Блиничкина Надежда Юрьевна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры таможенной службы ТГУПБП Ходжаев Зуфархон Курбонхонович,
соискатель Института экономики Таджикской сельскохозяйственной академии
БЕДНОСТЬ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРОБЛЕМА И
ПОСЛЕДСТВИЯ
Экономика - сложная система. Обеспечение ее безопасности связано с обеспечением безопасности всех сфер жизнедеятельности государства.
Наибольшую угрозу в ближайшем будущем будут представлять проблемы, возникающие в социальном секторе. Причем их количество имеет тенденцию к увеличению. По мере роста численности населения Земли будут обостряться проблемы обеспечения продовольствием, пресной водой. Спад экономического производства приведет к росту безработицы. На глобальный уровень могут перейти проблемы, связанные с массовым распространением новых видов инфекционных заболеваний.
Известный американский политолог Томас Шеллинг считает, что главную опасность для нормального функционирования государства, а также для глобальной безопасности в дальнейшем будут представлять два фактора, которые затрагивают интересы значительной части афро-азиатского ареала — быстрый рост численности населения и миграция. По данным, приводимым Шеллингом, население планеты в первой половине XXI века составит от 9 до 15 млрд. человек, что, по его мнению, создаст огромную проблему в обеспечении их продовольствием, несмотря на постоянный прогресс и интенсификацию сельскохозяйственного производства.1
Все вышеперечисленное приводит к стремительному возрастанию проблемы бедности, которая стояла перед человечеством на всем пути его развития, но сегодня принимает угрожающие масштабы: смертность среди населения, проживающего за чертой бедности, почти достигла уровня смертности в ходе самых жестоких войн известных нашей цивилизации. Отдельные
1 Мелкумян Е.С. Новые подходы к проблеме обеспечения глобальной и региональной безопасности// Востоковед. -М., 2007. -№ 6.
элементы проблемы слабой социальной ориентации (нищеты, высокая смертность, голод) приобрели глобальный характер и включены в программу развития ООН.
Задачей любого государства является предоставление возможности его гражданам для достойной жизни. В этом плане особо остро стоят проблемы безработицы, невозможности обеспечения пенсионеров и инвалидов средствами, соответствующими прожиточному минимуму, и, как следствие, проблема бедности. Проблема обнищания населения достаточно остро стоит не только перед Республикой Таджикистан, но и перед всем мировым сообществом. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.
Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.
Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. Ликвидация самых серьезных из этих угроз была взята под контроль Организацией Объединенных Наций. В рамках этой организации в 2000 году представители 189 государств - членов ООН посетили Саммит тысячелетия ООН и приняли восемь целей и ряд задач, направленных на борьбу с глобальными проблемами.
На Саммите была выработана программа, получившая название «Цели развития тысячелетия» и включившая в себя меры по устранению не только экономических, но и ряда экологических и социальных проблем.
Таблица 1.
Цели развития тысячелетия
Цели (из Декларации тысячелетия) Задачи
Ликвидация крайней нищеты и голода Сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1 доллара в день.
Сократить вдвое долю населения, страдающего от голода.
Обеспечение всеобщего начального образования Обеспечить, чтобы у всех мальчиков и девочек была возможность получить в полном объеме начальное школьное образование.
Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин Ликвидировать, желательно к 2005 году, неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее, чем к 2015 году - на всех уровнях образования.
Сокращение детской смертности Сократить на две трети смертность среди детей в возрасте до 5 лет.
Улучшение охраны материнства Снизить на три четверти коэффициент материнской смертности.
Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями Остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости.
Остановить распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости.
Обеспечение экологической устойчивости Включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов.
Сократить вдвое долю людей, не имеющих постоянного доступа к чистой питьевой воде.
К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб.
Формирование глобального партнерства в целях развития Продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы. Здесь предусматривается приверженность целям в области благого управления, развития и борьбы с нищетой — как на национальном, так и на международном уровне.
Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран. В том числе: освобождение экспортных товаров из наименее развитых стран от тарифов и квот; расширенная программа облегчения долгового бремени бедных стран с крупной задолженностью и списание официального двустороннего долга.
Удовлетворять особые потребности стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств.
Комплексным образом решить проблемы задолженности развивающихся стран с помощью национальных и международных мер, чтобы уровень задолженности был приемлемым в долгосрочном плане.
В сотрудничестве с развивающимися странами разрабатывать и осуществлять стратегии, позволяющие молодым людям найти достойную и продуктивную работу.
В сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечивать доступность недорогих лекарств.
В сотрудничестве с частным сектором принимать
меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-ком-
___________________________муникационных.____________________________________
По данным: Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия - ип. bv/ru/unfva/tovic/crt/
Как видно из таблицы, большинство целей, хотя и не имеют ярко выраженного экономического характера, все же напрямую зависят от социально-экономических факторов. Это еще раз подтверждается, если обратить внимание на выделяемые задачи, большая часть которых имеет социальноэкономическую направленность. Безусловно, невозможно улучшить ситуацию, сложившуюся в связи с ростом детской смертности, распространением тяжелых заболеваний, без увеличения ассигнований на медицинское обслуживание. А уровень смертности населения и вовсе является индикатором экономической безопасности, нашедшим отражение в проектах концепций национальной безопасности ряда государств.
То же самое можно сказать и о задачах, направленных на развитие образования и повышение уровня охвата населения образованием, что также нашло отражение в системе критериев экономической безопасности.
Существенное внимание уделяется проблемам безработицы, особенно среди молодежи.
Вопросы преодоления нищеты выделяются в качестве отдельной цели, так как приобрели катастрофические масштабы. Они охватывают многие страны мира, где население живет за чертой бедности. Сегодня не существует такого государства, в котором определенная доля населения не проживала бы на пороге бедности.
Проблема нищеты давно приобрела глобальный характер. В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций отмечается: «Мы приложим все усилия к тому, чтобы избавить мужчин, женщин и детей от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них. Наши действия направлены на то, чтобы право на развитие стало реальностью для всех и все человечество было избавлено от нужды. В этой связи мы твердо намерены создать, как на национальном, так и на глобальном уровне, условия, благоприятствующие развитию и ликвидации нищеты».1
В связи с этим был разработан ряд программ, предполагающих списание долгов государств, где в нищете живет наибольшее число людей, выделение льготных кредитов, предоставление грантов для финансирования социальных программ, направленных на снижение количества бедных.
Во многих странах растет имущественная дифференциация населения. По-прежнему остро стоит проблема бедности и безработицы и в сопредель-
1 Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия - иаЬу/т/ипрраЛшіс/сЦ/. 12.07.2009.
ных с Таджикистаном государствах. В традиционно благополучном Казахстане, по официальным данным, безработица составляет немногим более 8%. В Туркменистане, по данным международных институтов, более 60% населения фактически безработные, примерно 58% населения живет за чертой бедности.1
В Узбекистане также, наличие значительной массы трудоизбыточного населения выдвигает на первый план вопросы обеспечения занятости. По экспертным оценкам, уровень безработицы здесь составляет не менее 20%. Особенно велико число безработных в Ферганской долине, где плотность населения достигает 300 человек на 1 кв. км. Также велика доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума - 29%, что осложняется высокой дифференциацией уровня доходов в зависимости от региона страны, что ведет к росту социальной напряженности и возникновению социальных конфликтов. 2 Это приводит к тому, что возрастает социальная напряженность и постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов.
Ситуация, складывающаяся в социальной сфере, вызывает серьезные опасения. Тем более, что социальная сфера играет ключевую роль не только в экономической безопасности, но и во всей системе национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, семьи, общества, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством.
Одной из основных причин бедности остается безработица среди экономически активного населения. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу потому, что приобрел массовый и застойный характер. И дело здесь не только в том, что безработица усиливает недовольство людей. Она крайне нерациональна и неэффективна с экономической точки зрения, так как увеличивает нагрузку на занятых, перенося на них расходы по содержанию своего рода социальных иждивенцев. А этого можно реально достичь (без общего снижения уровня жизни) лишь на основе существенного повышения производительности труда, на что в условиях общего спада производства, характерного для нашей республики, рассчитывать не приходится. Следствием этого явилось снижение уровня жизни.
Хотя официально зарегистрированное число безработных в Таджикистане относительно невелико, скрытая, но реально существующая безработи-
1 Экономика - Итоги развития Казахстана - еНт-а! ^еЬ-Ьох. га/еПт-а! -msskii/теspuЫika-kazahstan/ekonomika-kazahstana/ 12.07.2009.
2 Экономика Узбекистана - easttime.rU/countries/topics/1/1/13.html 12.07.2009.
ца, по некоторым оценкам, достигает 40%. Наша республика относится к традиционно трудоизбыточным регионам.
Растущий уровень безработицы создает предпосылки для экономической напряженности. Это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Предельно допустимым уровнем безработицы принято считать до 10% от числа экономически активного населения. В Республике Таджикистан этот порог давно превышен.
Подобное социальное положение приводит к массовой миграции населения в поисках заработка. Таким образом, эта проблема частично решается. Но при этом следует выделить как положительные, так и отрицательные стороны подобного решения. В качестве позитивного фактора следует отметить:
• решение проблемы обеспечения части населения рабочими местами;
• существенный приток капитала за счет средств, пересылаемых трудовыми мигрантами своим семьям.
Но имеется и ряд негативных последствий:
• потеря рабочими квалификации, так как в большинстве случаев они вынуждены работать не по специальности, а в качестве чернорабочих;
• продолжающиеся, особенно среди работников наиболее востребованных специальностей (инженеры, врачи, учителя и т.д.) миграционные процессы, ведущие к оттоку специалистов из республики;
• переселение экономически активного населения и молодых семей за рубеж, что может привести к тому, что в пределах республики останется лишь нетрудоспособное население и неквалифицированные кадры.
Кроме того, переселение значительной части людей из одной страны в другую может привести к изменению традиционно сложившихся отношений между ними и стать постоянным источником конфликтов. В последнее время Европа уже подвергается испытанию на прочность сложившихся социальноэкономических условий, а также культурных и национальных традиций из-за притока в европейские страны огромного числа иммигрантов из стран Азии, Африки, Восточной Европы и государств СНГ.
Безусловно, в условиях катастрофической нехватки рабочих мест трудовая миграция является наиболее приемлемым решением и способствует временной локализации данной проблемы, но для обеспечения экономической безопасности необходимо создавать рабочие места на территории Республики Таджикистан и постепенно сокращать поток трудовых мигрантов.
Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. В
Таджикистане средняя почасовая заработная плата сегодня приблизительно равна 30 центам.
Снижение реальных доходов населения привело к снижению потребления. В 1999 г. домашние хозяйства в среднем питались 2,5 раза в день. Среднее число приемов пищи варьируется от 2,2 для беднейших до 2,8 для самых состоятельных. Между 1997 и 1999 гг. доля домашних хозяйств с одноразовым питанием увеличилась с 10 до 13%. Однако в ходе опросов, проводимых в последнее время, было отмечено, что более половины всех домашних хозяйств не употребляли в пищу мяса, по крайней мере, в течение недели.1
С 1991 года снизилось душевое потребление мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов. Большая часть населения совершенно отказалась от употребления рыбы и рыбопродуктов. Тенденция к снижению потребления оставалась вплоть до 1998 года. С началом экономического роста постепенно начало возрастать и потребление продуктов питания. Но с 2002 года этот процесс замедляется и последние несколько лет остается почти на одном уровне.2 Однако сегодня дефицит белка в питании крайне высок, а обеспеченность витаминами, определяющая иммунитет к болезням, сократилась до 50% от нормы, что приводит к массовому заболеванию лейкемией.
С 1991 года возрос лишь уровень потребления фруктов и ягод, но не на -столько, чтобы хотя бы частично возместить снижение потребления других продуктов. Потребление мясопродуктов за последние 20 лет снизилось в 2 раза, молочных продуктов - в 2,7 раза. Потребление сахара и кондитерских изделий составило 78% от уровня 1991 года, овощей - 77% (при том, что до распада Советского Союза Таджикистан являлся экспортером овощей). Возникает угроза массового недоедания и даже голода в стране. 3
Существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп превышает 8 раз, то общество вступает в зону нестабильности. В нашей стране этот показатель довольно высок (27 раз), что в еще большей мере способствует
1 Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года № 86. -Душанбе, 2005.
2 Ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, 2009.
3 Ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе. Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, 2009.
дестабилизации обстановки. Также высок показатель дифференциации доходов населения в зависимости от региона. Доходы граждан, работающих на территории районов республиканского подчинения, примерно в 2 раза выше, чем граждан, выполняющих те же виды работ в других областях Таджикистана.
Оставаясь без средств к существованию, люди вынуждены искать любые источники доходов, что в итоге приводит к росту преступности. В результате в последние годы резко ухудшилась криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность.
Данная проблема также характерна для многих государств, и ее следует выделить как существенную угрозу экономической безопасности, хотя ее влияние охватывает все сферы деятельности государства. Угроза криминализации экономики наиболее остро проявляется в государствах, переживающих кризисы. Она чаще всего бывает вызвана ростом безработицы, снижением заработной платы ответственных лиц, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.
В этом случае преступность может поразить практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. В результате возникает теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства, не стремящаяся к защите государства и социальному обеспечению населения. Она лежит в основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.
Во многих развивающихся государствах проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.
Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что либо обладатели теневого капитала заключали союз с
представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти, либо, на более поздних этапах, правоохранительные органы вытесняли криминал из теневой экономики. Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика. Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливается также в процессе проведения экономических реформ, направленных на развитие рыночных отношений. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.
В Таджикистане криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения. В государстве формируется теневая экономика, представляющая собой сферу экономической деятельности, включающую следующие элементы:
1. Законная деятельность, скрываемая или приуменьшаемая произ-
водителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств.
2. Неформальная (неофициальная легальная) деятельность, в том числе:
• деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;
• деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей).
3. Неофициальная нелегальная деятельность, в том числе:
• легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);
• нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).
Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие:
• чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;
• чрезмерная регламентация экономической деятельности;
• значительные масштабы государственного сектора в экономике. Относительно новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной
либо слабо контролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения. Понятие налоговой нагрузки на экономику страны совпадает с понятием процента бюджетных изъятий. Это относительный показатель, представляющий собой долю ВВП, которая изымается из экономики в бюджет в виде налоговых поступлений. Это один из основных индикаторов степени либерализации экономики государства. В качестве примера часто приводится Китай, сокративший уровень налогообложения с 38% в 1979 году до 20% и имеющий ежегодный рост экономики на уровне 7-8%. Правительством Таджикистана в этом направлении был принят ряд мер. В частности, неоднократно проводилась амнистия имущества, было принято решение сократить размер налога на прибыль с 35% до 25%, ставку налога на продажу хлопка - с 25% до 10%, размер налога на доходы физических лиц - с 25% до 13%. Однако эти меры еще не привели к желаемым результатам. Так, в первом квартале 2009 года собираемость налогов в доход бюджета сократилась на 26% и проблема роста теневой экономики остается открытой.
Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковских отношений, причем увеличились как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками. Большая проблема связана с отмыванием денег, нажитых преступным путем: наркобизнес, уклонение от налогов, взятки для получения кредитов, коррупция и т.д. Анализ ситуации, сложившейся в экономике страны, показывает, что криминогенные факторы в значительной мере определяют не только сегодняшнее ее состояние, но и перспективы развития.
Подтверждением процесса активной криминализации экономики является рост числа выявляемых преступлений экономической направленности.
Важным элементом обеспечения экономической безопасности, в том числе декриминализации хозяйственного комплекса, должно стать усиление государственной защиты прав собственности, ответственности за соблюдение договорной дисциплины, повышение эффективности судебного разрешения хозяйственных споров, введение жесткой ответственности за соблюдение конкретных обязательств, погашение кредитов. Для решения этих задач необходимы настойчивые и постоянные усилия всех ветвей власти.
Проблема бедности в Таджикистане сложна в силу своей многоаспектно-сти и предполагает предварительную научную проработку как теоретикометодологических вопросов, так и определение основных направлений, форм и методов реализации полученного знания. Для ее решения необходима разработка продуманной концепции на основе зарубежного опыта и, особенно, с учетом реалий Таджикистана и его экономики. Кроме того, усилий одного государства для преодоления бедности явно недостаточно. В связи с этим, необ-
ходима консолидация и выработка действенной стратегии снижения бедности на глобальном уровне.
Список литературы:
1. Ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе: Государственный комитет
статистики Республики Таджикистан, 2009.
2. Мелкумян Е.С. Новые подходы к проблеме обеспечения глобальной и региональной безопасности//Востоковед. -М., 2007. -№ 6.
3. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года № 86. -Душанбе, 2005.
4. Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия -un. by/ru/unfpa/topic/crt/. 12.07.2009.
5. Экономика - Итоги развития Казахстана - elim-aj. web-box. ru/elim-aj-russkij/respublika-kazahstan/ekonomika-kazahstana/12.07.2009.
6. Экономика Узбекистана - easttime. ru/countries/topics/1/1/13.html
Н.Ю. Блиничкина, З. К. Ходжаев Бедность как глобальный феномен: проблема и последствия
Ключевые слова: бедность, безработица, голод, экономическая безопасность, социальная напряженность, коррупция, криминализация экономики.
Проблема бедности, возникнув в глубокой древности, сегодня увеличилась до глобальных масштабов. Вызывая возникновение социальной напряженности, она порождает множество других проблем социально-экономического характера, прежде всего проблему голода и расширения сектора теневой экономики и коррупции. Складывающаяся ситуация может быть нормализована исключительно совместными усилиями всего мирового сообщества.
N. Ya. Blinichkina, Z.K. Khojayev
Poverty as a Global Phenomenon: Problem and Consequences
Key words: poverty, unemployment, famine, economic security, social tension, corruption, criminalization of economy
Having sprung up in hoary antiquity poverty intensified up to global scales nowadays. Causing social tension it engenders multitude of other problems of socio-economic character, here refer, first of all, famine, extension of shady economy and corruption. The situation shaped may be normalized exclusively by joint efforts of the entire world community.