Научная статья на тему 'Батырша и Башкирское восстание 1755 года'

Батырша и Башкирское восстание 1755 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1419
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таймасов С. У.

В статье, на основе тщательного анализа литературы, опубликованных источников и архивных материалов, раскрываются важные аспекты башкирского восстания середины XVIII века. Опираясь на научные факты, автор убедительно доказывает, что имя Батырши по-праву связывается с этим крупным политическим событием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Батырша и Башкирское восстание 1755 года»

ББК 63.3 (2Рос.Баш)

УДК 94 (470.57)

БАТЫРША И БАШКИРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1755 ГОДА Таймасов С.У.*

В статье, на основе тщательного анализа литературы, опубликованных источников и архивных материалов, раскрываются важные аспекты башкирского восстания середины XVIII века. Опираясь на научные факты, автор убедительно доказывает, что имя Батырши по-праву связывается с этим крупным политическим событием.

Усиление религиозного и национального гнёта в середине XVIII века стало причиной нового восстания в Башкирии. Его идеологом и, в определённой степени, организатором явился мишарский мулла Батырша. Башкирские предводители надеялись с помощью этого известного и авторитетного человека привлечь в свои ряды все мусульманские народы края, а также соседних казахов. Для выполнения этой задачи Батырша принялся за составление и распространение своих воззваний. Очевидно, что эти послания могли отличаться друг от друга по содержанию в зависимости от своего назначения. До наших дней дошёл только перевод с одного из воззваний, которое было захвачено Янышем Абдуллиным в начале сентября 1755г. Он опубликован в монографии В.Н.Витевского под названием «Воззвание к башкирцам муллы Абдуллы Мягзялдина»1. С тех пор это или подобное название документа фигурирует во всех публикациях о восстании 1755 года. Между тем, по нашему мнению, данное письмо было адресовано казанским татарам. В этом можно убедиться с помощью несложного анализа. В начале своего обращения Батырша укоряет тех, кто «оставя правой нашей веры славные и добрые дела, россианам поддались». Эти слова не могли предназначаться башкирам, которые в течение XVП-XVШ веков вели практически непрерывную борьбу с царизмом. Причем, самое крупное и кровопролитное восстание имело место в недавнем прошлом. Автор ставит в пример своим адресатам их предков «болгарцев правоверных», которые бесстрашно боролись с «россианами». Затем он обвиняет некоторых, называющих себя правоверными, которые «правоверных наших башкирцов детей мужеска и женска полу слугами и служанками учиня в работу употребили и девок без законного брака насильно наложницами учинили...». Известно, что во время восстания 1735-1740гг. каратели продавали жен и детей казненных башкир за пределами Башкирии, в том числе, казанским татарам2. Чтобы ободрить татар Батырша сообщает им, что «.из того Уфимского уезду всех четырех дорог народ правоверной сообщась с киргиз кайсаками могут возстать и свой

правоверной меч подняв их россиан разорять». Затем зовет их: «Вы верующие и исповедующие единого Бога юноши и старые конные и пешие собирайтесь и выезжайте. Я. Оренбургской губернии башкирского и мещеряцкого народов с достойными и хорошими людьми о сем уже переговаривал и сносился. Еще знайте, что и киргиз-кайсаки с нами в одном слове и совете состоят. Я, Абдулла Мягзялдин, всех четырех дорог народа правоверного. с некоторыми . людьми советовал и условясь срок предположили, чтоб в сим 1755-м году после праздника разговенья нашего, то есть июля 1го числа возстать»3.

По мнению С.М.Васильева : «Сигнал к восстанию должны были дать башкиры Ногайской дороги, которые после разрушения укрепленных пунктов царизма должны были временно отойти на территорию казахов с тем, чтобы соединиться с ними для борьбы за уничтожение господства России в Башкирии и Казахстане. На севере Башкирии, в пределах Осинской дороги, вспомогательный отряд повстанцев должен был действовать в районе городов Кунгура и Осы с тем, чтобы привлечь к восстанию татар Казанской губернии. Основной отряд предполагалось двинуть на Сибирскую дорогу в аул Карышбаш для расправы со старшиной Янышем Абдуллиным, а затем в Елдяцкую крепость, с. Калинники и на Уфу»4.

Считается, что башкиры Бурзянской волости выступили стихийно, раньше указанного срока. Однако сохранились архивные документы, указывающие на то, что старшины Бикбулат Аркаев, Алкас Сююндуков, сыновья батыра Алдара Исекеева и другие еще зимой задумали начать бунт весной «. разсуждая, что.и другие башкиры, увидя начало, к ним пристанут.»5. Непосредственным поводом к вооруженному выступлению стали беззакония некоего Брагина, начальника горно-изыскательных работ, присланного из Петербурга для отыскания и обработки цветных камней. Неоднократные жалобы башкир И.И.Неплюеву и А.И.Тевкелеву ни к чему не привели. Тогда башкиры сами расправились с “каменотёсцем”, после чего 124 бурзянские семьи двинулись в казахские степи. Неплюев немедленно направил войска в

*Таймасов Салават Усманович; к. истор. н., доц. Стерлитамакской государственной педагогической академии

72

раздел ИСТОРИЯ

Башкирию, приказав действовать «не щадя не токмо жилищ, но самих башкирцев, жен их и детей, для вкоренения страха к недопущению сему злу распространиться»6. Каратели произвели в Бурзянской волости массовые аресты. Часть башкирских старшин была заменена мишарскими, прибывшими в волость со своими командами. Чтобы держать мятежную область под особым контролем оренбургский губернатор приказал построить внутри нее новую Зилаирскую крепость. 29 мая он послал гонца к правителю Младшего жуза Нурали-хану с приказом разграбить и сделать пленниками бежавших к нему башкир. Соответствующее указание было отправлено и в Средний жуз к Аблай-султану7. Тептярям и мишарам были отправлены грамоты с призывом выступить против башкир, которые, якобы, хотят поработить их8.

Несмотря на все усилия Неплюева, 8 августа бунт вспыхнул снова. В этот день бурзяне убили приставленного к ним мишарского старшину Абдуллу Вагапа, его писаря и двух мишарей. Вскоре к ним присоединились Кипчакские, Усергенская, Тангаурская и Тамьянская волости. Повстанцы напали на Вознесенский и Преображенский, сожгли Покровский завод, разорили несколько почтовых ямов, разгромили посланные против них команды, после чего стали массами уходить за Яик. В середине 20х чисел августа в Казахстан ушло свыше 10 тысяч человек. Оставив у казахов семьи и скот, повстанцы возвращались назад, нередко вместе с казахами, и вступали в борьбу с карательными войсками.

Большинство исследователей полагает, что Батырша и предводитель гайнинских башкир Чурагул Минлибаев в ответственный момент проявили нерешительность и стали выжидать, чем обернутся события на Ногайской дороге. На наш взгляд, более верно мнение Валиди о том, что Батырша находился у себя, поближе к Казанскому уезду, чтобы организовать взаимодействие повстанческих сил9. Однако, ему не удалось поднять татар, мишарей и тептярей. В 20-х числах августа он отправляет четырех связных в Гайнинскую волость. 2728 августа гайнинцы убили старшину Абдука (Аптыка) и стали разъезжать по аулам вдоль реки Тулва, призывая народ выступить 1-го сентября. Приблизительно в этот день, или чуть позже гайнинцы прибыли в Карышбаш, но своего предводителя там не застали. Принято считать, что Батырша в решительный момент проявил малодушие, бежал в лес и, самоустранившись от борьбы, в течение года скрывался в западной части Башкирии. Основанием для этого служили сведения из письма Батырши императрице Елизавете. Обнаруженные нами архивные материалы позволяют пересмотреть эту версию. Приведем отрывок из печатного манифеста от 5 октября 1755 г.: «... ныне к возмущению их наших верноподданных татар и башкирцов оказался один из мещеряков Г айнинской волости мулла Абдулла Мягзялдин, а по прозвищу Батырша, который с его умышленниками от наших же верных башкирцов и мещеряков разбит, и из товарищей ево шесть человек пойманы и ево Батырши ложно

вымышленные сочиняемые к возмущению всего того нашего народа подлинные письма найдены и объявлены, а сам он Батырша токмо с семью человеками согласников своих в леса бежал, и в тех письмах он Батырша всему тому нашему народу фальшиво якобы о утиснении веры их, чего в Башкирии и нигде не было, також построение городов и заводов и отягчение податьми и подводами разсевал, и от должного их и издревле состоящего нам подданства и послушания разными обманническими и коварными образы отвращал и на злодейство и бег, предписав от себя к тому злому собранию срок прошедшего июля 10 дня всех возмущал.»10.

Из допросов соратников Батырши открылось, что он намеревался, в случае неудачи, бежать с товарищами через Сибирскую дорогу и Кудейскую волость в Казахстан11. В первых числах сентября из Сарапульской волости был отправлено доношение о том, что башкиры Гайнинской волости намеревались убить старшину Яныша и сжечь его деревню, но тот успел бежать в Бирск12. В последствии, за разгром Батырши, он был награжден правительством именной саблей с благодарственной надписью, дорогим ковшом, сукном и ста червонцами13. 17 декабря Неплюев докладывал в Петербург о том, что Батырша скитается в Гаинских (Гайнинских - С.Т.) лесах, и старшина Яныш - знаток тех мест, отправил на его поимку 200 лыжников. Был пойман еще один его ученик14. В октябре 1755года Батыршу искали в Кудейской волости. 16 февраля 1756 года поручик Ураков сообщал Неплюеву услышанную им от казаха Младшего жуза Курмаша весть о том, что беглец находится в Среднем жузе в Кунделен-Кипчакском роде у казахов Ураза и Якуба. Правда, это сообщение оренбургским властям показалось сомнительным

15.

Августовские события не на шутку встревожили правительство. Оно приняло ряд экстренных мер по локализации и скорейшему подавлению восстания. Против повстанцев были задействованы огромные воинские силы - около 50 тысяч человек. 31 августа коллегия иностранных дел направило указ астраханскому губернатору Жилину о принятии мер по предотвращению возможных контактов бунтующих башкир с Турцией, Крымом и Кубанью16 1 сентября был опубликован императорский манифест о прощении всех добровольно возвратившихся башкир. 5 сентября был направлен указ Нурали-хану и казахам Младшего жуза с требованием вернуть всех «возрастных» башкир, оставляя себе в качестве добычи их семьи, скот и имущество17. Правительство было вынуждено действовать в фарватере политики Неплюева. Последнему, путем интриг, шантажа, подлога, подкупа и посулов, удалось не только расстроить союз между двумя родственными народами, но и посеять между ними глубокую вражду. Известную роль в этом сыграли и личные качества Нурали-хана: его беспринципность,

корыстолюбие, политическая наивность и ограниченность. Осенью 1755 г. восстание на юге фактически переросло в башкиро-казахскую войну. Аналогичным образом царизм действовал

и на другом театре. 26 сентября вышел манифест служилым и ясачным мурзам и татарам Казанской губернии. Выступавшим против башкир было обещано жалованье на 2 месяца вперед. Им было позволено забирать себе имущество, жен и детей повстанцев, обращать их в рабство и продавать18. С казанских татар сняли большой доимочный долг в казну, уменьшили натуральные повинности и рекрутский набор в армию. Однако, самой существенной уступкой стало прекращение деятельности новокрещенской Конторы в Казанской губернии и разрешение строительства

мечетей и медресе.

Батырша был схвачен 8 августа 1756 года и приговорён к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости, где содержался с кандалами на руках и ногах. Он погиб 24 июля 1762г. в схватке, зарубив топором четырех стражников. Вряд ли это была попытка к бегству, как полагает Витевский. Не подлежит сомнению, что Батырша был не только теоретиком-идеологом, но и подлинным борцом. Он внёс существенный вклад в дело борьбы за права угнетённых народов России.

ЛИТЕРАТУРА

1.Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Т. третий. Казань, 1897. Приложение. С. 92.

2.История Татарии в материалах и документах. М., 1937. С. 404-405.

3.Витевский В.Н. Ук. соч. Приложение. С. 92-100.

4.Васильев С.М. Роль Батырши в восстании 1755г. в Башкирии.// Страницы истории Башкирии.Уфа: БФАН СССРД974. С.30

5. ГАОО. Ф. З. Д. 37 Л. 72-72 об.

6.Жизнь И.И. Неплюев (им самим написанная). Факсимильное издание. Оренбург, 2004. С. 144-146.7. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. II. Корректура сб. док. подготовл. А.П.Чулошниковым в 1940 г. Док. № 98, 99.

8. Жизнь И.И.Неплюева. С. 153.

9. Валиди Ахметзаки Туган. История башкир. История тюрков и татар (на баш. яз.). Уфа: Китап, 1994. С. 121.

10. ГАОО. Ф. З. Д. 37 Л. 349.

11. Там же, Л. 346 об.

12. Там же, Л. 386 об.

13. Там же, Л. 349; Д. 38. Л. 58 14 Там же, Д. 38. Л. 34, 58

15. Там же, Л. 84

16. Там же, Д. 37. Л. 152.

17. Там же, Л. 173.

18. Там же, Л.289; ПСЗ. Т. XIV. № 10469.

Поступила в редакцию 07.09.05 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.