Литература: ко // Консультант директора. -2002. -№ 4. -С. 23-34;
1. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О., Шапошникова О.А., 3. Гутгард Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кад-
Экономика труда, Серия: Высшее образование, Издательство: Фе- рами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом . - 2002. -
никс, 2009 г., 400 с.; №5. - с. 113.
2. Верхоглазенко В. Н. Система мотивации /В.Н. Верхоглазен-
БАЗОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Ершов А.С., к.э.н.
Тян И.А., аспирант ФГУП «Научно-исследовательский центр информатики при Министерстве иностранных дел Российской
Федерации»
В статье рассмотрены основные тенденции развития инновационной деятельности в России и зарубежных странах. Показано, что такие факторы, как рост стоимости рабочей силы в Китае, разрушительные последствия недавних природных катастроф, необходимость более полного учета местных особенностей в ходе построения инновационных продуктово-сервисных экосистем обусловливают необходимость перехода к многополюсной системе инновационного развития, улучшают конкурентные позиции России в ходе перестройки глобальной территориальной структуры размещения научно-исследовательских центров и высокотехнологичных производств. Выделены основные негативные факторы, затрудняющие развитие инновационной деятельности в России, и показаны направления развития методов их преодоления.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, высокотехнологичное производство, территориальная структура инновационного развития, барьеры инновационной активности
BASIC TRENDS IN INNOVATION ACTIVITY IN RUSSIA AND ABROAD
Erschov A., candidate of economics sciences
Tian I., the post-graduate student at FGUP «Research and Development Center of Informatics by the Ministry of Foreign Affairs of the
Russian Federation»
The article describes the main trends in innovation activity in Russia and abroad. Shown that factors such as rising labor costs in China, the devastating effects of recent natural disasters, the need for better integration of local features in the construction of innovative product-service ecosystems necessitate a transition to a multipolar system of innovation development, improve the competitive position of Russia in the course of restructuring territorial structure of the global location of research centers and high-tech industries. The basic negative factors hindering the development of innovation in Russia, and show the direction of the development of methods to overcome them.
Keywords: innovation, investment, high-tech manufacturing, the territorial structure of innovative development, barriers to innovation activities.
Проблема активизации инновационного развития является одной из наиболее значимых в обеспечении конкурентоспособности отечественной промышленности; ее актуальность еще более обострилась в связи со вступлением России в ВТО, которое приведет к поэтапному открытию всех российских рынков для равной конкуренции с зарубежными производителями, но и в то же время облегчит доступ отечественной продукции на зарубежные рынки. Это потребует от отечественных предприятий разработки усовершенствованных стратегий инновационного развития.
Мировой опыт последних десяти лет однозначно свидетельствует о существенном изменении институциональной и технологической среды инновационного развития, которое обусловливает значительную потерю актуальности предыдущих моделей разработки успешных инновационных стратегий, необходимость изучения опыта лидеров инноваций сегодняшнего дня. Существенные изменения происходят со всеми аспектами экономики инноваций: структурой и характером спроса на инновационную продукцию, потребительским восприятием ее качества, товарно-сырьевыми, информационными и финансовыми потоками в цепях создания ценностей, нормативно-правовым и техническим регулированием инновационной деятельности.
Можно выделить следующие основные тенденции развития мировой инновационной деятельности, обусловливающие необходимость исследования организационно-управленческих механизмов развития инновационных предприятий в условиях высококонкурентной внешней среды:
- завершение перехода к двухполюсной модели производства инновационных товаров, в рамках которой выпуск основных комплектующих имеет тенденцию к централизации на сверхконцентри-рованных высокотехнологичных глобальных корпорациях, вкладывающих миллиарды долларов в непрерывное совершенствование технологических процессов изготовления микроэлектроники, дисплеев и других ключевых компонентов инновационных изделий как промышленного, так и потребительского назначения; при этом пер-
манентно возрастающий процент общей добавленной стоимости приходится на долю не имеющих собственного производства (£аЫевв) инновационных предприятий, обладающих наиболее высокими компетенциями в области интеграции маркетинговой и конструкторской стратегий;
- усложнение структуры интеллектуальной собственности: формирование массивов патентов, контролирующих ключевые решения для выпуска большей части высокотехнологичной продукции, при этом данные массивы патентов на разные аспекты продукции оказываются в собственности конкурирующих корпораций, формируя тем самым возможность для «патентных войн» [1];
- эволюция потребительского восприятия инновационной продукции: по мере насыщения глобальных рынков стандартизированными инновационными изделиями все большее значение имеет создание соответствующей программно-сервисной экосистемы, учитывающей национальные языковые, ментальные и другие особенности [2];
- изменения в территориальной структуре размещения мировых центров инновационной активности, связанные, прежде всего, с эволюцией экономики Китая: с одной стороны, возрастание китайского научно-технического и маркетингового потенциала позволяет ведущим корпорациям переходить от выпуска продукции по технологиям, предоставленным западными фирмами, к полностью самостоятельной инновационной деятельности полного цикла; с другой - рост уровня жизни населения, возрастание заработной платы, увеличение пенсионной нагрузки экономики уменьшают конкурентные преимущества Китая, связанные с невысокой стоимостью рабочей силы; землетрясения в Японии и наводнения в Таиланде, принесшие огромные убытки мировой кооперации в области электронной техники [3], показали необходимость территориальной диверсификации ключевых производств; еще одним важным фактором мирового научно-технического развития является частичная деиндустриализация ряда европейских стран, снижение их инновационного потенциала, связанное с ухудшением качества
человеческого капитала, падением престижа инженерного образования и социального статуса сотрудников инновационных производственных фирм.
Указанные факторы обусловливают динамичную перестройку мировой инновационной системы, позволяют России рассчитывать на завоевание более важных конкурентных позиций в ней.
Кроме этих тенденций, характеризующих изменение среды развития инноваций в глобальном масштабе, существуют специфические для России факторы, определяющие спектр возможных сценариев развития инновационной активности. К их числу можно отнести:
- наличие достаточных свободных финансовых ресурсов для инвестирования инновационных проектов;
- высокий образовательный уровень рабочей силы, присутствие университетских центров по всей территории страны;
- наличие достаточного количества территорий, не подверженных стихийным бедствиям, достаточно удобно расположенных в транспортном отношении, с относительно невысокой стоимостью рабочей силы.
Однако инновационная активность в России сдерживается рядом негативных факторов, значительная часть которых обусловлена недостаточной развитостью методологии, методов и механизмов управления инновациями на макро- и микроуровне. К этим факторам можно отнести:
- не преодоленную за два десятилетия реформ ориентацию значительного числа высокотехнологичных предприятий с высоким инновационным потенциалом на методы ведения бизнеса, характерные для советского оборонно-промышленного комплекса: ориентацию на крупного заказчика, неумение работать на открытом высококонкурентном рынке с множеством мелких клиентов; недостаточное внимание к эргономике и эстетической привлекательности продуктов; отсутствие практики по продвижению инновационных изделий за счет формирования объемной продуктово-сервисной экосистемы, интегрирующей усилия многих независимых компаний;
- серьезные административные и экономические барьеры на пути создания новых венчурных фирм: высокая стоимость аренды или приобретения производственных и офисных площадей (особенно в крупных городах); зачастую запретительно высокая стоимость присоединения к электрическим и газовым сетям; огромные логистические издержки, особенно при размещении производства в провинции, связанные с низким качеством и высокой стоимостью транспортных услуг.
Указанные факторы привели к тому, что инновационная деятельность в России дезинтегрирована на два сектора, мало связанных между собой - с одной стороны, традиционные высокотехнологичные предприятия, занятые конструированием и производством в таких отраслях, как авиакосмическая промышленность, оборонная промышленность, производство высокотехнологичных материалов; эти компании продолжают ориентироваться на государственные заказы, экспорт вооружений или же выступают в роли поставщиков и подрядчиков зарубежных корпораций; с другой - новые, созданные с нуля группами инициативных инноваторов малые венчурные фирмы, изначально приспособленные к деятельности на высококонкурентном рынке; однако ввиду вышеописанных сложностей этим фирмам очень трудно создать собственное производство или же размещать заказы на сторонних фирмах, поэтому большинство из них функционируют в области создания программного обеспечения, не предусматривающей производства материального продукта, и по этой причине также занимают ограниченные рыночные ниши, будучи не в состоянии продвигать собственные инновационные программно-аппаратные комплексные решения.
Рассмотренные особенности современного состояния и тенденций развития мирового и отечественного инновационного сектора обусловливают необходимость перехода к стратегии комплексного формирования инновационных клиентских предложений, в рамках которых предлагаются не новые товары, работы или услуги, а новые способы удовлетворения расширенных потребностей клиента, включая его имплицитные потребности, до появления инновационного предложения, не осознаваемого самим клиентом. Ориентация именно на подобные предложения позволит перейти от догоняющей к опережающей стратегии инновационного развития, наиболее полно используя конкурентные преимущества отечественных инновационных компаний.
В связи с этим сделать вывод о необходимости разработки на-
учно-методического аппарата совершенствования организационноуправленческих механизмов развития инновационных предприятий в условиях высококонкурентной внешней среды.
Литература:
1. Докукин А.В. Предотвращение патентного сепаратизма при разработке стандартов и понятие «шиканы». - М.: СТ АНДАРТИН-ФОРМ, 2008.
2. Беличко В.А., Воронкова Ю.В. Ретроспективный анализ эволюции корпоративных продуктово-сервисных экосистем и перспективы их развития // Транспортное дело России, 2011. - № 11.
3. Общая сумма ущерба от наводнений в Таиланде может достигать 43 миллиардов долларов // Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c11/283282.html