Научная статья на тему 'Базис и надстройка компетентностной модели выпускника вуза'

Базис и надстройка компетентностной модели выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / БАЗИС / НАДСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халуева Вера Владиславовна

Статья посвящена проблеме формирования компетентностной модели выпускника вуза. Предложенная структура компетентностной модели выпускника, которая представляет собой систему профессиональных ком-петентностей (базис) и надстроечных компетенций, является методологической основой для проектирования единой целостной системы подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базис и надстройка компетентностной модели выпускника вуза»

УДК 378.09:6

БАЗИС И НАДСТРОЙКА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

В.В. Халуева (г.Казань, Российская Федерация)

Статья посвящена проблеме формирования компетентностной модели выпускника вуза. Предложенная структура компетентностной модели выпускника, которая представляет собой систему профессиональных компетентностей (базис) и надстроечных компетенций, является методологической основой для проектирования единой целостной системы подготовки специалиста.

Ключевые слова: компетенция, результат обучения, профессиональная компетентность, компетентностная модель выпускника, базис, надстройка.

THE BASIS AND SUPERSTRUCTURE COMPETENCE MODEL OF A

UNIVERSITY GRADUATE

V. V. Khalueva (Kazan, Russian Federation)

Abstract. The article is devoted to the problem offormation of a competence model of a University graduate. The necessary structure competence models graduate, which is a system of professional competence (basis) and superstructure competencies, is a methodological basis for the design of an integrated system of specialist training.

Keywords: competence, the result of education, professional competence, competence model of a graduate, basis, superstructure.

Реализация стратегии модернизации высшего образования в России заключается в последовательном переходе от традиционной формально--знаниевой к компетентностной модели, ориентированной на личность обучающегося. Другими словами, предполагается создать образовательную систему, состоящую из двух компонент - знаниевого и личностного характера, находящихся в диалектической взаимосвязи, а образовательные программы представить в виде системы учебных модулей, ориентированных на формирование компетенций, как целей-результатов образовательного процесса, будущих специалистов. Однако переход на подготовку специалистов на основе компетентностного подхода связан с решением целого ряда возникающих методологических проблем. Первая проблема связана с отсутствием единства в понимании сущности терминов «компетенция», «компетентность», «результаты обучения».

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Однако в российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор однозначно не определенно. Одни ученые отождествляют эти понятия (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков и др.), другие настаивают на их разграничении (И.А Зимняя, А.В. Хуторской, Э. Зеер, А.И. Субетто и др.), третьи предлагают использовать термин «компетенция в увязке с квалификацией» (Е.Е. Дюгай и др.).

Так, А.В. Хуторской рассматривает компетенцию в системе образования как совокупность взаимосвязанных качеств личности, отражающих заданные требования к подготовке выпускника, а компетентность - как обладание человеком соответствующей компетенцией [1], И.А. Зимняя полагает, что «компетенция» относится к потенциальному качеству личности, а «компетентность»

- к актуальному, формируемому личностному качеству, то есть «компетентность» предстает актуализацией компетенций, комплекса компетенций, определяющих содержание данной компетентности [2], А.И. Субетто определяет компетенцию как «совокупность потенциальных свойств качества выпускника вуза, которая выступает новообразованием в структуре качества учащегося, формирующимся за образовательный цикл в рамках образовательной системы». Компетентность же есть «совокупность компетенций, актуализированных в процессе их развития в определенных видах деятельности» [3]. По мнению Е.И. Огарева «компетентность

- категория оценочная, которая характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, которые приводят к успешному достижению поставленных целей» [4].

В качестве компромисса авторы [5] предлагают «использовать термин компетентность как обобщающий по отношению к компетенции в отдельных областях, объединяющий их в единое целое». Авторы полагают, что в результате интеграции сформированных компетенций добавятся новые качества (С), а вновь сформировавшееся новое целостное образование и будет компетентностью. Однако

предложенная формула формирования компетентности вызывает больше вопросов, чем ответов на возникшую проблему определения взаимосвязи понятий «компетентность» и «компетенция». Не раскрыт механизм интеграции таких разных компетенций, как знаниевые и поведенческие, не определена интеграционная основа процесса и т.д. И почему в результате пусть даже интеграции компетенций (а это, скорее всего, простое сложение) должна сформироваться компетентность, а не компетенция более высокого уровня.

Не дали полной ясности и ФГОС ВПО третьего поколения, в которых дается определение компетенции, как «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», а в качестве результата образовательного процесса предлагается считать «усвоенные, знания, навыки и освоенные компетенции». Получается, что целью и результатом подготовки являются двесоставляющие: знания, умения, навыки и способности их применять. А термин «компетентность» просто не рассматривается. По существу, в ФГОС ВПО компетенциями признаются только личностные компетенции, ориентированные на формирование личностных качеств будущего специалиста, которые он будет использовать при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Если знания, умения и личностные качества - это компетенция, то что же такое знания, умения, навыки? Определяя в качестве цели-результата способность применять знания, умения и личные качества в деятельности, напрашивается вопрос, а способен ли обучающийся осуществлять эту самую деятельность. И что является целью-результатом образовательного процесса - способность осуществлять деятельность на основе полученных знаний, умений и личных качеств или способность применять их в профессиональной деятельности. Фактически предлагается формировать способность применять их по отношению к деятельности, которую он не способен пока осуществлять. Таким образом, сначала необходимо сформировать способность осуществлять деятельность, а затем формировать личные качества для ее более эффективного осуществления.

Возвращаясь к понятиям «компетентность» и «компетенция», на основе проведенного анализа можно сделать предположение, что компетенция действительно и есть способность применять сформированные знания, умения и личные качества при осуществлении профессиональной деятельности, а компетентность - способность осуществлять профессиональную деятельность на основе полученных знаний, умений и личных качеств. Тогда, структуру цели/результата обучения можно представить в виде схемы (рис.1).

Рис. 1. Структура цели/результата обучения Тогда результатом обучения является компетентность или компетенция? Разработчики ФГОС предлагают создать компетентностную модель выпускника на основе интегрированной классификации компетенций. Предложенная классификация делит компетенции на три группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Получается, что ФГОС ВПО предлагает два, совершенно отличных друг от друга, вида компетенций. Общекультурные компетенции ориентированы на формирование различных личных качеств: умение сформулировать цель, работать в команде, владеть средствами коммуникации и т.д. С данных позиций они действительно являются компетенциями. В отличие от общекультурных и общепрофессиональных компетенций, профессиональные компетенции ориентированы на формирование готовности, и способности специалиста осуществлять определенную профессиональную деятельность. Тогда определение термина «профессиональная компетенция» в ФГОС ВПО не соответствует определению компетенции, и может определяться как профессиональная компетентность.

Таким образом, можно сделать предположение, что компетентностная модель выпускника вуза представляет собой систему, состоящую из профессиональных компетентностей по видам деятельности (базис) и компетенций -общепрофессиональных и общекультурных (надстройка). И целью/результатом образовательного процесса является формирование компетентностного выпускника вуза, это формирование единой целостной системы профессиональных компетентностей по видам деятельности. Следовательно, структура компетентностной модели выпускника вуза будет иметь вид:

Рис. 2. Компетентностная модель выпускника вуза

У данной системы есть общая определённая цель - профессиональная компетентность выпускника по соответствующему направлению, а любая из её элементов - компетентность по виду деятельности сама является системой (подсистемой данной системы), имеющей собственную цель (подцель) и собственный результат действия. Определение целей формирования профессиональных компетентностей должно осуществляется сверху вниз - от главной цели формирования компетентности основного вида деятельности к целям

формирования компетентности специалиста по простым видам деятельности, являющимися системными компонентами основной компетентности.

Профессиональные компетентности играют определяющую роль в системе подготовки, именно базис определяет надстройку. Надстроечные компетенции способствуют оформлению базиса, его развитию, и тем самым обеспечивают более высокий уровень сформированности профессиональной компетентности. Поскольку между базисом и надстройкой существует причинно-следственная связь диалектического характера, надстройка оказывает обратное воздействие на породивший её базис и развитие образовательного процесса в целом. Определившись с методологической основой (базисно-надстроечного типа) формирования компетентностной модели выпускника вуза, можно переходить к педагогическому проектированию единой целостной системы подготовки специалистов и ее конкретных учебных модулей (циклов, курсов, дисциплин).

Источники:

1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Наука и образование. 2004. № 3. С.35-43. [Zeer E.F. Modernization of professional education: competence approach // Nauka i obrazovanie. 2004. № 3. 35-43 p. (In Russ.)]

2. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования [Текст] // Россия в Болонском процессе: труды методолог. семинара. М., 2005. 156 с. [Zimnaya I.A. Socio-professional competence as a result of a holistic professional education [Text] // Russia in the Bologna process: proceedings of an expert. of the seminar. M, 2005. 156 p. (In Russ.)]

3. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.; М., 2006. [Subetto A.I. Ontology and epistemology of the competence approach, classification and qualimetry competencies. SPb.; M., 2006. (In Russ.)]

4. Огарёв Е.М. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: РАОИО, 1995. [Ogarev E.M Competence education: social aspect. SPb.: ROIO, 1995. (In Russ.)]

5. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 212 с. [The design of the basic educational programs of the University in the implementation level of training on the basis of Federal state educational standards / edited by S.V. Korshunova. M: MIPC MGTU. B.C. Bauman, 2010. 212 p. (In Russ.)]

References:

1. Zeer E.F. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod // Nauka i obrazovanie. 2004. № 3. 35-43 p.

2. Zimnyaya I.A. Sotsial'no-professional'naya kompetentnost' kak tselostnyy rezul'tat professional'nogo obrazovaniya [Tekst] // Rossiya v Bolonskom protsesse: trudy metodolog. seminara M, 2005. 156 p.

3. Subetto A.I. Ontologiya i epistemologiya kompetentnostnogo podkhoda, klassifikatsiya i kvalimetriya kompetentsiy. SPb.; M., 2006.

4. Ogarev E.M. Kompetentnost' obrazovaniya: sotsial'nyy aspekt. SPb.: ROIO, 1995.

5. Proektirovanie osnovnykh obrazovatel'nykh programm vuza pri realizatsii urovnevoy podgotovki kadrov na osnove federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov / Pod red. S.V. Korshunova. M: MIPC MGTU. B.C. Bauman, 2010. 212 p.

Зарегистрирована: 10.06.2014

Халуева Вера Владиславовна (г.Казань), Казанский Государственный Энергетический Университет, кафедра инженерной графики, старший преподаватель, аспирант кафедры ИГ КГЭУ. Тел.: 8-952-038-95-31. E-mail: halueva.vera@yandex.ru

Haluyeva Vera Vladislavovna (Kazan), Kazan State Power University, chair of engineering graphics, senior teacher, graduate student of IG KGEU chair. Ph.: 8-952-038-95-31. E-mail: halueva.vera@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.