоятельно обеспечивать себя, используя собственные ресурсы и культуру, развивать национальное производство, проводить финансовые, экономические и социальные реформы; интегрировать бедных в общество, производство и рыночные отношения, что обогатило бы и богатых. У бедных нет капитала, но есть рабочая сила, способная стать ключом к ликвидации бедности, - утверждается в современной католической социальной доктрине.

Предлагается провести аграрную реформу, перераспределив собственность на землю и признав право каждого человека иметь жилище.

Говоря о необходимости покончить с безработицей, католическая социальная доктрина напоминает евангельское утверждение о том, что «трудящийся достоин пропитания», и подчеркивает, что стабильный и справедливо оплаченный труд способен разорвать «замкнутый круг воспроизводства бедности и маргинальности» [41]. При этом также говорится о необходимости признать экономическую и социальную значимость неоплачиваемого женского труда в семье; гарантировать женщинам равное с мужчинами право на собственность, кредиты, обучение, создание рабочих мест; развить систему неполной занятости и надомных работ, а также защиту матери и ребенка. Утверждается система организации экономической помощи через самопомощь и местное производство в виде мелких предприятий, кооперативов и кредита.

Что касается иностранных рабочих, то социальная католическая доктрина подчеркивает необходимость разработки таких законов, которые позволили бы этим работникам жить вместе с семьями, иметь работу и пользоваться социальным страхованием.

Предлагается не сокращать бюджетные статьи на образование и здравоохранение, предоставив всем людям доступ к образованию и культуре, а также поддерживать научные исследования.

Выдвигается требование об уважении и защите окружающей среды, сохранении экологического равновесия, с учетом того, что бедность людей, которые занимаются сельским хозяйством, приводит к обеднению почв и соответственному сокращению производства пищевых продуктов.

Во всем этом призываются сыграть значительную роль Церкви и их организации, которым хорошо известны местные языки, нравы, обычаи, культура, религии и у которых имеются непосредственные контакты с нуждающимися. По социальной доктрине католицизма, истинный христианин не только соблюдает все положенные обряды и заповеди, а также печется о своей семье, но и, интересуясь всеобщим благосостоянием, заботится о бедных.

Очевидно, что Церкви являются хорошо организованной и авторитетной силой. Через сеть своих организаций и учреждений они проповедуют идеи ненасилия и социальной справедливости, пытаются наладить систему образования и здравоохранения. В наше весьма непростое время, чреватое социальной напряженностью и конфликтами, имеет смысл отнестись с вниманием и пониманием к тому, что они предлагают для искоренения бедности и построения на нашей планете более справедливого общества.

Примечания:

1. Тихонова, Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. - М., «Летний сад», 2GG3. - С. 5-6, 16-17, 52, 99, 1G2, 365.

2. wiki. ru I sites| katolitsizm | id - news - 492467. html; Социологическая наука и социальная практика. - М., 2G16. - №3. - С. 25; La Documentation Catholique, Paris. - 1993. 21 février. - P. 154; UNISA. Latin American Report. - 1996. V. 12. - № 1. - P. 61.

3. Тихонова, Н.Е. Указ. соч. - С. 6; Financial Times. -London. 199S. 5 mars; Аргументы и факты. - М., 1997. - № 11. - С. 5; Московский комсомолец. - М., 2G16. 3G ноября; Там же. - 2G16. - 5 декабря; Независимая газета. - М., 2G1S. 21 декабря; Ярошенко, С. С. Бедность в постсоциалистической России. -Сыктывкар. 2GG5. - С. 7, 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. World of Work. 1996. № 17. P. 6-7; La Documentation Catholique. 1997. 2 février. P. 1G4; Le Monde. Paris. 1997. 26-27 о^Ьк; pinrboy.ru /feminizatsiya bednosti - 5.

5. L:Osservatore Romano. Cittá del Vaticano. Settim. Ed. ital. 2G16. 17 marzo. - P. 17; La Civiltá Cattolica. -Roma. 2G16. 12 novembre. - P. 254.

6. Лев XIII «Рерум новарум». II, 3, 16; I, 5,8; Введение, 1; II, 16-17.

7. Das Parlament. Bonn. 1996. 8 novembre. S. 9.

8. Pius XII Relations humaines et société contemporaine. V. 1. - Paris. - 1956. - P. 335.

9. «Гаудиум эт спес», 21, 1380, 1384, 18, 1372; 26, 14001401; 63, 1533, 69, 1551-1552; Оптатам тотиус, 11, 795.

10. Павел VI «Популорум прогрессио», 22-24, 27, 28, 3233, 35, 47, 49, 73, 82, 76, 83.

11. La Documentation Catholique. 1998. 19 avril. -P. 376; ibid. 1993. 17 janvier. P. 51-52, 89; ibid. 1996. 3 novembre. P. 911; ibid. 1996. 20 octobre. - P. 896.

12. La Civilta Cattolica. 1996. 21 settembre. P. 490; La Documentation Catholique. 1996. 18 février. - P. 151; ibid. 1992. 6 décembre. - P. 1019.

13. La Documentation Catholique. - 1995. 3 décembre. -P. 1023.

14. Ibid. 1996. 21 avril. - P. 385; ibid. 1989. 16 juillet. - P. 701-702; ibid. 1993. 1-15 août. - P. 703; ibid. 1997.

18 mai. - P. 453.

15. Иоанн Павел II «Центезимус аннус», 52, 58, 28.

16. La Documentation Catholique, 1999. 21 novembre. -P. 976; ibid. 1998. 15 février. - P. 151-152; ibid. 1996. 21 avril. - P. 385; ibid. 1997. 18 mai. - P. 495; ibid. 1999. 7 novembre. - P. 942.

17. Ibid. 1996. 5 mai. P. 408-410; La Civilta Cattolica. 1997.

19 aprile. - P. 134.

18. Иоанн Павел II «Лаборем экзерценс», 7, 18-19, 3.

19. Иоанн Павел II «Соллицитудо реи социалис», 37.

20. La Documentation Catholique. 1998. 15 février. - P.151.

21. Ibid. 1993. 3 octobre. - P. 813.

22. Ibid. 1996. 1 décembre. - P. 1014-1015.

23. Ibid. 1996. 21 avril. - P. 385; ibid. 1997. 1. juin. -P. 534-537; ibid. 1997. 8. janvier. - P. 51, 54.

24. Бенедикт XVI «Каритас ин веритате», 27, 25, 76, 34, 68, 36, 35, 59, 69, 58, 65, 9; La Documentation Catholique. 2010. 17 janvier. - P. 53; ibid. 2010. 3 janvier. - P. 3; ibid. 2009. 2-16 août. 751, 750; ibid. 2009.1 février. - P. 103; ibid. 2009. 4 janvier. - P. 5-6, 2; ibid. 2009. 6-20 septembre. - P. 801; ibid. 2010. 20 juin. - P. 552; ibid. 2009. 1 novembre. - P. 958; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 26 aprile. - P. 9-10; ibid. 2011. 17 maggio. - P. 6; La Civilta Cattolica. 2011. 7 maggio. - P. 292-293.

25. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 6 giugno, - P. 7; ibid. 2005. 21 ottobre. - P. 7; ibid. 2008. 19 dicembre. - P. 1-2; ibid. 2009. 9 gennaio. - P. 3; ibid. 2010. 7 maggio. - P. 10; ibid. 2010. 24 settembre. -P. 10; ibid. 2009. 16 gennaio. - P. 3; 2005. 18 marzo. -P. 6; Бенедикт XVI «Каритас ин веритате», 27.

26. L:Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2016. 27 ottobre. - P. 2; ibid. 2016. 29 settambre. - P. 5.

27. Ibid. 2015. 4 giugno. P. 2; ibid. 2015. 26 marzo. - P. 10; ibid. 2014, 3 luglio. P. 9; ibid. 2015. 21 maggio. -P. 20; ibid. 2011. 31 maggio. - P. 5; La Civilta Cattolica.

2015. 12 dicembre. - P. 415, 426; news. bbc. co. lik / hi / russian / international /. / 728873. stm

28. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2016. 15 settembre. - P. 9; ibid. 2016. 1 dicembre. - P. 7; ibid.

2016. 8 dicembre. - P. 7.

29. Ibid. 2014. 24 luglio. - P. 14; ibid. 2014. 13 novembre.

- P. 18; ibid. 2014. 30 ottobre. - P. 5; ibid. 2016. 16 giugno. - P. 6; ibid. 2016. 20 ottobre. - P. 7; ibid. 2016. 8 dicembre. - P. 13.

30. Ibid. 2015. 14 maggio. - P. 11; ibid. 2015. 30 aprile.

- P. 16; ibid. 2015. 21 maggio. - P. 20; ibid. 2014. 16 ottobre. - P. 5; ibid. 2016. 1 dicembre. - P. 7; ibid. 2016. 16 giugno. - P. 7.

31. Ibid. 2016. 1 dicembre. - P. 7.

32. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2016. 24 novembre. - P. 20.

33. Ibid. 2015. 21 maggio. - P. 20; ibid. 2016. 12 maggio. -P. 4; ibid. 2016. 11-18 agosto. P.15.

34. Ibid. 2016. 24 novembre. - P. 21.

35. Ibid. 2016. 1 settembre. - P. 2, 5; ibid. 2016. 19 novembre.

- P. 12/13; La Documentation Catholique. 1995. 2 avril. -P. 313; ibid. 1997. 18 mai. - P. 454, 478.

36. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2015.

12 febbraio. - P. 9; ibid. 2015. 22 gennaio. - P. 2; ibid. 2014. 19 giugno. - P. 8; ibid. 2015. 24 settembre. - P. 6; ibid. 2015. 1 gennaio. - P. 10; 2015. 16 luglio. - P. 18; ibid. 2016. 12 maggio. - P. 14; ibid 2016. 26 maggio. -P. 10; ibid. 2016. 19 novembre. - P. 12/13.

37. Франциск «Лаудато си», 13, 2, 53, 195, 32, 43, 29-30, 26, 28, , 50, 32.

38. Франциск «Эвангелии гаудиум», 52-53, 55, 58, 184, 138, 241, 202, 60, 203, 198, 213, 215.

39. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2016. 15 settembre. - P. 9; ibid. 2016. 22 settembre. - P. 11; ibid. 2016. 3 novembre. - P. 1, 10/11; Московский комсомолец. 2016. 29 декабря.

40. Ibid. 2016. 6 ottobre. - P. 11, 12/13; ibid. 2016.

13 ottobre. - P. 3, 18; ibid. 2016. 20 ottobre. - P. 5, 10/11.

loo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.