Научная статья на тему 'Базовые условия интеграции светского и религиозного образования в регионе'

Базовые условия интеграции светского и религиозного образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАХ / СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕРКОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутов Н. Н.

В настоящее время сотрудничество государственных и церковных организаций в светской школе является реальным интеграционным процессом, который не имеет своего теоретико-методологического осмысления. В статье рассматриваются социокультурные основания интеграции, ее базовые условия и механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic conditions for integration of secular and religious education in a region

Now cooperation of state and church organizations at secular school is real integral process, which there is no theorist-methodological judgement. In article its base conditions and mechanisms are considered the social and cultural basis of integration.

Текст научной работы на тему «Базовые условия интеграции светского и религиозного образования в регионе»

Н. Н. Реутов

БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Работа представлена кафедрой социологии Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова.

Научные руководители - кандидат философских наук, доцент Р. Я. Цибриенко; кандидат социологических наук, доцент С. Д. Лебедев

В настоящее время сотрудничество государственных и церковных организаций в светской школе является реальным интеграционным процессом, который не имеет своего теоретико-методологического осмысления. В статье рассматриваются социокультурные основания интеграции, ее базовые условия и механизмы.

26 1

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Now cooperation of state and church organizations at secular school is real integral process, which there is no theorist-methodological judgement. In article its base conditions and mechanisms are considered the social and cultural basis of integration.

Сложившаяся в 1990-е гг. общественно-политическая ситуация привела к существенному изменению места и роли религиозных организаций в жизни российского общества. Результаты социологических исследований выявляют наличие устойчивого интереса людей к религии как институту культуры, транслирующему национальные духовные ценности и архетипы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. по инициативе и активном содействии религиозных организаций в образовательный процесс светской школы вводятся конфессионально-ориентированные инновации. В связи с этим развитие интеграции светского и религиозного содержания в сфере образования рассматривается сторонниками таких инноваций как условие оптимизации образовательной системы, приобретающей новое качество и новые потенциальные возможности.

В процессе такой интеграции на федеральном и региональном уровнях происходит реальное включение элементов религи-озного образования в образовательную систему светской школы. Это обусловлено такими обстоятельствами, как социальный заказ на реконструкцию воспитательной составляющей образования, нашедший выражение в позициях значительной части его основных субъектов, и активная встречная инициатива ряда влиятельных религиозных организаций (прежде всего -Русской Православной Церкви Московского Патриархата) и поддерживающих их общественных сил, предлагающих традиционалистские конфессиональные версии духовно-нравственного и патриотического воспитания. Преподавание конфессионально-ориентированных дисциплин («Основы православной культуры» и др.) в форме факультатива осуществляется в школах Белгородской области с 1998 г. С 1 сентяб-

ря 2006-2007 уч. г. «Основы православной культуры» стали компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской области1 .

Формой соответствующих интеграционных процессов явилась особого рода образовательная инновация, которая может быть определена как конфессионально-ориентированное образование. Конфессионально-ориентированное образование -обобщенное понятие, которое отражает ситуацию присутствия религиозного компонента в образовательной деятельности государственных и муниципальных учреждений общего и профессионального образования. Оно предполагает специальное углубленное изучение религиозной культуры конкретной религии в контексте ценностей этой культуры. Конфессионально-ориентированное образование реализуется на стыке двух традиционно существующих в России образовательных систем: светской и религиозной. В контексте светской системы образования оно выстраивается на базе религиоведческой компоненты социогуманитарного блока образовательного знания. В соответствии с конфессиональной системой образования, акцент делается на воспитательный, ценностно-рациональный эффект транслируемого знания.

Конфессионально-ориентированное образование в виде преподавания отдельных предметов гуманитарного блока в общеобразовательной школе выступает основной формой интеграции светского и религиозного образования в современной России. В данном случае оно, являясь частично религиозным и частично светским по содержанию и светским - по форме реализации, не предполагает и не включает в себя обучения религиозной практике и саму религиозную практику2.

Формирование и развитие интеграции светского и религиозного образования предполагает наличие нормативно-правовых, мировоззренческих, социально-идентификационных и организационно-педагогических базовых условий такой интеграции.

Анализ нормативно-правовых базовых условий интеграции светского и религиозного образования показывает наличие достаточно обширного корпуса нормативно-правовых документов, которые определяют содержание и характер данного процесса, что, однако, не снимает остроту проблем, связанных с его нормативной регламентацией. И в законодательстве и в правоприменительной практике имеют место существенные недостатки:

• до настоящего времени в нормативных документах отсутствует четкое разграничение понятий «светское образование», «светский характер образования», «религиозное образование»;

• имеются разночтения в определении возраста ребенка, в котором он правомочен выразить свое отношение к религии;

• законодательно обозначены общие рамки, в которых будет происходить оформление конфигурации образовательного пространства с учетом интеграционных процессов, но при этом отсутствует комплекс подзаконных актов, в которых бы данные рамочные положения получали конкретную расшифровку;

• недостаточно проработана правовая основа сотрудничества Министерства образования и науки РФ и традиционных религиозных организаций, несмотря на заключенные между ними договоры3.

Результаты ряда социологических исследований последних лет показали, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. произошли определенные подвижки в сторону формирования мировоззренческих базовыхусловий интеграции светского и религиозного образования. За 1990-е гг. в России значительно увеличилось количество верующих, к которым себя причисляют 52% населения4. Из обще-

го числа опрошенных нами школьников 49,6% определяют себя как «верующих», 37,8% - как «скорее верующих, чем неверующих». Большое количество респондентов, колеблющихся в вопросах веры (37,8%) свидетельствует о слабом позиционировании религии, о том, что учащиеся плохо представляют себе содержание религиозной веры и показатели ее реального присутствия у отдельно взятого человека. В конфессиональном отношении 82,9% относят себя к православным, 0,8% - к протестантам, 5,1% считает себя внеконфессиональ-ными христианами, 7,7% - «верующими вообще»5.

Социально-идентификационные базовые условия интеграции светского и религиозного образования выражается в оценочном отношении к соответствующей религии (религиям), сопряженном с ее использованием в качестве маркера социальной идентификации. Вместе с тем реальное состояние отношения к религии в российском обществе противоречиво. В общественном мнении преобладает неоднозначное отношение к интеграции светского и религиозного образования, детерминированное опасениями возможных деструктивных последствий. Подавляющее большинство россиян (94% населения) сегодня высказывают «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к православию (для сравнения: к мусульманству - 59%, к католицизму -58%6). При этом к «православным» по самоопределению относят себя 59% респондентов7. Тем не менее данные социальные настроения не тождественны реальной «клерикализации» и «фундаментализации» сознания.

В соответствии с этой тенденцией, опрошенные нами учащиеся и их родители были склонны воспринимать религию и ее влияние на культуру, общество и человека преимущественно в положительном ключе. Вместе с тем, от введения в школьную программу конфессионально-ориентированных предметов часть учащихся ожидает, в

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

том числе таких социальных последствий, как повышение уровня религиозной напряженности (8,5%)8. Отражением этого мнения являются бурная полемика по вопросу введения изучения знаний о религии в светской школе9. Опрошенные родители учащихся считают, что в связи с падением коммунистической морали в 1990-е гг., наступлением духовного вакуума, размыванием моральных ценностей религия может стать барьером для безнравственности и бездуховности, отмечая при этом опасность клерикализации государства и образования10 .

В связи с этим, опрошенные нами преподаватели (79,5%) и эксперты (92,6%) высказывались в основном за то, что необходимо наряду со знаниями о православии давать информацию о других религиях; изучать только основы православия считают необходимым 17,9% учителей и 7,4% экспертов11. Большинство опрошенных учащихся, родителей, экспертов выступают за изучение конфессионально-ориентированных предметов в виде факультатива на основе свободного выбора.

Организационно-педагогические базовые условия интеграции в Белгородской области связаны с исключительной ориентацией администрации области на поддержку доминирующей в регионе конфессии - православия, представленного Русской Православной Церковью Московского Патриархата. В данной связи применительно к конфессионально-ориентированному образованию в средней общеобразовательной школе острой представляется проблема квалификации и психологической готовности педагогов к работе в новых условиях. Среди части педагогических работников сохраняется инерция старых подходов к изучению религии, когда общесоциальные ценности религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности практически отрицаются. С учетом этого в ряде областей России начали разрабатываться программы подготовки учителей «Основ пра-

вославной культуры», финансируемые за счет государства. В Белгородской области подготовкой учителей основ православной культуры занимаются Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и теологический факультет Белгородского государственного университета. Однако кадровый вопрос оконча-тельно не решен и требует проработки и оптимального решения. Возникает ряд трудностей, связанных с преподаванием конфессионально-ориентированных дисциплин. Согласно опросу учителей школ Белгородской области, проведенного в 2007 г., 59% респондентов сталкивались с трудностями в ходе преподавания «Православной культуры», вызванными недостаточным научно-методическим обеспечением преподавания конфессионально-ориентированных курсов; 59% - с трудностями, вызванными недостаточной профессиональной подготовленностью преподавателей; 28,2% - не всегда соответствующим высоким требованиям и ожиданиям имиджем священнослужителей, религиозных организаций; 12,8% - недостаточной помощью религиозных организаций в организации преподавания «Православной культуры».

Все вышесказанное дает основание говорить о целесообразности введения гибкой дифференцированной модели взаимодействия государства, религиозных организаций и общества в сфере образования.

Оптимизация интеграции светского и религиозного образования в форме конфес-сионально-ориентированного образования в светской школе региона предполагает совершенствование деятельности органов управления региональной системой образования, руководителей отдельных образовательных учреждений в следующих направлениях:

• дальнейшую разработку парадигмаль-ных основ интеграции светского и религиозного образования;

• повышение эффективности интеграции светского и религиозного образования за счет интенсификации ее организационно-управленческой составляющей;

• активизацию информационного обеспечения интеграции светского и религиозного образования, развитие обратной связи с обществом и заинтересованными социальными группами.

ПРИМЕЧАНИЯ

I С 1 сентября основы православной культуры будут преподаваться в 15 регионах России, в четырех - как обязательный курс // Электрон. изд. Режим доступа к изд.: // http://www.pravoslavie.ru/ news/060830164738//.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

2Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, 2004.

3 Договор о сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви, (г. Москва, 2 августа 1999 г.) // Электрон. изд. Режим доступа к изд.: http://oroik.netda.ru/ docs/dog_mo-rpc.htm. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer; Соглашение о сотрудничестве между управлением образования администрации Белгородской области и Белгородско-Старооскольской епархией на 1999-2000 гг. // Сборник нормативных документов о церковно-государственных отношениях. Белгород, 2002 и др.

4 Каариайнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиозности // Вопросы философии, 1997. № 6. С. 35-52.

5 Материалы социологического исследования «Отношение к религии в российской общеобразовательной школе», проведенного при участии автора в сентябре-октябре 2005 г.; (n = 400 школьников старших классов средних общеобразовательных школ Белгородской области и 70 учащихся старших классов православных гимназий Белгородской области (рук. С. Д. Лебедев).

6 Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Религия и право, 2002. № 1. С. 5-9.

7 По данным социологов, россияне стали немного чаще посещать религиозные службы // Электрон. изд. Режим доступа к изд.: http://religion.sova-center.ru/discussions/1BDDB2D/5EC1C76?print=on.-Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer. (Исследование было проведено в июле сотрудниками Аналитического Центра Юрия Левады, объем выборки - 2 107 человек).

8 Лебедев С. Д., Реутов Н. Н. Социологические аспекты диалога светской и православной культур в сфере образования (по материалам опросов учащихся старших классов сельских школ Ив-нянского района Белгородской области) // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Сб. науч. тр. каф. социологии / Под ред. Г. А. Котельникова. Белгород: БГТУ им. В. Г. Шухова; Крестьянское дело, 2004. Вып. 7. С. 135-148.

9 Продолжаем дискуссию // Вестник Российского философского общества. 2007. № 4 (44). С. 135-159.

10 Материалы социологического исследования «Школа и религия. Взаимодействие светского и религиозного образования в Белгородской области» по изучению отношения родителей учащихся общеобразовательных средних школ к «религиозному возрождению», роли религии в жизни современного российского общества, проблемам религиозного образования, проведенного автором в 2005 г. методом фокусированного группового интервью (n = 80).

II Материалы социологического исследования «Школа и религия. Взаимодействие светского и религиозного образования в Белгородской области» по изучению отношения учителей конфессионально-ориентированных дисциплин (n = 153 респондента) и экспертов (n = 37) по проблемам интеграции светской и конфессиональной систем образования, проведенного автором в 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.