Научная статья на тему 'Базовые детерминанты культуры родительства'

Базовые детерминанты культуры родительства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
342
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЬСТВА / CULTURE OF PARENTHOOD / РОДИТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / FAMILY SUPPORT / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / DEMOGRAPHIC CRISIS / КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / CRISIS OF FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абрамова Ася Алексеевна

В статье рассматривается актуальная проблема базовых детерминант, определяющих специфику ценностного пространства современного родительства. В перспективе разработки модели целенаправленного формирования культуры родительства в современном обществе эти базовые детерминанты могут обуславливать основные направления практической деятельности поддержки семьи и родительства институтами гражданского общества (как комплекса, включающего культурологическую, психологическую, педагогическую и оздоровительную составляющие сопровождения семьи), а также задавать динамику «этапности» освоения культуры родительства: от подготовки к беременности и рождению малыша к деторождению, сопровождению младенчества, воспитанию дошкольника, предшкольной подготовке, отрочеству и т.д. вплоть до этапа «вылета из гнезда»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the actual problem of basic determinants, defining specificity of valuable space of the modern parenthood. In the long term of working out of parenthood culture model purposeful formation in a modern society, these basic determinants may define the main directions for practical activities of a family and parenthood support by civil society institutions (as the complex including culturological, psychological, pedagogical and healthimproving aspects of family support) and also to set dynamics of «stage-by-stage approach» to parenthood culture development: from preparation for pregnancy and a birth of the kid, for a child-bearing, infancy support, education of the preschool child, preschool preparation, adolescence etc. to a stage «a start from a nest»

Текст научной работы на тему «Базовые детерминанты культуры родительства»

А. А. Абрамова

БАЗОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЬСТВА

В статье рассматривается актуальная проблема базовых детерминант, определяющих специфику ценностного пространства современного родительства. В перспективе разработки модели целенаправленного формирования культуры родительства в современном обществе эти базовые детерминанты могут обуславливать основные направления практической деятельности поддержки семьи и родительства институтами гражданского общества (как комплекса, включающего культурологическую, психологическую, педагогическую и оздоровительную составляющие сопровождения семьи), а также задавать динамику «этапности» освоения культуры родительства: от подготовки к беременности и рождению малыша к деторождению, сопровождению младенчества, воспитанию дошкольника, предшкольной подготовке, отрочеству и т.д. вплоть до этапа «вылета из гнезда». Ключевые слова: образование в сфере культуры, культура родительства, родительство, поддержка семьи, социальные технологии, демографический кризис, кризис семейных ценностей.

The article deals with the actual problem of basic determinants, defining specificity of valuable space of the modern parenthood. In the long term of working out of parenthood culture model purposeful formation in a modern society, these basic determinants may define the main directions for practical activities of a family and parenthood support by civil society institutions (as the complex including culturological, psychological, pedagogical and health-improving aspects of family support) and also to set dynamics of «stage-by-stage approach» to parenthood culture development: from preparation for pregnancy and a birth of the kid, for a child-bearing, infancy support, education of the preschool child, preschool preparation, adolescence etc. - to a stage «a start from a nest». Keywords: liberal education, culture of parenthood, parenthood, family support, social technologies, demographic crisis, crisis of family values.

Вопрос о базовых детерминантах культуры родительства является на сегодняшний день особо актуальным ввиду того печального положения, которое констатируется демографами, психологами и педагогами в отношении падения рождаемости, роста количества абортов, угасания родительской инициативы, антисемейных ориентаций молодёжи. Под «культурой родительства» мы понимаем совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этнонациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека, его «идеальном культурном облике».

В определении детерминант родительства, специфики его ценностного пространства чаще всего внимание уделяется значению телесного, кровно-родственного биосоциального начала. Биологические детерминанты родительства исследуются психофизиологами и этологами. Этологи рассматривают привязанность как врожденный биопсихический механизм, одинаковый и для животных, и для человека. В рамках этологии и психофизиологии установлены, в частности, некоторые значимые для возникновения привязанности, глубокой родственной связи факторы и пусковые механизмы: ранний телесный контакт матери и отца с новорожденным ребенком, морфологические черты, запахи, движения и позы, улыбка ребенка.

Невозможно отрицать, что родительская забота о детях, безусловно, имеет свои биогенетические предпосылки. Однако в случае, например, успешного приёмного родительства, очевидно доминируют не кровно-родственные, но иные —

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (38) 2010 г.

социокультурные детерминанты. Практика суррогатного материнства вкупе с абортами на поздних сроках беременности только подчеркивает остроту проблемы соотношения биологического и социокультурного начала в становлении культуры родительства. Как ни существенны для становления тесных кровнородственных отношений биогенетические предпосылки, биологических концепций явно недостаточно для полного описания специфики культуры родительства как феномена человеческого поведения. В противовес биологическому подходу в понимании природы родительства выступает культурно-исторический подход; с этих позиций родительство рассматривается как социально обусловленный и изменчивый на протяжении истории феномен.

На наш взгляд, феномен культуры родительства характеризуют следующие базовые детерминанты:

а) аксиологическая, обуславливающая ценности, культурные образцы, которые определяют выбор родительских практик на разных этапах становления семейной системы и которые получают свою интерпретацию у родителей в контексте детского мировосприятия и, таким образом, определяют особенности складывающейся у ребёнка картины мира;

б) когнитивная, определяющая знания, опыт, навыки, составляющие морфологию культуры родительства и базовые ступени ее освоения;

в) процессуальная, обуславливающая способы трансляции знаний и ценностей, отражающие особенности семейного коммуникативного пространства, а также избираемые родителями культурные и воспитательные практики.

Эта трехкомпонентная структура определяет систему: духовные ценности — знания и опыт — способы их трансляции. Соответственно, этими детерминантами задаётся и решение актуальных вопросов: ради чего и что именно транслировать? Что для этого необходимо, из каких морфологических единиц складывается единое культурное поле родительства? Какими способами транслируются ценности и знания от старших к младшим членам семьи?

Аксиологическая детерминанта культуры родительства определяет целе-полагание и отбор содержания: ради чего? Что именно отбирается в культурное поле семьи? Какие культурные образцы, смыслы, ценности жизнедеятельности отличают родительские установки на уровне репродуктивных, коммуникативных, воспитательных семейных программ?

Аксиологическая детерминанта культуры родительства на уровне отдельной личности задается субъективно-психологическим фактором — отношением индивида к собственному родительскому статусу.

Для коррекции индивидуалистических антисемейных ценностных ориента-ций, альтернативных традиционным общинным и семейно-многодетным, сегодня представляется возможным специальное воздействие на ценностно-смысловое пространство семьи со стороны институтов гражданского общества (государственных и общественных центров поддержки семьи, церкви). Основой такого культурно-просветительского влияния может стать деятельное освоение системы отечественных ценностей семейной и родительской культуры, закрепленной в культурно-педагогических практиках, составляющих «золотой фонд» воспитательного потенциала национальной культуры, а также обогащение их подходами, приемами и традициями, вкупе со сложившимися в живом поиске и практике современных семей, семейных клубов, родительских сообществ. В контексте этого обогащения корректируются и преодолеваются такие черты наследия патриархальной культуры родительства, как, например, крайняя степень авторитаризма

по отношению к детям, жесткое доминирование тактики принуждения и подавления личности ребенка, но актуализируются и творчески преломляются такие аспекты наследия, которым и сегодня нет замены в культурном поле семьи — пестование младенчества, календарные праздники, круг игр, прикладных занятий, рукоделия и пр.

Множественность идеологий, стилей жизни и норм поведения, которая отличает жизнь динамично меняющегося, нестабильного и в то же время беспрецедентно открытого информационного общества, ставит перед родителями проблему: что именно транслировать и интерпретировать собственным детям? Тем родителям, которые принципиально небезразличны к содержанию впечатлений, получаемых их детьми, и избирательны в отношении источников этих впечатлений, свойственна некая «аксиологическая подозрительность». Это фактор, наряду с такими важнейшими характеристиками культуры родительства, как компетентность и ответственность, на наш взгляд, имеет большое значение при формировании в мире семьи определенной культурной среды. При этих условиях особенно востребованными в семейном нарративе оказываются такие тексты культуры, которые отвечают духовным, нравственным, эстетическим запросам и одобрению взрослых членов семьи. Непонятное же, спорное, как правило, находится за пределами семейной повествовательной традиции. Умение родителей избирательно формировать семейную культурную среду, привносить в неё ценностно значимые культурные тексты и практики можно рассматривать как один из критериев зрелости родительской культурной концепции, тогда как «незрелость» будет проявляться в неразборчивости и «всеядности».

Когнитивная детерминанта культуры родительства определяет систему знаний, навыков и опыта, необходимых для реализации родительской роли в различных областях семейной жизнедеятельности. Когнитивная детерминанта задает комплексную систему взаимовлияющих морфологических модулей культуры родительства.

Комплекс базовых морфологем когнитивной детерминанты культуры роди-тельства охватывает важнейшие сферы семейной жизнедеятельности: духовную, витальную, психолого-педагогическую.

Таблица 1

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЬСТВА :

базовые структурные комплексы

Витальный комплекс Духовный комплекс Психолого-педагогический комплекс

Культура деторождения: репродуктивная и перинатальная культура Духовно-нравственная культура Художественно-эстетическая культура Педагогическая культура Психологическая культура

Культура здорового образа жизни

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (38) 2010 г.

Аксиологическая и когнитивная детерминанты культуры родительства находят свое непосредственнее выражение в процессуальных особенностях родительских практик.

Процессуальная детерминанта культуры родительства обуславливается аксиологической и когнитивной детерминантами и отражает способы трансляции знаний и ценностей, которые определяют особенности семейного коммуникативного пространства, избираемых культурных и воспитательных практик. Процес-суальность культуры родительства может рассматриваться как деятельностная производная более или менее организованного и интерпретированного опыта, передаваемого от поколения к поколению, а также формируемого самими родителями.

Если на коммуникативное пространство семьи непосредственное влияние оказывают личностные особенности детей и родителей вкупе с психолого-педагогической компетентностью последних, то комплекс культурно-воспитательных практик складывается под влиянием национальной культуры, собственного жизненного опыта, а также популяризируемых в обществе воспитательных и образовательных подходов.

Специфика содержания родительских практик обуславливается этапами становления культуры родительства:

- на этапе ожидания рождения ребенка могут превалировать оздоровительные и перинатальные практики;

- на этапе пестования младенца к ним могут добавляться традиционные материнские — колыбельные, двигательные забавы на основе потешек и пестушек, изготовление первых игрушек;

- на этапе дошкольного и школьного детства процессуальный потенциал родительства расширяется и пополняется воспитательными, образовательными, досуговыми, художественно-эстетическими практиками, отражающими весь культуротворческий комплекс, сложившийся в отечественной традиции — от освоения воспитательного потенциала фольклорного фонда, основ созидания пространства игр и игрушек, круга чтения, атрибутики и содержания праздничного годового цикла, семейных обычаев до приобщения к духовной традиции, творчеству и искусству.

В перспективе разработки модели целенаправленного развития культуры ро-дительства в современном обществе эти базовые детерминанты могут задавать основные направления практической деятельности целенаправленной поддержки семьи и формирования культуры родительства институтами гражданского общества — как комплекса, включающего культурологическую, психологическую, педагогическую и оздоровительную составляющие сопровождения семьи: ценностно-смысловая сфера — оздоровление — воспитание — традиции — досуг — проблемные ситуации — коррекционно-педагогические возможности — специфика расширения семейной системы от малодетности к многодетности и т.д. Помимо того, ими может быть задана динамика, «этапность» освоения культуры родительства: от этапа подготовки к беременности и рождению малыша, к деторождению, сопровождению младенчества, воспитанию дошкольника, предшколь-ной подготовке, отрочеству и т.д. — вплоть до этапа «вылета из гнезда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.