Научная статья на тему 'Базисные понятия антропологических наук в целостном мировоззрении'

Базисные понятия антропологических наук в целостном мировоззрении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
266
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / ЗДОРОВЬЕ / НАУКА / ПРАВОСЛАВИЕ / ANTHROPOLOGY / HUMAN / HEALTH / SCIENCE / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евстигнеев Александр Иванович

Представлен дискуссионный взгляд на науки о человеке с позиций православной духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic notions of anthropologic arts in holistic view of the world

Open-to-discussion point of view on social sciences from the position of Orthodox spirituality is represented.

Текст научной работы на тему «Базисные понятия антропологических наук в целостном мировоззрении»

ПЕРЕКРЁСТОК КУЛЬТУР

БАЗИСНЫЕ ПОНЯТИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ НАУК В ЦЕЛОСТНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

А.И. Евстигнеев

Академия антропологических наук имени св. Феофана (Говорова),

Львов, Украина

Антропология как система наук о жизни и деятельности человека стала востребованной во всех сферах жизни.

Естественные науки оказались беспомощными там, где принимаются человеческие решения. Классический тому пример -взрыв Чернобыльской атомной электростанции. Вероятность взрыва, рассчитанная учеными-физиками, составляла одну миллионную долю процента. Взрыв в представлениях ученых казался невероятным1. Но взрыв произошел по причине такого же невероятного сочетания двадцати четырех параметров, связанных с решениями человека2.

Подобные примеры можно привести из любой области жизнедеятельности человека. Человечество подошло к роковой черте в развитии земных цивилизаций3 - человек сам себя и среду своего обитания уничтожает4. Человек, утратив понимание своих жизненных целей, призвания и возможностей, действует

1 Анализ причин аварии на Чернобыльской АЭС путем математического моделирования физических процессов: Отчет ВНИИАЭС, инв. № 846. 1986.

2 Медведев Г. Чернобыльская тетрадь // Новый мир. 1989. № 6.

3 Тростников В.Н. История человечества есть история цивилизаций // Православная цивилизация. М., 2002. С. 91-102.

4 Кожурин А.Я. Социально-антропологическая катастрофа как "апокалипсис" // Социальный кризис и социальная катастрофа: сб. матер. конф. СПб.: 2002. С. 38-42.

вслепую, и более похож на слона в посудной лавке - все вокруг крушит. Серьезным ученым стало очевидным, что без учета человеческого фактора, без построения антропологических наук дальнейшее развитие технической цивилизации погубит всё человечество5.

Но самой-то антропологии как науке как состояться? Какими методами изучать человека?

Надежды на то, что какой-либо из общепризнанных научных методов даст, наконец, приемлемую парадигму человека, оказались несостоятельными. Огромные усилия тратятся, а задача не решается. Частичные же гуманистические решения заводят все антропологические науки в тупик. Человек предстоит перед наукой неразрешимой загадкой. Почему?

Общепризнано, что науки возникают "в результате открытия фундаментальных закономерностей, на основе которых создается метод для изучения большой совокупности явлений, имеющих жизненно важное значение"6. Целью любой науки является наиболее полное описание того, что она изучает (предметы, системы, явления). Описать - значит определить, т.е. наложить предел на Природу, и вычленить в ней то, что мы можем понять на уровне своего рассудка. Задача науки сводится к поискам пути познания окружающего мира7. Научное познание всегда представляет собой познание частичное. Об этом никогда

5 Экологическая катастрофа. http://ru. wikipedia. org Гуманитарная катастрофа. http://ru. wikipedia. org Техногенные катастрофы. http://chronicl. chat. ru/tehnogen.htm

6 Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

С. 288.

7 Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе -синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие, прогнозировать. (http://ru. wikipedia. org/wiki/Наука).

не следует забывать. Это плод работы нашего рассудка. "Наука - вершина работы рассудка", - пишет святитель Феофан (Говоров)8. Рассудок - всего лишь одна из способностей человека, принадлежащая душе9.

До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых, которые искали Истину. Сегодня ученый - это особая профессия. Сейчас в мире миллионы научных работников. Наука стала работой, источником существования для многих людей. Современная наука - это рынок10. Вернее, поле битвы за финансирование и влияние на умы, за признание идей одних людей и опровержение других. Тут уж не до Истины. Макс Планк, знаменитый физик, сказал по этому поводу: "Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает новую научную истину сразу".

Антропологические науки в настоящее время разделяют участь всех наук - это настоящее ристалище различных мнений и направлений, прикрытое благими намерениями. До живого ли

8 Феофан (Г оворов), святитель, Вышенский Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Почаев, 2003. С. 216.

9 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. М., 1995. 384 с.

10 Совокупность занимающихся наукой людей составляют научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества является признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров. (http://ru.wikipedia.org/wiki/HavKd)

тут человека, когда нужно выиграть грант или получить премию? В таких спорах не рождается Истина, в лучшем случае побеждает красноречие.

Парадокс! Никто не покупает сложной машины или устройства без инструкции для пользования. Никто не изучает устройство автомобиля по следам протекторов на асфальте или устройство двигателя по шуму его работы. Человек разумный идёт к тем, кто создал сложную, но необходимую ему вещь и спрашивает, как ею пользоваться.

Человека же наука изучает по "следам на песке", по плодам деятельности человека в видимом вещественном мире. Человечество достаточно хорошо разобрало биологическое тело человека, как говорится, разложило его по косточкам11. В таком теле человек живет на земле в вещественном мире и может быть объектом научных исследований. А человека в целом как изу-чить?12К другим составным частям целостного тела - естества человека, душе и духу человека привычные научные методы не подходят13. Нужно знать априори замысел Того, Кто сотворил человека14.Человек - личность, отвечающая на вопрос "Кто?".

11 Анатомия и физиология человека изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в процессе индивидуального развития. Классический подход к изложению информации об организме человека основан на принципе раздельного описания макроскопического строения (анатомия), микроскопического строения (гистология) и функционирования (физиология). Эти разделы науки служат фундаментом для медицины // http://www. e-anatomy. ru

Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Ростов н/Д, 2003. 416 с.

12 С чего начинается личность / под общ. ред. Р.И. Косолапова. М., 1983. 360 с.

13 "Как в русском языке слово "тело" родственно слову "целый", так и в греческом языке слово "soma" имеет корень so- (цел-). Прилагательное "sos" означает "целый, неповрежденный, здоровый". Иануарий (Ивлев), архимандрит. Основные антропологические понятия в Посланиях святого Апостола Павла // Православное учение о человеке. М., 2004. С. 21.

14 Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991. С. 237.

Это не механический набор "винтиков", энергий или сил, отвечающих на вопрос "что?"15.

Можно ли судить о человеке с некой "объективной", "нейтральной" точки зрения? Существует ли она? Ведь такая позиция должна быть в равной мере чуждой, равноудаленной от всех иных точек зрения. Не есть ли такая "объективность" безразличие и непонимание того, о чем ведется речь? Схоластика и родилась из таких вот "наук ради наук". "Объективность вовсе не состоит в том, чтобы ставить себя вне данного объекта, а наоборот, в том, чтобы рассматривать объект в нем и через него"16.

Мировоззрения современных людей пестрят разнообразием. Следуя человеческим представлениям, можно подумать, что и человеческое происхождение разнообразно. Некоторые считают себя происшедшими от обезьян, такие люди находятся на стадии эволюции. Часть людей уверена в своём инопланетном происхождении17. У части людей творцом был некий высший разум18 или произошла реинкарнация19 и т.д. Мнения и научные гипотезы растут как грибы после дождя. В такой сумятице мировоззрений ни науке, ни религии невозможно утвердиться в Истине. Человеческий разум, отвергая Божественное Откровение, сам ищет путь к Истине и много на этом пути фантазирует20.

15 Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007. 912 с.

Книга, предложенная Юрием Михайловичем Зенько, является системным исследованием работ в этом направлении. Основными достоинствами книги следует признать ее многогранность, литературную открытость и историчность в области христианской антропологии. Это, прежде всего, серьезное справочное пособие.

16 Лосский В.Н. Очерки мистического богословия. М., 1991. С. 12.

17 Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Свитки из Лемурии. Новые откровения о космическом происхождении человека. Киев: София, 2008. C. 336. Люди произошли от земноводных. http://jupiters.narod.ru/human.htm

18 http://www. theosophy. ru/hpb. htm

19 Реинкарнация. http://who-are-you. ru

20 Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2006. 202 с.

Диалектический метод, принятый в науке21, предполагает наличие высокого научного профессионализма у исследователей. Научный профессионализм, безусловно, подразумевает всесторонние знания о предмете исследования. Спросим: Кто в познании человека может быть большим "профессионалом", или может стать выше святых отцов в суждениях о человеке? Когда

Сам Творец являет Себя во святых Своих, дарует им Свои От-

22

кровения .

"Установив здравые понятия об устроении человека, получим вернейшее указание на то, как человеку следует жить", -утверждает святитель Феофан. Настало время, когда ученые-православные-миряне должны "не убояться высот премудрости духовной", и подойти к Откровению Божию, выраженному в Православном наследии святых отцов, как к живому Источнику всякой истинной учености23.

"Мне думается, - так наставляет святитель, - что многие потому и не живут, как следовало бы, ибо ошибаются, полагая, будто законы жизни навязываются человеку извне. Поэтому не туда направляют свои жизненные силы. По сути же законы окружающей нас жизни исходят изнутри самого человека".

21 В более узком смысле диалектика - название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме "тезис-антитезис-синтез". Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формулирует для этого явления понятие или суждение, которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формулированием антитезиса - формулы или понятия, содержание которого противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом -к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина. http://ru.wikipedia.ors/wiki/Дumeктum

22 Ростовский Димитрий. Жития святых. Киев, 2000. Т. 1-12.

23 Материалы научно-практической конференции "Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России". Саров, 2000 . 178 с.

Непомнящих И. Путь Православия сегодня. 10.10.2001. http://npdeocndeue.ru

Человека, как Венец, Бог сотворил последним, даровал Ему Свое Творение и поручил "возделывать его", царствуя над всеми мирами, видимыми и невидимыми. Законы мироздания согласуются с внутренним устроением человека.

"Жить нам надобно так, как Бог создал нас"24. Эта мысль святителя Феофана, ясная и конкретная, выводит нас на уровень истинного достоинства человека. Человек сотворен личностью и призван в достоинство богоподобное25. Вот базисные понятия о человеке, на которых строится деятельность Академии антропологических наук имени св. Феофана (Говорова) как в фундаментальных исследованиях - антропологическом моделировании, так и в системных подходах: целостное воспитание и образование, лечение и исцеление человека и иные прикладные антропологические дисциплины. "Если бы люди были правильно научены и твердо убеждены в том, что так оно есть на самом деле, то не стали бы перечить Истине и отступать от Законов". Эту задачу решает и воплощает в своей деятельности Академия.

24 Евстигнеев А.И., Евстигнеев Е.А., Евстигнеев М.А. Антропология: учебник. Ч. 1. Физико-морфологическая модель человека / Академия антропологических наук им. св. Феофана (Говорова). Львов: Меганом, 2005. С. 156.

25 Евстигнеев А.И., Евстигнеев Е.А., Евстигнеев М.А. Антропология: учебник. Ч. 2. Этико-аксиологическая модель человека / Академия антропологических наук им. св. Феофана (Говорова). Львов: Меганом, 2005. С. 137.

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.